326 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жены его сердце его ( 3Цар.11:1–3 ). 329 Об историческом значении этого договора свидетельствует хотя бы тот факт, что его копия хранится в настоящее время в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке как символ стремления разных народов к развитию плодотворного мирного сотрудничества. 332 В научной литературе (особенно в XIX в.) также встречается параллельный ему термин «арийцы», однако в XX столетии он был политически скомпрометирован использованием в качестве символа нацистской идеологемы Третьего рейха и потому сегодня в научной литературе почти полностью вытеснен синонимами – «арии», «индоевропейцы». 334 По другому варианту периодизации: Древнее царство (XVIII–XVI вв. до н. э.); Среднее царство (XV в. до н. э.); Новое царство (XIV–XIII вв. до н. э.). 335 Подробнее о «народах моря» см. в гл. XIV. Религия и культура Восточного Средиземноморья и в гл. XV. Религия и культура Эгейского мира в III–II тысячелетиях до н. э. Крито-микенская цивилизация. 336 Macqueen J.G. The Hittites and their Contemporaries in Asia Minor. Thames & Hudson Ltd, New York, 2010. Р. 33. (Пер. прот. О.К.) 337 Анхесенпаатон (Анхесенамун) – третья дочь фараона Эхнатона. Вышла замуж за своего брата Тутанхамона, который скончался в юном возрасте. 340 Bryce Trevor R. The World of the Neo-Hittite Kingdoms. Oxford: Oxford University Press, 2012. Р. 13. (Пер. прот. О.К.) 341 В связи с этим уместно отметить некоторую условность научного термина «хетты» применительно к индоевропейским народам-завоевателям. Термин необходим для того, чтобы отличать культуру пришедшего в Анатолию индоевропейского народа от культуры хаттов – исконного населения Каппадокии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

34 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 35 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 36 Евангелие от Матфея, XVIII, 5. 37 Даже (церковнослав.). 38 Михаил Евстафьевич Лобанов (1787–1846) – русский писатель, драматург. Перевел трагедию Ж. Расина «Федра». 39 У меня сердце материалиста, но мой разум отвергает материализм (франц.) . 40 Никон (1605–1681) – патриах Московский и всея Руси. Имел сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику, что привело к разрыву с царем Алексеем Михайловичем. 41 Икона Божьей матери. «Купина неопалимая» – куст, который горел, но не сгорал (Исход, III, 2). 42 Заушить (устар.)  – оскорбить, опорочить. 43 Все вокруг меня окрашено мрачными красками (франц.) . 44 Мытари – древнееврейские сборщики податей. 45 Христос был взят под стражу в Гефсиманском саду. О юноше сказано в Евангелии от Марка, XIV, 51, 52. 46 Иерей – священник. 47 Совершать таинство Евхаристии и причащать имеют право только лица, имеющие священнический сан. 48 Плат с изображением положения во гроб Христа. 49 По греческой мифологии счастливым временем, «золотым веком» было, когда богиня справедливости Астрея пребывала на земле. 50 Трагедия В. А. Озерова (1769–1816). 51 Да приидет Царствие Твое (лат.). 52 «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для свершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: „Этот человек начал строить и не мог окончить“ (Евангелие от Луки, XIV, 28–30). 53 Как здоровье? (лат.) 54 Хорошо, самодержец (лат.). 55 Хвалебные песни. 56 Под селением Кульм (Чехия) соединенные русские и прусские войска победили французов в 1813 году. 57 Песня К. Ф. Рылеева в соавторстве с А. А. Бестужевым-Марлинским. 58 По преданию, в 362 г. до н. э. на площади в Риме разверзлась пропасть, означающая, что отечество в опасности, которая может быть предотвращена, если Рим пожертвует своим сокровищем. Тогда юноша Марк Курций бросился в пропасть, и она после этого закрылась. 59

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

