English Transl.; Vol. 6). Лит.: Сухомлинов М. И. О псевдонимах в древнерус. словесности//ИОРЯС. 1855. Т. 4. Вып. 3. Стб. 117-159; Петухов Е. В. О Кириллах - авторах в древнерус. лит-ре//СбОРЯС. 1887. Т. 3. 4. С. 28-29; Соболевский А. И. Два рус. поучения с именем Григория//ИОРЯС. 1907. Т. 12. Кн. 1. С. 250-253; Рыков Ю. Д. , Турилов А. А. Неизв. эпизод болг.-визант.-рус. связей XI в.: (Киевский писатель Григорий Философ)//ДГ СССР, 1982. 1984. С. 170-176; они же. Из истории рус.-болг. культурных связей XI в.: (Григорий Философ - малоизв. писатель Киевской Руси)//Русско-болг. связи в области книжного дела: Сб. мат-лов VII болг.-сов. семинара. София, 1987. С. 64-103; Турилов А. А. Григорий Философ//Българистика и българисти: Ст. и изслед. София, 1986. С. 183-185. (Българистика в чужбина. Портреты на българисти, 1981-1986); Ищенко Д. Ф. О «словах» киевского писателя XI в. Григория Философа//История рус. лит. языка старшей поры: Осн. пробл. и перспективы исслед.: Тез. докл. М., 1989. С. 40-42; Franclin S. Annotationes Byzantino-Russicae//ГENNAДiOC: К 70-летию акад. Г. Г. Литаврина. М., 1999. С. 226-227; Письменные памятники истории Древней Руси. СПб., 2003. С. 120-123. 41. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник ЕВФИМИЙ († 1705), мон. московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря, писатель, переводчик, редактор, библиограф ЕВФРОСИН (сер. XVII в.), мон., автор «Сказания о различных ересех и о хулениих на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, содержимых от неведения в знаменных книгах» КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре КИРИК (1110 - после 1158 (?)), иером. в новгородском Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре, древнерус. книжник ПАВЕЛ ВЫСОКИЙ Павел Высокий († 1.01.1383), древнерусский книжник, инок нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря

http://pravenc.ru/text/168079.html

L., 2009; Wilkinson K. W. Palladas and the Age of Constantine//JRS. 2009. Vol. 99. P. 36-60; Дагрон Ж. Император и священник: Этюд о визант. «цезарепапизме». СПб., 2010; Чекалова А. А. Сенат и сенаторская аристократия К-поля: IV - 1-я пол. VII в. М., 2010; Bardill J. Constantine, Divine Emperor of the Christian Golden Age. Camb., 2012; Свети цар Константин и научни скуп поводом прославе 1700 годишнице Миланског едикта, 31 мaj - 2 jyh 2013. Ниш, 2013. 2 т. И. Н. Попов Почитание К. у южных славян и на Руси Мощи К. в южно- и восточнослав. регионах в средние века известны, как правило, в виде маленьких частиц в мощевиках. Примером может служить нагрудная иконка-мощевик (ок. 1416) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК. ДК-16) новгородской или псковской работы, изготовленная для кн. Константина, сына Димитрия Донского. Содержавшиеся в ней реликвии (утрачены между 1918 и 1920) были подарены, согласно надписи, митр. Галактионом Ираклийским, вероятно патриаршим послом ( Стерлигова. 2000. С. 56-57. Кат. 9; Турилов. К истории поздневизант. церк. иерархии. 2013. С. 755-758). Единственное исключение составляет серебряный чеканный ковчег-реликварий (ГММК. Инв. МР-6011) размером 38 ´ 4,3 ´ 3 см, изготовленный во 2-й пол. XIV - нач. XV в. в Сербии, в котором содержалась (до рубежа 10-х и 20-х гг. ХХ в.) «кость ручная от локтя» К. ( Зверев. 2000. С. 126-128. Кат. 33; Турилов. Сербский ковчег-реликварий. 2013). Обстоятельства создания и ранняя история ковчега до 20-х гг. XVI в. неизвестны (обзор гипотез см.: Турилов. То же). Наиболее вероятно, что он был изготовлен для серб. обл. правителя Константина Драгаша, получившего мощи К. в дар из К-поля в связи с браком его дочери Елены (между 1389 и 1391) и наследника визант. престола Мануила II Палеолога . По свидетельству К-польского патриарха Иеремии II Траноса , вручившего святыню в 1588 г. в Москве царю Феодору Иоанновичу, мощи были вывезены «из Серпской земли» (т. е., вероятно, во время войны с Венгрией в 20-х гг. XVI в.) султаном Сулейманом I, подарены патриарху Иеремии I и хранились в патриаршем соборе Пресв. Богородицы Паммакаристос (Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и мон-рями), 1588-1594 гг. М., 1988. С. 29). Встречаются также частицы от гробницы равноапостольных К. и Елены, напр. в новгородском кресте-мощевике XIII в. из ризницы собора в г. Хильдесхайме (Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. С. 195-201. Кат. 32).

