Кустистые и водные долины, Гарендель, Усейт, Тайбе и Насб, по моему мнению, составляли Библейский Елим. Из сего околотка Израильтяне спустились к Чермному морю, одни по Уади Насб, а другие по Уади Тайбе. Ибо другого пути к нему нет. Чрез соседнюю гору Хаммам Фараон трудно им было проникнуть туда, потому что она обрывиста, крута, и стоит в воде. Тот же путь, чрез долину Тайбе, избрали и мы в намерении осмотреть по дороге памятники Египетского ваяния в Магаре, многочисленные надписи на скалах Мукаттебских, и развалины древнейшего города Фарана. Тонкая стезя, протоптанная верблюдами и Бедуинами по правой возвышенной окраине Таибской долины, вела нас к поморию. С этой стези видна была глубь сей извивистой и крутоярой юдоли. В глуби зеленели хвойные тарфы и ветвистые финичия. Недалеко от устья ее Салех указал мне родник воды, приосененный деревами. По словам его здешняя влага не лучше прочих; следовательно, соленовата. Меж известковых гор, окаймляющих Уади Тайбе, солнце палило, а ветер освежал нас. Проницаемые прохладою и жаром мы достигли выхода из сей долины и вдруг очутились у моря, которого синия волны были любы очам, утомленным каменистыми, голыми горами. Устье Уади Тайбе весьма тесно и обставлено высокими и отвесными скалами гор Хаммам-Фараон и Рас-Зелима. Скалы Хаммамские торчат в воде, а пред Зелимскими есть бережок. С сего места открывается приморская пустыня. Она узкою полосою тянется вдоль моря далеко на юг, и перемыкается Джеханским мысом. В ней господствует белый цвет известняка, слегка прокрашенный желтизною. Когда мы обогнули Зелимский мыс в направлении к востоку, или от моря к горам, и пошагали к источнику, Морка, у которого надлежало ночевать: взорам представилась пространная равнина, полукругом вдающаяся внутрь Синайского материка, и обставленная слева скалами Зелимскими, а справа Накб-Сидырскими, впереди же пепловидными высотами Насбийскими. Многия русла зимних потоков, изрывшия эту равнину, поясняли образование ее. Время было родитель ее, а дождевая вода-мать, которая возрастила ее наносным с гор и из долин раствором извести, глины, песку, хвороста и камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но в то же время ее географическое приморское и международное положение сделало из нее передатчика приспособленной к дальнейшему распространению уже не египетской или вавилонской, а древне-восточной культуры. Это распространение дошло, как известно, до берегов океана. Карфагенская культура проникла в Нумидию и Мавританию и открыла впоследствии области до самой Гвинеи. Подобная же роль выпала и на долю Малой Азии. Это тоже был мост из Азии в Европу. Имея вблизи себя Евфрат, соединяясь с его областью рядом горных проходов через Тавр и Аман, эта плодородная страна с долинами, естественными путями сообщения, с плоскогорьями, понижающимися к западу, – была местом развития своеобразной хеттской культуры; жители этого полуострова делали на суше то, что финикияне – на море, и сыграли видную роль в деле передачи восточных элементов на запад, в область так называемой островной и микенской культуры; в лице выходцев этрусков они снабдили восточными элементами Италию и Рим. Пустыня также сыграла свою роль в истории. Хотя она и разъединила две великих цивилизации и высылала племена, враждебные им, но она иногда давала повод к грандиозным предприятиям в видах улучшения средств сообщения и ирригации. Наконец, иногда она способствовала и плодородию. Проф. Воейков особенно подчеркивает роль пустыни в образовании египетского оазиса и называет ее вторым после Нила фактором, создавшим его культуру. Он сравнивает ее с костром, над которым образуется столб нагретого воздуха; малое давление, производимое им, служит причиной почти постоянного северного ветра с Средиземного моря (только в апреле и мае дует юго-восточный хамсин). Этот морской ветер обогащает Египет солями, необходимыми для растений, сметает с него песок пустыни, поддерживает влажность и умеренность климата. Последний в Египте гораздо ровнее, чем в Вавилонии; отсутствие дождей делает его еще более однообразным. Зимы, конечно, нет, но от декабря до марта температура иногда приближается к точке замерзания; летом она доходит до 35° в тени.