Ощущение расстояния создается сочетанием цвета и света. Красное, например, кажется более близким, нежели синее. Время также не имеет уже здесь хронологического порядка. Расположение сюжетов следует внутреннему закону «искупленного времени». Изображения различных эпизодов располагаются согласно их содержанию и внутренней, духовной потребности. Этим объясняется то, что композиция никогда не замыкается в стенах. В иконописном изображении всегда подразумевается, что развитие событий происходит вне пределов времени и пространства, то есть везде и перед взором каждого. Если требуется указать, что действие происходит внутри помещения, то на заднем плане оно может быть отмечено завесой, висящей между стенами. Икона никогда не является «окном в природу» или в какое–либо место пространства, но она есть окно в потустороннее, залитое светом Восьмого Дня. Такой способ представления событий в «открытой» форме имеет целью показать, что все подчинено целому и все имманентно всему. Подлинное осмысление иконы требует способности охватить весь круг событий, так как икона одного праздника содержит все остальные праздники. В праздник Рождества, например, вспоминаются все события земной жизни Господа, и нужно уметь уловить это всеохватное целое. «Академическая» перспектива является продуктом Ренессанса. Оптический конус между объектом и глазом определяет уходящую точку, в которой встречаются линии на горизонте. Удаленные объекты кажутся меньшими, все уменьшается пропорционально расстоянию, так создается иллюзия глубины. Амброджо Лоренцетти, Брунеллески, Джотто, Дуччо, Массаччо, «одержимый перспективой» Учелло разрабатывают и вводят ее в свои творения. Стремление к объемности особенно ярко проявляется в изображении головы и складок одежды. Такой метод представления объекта в пространстве имеет научную математическую основу, позволяющую определять расстояния и относительную, но точную величину предметов. В иконописи часто применяется обратная перспектива. Линии имеют как бы обратное направление, исходная точка перспективы находится не сзади изображения, а перед ним. Так проявляется в иконописи евангельская metanoia, изменение внутреннего состояния. Воздействие такого приема поразительно, отправная точка исходит от зрителя, линии как бы сходятся в нем, создавая такое впечатление, что изображенные на иконе лица идут ему навстречу. Мир иконы обращен к человеку. Двойственное плотское видение пространства падшего мира «по удаляющейся», где все исчезает вдали, заменяется созерцанием сердечными очами искупленного пространства, которое растворяется в бесконечности, и где все обретается вновь. Вместо уходящей точки, замыкающей все, – точка приближения расширяет, раскрывает. Изображаемые лица как бы движутся слева направо, к Востоку, по естественному направлению пишущей руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

