39. Голицын Н.С. Речь в день празднования первой годовщины открытия Миссионерского общества, 21-го ноября 1866 года//Записки Миссионерского общества... СПб., 1867. Вып. III. С. 5–21. 40. Голубинский Д.Ф. Макарий, основатель Алтайской миссии, по бумагам Ф.А. Голубинского//Душеполезное Чтение. 1890. Ч. 3, XI. С. 390–398; XII. С. 552–564; 1891. Ч. 1, I. С. 127–134; Ч. 3, XII. С. 599–602; 1892. Ч. 3, XI. С. 476–487; XII. С. 621–627; 1893. Ч. 1, I. С. 106–111; 1894. Ч. 1, I. С. 39–49; 1896. Ч. 1, I. С. 135–141; 1903. Ч. 1, II. С. 267–272. (То же. Рукопись статьи. Автограф. 1890 г., 2-я пол. – НИОР РГБ, ф. 76/1, п. 22, ед. хр. 2.–6 л.) 41. Гончаров С. Православные общины в Горном Алтае//Миссионерское Обозрение. 1998. 5. С. 2. 42. Горев М. Старец Макарий Алтайский //На службе Богу. СПб., 1905. С. 321–379. (То же. М., 1996.) 43. Григорий, архимандрит. Некоторые сведения о бывшем алтайском миссионере, архимандрите Макарии//Московские Епархиальные Ведомости. 1872. 45. С. 477. 44. Гурьев В. , священник. Поездка в Алтайскую миссию//Современная Летопись. 1867. 45. С. 1–4; 46. С. 1–6. 45. Даниил (Сычев), иеромонах. Преподобный Макарий, просветитель Алтайский//Московский Журнал. 1997. 7. С. 30, 31. 46. Два документа к истории Алтайской миссии//Томские Епархиальные Ведомости. 1909. 20. Часть неофициальная. С. 783–787. 47. Два письма архимандрита Макария, бывшего алтайского миссионера, к Государю Императору Николаю Павловичу//Прибавления к Иркутским Епархиальным Ведомостям. 1880. 6. С. 63–69; 7. С. 75–83; 8. С. 87–90. 48. Деяние Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Макария (Невского ; 1835–1926)... архимандрита Макария (Глухарева, 1792–1847)...//Юбилейный Архиерейский Собор... Материалы. М., 2001. С. 301–304. 49. Диев М. Я., протоиерей. Словарь писателей духовного звания и светского чина Костромской губернии//Титов А.А. Материалы для биобиблиографического словаря. М., 1892. 50. Дионисий, иеромонах. [Иеромонах Дионисий (Валединский).] Идеалы православно-русского инородческого миссионерства. Казань, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

46 . Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. 416 с. 47 . Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. Непридуманные истории чудес Саровской обители. М., 2003. 288 с. 48 . Серафимо-Дивеевские предания. Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М., 2003. 592 с. 49 . Поселянин Е. На земном небе. Три поездки в Саров и Дивеево. М., 2004. 304 с. 50 . Преподобный Серафим Саровский в XX–XXI веках. М., 2004. 960 с. 51 . Анна Тютчева. Воспоминания. М., 2004. 592 с. 52 . Денисов Л. И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима. Саровского чудотворца. Изд. 4-е. М., 2005. 704 с. 53 . Записки Николая Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима. М., 2005. 416 с. 54 . Наследие Серафима Саровского и судьбы России. Материны научно-богословской конференции Москва-Саров. июнь 2004 г. Нижний Новгород. 2005. 504 с. 55 . Преподобный Серафим Саровский . Жизнь и подвиг. XVIII – XXI вв. Изд. 2-е. М., 2005. 208 с. 56 К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823–1927). М., 2006. 670 с. 57 . Первые жития преподобного Серафима Саровского . Нижний Новгород. 2006. 264 с. 58 . Чудеса преподобного Серафима в записях монахов Саровской пустыни. М., 2006. 240 с. 59 . Левитский Н. Житие, подвиги, чудеса и прославление преподобною и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2007. 576 с. 60 . Владимир Мельник. Птенцы гнезда Серафимова. Мотовилов и Мантуров. М. 2007. 192 с. 61 . Карпушов В. И., Курдин Ю. А. Сказание о Святой Дивеевской земле. Дивеево – Арзамас. 