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Но общие соображения заставляют полагать, что и страна к западу от Иордана или, по крайней мере, её приморская (прежде всего Финикийская) часть, была от него в зависимости. Страна заиорданская сама по себе, включая в нее даже тот уголок земли между скалами западной и восточной стран, который в то время подобен был «саду Господню» и «земле египетской», а теперь пустыня, наводящая ужас своим бесплодием, не настолько привлекательна, чтобы быть главною целью завоевательной политики столь отдаленного монарха. Она может быть завоевана по пути, мимоходом, для обезопашения пути к главной цели. Такою целью для позднейших монархов Ассирии, Вавилонии и Персии было обладание морским, преимущественно финикийским берегом Палестины, а также и берегами Аравийского залива. Причина понятна; монархи, имевшие в своих руках торговлю в Персидском заливе, хотели захватить в свои же руки обширную торговлю в Средиземном море и Аравийском заливе и таким образом стать господами и распорядителями всесветной тогдашней торговли, а вместе с тем и первыми обладателями выгод от неё. Что было целью и что служило мотивом к её достижению для позднейших азиатских монархов, то самое было и целью и мотивом и для Кедорлаомера еламского. И в частности нужно думать, что поход против царей сиддимской долины, а также и вообще соседних с нею народов, предпринят был им для обеспечения обладания торговою гаванью на Эланатском заливе. 77 Такое широкое распространение господства царя эламского даже до Средиземного моря, в прежнее время возбуждавшее сомнение в достоверности библейского рассказа, в настоящее время подтверждается блестящим образом, благодаря позднейшим открытиям в области ассириологии, документами, в некотором смысле современными самому походу Кедорлаомера. 78 Но для нашего частного вопроса данные ассириологии ничего не дают. В настоящем месте можно бы призвать на помощь Библии египтологию. Данные последней проливают довольно яркий свет на внутреннее состояние Ханаана прежде и, быть может, непосредственно после завоевания его израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 . И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур 334 ; и шли они три дня по пустыне, и не находили воды. 23 . Пришли в Мерру, и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому (месту) имя: Мерра. 335 24 . И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? 25 . (Моисей) возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. 336 Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его. 26 . И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его; то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь (Бог твой), целитель твой 337 . 27 . И пришли в Елим 338 ; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах. 339 Объяснение знаков  o Горькие озера, составлявшие часть залива b Елим; (Вади-Гарандель) l Стан у Чемного моря ( Чucл. XXIII,10 ) E (Ель-Гаах) приморская пустыня X Вади-Наш, медные рудники а Дебет-ер-Рамле: пустыня Син cc Вади-Фейран c’ Медные руники u Гора Зербал t Вади Салаф f Синайская пустыня: (Ер-Рахах) k Джебель Суна g Вади-ед-Деир. Ущелье выходящее к подножию Синая r Рефидим S Синайская Группа Гор: h) г. Хорив e) Дж. Муза. Перпендикулярный гранитный обрыв d) Раз Суфсафе: гора Синай По съемкам Вильсона и Пальмера в 1868–1869 годах Глава XVI. Израильтяне входят в пустыню Син; ропот народа по недостатку в пище: перепела и манна; Субботний день 1 . И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем 340 ,в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. 341 2 . И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне. 342 3 . И сказали им сыны Израилевы: о если бы мы умерли от руки Господней 343 в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом 344 , когда мы ели хлеб до сыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