18 Ученые выдвигают различные гипотезы, пытаясь решить про­блему. В частности, указывают на разночтения в рукописях, позволяющие толковать текст в том смысле, что одежды были возложены на обоих животных, а сел Иисус на одного; гово­рят также о необходимости второго животного для того, чтобы молодой, необъезженный осел шел через толпу спокойно. См.: Ткаченко А.А. Вход Господень в Иерусалим. С.38–39; Gundry R.H The Use of the Old Testament in St. Matthews Gospel, P.199; Keener C.S. The Gospel of Matthew. P.491–492. 20 Джотто на фреске «Вход в Иерусалим» (ок.1305 г.) в капелле Скровеньи в Падуе изобразил одного осла. На фреске его млад­шего современника Пьетро Лоренцетти «Вход в Иерусалим» (ок.1320 г.) в нижнем храме базилики святого Франциска в Ас­сизи Иисус восседает на осле, за которым виден осленок. 23 К числу ветхозаветных пророчеств, которые не нашли отраже­ние в евангельских повествованиях о торжественном въезде Иисуса в Иерусалим, но в христианской традиции восприни­маются как имеющие связь с этим событием, относят предска­зание патриарха Иакова о Примирителе, Который произойдет из колена Иудина: Не отойдет скипетр от Иуды и законода­тель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покор­ность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей ( Быт.49:10–11 ). Рас­сказ о помазании Соломона на царство также нередко воспри­нимается как прообраз события, поскольку Соломона, по при­казу царя Давида, привезли на муле ( 3Цар.1:32–40 ). 24 Иероним. На пасхальное воскресение (CCSL 78, 550). Рус. пер.: Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет. Т.2. С.184. 25 Августин. Трактат на Евангелие от Иоанна (CCSL 36, 440). Рус. пер.: Библейские комментарии отцов Церкви. Новый За­вет. Т.2, С.184. 28 Подробнее об этом см. в: Mowinckel S. He That Cometh. P.4–9 (Мессия как Царь), 56–95 (концепция «царства» в древнем Израиле), 280–345 (Мессия как национальный вождь). 29 Подробнее об этом см. в: Mowinckel S. He That Cometh. P.4–9 (Мессия как Царь), 56–95 (концепция «царства» в древнем Израиле), 280–345 (Мессия как национальный вождь).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Рис. 57. Снимок с оригинала Чуд. иконы Б. М. «Яхремской», в Космине м. Влад. губ., явившейся в 1482 г. Рис. 58. «Сосновская» икона Б. М. в Соловецком монастыре. Рис. 59. Резная панагия в м. Руссике на Афоне. Рис. 60. Рельеф Б. М. с Мл. в баз. Св. Марка в Венеции. Рис. 61. Мозаика ц. Б. М. Арачели в Риме, конца XIII в. М., ф. Алинари. Рис. 62. Греко-итальянская икона XV века в собрании о. Исаакия Носова в Москве. Не подлежит особому разбору и тот вариант этой композиции, при котором Младенец правой рукою касается подбородка Матери, а в левой держит опущенный свиток 53 . Итальянский характер и детали итало-критской иконописи особенно ясно выступают в любопытной иконе (рис. 62), находящейся в собрании старообрядческого священника о. Исаакия Носова в Москве и здесь впервые представляемой. Издавая снимок любопытной иконы, составляющей вариант данного типа, считаем нужным указать также особенности ее колорита, на этот раз целиком перенесенные из итальянской живописи в иконопись. Так, мантия Б. М. имеет здесь цвет голубоватой бирюзы, т. е. копирует итальянский оригинал начала XV столетия. Испод мантии светло-зеленоватого цвета, а хитон красной охры с золотыми разводами. У Младенца рубашка, с широкими рукавами, белая с крапинками, а мантия красная с золотом. Икона интересна, как образец тех заносных полу-итальянских, полу-греческих образцов, которые с XV века приходили на Русь. Между нашими иконами, воспроизводящими разбираемый тип, наибольшую важность имеют: Муромская и Цареградская. Список первой иконы 1765 года фряжского письма представляет рис. 63. 7) Торжественное изображение священной группы Б. М. с Младенцем в ранней итальянской живописи разнообразится живыми движениями Младенца. Уже в большой иконе сиенского живописца Мео Сиенского, последователя Дуччио, в городке Читта ди Кастелло, в Общинной Пинакотеке, Младенец, сидевший на левой руке Матери и покойно опиравшийся локотком правой руки на ее плечо, с живостью повертывается в левую сторону. Подобное же положение правой руки Младенца, при этом, однако, обращенного исключительно к Матери, находим в иконе Пьетро Лоренцетти (рис. 64) в соборе Кортоны (Вентури, рис. 547). Итало-критская икона (рис. 65) подобного перевода, но уже с более развитым типом Б. Μ. (Η. П. Лихачев, Материалы, рис. 93) относится, повидимому, к XV столетию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Сретение. Питер Кук ван Альст Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя. Сретение Господне. Гвидо да Сиена. 1270 г. Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой. Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня , т. е. встречи Господа; и празднуется св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.). Сретение. Джотто ди Бондоне. 1320-25 гг. Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя. Сретение. Пальма Джовани. 16-17вв. Сретение. Андреа Селести. 1710 г. Сретение. Симон Вуэ Сретение. Франц Ленхарт Сретение Господне. Италия. 17 век Сретение Господне. Тинторетто Сретение Господне. Фра Беато Анджелико. 1440-41 гг. Сретение. Амброджо Лоренцетти. 1342 г. Сретение Господне. Джеймс Тиссо Сретение. Дуччо ди Буонинсенья Сретение. Себастьян Бурдон Сретение. Гербрандт ван ден Экхаут Сретение. Палех ИКОНЫ Икона Софийского собора в Царском Селе работы Богдановых. Сретение. Византийская икона. 15 век. Сретение. Грузия. 12 в. Сретение. Армения Сретение. Коптская икона Текст: Протоиерей Серафим Слободской Изображения: Открытые источники Читайте также: Иконография Сретения Господня Протоиерей Николай ПогребнякДо IV в., когда цикл важнейших годовых праздников ограничивался лишь тремя – Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением), известий о праздновании Сретения нет. Древнейшим исторически достоверным свидетельством о богослужебном праздновании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии), датируемое концом IV в.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-v-ka...

