Ст. 3. Его пренебрегают и оставляют мужи, – его, мужа скорбей и знакомого с немощью; и, как скрывшего лицо свое от нас, – говорит пророк от имени оных лиц, – мы пренебрежем и не оценим его. 70 подразумевали в начале ст. εδος, стоящее в конце 2 ст., которое они поставили как подлежащее для начального предложения 3 ст., почему. λλ τ εδος ατο τιμον, ср. сл. Выражение =в р.-с. и умален пред людьми, 70 поняли, как с comparat., почему: α λεπον παρ πντας νϑρπους, ср. слав. пер., т. е. εδος=вид. Но Симмах: λαχιστος νδρν; Иерон.: novissimus virorum (вероятно чит.: ): Пешито: =vilissimus virorum; Саадия гаон =separatus ab hominibus. За исключением 70 , все остальные объектом считают: “Отрок Господень“. Перевод Саад. гаона можно признать более правильным и вместе с тем согласным с относящимися сюда параллельными местами, ср. Иов. 19:14 . Так как нередко употребляется в смысле “знатных мужей“ (ср. Ис. 2:9, 11, 17 . Пс. 141:4 и под.), то выражение в применении к Отроку Господню будет означать то, что его не сопровождают знатные мужи (ср. Ин. 7:48 ). Бл. Иерон. в словах: человек в язве сый и ведый терпети болезнь, что буквально с еврейского: муж скорбей и знакомый с немощью (ср. Евр. 4:15 ), видит указание на истинное человеческое тело и истинную человеческую душу Отрока Господня, Который, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи! ( Евр. 2:18 ). Выражение =в р.-с. и мы отвращали от Него лицо свое, 70 читали: почему: τι απεστραπται τ πρσωτον ατο, ср. сл. Блаж. Феодор., следуя перев. 70, придает этим словам такой смысл: “Он отвратил божественную энергию, когда намеренно принял страдание, и не удержал от Себя распинателей: ибо, будучи распинаем, говорил: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят ( Лк. 33:34 ). Но ближе к евр. м. т. переводит Акила: ς ποερομμνον πρσωπον ατο и бл. et quasi absconditas vultus ejus, каковой перевод Иерон. поясняет: “чтобы в человеческом теле было сокрыто божественное могущество Его“. Близок к этому перифраз Таргума Ионаф.: =и когда поднимал (скрывал) лице славы от нас. Относительно евр. мас. чтения должно заметить, что четыре код. Кеникк. имеют один – вмсто стоящего в печ. изд. ; наконец, два – – (ср. 70) вм. . Принимая во внимание эти разночтения, а главным образом переводы Ак., Иерон., Тарг., выражение должно понимать, как определение при логическом объекте сего предложения: и его, как скрывшего лицо свое от нас, мы пренебрежем и дал. Следующий глагол должно переводить не partic. Niph., а I pers. аог. 2 Kal plurale (ср. Гезен.), что болте гармонирует с контекстом, как в Пешито: =мы презрели его и не оценили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

668. Иоанн Синайский. Лествица21, 7. 669. Ср.: Пс. 6:3 и Лествица 15, 80. 670. Нил Сорский. Послание 1. 671. Ср.: Пс. 16:11; 31:7. 672. Пс. 70:12 и далее. 673. Пс. 34:1. 674. Ср.: Пс. 117:14—16. 675. Пс. 6:3. 676. Нил Сорский. Послание 2. 677. Оригинальный славянский текст см. в: Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. Часть I. Киев, 1895. С. 144—154. Русский пер. см. в: О молитве Иисусовой. Сортавала, 1936. С. 6—14. 678. Мф. 6:6. 679. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 6. 680. Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. I (Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 6—8). 681. Там же, гл. II (С. 10). 682. 