2008. 4 К сожалению, B. Афанасьев в своей книге «Дивный старец» не даст никаких ссылок на источники, что относится и к сведениям о родственниках преп. Серафима. 13 Очевидно, это ошибка. На стр. 97 Летописи свщмч. Серафим указывает, что Анастасия Кирилловна скончалась в 1796г. 14 Говоря о жизни старца в дальней пустыньке, нельзя не привести сведений о знаменитом эпизоде под условным названием «Преподобный Серафим и медведь». В Степашкин в своей книге «Преподобный Серафим Саровский : предания и факты» отмечает, что «в рукописном отделе РГБ, в фонде митрополита Филарета, обнаружено дело под названием «Выписка из книги о жизни и подвигах Серафима Саровского 1849 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Образ П. воспроизведен на мн. композициях в составе иллюстраций Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Между л. 220 и 234 об., 280, 282 об., 299 об.; особая глава о П.: «О смирении и о терпении святого и о пришествии его во град Москву» - Л. 300-313 об.). На первых миниатюрах святитель изображен без нимба, далее, начиная с л. 223 об., где показана хиротония во Владимире архиеп. Новгородского Давида, представлен с нимбом. Следуя тексту летописи, иллюстрируются события, в к-рых участвовал митрополит: поставление П. в К-поле митрополитом Киевским и всея Руси, поездки в Киев, во Владимир, в Москву, Брянск, Золотую Орду, поставление епископов, закладка Успенского собора в Москве (и своего гроба), преставление и погребение П. (с исцелением 3 чел.). Как правило, П. показан в богослужебном облачении (саккос, омофор, митра или клобук с воскрилиями) или в архиерейской мантии и клобуке, внешность без индивидуальных признаков (округлая борода средней величины). В др. томах встречаются миниатюры с молением князей возле св. мощей П. (напр., в Голицынском томе - РНБ. F.IV.225. Л. 414, 974; во 2-м Остермановском томе - БАН. 31.7.30-2. Л. 32 об., 57 об. и др.), с исцелениями у его гроба и чудом о загоревшейся свече (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 432, 441, 451 об., 745 об. и др.), с обретением его мощей (Шумиловский том. РНБ. F.IV.232. Л. 38 об.- 47 об.; глава «О принесении мощей чудотворца Петра митрополита»), с перенесением мощей в 1479 г. (Там же. Л. 293-303 об., 308; глава «Принесение мощем в новую церковь Петра митрополита и прочих святитель», с видениями слепой инокине, вдовицам и пономарю во время нашествия Махмет-Гирея в 1521 г. (Там же. Л. 838 об.- 846 об.) и др. Изображения П. имеются также на миниатюрах лицевого троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 37 (видение матери П.), 39). После 1596 г. получили распространение иконы 3 святителей (изображены стоящими под образами Спаса Нерукотворного, Св.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

43 Babi G. Op. cit. Р. 187. Прим. 55; Janin R. La géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin. Première partie. T. III. Les églises et les monastères. Paris, 1953. P. 209, 212. 45 Жизнь и деяния великого Тамерлана. Сочинение Клавихо/Подлинный текст с переводом и примечаниями, составлен под редакцией И. И. Срезневского //Сборник ОРЯС Императорской Академии Наук. СПб., 1881. Т. XXVIII. 1. С. 82–84; «Хождение» Стефана Новгородца//ПЛДР. XIV – сер. XV в. М., 1981. С. 32–35. 47 РГБ. Ф. 304. 704. Скитский патерик, вт. пол. XV в. Святейшего патриарха константинопольского кирь Филофия предание к своему его ученику. Л. 32: «В вечер же пятка, на всякую неделю, пой иже к пречистой нашей владычице Богородице службу, глаголемая Акафисто на павечерницах. Предание бо и се есть святых старцев». 