Григорием Чудотворцем - седой, с большими залысинами надо лбом, с короткой окладистой бородой. Пограничным памятником восточнохрист. и лат. традиций является мозаичное изображение в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия (1148). Активизацию почитания Г. В. в XIV-XV вв. связывают с известностью его как автора соч. «Диалоги», пронизанного эсхатологическим настроением, актуальным в связи с ожиданием конца мира в 1492 (7000) г. ( Евсеева. Афонская книга. С. 195). В этот период образ Г. В.- седовласого старца, со средней длины клиновидной бородой, в полиставрии - присутствует в составе святительского чина в декорации алтарной части храмов свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319) - полуфигура, обеими руками держит Евангелие (рядом свт. Григорий Акрагантский); вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния, ок. 1504 (?)) - на голове тиара в виде короны; свт. Николая в мон-ре Ставроникита (1546) - с тонзурой, в паре со сщмч. Климентом, папой Римским; Рождества св. Иоанна Предтечи мон-ря Дионисиат (1546-1547) - полуфигура; мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос, сер. XVI в.,- в композиции «Служба св. отцов» вслед за свт. Климентом (II ?), папой Римским, в тиаре в виде 3-ярусной короны с округлым верхом (атрибутирован как свт. Григорий Чудотворец - см.: Γοναρης Γ. Γ. Μεταβυζαντινς τοιχογραφες στη Λσβο: 16ος - 17ος α. Αθνα, 1999. Σ. 27). Свт. Григорий Великий и диак. Петр. Миниатюра из сборника сочинений свт. Григория Великого. Кон. XV в. (РГБ. Овчин. 794. Л. 1 об.) Свт. Григорий Великий и диак. Петр. Миниатюра из сборника сочинений свт. Григория Великого. Кон. XV в. (РГБ. Овчин. 794. Л. 1 об.) Один из самых ранних памятников слав. круга - миниатюра в рукописи галицко-волынского происхождения «Беседы на Евангелие», датируемой 2-й пол. (?) XIII в. (РНБ. Погод. 70),- Г. В. и вмч. Евстафий (Плакида?) предстоят Христу, над ними - архангелы Михаил и Гавриил; святитель - в полиставрии. На выходной миниатюре из сборника сочинений Г. В. (РГБ. Овчин. 794. Л. 1 об., кон. XV в.) святитель изображен в левой части 3-фигурной композиции сидящим на троне с подставкой для ног, на коленях - раскрытый кодекс, в правой руке - стило, левой придерживает кодекс; облачен в фелонь и омофор поверх рясы и епитрахили. Позади Г. В., положив руку на его правое плечо, стоит ангел (в зап. памятниках - Св. Дух в виде голубя) в зеленом хитоне и красном гиматии, с жезлом в руке (в каталоге: Altrussische Buchmalerei: 11. bis Anfang 16. Jh. L., 1984. Cat. 47), ангел назван Св. Софией, Премудростью Божией; иконографическая аналогия того же времени с изображением персонификации Премудрости, юноши с нимбом в виде 2 перекрещивающихся ромбов,- миниатюра из гомилий свт. Григория Богослова (РГБ. Троиц. 137. Ф. 304/I. Л. V об., кон. XV в.). В правой части миниатюры внизу - образ диак. Петра, собеседника Г. В., он безбородый юноша в диаконском стихаре, сидит на низкой скамье с подножием и пишет, на свитке читается текст: «Благословенный Григорие»; образы Г. В. и Петра поименованы.