581). Они представляют нечто условное, не зависящее от объективного хода фактов и за них компилятор не возлагает ответственности на оригинал 43 . Главная идея, вытекающая из всего содержания 2 Мак. книги – это идея иудейского теократического мировоззрения. Основные положения этой идеи, выражаясь словами самого автора книги, следующие: Израиль – народ, избранный Богом, посвященный Ему, он – Божий удел, Божие достояние (λαος του Κυριου μερις Αυτου); «Господь никогда не удаляет от нас (евреев) Своей милости и, наказывая несчастьями, не оставляет народа Своего» (I. 26; XIV, 15; VI. 16; V, 19; XV, 24). Эти положения вытекают как из первой части книги, так и из второй. Эти положения видны уже в самом начале книги – в приветствии палестинских иудеев к своим египетским собратиям, в словах: «Да благодетельствует вам Бог и да помянет завет свой с верными рабами Своими Авраамом, Исааком, Иаковом» 44 , еще яснее открываются во втором письме – в молитве священников, (I, 25–29) и в конце письма (II, 17), а во второй части книги основные, указанные нами, положения иудейско-теократического мировоззрения не только всюду высказываются, но, вместе с тем, оправдываются указаниями на видимое проявление божественной помощи, божественного заступничества за еврейский народ (VIII, 27; X, 88; XIII, 10, 12, 15). При этом, вторая часть книги особенно подробно останавливается на том, что притеснения и бедствия, которые народ терпел от язычников, являются наказанием Божиим за проступки против закона, но ведут они не к погибели, а к назиданию народа: при этих наказаниях и бедствиях божественное милосердие никогда не отступает совсем от народа и Бог не покидает в несчастии людей Своих (VI, 12–16; XIV, 15; IV, 16–17; VII, 17, 38). Идея возмездия Божия, во второй части книги, особенно ярко выражается в следующих словах: «Когда в святом городе жили в полном мире и тщательно соблюдались законы по благочестию и отвращению от зла первосвященника Онии». Господь сохранил чудесно от грабительских посягательств Селевка и Илиодора вверенное святилищу имущество (III. 1, 24–28), но когда «явилась склонность к эллинизму и сближение с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника, так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и не радея о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры... тогда постигло их тяжелое посещение, и те самые, которым они соревновали в образе жизни и хотели во всем уподобиться, стали им врагами и мучителями» (IV, 13–16). «За грехи обитающих в городе» Господь предал Иерусалим и храм на разграбление Антиоху, между тем «если бы они не были объяты многими грехами, тогда подобно Илиодору, посланному царем Селевком осмотреть сокровищницу, и он, т. е. Антиох, лишь только бы вторгся, тотчас был бы наказан и оставил бы свою дерзость» (V, 17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

III. Б. как деятельная любовь к ближним служит для христианина залогом оправдания перед судом Божиим. Господь воздаст благотворителям («Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» - Мф 5. 7) и осудит на «муку вечную» отказавшим в помощи ближнему (Мф 25. 31-46). Царство Божие сравнивает Спаситель с драгоценной жемчужиной, для приобретения к-рой христианин ничего не должен жалеть (Мф 13. 46). «Дай хлеб, и возьми рай; дай малое, и возьми великое; дай смертное, и возьми бессмертное; дай тленное, и возьми нетленное» ( Ioan. Chrysost. De paenit. 3). На суде Божием милостыня восстанет и защитит тебя, говорит свт. Иоанн Златоуст, «милостыня есть выкуп души» (Ibidem; ср.: Мф 16. 26). IV. Уже в настоящей жизни Бог награждает благотворителей ( Greg. Nazianz. Or. 14) и наказывает скупых. В Свящ. Писании дело благотворителя сравнивается с сеянием: «...кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9. 6). Б. не есть растрата, но приумножение имущества, сил. Подобно тому, как земледелец, чем больше бросает семян в землю, тем богаче получает урожай, так же, чем щедрее милостыня, тем более пожинает человек плодов (ср.: Пс 36. 26) своей Б. Спаситель учит: «...давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк 6. 38). «Даяние не убыточно...- вторит свт. Григорий Нисский,- плод милостыни произрастает обильно» (De benefic.; см. также: Basil. Magn. Destruam). Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. В житии прп. Илариона Великого († 371/2; пам. 21 окт.) рассказывается о том, что, когда прп. Иларион с многочисленными учениками обходил мон-ри, один странноприимец, видя их утомление, пригласил всех в свой виноградник отдохнуть и утолить жажду. Все брали винограда сколько хотели. Бог одарил странноприимца: его виноградник дал ему в это лето вина втрое больше (ЖСв. Октябрь). «Дающий же семя сеющему,- говорит ап. Павел,- и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор 9. 10-11).

