2047 Акты историч., I, 204. Точно год определен позже (Жданов, Матер. для ист. Стогл. собора, Сочин., 98) 2048 Курцовы Иов и Серапион, монахи Троиц. мон. Серапион с 1549 г. был игуменом Троиц. мон., а с 1551–1552 архиеп. новгород. 2050 Князь Ив. Ив. Кубенский дворецким состоял с 1535–1545 г. (Древн. Рос. Вивл. XX, 25, 28, 33), когда обозначен «выбывших», т. е. казненным. Троюродный брат И.Грозного; он был казнен в 1545 г. по обвинению в лихоимстве, по доносу дьяка Захарова (Никон. лет. VIII, 49; Царств. кн. 124; Львов. лет., IV, 181). Кубенский принимал деятельное участие в борьбе боярских партий и в заговоре против Бельского и Воронцова, а в 1545 г. обвинен в подговоре новгород. пищальников против дворян, посланных царем усмирить последних 2058 Голубинский, II, ч. I, стр. 804 и 814; Опис. рук. Троиц. Серг. мон., 150–152; Макарий, VII, 119 2059 В житии архим. Дионисия (гл. 30-я) читаем: «До сего же Дионисия в дому Сергия чюдотворца мало любили Максима Грека книг, такоже и переведенных от ученика его Сильвана, ни во что же полагаху те книги и на собор в торжества уставщики не давали их честь», и т. д. (Строев, Словарь, 207) 2060 Рукоп. Ундольского, 252; И.А.Шляпкин (Отчет Общ. люб. древн. письмен. 1899–1900, с. 166, по рукоп. Сийского мон.); Голубинский, 742 2061 А.Шахматов, Иоасафовская летопись (Ж. М. Н. Пр. 1904, 5; Опыт рус. историогр., II, 1095, 1187, 1238) 2062 Список погребен. в Троиц. Серг. лавре от основания оной до 1880 г., М., 1880, 66; Надписи Троиц. Серг. лавры, собр. архим. Леонидом, Спб. 1881, 134 2063 Курбский посвящает им много сочувственных слов, а Иван Грозный с большим негодованием говорит о них по поводу присяги Димитрию и принадлежности их к партии Сильвестра и Адашева (Сказ. Курбского, 93, 188, 191, 224, прим. 124 и 126), Карамзин, тт. VII, VIII и IX, прим., Филарет, М.Грек, 63, но к этим делам Нил отношения не мог иметь, так как они случились позже, а в то время многие постригались в надежде избежать политических потрясений. Упоминание о деле старца Курлятева одновременно с розыском других белозерцев (Акты Арх. экспед., I, 349) указывает на его прикосновенность к Артемию

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

и визант. исихазма. В Apophthegmata Patrum содержатся 8 цитат из этого сочинения (из глав 13, 16, 17, 19, 20, 89, 121) под именем Нила (PG. 65. Col. 306). Свт. Фотий ссылается на трактат «О молитве» как на сочинение «Нила монаха» ( Phot. Bibl. 201). По мнению большинства ученых, которые основываются на доказательствах И. Осэрра ( Hausherr. 1933), данное сочинение принадлежит Евагрию Понтийскому. На авторство последнего указывает сир. и араб. рукописная традиция. Опубликована сир. версия глав 1-32 ( Idem. 1939. P. 11-16). Под именем Н. А. сохранилась древняя араб. версия трактата мелкитского происхождения, выполненная на Синае (рукописи X в. Sinait. arab. 237, 329, 549). В ее основе лежит сирийский перевод ( Géhin . 2005. P. 183-188). В кодексе Argentor. 4225 (901 г.), также синайского происхождения, содержится переработка древней араб. версии ( Idem . 2005. P. 188-191; Idem. 2006. P. 90-91). Вторая араб. версия всего трактата, под именем Евагрия, сделанная, по-видимому, с греч. оригинала, издана в: Hausherr. 1939. P. 21-58; T     S   Samu   l al-Sur n. 1986. P. 55-80. Арм. версия: Саркисян Н. 1855. С. 700-716. Груз. перевод прп. Евфимия Святогорца дошел в составе сб. «Пчела» (НЦРГ. A 60, XIII в. Л. 270-285). Б. Утье обнаружил еще одну грузинскую версию трактата, сделанную с арабского в Синайско-палестинском регионе (не изд.; см.: Géhin . 2006. P. 102). В славянской традиции трактат приписывается «Нилу постнику» («Постника Нила главизны о молитв»; нач.: «Иже хощет благовонный фимианъ устроити…»). Основные рукописи: НБС. Дечан. 