или Эскулап — греко-римский бог врачебной науки и исцелений от всякого рода недугов. Почитание его впоследствии перешло и в Египет. Христиане разумели под этим именем одного из бесов. иначе Кадес — пустыня на самом юге Палестины. ныне Ель-Куласа — город на юге Палестины, на севере пустыни Кадис, близ Аравийской границы на юго-запад от Мертвого моря. греческая богиня любви и красоты. Празднества в честь ее сопровождались проявлениями крайней разнузданности и разврата. правитель города или области. иначе Ветулия — город Палестины, лежащий к югу от Газы. ( < < back 1) ( < < back 2) или Пелуза, а также упоминаемые дальше: Лихнос, Фаваст, Вавилон (Египетский; ныне часть Каира), Афродитополь и Брухия — города и местечки нижнего (северного) Египта. ( < < back 1) ( < < back 2) епископ Ермопольский (в Египте), ученик преп. Памвы. ( < < back 1) ( < < back 2) епископ Киринейский (Киринея — область верхней Ливии по северному берегу Африки на запад от Египта) ( < < back 1) ( < < back 2) было в 359 году. ( < < back 1) ( < < back 2) или Великий Ливийский Оазис лежит к западу от пустыни Фиваиды; — древняя греческая колония, служившая также местом ссылки: так, сюда был сослан еретик Несторий. ( < < back 1) ( < < back 2) приморский город нижнего Египта. ( < < back 1) ( < < back 2) мыс на юге острова Сицилии. ( < < back 1) ( < < back 2) «Даром получили, даром давайте» Этими словами Спаситель запретил продавать полученную от Св. Духа благодать. ( < < back 1) ( < < back 2) южная часть Греции на Балканском полуострове. ( < < back 1) ( < < back 2) город на берегу Адриатического моря, разрушенный в VI веке. Ныне — Рагуза. ( < < back 1) ( < < back 2) сентября 365 года. ( < < back 1) ( < < back 2) приморский город Кипра, ознаменовавшийся проповедью апостола Павла. Здесь, он поразил слепотой сопротивлявшегося ему волхва Елиму. Кн. Деяний Ап. гл. 13. ( < < back 1) ( < < back 2) монашеская шапочка, служившая символом чистоты и незлобия. Иногда на куколь нашивался крест. ( < < back 1) ( < < back 2)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Затем излагается искушение. Итак, лишь у евангелиста Луки говорится: возвратился от Иордана. А возвратиться можно туда, откуда Иисус и пришел ко Иоанну. Иоанн же крестил в Вифаваре при Иордане ( Ин. 1:28 ), близ Иерусалима; туда и приходил народ креститься; туда и послана была делегация «из фарисеев» из Иерусалима, по правую сторону Иордана. А дальше на восток и была пустыня, в которой жил Иоанн и откуда он и приходил крестить в воде ( Ин. 1:31 ). Куда же «возвращался» после крещения Иисус? Это не ясно. Но нужно думать – не домой, в Назарет, где жил праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария. Да и зачем бы? Наоборот, земные родственные узы теперь, после крещения, когда Христос получил свидетельство от Самого Отца Бога, что Он есть Сын Его возлюбленный, стали лишними. Теперь перед Ним стоит чрезвычайное дело восстановления Божиего Царства. До родственных ли плотских связей тут? Не случайно Он на браке в Кане Галилейской назвал Свою Матерь: Женой ( Ин. 2:4 ). А в Кане было совершено Им первое чудо обращения воды в вино; ибо сказано: так положил Иисус начало чудесам… и явил славу Свою (ст. 11). Эта Кана была близко, к северу от Назарета. И в ней Господь сотворил чудо, возвратившись уже из пустыни после искушения. И после сего, – говорится в Евангелии ( Ин. 2:12 ; Мф. 4:13 ), – Христос, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском… за Иорданом ( Мф. 4:15 ). Этот рыбачий городок был на берегу Галилейского озера, или «моря», как обычно называли его в народе, потому он и назван