http://pravenc.ru/text/1841980.html

духовных стихов//СбОРЯС. 1880. Т. 21. Ч. 2. С. 63-172; Дуйчев И. Разказ за «чудото» на великомъченик Георги със сина на Лъв Пафлагонски - пленник у българите//Сб. от изследвания в памет на К. Шкорпил. София, 1961. С. 189-200; Кодов Хр. Един стар славянски превод на разказа за чудото на свети Георги с византийския воин Георги, пленник у българите//ИИБЛ. 1962. Т. 13. С. 143-155; Ангелов Б. Ст. Сказание за железния кръст//Старобългарска лит-ра. София, 1970. Кн. 1. С. 129-155 (то же// он же. Из старата българска-руска и сръбска лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 61-98). Лит.: Рыстенко А. В. Легенда о св. Георгии и драконе в визант. и славяно-рус. лит-рах. Од., 1909. С. 187-242; Hannick Ch. Maximos Holobolos in der kirchenslav. homiletischen Literatur. W., 1981; Творогов О. В. , Турилов А. А. Житие Георгия Победоносца//СККДР. Вып. 1. С. 144-146; Творогов О. В. Древнерус. четьи сборники XII-XIV вв.//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 205; Турилов А. А. Визант. и слав. пласты в «Сказании инока Христодула»: К вопр. о происхождении памятника//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6. С. 81-99; он же. К изучению Сказания инока Христодула: датировка цикла и имя автора//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 412-427; он же. «Не где князь живет, но вне»: Болг. об-во в кон. IX в. по данным «Сказания о железном кресте»//Славяноведение. 2005. 2. С. 20-27; Макеева И. И. «Сказание чудес Николая Мирликийского»//Лингвист. источниковедение и история рус. языка, 2002-2003. М., 2004. С. 233, 234, 243-244; Св. Георгий Победоносец в агиогр. своде Андрея Курбского/Сост. В. В. Калугин. М., 2004. А. А. Турилов Почитание в Византии Культ Г. засвидетельствован с IV в.: в греч. надписи 368 г. (354 или 357) из Саккеи в Ватанее (совр. Шакка, Сирия) упоминается «дом святых, стяжавших (небесную) награду мучеников Георгия и (пострадавших) вместе с ним святых». Гробница Г. и храм в его честь, находившиеся в палестинском г. Лидде, где от мощей святого происходили чудеса, описываются паломниками Феодосием (ок. 518), Пьяченцским анонимом (ок.