93, XII в. Л. 179 об.-186; ГИМ. Хлуд. 10д (253), XIII в. Л. 125-151; РНБ. Погод. 1054, XIV в. Л. 343-344 об. (без начала, выборка); ГИМ. Син. 644, кон. XIV в. Л. 96 об.- 114 об.; Berolin. SB. Hamilton. 381, кон. XIV в. Fol. 100v - 110; РГБ. МДА. Фунд. 49, кон. XIV - нач. XV в. Л. 126-140; РГБ. Троиц. 183(1675), кон. XIV - нач. XV в. Л. 341-352; ГИМ. Чуд. 269, 1-я пол. XV в. Л. 372 об.- 380 об.; РГБ. Троиц. 165(1720), 1414 г. Л. 236-251 об.; РГБ.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Вот эта–то приписка и позволяет перекинуть мостик к известному сочинению Епифания Премудрого — Похвальному слову Сергию Радонежскому. Дело в том, что указанными словами из жития Марии Египетской открывается Похвальное слово Сергию. Сравним тексты: Житие Марии Египетской Похвальное слово Сергию Тайну цареву добро есть хранити, а дкла Божия проповкдати преславьно есть…; еже не хранити царевы тайны, пагубно есть и блазньно, а еже молчати д " кла Божья преславная, бкду души наносить. Ткм же и азъ боюся молчати дкла Божия, воспоминая муку раба оного, приимшаго Господень талантъ, и в земли скрывшаго, а прикупа имь не створивша (РГБ, Троиц. 34. Л. 157). Тайну цареву добро есть хранити, а дкла Божиа проповкдати преславно есть; еже бо не хранити царевы тайны, пагубно есть и блазнено, а еже млъчати дкла Божиа преславнаа, бкду души наносить. Ткм же и аз боюся млъчати дкла Божиа, въспоминаа муку раба оного, приимшаго Господень талантъ, и в земли съкрывшаго, и прикупа имь не сътворшаго (РГБ, Тихонр. 705. Л. 106). Данные рукописи Троиц. 34 уже с полным основанием позволяют считать писца (и составителя) сборника именно Епифанием Премудрым (поскольку Похвальное слово Сергию Радонежскому во всех списках надписано именем Епифания Премудрого и стилистически однородно с Житием Стефана Пермского — см. главу 1 части 3). Саму же приписку Епифания на л. 157 возможно рассматривать как сигнализирующую о том моменте, когда писатель приступил к сочинению Похвального слова Сергию. Следовательно, составление сборника Троиц. 34, по данному признаку, можно датировать временем около 1412 г. — года создания Похвального слова (подробнее см. в 3 части). Таким образом, в распоряжении исследователей теперь имеется несколько автографов Епифания Премудрого (РГБ, Троиц. 22, 33, 34 и БАН, 17. 11. 4), позволяющих точнее представить жизненный путь выдающегося писателя, его деятельность в качестве книгописца, полнее обрисовать его творческий портрет. Новые данные позволяют уточнить и годы жизни Епифания Премудрого. Из помет на рукописи Стихираря видно, что в 1380 г. Епифаний был уже монахом Троице–Сергиева монастыря (вспомним помету «писал чернец», летописные приписки, тесно связанные с жизнью Сергиевой обители) и был соименен святому Епифанию Кипрскому. Появился Епифаний в Троице–Сергиевои монастыре не ранее 1374 г., т. е. после того, как монастырь оказался в уделе князя Владимира Андреевича. Это следует из отраженного в Житии Сергия представления, будто Троицкий монастырь с самого начала находился в уделе отца князя Владимира—Андрея Ивановича. Во всяком случае, факта раздела владений княгини Ульяны Епифаний не знает.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

В общей сложности Г. просмотрел до 580 томов слав. и греч. рукописей и опубликовал краткие сведения о важнейших из них. Собрал ценнейшую коллекцию (свыше 130 книг и отрывков) южнослав. и отчасти греч. рукописей XI-XIX вв. Источниками приобретений были покупки, дары, а также хищения, в чем Г. позднее (не всегда справедливо) обвиняли. Он приобрел, в частности, одну из древнейших слав. рукописей - глаголическое Евангелие тетр (см. Мариинское Евангелие ) нач. XI в., найденное на Афоне. Ввел в научный оборот ряд памятников слав. письменности и лит-ры XI-XVI вв.: Рильские глаголические листки XI в. (БАН. 24.4.15; 24.4.17; 24.4.37), Хиландарские листки XI в. (ОГНБ. Собр. рукописей. 