Мониторинг СМИ В Великий пост митрополит Иларион собрал аншлаг в " Крокусе " В самом большом концертном зале России прозвучали " Страсти по Матфею " 31.03.2016 22:43 Глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион в юности начинал как музыкант, и премьеры его сочинений давно проходят на крупных площадках Москвы и зарубежья. За дирижерским пультом - Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, а иногда и сам владыка. А в эту среду его знаменитая оратория " Страсти по Матфею " прозвучала уже в самом большом концертном зале России. Все билеты в " Крокус Сити Холл " (вмещает 6400 человек) давно раскуплены, среди зрителей - Тамара Гвердцители, Павел Лунгин (снявший на эту музыку фильм " Дирижер " ), Игорь Матвиенко, архиереи РПЦ. На сцене сразу несколько хоров, световые и видеопроекционные инсталляции и другие спецэффекты. Сам митрополит Иларион в роли чтеца Евангелия. Фото: Евгения ГУСЕВА Пока взволнованные артисты готовятся к выходу, излучающего спокойствие владыку за кулисами атакуют журналисты. - Великий пост - это особое время, когда церковь готовит верующих к Страстной седмице, к празднику Пасхи. В дни Великого поста мы особо задумываемся о том, что произошло 2000 лет назад в Иерусалиме, что это означает для каждого из нас. Это произведение было написано как приношение Христу, распятому и воскресшему. Оно построено на текстах Евангелия от Матфея и на богослужебных текстах РПЦ. Команда " Крокуса " поработала над видеорядом, он построен на фресках балканских монастырей XII-XIV веков, фресках итальянских мастеров Джотто и Лоренцетти. Самые известные " Страсти по Матфею " - у Баха, я ориентировался именно на этот образец, но для меня было важным наполнить его православным содержанием, - объясняет автор. Фото: Евгения ГУСЕВА - Владыка, все билеты давно проданы, вы ожидали такого ажиотажа? Духовная музыка сегодня сильно востребована? - спросила " Комсомолка " . - Для меня самое важное, чтобы слово Христово звучало и распространялось как можно шире. Существуют разные формы, в которых это слово может звучать. Самая прямая форма передачи - проповедь, чтение Евангелия. Чтение Евангелия будет и здесь. Комментарием к этой истории, не только текстуальным, но и музыкальным, а значит и духовно-эмоциональным, является написанная музыка.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМИН [Лат. Maximinus] († 346/7), св. (пам. зап. 29 мая), еп. г. Треверы (ныне Трир, Германия). Сведения о жизни Максимин, еп. г. Треверы. Мастерская А. Лоренцетти. Ок. сер. XIV в. (Национальная пинакотека, Сиена) Максимин, еп. г. Треверы. Мастерская А. Лоренцетти. Ок. сер. XIV в. (Национальная пинакотека, Сиена) В списках предстоятелей Трирской кафедры (X-XI вв.) М. представлен как 5-й епископ Треверов. Его предшественник св. Агреций (Агриций) в 314 г. присутствовал на Соборе в Арелате (ныне Арль, Франция). Св. Павлин , преемник М., занимал епископскую кафедру в 347 г. ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 58). М. был одним из основных сторонников никейской партии на Западе и противостоял евсевианам - вост. епископам, к-рые придерживались арианской ереси. Информация о М. содержится гл. обр. в сочинениях его сподвижника свт. Афанасия I Великого , еп. Александрийского. По приговору евсевианского Тирского Собора (июль 335) Афанасий был признан виновным в гос. измене и в тяжких канонических преступлениях. По указанию имп. Константина I Великого он был сослан в Треверы, где, согласно Хронике Евсевия-Иеронима, его радушно принял М. (ср.: Greg. Turon. Hist. Franc. I 37). В то время епископская кафедра Треверов была одной из важнейших в Римской империи, т. к. в городе находилась резиденция цезаря Константина II , к-рый после кончины отца (май 337) был провозглашен августом Запада. Императоры-соправители на совещании в Паннонии (сент. 337) решили вернуть на кафедры епископов, сосланных по указанию Константина Великого. По-видимому, еще до этого, летом 337 г., Константин II позволил Афанасию вернуться в Александрию. Однако уже в марте 339 г. под давлением противников Афанасию пришлось бежать на Запад, чтобы апеллировать к Юлию I , еп. (папе) Римскому. На Соборе, созванном в Риме зимой 340/1 г., Афанасий и его сподвижники были полностью оправданы, но вост. епископы-евсевиане отказались признать это решение.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