http://pravenc.ru/text/149333.html

XV:13).    А чтобы возбудит людей к принятию того и другого закона, закон веры и деятельности, Господь Иисус указывал им: а) с одной стороны – на те величайшие бедствие и муки вечные, от которых всеблагий Бог предопределил избавить род человеческий чрез Своего единородного Сына, и которым неизбежно подвергнутся все грешники, если не наследуют Его учению (Мат. XXV:41; Лук. XIII, 28); б) с другой – на те величайшие и вечные блага, которые уготовал Отец небесный, также ради заслуг Своего возлюбленного Сына, для всех праведников, следующих Его учению (Мат. XIX, 23, 29; XXV, 34); в) наконец – на ту беспредельную и в высшей степени трогательную любовь Божию к нам – грешным, которая – явилась в дели искупление нашего от вечных бедствий и дарование нам вечного блаженства (Иоан. III:16 – 17; XV, 9, 13 – 15).   28. Библейские тексты о Евангелии    Евангелие есть благая весть о спасении: Как прекрасны на горах ноги благовестника, проповедующего спасение! (Ис. LII:7). – Не бойтеся; я возвещаю вам великую радость; ибо ныне родился вам Спаситель (Лук. II:10 – 11). – Напоминаю вам Евангелие, которое я благовествовал вам, которым и спасаетесь (1 Кор. XV:1 – 2).    Евангелие есть а) сила Божие ко спасению: Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что око есть сила Божие ко спасению всякому верующему (Римл. I:15-16).    б) слово спасения: Мужи братие! вам послано слово спасение сего (Деян. XVII, 26).    в) слово благодати: во свидетельство слову благодати Своей Господь творил руками апостолов знамение и чудеса (Деян. XIV:3). – Предаю вас, братие, Богу и слову благодати Его ( – XX, 32).    г) слово примирения: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирение (2 Кор. V:19).    д) вечное: Слово Господне пребывает в век; а это есть то слово, которое вам преподано (1 Петр. I:28). – Увидел я ангела, летящего по средине неба, который имел вечное евангелие (Апокал. XIV, 6).    е) славное: по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено (1 Тим. I:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   1730 октября 1926 г. Беседа в неделю праотцев    «Много званных, но мало избранных» (Лk.XIV,24).    Церковь Божия для нашего духовного назидания предлагает Христову притчу о званных на вечерю. Один человек устроил богатую и обильную вечерю для своих друзей. Когда все было готово он послал своего раба звать на пир. Но все званные, как бы сговорившись, начали отказываться. Первый сказал: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее, прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытывать их, прошу извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти... Раб сообщил это господину. И разгневался хозяин и послал раба звать на пир всех, кто не встретится на улицах и на дорогах. И наполнился дом гостями: нищими, увечеными, хромыми, слепыми. А из званных никто не вкусил от трапезы (Лk.XIV,16—24). Кто этот хозяин, что за слуга, кто званные и что за вечеря эта? Хозяин вечери – это Господь Бог, Творец и промыслитель мира, источник и Податель всякого добра и жизни (Uak.I:17). Вечеря – это все те духовные блага, которые дарованы нам Христом Богом для жизни и благочестия (2 Петр 1,3) хранимые в церкви православной, как в некой сокровищнице, по выражению св. Иринея Лионского. Обильна и богата трапеза церковная: здесь и Божественное истинное учение и истолкование его богомудрыми светилами церкви. Тут и величественное и умилительное православное богослужение: с его глубоким содержанием, благолепными обрядами, сладостными церковными песнопениями... В церкви Божией и все благодатные таинства, нужные нашей душе, как воздух для тела, для духовного нашего роста в целях уподобления Богу (Mф.V:48)... А слуга, приглашающий на вечерю, это – православные пастыри и проповедники, зовущие немолчно всех на трапезу церковную, согласно еще пророческому речению о стражах Божьего дома: «На стенах твоих, Иерусалиме, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе, не умолкайте» (Исаии 62 гл. 6 стр.).    Но не откликнулись на зов приглашающего званные на вечерю. Почему же?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   IV. Чудеса. Важное значение чуда для убеждения в истине и достоверности Божественного откровения явствует: а) из самого понятия чуда, как действия, могущего произойти только от одного Бога; б) из понятия о божественной премудрости, с которой несовместимо употребление чудесной силы для подтверждения заблуждения; наконец в) из общечеловеческого сознания, которое в чуде признает сверхъестественное знамение во свидетельство истины.    