1 Фес. 5:17. 683. 1 Кор. 14:19. 684. Кол. 3:17. 685. Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. IV (С. 13—14). 686. Лк. 1:38. 687. Мф. 1:21. 688. Деян. 4:11–12. 689. Пс. 50:8. 690. Мал. 4:2 691. Песн. 1:2. 692. Фил. 2:11. 693. Ср.: Иак. 2:19. 694. Ср.: Ин. 1:9. 695. Фил. 2:10. 696. Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 697. Ср.: Рим. 10:10. 698. 1 Кор. 2:2. 699. Св. Димитрий имеет в виду 64–е письмо блаженного Иеронима, посвященное изъяснению смысла одежд первосвященника (Epistula LXIV, ad Fabiolam, De veste sacerdotali 17; PL 22, 617=Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 2. Изд. 2–е. Киев, 1884. С. 182). В этом письме, толкуя упоминания о золотой дощечке с надписью «святыня Господня», крепившейся на кидаре первосвященника (Исх. 28:36— 38; 39:30—31; Лев. 8:9 по Вульгате), Иероним утверждает, что на дощечке была начертана священная тетраграмма, обозначающая имя Божие: «Восьмая [одежда] — золотая дощечка, то есть, sis zaab, на которой написано имя Божие четырьмя еврейскими буквами — jod, he, vav, he, называемое у них неизреченным» (Octava estlamina aurea, id est, " sis zaab " , in qua scriptum est nomen Dei Hebraicis quatuor litteris JOD, HE, VAV, HE, quod apud illos ineffabile nuncupatur). Далее в том же письме (ст. 18) упоминается золотая дощечка, лежащая на челе первосвященника, и написанное на ней имя Божие (auri lamina quae in fronte pontificus est, inscriptumque nomen Dei).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

отцов и учителей церкви. Спб. 1894 г. 58–60 стр. Перечень других свидетельств о том же есть у проф. Лопухина. Библейская история. 2-й т. 294–309 стр. 2 Hooker. Eccles. polity V, 37, 2. У Лопухина в Библ. история цитируется. Св. Афанасий разбирает все псалмы и указывает значение каждого из них в разных обстоятельствах жизни человека (Посл. к Маркеллину, 18–29 стр.). 3 Русская литература по этому вопросу указана у Ив. Ст. Знаменского. Указатель по Св. Пис. 3-й вып. 15–16 стр. Иностранная у Vigouroux. Manuel biblique. Paris. 1894 г. 2-й т. 271–277 рр. 4 О псалмопевцах будет говориться во множ. числе, потому что, по свидетельству свящ. Писания ( 1Пар. 25:1–5 . 2Пар. 29:30 . Пс. 49:1 ), по надписаниям псалмов ( Пс. 41 , Пс. 43–48 , Пс. 72 , Пс. 77–78 . Пс.82 и др.), по Иудейскому преданию (Baba Bathra, 14 6 ), по взглядам отцов христианской церкви (свв. Ипполита, Афанасия, Иларии, Бл. Иеронима, Евсевия), по единогласному признанно новых западных и русских ученых (см. об этом монографию прот. Вишнякова: О происхождении Псалтири. Спб. 1875 г.), Псалтирь составлена не одним Давидом, а многими богодухновенными псалмопевцами Но эти многочисленные свидетельства не противоречат установившемуся наименованию: «Псалтирь Давида·, имеющему себе опору и в Новом Завете ( Рим. 4:6, 11:9 . Евр. 4:7 ). Давиду принадлежит несомненно, большее количество псалмов, чем каждому из прочих псалмопевцев (более 70), а кроме того, другие псалмопевцы, несомненно, находились под его влиянием и руководством ( 1Пар. 25:2 . сн. об этом в синопс. Афанасия) и отразили на своих псалмах это влияние. Таким образом, Давид, и при указанных свидетельствах, признается богодухновенным писателем Псалтири, частно непосредственным, частно посредственным, или, как выражалось Иудейское предание, он написал Псалтирь " рукою ( )10 мужей» (Baba Bathpa, 14 6 ). 