Иудифь. 9:1–14 ), так и подобная ей вдовица непрестанно возносит к Богу моление за церковь … Ее и око непорочно, и слух чист, и руки не запачканы, и ноги покойны, и уста говорят должное… Она воздержна, благоговейна, стыдлива – поет псалмы, молится, читает священное, постится 546 . Так жила блаженная Клеопатра. Она день и ночь молилась, соблюдала пост и вела теперь жизнь посвятивших себя Богу. Современный ей палестинский епископ Евсевий так писал об этой жизни. В церкви Божией два рода жизни. Один течет выше природы и обычной жизни, не заботится ни о браке, ни о рождении детей, ни о земном счастии, совершенно и во всем отделяется от обычного житья, посвящает себя на служение Богу по полной любви к небесному; избирающие эту жизнь представляются умершими для смертной жизни, остаются на земле по телу, но духом они на небе. При такой жизни преподобной Клеопатры, сын и мученик часто являлись ей с неба. В подвигах высокой духовной жизни провела она семь лет и мирно переселилась к мученику и сыну. Тело ее положено было близ мощей мученика. Это было не позже 327 года. Пустыня Рува Пустыня Рува в истории подвижничества на Святой Земле столь же славна и знаменита, как и пустыня Иорданская. В Руву обыкновенно удалялись для высших подвигов на всю Святую Четыредесятницу Евфимий Великий, Савва Освященный, Кириак, Герасим и другие; ее избирали местом подвижничества на более или менее продолжительное время славные в отцах-подвижниках мужи, как, например, Иоанн Хозевит, отшельник Сергий; в ней некоторые отшельники проводили и все время своей жизни. И неудивительно это: пустыня Рува представляла все удобства для высших подвигов – для подвигов строжайшего уединения и безмолвия, злострадания, терпения, богомыслия. Она занимала довольно большое пространство, заключаясь между западным берегом Мертвого моря, Иерихонскою и Вифлеемскою дорогами. Иоанн Фока, паломник XII века, говорит: «Поток, выходящий от Гефсимании, проходит до лавры св. Саввы и пустыни Рувы, которая находится у Мертвого моря Содомского».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Библиологи возвещение этого пророчества относят не позднее 701 г. времени нашествия Сеннахирима на Иудею и Иерусалим. Пророчество об отрасли из корня Иессеева и о Мессианском царстве является продолжением и завершением пророчеств об Еммануиле, составляющих трилогию Еммануила (7, 9, 11 главы). Отдел этот ( Ис.11:110 ) читается как паримии в праздник Рождества Христова, поскольку празднуемое событие является исполнением пророчества Исаии о рождении Христа Спасителя из рода Иессеева. О пустыне жаждущей (35 глава) Содержание главы: Бесплодная и сухая пустыня под действием появившихся в ней обильных источников вод расцветет и скроется великолепной растительностью Ливана, Кармила и арена. Сам Бог придет и спасет ее обитателей (1–4 стихи): спасение Божие будет сопровождаться исцелением неизлечимых недугов: глаза слепых откроются, глухие станут слышать, не выговорить, а хромые ходить (5–7 стихи). Для избавленных откроется широкая дорога, «святой путь» на Сион, где будет вечная радость и веселие, а печаль и воздыхание навсегда исчезнут (8–10 стихи). В тексте греко-славянской Библии в 12 стихах имеются исполнения еврейскому тексту: пустыня названа «Иордановой» или людьми Божиими («людие Мои»). По этому тексту выходит, что в пророчестве возвещается о возвращении иудеев ассиро-вавилонского плена и языческого рассеяния в свою умешенную страну и о наступлении мессианского царства. смысл еврейского текста, в котором слова «Иорданова» и «людие Мои» отсутствуют, шире, и он дает основание отнюдь это предсказание к спасению и язычников, которые принимали участие в благах мессианского царства. По толкованию Церкви «бесплодная пустыня в духовном юле обозначает языческий мир, не знавший истинного Бога и потому не приносивший плодов духовных добродетелей, представляющий собой духовную пустыню. «Процветшая пустыня» обозначает новозаветную Церковь из язычников и иудеев, украсившуюся цветами христианских добродетелей, как поется в церковном песнопении: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь , пришествием Твоим, в ней же утвердися мое сердце» (третий ирмос воскресного канона второго гласа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

