Жена святого апостола Петра, по преданию, сопровождала апостола в его путешествиях и потерпела также здесь мученичество. Святая Церковь вместе с апостолом Павлом наименовала апостола Петра первоверховным, и празднует память его вместе с апостолом Павлом 29 июня (12 июля); кроме того особо, 16/29 января – поклонение честных вериг святого и всехвального апостола Петра. Иудея Краткая историческая справка – Иудея: Слово Иудея иногда принимается в широком смысле и под этим именем разумеется вся Палестина, как это было особенно по возвращении Иудеев из плена. Но собственно под Иудеею разумеется только южная часть Палестины. К Иудее собственно принадлежали земли колен Иудина, Вениаминова, Симеонова, Данова и часть Ефремова. Границы ее были на севере – гора Ефремова и Самария, на юге – Аравия и пустыня Цин (Вади-Муррег), на западе – Средиземное море, на востоке – Мертвое море и река Иордан. По Иосифу Флавию, к ней принадлежали также и приморские земли на западе до Птоломаиды. На следующий день после учеников Иоанновых Ин. 1, 43–51 : Призвание Филиппа 396 и Нафанаила 397 . Галилея Кана Краткая историческая справка – Галилея: Название Галилея означает “округ”, “страна”. Во времена земной жизни Спасителя Палестина разделялась на три части: северная часть называлась Галилеею, она граничила на север с Анти-Ливаном, на восток – с Иорданом и Геннисаретским озером, на юг – с Самарией, а на запад – с Финикиею, занимавшею северный берег оной от горы Кармила до Тира. Галилея разделялась на Верхнюю и Нижнюю. Верхняя Галилея лежала на север и была населена частию Сириянами, Финикиянами, Арабами и поэтому называлась Галилеею языческою ( Мф. 4, 15 ). Нижняя Галилея занимала преимущественно равнину вдоль Тивериадского озера, славилась своим плодородием и многочисленным народонаселением. В древности в Галилее заключались уделы колен Иссахарова, Завулонова, Неффалимова и Асирова. Здесь, в Галилее, Спаситель провел все Свое детство и отрочество; здесь Он жил, учил, призвал Своих первых учеников и сотворил множество чудес. Большая часть притчей была произнесена Им в Галилее. В Галилее и из Галилеян избрал Спаситель всех Своих апостолов. В Галилее явился Он апостолам по Своем Воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Один из эммаусских путников был Клеопа, в другом церковное предание видит Луку, автора третьего Евангелия, так что рассказ евангелиста можно считать автобиографическим свидетельством. Дом Клеопы в Эммаусе сохранился: точнее, стена дома, которую показывают внутри францисканской церкви. Аль-Кубейба действительно лежит на древней римской дороге, ведшей от Иерусалима на приморскую равнину. В интервале времени между 1114 и 1164 гг. крестоносцы основали здесь поселение, назвав его «Парва Магометия», – возможно, по находившемуся здесь небольшому мусульманскому святилищу («ку- бейба» в переводе – «маленький купол»). Очевидно, ставилась задача устроить здесь перевалочный пункт для паломников на пути в Иерусалим. Комплекс включал, помимо жилых домов и сельскохозяйственных построек, церковь и небольшую крепость. Впрочем, сами крестоносцы не считали Кубейбу евангельским Эммаусом. Эммаус они отождествляли с известным селением, именуемым ныне Абу-Гош, на пути из Яффы в Иерусалим. Так что почитание «дома Клеопы» в Кубейбе возникло в позднейшее время, когда примерно c 1500 г. здесь впервые обосновались францисканцы. Археологический комплекс Кубейбы в любом случае представляет собой большой интерес. Крепость крестоносцев находится слева от нынешнего входа. Церковь была восстановлена францисканцами лишь в 1902 г., но нижние ряды кладки абсид являются средневековыми. Что касается стены, сохранившейся внутри церкви и не параллельной ни одной из ее стен, традиционно считается, что это часть древнееврейского дома («дома Клеопы»), сохраненного крестоносцами при постройке храма. Современные, более скептически настроенные историки считают ее частью более поздней постройки. ...