В К. эпохи романики, напр., в мон-ре Кёнигслуттер (ок. 1150), в монастыре Зинона Веронского, Бад-Райхенхалль (1208), можно встретить колонны, покрытые резьбой, в т. ч. «плетенкой», напоминавшей основной мотив книжной «тератологии». Капители или пьедесталы колонн украшают фигуры людей с птичьими головами - в нижнем этаже К. монастыря Санто-Доминго-де-Силос, пров. Бургос (50-70-е гг. XII в.), изображение всадника, оседлавшего верблюда,- в К. собора монастыря в Милльштатте в Каринтии ( Carlsson. 1976. Ill. 115, 177, 248, 251). Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в. Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в. Особенности региональной архитектуры, соседство с др. культурными и архитектурными традициями, в т. ч. иноверными, оказывало влияние на детали убранства К. В центре колоннады могли поставить изогнутые, переплетающиеся колонны, как в мон-ре Санто-Доминго-де-Силос; арки и колонны в памятниках итал. романики украшали цветной смальтой. Пышность в украшении, сочетание традиций визант., ислам. и европ. искусства было характерно для К. в королевских резиденциях, как, напр. в соборе в Монреале, Сицилия (1174 - ок. 1185), где при оформлении К. сохранили араб. фонтан, окружив его колоннадой. В укрепленных крепостях монастырских орденов К. мог составлять единый ансамбль с приемными залами, напр., в Верхнем замке Мариенбурга - резиденции Тевтонского ордена в Ливонии (кон. XIII-XIV в., ныне Мальборк, Польша). Программа изобразительной декорации была самой разнообразной, в т. ч. прославляющей святых и подвижничество монахов. В Санкт-Галлене для К. между 980 и 990 гг. были написаны 24 композиции из Жития свт. Галла . Сохранились 2 композиции из цикла фресок, предназначенных А. Лоренцетти для К. и зала капитула мон-ря Сан-Франческо в Сиене и посвященных замученным проповедникам-францисканцам (1324-1327, см.: Вазари. 2001. Т. 1. С. 301; о Сеуте в Сев. Африке как месте казни см.: Прокопп. 1988. С. 28. Ил. 23; о Тане в Индии см.: Крамаровский. 2012).

http://pravenc.ru/text/1841516.html

М. «Элеусы» – Милостивой. Исследование древнейших типов Умиления показывает, что они так или иначе воспроизводят в XII-XIII стол. образ подобный чудотворной иконе «Владимирской» Б. М. в Успенском соборе, что подтверждается медными образками именно той эпохи, находимыми в развалинах древнейших киевских храмов. Рис. 101. Икона Б. М. «Умиление», или «Ярославской», по преданию, князей Вас. и Константина, в Ярослав. каф. Соборе (по списку С. Тр. Лавры). Но эта древняя основа, перешедшая рано в иконописный обиход греке-православной общины в Италии, поступила затем в XIII веке в качестве излюбленной и освященной формы в иконопись Средней и Северной Италии (чему примеры находим, между прочим, в собраниях Пизы и др.) и распространилась в ряде иконописных вариантов XIV- XV веков (ср. икону Амбр. Лоренцетти в абб. Евгения близ Сиены, рис. 100). Рис. 102. Икона В. М. «Умиление» в Третьяковском собрании в Москве. Уже, при первом взгляде на греко-итальянские иконы и по их колориту, припоминаются некоторые, наиболее ценимые иконописцами русские иконы Б. Μ. XVI века, как, например, список иконы «Ярославской» в ризнице Свято-Троицкой Сергиевской Лавры (рис. 101), икона «Умиления» в собрании Третьяковской галереи (рис. 102). Сходство, кроме типа и характерной сухости и бледности иконописного лика, простирается даже и на самую манеру письма, так что мы должны, по необходимости, считать эти русские образцы копиями греческих оригиналов,, обстоятельство, не лишенное для нас специальной важности. Ниже, при рассмотрении основных композиций «Умиления», в греческой и русской иконописи, мы попробуем перебрать эти типы в порядке их исторического следования. В настоящее же время, останавливаясь исключительно на группе греко-итальянских икон, позволяем себе выразить догадку, что икона «Умиления» в известном периоде тесно связана по смыслу с иконою «Страстной» Б. М., как то показывает, например 70 издания Η. П. Лихачева. Икона эта представляет Б. М. с Младенцем, который, в живом порыве, охватывает шею Матери и правой щечкой прильнул к ее щеке, в то время, как Она нежно обнимает Его обеими руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 гг. Падуя, Италия Амброджо Лоренцетти. Сретение. 1342 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Джироламо Романино. Сретение Господне. 1529 г. Икона. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства Бегство в Египет Наступают трагические события. Царь Ирод, который славился своей жестокостью и жаждой власти, не дождался волхвов и приказал своим солдатам истребить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев младше двух лет. Сцена бегства Святого Семейства в Египет тоже нередка в живописи и иконописи. Адам Эльсхаймер «Бегство в Египет», 1609 год. 31 × 42 см. Старая пинакотека, Мюнхен Немец Адам Эльсхаймер — признанный мастер так называемых ноктюрнов, то есть ночных сцен. Небольшая по размеру картина наполнена светом звезд и луны, здесь даже различима полоса Млечного Пути. Через этот мрак, через эту ночь в тишине следует Иосиф и дева Мария с Младенцем, и они успевают уйти из Вифлеема до начала страшных событий. Да, младенца Христа спасли, но наступает жертвенное время для матерей Вифлеема. Сцены избиения младенцев художники изображали с давних времен. «Избиение младенцев». Миниатюра из Псалтиря королевы Марии, 1310-20 гг., Лондон На средневековой английской рукописи XIV века сам Ирод с мечом восседает на троне и вершит кровопролитие. По сюжету он не убивал лично, но убийца — тот, кто отдает приказ, и в Средневековье Ирода традиционно изображали так. Над ним сам сатана. Это деяние абсолютного зла — тьма обрушивается на землю и погибают тысячи младенцев. Но подрастает Тот, Кто к этой крови прибавит свою великую Жертву. Детство Христа Повествования о детстве Христа в каноническом Евангелии практически нет — никаких подробностей, которые бы говорили, как Он рос и что с Ним происходило. Известно, что вернулся Иосиф с Девой Марией и Христом обратно в Назарет, где они жили, только после смерти царя Ирода. В восточной христианской традиции старались не изображать то, чему не было прямого подтверждения в канонических текстах. Очень часто на эту тему писали западноевропейские мастера, у них более свободный, мечтательный, сказочный язык.