http://pravenc.ru/text/162188.html

578 ОР РГБ. Ф. 172. К. 373. Ед. хр. 2. Свавицкий Аполлинарий. Превосходство христианского учения о Царстве Божием перед учением гр. Толстого. 1895 г.; HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 968. Буткин Николай. Значение идеи Царства Божия в системе христианского мировоззрения и жизни. 1907 r.; СПбДА (не сохранилась). Каменский Михаил. Сушность мирового исторического процесса по учению новейших представителей философии и истории и оценка этого учения с точки зрения религиозно-христианского учения о Промысле Божием в судьбах мира и человечества. 1907 г. и др. 579 ОР РГБ. Ф. 172. К. 293. Ед. хр. 8. Лосев Петр. О пиетизме y протестантов. 1870 r.; OP РГБ. Ф. 172. К. 363. Ед. хр. 10. Розанов Николай . Янсенизм. 1878 г.; СПбДА (не сохранилась). Бемавин Кенэль (Quesnel) и отношение его к янсенизму. 1888 г.; СПбДА (не сохранилась). Прокливитантов Георгий. Религиозно-философское миросозерцание Паскаля. 1894 г.; СПбДА (не сохранилась). Смердынский Павел. Взгляд Боссюэта на протестантство в его Historire des variations des eglises potestants. 1896 r.; OP РГБ. Ф. 172. K. 346. Ед. xp. 6. Ποηοβ Иосиф. Иезуиты и янсенизм (К вопросу о значении иезуитского ордена в истории развития римско-католической догматической системы). 1900 г. и др. 580 Писарев Л. И. Учение блаж. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. 582 HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 603. Кутепов Николай. История раскола донатистов. 1876 г.; СПбДА (не сохранилась). Вакуловский Александр. Полемика бл. Августина против донатистов. 1905 г.; ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 2137. Белоликов Василий. Деятельность блаженного Августина против раскола донатистов. 1911 г. и др. 584 HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 239. Самуилов Павел. Разбор творения блаженного Августина «О граде Божием» в историческом отношении. 1873 г.; ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 1375. Чемена Мартирий. Сочинение блаженного Августина «О граде Божием», как первый опыт христианской философии истории. 1894 г.; HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 706. Амвросий (Полянский), иеромонах. Учение о Царстве Божием (по сочинению блаженного Августина «О граде Божием»). 1903 г.; ОР РГБ. Ф. 172. К. 320. Ед. хр. 1. Никольский Евгений. Град Божий и град человеческий в ветхозаветной истории (по сочинению блаж. Августина «О граде Божием» в его отношении к данным Библии). 1917 г. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Именно такой подход дает возможность Православной Церкви на протяжении двух тысяч лет сохранять подлинную традицию жизни духовной. 3 Не раз эта книга была рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. См.: 10–08–0366 (изд-во ДАР, 2013), 978–5–7533–0419–3 (7-е изд. М.: Сретенский монастырь, 2015) 13–303–0264 (Сибирская Благозвонница, 2016). 5 См.: Пентковский А.М. Кто написал «Откровенные рассказы странника»//Журнал Московской Патриархии. М., 2010. 1. С. 54–59. 7 В Симоновом монастыре он пишет наставление «О внутренней молитве» и трактат «Учение молитве» в двенадцати главах (ОР РГБ. Ф. 178. 10951. Л. 3–13 об.; ОР РГБ. Ф. 178. 10949). Вероятно, в Заиконоспасском монастыре была составлена «Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов», а в период настоятельства в Симоновом монастыре – «Наставление, как внутренне молиться Богу, предложенное в простосердечном разговоре» и «Краткое и простое изложение, как научиться внутренней Иисусовой молитве, в вопросах и ответах предложенное» (ОР РГБ. Ф. 178. 10948. Л. 271–293 об., Л. 294–302 об.). Пространные сочинения об Иисусовой молитве были написаны в Пафнутиево-Боровском монастыре, в том числе собрание писем под названием «Убеждение к занятию внутреннею молитвою» ( Арсений Троепольский . Письма о плодотворности замечания и записывания полезных мыслей/Публ. и предисл. В.А. Котельникова// Христианство и русская литература. СПб., 2006. Сб. 5. С. 469–519), «Откровенное послание пустынного отшельника к своему старцу и наставнику во внутренней молитве» и ответ на него, собрание писем аскетического содержания, объединенных под названием «О христианском наслаждении жизнию на земле» (ОР РГБ. Ф. 178. 10950). 8 Пентковский А. Кто же составил оптинскую редакцию рассказов Странника?