http://pravenc.ru/text/166740.html

131 «Повесть о неседальном» – так сокращенно можно назвать повесть об исторических событиях, связанных с Акафистом, исходя из ее пространного названия в русских сборниках (см. гл. 2, прим. 19:21). На это следует обратить внимание, чтобы избежать путаницы в дальнейшем, так как историки называют это сочинение «Повесть о Хоздрое». В этой работе важно подчеркнуть связь текста с Акафистом, обусловленность его существования данным празднованием и службой, поэтому я изменяю название. 133 16 РГБ. ОР. Ф. 173. 47. Торжественник постный, 1524 г.; Ф. 173. 48. Торжественник, 1497 г.; Ф. 304. 103. Учительное Евангелие, XV в.; Ф. 304. 142. Златоуст, XVI в.; Ф. 394. 160. Лествица, XVI в. В более ранних сбор никах конца XIV в., таких, например, как РГБ. ОР. Ф. 304. 9, в неделю а поста читается Поучение Иоанна Златоустаг о о посте (л. 14) и Слово святого Кирилла «Много нам человеколюбче Богпоказа на земли явлься» (л. 142), в котором излагается история покаяния императора Феофила, но нет ничего об иконе Одигитрии; в субботу пятой недели читается Слово Кирилла, архи епископа Александрийского, «На похвалу всечестная владычицы нашея Богородицы и приснодевы Мариа» (л. 21). Исследования сборников гомилетического типа – Торжественников, Златоустов, Златоструев и др., сделанные Т. В. Черторицкой и дополненные О. В. Твороговым, показывают, что до начала XV в. «Сказание» и «Повесть» в них не встречаются: см.: Черторицкая Т. В. О начальных этапах формирования древнерусских литературных сборников Златоуст и Торжественник (триодного типа)//Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 96–114; Творогов О. В. Описание и классификация списков сборника «Златоуст»//ТОДРЛ. XXXIX. Л., 1985. С. 278–284; Черторицкая Т. В. О составах минейных торжественников XV– XVI вв.//Сибирская археография и источниковедение. Новосибирск, 1979. С. 13–27; Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. (статья первая)//TOДPЛ.XLI. 1988. С. 197–214. 136 О Влахернской иконе Покрова Пресвятой Богородицы//Христианское чтение 1863. III. С. 245; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. Париж, 1951. С. 50–52; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XII – начало XV вв. М., 1976. С. 222–227; Сергий, архиеп. Владимирский. Святой Андрей Христа ради Юродивый и праздник Покрова Пресвятые Богородицы. СПб., 1898; Lathoud R. Р. D. Le théme iconographique du «Pokrov» de la Vierge//L art byzantine chez les slaves. II. Paris, 1932. P. 302–314.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Инициал «Н» из «Поучения прп. Ефрема Си-рина». XIII в. (РГБ. Ф. 304.1. 7. Л. 47) Инициал «Н» из «Поучения прп. Ефрема Си-рина». XIII в. (РГБ. Ф. 304.1. 7. Л. 47) Значительно реже в древнейших слав. азбучных акростихах Н соотнесено с формами причастия прошедшего времени от глагола «найти» - «нашедше, нашед»: «Аз есмь Бог первый»: «Нашедше на Мя, хотесте Мя убити»; «Азбука об Адаме»: «Нашед враг и раскопаи оплоты винограда Моего, а стража погубии» (Там же. С. 59, 60); «Аз ти благодарю Бог»: «Нашедше взясте твердыи Ерихон по словеси Божию» ( Кобяк. 1987. С. 153); со словом «ночь» - в молитве «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Нощью мя на пение укрепи, тяготу сонную отгнав ми», в др. редакции: «Нощию мя укрепи на пение и тяготу сонную отжени» ( Соболевский. 1902. С. 34, 35), в др. редакции: «Нощию мя, Христе, укрепи на пение и тяготу сонную отгони ми» ( Кобяк. 1987. С. 146); с отрицательной частицей «не» - в молитве «Аще хощеши мудрости святых»: «Не хвали хвалящих тя и не хули хулящих тя» (Там же . 