49 Виноградов В. П. Уставные чтения (проповедь книги). Вып. I: Уставная регламентация чтений греческой церкви. Сергиев Посад, 1914. 50 Виноградов В. П. Указ. соч. С. 95. Текст заимствует факты из более ран них исторических сочинений разного времени. 51 Греческий текст см.: Migne Р. Patrologiagraeca. CVI. Р. 1336. ГИМ, ОР, Син. греч. 377; РНБ, ОР, Греч. 588, Л. 223–232об.: Διγησις θλιμος παλαιας οτορας συλλεγεισα α νμνησιν ποιουσα του Παρασξες γενομνον, να πρσαι α βρβαροι τι βασιλδα τατην τν πολεων πολμ περιευλωσαν. 53 Кулаковский С. Состав Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни//Сб. статей в честь академика А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 470–475. С. Кулаковский указывает восемь источников, из которых составлен компи лятивный текст Сказания. Греческое название Сказания Υπμνημα ες τν πανυμαν της χρντου α προσυνητης εονος της παραμονυ Δεσπονης μων θεοτου α ειπαρθνου Μαρας της Ρωμαιας α θαυμα υτης. (РНБ, греч. 570, сборник 1436 г. л. 88–112об.; конец утрачен). 55 Точная дата составления синаксарей Постной Триоди неизвестна, но дата смерти Никифора Каллиста Ксанфопулоса – 1327 г. По поводу датировок ранних циклов Акафиста существуют различные мнения. Т. Вельманс, например, считает, что цикл возник не ранее 40-х гг. XIV в.: Velmans Т. Les fresques de Saint-Nicolas Orphanos à Salonique et les rapposts entre la peinture d icones et la decoration monumentale au XIV siècle//CA. Paris, 1966. XIV. P. 145–176.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

XV - XVI в.: Кат./ГММК. М., 2016. С. 204-215. Кат. 17), есть композиции, иллюстрирующие главу Жития «О приходе старца Никифора к нему [прп. Александру]» (клейма 47-49: Н. приходит к прп. Александру, через нек-рое время сообщает ему о намерении отправиться в Киев, получает благословение на отшествие из мон-ря). Н. изображен средовеком с бородой средней длины, в обычной монашеской одежде, с куколем на плечах, вокруг головы обозначен нимб. Этот образ лег в основу житийной иконы со 104 клеймами, вложенной в 1591/92 г. «ко гробу» прп. Александра московским царским дьяком Семеном Емельяновым (Лодейнопольский ист.-краевед. музей). На иконах святого «в деянье» с меньшим количеством сюжетов, напр. на вкладном образе с 39 клеймами дьяка Захария Богдана Силина 1655 г. (из местного ряда иконостаса Преображенского собора Свирского мон-ря, ГРМ; см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 74) рассказ о Н. ограничен только композицией прихода старца в обитель (клеймо 19; изображен без нимба). Эта иллюстрация встречается также в лицевых списках Жития прп. Александра Свирского сер. XVIII - нач. XIX в., насчитывающих более 50 миниатюр (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. Д. 1209; ГИМ. Муз. 344; Музей Правосл. Церкви в Куопио (Финляндия), 59; Нововалаамский мон-рь (Финляндия), XII.212). Так, на миниатюре с изображением Н. и прп. Александра из рукописи в собрании Нововалаамского мон-ря (кон. 10-х гг. XIX в.) подчеркнута особая деталь облика пришедшего в обитель подвижника - железные вериги («…велию тягость железну на себе носящи, яко и оужем железным превившуся ему по всему телу, и еще же и чепем многым о чреслех его препоясаным» - РГБ. Ф. 304.II. 269. Л. 66-66 об.; XVII в.). Н. нарисован в профиль, с небольшой, выступающей вперед бородой, одет в коричневый подрясник и черный клобук с воскрилиями, обут в черные сапоги, нимб отсутствует. Фрагментом иконостаса на паперти Успенской ц. Валаамского мон-ря является горизонтальный образ с 2 событиями из Жития прп. Александра Свирского (1786, поновление - 1853, Нововалаамский мон-рь в Финляндии; см.: Sipola.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