В частности, пустыня не есть рассеяние еврейского народа, так как оно было для него не милостию Божию и средством спасения, но наказанием; она не может быть признана за языческие народы 936 среди которых распространилось христианство, так как вовсе нет противоположности между иудейством и язычеством в христианстве, и быть христианами призваны одинаково как иудеи, так и язычники. Что же касается мнения, что под пустынею разумеются те или другие города или местности, то на это нужно сделать общее замечание, что христианство, как показывает нам и история, никогда не было связано географическими границами, но всегда было всемирною религиею и распространялось по всем местам, не избегая одних и не предпочитая других. Пустыня в соответствие символическому образу жены, изображающей христианскую идеальную Церковь , не может быть географическою местностью. Пустыня (ρημος), как место, лишенное воды и других средств, необходимых для физического существования, не может быть символом какого-либо опустошения и разрушения, но лишь символом отсутствия благоприятных жизненных духовных и физических условий. В таком, например, смысле понимали пустыню пророки Исайя и Осия, когда называли этим именем языческие народы, среди которых вынужден был жить народ израильский. Как пустыня ничего не дает своего тому, кто вступает в нее, но он сам должен заботиться о добывании всего со стороны; как народ еврейский в аравийской пустыне питался небесною манною и водою, чудесно источаемою камнями, таковою же должна быть и та пустыня для христианской Церкви, куда она убежит от дракона. Христианская Церковь есть небесное чадо; на земле она имеет только временное пребывание, и ее отечество – на небе. Однако же, она обречена жить на земле. А так как земные условия не соответствуют ее существу и не могут удовлетворить ее потребностей, то, естественно, она должна жить среди них как бы в пустыне: она должна искать себе небесной манны и чудесной воды. Конечно, если бы христианская Церковь отказалась от своего небесного назначения, то она могла бы найти для себя полное удовлетворение и на земле; если бы она приравняла себя к обыкновенному земному обществу, то могла бы жить, находя удовлетворение всем своим потребностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

И печенгская братия, и просто лопари-христиане внимали ему со сладостным замиранием сердца. В промежутках между церковными службами калИки и чернецы захожие садились вряд или вкруг и пели. Сердце радостно трепетало от такого пения. Ухо слушателя не хотело расставаться со словами, которые, однако, замирали, чтобы уступить место другим:Любимая моя мати,Прекрасная пустыня!Ты приими меня, пустыня,Яко мати свое чадо,Научи меня, пустыня,Волю Божию творити,Приведи меня, пустыня,В Небесное Царство!Разве пустыня лучше мирского жития? Разве " мир " не приведет в Небесное Царство? Или, кроме как в пустыне, нельзя уж и спастись? Трудно на земле спастись среди людей, которые уклонились от Истины. Кривда осталась на земле. И царит она, хоть и сказано:Кто будет кривдой жить,Тот отчаянный от Господа:Та душа не наследуетСебе Царства Небесного;А кто будет правдой жить,Тот причаянный ко Господу:Та душа и наследуетСебе Царство Небесное.Да, не живет человеческий род по заповедям Господним, а меж тем с каждым днем, с каждым часом все приближается и приближается Суд Божий. Гляди, уж и скоро, пели калИки, Архангел Михаил вострубит:Первый раз он вострубит —И души в телеса войдут;Второй раз он вострубит —От гробов мертвы встают;И третий раз вострубит —Все на Суд Божий пойдут.Все на Суд Божий пойдут и придут. И что должны будут приять те, кому скажет Праведный Судия:Вы воли Господней не творили,За крест, за молитву не стояли,Вы нищую братию обижали,Вы друг друга не любили,Заповеди Божии преступали:Меня, Христа, не посетили,Вы нагого не одели,Вы босого не обули,Вы голодного не накормили,Жаждущего не напоили.Что должны такие приять? Что приимут? Что? Зато легко будет нищей братии, потому что она в земной юдоли имя Христово носила. Лазарь спасется, ибо убог был и болезнями угнетаем. Алексей, человек Божий, будет возвеличен там — в надзвездной стороне, так как на земле был нищим. В худую ризу облачился, роздал все свое достояние неимущим, сам сделался нищим, дабы лучше, усерднее Богу потрудиться.КалИки приходили и уходили, но некоторые чернецы, добравшись до Печенги, просили Трифона благословить их на иночество в его монастырь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1215...