//Символ. Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. Париж, 1994. 32. С. 265. 10 «Уведомляю тебя, что Рассказ странника, которого прежде не добился напечатать и сенатор, теперь напечатан простым казанским игуменом Паисием, настоятелем Черемисского монастыря» (ОР РГБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 89. О назначении иеромонаха Исаии настоятелем Глинской пустыни с возведением в сан игумена. 1888 г.//РГИА, ф. 796, оп. 169, д. 185. О продаже недвижимого имущества, принадлежащего Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. 1889 г.//РГИА, ф. 796, оп. 170, д. 1372. Письмо игумена Глинской пустыни Исаии Дмитрию Михайловичу Струкову об иконописной мастерской в монастыре. 1891 г.//РГИА, ф. 695, оп. 1, д. 155. Филимонов Д.Д. Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария (М. Я. Глухарева)//РГБ, ф. 178, 3003.1. Сочинения архимандрита Макария (М. Я. Глухарева)//РГБ, ф. 178, 3003.2–3003.4. Формулярные списки монашествующих и послушников Козельской Введенской Оптиной пустыни. 1890–1906 гг.//РГБ, ф. 213, к. 1, ед. хр. 3. О принятии Глинской Рождество-Богородицкой пустынью земли, жертвуемой крестьянином Антоном Алюшкиным Косминым. 1891 г.//РГИА, ф. 796, оп. 172, д. 1544. Сводный послужной список настоятеля, монахов и послушников Глинской Богородицкой и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней. 1892 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 109. Исаия, игумен Глинской Богородицкой пустыни Путивльского уезда Курской губернии. Письма Исаакию (Антимонову). 1893–1894 гг.//РГБ, ф. 213, к. 68, ед. хр. 45. Исаия, игумен, настоятель Глинской пустыни. Письмо от Александра Алексеевича Нахласа об обращении иудеев в Христианство . 1893 г.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 105. Ведомость описная и перечневая монахов и послушников Глинской Богородицкой пустыни за 1894 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 408. Симон (Титов Симеон), игумен, живущий на покое в Глинской пустыни. 1895 г.//РГИА, ф. 796, оп. 439, д. 817. Прошение Глинской Рождество-Богородицкой пустыни иеромонаха Марина в Московскую Синодальную контору о переводе его в Московскую Синодальную 12 Апостолов Церковь . Окт.-дек. 1895 г.//РГАДА, ф. 1183, оп. 1, д. 141. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего Имени Божия. — Прибавления к Церковным ведомостям 34, 1913. С. 1504–1505. 1540 Т. е. имяславцев. 1541 Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего имени Божия. С. 1506. 1542 Т. е. противников имяславия. 1543 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон и плоды»великого искушения». Цит. по: Мои дневники. С. 144–148. Статья»Моя поездка на Старый Афон»является почти дословным воспроизведением статьи»Плоды великого искушения»из Прибавлений к Церковным ведомостям 34,1913, однако содержит некоторые уточнения и дополнения. В дальнейшем мы ссылаемся на обе версии статьи. 1544 Забытые страницы русского имяславия. С. 55–56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). Другие источники датируют прибытие»Донца»на Афон 4–м июля. 1545 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 150. 1546 Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой. СПб., 1914. С. 9. 1547 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151. 1548 Помещение для приема гостей. 1549 Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 9. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1550 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151. 1551 Одну такую депутацию из десяти иноков архиепископ Никон принял 6 июля. Подойдя к архиепископу под благословение, иноки вместо благословения услышали от него:«Я не могу вас благословлять, потому что вы противитесь Святому Патриарху и Св. Синоду, и отвергаете Церковь». Диспут имяславцев с архиепископом закончился тем, что пришедший в каюту владыки генеральный консул Щебу–нин выгнал их с корабля. Подробнее об этом см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 56–58 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1552 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151–153; Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 10–12. 1553 Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 183–184 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15–29об.). 1554