6 См. Многочисленные западные комментарии на 148 пс. Наприм. Hupfeld. Die Psalmen. Gotha. 1867–1871 г. Graets. Die Psalmen. 1885 г. Vigouroux. Manuel biblique. Paris.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ср.: Пс. 6:3 и Лествица 15, 80. 670 Нил Сорский. Послание 1. 671 Ср.: Пс. 16:11; 31:7. 672 Пс. 70:12 и далее. 673 Пс. 34:1. 674 Ср.: Пс. 117:14—16. 675 Пс. 6:3. 676 Нил Сорский. Послание 2. 677 Оригинальный славянский текст см. в: Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. Часть I. Киев, 1895. С. 144—154. Русский пер. см. в: О молитве Иисусовой. Сортавала, 1936. С. 6—14. 678 Мф. 6:6. 679 Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 6. 680 Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. I (Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 6—8). 681 Там же, гл. II (С. 10). 682 1 Фес. 5:17. 683 1 Кор. 14:19. 684 Кол. 3:17. 685 Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. IV (С. 13—14). 686 Лк. 1:38. 687 Мф. 1:21. 688 Деян. 4:11–12. 689 Пс. 50:8. 690 Мал. 4:2 691 Песн. 1:2. 692 Фил. 2:11. 693 Ср.: Иак. 2:19. 694 Ср.: Ин. 1:9. 695 Фил. 2:10. 696 Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 697 Ср.: Рим. 10:10. 698 1 Кор. 2:2. 699 Св. Димитрий имеет в виду 64–е письмо блаженного Иеронима, посвященное изъяснению смысла одежд первосвященника (Epistula LXIV, ad Fabiolam, De veste sacerdotali 17; PL 22, 617=Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 2. Изд. 2–е. Киев, 1884. С. 182). В этом письме, толкуя упоминания о золотой дощечке с надписью «святыня Господня», крепившейся на кидаре первосвященника (Исх. 28:36— 38; 39:30—31; Лев. 8:9 по Вульгате), Иероним утверждает, что на дощечке была начертана священная тетраграмма, обозначающая имя Божие: «Восьмая [одежда] — золотая дощечка, то есть, sis zaab, на которой написано имя Божие четырьмя еврейскими буквами — jod, he, vav, he, называемое у них неизреченным» (Octava estlamina aurea, id est, " sis zaab " , in qua scriptum est nomen Dei Hebraicis quatuor litteris JOD, HE, VAV, HE, quod apud illos ineffabile nuncupatur). Далее в том же письме (ст. 18) упоминается золотая дощечка, лежащая на челе первосвященника, и написанное на ней имя Божие (auri lamina quae in fronte pontificus est, inscriptumque nomen Dei). 700

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Примечания. 32 С рогами и с копытами – «рога» указывают на возраст, копыта ( Лев. 11:3–4 ) – признак «чистоты» животного, то есть Господу угоднее благодарное сердце, чем жертвоприношения, даже отвечающие всем требованиям. 34 Узников Своих – ср.: ст. 27. Всегда и во всех обстоятельствах мы принадлежим Господу, даже когда люди думают, что мы полностью зависим от их милости. Мы связаны с Ним едиными узами ( Еф. 4:1; 6:20 ; Флп. 1:13 ). Псалом 69. Помоги! То, о чем пространно говорится в псалме 68, в данном псалме выражено в форме краткой проникновенной молитвы о неотложной помощи. Оба псалма отражают чувства человека, находящегося в угрожающих для его жизни обстоятельствах ( Пс. 68:2–5 ; Пс. 69 :2б), звучит просьба о возмездии злоумышленникам ( Пс. 68:23; 69:3–4 ), возносится молитва о народе Божьем ( Пс. 68:7; 69:5 ), но теперь молитвы произносятся в сжатой форме, мысли выражены телеграфным стилем. Та же картина и при сравнении псалма с практически идентичными ему текстами в