Но продолжим наш путь в Галилею. В 10 км к северо-востоку от Рамаллы лежит арабское христианское село Тайиба. Археологи отождествляют его с ветхозаветной Офрой (см. 1Цар. 13, 17 ) и евангельским городом Ефраимом, где скрывался Иисус с учениками перед последним своим путешествием в Иерусалим (см. Ин. 11, 54 ). В 68 г. здесь останавливалась при походе на Иерусалим конница Веспасиана, в XII в. крестоносцы построили на холме небольшую крепость, в северном углу которой возвышалась башня. С нее открывался отличный вид на расположенную по соседству гору Ваал-Гацор, на которой Авессалом убил своего сводного брата Амнона. Через два года было стрижение овец у Авессалома в Ваал- Гацоре, что у Ефрема, и позвал Авессалом всех сыновей царских ( 2Цар. 13, 23 ). А далее открывается взору вся Иудейская пустыня с долиной Иордана – до самой Елеонской горы в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Мы поднялись до рассвета. Дорога отсюда ровнее и зеленее. Через три часа езды открывается море; тут несколько долин засеяны; и потом, через час, обнаруживаются две уединенные колонны, стоящие на холме. Это остатки древней Рафии. Несколько не доезжая их, лежит еще одна колонна при дороге. Полибий считает этот город первым в Кало-Сирии на пути из Египта; он подробно описал битву при Рафии, где Птоломей Филопатор разбил армию Антиоха Великого, о чем упоминается также в книгах Маккавейских (3 Макк 1). Существуют монеты рафийские времен Коммода. Епископ этого города был на Эфесском соборе. Я срисовал пустынный вид Рафии. Спустясь с холма, виден в лощине глубокий древний колодезь, доселе не иссякший; три поверженные колонны, такого ж серого мрамора, как и стоящие колонны, составляют теперь три его края; одна из них очень велика. От Рафии началась земля филистимлян, вдоль берега Средиземного моря. Пустыни, простирающиеся на юго-восток, принадлежат уже Каменной Аравии; это земля амалекитов, Идумея, и пустыня Бир-Себа или Кладезя Клятвенного, где едва не погибла Агарь с своим младенцем. Отсюда дорога гористее и песчанее, она тягостна при жаре. От Рафии до Хан-Юнуса менее двух часов. Хан-Юнус есть Иродотов Иенисус 15 , только один Иродот упоминает о нем. Это довольно значительное местечко, укрепленное башнею и стенами; оно стоит на возвышении, над оврагом. Несколько садов, обнесенных вместо городьбы кактусом, разведены вокруг и обращают внимание после пустыни. Наполеон, подходя к Хан-Юнусу с небольшим отрядом и полагая его уже в руках своего авангарда, едва не был захвачен в плен арабами. В стороне видно селение Бени-Селе. Далее отсюда песчаная почва уже теряется и начинает быть удобною для обрабатывания; поля большею частью засеяны. За час от Хан-Юнуса песочный приморский хребет кончается; тут начало настоящей пахотной почвы и следуют обширные, обработанные долины, по которым рассеяны уродливые деревья: арабские фиги. Мы проехали через высохший поток, называемый Уади-Силх, – может быть, поток Фавафа, при местечке того же имени, – о котором говорит Иероним; по свидетельству этого блаженного отца, там обитал пустынник святой Иларион, рожденный от языческих родителей 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Я пошел к морю, к Аркадии. Пустыня воды мерно колебалась и бесшумно набегала на размытые пески. Вся угрюмость, весь неуют осеннего моря вошли в сознание сложной и холодной тоской. Я не сопротивлялся ей. В который раз я представил себе свою жизнь. Я перебирал ее год за годом и вдруг понял, что всему моему раздерганному противоречиями прошлому