приморским. И в Капернауме Он после и жил Сам и Матерь Его, и братья (по Иосифу) Его, и ученики Его. Очевидно, Иосиф к тому времени уже умер: иначе как же могли бы оставить старца и Дева Мария, и даже дети его? А Назарет был много южнее, к юго-западу от Капернаума; а Капернаум же был на севере Галилейского моря. В конце искушения в какой-то пустыне диавол повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и предложил Ему броситься вниз ( Лк. 4:9–12 ). И отсюда возвратился Иисус, – следовательно уже вторично после крещения, в силе духа в Галилею (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Архив: Послужный список о. П. Извольского (19211928). АЕУА. Лит .: Евлогий, митр. Путь моей жизни Залесский К.А. Извольский П.П. Отечественная история. Энциклопедия. Т. 2. М., 1996. Иларион ( Иванов Иван Андреевич ; дата рождения не установлена, станица Михайловская Кубанск. обл. – 9.7.1931, с. Лещак, Югославия), иеромонах. Бывший полковник Кубанского казачьего войска, участник 1-й мировой войны и Гражданской войны в рядах Добровольческой армии на северо-западном фронте, эмигрировал в Сербию, поступил в братию обители Св. Афанасия в Лещаке (1920-е гг.), пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. Ильенко Виктор (10.11.1894, с. Осиновка Приморск. губ. 10.6.1989, Лос-Анджелес, США), митрофорный протоиерей. Из семьи крестьян, сын волостного писаря. Окончил Читинское духовное училище (1910), Иркутскую Духовную семинарию (1916) и два первых класса Московской Духовной академии (19161918), вступил в ряды Добровольческой армии в Новочеркасске и зачислен в Конно-Гренадерский эскадрон 2-го СводноГвардейского полка (1919), был ранен и эмигрировал за границу (29.8.1920), поселился в Риме, где состоял псаломщиком и регентом при русской церкви в течение трех месяцев (1921), переехал на Юг Франции, состоял в юрисдикции Зарубежной Церкви, член Св.-Владимирского братства, диакон (13.10.1929), священник (14.10.1929), рукоположение совершил архиеп. Серафим (Лукьянов) в Париже, настоятель церкви в Тарасконе и приписанных ей общин в Альби, Безье, Каркасоне и Монпелье (19291945), благочинный приходов РЗЦ на Юге Франции (30.4.1934), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), протоиерей (1939), настоятель Воскресенской церкви в Брюсселе (31.12.19451.5.1953), благочинный приходов РЗЦ в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге (31.12.19451.5.1953), член епархиального совета Западно-Европейской епархии РЗЦ (19491953), уехал в США (10.7.1953), помощник настоятеля Преображенской церкви в Лос-Анджелесе (14.6.195311.10.1964), помощник настоятеля Покровской церкви в Лос-Анджелесе (11.10.19643.2.1966), настоятель Св.-Николаевской церкви в Риме (3.2.196628.8.1984), обслуживал также церковную общину при домовой церкви виллы Оланда в Вал-Пелличе на севере Пьемонта (19591984), настоятель Св.-Николаевской церкви в Милане (19.4.19737.10.1974), митрофорный протоиерей, вышел за штат по старости (28.8.1984) и вернулся в США, где был причислен сверх штата к Покровской церкви в Лос-Анджелесе. Соч.: Сто слов и поучений. Лос-Анджелес, 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф. 5. Оп. 3. Д. 1961. Л. 74). На эту должность был назначен прот. Николай Улович. В 1935 г. прот. Николай был выслан в Акмолинскую обл. Казахстана, где служил до своего ареста в 1937 г. Вероятно, далее управление приходами в регионе осуществлял благочинный Бердянского окр. прот. сщмч. Виктор Киранов , приговоренный 29 окт. 1939 г. к 8 годам заключения, по его делу были арестованы еще 8 чел. В. Г. Пидгайко Обновленчество и другие расколы В регионе существовали обновленческие епархии: Бердянская (в 1924-1925, во главе с «епископом» Михаилом Митрофановым) и Мелитопольская (с марта 1925, в июле того же года к ней присоединили Бердянскую епархию). 