1987. С. 145); в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «Не могу творьти, рече, повелениа твоа» ( 1981. С. 110); в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Неизреченеи пречистеи славе преставленаго причти, милосерды» ( Загребин. 1981. С. 79); с союзом «но» - в азбучной молитве свт. Константина , еп. Преславского: «Но мне ныне пространно слово даждь» ( Степанов. 1997. С. 421); в молитве «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Но тмы, и огня, и черви неусыпающаго» ( Соболевский. 1902. С. 35). В рус. и церковнослав. языках Н обозначает звуки [н] и [н " ]: нос,   нить,   Начертание Н в кириллице восходит к унциальному варианту греч. буквы «ню» (Ν), которая по рисунку представляет собой видоизменение финик. знака «нун» («рыба, змея») - . Отрывок текста из Супрасльского сборника. XI в. (РНБ. Q.n.I.72. Л. 1 об.) Отрывок текста из Супрасльского сборника. XI в. (РНБ. Q.n.I.72. Л. 1 об.) В древней кириллице начертание Н было подобно начертанию лат. прописной буквы N: 2 вертикальные параллельные мачты соединяла перекладина либо в виде диагонали, идущей из самой верхней точки левой мачты до самой нижней точки правой,- (в Супрасльском сборнике , Македонском кириллическом листе , Добромировом Евангелии , Охридском Апостоле ), либо в виде полудиагонали, концы к-рой касались не крайних точек мачт,- (в Саввиной книге , Энинском Апостоле , Хиландарских листках , Листках Ундольского , Остромировом Евангелии , Изборнике 1073 г. , Изборнике 1076 г. , Архангельском Евангелии , Минее 1096 г.). В Битольской надписи возникает модификация с изогнутой косой перекладиной - , к-рая наблюдается в памятниках южнослав. эпиграфики до сер. XV в.

http://pravenc.ru/text/2564562.html

Так, на Руси в дониконовскую эпоху М. пели неск. раз в неделю или даже ежедневно. Чиновники рус. кафедральных соборов XVI-XVII вв. почти ежедневно упоминают М. среди совершаемых в храме служб - либо после вечерни, либо после часов и до Божественной литургии. Согласно Чиновнику московского Успенского собора, в случае присутствия на службе самого царя после литургии специально для него М. совершали еще раз (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908. С. 4, 12-15, 18, 21, 47, 71, 74 и др.). Сохранилось более раннее предписание даже о ежедневном пении М., принадлежащее свт. Геннадию Новгородскому и изданное в 1492 г. В нем даны указания о конкретном содержании М.: в воскресенье на М. положено петь каноны Благовещению и свт. Петру, митр. всея Руси; в понедельник - архангелам и свт. Алексию, митр. всея Руси; во вторник - Одигитрии и свт. Леонтию Ростовскому; в среду - Покрову, Знамению, Владимирской, Сретению (поочередно) и прп. Варлааму Хутынскому; в четверг - Успению и свт. Николаю Мирликийскому; в пятницу - Крестовоздвижению и прп. Сергию Радонежскому; в субботу - Похвалы Пресв. Богородицы (с Акафистом) и прп. Кириллу Белозерскому (см.: Псалтирь XVI в., РНБ. Соф. 61. Л. 236 об.). В сборнике XVI в. «Правило Молебное на четыре седмицы» (в тексте сборник также назван «Молебником» - Л. 5) приведены различные молебные каноны на каждый день на протяжении 4 недель, т. е. почти на целый месяц (ркп. ГИМ. Син. 470). К этим и подобным им распределениям канонов по дням недели восходят аналогичные указания позднейших Канонников и Правильных канонов; с ними же опосредованно связана и совр. практика чтения 3 молебных канонов при подготовке ко Св. Причащению. В рус. мон-рях в XVII в. М. обычно совершался трижды либо четырежды в неделю. Так, в Троице-Сергиевой лавре в XVII в. в воскресенье пели М. с каноном Пресв. Троице и/или Благовещению Пресв. Богородицы; в понедельник - с канонами Пресв. Троице и к.-л. святому; в среду - с каноном Одигитрии и к.-л. святому; в пятницу - с каноном Похвалы Пресв. Богородицы и Акафистом; в постовые дни с пением «Аллилуия» М. не совершались (см. лаврский устав нач. XVII в., РГБ. Ф. 304/1. 248. Л. 72 об.- 79 об.). В практике Иосифова Волоцкого мон-ря XVII в. М. по воскресеньям совершался с каноном Благовещению, по средам - с каноном Одигитрии, по пятницам - с каноном Акафиста; помимо М. трижды в неделю - по понедельникам, средам и пятницам - пели панихиду, с заупокойным каноном по гласу (см. Обиходник этого мон-ря XVII в., РГБ. Ф. 304/1. 739. Л. 362-362 об.); и т. д.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

9) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1386. Сборник (л. 43–47), кон. 70-х – нач. 80-х годов XVI в. Отдельная тетрадь, писанная особым почерком, филигрань: Голова быка под короной с кольцом в ноздрях – Пиккар, XV, 24 (1578–1581 гг.). Представлен текст второй и третьей частей Минейной редакции. 10) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 421, ч. 1. Сборник (л. 310–316), 70–80-е годы XVI в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове буквы СМ – типа Лихачев, 4008 (1581 г.). 11) Научная библиотека Московского университета, 1832. Сборник (л. 1–7 об.), 20–30-е годы XVII в. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом буквы ID – Дианова и Костюхина, 901 (1624–1631 гг.). 12) РГБ, ф. 138 (Костромское собр.), 18. Минея четья (л. 269– 270 об.), сер. XVII в. Филиграни: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка DV – Гераклитов, 1283 (1647 г.); Щит с рожком под короной, под щитом лигатура из букв WR – Лауцявичюс, 3017 (1649 г.). § 6. Редакция Великих Миней Четьих Редакция Жития Федора Ярославского, читающаяся в Великих Минеях Четьих митрополита Макария, создана несомненно в связи с канонизационным собором 1547 г. В основу был положен список Третьей группы Вторичного вида Антониевской редакции, но текст существенно переработан. В заглавии указано имя митрополита Филиппа. При описании кончины князя Федора привлечен дополнительный источник – Житие Сергия Радонежского. Выявлены следующие списки: 1) ГИМ, Синодальное собр., 986. Успенский список Великих Миней Четьих (л. 582–588 об.), около 1547 г. На указанных листах филигрань: Ваза-типа Брике, 12892 (1547 г.) 547 . 2) РНБ, собр. М. П. Погодина, 611. Пролог (л. 285–302 об.), 1547–1548 гг. По нижнему полю первых листов вкладная запись с упоминанием «царя» Ивана Васильевича (с января 1547 г.) и ростовского архиепископа Алексея (1543–1548 гг.). 3) РГБ, ф. 304 I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 630. Сборник (л. 318–365), сер. XVI в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове два пояска – Лихачев, 1833 (1558 г.), 3811 (1549 г.); Перчатка под короной – типа Брике, 10972 (1545 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Введение в Никоновской Кормчей содержит сказания об установлении автокефалии Русской, Болгарской и Сербской Церквей, о Крещении Руси и поставлении в ней патриархов, о поставлении на царство Михаила Романова и на патриаршество его отца Филарета , а также сказания о 7 Вселенских и 16 Поместных Соборах, правила к-рых вошли в Кормчую. Затем следует «Номоканон XIV титулов» с 2 предисловиями; в него включены только титулы (грани) с указанием канонов. В главах 1-37 1-й части Кормчей содержится Синопсис с толкованиями Алексия Аристина, а в некоторых местах - с толкованиями Иоанна Зонары и неизвестного толкователя, главы 38-41 составляют дополнение к Синопсису. «Закон судный людем». Кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304.1. 15) «Закон судный людем». Кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304.1. 