может дать смысл и силу, значение и оправдание только будущее. Может быть, будущее отберет из этой жизни, из множества пережитого все, что освещено и согрето подлинной человечностью и поэзией, и поможет мне соединить эти отрывочные звенья моей жизни в цельный рассказ. Кто знает, может быть, этот рассказ будет нужен людям, а не только мне самому, и поможет им пробиваться через цепкое ненастье к далекой и слепительной полосе чистого неба. Кто знает? К той полосе, что сейчас уже медленно разрасталась над морем на юге, обещая выпустить из облачного студенистого плена солнце приморской осени. За ночь полоса ясного неба разошлась, и утром я увидел из окна своей комнаты неправдоподобно синее море. Дул слабый, но жгучий норд-ост. Он, как всегда, принес холод, чистоту неба и воздуха. Сухая трава покрылась инеем и качалась под ветром, поблескивая и звеня. Прибой тяжело и лениво облизывал прибрежные скалы и оставлял на них белую корку льда. Ветер срывал с морских валов густую, как сбитый белок, соленую пену. Клочья ее дрожали и шевелились на берегу, и легко было поверить древним эллинам, что из этой пены родилась прекрасная богиня Афродита. Мои праздные мысли об этом прервал тяжелый пушечный гром. Он как бы прихлопнул город железной лапой. От этого выстрела весь санаторий зазвенел, как рассохшийся шкаф со стеклом. С крыши упала со звоном и рассыпалась черепица. Потом послышался второй удар, третий, четвертый… Стрелял французский крейсер, стоявший на рейде. Стрелял в степь. Снаряды проходили над городом и рвались так далеко, что звук разрывов не доходил до Одессы. В окно я увидел, как с улицы ворвался во двор «Яша на колесах». Он открыл дверь на лестницу и крикнул снизу, наполняя гулом своего голоса пустой санаторий:

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Что сказать о физике, ифике и логике? Что только свойственно священным Писаниям, что только можно выразить человеческим языком и что может воспринять ум смертных, все это содержится в этой книге. О тайнах ее свидетельствует сам написавший: «и будет для вас видение всего как слова книги запечатанной, которую когда дадут знающему письмена и скажут: «прочитай ее»; то ответит: «не могу, потому что она запечатана». И дастся книга незнающему письмен, и скажут ему: «прочитай» и ответит: «не знаю письмен» ( Ис. 29:11, 12 ). Итак, если эту книгу дашь незнающему письмен народу язычников, то ответит: не могу читать, потому что я не научился письменам Писаний; если дашь книжникам и фарисеям, которые хвалятся, что они знают письмена Царя, то ответят: мы не можем читать, потому что книга запечатана. Почему же она запечатана для них? Потому что они не приняли Того, на Кого положил печать Отец ( Ин. 6:27 ), Который имеет ключ Давида, Который есть отверзаяй, и никтоже затворит; затворяяй, и никтоже отверзет ( Апок. 3:7 ). Поэтому, после исторической истины, все должно быть понимаемо духовно, и таким должны быть понимаемы образом Иудея и Иерусалим, Вавилон и Филистимляне, и Моав и Дамаск, Египет и пустыня приморская Идумея и Аравия, и долина Видения, и, наконец, Тир и долина четвероногих; так что во всем мы должны разыскивать значения, и во всем этом апостол Павел, как мудрый архитектор, полагает основание, которое есть не иное, как Христос Иисус. И требуется много труда и напряжения для того, чтобы предпринять объяснение всей книги Исаии, над которою трудились умы наших предков. Разумею греков; у латинян же великое молчание, кроме священной памяти мученика Викторина, который мог сказать с апостолом: еще бо и невежда словом, но не разумом ( 2Кор. 11:6 ). Ибо Ориген написал на этого пророка по четырем изданиям, до видения четвероногих в пустыне, тридцать книг, из которых двадцать шестая утрачена. Известны под его именем и другие книги о видении τετραπδων (четвероногих), две книги к Грате, которые считаются подложными, двадцать пять Бесед и Σημεισεις, которые мы можем назвать Извлечениями .