http://pravmir.ru/creative/put-k-velikoj...

Франциск Ассизский освобождает г. Ареццо от демонов. Роспись ц. Франциска Ассизского. Мастер Джотто. Ок. 1300 г. Церковная история А. тесно связана с жизнью Франциска Ассизского, деятельность к-рого началась с восстановления полуразрушенных храмов, среди них были находившиеся за городом мон-рь Сан-Дамиано, ц. Сан-Пьетро и базилика Санта-Мария дельи Анджели с капеллой Порциункулой , рядом с ней в шалаше жил Франциск. Часовня в дальнейшем превратилась в главную святыню («глава и мать») ордена францисканцев. После смерти Франциска город становится паломническим центром католич. Церкви. В 1228 г. папа Григорий IX заложил первый камень базилики в честь Франциска. Храм возведен на т. н. Адском холме (colle d " Inferno), бывш. лобном месте, что соответствовало францисканской идее «подражания Христу». В 1230 г. это место переименовали в Райское (colle del Paradiso) и в храм перенесли мощи Франциска Ассизского. В 1253 г. храм был освящен папой Иннокентием IV , впосл. стал паломническим центром францисканцев- конвентуалов . Нижняя церковь базилики представляет собой помещение с невысокими сводчатыми потолками, боковыми капеллами и криптой. Над ней возведена готическая верхняя церковь с вытянутым нефом. В 1442 г. жители соседней Перуджи пытались похитить мощи Франциска, прославившиеся чудесными исцелениями, но по приказу папы Евгения IV вход в крипту был замурован (свободный доступ к гробнице открыт в 1820). Стены нижней и верхней церквей базилики Сан-Франческо покрыты фресками и представляют собой наиболее обширный и важный позднесредневек. живописный ансамбль в Центр. Италии. В течение более полувека, вплоть до кон. 20-х гг. XIV в., здесь работали рим., сиенские, флорентийские и умбрийские мастера, оставившие неск. крупных фресковых циклов (на сюжеты ВЗ и НЗ, «Золотой легенды» Якопо да Варацце, жития Франциска Ассизского, написанного Бонавентурой), а также отдельные живописные композиции. Чимабуэ вместе с учениками в 80-х гг. XIII в. написал в трансепте нижней церкви образ «Мадонны с 4 ангелами и св. Франциском» и 8 сцен из жизни Девы Марии, в левой части трансепта верхней церкви - «Распятие». Джотто, как предполагают, в 1296-1304 гг. украсил стены нефа верхней церкви 28 эпизодами из жизни Франциска Ассизского, в нижней церкви его ученики расписали хор. Симоне Мартини ок. 1320 г. представил на стенах одной из капелл нижней церкви сцены из жизни св. Мартина. Во 2-й пол. 20-х гг. XIV в. Пьетро Лоренцетти вместе с учениками украсил левый трансепт нижней церкви сценами из Страстного цикла. В сент. 1997 г. базилика серьезно пострадала во время землетрясения, для посещений после реставрации она открылась 28 нояб. 1999 г.