1/1), Охридские глаголические листки XI в. (Там же. 1/2), южнослав. службы равноап. Кириллу (Константину), службу равноап. Мефодию с каноном Константина Преславского, Охридский Апостол кон. XII в. (РГБ ОР. Ф. 87. 13), 2 древнейших болг. Паремийника: один, кон. XII - нач. XIII в., получил имя Г. (Там же. 2; см. ст. Григоровича Паремийник ), другой - Хлудовский, 1294-1320 гг. (ГИМ. Хлуд. 142)), Боянское Евангелие 1-й пол. XIII в. (РГБ ОР. Ф. 87. 8), Добрианову Минею праздничную кон. XIII в. (БАН. 24.4.12; ОГНБ. Собр. рукописей. 1/4), серб. список XIV в. Изборника царя Симеона (РГБ ОР. Ф. 87. 19), Житие деспота Стефана Лазаревича (написанное Константином Костенечским) особой редакции (Zogr. 151; РГБ ОР. Ф. 178. 3070), переписку молдав. воеводы Стефана Великого с Охридским архиепископом в 1456 г. (РГБ ОР. Ф. 87. 27/2), письмовник Слепченского мон-ря XVI в. (Там же. 52/1) и мн. др. Г. были привезены иноязычные памятники: древнейший список греч. Пространного Жития св. Климента Охридского, составленного архиеп. Феофилактом (Там же. Греч. 113), Минея праздничная XIII в. с кратким Житием Климента, написанным архиеп. Димитрием II Хоматианом , лицевая греч. Хлудовская Псалтирь IX в. (ГИМ. Хлуд. 129д), румын. Хронограф Михаила Моксы (РГБ ОР. Ф. 87. 64) и др. Находки имели исключительное значение для изучения древнейшей истории слав. письменности, и в особенности глаголицы. Рукописями из собрания пользовались мн. отечественные и зарубежные исследователи (Ф. И. Буслаев, М. П. Погодин , И. И. Срезневский , Н. С. Тихонравов , П. Й. Шафарик , Ягич и др.).

http://pravenc.ru/text/168103.html

к печати: М. Н. Тихомиров, Л. В. Милов. М., 1961. С. 29-103 [изд. «Закона судного людем» Кр. редакции по «М. П.» и Кормчим]; Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв./Ред.: Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 198-199, 203-204 [изд. записей «О уставленьи татьбы» и «О обрученьих» по Троиц. 15]; Schneider R. Die moralisch-belehrenden Artikel im altrussischen Sammelband Merilo Pravednoe. Freiburg, 1986. (MLS; Т. 23); [изд. и исслед. 1-й части «М. П.» по ркп. РГБ. Троиц. 15]; Мазуринская Кормчая: Памятник межслав. культурных связей XIV-XVI вв.: Исслед. и тексты/Изд. подгот.: Е. В. Белякова и др. М., 2002. С. 91-93, 587-700 [описание ркп. МДА. 187 и изд. по ней «М. П.»]; Визант. «Эклога законов» в рус. письменной традиции/Исслед., изд. и коммент.: Я. Н. Щапов. СПб., 2011. С. 19-58 [Эклога по ркп. Троиц. 15. Л. 165 об.- 195], 189-192 [Сокр. ред. Эклоги по ркп. Троиц. 15. Л. 72 об.- 74 об.]; Macaskill G. The Slavonic Texts of 2 Enoch. Leiden; Boston, 2013. (Studia Judaeoslavica; Vol. 6). P. 259-262 [текст 2-й кн. Еноха по ркп. Троиц. 15. Л. 36-38 об.]. Лит.: Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. М., 18392. С. 196-200; Калачов Н. В. О значении Кормчей в системе древнего рус. права//ЧОИДР. 1847. Кн. 3. С. 117-119; он же. Мерило Праведное//АИЮС. 1876. Кн. 1. Отд. 3. С. 40-42; [Строев П. М.] Предисловие к изд. 1819 г.//Законы вел. кн. Ивана Васильевича и Судебник царя Иоанна Васильевича с доп. указами. М., 1878. С. VI; Описание слав. рукописей б-ки Св.-Троицкой Сергиевой Лавры/[Сост. иером. Иларий, иером. Арсений]. М., 1878. Ч. 1. С. 28-33; Леонид (Кавелин), архим. Сведения о слав. пергаменных и бумажных рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой лавры в б-ку Троицкой духовной семинарии в 1747 г. М., 1887. Вып. 2; Сперанский М. Н. Переводные сборники изречений в славяно-рус. письменности: Исслед. и тексты. М., 1904. С. 316-320; Соколов М. И. Славянская Книга Еноха Праведного: Тексты, лат. пер. и исслед./Изд. подгот.: М. Н. Сперанский. М., 1910.