15) 2-я часть Кормчей содержит сборник Иоанна Схоластика (гл. 42); 3 новеллы имп. Алексея Комнина (гл. 43); гражданские законы из «Номоканона XIV титулов» (гл. 44); извлечения из законов Моисея о наказаниях за преступления (гл. 45); «Закон судный людем» (гл. 46); сочинения Никиты Стифата и неизвестного автора против латинян (главы 47-48); полный перевод «Прохирона» («Градский закон», гл. 49); «Эклога» Льва и Константина с сокращениями (гл. 50); ст. «О браках» (гл. 51); визант. статьи о незаконных браках (гл. 52); «Томос единения» (гл. 53); канонические ответы патриарха Николая Грамматика (гл. 54); канонические ответы Ираклийского митр. Никиты (гл. 55); правило К-польского патриарха свт. Мефодия о принятии в Церковь отпадших от Православия (гл. 56); «правило иереом, иже не облачаются во вся священныя ризы» (гл. 57); извлечения из правил К-польского патриарха свт. Никифора Исповедника (гл. 58); отрывки из канонических ответов Китрского еп. Иоанна (гл. 59); «Архиерейское поучение новопоставленному священнику» - единственная статья рус. происхождения (гл. 60); канонические ответы Александрийского патриарха Тимофея, дополнительные к его ответам, помещенным в гл. 32 (гл. 61); правила свт. Василия Великого о мон-рях и монахах (главы 62-65); ст. «О священных одеждах и особах» (гл. 66-69); трактат к-польского пресв. Тимофея (VI в.) о приеме в Церковь обратившихся еретиков (гл. 70); выписки из «Пандект» греч. мон. Никона Черногорца о важности церковных правил (гл. 71).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Писатель участвовал в создании редакций Жития кн. мч. Михаила Черниговского и боярина мч. Феодора. В лит-ре встречаются разные т. зр. на количество созданных им редакций. Первым определил одну из них как Пахомиевскую архиеп. Филарет ( Филарет (Гумилевский). 1857. С. 100). Ключевский, доводы к-рого повторил Яблонский ( Ключевский. 1871. С. 146-147; Яблонский. 1908. С. 100-104), атрибутировал П. Л. редакцию, известную в одном списке с указанием имени П. Л. в надписании («Творение ермонаха Пахомия Святыя Горы» (РГБ. Ф. 310. 565. Л. 47); цит. по: Карбасова, Милютенко. 2019. С. 197-198). Н. И. Серебрянский выделил 3 редакции Пахомиева сочинения ( Серебрянский. 1915. Ч. 1. С. 119-131): Минейную (отражена в ВМЧ), Соловецкую (представлена списком РНБ. Солов. 518) и Архивскую (представлена списком в составе рукописи из собр. Оболенского. 26) - и предположил, что древнейшей из них является Минейная, к-рая принадлежит П. Л., т. к. один из списков этой редакции содержит в надписании его имя, а ее старшие списки сопровождаются Сказанием (Повестью) «Об убиении злочестивого царя Батыя», написанным П. Л., кроме того, в тексте Жития последовательно проведена лексическая замена непонятного П. Л. слова «коць» словом «мечь». Две др. редакции Серебрянский датировал кон. XV в. и отверг возможность переделки П. Л. своего сочинения. Н. И. Пак атрибутировала писателю не только Минейную (М), но и Соловецкую (С) редакцию на основании 2 общих чтений в ней и в пахомиевской Службе кн. мч. Михаилу Черниговскому (отказ П. Л. в авторстве Архивской редакции (Ар) исследовательницей не обосновывается) ( Пак Н. И.. 1988). Карбасова и Милютенко атрибутировали П. Л. все 3 выделенные предшественниками редакции, предложив др. порядок их появления: Архивская (Первая) - Минейная (Вторая) - Соловецкая (Третья), и отметили, что П. Л. нередко обращался к редактированию собственных сочинений ( Карбасова, Милютенко. 2019). Атрибуция Жития получила специальную аргументацию: П. Л., по мнению Карбасовой и Милютенко, одновременно редактировал Житие и Службу; т. к. они характеризуются содержательным единством, имеют ряд текстуальных параллелей, и их старшие списки (80-90-х гг. XV в.) встречаются в рукописях вместе (ГИМ. Чуд. 151; РНБ. Соф. 1389; РГБ. Ф. 304/I. 643), при этом Служба надежно атрибутируется П. Л.; Пахомиевские редакции Жития имеют общие чтения с др. сочинениями писателя.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