http://pravenc.ru/text/76684.html

Среди нас нет тех, кто по-настоящему, глубоко живет подвигом этой святости. Святости в миру, святости среди людей. А это так необходимо, ведь есть люди, на которых можно смотреть как на святых. Вот, отец Глеб Каледа – это настоящий святой среди нас. По всей его жизни, по всему его служению, по его отношению к смертникам, к тюремному служению, к его священнической деятельности, по его отношению в юности, когда он служил нашим новомученикам. Это Николай Евграфович Пестов, например. Праведник, мирянин, который еще недавно жил среди нас. Это настоящие праведники, и мы на них не обращаем внимания. Для нас это как бы не святые. «Несвятые святые» — отец Тихон Шевкунов нашел это удачное выражение. Связано это с нашим историческим осмыслением святости, как чего-то недосягаемого, исключительного. И, конечно, в этом есть некое, веками воспитанное в нас, недоверие к человеку. Внутри нашего российского общества. Хотя Церковь от этого не избавлена, но и само российское общество относится к человеку как к тому, кому, по большому счету, нельзя сильно доверять. Илья Григорьевич Чавчавадзе Для меня это было колоссально важно. Вот, например, Грузинская Церковь канонизировала недавно праведного Илию Чавчавадзе. Это один из прекрасных примеров выявления человеческой святости, настоящего примера добродетельной жизни. Чистой, светлой и вокруг себя оставляющей прекрасные плоды. Мне кажется, этот посыл и этот рассказ о святых католической церкви очень важен. И важно узнать, кто эти люди, и почему церковь их считает святыми. И последнее: это великолепный доклад о знаменитой сиенской фреске «Аллегория доброго правления». Я сам прекрасно помню эту фреску – величайшее произведение искусства Амброджо Лоренцетти. Это такая аллегория и прекрасный философский трактат, запечатленный в красках, о том, каким должно быть правление. Я всегда думал, что это сверхактуально для нашего сегодняшнего дня: отношения Церкви и государства, отношение государства к своему народу, отношение к своему правлению – все то, что было высказано еще тогда, в XIV веке в Италии.

http://pravmir.ru/prot-aleksij-uminskij-...