http://pravenc.ru/text/2563002.html

Богословие (ГИМ. ОР. Увар. 1, 356; Леонид. 291; Царск. 23), Кирилл Транквиллион. Богословие (ГИМ. ОР. Син. печ. 344); Он же. Зерцало богословия/Пер. с белорус. диакона Феофана. 1674–1676 гг. (РГБ. ОР. Фад. 37); Он же. Перло многоценное (РГБ. ОР. Ф. 152. 109); Риторика (лекции по философии) (РГБ. ОР. Ф. 299. 722); Философия (ГИМ. ОР. Забел. 675, 676); Философия нравоучительная (этика) (ГИМ. ОР. Муз. 2914); Философия и толкование категорий Аристотеля (ГИМ. ОР. Син. греч. 236; Вл. 457; Матт. MCCXXIII); Раймонд Луллий. Философия (ГИМ. ОР. Муз. 2718; Черт. 286); Он же. Философия: «Наука предивная» (ГИМ. ОР. Хлуд. Д75); Сказание о еллинских философех, понеже и тии прознаменования веры и чистаго ради жития их коснушася истины от Святаго Духа и глаголющи будущая человеком (РГБ. ОР. Ф. 218. 753); Сказание о седми свободных мудростех великих (РГБ. ОР. Ф. 310. 894, 895); Слово о наказанию всякому христианину (соч. русское, типа притчей Сираховых) (РГБ. ОР. Ф. 256. 359); Слово о философии (РГБ. ОР. Ф. 310. 639); Собрание трактатов по метафизике (РГБ. ОР. Ф. 722. 89). См. также: Аржанухин В.В. Философское образование в России в XVII в.//Философские науки. 1987. 2; Гаврюшин Н. К. Первая российская «Логика»//Альм. библиофила. 1983. Вып. 15; Он же. «Изборник Святослава» 1073 г. и «Диалектика» Иоанна Дамаскина//Советское славяноведение. 1983. 4; Он же. Первая русская энциклопедия//Памятники науки и техники: 1982–1983. М., 1984; Он же. О ранних списках славянорусской «Диалектики»//Записки ОР ГБЛ.: Вып. 45. М., 1986; Он же. Источники и списки космологического трактата XV в. «О небеси»//Вопросы истории естествознания и техники. 1988. 1; и др. 14. История философии: Запад–Россия–Восток/Под ред Мотрошиловой Н.В. М., 1995. С. 447–448; Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия семнадцатого столетия. М., 2008; и др. 15. Лишь Духовные академии не оставили данную область без внимания, находясь в некоторой оппозиции так называемой позитивистской традиции академической науки – см.: Метафизика Божественная и истинная (РГБ.

http://pravoslavie.ru/36953.html

1, д. 1406, л. 2. Опубликована фотокопия этого столбца с автографом патриарха (Ермолаев, Юхименко 2002а, 129). Послание Никона к Дионисию на русском языке опубликовано дважды: первый раз в России по одному списку (Ламанский 1861, 510–530); второй раз, как уже говорилось, в Амстердаме по двум спискам. Изучение и сверка между собой текстов отечественного издания и известных мне списков посланий Никона к восточным патриархам показало, что в России издан текст одного из переводов с греческого языка на русский грамоты Никона к Дионисию с окончанием-припиской из грамоты Никона к патриархам александрийскому Паисию и антиохийскому Макарию. В Амстердаме же издан текст двух случайных списков грамоты до её перевода на греческий язык. Но для изучения истории текста послания Никона на Восток оба издания грамоты к Дионисию чрезвычайно важны, поскольку они зафиксировали начало и конец литературной жизни текста. Ниже издаётся текст послания патриарха Никона к константинопольскому патриарху Дионисию по списку конца XVII в. из библиотеки Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря с разночтениями по 22 известным мне спискам послания. Все списки принадлежат одной редакции и имеют незначительные отличия между собой, которые касаются в основном порядка слов, пропусков отдельных слов и фраз. Переписчики бережно относились к тексту грамоты, были чрезвычайно внимательными при составлении копий. Текст издаётся по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Звёздочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечании. Источник Основной текст: РГБ, ф. 178, 9427, л. 105–118 Разночтения: РГБ, ф. 173.III, 218, л. 508–517 РГБ, ф. 173.IV, 69, л.237–253об. РГБ, ф. 579, 9, л. 93об.