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вид на ночной Иерусалим. Фото: Г.Балаянц/Православие.Ru Мы стоим на «крыше» Палестины, которую с севера на юг пересекает хребет Иудейских гор. Коньком этой крыши является Иудейское нагорье, которое в некоторых местах имеет ширину 1–3 км. Южная часть выше: севернее Хеврона расположена главная вершина – Джебель-эль-Батрак (1025 м). Высота Масличной горы – 800 м. Наша площадка на 26 м выше. С нее видны отдаленные пространства, и повсюду мерцают огни ночного Иерусалима. Как велики контрасты! К западу простирается плодородная приморская долина – Шефела (евр. низменность). На восток уходит знаменитая Иудейская пустыня. «Это целая страна, неуклонно спускающаяся до самой Иорданской долины, холмы, перевалы, то каменистые, то песчаные, кое-где поросшие жесткой растительностью, обитаемые только змеями, куропатками, погруженные в вечное молчание. Зимою там, как всюду в Иудее, льют дожди, дуют ледяные ветры; весною, летом, осенью – то же могильное спокойствие, однообразие, но солнечный зной, солнечный сон (Иван Бунин. Весной в Иудее). На библейском языке пустыня (евр. мидбар) – образ безжизненности. Зной ее символизирует духовную жажду. Пророк говорит о блаженных временах пришествия Мессии: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» (Ис. 35: 1–2). Гора Кармил и равнина Сарон – плодородные и живописные места вдоль Средиземного моря. В Иудейской пустыне Господь наш Иисус Христос постился 40 дней и ночей перед началом проповеди Евангелия. Здесь приготовил себя святой Иоанн Креститель к великому пророческому служению. В этих местах прозвучал глас вопиющего в пустыне: «И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Но не только поражает разительное отличие плодородных земель и каменистой пустыни. География Палестины уникальна и в другом отношении. Иерусалим, стоящий на высоком горном плато, является одной из самых высоких столиц мира. Удалившись от Иерусалима на несколько километров на восток, путник оказывается в самом низком месте земного шара: Иорданская долина на 798 м ниже уровня моря.

http://pravoslavie.ru/30071.html

Не известно исторически: когда и по какому поводу она получила такое значение. Думаю, что вскоре по смерти Авраама у Хорива образовался особый чин служения истинному Богу и что туда ходили все недовольные недавним распространением идолопоклонства. По этому чину священнодействовал там Иофор. По этому чину там же евреи совершали празднество еще до исшествия из Египта и по исшествии приносили жертву Иегове во время свидания Иофора с Моисеем в Рафидине». Таким образом, иероглифические памятники в Магаре и в соседнем Ель-Хадеме послужили мне поводом к составлению следующих новых понятий: 1) Северо-восточная граница египетского царства, в древнейшие времена, пролегала на Синайском полуострове через гору Ель-Хадем и через долину Магарскую и упиралась в Чермное море у Мархской равнины. 2) В этих пограничных местах египетские поселенцы занимались разработкой металлов. 3) С ними имели житейские сделки коренные жители Синая и потому чертили загадочные для нас надписи по пути от Хорива и Фарана к Ель-Хадему и Магаре. 4) Та пустыня, в которую фараон отпускал израильтян на праздник, отстояла на три дни пути не от Мемфиса или Цоона и не от Гессемской земли, а от Хадемо-Магарской границы египетского царства. 5) Первые пустыни, чрез кои шли израильтяне, как то: Офом, Сур, Мерра и Елим находились в пределах сего царства; и этот народ был совершенно свободен уже тогда, когда вступил в пустыню Син, которая соответствует нынешнему околотку, находящемуся между Хадемо-Магарой и долиной Шех. Таково было вечернее занятие мое у горького источника Морки на Мархской равнине! 