Пс. 39:14–18 . В Пс. 69 отсутствует словесное обрамление молитвенных обращений, создавая впечатление абсолютной неотложности просьб, так как остается один отчаянный крик о помощи. Обычно принято считать, что псалом 69 представляет собой вариант псалмов 39 и 68, использовавшийся в богослужении, однако более вероятно, что данный псалом – квинтэссенция молитвы о ниспослании срочной помощи человеку в кризисной ситуации. Такая молитва – неоценимое подспорье для всех находящихся в крайних обстоятельствах, когда доведенный до крайности человек не может сосредоточиться, чтобы четко выразить свои мысли. Примечание. 3–4 Да постыдятся… преданы посмеянию… на поношение – несбывшиеся надежды (ожидания), публичное посрамление. 5 Радость не в посрамлении противника, постоянная радость в Господе, она не кончается и во время бедствий. Псалом 70. Мчаться во весь опор В 1836 году Чарлз Симеон вышел на пенсию после сорока пяти лет служения в церкви Святой Троицы в Кембридже. Однажды один из его друзей, узнав, что он по–прежнему встает в четыре часа утра, чтобы возжечь свой огонь и провести время наедине с Господом, стал увещевать его: «Дорогой Чарлз, не кажется ли Вам, что теперь, когда Вы на заслуженном отдыхе, Вы могли бы более спокойно относиться ко всему?» На это последовал ответ старого служителя: «Разве я не должен мчаться во весь опор теперь, когда вижу впереди финишный столб?» Псалом представляет нам еще одного пожилого человека (9, 18), который мчится изо всех сил.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Lewy. Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929. 918 См. Brock. Note 3 to II/10,35. 919 Ср. Пс. 103:15. 920 II/35,1—6. 921 II/18,2. 922 Пс. 41:3. 923 I/70 (355)=B16 (131). 924 I/87 (415)=B47 (337—338). 925 I/51 (229—230)=B78 (543). 926 II/1,50. 927 I/58 (317)=B6 (95). 928 Главы о знании I,33. 929 Подробнее об этом мы говорили в другом месте. См. Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. второе. СПб., 2001. С. 404—412. 930 На молитве. 931 Т. е. во втором случае. 932 1 Кор. 14:19. 933 Главы о знании I,55. 934 В рус. тексте: «Источается ли непрестанно из сердца некая сладость и влечет ли всецело ум?». 935 I/45 (192)=B70 (486). 936 I/85 (412)=B46 (334). 937 Иерем. 20:9. 938 I/48 (209—210)=B74 (511—512). 939 Ср. 1 Кор. 1:18—23. 940 Ср. 1 Кор. 4:10—13. 941 3 Цар. 8:27. 942 Т. е. принял на себя человеческое естество. Исаак использует характерный для восточно–сирийской традиции христологический язык. 943 Главы о знании 1,88. 944 Рус. «Любовь к Богу». 945 Рус. «восторженной». 946 Ср. 1 Кор. 3:18. 947 Ср. Евр. 11:38—39. 948 I/73 (369—370)=B33 (219—220). 949 Ср. 1 Ин. 4:18. Слова в квадратных скобках добавлены в греч. тексте, но отсутствуют в сир. оригинале. 950 Ср. 2 Кор. 12:11. 951 Ср. Пс. 18:11. 952 I/38 (159—160)=B62 (430—431). В греч. и рус. тексте последние две фразы переведены свободно. 953 Лк. 22:30. 954 Ср. Пс. 103:15. 955 Вар. «очистились». 956 I/84 (398—399)=B43 (316—317). 957 I/25 (117—119)=B51 (360—362). 958 I/25 (119)=B51 (362). 959 I/25 (120)=B51 (363). 960 I/25 (122)=B51 (366). 961 I/25 (123)=B51 (367). 962 Естества Божия. 963 Естества человеческого. 964 I/28 (131)=B51 (376—377). 965 1 Кор. 3:19. 966 I/26 (125—126)=B51 (369—371). 967 I/27 (127)=B51 (372—373). 968 Или «Писаний». 969 Букв. «истины книг», или «истины Писаний». 