Ис.32:15–18 . Дóндеже найдет на ны (на вы) дух от Вышняго, и будет пустыня в Хермель, а Хермель в дубраву вменится. И почиет в пустыни суд, и правда в Кармиле вселится: и будут дела правды, мир, и одержит правда покой, и уповающе будут до века: и вселятся людие его во граде мира и обитати будут уповающе, и почиют с богатством. Ясно открывает и время, в которое непокорное племя Израилево лишится мысленного благоплодия. Ибо переносит слово, думаю, на тех, кои почтили Господа нашего Иисуса Христа благопокорливостию, очищены верою в Него, соделались также и причастниками Святого Духа. Исполнится, говорит, предвозвещенное, и Израиль подвергнется опустошению за необузданность, дондеже найдет на ны (вы) дух от Вышняго. Ибо, как читаем в книге Деяний святых Апостолов, были все собраны во едино около дней святые Пятидесятницы. И вот бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни дом, идеже бяху собраны: и явишася им разделени языцы яко огнени, седе же на едином коемждо их. И начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати ( Деян.2:1–4 ). Итак, когда приидет, говорит, на вас, верующих, свыше и с высоты дух Божий, тогда и будет пустыня в Хермель. Хермель же, или Кармил, есть гора превеликая в Иудее и поросшая густым лесом. Таким образом, горе Хермель уподобляет самый Иерусалим и всю окрестную страну, как имеющую бесчисленное множество обитателей. Но будет, говорит, пустыня и в дубраву вменится. Дубравою называет дикий лес, который годен лишь для сожжения, так как дикие деревья вырубаются и становятся пищей пламени. После того как вырублен Хермель и вменен в дикий лес, почиет в пустыни суд. Пустынею прикровенно называет страну язычников, о которой и в другом месте упоминает сам пророк Исаия, говоря: радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет яко крин ( Ис.35:1 ). Уподобляет же ее пустыне по причине бесплодия и обнажения и совершенного лишения всякой растительности. Но и этим она обогатилась и духовно явилась обильною прекрасными деревьями, потому что поселился в ней Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И можно ли описать сию блаженную тихую жизнь! Однако она не вполне удовлетворяла пустыннолюбную душу: ибо иногда, беседуя с сестрами о безмолвии пустынном, он не мог удерживать слез своих, говоря с чувствами: «О пустыня, пустыня, любимая моя пустыня! Расстался я с тобою, как с любезною матерью; видно за недостоинство мое лишился я тебя!» Сестры говорили ему: «Отче, тебе более будет награды, если всех нас спасешь, нежели бы один спасся в пустыне». – «Я не отчаиваюсь в моем спасении, – говорил он, – и не сопротивляюсь судьбам Божьим: но той сладости сердца того духовного утешения, той несказанной внутренней радости, нигде нельзя ощутить кроме пустыни! – О, возлюбленная моя пустыня! Хотя бы один годочик пред смертью мне пожить еще в пустыне: сестры отпустите меня!» Тут все, кидаясь со слезами к нему в ноги, говорили: «Ради Бог не оставь нас, Отче! Бог наградит тебя!» – " Бог да воздаст вам, возлюбленные! – отвечал Старец. – Стою ли я, пес смердящий, такой любви вашей ко мне недостойному грешнику?» Такие чувства и мысли более и более усиливались в нем при ощущении изнеможения сил физических: уже день ото дня он стал более ослабевать в здоровье, однако, сколько можно скрывал сие от сестер, а им открыл, наконец, непременное желание свое идти пешком в Соловецкий монастырь, умоляя их не препятствовать ему, и обещая через год возвратиться к ним. Воля его была для них свята, – но глаза их не осушались от слез. Все вдруг изменилось, все сделались печальны, бродили как потерянные в молчании – казалось вся Обитель, вся пустыня была погружена в слезы и уныние. Сам Старец не мог удержать слез своих, но решился и поехал в Москву, сопровождаемый рыданием сестер, ибо из Москвы уже хотел пешком с котомкой идти в Соловки; а из своей Обители, для того более не пешком, а на лошади он один отправился в Москву, чтобы скорее уехать от горьких и слезных провожаний, когда же оные не слышны уже стали, тогда он поехал тихо и предался весь своим чувствам и размышлениям. Святая любовь и святое смирение – плоды единой благодати, теперь странно противостали одно другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В соседство Бога скрыться мне! – точнее, кажется, не выразить самую суть устремления к монашеству: в соседство Бога. Просто христианство …Вы презрели и умалили пустыню. Пустыня не в отдаленных тропиках, Пустыня не за углом, Пустыня притиснута к вам в вагоне метро, Пустыня в сердце вашего брата… Т.