21-26 янв. 1925 г. Мелитополь посетил обновленческий «Екатеринославский епископ» Павел Масленников. Вместе с прот. В. Мстиславским и представителем обновленческого синода он совершал богослужения и проводил подготовительную работу. Активными деятелями обновленчества в городе стали прот. В. Тихонович, бывш. епархиальный миссионер прот. В. Попов, настоятель Александро-Невского собора прот. Михаил Полунин, диак. С. Шарков. В сер. 1925 г. на новообразованную обновленческую Мелитопольскую кафедру прибыл «епископ» Иов Сахновский, его кафедрой стал Александро-Невский собор. В состав обновленческой Мелитопольской епархии вошли Царедворовское (села Царедворовка (ныне Ботиево), Строгановка, Владимировка, Богдановка, Райновка, Орловка, Степановка) и Ногайское (села Диановка, Ногайск (ныне г. Приморск), Лозановка, Борисовка, Дмитровка, Низовка, Луначарское (ныне Азовское)) благочиния бывш. Бердянского окр. К обновленчеству присоединились 10 священников. 2 сент. 1925 г. в Мелитополе состоялся съезд духовенства и мирян обновленческой епархии, избравший епархиальный совет и утвердивший кандидатуру Иова в качестве правящего епископа. 26 июля - 25 авг. 1925 г. Иов объехал епархию, совершал богослужения, призывал объединиться вокруг обновленческого синода. Священник ц. св. Марка в Ногайске Павел Коссовский, в 1925 г. вернувшийся из обновленчества в каноническую Церковь, призывал прихожан не принимать участия во встрече епископа и категорически отказался участвовать в собеседовании.

http://pravenc.ru/text/2562916.html

К 1938 г. все храмы Мариуполя были закрыты. 6 марта 1930 г. президиум Мариупольского горсовета постановил закрыть в числе первых 4 крупнейших храма города: Харалампиевский собор, Константино-Еленинскую, Марие-Магдалининскую и Рождество-Богородичную церкви. В апр. 1937 г. Харалампиевский собор был взорван. Последней в Мариуполе упразднили в сент. 1937 г. кладбищенскую ц. во имя Всех святых. Настоятель храма свящ. Михаил Арнаутов был арестован, расстрелян в марте 1938 г. В окт. 1941 г., после начала немецко-фашистской оккупации, в условиях увеличения числа приходов на территории бывш. М. е. были образованы окружные церковные управления: в Мариуполе, Бердянске и Мелитополе. Мариупольский р-н по оккупационному делению относился к существовавшему краткое время Юзовскому генеральному округу рейхскомиссариата Украина. В его составе были образованы Мариупольский городской округ и Приазовский сельский округ с центром в пос. Будёновка (ныне г. Новоазовск Донецкой обл.), предназначенный для заселения нем. колонистами. С дек. 1942 г. Мариуполь состоял в Донецкой военной зоне с центром в г. Юзовка (Сталино, ныне Донецк), которая переняла функции гражданской администрации из-за усиления боевых действий. В авг. 1942 г. в качестве епископа Таганрогского и Приазовского в юрисдикции Автономной УПЦ был утвержден Иосиф (Чернов) , занимавший Таганрогскую кафедру до своего ареста в 1944 г.; приходы Мариуполя вошли в его юрисдикцию. Архиеп. Ростовский Николай (Амасийский) стал управляющим приходами Ростовского генерального округа рейхскомиссариата Украина и также вошел в состав епископата Автономной УПЦ. Не позднее 15 мая 1943 г. была образована самостоятельная Мариупольская и Приазовская епархия, к-рую возглавил архиеп. Николай (Амасийский). Второй кафедрой архиерея в мае 1943 г. стал Бердянск. Статус 2-го кафедрального храма имел собор в честь Рождества Христова в Бердянске, настоятелем которого являлся прот. Вячеслав Попов (Церковне життя в Mapiynoлi//Cbimahok: Газ. Бердянськ, 1943, 20 мая). Мариупольская и Приазовская епархия занимала юго-вост. часть оккупационного округа Таврия (центр - Мелитополь) с городами Бердянск и Ногайск (ныне Приморск), к-рые стали центрами благочиннических округов. Мелитополь с дек. 1942 г. (по др. данным, с нач. 1943) был центром самостоятельной епархии, к-рую возглавлял Таврийский и Херсонский еп. Серафим (Кушнерук) - правящий епископ для генерального округа Таврия.