970 Главы о знании III,99. 971 Главы о знании IV,16. 972 I/28 (128—129)=B51 (373—374). 973 I/26 (126)=B51 (371). 974 I/26 (127)=B51 (374). Ср., например: Марк Подвижник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Ангелы ( Ис.6:2–3 ; Лк.2:13–14 ; Откр.4:8, 5:11–13, 7:11–12 и др.). В просительной молитве мы выражаем перед Богом различные наши нужды и желания в живой надежде получить просимое. Сам Бог призывает нас к сему ( Пс.49:15 ), и Сам Господь учит: «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам» ( Мф.7:7 ); «просите и приимете, да радость ваша будет исполнена» ( Ин.16:23–24 ). К сему естественно должны побуждать нас сознание нашей бедности и ограниченности и бесчисленные наши нужды, как по внешнему, так, особенно, по внутреннему нашему состоянию, каковы, например: просвещение нашего разума светом Божественной истины, укрепление нашей воли в делании добра, прощение грехов, удаление искушений, соблазнов, бедствий и пр., – и Священное Писание в многочисленных примерах дает нам видеть, что те, которые обращались к Богу с молитвою в нуждах своих, не были Им оставляемы. Так просили Бога в нуждах своих патриархи – Авраам, Исаак, Иаков, прор. Моисей, Самуил, Давид, Соломон, Езекия, Даниил и др., и Бог милостиво внимал им. Молитва благодарения есть такое расположение вашего духа, в котором мы с радостным и детским чувством признаем Бога виновником всякого истинного нашего блага, и, прославляя Его за все, стараемся как самих себя со дня на день более и более соделывать достойными Божественных Его благодеяний, так и других возбуждать к таковой благодарности, самые благодеяния употребляя достойно великого их Подателя. Молитва эта также близка и естественна нам. К ней призывают и возбуждают нас и внушения слова Божия ( Пс.49:14–15, 23, 106, 135 ; Еф.6:20 ; Кол.3:17 ; 1Фес.5:18 ), и негодование Спасителя на неблагодарных ( «не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?») ( Лк.17:17–18 ), и бесчисленность благодеяний Божиих к нам и их великость ( Пс.35:6–10 . Ср. Пс.102, 103, 106, 144 ), и благоволение Божие к благодарным, и самая приятность благодарности ( Пс.70:23, 91:1, 146:1 ), и примеры святых, которые благодарность считали священнейшей своей обязанностью. Так благодарили Бога: Ной, Авраам, Моисей и израильтяне по переходе через Чермное море, Деввора и Варак, Анна-пророчица, царь и пророк Давид, Даниил и отроки еврейские; в Новом Завете: Захария – отец Предтечи, Богоматерь, Сам Господь, апостолы и все люди благомыслящие и богобоязненные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Держава гдь бощихс и завтъ витъ имъ. 14. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им. 14 . С людьми благочестивыми Господь вступает в близкое, как бы дружеское общение (ср. Исх. 33:11 ; Ин.15:14 ; Иак. 2:23 ), так что открывает им сокровенные тайны Свои, как открывал Аврааму ( Быт.18:17 ), пророкам ( Втор.18:18 ; 1Кор.13:2 ), апостолам ( Мф.13:11 ) и сообщает им совершеннейшее познание Своего завета, или богооткровенного учения веры ( Пс.110:10; 118:98–100 ; Притч.1:7; 2:6 ; Лк.24:40 ; 1Ин.2:20–27 ). По слав.-грек.-лат. 1-я полов. ст. выражает мысль, что Господь для боящихся Его служит крепкою опорою и ограждением в опасностях жизни (ср. Евф. Зигабен), не давая поколебаться среди искушений и укрывая их от нападений врагов (ср. Пс.30:4–5; 42:1–2 ). 