По предположению Г. С. Гадаловой, автором «канона и сказания об обретении мощей прп. Макария Колязинского, вероятно, был кто-то из московских (возможно, чудовских) иноков» ( Гадалова Г. С. Канонизация прп. Макария Колязинского: Службы и жития святого//ДРВМ. 2002. 3(9). С. 47). В сказании об обретении мощей прп. Макария сообщается, что И. передал вел. кн. Василию III Иоанновичу «от князя Георгиа (дмитровского кн. Юрия Иоанновича.- Авт.) достойное поклонение к старейшему брату» и доложил вел. князю и митр. Даниилу, что «виде святаго Макариа чюдно и преславно, паче ума человечя» (РГБ. Ф. 304/I. 802. Л. 38 об.- 39). Согласно источникам 2-й пол. XVI - нач. XVIII в., И. был одним из главных обличителей прп. Максима Грека на Соборе в февр. 1525 г. (знакомство И. с прп. Максимом началось в 1518, когда греч. книжник, прибывший с Афона в Москву, был поселен в Чудовом мон-ре). В мае 1531 г. в качестве свидетеля И. участвовал в соборном разбирательстве дела инока Вассиана (Патрикеева) , на к-ром показал, что жившие в его мон-ре афонские старцы Максим и Савва, а также книгописец М. Медоварцев переводили и толковали книги Свящ. Писания с согласия Вассиана, без повеления вел. князя и благословения митрополита. Роль чудовского архимандрита в осуждении как прп. Максима, так и Вассиана (Патрикеева) отмечается в Житии прп. Максима Грека нач. XVIII в. ( Белокуров С. А. О библиотеке моск. государей в XVI ст. М., 1899. Прил. С. LIX). Однако во фрагментарно сохранившихся текстах судных списков И. не упоминается, что заставляет относиться с осторожностью к показаниям более поздних текстов. И. вместе с др. духовными лицами ручался перед вел. кн. Василием III за представителей знатных родов: в 1522 г. за кн. В. В. Шуйского, в февр. 1525 г.- за кн. И. М. Воротынского. В 1533 г. И., как и все московское духовенство, участвовал в погребении вел. кн. Василия III в московском Архангельском соборе . В подробном летописном рассказе о болезни и смерти вел. князя среди приходивших к нему духовных лиц чудовский архимандрит не упоминается, что не позволяет отнести его к кругу лиц, близких к этому государю.

http://pravenc.ru/text/578322.html

4) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей, поступления 1972 г.), 11. Торжественник (л. 35 об. – 55), сер. XVI в. (описание см. в разделе редакции Андрея Юрьева). 5) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 421, ч. 1. Сборник (л. 316 об. – 335 об.), 70–80-е годы XVI в. (описание см. в разделе Минейной редакции). 6) РНБ, Q.I.1531. Житие Федора Ярославского (л. 1–44 об.), 80-е годы XVI в. Филигрань: Крепостные ворота с литерой Q – Лихачев, 4180 (1585 г.). 7) ГАЯО, 471. Сборник (л. 559–585, 597–597 об., 594–594 об., 588–593 об.), кон. XVI в. Текст доведен до рассказа о посещении Ярославля архиепископом Трифоном и обрывается на словах: «приидоша к гробу святого чюдотворца и знаменаася у гроба и у мощей святых, и облегчися недугъ его». Филигрань: Гербовый щит – Лауцявичюс, 1167 (1592–1593 гг.). 8) ГИМ, Чудовское собр., 307. Минея четья на сентябрь (л. 339– 357), 1599 г. (на л. 804 об. запись писца: «Писал служка Тиханко 7107-го»). 9) РГБ, ф. 138 (Костромское собр.), 17. Минея четья на сентябрь-октябрь (л. 145 об. – 163), 1604 1605 гг. 10) Научная библиотека Московского университета, 817. Торжественник (л. 34 об. – 42), нач. XVII в. Бумага без филиграней, лишь на нескольких листах имеется знак: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры FD – Гераклитов, 429 (1610 г.). 