С. Элиот . Существует мнение, что монашество есть просто христианство , просто осуществление евангельских идей: девства, нищеты и обособленного жительства, неважно в монастыре или в миру, т. е. спастись можно и даже предпочтительнее, ввиду гибельности современных обителей , в миру, но при одном условии: жить как монах. В рамках этой концепции мирской вариант, брак и семья, признается образом жизни ветхозаветным, т.е. низшим, облегченным в сравнении с новозаветным – монашеским. Так считал, например, святитель Григорий Богослов: «возможны два состояния: супружество и непорочность, и одно выше и богоподобнее, но труднее и опаснее, а другое ниже, но безопаснее» . Святитель Игнатий различает путь посреди мира, доставляющий спасение – при условии веры во Христа, исполнения заповедей Божиих и врачевания покаянием недостатков в исполнении заповедей, – и монашеское жительство, доставляющее совершенство: следование Спасителю, посильное подражание тому роду жизни, который проводил Господь во время Своего земного странствования, т.е. самоотвержение, отречение от имения и близких, удаление от людей . Иная точка зрения видит единую евангельскую истину, освящающую оба способа человеческого существования, два вида служения, которые вместе выстраивают полноту Воплощения . Православие не знает западного разграничения: consilia – мирянский вариант спасения по евангельскому совету и praecepta – монашеский, по заповедям . Царство Небесное, по слову Господа, внутрь нас есть, напоминает преподобный Никита Стифат, пустыня излишня, когда мы и без нее входим в царство, через покаяние и всякое хранение заповедей, возможное на всяком месте владычества Божия . Брак не означает снисхождения к слабости неспособных к монашеству; напротив, Григорий Палама уверял, что жизнь в девстве гораздо исполнимее и малотруднее жизни брачной , а священномученик Иларион (Троицкий) считал монашество уделом слабовольных, нуждающихся в зароке, обете, чтобы связать себя дисциплиной ; то же мнение неоднократно высказывал и о. Иоанн (Крестьянкин): сильные христиане живут в миру, а слабые в монастыре.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

Сей порядок, в управлении Епаршескими дедами в Грузии существует и ныне. В Епархии Карталинской имеется: Монастырей 6. 1 . Тифлиский первостепенный Спасо-Преображенский. 2 . Давидгареджийская пустыня. 3 . Иоаннокрестительская пустыня. 4 . Шуамтинский монастырь. 5 . Шиомгвимская пустыня. 6 . Хирский Стефановский. Соборных церквей 11. Приходских штатных 311. Церковных крестьян по камеральному описанию, в 1818 году учиненному, дымов 4260, а душ до 15000. Сверх сего имеется при монастырях , Соборах и многих церквах много земель, виноградных садов, мельниц, домов, лавок, красилен, рыбных ловель, и в Тифлисе минеральная баня. С церковных крестьян и имений получается годового доходу от 57500, до 58000 рублей серебром. О монастырях 1 . Тифлиский Спасо-Преображенский первостепенный монастырь, по Указу Святейншего Правительствующого Синода, на представление Грузино-Имеретинской оного Конторы, о перемещении бываго Квабтахевского монастыря, в Тифлис последовавшему, устроен в 1821 и 1822 годах из оставшихся Царских зданий, церкви, и вновь достроенных трех каменных корпусов; который, по возобновлении и освящении церкви во имя Преображенья Господня Октября 29 дня, 1822 года, Преосвященным Ионою Архиепископом Грузии Соборне, наименован Спасо-Преображенским; состоит в Тифлисе на высокой Авлабарской горе, обнесен в некоторых местах каменною оградою, в некоторых стенами монастырских зданий, а с Западной стороны утесом горы, который выкладен кирпичом, – Вышеозначенная церковь Грузинской архитектуры, длиною 22, шириною 9 аршин; утварью посредственна. В ней имеются части мощей разных Святых. Настоятельские и братские кельи каменные, из коих первые в длину 21, в ширину 13 аршин; а последняя в длину 35, в ширину 11 аршин; трапеза с кухней каменная, длиною 13 шириною 6 аршин; гостинный каменный дом длиною 23, а шириною 10 аршин. В сем монастыре вакансия Настоятельская. Братии: 2 Иеромонаха. 1 Иеродиакон. 3 Послушника. 