70 толк. евр. слово (сод.=«дружеское общение» – Притч.3:32 ; «искренняя беседа» – Симмах= Пс.54:15 и Иов.19:19 ; и тайна – Халд., Ак. Феодот. Евсевий, бл. Феодорит и Иерон.; ср. Притч.11:13 ) вероятно читали (есод. – основание, твердыня), принимая за букву (иод) примыкавший к слову рожек от предшествующей буквы (цаде); отсюда – перевод: κραταωμα – держава. 15–21. Как наказуемый Богом грешник (ст. 7, 11:18), псалмопевец не смеет причислить себя к тем богобоязненным людям, на которых по преимуществу обращено благоволение Божие (ст. 12–14); но при всем своём смирении пред Богом, он сознает, что и он не чужд тех свойств, какие обыкновенно отличают людей богобоязненных: глаза его всегда ( выну) обращены к Господу с благоговейною молитвою, с полным упованием и преданностью (ст. 15 и 20 и 216); он долго и терпеливо переносит ниспосланное ему тяжкое наказание Божие (ст. 16–17 и 18а), желает очищения грехов своих (ст. 18б) и хотел бы всегда сохранять себя в чистоте и непорочности (ст. 21). Поэтому, он считает себя в праве просить и просит Господа – обратить сострадательный взор Свой на его крайне бедственное, беспомощное состояние (ст. 16–17), сжалиться над ним за его тяжкие душевные страдания, простить грехи, за которые он подвергся таким несчастиям (ст. 18), и явить заступление и избавление от грозящей ему погибели, если не ради его самого, то, по крайней мере, для вразумления многочисленных, злобных врагов его, чтобы не дать постыдиться пред ними в своём уповании на милость Божию (ст. 19–20). А чтобы сделаться достойным испрашиваемой милости Божией и на будущее время избежать праведного суда и наказания Божия, он присоединяет еще молитву, чтобы Господь, ради возлагаемого на Него упования, всегда сохранял его в непорочности сердца и правоте (ст. 21), т. е. точном исполнении всех заповедей Его (ср. 3Цар.9:4 ), и это, в свою очередь, служило ба ему верным ручательством всегдашнего благоволения Божия и охраною от бед и злоключений жизни (ср. Втор.28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

(3) вечером: псалом 140; (4) перед сном: библейские песни 30 . 4. Каппадокийские монахи Анонимный автор Подвижнического Слова (ок. середины IV в.; традиция приписывает его св. Василию Великому ) знает трехчастный молитвенный цикл, согласно псалму 54:18 («вечером и утром, и в полдень буду умолять и вопиять...»). Кроме того, в его среде употребляют еще три службы, значит – всего шесть. Но этого мало, пишет он: «Поскольку Давид говорит: ,,седмикратно в день прославляю Тебя ” ( Пс. 118:164 ), а упомянутые времена молитвы не наполняют собою седмеричного числа молитв, – то полуденную молитву надобно разделить на молитву перед обедом и молитву после обеда» 31 . В результате получаем такой цикл: (а) Полунощница, согласно псалму 118:62 («В полночь вставал славословить Тебя»), а также Деяниям 16:25; (б) Утреня; (в) 3-й час – в воспоминание сошествия Святого Духа ( Деян. 2:15 ); (г) 6-й час («полуденная молитва»), разделенная на две части 32 ; (д) 9-й час – воспоминание страданий и смерти Господа; (е) Вечерня. Автор Слова не говорит ни о 1-м часе, ни о молитве перед сном (Повечерии), ни о бдениях 1-й и 4-й страж ночи. Святой Василий Великий свидетельствует (в подлинных сочинениях 33 ) о семи службах суточного цикла: (а) на заре («утро») – чтобы посвятить Богу “первые движения