11) РГБ, ф. 304 I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 665. Минея четья на сентябрь (л. 287–319 об.), 1627 г. Редакция Великих Миней Четьих с добавлением 13-го чуда (о Софонии). Писец – троицкий монах Герман Тулупов. 12) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 267. Сборник (л. 33 об. – 47 об.), 20-е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры QQ-Дuahoba и Костюхина, 711 (1629 г.). Редакция Великих Миней Четьих с 7 чудесами. 13) РГБ, ф. 212 (Собр. Олонецкой семинарии), 15. Сборник (л. 155 об. – 181), 30-е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под полумесяцем и литерой I – типа Гераклитов, 931 (1633 г.); Домик под крестом, обвитым змеей, – типа Дианова и Костюхина, 533 (1639 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

39) РНБ, F.I.257. Сборник (л. 46–47 об.), сер. XVI в. Филигрань: Розетка. 40) РНБ, F.I.297. Пролог (л. 25 об. – 26 об.), сер. XVI в. 41) ГИМ, собр. И. Е. Забелина, 365. Пролог (л. 35–37), 1553 г. 42) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собр. РГАЛИ), оп. 1, 117. Пролог (л. 482–483 об.), 50-е годы XVI в. Филиграни: Перчатка с шестью фестонами под короной (три варианта) – Лихачев, 1749 (1551 г.), 2979 (1552 г.), Брике, 10934 (1557–1558 гг.); Рука под звездой – Брике, 10800 (1548 г.); Гербовый щит – Брике, 2026 (1553–1562 гг.). 43) ГИМ, собр. Н. П. Вострякова, 128. Пролог (л. 49–51), 50-е годы XVI в. 44) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 1299. Пролог (л. 52 об. – 53 об.), 50–60-е годы XVI в. Филигрань: Кабан – Брике, 13580 (1556–1560 гг.); Лауцявичюс, 3661 (1560 г.). 45) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), оп. 1, 751. Сборник (л. 33 об. – 36 об.), 60-е годы XVI в. Филиграни: Сфера с лилией и сердцем – Брике, 14028 (1559 г.); Кораблик – Лихачев, 1923 (1567 г.); Рука под звездой с изображением сердца на ладони – Брике, 10832 (1560–1562 гг.). 46) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 20. Торжественник (л. 53–54 об.), 60-е годы XVI в. Филиграни: Литеры GD – Брике, 9411 (1568 г.); Перчатка под пятиконечной звездой – Брике, 11366 (1558 г.). 47) РГБ, ф. 304 I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 805. Сборник (л. 139 об. – 140 об.), 60-е годы XVI в. Филиграни: Сфера под звездой – Брике, 13997 (1553 г.); Рука под короной – Брике, 10975 (1550 г.); Перчатка с шестью фестонами под короной с буквой F – Брике, 11027 (1560–1562 гг.). 48) Центральная научная библиотека Академии наук Литвы, F.19– 103. Сборник (л. 128–129), 1569 г. Проложная статья – в составе компиляции с Антониевской редакцией. 49) РНБ, Соловецкое собр., 500 519. Минея четья на сентябрь (л. 263–264; Проложная статья – в составе Минейной редакции Жития Федора), 3-я четв. XVI в. 50) РНБ, собр. А. А. Титова , 1220. Пролог (л. 47 об. – 49), 70-е годы XVI в. 51) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собр. РГАЛИ), 113. Сборник (л. 537 об. – 539 об.), 90-е годы XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Филигрань: Гербовый щит с литерой R под короной и между двух лилий – Брике, 8987 (1493–1523 гг.). 10) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 191 (л. 61–82 об.) – первая четверть XVI в. Без начала, текст начинается со слов: «…боку слышах глас глаголющь: Сергие. Он же удиви-ся о необычном в нощи званию». Филиграни: Единорог – Брике, 10100 (1518 г.); Голова быка под буквой Т – Брике, 15184 (1510–1527 гг.); Литера W под короной – Брике, 9158 (1494–1555 гг.). 11) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, Q.778 (л. 609 об. – 664 об.) – 30-е годы XVI в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под трилистником – Лихачев, 1574 (1530 г.). 12) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 287 (4°) (л. 39–109 об.) – вторая четверть XVI в. Описание см. в разделе Проложной редакции. 13) ГИМ, Музейское собр., 2187 (л. 80–136 об.) – сер. XVI в. Филигрань: Рука под короной – типа Брике, 10975 (1550 г.). 14) РНБ, собр. Н.Я. Колобова, 293 (л. 215–272) – 50–60-е годы XVI в. Филигрань: Сфера под звездой – Брике, 14008 (1559 г.). 15) РНБ, Софийское собр., 1469 (л. 108–123 об.) —50—60-е годы XVI в. Текст доведен до главы «О поставлении на священничество святого», кончается словами: «о сем убо негодоваше и пръстом уда-ряа в оконце, сим назнаменаше свое пришествие». Филигрань: Рука под звездой, на руке буквы RN – Брике, 11365 (1557 г.). 16) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 787 (л. 63–113 об.) – около 1562 г. На л. 119 об. – 120 об. помещен текст Пасхалии, начинающейся с 7071 г. Филигрань: Рука под короной – Брике, 10985 (1564 г.). 17) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1403 (л. 47–83) – кон. XVI в. Филигрань: Литеры BRA в картуше под лилией – типа Брике, 7068 (1595 г.). 18) ГИМ, собр. А. И. Хлудова, 239 (л. 168–192 об.) – кон. XVI в. Филигрань: Гербовый щит под короной, на щите литера В, под щитом надпись в картуше Nicolas Lebe – Лихачев, 1957 (1594 г.). 19) РГБ, ф, 310 (Собр. В. М. Ундольского), 373 (л. 1–64 об.) – кон. XVI в. Начало утрачено, текст начинается словами: «…убо от днии изыде отрок Варфоломеи проходитися, яко же бе ему обычаи».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В. (др. возможность - друцкий кн. Глеб Рогволодович) (РГБ. Ф. 304/III. Ризница. 25. Л. 9 об.; ср.: РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 2; Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 422). По мнению В. Л. Янина , вероятна принадлежность Г. В. найденных в Киеве и Гродно 3 печатей с изображениями процветшего 6-конечного креста и св. Глеба, с нимбом, в княжеской шапке и с мученическим крестом в руке, «имеющих размер, типичный для булл XII в.» ( Янин. 1970. Т. 1. 333.1-2. С. 32, 225, 320; он же. 1998. Т. 3. 333-3. С. 61, 274, 370). Однако время и место бытования печатей скорее свидетельствуют в пользу их принадлежности городенскому кн. св. Глебу Всеволодовичу . Отдельные эпизоды из жизни Г. В., относящиеся к нач. XII в., запечатлены на миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 152, 152 об., 156; кон. XV в.). Ист.: Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.); Хождение игумена Даниила//БЛДР. Т. 4: XII в. С. 116-117, 599; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 250, 280, 281, 283, 290-291; Т. 2. Стб. 256, 257, 259, 282-285, 492-493; С. 26-28; Т. 40. С. 71, 72, 75, 76. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 167, 210, 305; Тарасенко В. Р. Др. Минск//Мат-лы по археологии БССР: [Сб. ст.]. Минск, 1957. С. 213-232; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 45-47, 126-127, 259. Примеч. 9, 17; Алексеев Л. В. Полоцкая земля в IX-XIII вв.: (Очерки истории Сев. Белоруссии). М., 1966. С. 249-257; он же. Полоцкая земля//Древнерус. княжества X-XIII вв.: Сб. ст. М., 1975. С. 226, 230-232; он же. Минск и Друцк//Славяне и их соседи: Археология, нумизматика, этнология. Минск, 1998. С. 10-19; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 333. 1-2. С. 32, 225, 320; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. 333. 1-2. С. 61, 274, 370; Загорульский Э. М. Возникновение Минска. Минск, 1982; Головко А. Б. Земли Зап. Руси и объединительная политика Киевского гос-ва в X - 1-й тр. XII в.//Киев и зап. земли Руси в IX-XIII вв.: [Сб.

http://pravenc.ru/text/165107.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010