573 ЦИАМ. Ф. 1368, оп. 1, д. 92, л. 5. Обзор общежительных монастырей архимандритом Пименом в 1877 году. По имеющимся спискам числились следующие монахини, ученицы старца Зосимы, дожившие до 1870 года: Зосима и Агриппина Туголуковы, Аскитрея Ползунова, Параскева Иконникова (дожившая и до 1881 года) – приехавшие со старцем из Туринска; а также Зосима Чернецова и Дионисия Широкова (дожившая и до 1881 года) – поступившие в пустыньку под Москвой в 1832 году при жизни старца Зосимы. 574 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 543, д. 36, л. 47. Донесения в Духовную консисторию 1901 года. День памяти указанных лиц в данном случае – день их тезоименитства: дни св. Зосимы Соловецкого, св. Веры, св. М аргариты. 578 ОР РГБ. Фонд Филарета, к. 1, д. 20. Воспоминание о Филарете, митрополите Московском, Ив. Ил. Верховского. 579 Пансион г-жи Кноль располагался на Средней Кисловке, дом Руссель, Тверская часть, 2 квартал [Адрес-календарь учебных... заведений города Москвы. М., 1868. С. 64]. Найти программу этого учебного заведения не удалось. 580 ОР РГБ. Ф. 214, д. 304, ч. 3, л. 62об. Келейный календарь игумена Антония (Путилова) 1864 года. 581 РГАДА. Ф. 1192, оп. 4 (1895 г.), д. 11, л. 1. Послужные списки монашествующих Троице-Одигитриевского монастыря. 583 РГИА. Ф. 796, оп. 162, д. 1235, л. 6. Послужной список монахини Магдалины (Верховской) 1881 года. 584 РГАДА. Ф. 1192, оп. 4 (1883 г.), д. 4, л. 263–265. О выборе и утверждении новой настоятельницы в Троице-Одигитриевском монастыре – копии документов из фонда благочинного. 585 РГИА. Ф. 796, оп. 162, д. 1235, л. 1–7. О выборе и утверждении новой настоятельницы в Троице-Одигитриевском монастыре – документы из фонда Св. Синода. 586 Митрополит Макарий (Булгаков , ум. 09.06.1882) возведен в митрополита Московского (после смерти митрополита Иннокентия) 8 апреля 1879 года из архиепископов Литовских [Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721 – 1895). СПб., 1896. С. 40]. Митрополит Макарий был «ученым монахом»: богословом, историком. «Свой сравнительно небольшой капитал (120 тыс. руб.), составившийся из гонораров за книги и статьи, святитель пожертвовал в особый фонд. Премии из него, по пять тыс. руб., поочередно назначались Синодом и Академией наук – соответственно, по богословским и светским гуманитарным наукам» [Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX веков. М., 2002. С. 44]. В настоящее время работа Макариевского фонда возобновлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В 2013 г. научные выводы акад. О.Г. Ульянова были полностью подтверждены спустя 20 лет (!) в результате технико-технологического анализа миниатюр сотрудниками ГосНИИР (Баранов В. В., Наумова М. М. Результаты новейших исследований миниатюр Евангелия Хитрово и сообщение Троицкой летописи 1395 г//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. 3 (53), сентябрь. Тезисы VII международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси». С. 12-13). Меду тем, В.