души и ума»; поется 50-й псалом и «песни» (Библейские песни из Священного Писания); (б) 3-й час – вспоминая дар Духа апостолам, и себе просить освящения ( Пс. 50:12–14 и 142:10); (в) 6-й час («полдень»), – согласно Пс. 54:18 ; для изгнания «беса полуденного» читается 90-й псалом; (г) 9-й час – по примеру Петра и Иоанна ( Деян. 3:1 ); (д) вечером в благодарение за соделанное днем и покаяние за неисполненное; (е) перед сном – для упокоения и избавления от «мечтаний» вновь читается 90-й псалом; (ж) в полночь – согласно Пс. 118:62 и по примеру молитвы Павла и Силы; поется 118-й и другие псалмы. Нет бдений 1-й и 4-й стражи и 1-го часа. Городская практика Климент Александрийский ( ок. 215) говорит о том, что некоторые молятся в 3-й, 6-й и 9-й час; духовный человек (гностик) должен молиться беспрестанно (Строматы. 7, 40). Африканский максимализм или подражание еврейской традиции чтения берахот на каждый случай жизни? – может возникнуть справедливый вопрос. Вероятно, и то и другое, хотя на деле все гораздо глубже (см. далее – «О непрестанной молитве», с. 70–72).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2. Нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния, утешити вся плачущыя, 1. Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня, благовествовать нищим, послал Меня исцелятъ сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, 2. Проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, Ст. 1–2. На Главе Сиона (Церкви), Отроке Господнем, почиет Дух Господень (ср. 11:2; 42:7). Он помазан Господом для благовестия смиренным, послан исцелить сокрушенных сердцем (ср. Пс. 146:2 ), провозгласить пленникам отпущение (ср. Лев. 25:10 ), узникам разрешение, возвестить годину благоволения Господня (49:8), которая для одних будет временем возмездия, а для других временем утешения. Слова этих ст. Христос Спаситель изъяснил, как пророчество о Своем служении (ср. Лк. 4:6–21 ). Как человек, Он принял помазание Духом Св. во время крещения ( Деян. 10:37, 38 , ср. Мф. 3:16 и паралл, м.), после чего и по человечеству стал помазанником Божиим или Христом паче причастник своих ( Пс. 44:8 , ср. Евр. 1:9 ). Совершая Свое служение на земле, Он благовествовал царство небесное нищим духом, утешал благовестием плачущих (ср. Мф. 5:3–4 ; Лк. 6:20–21 ), исцелял в людях всякий недуг и всякую язву ( Мф. 4:23 ), проповедал пленникам сатаны отпущение (ср. Деян. 10:37 ; Ин. 12:31 ; 1Петр. 3:19 ), слепым даровал прозрение ( Лк. 18:42–43 ; Ин. 9 ), наконец, положил начало новой эры, когда для верующих в Него настало время благоприятно, день спасения ( 2Кор. 6:2 ), а для неверующих день воздаяния и суда ( Ин. 16:8–11 ). В 1-м ст. евр. , имеющее гласные не , которое здесь предшествует ему, а слова и потому переведенное в р.-с. “Бога”, у 70, а посему и в слав., оставлено без перевода; точно также в ват. т. и ал. код., а посему в слав. т., оставлено без перевода следующее далее сл. =в р.-с. Господь, переведенное в друг. греч. списках υριος=Господь; слово =в р.-с. и узникам, 70 (ср. Лк. 4:18 ) поняли в смысле , почему: α τυφλος=и слепым (прозрение), ср. 42:7; Пс. 146:8 по евр. т. В ст. 2 =в р.-с. Бога нашего, в ват. т. и ал. код., а посему и в слав. т., оставлено без перевода, но в некот. гр. рукоп, переведено словами: τ ϑε μν=Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010