Амвросий Медиоланский, Данте, Лоренцетти. Чем они могут помочь в преодолении нынешнего кризиса? – Наследие этих знаменитых итальянцев имеет самое прямое отношение к нашей теме. Так, во фресках Амброджо Лоренцетти XIV в. (это доклад М. Карлотти) обнаруживаются представления о дурном и добром правлении. Интересно узнать, насколько средневековые представления о власти соотносятся с сегодняшними. 19 ноября о. Франческо Браски представит острый сюжет из жизни св. Амвросия, который боролся с правителем (это напоминает противостояние Ивана Грозного и митрополита Филиппа, только закончилось все иначе). И это не просто увлекательный рассказ, но размышления над взаимоотношениями Церкви и власти. А о. Стефано Альберто проанализирует в своем докладе мысли миланского кардинала Анджело Скола о новых европейских вызовах. В самом деле, Европа – это уже не пространство европейцев, а такая смесь национальностей, культур, что это можно сопоставить с тем периодом римской истории, когда были волны варварских народов. Как защитить свою европейскую идентичность? Что должна делать Церковь? Ей приходится искать какой-то творческий принцип, чтобы обратиться к этой новой цивилизации, найти общий язык, провозгласить христианскую проповедь. Лицо Европы меняется, и важно понять, в чем приоритет Церкви: защитить былые устои или наоборот – открыть для нового общества, которое неизбежно, истину о Христе? Вот от чего зависит будущее Европы, и для России это тоже актуально. Ну а в завершающий день, 20 ноября, мы обратимся к Данте (Ольга Седакова расскажет об «образе подлинной светскости») и к родоначальнику итальянского языка А. Мандзони, его еще называют «итальянским Пушкиным». Его роман «Обрученные» – это огромная фреска жизни Италии XVII в., где ставятся «вечные» вопросы, значимые и сегодня: что есть добро в истории? Где граница власти правителей? Какие силы меняют судьбу человека и меняют историю? Важно, что нашу католическую конференцию будет впервые в этот день принимать Российский православный университет св. Иоанна Богослова.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Худож. П. Лоренцетти. 1328–1329 гг. (Национальная пинакотека в Сиене) Урегулирование вопроса о каноническом статусе ордена и включение К. в число нищенствующих орденов способствовало их значительному росту в XIV в. В 1287 г. орден состоял из 9 провинций: Св. земли (включая Сирию и Кипр), Сицилийской, Английской (ок. 30 мон-рей), Римской, Ломбардской, Германской, Французской, Провансальской и Аквитанской (в 3 последних насчитывалось ок. 90 мон-рей). К нач. XIV в. ордену принадлежало ок. 150 мон-рей, число провинций увеличилось до 12, в 1305 г. из пров. Англии выделилась пров. Ирландии и Шотландии, Германская пров. была разделена на Верхненемецкую и Нижненемецкую, появились Испанская и Ломбардская провинции. В 1369 г. число провинций возросло до 21: из Римской пров. выделена Тосканская, из Ломбардской - Болонская, из Испанской - Каталонская, к нач. XV в. были образованы Кастильская и Арагонская провинции ордена. В нем. провинциях ордена К. увеличение количества мон-рей и рост числа монахов был отмечен в Верхненемецкой пров., включавшей кроме Саксонии и Тюрингии земли Тевтонского ордена , Австрию, Чехию и Польшу. В кон. XIII - нач. XIV в. при мон-рях К. в итал. провинциях ордена появляются муж. и жен. общины облатов и конверсов, которые часто совмещали следование уставу К. с благотворительной деятельностью в миру; впосл. они будут преобразованы во 2-й (женский) и 3-й (терциарии) ордены К. Популярности К. способствовало развитие особого почитания в ордене Пресв. Девы Марии. С кон. XIII в. в литургическом календаре К. предписывалось торжественно отмечать Богородичные праздники, особенно Успение, в 1312 г. в календарь был включен праздник непорочного зачатия Пресв. Девы Марии (К. поддержали позицию францисканских богословов в их споре с доминиканцами об учении о непорочном зачатии). В субботы, кроме великопостных, совершались мессы в честь Пресв. Богородицы. С 1386 г. в ордене получает распространение праздник Пресв. Девы Марии горы Кармил (17, впосл. 16 июля), посвященный покрову Богоматери над орденом.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Ни икона Троеручицы, ни Млекопитателыница не происходят из Сирии, и обе носят характер позднейших балканских писем, и потому, мы должны считать эту икону подражанием западным оригиналам XIV-XV века, сербской работы. Имя св. Саввы служит путеводителем, но не должно служить доказательством времени. Принадлежность образа XIV-XV веку доказывается чертами типа и письма. И то, и другое, принадлежит позднему, не византийскому искусству, а письмо, в частности, чуждо собственных византийских приемов. Это итальянская манера, только в иных тонах и красках и в ремесленном виде. Галуны фелони Богородицы украшены, по итальянскому обычаю, надписями, в которых дважды передан «изрядный тропарь» на греческом и славянском языках. Рис. 25. Греко-итальянская икона Млекопитательницы», письма Ант. Пападопула в отд. Ват. Пинакотеки 278. По-видимому, в число русских списков «Млекопитателницы» попадало много непосредственных копий с итальянских икон этого типа, так как иначе нечем было бы объяснить некоторое разнообразие его вариантов в России. Например, в известном Сийском Подлиннике, принадлежащем Обществу Любителей древней Письменности, на листах за 404 (рис. 30) и 408 находим прориси двух почти тождественных по композиции, но разнящихся 32 по некоторым деталям вариантов. Рис. 26. Снимок иконы Б. М. «Млекопитательница» в Карейской Типикарнице Хиландара на Афоне. Рис. 27. Икона Б. М. Млекопитательницы в ц. при Хиландарской «Типикарнице», по кальке эксп. П. И. Севастьянова. Представлена Б. М., кормящая грудью Младенца и к Нему склонившаяся; Младенец изображен полулежащим, причем, однако, Б. М. держит его только одною рукою (в других прорисях обеими руками: в одном случае правою, а в другом левою, сообразно с положением Младенца на левой и на правой стороне, тогда как в сиенских оригиналах,  например у Лоренцетти, Мать держит Младенца обеими руками (что вполне необходимо). Затем, Младенец одет здесь в короткую итальянскую рубашечку, и ножки от колен обнажены. И сама Б. М. под мафорием имеет итальянскую одежду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010