Миниатюра из Чашоца (праздничной Минеи) царя Гетума II. 1286 г. Киликия. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Собор Александровского Успенского монастыря. Фрагмент Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Икона мастерской круга Гурия Никитина. 1680-е г. Кострома. Ярославский художественный музей Икона. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех Икона. 1-ая треть XIX века. Палех. Частное собрание Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия Джотто и ученики. Фреска нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1320—1340 гг. Ассизи, Италия Амброджо Лоренцетти. Сретение. 1342 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Братья Лимбург. Принесение во храм. Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского. Начало XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция Джентиле да Фабриано. Принесение во храм. Из капеллы Строцци в ц. Санта-Тринита во Флоренции.1423 г. Лувр, Париж, Франция Андреа Мантенья. Около 1465—1466 гг. Государственные музеи, Берлин, Германия Рембрандт Харменс ван Рейн. Старец Симеон во храме. 1669 г. Стокгольм. Национальный Музей, Стокгольм, Швеция У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 февраля, 2022 14 февраля, 2022 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 14 апреля, 2023 8 июня, 2022 15 февраля, 2022 14 февраля, 2022 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

В Третьяковской галерее открылась выставка шедевров из пинакотеки Ватикана 25 ноября, 2016. Новостная служба Никогда ранее Музеи Ватикана не вывозили столь значительное число выдающихся произведений 25 ноября. ПРАВМИР. В Государственной Третьяковской галерее открывается выставка живописных полотен из пинакотеки Ватикана Roma Aeterna, которые впервые приехали в Россию. Музеи Ватикана привезли в Россию лучшую часть своей коллекции — 42 живописных произведения XII-XVIII веков. Это работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. «Никогда ранее Музеи Ватикана не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира», — говорила ранее гендиректор музея Зельфира Трегулова. Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Около 1471-1474 Дерево, масло. 107×84 см. Музеи Ватикана. Фото: Музеи Ватикана Выставку открывает образ «Христос Благословляющий» XII века, который ранее никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. Следующей по хронологии идет работа Маргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» XIII века. Затем посетители смогут увидеть «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца. Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли. Росписи этого художника были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме. К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе. Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке — «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме. Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620

http://pravmir.ru/v-tretyakovskoy-galere...