–103 РГБ, ф. 579, 10, л. 1–11 (втор. сч.) РГБ, ф. 310, 415, л. 282–319 РГБ, ф. 310, 712, л. 236–253об. РГБ, ф. 178, 3445, л. 698об.–706об., 683–693об. РГБ, ф. 214, 58, л. 211об.–231об. ГИМ, собр. А.С. Уварова, 160–1°, л. 17об.–36об. ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 897, л. 196–222. ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 898, л. 161–182. ГИМ, собр. А.И. Хлудова, Д-86, л. 276–314. ГИМ, собр. Воскресенского мон., 129-бум, л. 107–119об.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Одним из первых копиистов «Соборника» был кирилловский мон. Гурий (Тушин) (РНБ. Кир.-Бел. 23/1262; 141/1218, 1509 г.; РГБ. Троиц. I. 685, 1-я четв. XVI в.). По мнению Клосса, Гурий переписывал с чернового варианта, где исправления Н. находились еще не в тексте, а на полях листа (исследователь высказал предположение, что существовали 2 авторских набора сборников: черновой и беловой; эту т. зр. поддержала Романенко (см.: Романенко. 2003. С. 66-67)). Прохоров считал, что мон. Гурий и его «первый помощник» писали непосредственно с известных автографов старца, а исправления на полях возникли в результате правки полученных копий по автографу Н. Этого же мнения придерживалась Лённгрен (см.: Лённгрен. 2008. С. 80). Однако впосл. ею был обнаружен 2-й список Жития прп. Феодора Студита в автографе Н. (РГБ. Унд. 1173. Л. 25-94, 1486-1488 гг.), к-рый послужил черновиком для такого же Жития в «Соборнике» Н. (РГБ. Троиц. 684) и в копии Гурия (Тушина) (РНБ. Кил.-Бел. 23/1262). Преподобному, как считают исследователи, принадлежат 4 послания: «брату, вопросившему его о помыслех» (начало: «Похвално желание воздвигнулъ еси…», вероятный адресат - мон. Вассиан (Патрикеев)); «иному о ползе» (начало: «Еже усты къ устом бесдова…», предполагаемый адресат - мон. Гурий (Тушин)); «Къ брату, просившу от него написати ему еже на ползу души» (начало: «Писаниице твое, господине отче, еже писалъ еси къ мн…», адресат - мон. Герман Подольный); «брату с восточныя страны на ползу души» (адресат неизвестен). Автографы посланий не найдены, адресаты установлены на основе списка РГБ. Троиц. I. 188, 2-я пол. XVI в., в к-ром имена получателей надписаны над заглавием (такая атрибуция посланий поддержана Архангельским, Лурье, Лилиенфельд, Прохоровым). По мнению 1-го издателя посланий - Елагина, 1-е послание было написано для прп. Кассиана Учемского, а 3-е адресовано прп. Иннокентию (Охлябинину). По наблюдениям Прохорова, «два - а может быть, и все три Ниловых послания дошли до нас в собственноручных копиях их получателей»; список 3-го послания в рукописи РНБ.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Лопатухины Варлаам, Иона, иноки Троиц. Серг. мон., 422. Лука евангелист. Его Евангелие и Ап. Деяния см. Библия. Богоматери образ, 681, 811. Изображение, 68. Житие см. Жития. Луке, монаху, послание, 211–213. Лукиана, презв. иерусалимского, слово, 681. Лунник, в след. Псалтирях и др. книгах, 17, 46, 120, 196, 239, 249, 252, 265, 291, 314, 316, 319, 320, 323, 326, 334, 345, 414, 761, 762, 765, 795. Из Шестокрыла, 326. Лупанды Иова, крилошанина Троиц. Серг. мон., книга, 414. Луцидарий, 200. Лето новое см. Индикт. Летописец краткий, 188, 192, 740, 793, 805, 812. Летописи русские. Из них выписки, 15, 227, 765. Летопись Димитрия, митр. ростовского, с изображением его, 732. Лютеране обличаются, 201. Чин обращения их к правосл. вере, 739. Магомет