http://pravenc.ru/text/2562072.html

Бывш. М. и Т. е. была присоединена к Днепропетровско-Запорожской епархии. Благочинный Мелитопольского окр. прот. Иоанн Горяинов ставил вопрос перед экзархом Украины о возобновлении епископской кафедры в Мелитополе. В 1946 г. Горяинов был обвинен в растрате средств и уволен, новым благочинным стал прот. Григорий Константиновский, к-рый не говорил о возобновлении епархии. С 1944 г. у Церкви изъяли ряд храмов, при этом сначала общинам давались взамен др. здания. Первым был изъят Христорождественский собор в Бердянске, вместо него православным 31 июля 1944 г. передали старообрядческий Вознесенский храм, переосвященный в честь Рождества Христова (ныне кафедральный собор Бердянской и Приморской епархии). 23 июля 1944 г. был закрыт Александро-Невский храм в Мелитополе для возобновления в здании деятельности рынка. Взамен Мелитопольский горисполком предоставил общине здание бывш. училищной Кирилло-Мефодиевской ц., действовавшей при дореволюционном Мелитопольском реальном уч-ще. Однако в 1946 г. этот храм был изъят у общины областными властями, опротестовавшими решение городского руководства. Главным храмом Мелитополя стал Александро-Невский собор в здании бывш. армяно-григорианской церкви. В пос. Кизияр в черте Мелитополя 23 июля 1944 г. был изъят Троицкий храм, использовавшийся до войны под клуб, взамен было предоставлено здание бывш. церковной сторожки. 23 авг. 1944 г. в Б. Токмаке закрыли Успенский храм под предлогом того, что до войны он использовался под клуб. 7 сент. 1944 г. было решено изъять Покровский храм в Пологах, использовавшийся до войны под клуб пионеров, но этому воспротивился настоятель храма прот. Терентий Новицкий. Борьба за храм продолжалась до 1946 г., когда общину вынудили уступить властям здание. К 1958 г. в Приазовье действующими оставались 55 храмов: в Мелитопольском округе - 29, в Бердянском - 16, в Ореховском - 10. В период антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. почти все они были закрыты. К 1965 г. действовали Александро-Невский собор в Мелитополе, Христорождественский собор в Бердянске, Покровский приход в Орехове и Николаевский храм в пос. Приморское (бывш. Ногайск, ныне г. Приморск); в Запорожской обл. сохранились 9 храмов. Были привлечены к уголовной ответственности те священники, к-рые наиболее активно сопротивлялись закрытию храмов и критиковали власти: Василий Розанов (с. Вознесенка Мелитопольского р-на), Трофим Золошков (с. Терпенье Мелитопольского р-на), Григорий Безродный (пос. Кизияр Мелитопольского р-на), Сергий Добродицкий (благочинный Мелитопольского окр. и настоятель Александро-Невского собора Мелитополя до 1960). Последнего в 1960 г. обвинили в том, что он организовал нелегальную жен. монашескую общину при мелитопольском соборе и был связан с общиной катакомбников в райцентре Вел. Хортица (ныне в черте г. Запорожье).

http://pravenc.ru/text/2562912.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010