22, вторник. На месте этой равнины некогда был залив морской. Но дождевые потоки, увлекая туда с соседних высот и долин камни, глину, песок и древесные сучья, мало-помалу оземленили его. На этой равнине в обилии растут смерчия, колокинтии и колючие былия для верблюдов. В поперечнике ее от серного источника Морки до устья долины Шиллел будет верст десять; а длина ее от Уади Насб до моря, кажется, несколько более. К Мархе применяют ту пустыню Син, в которую пришел из Елима весь сонм сынов израилевых ( Исх.16:1 ; Чис.33:11–16 ) Но так как эта местность мала для такого сонма, то я полагаю, что она есть только приморская часть сказанной пустыни, находящейся между Хадемом и Магарой с западной стороны и долиной Шех и Хориво-Синаем с восточной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П   Павел • Палестина • Пальма • Памфилия • Паралнпоменон • Паралич • Парванм • Пармен • Партия • Парфяне • Пастух • Пасха • Пасхор • Патара • Патмос • Патриарх • Патров • Патрусим • Пау • Паук • Паф • Пафрос • Пеликан • Пенуэл • Пепел • Пение • Петух • Песнь Песней • Перацим • Первенец • Первое послание Иоанна • Первосвященник • Первый день недели • Пергам • Пергия • Перепела • Перепись • Перила • Перо • Персида • Персы • Персия • Пес • Песок • Петр • Пефор • Печаль • Печать • Печень • Печная башня • Пещеры • Пи-Гахироф • Пилат • Пирафония • Пирр • Пиршество • Писец • Писидня • Письмо • Пифом • Пища • Плавильня • Планеты • Плата • Платок • Плач Иеремии • Плачевная песнь • Плевать • Плевелы • Плен • Пленники • Плоть • Плуг • Пляска • Побивание камнями • Повязка • Подарки • Позвонки • Покрывало • Покрывало для очей • Поле Иарима • Полсикля • Полынь • Помазание • Понт • Понтий Пилат • Поручительство • Порций Фест • Послание к Галатам • Послание к Евреям • Послание к Ефесянам • Послание Иакова • Послание Иуды • Послание к Колоссянам • Послание Послание к Римлянам • Послание к Титу • Послание к Филимону • Послания • Послания Иоанна • Послания к Коринфянам • Послания 1-ое и 2-ое Петра • Послания к Фессалоникийцам • Послание к Филиппийцам • Послания к Тимофею • Пословица • Посредник • Пост • Постель • Пот • Потифар • Потифер • Поток Кана • Потоп • Похороны • Поцелуй • Почечуй • Поэзия • Поэты • Пояс • Праведный • Правило • Правосудие • Праздники • Праздник жатвы • Праздник кущей • Праздник опресноков • Праздник седмиц • Праздник труб • Прах • Праща • Преграда • Преломление хлеба • Прелюбодеяние • Премудрость • Преображение Христово • Пресвитер • Престол • Претория • Прибыль • Приветствие • Привратники • Призрак • ПримирениеПримиритель • Приношения воспоминания • Приношения ревновання • Прискилла • Пристанище • Притча • Пришельцы • Прозелит • Прозорливец • Проказа • Прообраз • Проповедывать • Пророки • Пророчество Ахии Силомлянина • Пророчество Иоиля • Пророчествовать • Пророчицы • Просо • Прохор • Пряжка • Прялка • Псалмы • Псалтырь • Птицы • Птичка • Птолемаида • Публий • Пуд • Пул • Пунон • Пурнм • Пурпур • ПустыняПустыня приморская • Путеол • Пчела • Пшеница • Пядь • Пятидесятница • Пятикнижие • Пятница