В чуде, как самом очевидном и доступном доказательстве, И. Христос прежде всего искал свидетельства божественности Своего посланничества (Матф. XI:4, 5; XII, 28; Uoah.:V, 36; X, 25, 38; XI, 42 и т. д.); в нем также искали опоры для себя и для своей проповеди и св. апостолы (2 Кор. XII, 11, 12; 1 Кор. IX:1; Галат. I:15 – 17; III, 1 – 5; Деян. XI:17 и др.). Ап. Павел говорит: «ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня, в покорении язычников вере словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим. XV:18 – 19). „Ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов, хотя я и ничто. Признаки апостольства оказались пред вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами“ (2 Кор. XII:12).    Что же такое чудо?    Для точнейшего определения понятия чуда приведем главнейшие наименования, которыми оно обозначается в Св. Писании. Чудеса называются в Св. Писании иногда силами („du " namei_s«) для означения несомненного обнаружения в них высших божественных сил, божественного могущества (Псал. 4): „род роду будет восхвалять дела (du " namei_s) Твои и возвещать о могуществе Твоем» (Ср. Матф. XIV:2; Марк. V:30: „Иисус разуме в себе силу, исшедшую от Него“ – при исцелении кровоточивой жены); иногда – дивными делами («Ta " rata fauma " sia“) как явления поразительные, чрезвычайные, невольно возбуждающие наше удивление и изумление (Псал. CXXVIII, 14: „дивна дела Твоя, Господи», ср. Псал. 23: „это от Господа, и есть дивно в очах наших“); – иногда наконец – знамениями как факты многовыразительные, полные значения для уразумения сверхъестественной божественной силы и помощи, являемой в них. Этот троякий способ наименования чуда, употребляемый в разных местах Св. Писания для означения разных сторон чуда, совмещается в некоторых местах Св. Писания (напр. Деян. II:22; 2 Кор. XIV:2 и Евр. II:3, 4: „как мы избежим (наказания), вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями, и чудесами, и различными силами“).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Если их умертвило все собрание, то этим, по-видимому, опровергается то мнение, о котором мы выше сказали, что это были упоминаемые Иеремиею (гл. 29) Ахав и Седекия, если только не объяснять слов умертвили их в том смысле, что оно передало их для умерщвления царю вавилонскому. Подобным образом и мы говорим, что иудеи умертвили Спасителя, — не в том смысле, что сами они убили Его, а в том, что они предали Его на умерщвление и говорили, крича: распни, распни Его (Лук. 23:22).    Ст. 65. Хелкия же и жена его прославили Бога за дочь свою Сусанну и проч.    Достойным образом они, как святые, прославляют Бога не потому, что Сусанна спаслась от руки старейшин, ибо этого недостаточно было бы для прославления и не было бы великой опасности, если бы она не избавилась, а потому, что не найдено было в ней постыдного дела. Глава XIV Дан. XIV:18. И тотчас, как только отворены были двери, царь, взглянув на стол, воскликнул громким голосом: велик ты, Бел, и нет никакого обмана в тебе!    Так как слова, которые теперь приводятся в Писании: воскликнул громким голосом, относятся к идолопоклоннику, не знавшему Бога, то ими, по-видимому, опровергается наше замечание, недавно высказанное нами, что громкий голос (magnam vocem) имеют лишь святые. Это легко может разрешить тот, кто скажет, что этой истории нет у евреев в книге Даниила. Если же кто-либо будет в состоянии доказать, что она принадлежит к канону, то тогда должен возникнуть вопрос о том, что мы должны будем ответить ему.    Собственно: жалующиеся на свою участь, вечно всем недовольные.    Под общепринятым изданием следует разуметь перевод LXX, исправленный по Феодотиону; книга же Даниила, входившая в это издание, была переведена Феодотионом, как видно из предшествующих слов блаж. Иеронима.    Западные христиане, латиняне.    Блаж. Иеронима.    Или Иоаким.    В Евангелии Матфея он называется Иоакимон.    Вместо de sigulis в некоторых рукописях и изданиях стоит de signis (знамений или предзнаменований).    