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

1092 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 37 об. По мысли игумена Антония Оптинского, для христианина «нет иного средства ограждению себя, кроме одной молитвы ко Господу» (Письма о. Антония. С. 23). 1094 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 33 об. Старец Амвросий Оптинский указывает: «Враг наш душевный не восстает так против какой бы то ни было добродетели, как против молитвы…» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 288. С. 44). 1097 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 120 об. Оптинский старец Амвросий писал: «Молитва Иисусова прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, то может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 88. С. 83). 1099 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 87. Преп. Амвросий Оптинский объясняет: «Ежели всякая добродетель без смирения не может состояться, то кольми паче молитва прежде всего требует смирения, так как молящиеся имеют дело с гордыми бесами, которые, будучи сами бедны и ничего не имея, обещают другим богатство, показывая чужие ассигнации… Так же знай, что молитва требует безгневия» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 259. С. 26). 1100 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 36. Опытный Оптинский руководитель иеросхимонах Макарий также более всего предостерегает от мечтаний и чувственных видений. Своей духовной дочери, писавшей, что она ощущает явление Ангела Хранителя и присутствие святых Божиих, к которым сердечно обращается, он отвечал: «Бойтесь доверять таким явлениям: св. ап. Павел говорит, что сатана преобразуется в Ангела светла… для прельщения неопытных в духовной жизни. Так и св. отцы, описавшие нам признаки духовных явлений, строго запрещают новоначальным доверять таким явлениям… от подобных мнимых видений человек впадает в прелесть бесовскую» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 730–731), «… в настоящем нашем положении отнюдь не должно доверять кажущейся духовной радости, потому что истинная радость духовная, по слову Апостола, есть плод духовный и принадлежит к великой мере духовной. Прежде ее должно стяжать мир от браней и помыслов, мир от страстей и совершенное примирение с Богом» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 729). «Во время (молитвы)», – писал старец Амвросий, – «никакого постороннего помысла не принимать и не верить тому, что видится или слышится, т. е. изменению иконы или какому-либо голосу. А если снам или чему-либо подобному верить, то можно ума лишиться» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 424. С. 136).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1011 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 53. «Любовь Божия состоит в исполнении заповедей» (Письма о. Макария. Т. 1–2. С. 130); «Любовь к Богу не в одной молитве состоит, но в исполнении Его святых заповедей» (Письма о. Макария. Т. 3. С. 471). «Она (любовь) не в том состоит, чтобы наслаждаться утешениями, а в делании заповедей Божиих «любяй Мя, заповеди Моя соблюдает " » (Письма о. Макария. Т. 2. С. 22). 1012 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59. Преп. Амвросий Оптинский писал: «По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть гладкий, тихий и мирный, а по евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 18. С. 30). Оптинский о. Антоний (Путилов) указывает: «Много нужно употребить усилий, трудов, издержек и перенесения разных неприятностей для устройства себе временного покоя! А сколько нужно пролить поту, употребить трудов и терпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси. А мы думаем, лежачи на боку, т. е. мягкой постели и после роскошной жизни да и в Царство Небесное» (Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря. Изд. Оптиной пустыни. М., 1869. С. 7. Далее – «Письма о. Антония»). 1013 РГБ, ф. 213, ед. хр. 93, л. 53. «До дверей Царствия Небесного без труда и неудобств добраться невозможно» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 175. С. 151). 1014 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59. Преп. Амвросий указывал: «Христиане не вдруг достигают совершенства, а пока достигнут оного, беспокоимы бывают тою или иною немощью или страстью» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 176. С. 152). «Жизнь человеческая исполнена скорбей… Скорби попускаются за нерадивую жизнь… недостаток дел наших восполняет Господь невольными скорбями или болезнями и очищает грехи наши» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 171; Т. 4. С. 414, 399). 1015 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 6. «Пребывание с другими нужно нам не для того, чтобы со всеми советоваться и им подражать, а чтобы в сообщении с ними познавать свои немощи и смиряться перед ближними» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 381. C. 101). «Тяжким кажется сожитие с другими для неукрощенного самолюбия, но весьма полезно для обнаружения наших немощей; а то уединенному кажется, что он живет хорошо и исправно, и через то удобно впадает в самомнение и обольщение» (Там же. В. I. П. 329. С. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

  См. ИАБ, с. 228. См. Пентковский А.М. «Материалы для истории издания церковнославянских переводов в XVIII в.: Московское “Добротолюбие”»/Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. 2023. 1 (35), с. 222-260. См. Православная энциклопедия, том XV, с. 507. См. список в конце статьи. Там он учился вместе с молдавским монахом Геронтием, с которым они после прохождения обучения занимались переводами с греческого на славянский и молдавский языки соответственно. О них см. «Послание к учениками Геронтию и Дорофею в Бухарест» (Жгун П. Б., Жгун М. А., сост. Прп. Паисий Величковский: Полемические произведения, поучения, письма. М., 2007; с. 212–215). См. Предисловие, РГБ 214.530, л. 2. Перевод этот на славянский язык издан гражданским шрифтом «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников»/Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. М. 1852. Предисловие на л. I-VIII. См. Приложение в конце статьи. См. Предисловие, РГБ 214.530, л. 1 об. В 1773-77 годах свт. Макарий жил на Святой Горе. См. Предисловие, РГБ 214.530, л. 1 об. Там же, л. 2. Рукопись Малого скита св. Анны, gr. 98. XVIII век. См. BAR, rom. 3723 (1787 г.) – полный рум. перевод, rom. 3574 (выписки, втор. пол. XIX в.). См. Предисловие, РГБ 214.530, л. 2 об. Там же. См. РГИА ф. 796 оп. 82 д. 24, лл. 1, 2. Публикуется впервые, см. Приложение в конце. См. Предисловие, РГБ 214.530, л. 1. См. Жгун П. Каталог славянских рукописей монастыря Нямц, 2017. С. 267-269. К сожалению, это издание определить не удалось. Сей блаженный Старец скончался 1794 года ноября 15 дня. и погребен в Нямецком монастыре в Молдавии близ Ясс (примечание на полях рукописи).   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6192185

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010