2 Давидгареджинская пустыня, считающаяся в Грузии во втором классе. Сия пустыня состоит в Телавском уезде, расстоянием от Тифлиса в 60 верстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Помни, Софроние, — сказал владыка в напутствие, — день ныне святого Феодора варяга, первомученика земли Киевской. Феодор же на языку цареградском — Божий дар есть. Се жалуется тебе дар Божий, Софроние, молитвами святого мученика Феодора. Прошло время, и попутал бес. Вкусил иеромонах Софроний от сладкого меду в самую ночь перед божественной литургией и после сего литургию совершил и Святых Даров восприял. Только на другой день, протрезвившись, к владыке пошел, что княж-городе Владимире в ту пору обретался. Больно прибил его владыка кнутовищем и на тридцать лет к служению запретил. Посхимился тогда отец Софроний и в дремучие леса керженецкие ушел на великое молчание, и сорок долгих лет прошло. Государыня матушка пустыня, что о святых почиваеши, похвала тебе! Государыня матушка пустыня, что грешников разумляеши, похвала тебе! Государыня матушка пустыня, что тлен умерщвляеши, похвала тебе! Государыня матушка пустыня, что дух восхищаеши, похвала тебе! Государыня матушка пустыня, что жизнь указуеши, слава тебе! И не заметил, как уснул. Чудный сон схимнику привиделся. Видит великий благолепный храм. Горят паникадила, свечи огнем потрескивают, ярым воском благоухают, лампады пред лики угодников теплятся, и полон храм народу самого разного, будто со всего мира христианского собранного. Стоят певчие на клиросах, дьякон с кадилом у жертвенника, и еще кто-то, только лица никак не разберет отец Софроний, а вот словно знакомое. Священника лишь не видит отец Софроний и дивится: — как же без иерея служить будут? И вот, подходит к отцу Софронию тот, чьего лица разобрать не может, бьет челом и благословения просит: — Честный отче, — говорит, — со всей Руси народ собрался к обедне, только Божьих иереев не осталось у нас долу. Сделай милость, пожалей народ православный! И чувствует отец Софроний, у самого слезы навертываются; только не те, что в лесной келье проливал о грехах своих, а чище, слаще! Помолился перед вратами. — Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, — сказал, принимая подризник от мальчика. И вдруг остановился.

http://azbyka.ru/fiction/obrazy-carstva/

Туда стремлюсь всегда любовью беззаветно, К Апостолу любви всей любящей душой. В ночь на 26 сентября 1905 г. [Память] св. Иоанна Богослова Пустыня Пустыня, пустыня, – отрада святая Для бедной, усталой души! Ты – небо земное, преддверие рая, Ты – чудо земной красоты! Невзгоды ль житейские душу туманят, Ей тяжко и грустно порой; Твоя тишина к себе ее манит, Ей легче, отрадней с тобой! В тебе позабудется путник унылый, Под сенью твоей отдохнет, И, подкрепив свои слабые силы, Путем своим дальше пойдет. В тебе утружденный напрасной борьбой С морем житейским пловец, Едва не разбитый свирепой волною, Увидит желанный конец! В тебе любомудрые души находят То, чего ищет их ум; В пустынном просторе взор к небу возводят, Полны таинственных дум! В безмолвном величии ты поучаешь В твари Творца познавать; Ты гордость надменного сердца смиряешь, Даешь нашу бренность сознать! Пустыня, пустыня, ты – книга живая! Ты Бога Живого – уста! Ты горя земного отрада святая, Свет мрачной земли, – красота!... Первые весенние птички Прилетали вестники Золотой весны, И запели песенки, Песни старины. Что поют желанные, Что вещают нам? Новости ль нежданные Из далеких стран? Или заунывною Песнею страшат Пахаря, – над нивою Труд ему сулят? Нет, не новость чуждую, Ни тяжелый труд, Своей песнью чудною Пташки нам несут. Они долгу верные, Славят всех Творца, Ему песнь победную Шлют на небеса. Все созданье внемлет Своему Творцу: Человек лишь дремлет. Не спешит к Нему!.. Воспоминания Мои воспоминанья Когда ночной порой я в келье отдыхаю После дневных моих усиленных трудов, Я прошлое мое невольно вспоминаю, Оно полно скорбей, страданий и тревог! Не раз, томимая обители бедою, Нуждою крайнею, безвыходной нуждой, Я в келлии своей, пав ниц перед Тобою, Молилась, Господи, с горячею слезой! Не раз, отправившись за сбором подаяний, Для бедной общины насущный хлеб ища, Несла я на себе всю тяжесть испытаний, Лишь слезы горькие тайком от всех лила! Не раз людей неблагодарность злая Измученное сердце терзала пополам: Не раз бессовестная клевета людская.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010