Предсказателей судьбы человека по дню его рождения, толкователей влияния звезд на судьбу человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Бодрствуй, и утверждай прочее близкое к смерти; ибо я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то я найду на тебя как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя». – Когда Ангелы церквей или церковные пастыри судятся за вины пасомых, как за собственный, или безраздельно от собственных провинностей, (или возводясь этим к соучастию в человеколюбивом духе Агнца Божия, вземлющего грехи мира, как бы они были свои Ему, или осуждаясь за недостаток и ослабление в себе этого Христова человеколюбия): то в состоянии христианского мира, раскрытом в этом отделении Апокалипсиса, что иное прилично церковному пастырству, кроме изреченного здесь Господом Ангелу Сардийской Церкви? В прямое оправдание этих слов: прииду на тя, яко тать, немного далее уже и слышится в Апокалипсисе: се гряду (т. е. уже «иду») яко тать: блажен бдяй и блюдый ризы своя и проч. (XVI; 15). с правым христианством, только имя иметь —589— яко жив, а мертвым быть, значит истинно упадать с высоты живого духа, свойственного христианству, в мертвый, равноиудейский дух, – на что указывает и сокращение числа избранных в этом периоде, как это мы поставили на вид выше (см. иссл. XIV-й гл.). «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек. которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажду имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его». – И действительно, истинных христиан – живых чад Отца Небесного, не осквернившихся пороками, Откровение определенно исчисляет лишь столько в этот период, сколько, в начале христианства, исчислено Откровением в остатке верующих во Христа иудеев, с отвержением иудейского большинства – неверующего. (XIV, 1, слч. VII, 4. См. иссл. сих мест). Прибавление об остальных главах Апокалипсиса Этою частию Апокалипсиса мы и заключим наши подробные исследования об Апокалипсисе: ибо в своих исследованиях мы дошли почти до современности нашей, еще трудящейся над исполнением Божественных о ней определений и окончательно еще не определившейся в событиях, а пророчественные откровения выясняются главным образом самыми событиями или исполнением уже своим в событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В греческом переводе Ветхого Завета, как и в большинстве переводов на европейские языки, слово Господь заменяет слово Сущий (Ягве), стоящее в еврейском тексте. От этого смысл многих текстов слабеет. И в приведенном выше отрывке сказано в подлиннике «имя Мое — Сущий!»; смысл его, следовательно, тот, что в действии всемогущества Божия проявляется абсолютное Его бытие… Только Ягве есть истинный Бог, ибо Бог живой, всемогущий и открывающийся (см. X, 2–16, XIV, 22, XVI, 5–10, LI, 15–20)… «Есть ли такой мудрец, который понял бы это… объяснил бы, за что погибла страна?.. И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой… и ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов…» (IX, 12–14). Вся природа может быть жертвой бедствий, посланных в наказание людям, и эти природные бедствия также выражают гнев Господень (VII, 20, XIV, 1–12). И цари и народы могут быть орудиями гнева Божия (XLIII, 10, LI, 20–23). Таково же учение прор. Иезекииля (напр., VI, 7–14, XXXIX, 19–25) и других пророков. Так прор. Даниил говорит, что Навуходоносор будет жить как зверь, пока не познает, что «Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (IV, 29). Прор. Иоиль (И, 27) и Михей (VII, 9–20) провозглашают, что все народы убедятся в том, что Бог Израилев есть истинно Бог и Господь, когда Бог спасет Израиля из плена… И книга Иова утверждает, что Бог познается через творение и промышление… (См. XII, 7–25, XXVI, 5–XXVII, 4, XXXIV, 10–32). Друзья Иова объясняют его несчастья наказанием Божиим, но вносит существенную поправку: человеческое добро и зло само по себе не имеет значения для Бога, и вместе с тем Бог абсолютно справедлив и не относится равнодушно к жизни и страданиям людей. (XXXV, 5–14). Единственно возможный вывод из этого, что гнев Божий объясняется не ненавистью Его к грешникам и не тем, что Бог чувствует Себя оскорбленным нашими грехами, но справедливой любовью к нам Бога: суд и наказание необходимы не для Бога, но для нас; они соответствуют нашему достоинству свободных и разумных существ… Псалмы очень много говорят о познании Бога в мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010