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вторая часть Цель и следствие откровения, или знаменательного действия Ст. 5. Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились. Ст. 6. И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись, и к которым прибегали за помощию, чтобы спастись от царя Ассирийскаго! и как спаслись бы мы? Пророк показывает здесь цель и следствие этого пророчества, именно – посрамить суетную надежду на Египтян, а не на Бога; и точно, многие жители острова, т. е. приморской страны (которая иногда называется островом моря, 23, 6), – Филистимляне, Финикияне и некоторые Иудеи, узнав о поражении Египтян и Хусов, постыдились своей глупости, что надеялись на их силы, которые оказались слабыми, и уверились, что без помощи Божией погибли бы. Avt Шестая проповедь. О бедствии Вавилона Объяснение Надписание пророчества о Вавилоне Пророчество о пустыне приморской. В буквальном смысле пустыня моря есть большое пространство земли плоской, невозделанной, лесной, наполненной дикими зверями, имеющей много рек и болот. Самое местоположение Вавилона, стоящего на обширной равнине при большой реке Евфрате, на юге образующей из себя много озер и болот, имеет сходство с такою пустынею моря. В таинственном смысле море означает многочисленное собрание народов ( Апок.17:15 ). А пустынею Пророк называет обширное государство Вавилонское, потому что при множестве и великолепии городов, при образованности в науках и искусствах человеческих оно не имело духовного образования, не просвещено мудростью небесною, и люди, как звери, жили, увлекаясь страстями. Пророк Иезекиль, говоря о Вавилоне, называет его пустынею народов (20:35). Иоанн Богослов духовный Вавилон в образе блудницы видел также в пустыне ( Апок.17:3, 15 ) и изображение это, вероятно, взял с древнего Вавилона. Первая часть видения: предсказание о разрушении Вавилона Мидянами и Персами за злодеяния, сделанные народу Божию а) Бедствия, которыми Вавилоняне поражали Иудеев Ст. 1. Как бури на юге носятся, идет он от пустыни, из земли страшной.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

аввы Маркиана находилась около Вифлеема. ( < < back) Савва Освященный написал первый Устав последования церковных служб, известный под именем Иерусалимского и принятой всеми Палестинскими монастырями. По свидетельству Симеона Солунского, «божественный отец наш Савва изложил устав, приняв его от преподобных Евфимия и Феоктиста (бывших первыми наставниками Саввы в подвигах пустынных), а они приняли от бывших прежде них и от исповедника Харитона», скончавшегося в 270 году, т. е. короче по преданию Апостольскому. Впоследствии Устав Саввы Освященного обогащен был многими необходимыми и важными дополнениями, согласно требованиям благочестия; еще позднее он затерялся и был возобновлен Софронием, патриархом Иерусалимским. ( < < back) Память преподобных Кариона монаха и сына его Захарии северо-восточная страна Африки, по реке Нилу. египетское слово — значит весы, испытание сердца. Другие производят от греческого «скитос» — кожа, каковое словопроизводство указывает на то, что первоначальные скитники-подвижники не имели правильно устроенных домов, а довольствовались устройством кожаных прикрытий из шкур диких зверей. Скитом назывался особый вид иноческих обителей в смысле отдельных келлий для одиноких отшельников. Это имя, прежде всего, прилагалось к известной местности, в расстоянии 25–30 верст от горы Нитрийской, в северо-западной части Египта. область знаменитого в древности Египетского города Фивы; этим же именем назывался, по имени главного города, и вообще весь Верхний (южный) Египет. Пустыня Фиваидская была одним из самых излюбленных мест подвижничества древне-христианских иноков, разумеется преп. Моисей Мурин, память которого празднуется 28-го августа. Захария скончался в конце IV века по Р. Хр. Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского был приморским торговым городом в Мало-Азийской провинции Ликии (ныне Анатолия). Основан Финикиянами; ныне в развалинах. была небольшая церковь на Сионской горе, единственная в то время во всем городе Иерусалиме, населенном язычниками и носившем название Элии Капитолины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010