Н. Лазарев совершенно не заметил, что символика Евангелистов в Евангелии Хитрово (1395 г.) и фальшаке « Спас в силах» абсолютно разная! В Евангелии Хитрово (см. фото) Иоанн – это Орел, Марк – Лев (РГБ. Ф. 304, III, 3/М.8657 (Tpouц.III.3). Л. 1 об., 79): А фальшак « Спас в силах» принадлежит совершенно иной традиции, восходящей к сщмч. Иринею Лионскому (Иоанн – это Лев, Марк – Орел). Разумеется, гениальный иконописец Древней Руси прп. Андрей Рублев († 17.10.1428), подвизавшийся в богословии исихазма, никак не мог писать Евангелистов в одном произведении так, а в другом – иначе))) Такая же символика Евангелистов, как и на рублевских миниатюрах Евангелия Хитрово (Иоанн – это Орел, Марк – Лев), присутствует, например, на целом ряде памятников начала XV в. Илл. Спас в силах. Из деисусного чина. Тверь. Первая половина XV в. 116 х 84. Государственная Третьяковская галерея, Инв. 15053. В то же время символика Евангелистов, как у фальшака « Спас в силах», бытовала длительное время в поздних памятниках XVII в. Илл. Спас в силах. Барельеф. Конец XVII в. 53 х 33,5 х 2,7. Музеи Московского Кремля, Инв. СК-8. Заметим, что Денис Хлебников напрочь игнорирует символику Евангелистов в многочисленных статьях по иконографии «Спаса в силах», допуская фактические ошибки, что якобы «ангел – символ Евангелиста Матфея, а лев – символ Евангелиста Иоанна»?! Странно, что редакции богословских изданий МДАиС, СПбДА и ОЦАД совершенно не замечают столь грубых оплошностей этого автора по специальности «Языкознание и литературоведение» (Хлебников Д.В. Загадки “Переяславского Евангелия” и иконография Спаса в Силах//Исторический журнал: научные исследования. 2019. 4. С. 47-73; Idem. Оригиналы и транскрипции: Деисус со «Спасом в Силах», богослужебные реформы и некоторые особенности «Устава литургии» патриарха Филофея в греческих и славянских рецензиях//Христианское чтение. 2019. 5. С. 45-75; Idem. Генезис колесницы, или О «византийско-западном» наследии в искусстве Московской Руси Христианское чтение. 2019. 6. С. 81-122 etc).

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

Сергия Радонежского. Вместе с тем авторы древнейших изображений М. могли опираться на вид его мощей при погребении, а также на сведения, полученные от учеников или современников. Косвенным подтверждением этой версии служит относящаяся к 1524 г. записка, составленная со слов допрошенной дмитровским кн. Юрием Ивановичем старицы кашинского Сретенского монастыря Евфросинии, супруги одного из родствеников преподобного: она «помнит Макариеву маму, котораа его кормила, а звали еа Еуфимиею, а жила 106 лет» ( Крушельницкая Е. В. Записка о Макарии Калязинском//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 313). О первых иконах М. (у его гробницы или на ней) сведений нет, т. к. описи Троицкого мон-ря не сохранились. Из текстов о ранних (20-30-х гг. XVI в.) чудесах от мощей преподобного известно о его иконах, к-рыми благословляли посетителей обители (РГБ. Ф. 304/I. 692. Л. 497, 505, 507 об.; 802. Л. 43 об., 47 об., 48 об.- 49). Так получил исцеление расслабленный Феодор, «раб» Иоанна Тимофеева Юрлова: при посещении Макариева мон-ря игумен поднес Юрлову икону преподобного. Образ М. хранился у родителей некоего Алексея, получившего облегчение от болезни после молитвы перед ним. Икона, согласно одной из редакций текста вырезанная на древе от гроба преподобного («икона рака чюдотворцова гробу а на ней нарезан образ Макариев»; Там же. 802. Л. 49), находилась у священника обители Серапиона, исцелившего с ее помощью бесноватого Иоанна, сына Марии Дурасовой. Почитание подобных святынь и частиц мощей М. (напр., о частице, хранившейся в обложенной серебром «воротной иконе», сообщается в 1575 в описи Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря - Ист. б-ка Тверской епархии. Тверь, 1879. Т. 1. С. 367) было действенным способом распространения почитания святого и сведений о его иконографии. Центром почитания М., очевидно, стал Иосифов Волоцкий мон-рь, где, согласно описи 1545 г., дополнявшейся в 1547 г., находились 2 пядничные иконы преподобного ( Шаблова. 2014. С. 34, 35). Одна из них была вложена старцем Марком, «Андреевским человеком Карпова» ( Титов.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010