Репин И. Е. Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных. 1888 Святитель Николай Мирликийский почитается особо всеми ветвями христианской Церкви. Поэтому житийных сюжетов в европейском изобразительного искусстве, особенно у художников эпохи Возрождения, немало. Амборджо Лоренцетти, Фра Беато Анжелико, Джентиле да Фабриан и многие другие в своих полотнах прославляли святителя Николая. Как и в России, эти работы создавались в основном для благоукрашения капелл и храмов, составляли части алтарей. Однако нам всем хорошо известна картина художника Ильи Репина, которую никак не назовешь иконой: «Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных». Надо сказать, что религиозных сюжетов в отечественной живописи было не так много. Попытки направить творческую мысль в религиозную сферу, говорить евангельскими образами предпринимали и Николай Ге, и Александр Иванов, и Михаил Нестеров, и Виктор Васнецов. Но современниками эта живопись воспринималась неоднозначно. И дело не только в том, что сложившиеся иконописные каноны жестко диктовали условия. Даже Бенуа в своей «Истории русской живописи», говоря о священной миссии русского искусства, «как отражении духовной жизни», задается риторическим вопросом: «Возможно ли, чтобы истинно религиозная русская живопись зародилась на стенах наших церквей? Ответ на этот вопрос, скорее, представляется отрицательным, потому что по сложившемуся обычаю внутреннее украшение храмов обыкновенно зависит от академически зачерствелых архитекторов и, что еще того хуже, от разных комиссий и комитетов». Вот и картину Ильи Репина современники назвали выдуманной и неинтересной вещью. И это при том, что работе над образом святителя Николая Чудотворца Репин посвятил четыре года жизни. В 1886 году в Верхо-Харьковском Николаевском монастыре Репин посетил свою двоюродную сестру. Монахиня Одимпиада передала Репину просьбу от настоятельницы обители написать образ Николая Чудотворца. Художник даже списывался со Стасовым и получил от него материалы о святителе Николае, с которыми много работал. В итоге из -под его кисти вышла не икона, а сразу три картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Одна из них, написанная первой, в 1888 году, находится в Русском музее в Санкт-Петербурга. Две другие, авторские повторения — в картинных галереях Киева и Харькова. Первая церковь святого Николая на Руси

http://foma.ru/imya-nikolaj.html

Рис. 87. Икона Б. М. Греко-итальянской школы, в Ватик. Хр. Музее 230. Представляем, напр., для сравнения итальянский тип Б. М. с Младенцем, держащим свиток, у Амбр. Лоренцетти (рис. 86), ту же тему по греческому образцу в итальянской иконе Ватикана (рис. 87) и, наконец, афонский образ в Ксенофе (рис. 88) вместе с старою русскою гравюрою (рис. 89). Рис. 88. Икона Б. М. в м. Ксенофе на Афоне. Обилие греко-итальянских икон среди афонских чтимых становится понятным само по себе, так как большинство афонских икон Б. М., как это было в свое время указано ранее, представляет переработку типа Одигитрии в сторону душевного выражения. В них Б. М. представляется любовно обращенною к своему Сыну. Сообразно с этим, изменены и другие композиции Б. М. с Младенцем, и в большинстве их поэтому голова Б. М. постоянно представляется наклоненною к Младенцу. Впоследствии, более подробным разбором деталей мы постараемся доказать, что этим вариантам принятых тем обязана иконография и сочинением такого рода эпитетов, как, например. «Скоропослушница», «Непрестанной Помощи», «Предвозвестительница» и пр. и пр., которые именно изобретены были, повидимому, на Афоне. Возможно также, что именно здесь, на Афоне, стали давать иконам вкладным или привозным из разных местностей имена: Египетской, Аравийской, Антиохийской, Никейской, Болгарской, Лиддской, Киккской иди что то же – Кипрской и пр. и пр. В этом числе многие иконы были уже восполнением древнейших чтимых, но исчезнувших икон, напр., хотя бы Иерусалимской, которая некогда говорила Марии Египетской, и которой «место» в Иерусалиме, где икона ранее была, видел Даниил Паломник (у великих дверей б. ц. во имя Воздвижения ч. Креста: Рис. 89. «ту бо стояше икона святыя Богородицы, в притворе у дверей тех близ»). Икона же была, по преданию, перенесена в Константинополь, и там видели ее наши паломники (диакон Игнатий в 1390 г.), Александр, Зосима в 1420 г. в Софии у Великих Врат. По-видимому, мы имеем здесь ряд трех икон, последовательно замещавших одна другую, и последняя из них, дошедшая до нас в списках и прорисях XVI и XVII века, имеет характер итало-критских писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Кульминацией настолько беспощадной критики выступают суждения Гегеля о византийских иконах Спасителя и Богородицы. Мыслитель даёт им крайне негативную оценку. В этом месте «Лекций по эстетике» он ссылается на мнение другого немецкого учёного — искусствоведа К.Ф. Румора (1785—1843), католика по вероисповеданию. Казалось бы, католический исследователь, в отличие от протестанта, должен был проявить бóльшее уважение к священным образам христианского Востока. Но, рассуждая о «греческих Мадоннах и изображениях Христа», Румор упрекает православную иконописную традицию в создании своего рода «окостенелых» или же вовсе «мёртвых» произведений. «Даже по наилучшим образцам видно, что они возникли как мумии и заранее отказались от дальнейшего развития» , — утверждает современник Гегеля. Симпатии К.Ф. Румора вызывает вовсе не византийская, а итальянская живопись — более благородная в изображении описанных в Библии событий и более соответствующая идеалу духовности, как убеждён искусствовед. Обратим внимание и на некоторые характерные размышления знаменитого рýсского искусствоведа ХХ века В.Н. Лазарева (1897—1976). С иконописью христианского Востока этот авторитетный исследователь знаком лучше, чем упомянутые нами Гегель и Румор. Древняя икона во многом понимается и ценится им как историком культуры. Так, Лазарев с большим уважением говорит о художественных достоинствах Владимирского (Киево-Вышгородского) образа Божией Матери, без колебаний противопоставляя этот шедевр изображениям Девы Марии, созданными западноевропейскими, в частности итальянскими, живописцами. По мнению Лазарева, в отличие от итальянских образов, Владимирская икона «проникнута совершенно иным духом — духом строгим и иератическим (священным — А.Ц. ), по всему своему существу прямо противоположным изящной светскости какого-нибудь Лоренцетти или Симоне Мартини» . Она не имеет решительно ничего общего «с итальянскими Мадоннами в. Ни на одной картине из эпохи Дученто не встречается такой чистый аристократический тип, такая концентрация религиозного выражения, такая тонкость живописной фигуры» .