и его вера, 205, 206, 730, 765. Сарацин крещение, 205, 206, 739, 741. Магомет, II, султан турецкий, 201. Магомет-амин, царь казанский, 466. Макария Великого , египетского, слова и отрывки, 13, 15, 37, 157, 165, 167, 183, 186, 189, 308, 343, 704, 744, 746, 756, 758, 760, 763, 776, 798. Макарий, архиеп. новгородский, митр. всероссийский, 86, 87, 522, 626, 629, 632, 633, 637, 679, 692, 696, 724. Послание его духовенству, 739. Ему послание Мак. грека, 200, 201. Изложение собора 1547 г., 241, 1551 г., 215. Макарий, соч. жития и службы Димитрия прилуцкого, 642, 643, 651, 692, 765, 790. Макарий, списатель чудес Макария колязян., 692. Макарий, игум. Троиц. Серг. мон., владелец, 183. Макарий Лужецкий, иером. алатырский, владелец, 324. Макарий диакон, ризничий Троиц. Серг. мон., владелец, 206. Макарий, старец, владелец, 388, 625. Македоний, еретик, 205, 206. Максиму, диакону антиохийскому, Кирилла александ. 207. Максима исповедника : Толкование Дион. Ареопагита, 123. Елпидию попу, 704, 756. Пчела, Слово постническое, 175, 704, 756, 757. Отрывки, 157, 189, 201, 232, 268, 293, 298, 314, 316, 701, 760, 770, 771, 793, 797, 798, 804. Максима грека собрание сочинений, 200, 201. Перевод Бесед Златоуста, 92–98. Деяний св. Апостол с толков., 118, 150. Псалмов, 62; с толков., 85, 86; разных статей, 623, 659, 664, 665, 680, Канон Параклиту, 62, 276. Выписки из сочинений его, 62, 634, 663, 681, 695, 740, 755, 812. Сказаниё о нем, 662, автограф его, 171.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Тумской Иоасаф, книгохранитель Троиц. Серг. мон., 87. Турышкин Марко Трифонов, 648. Тучков Михаил (Василий), биограф, 692. Ему послание, 200. Тюляк, хан, 177, 765. Уварова графа рукописи упом., 11, 144, 146, 202. Успение пресв. Богородицы. Слова на праздник, 13, 99–104, 106, 180, 202, 586–589, 591, 597, 613, 671, 680, 681, 747, 758, 776, 779, 794, 796. На Успение акафист, 284. Уставы церковные, 46, 239–248, 321. Выписки, 216, 265, 269, 528, 704, 777, 804, 808. Уставы монастырей русских, 248, 739. Ушаков Иван Никитин, владелец, 394, 395. Ушаков с. Феодоров, то же, 645. Филагрию, ответ Григория Богослова , 136, 138–141, 730. Филарет, патр. всероссийский, 195, 197, 299, 665, 741. Филарет Архангельский, ризничий, иером. Троиц. Серг. мон., 639. Филарет, уставщик Троиц. Серг. мон., 104, 382. Филат Никифоров, поп с. Коровицына, владелец, 219, 227. Филат, поп села Приселка, 471. Филимон, авва, 13, 188, 189, 708, 753, 756, 760. Филимон, диакон Ивановский, владелец, 342, 487. Филипп, философ, сочинитель Диоптры, 190–194, 812. Филипп, пресвитер, списатель Афродитиана, 759. Филипп I, митр. всероссийский, упом., 66, 191, 590, 630. Филипп II, Колычев, митр. всероссийский, 664, 665. См. Жития и Службы. Филипп Феодоров Полстовалов, вязниковец, вкладчик, 202. Филолога, монаха, слово, 664, 665, 693. Филона карпафийского толкование Песни Песней, 730. Филофея, инока, Главы трезвительны, 156, 183, 189. Филофея, патр. константинопольского, Предание, 189, 704, 756, 799. Выписки, 315, 766. Стихи его, 692; тропари, 704, 758. Филофей, еп. пермский, 315, 624. Филофея Логофета, монаха, Припелы, 323, 327. Филофея, мон. Елизаровского, послание, 798. Упом., 790. Филофей Пирогов, инок, биограф, 672. Филофей, крилошанин Троиц. Серг. мон., владелец, 342. Флавиану, патр. константинопольскому, послание Льва папы римского, 678. Флоренции описание, 801. Фортуна, прелесть, 200, 201. Фотия, патр. константинопольского, Номоканон, 205, 206, 207. Фотия, митр. московского, послание, 676, 713. Упом. 252, 730. Фурлей Андрей, пан, 195.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010