http://bogoslov.ru/article/6171916

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сретение Господне. Картины 1 мин., 14.02.2020 Праздник Сретения Господня  стал одним из излюбленных сюжетов для европейских художников, о чем свидетельствует наша подборка картин. Ян ван Скорел. Принесение Христа во храм Шишкин Андрей Алексеевич. Симеон и Иисус Франческо Бассано-младший. Сретение Господне Франческо Бассано-младший. Сретение Господне Фра Бартоломео. Сретение Фра Анжелико. Принесение во храм. 1432. Филипп де Шампань. Принесение во храм Тинторетто. Принесение во храм Стефан Лохнер. Принесение Христа во храм Себастьян Бурдон (1616 Монпелье - 1671 Париж) - Принесение во храм Рембрандт. Симеон и Анна узнают Господа в Иисусе. 1627 Принесение Христа во храм. Миниатюра кармелитской рукописи. Лондон. 1375 Питер Кук ван Альст. Принесение во храм Пальма иль Джоване. Принесение Христа во храм Матиас де Торрес. Принесение во храм Мастер Сан-Северино из Кельна. Принесение Христа во храм Лоренцо Лотто. Принесение во храм Егоров А. Е. Симеон Богоприимец Дуччо ди Буонисенья. Принесение во храм. 1308-1311 Джотто. Принесение во храм Джотто ди Бондоне. Принесение во храм Джованни ди Паоло. Принесение во храм. 1440 Джеймс Тиссо. Сретение. Гербранд ван ден Экхоут. Принесение во храм Ганс Гольбейн Старший. Принесение Христа во храм. 1500–01 Витторе Карпаччо. Принесение во храм Василий Кузьмич Шебуев. Симеон Богоприимец Арент де Гелдер - Гимн Симеона, ок 1700-1710. Андреа Мантенья. Принесение во храм. Ок. 1460. Амброджо Лоренцетти. Принесение во храм. 1342 Другие публикации, посвященные этому празднику, читайте в рубрике  “Сретение” Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/sretenie-gospodne-kartiny...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010