6. Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят. 6 . Ответ на молитву псалмопевца – утешительное откровение, что Господь сжалился над угнетаемыми праведниками, внял воплям (воздыханиям) их и немедленно, ныне же восстанет ( воскрн ср. Пс.3:8 ) на защиту их и поставит их в безопасности от их притеснителей. По разумению православной церкви, это обещание служило вместе с тем предуказанием будущего спасения всего мира страданиями и воскресением Христа Спасителя (Евсевий Памф., и Евф. Зигабен) почему этот ст. издавна употребляется в воскресном богослужении 1-го гласа в качестве прокимна на утрени пред евангелием, где повествуется о воскресении Христовом. Слова: положс во могут указывать на способ совершения спасения людей Господом, Который предал себя на страдания и положил Свою душу для избавления всех ( Мф.20:28 . Ин.10:17–18 ; 1Тим. 2:6 ). Но θσομαι ν σωτηρ можно было бы перевести действ. формою), ср. греч. т. Пс.12:3 ; Иер.9:11; 25:12 и др.): положу во спасении (=лат.), что вполне соответствовало бы и евр.-русск.: поставлю в безопасности. Последние слова ст. 70 толк., вероятно, читали как (ср. по евр. т. Пс.94:1; 80:2; 50:2 ), почему и перевели: не бинюс немъ, т. е. «заговорю о нем, – о спасении угнетенных, – свободно» (еп. Порфирий), «смело, открыто и явно буду защищать их (Златоуст); «устрою спасение их явно» (Злат., Сирск. и Симмах). Русск. пер.: кого уловить хотят: глагол принят в значении: запутывать в сети, уловлять. Но глагол этот значит «дышать», раздувая напр. огонь, возмущение, или отдувая что-либо от себя с пренебрежением, и потом выдыхать, в смысле изрекать: потому более основания имеют переводы: «на кого дышит (т. е. враг, или· безлично: на кого дышать) злобою» (пер. Росс. Библ. Общ. 1821; Амвросия Зерт.-Кам. и Амфилохия; ср. Пс.26:12 и Деян.9:1 ); или: «вещает Он (Господь) ему», т. е· молящемуся страдальцу (Абен-Езра, Мандельштам и Пумпянский). Последний перевод согласуется с требованиями евр. параллелизма и находит себе подтверждение в переводах 70-ти и лат. в Притч. 12:17 : παγγλλει , loquitur.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

3 . к умолчахъ... слав. греч. к есть перевод еврейского (ки) и может быть понимаемо и в значении союза времени: когда=русск. а у Амфилохия: егда (ср. Пс.8:4 ), и причины: так как, поскольку (=Феодор. – лат. и сирск.) Конец 4-го ст. по русск. пер.: свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху – которому соответствует и халдейский, а во 2-й половине близки переводы Симмаха и бл. Иеронима. В славянском, соответственно переводе 70 и чтению Отцов и Уч. Церкви, слова эти переведены: возвратихс (точнее бы и яснее прекращен быхъ), на страсть, егда унзе ми терн, т. е. я повержен на страдания, или, как преосв. Порфирий: «превратился в несчастного» (Вульг: пребывал я в несчастии) с тех пор, как вонзился в меня терн, т. е. «вошел в душу и уязвил ее грех» (св. Афан. и бл. Феодорит). Происхождение такого перевода можно объяснить тем, что 70 толк. слово (лешадди) – свежесть моя, или сок мой (ср. Числ.2:8 ), принимали за слово (шод) – страдание (ср. Пс.11 евр. 12:6) с преф. ; слово (бехарвоне), от засуха, – множ. в сокр. с преф. (=в ), читали (бехарвени), – как неопр. накл. глагола схорав) с знач. пронзать (применит, в херев. – меч) с мест. суфф. и с преф. (=когда пронзил меня); а вместо (каиц) – лето (ср. Быт. 8:22 ) читали (коц – Быт. 3:18 ) – терн. мо познахъ и грха моег не покрыхъ, рхъ: исповмъ на м мо Гдеви: и ты ставилъ сердца моег. 5. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. 5 . Чистосердечное, покаянное исповедание греха пред Господом положило конец тяжелому, нравственно и физически, состоянию грешника и даровало блаженной покой н отраду измученной душе его. Эго произошло после того, как пророк Наоан, своею притчею, заставив Давида произнести себе строгий, смертный приговор, обличил его в тяжком грехе его ( 2Цар.12:1–13 ). Псалмопевец вспоминает теперь об этом событии и, обращая речь к Господу, рассказывает о себе, что он открыл пред Ним грех свой, не утаил своего беззакония, но твердо решился (сказал, т. е. себе, слав. рхъ) исповедать и исповедал свои преступления, и Господь простил ежу визу его. Здесь, по ходу речи, подравняется, что тогда он своим опытом догнал, как, действительно, блаженно состояние получившего прощение грехов, прославлению которого и посвящает этот псалом; во псалмопевец, умалчивая об этом, прежде всего спешит призвать к покаянию других, подобно ему, согрешающих рабов Божиих (ст. 6) и уже вслед затем, как бы восполняя недосказанную мысль, обращается к изображению и прославлению испытанной их в прощении грехов милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

12. «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои.» (Пс. 70:17). Великие цели Стоя на Красной площади, не нужно спрашивать, как пройти к Кремлю. Все, прочитанное о море – ничто в сравнении с чувством, охватывающим тебя, когда ты его видишь. Романы, прочитанные в юности, бесполезны в старости. Великие цели остаются великими всю жизнь. 13. «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» (Пс. 72:1). Сердце чистое Если в озере нет корма, там нет и рыбы, Если в округе нет леса, не встретишь там и медведей. Если человек скромен, то и друзья у него такие же, Если сердце чистое, то счастье само находит его. 14. «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое...» (Пс. 56:8). Сердце и приготовление обеда Когда начинают готовить обед, возникает много шума и вопросов, Когда обед варится, шума и вопросов становится меньше, Когда обед сварился, нет уже ни шума, ни вопросов. Когда сердце готово – к нему приходит истинное знание. 15. «…Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.» (Ин. 3:3). Северное сияние Сын спрашивает у отца: «Папа, на что похоже северное сияние? На солнце?» – «Нет, сынок». – «На луну?» – «Тоже нет». – «На прожектор?» – «Совсем нет, малыш». – «Может быть, на лампочку?» – «Нет, не на лампочку». – «Папа, тогда я не могу себе его даже представить». – «Да, сынок, только, когда ты сам увидишь северное сияние, тогда ты поймешь, какое оно». 16. «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.» (Рим. 7:18). Поиски молотка Отец с сыном работают во дворе. Отец говорит: «Сынок, пойди в мастерскую, принеси молоток побольше». Сын уходит и долго не возвращается. Отец кричит ему: «Где же молоток?» – «Не вижу, папа!» – «Переверни там все и найди!» – советует отец. Опять долгое молчание. Наконец отец снова спрашивает: «Когда же ты молоток принесешь?» Сын выходит, весь перепачканный, из мастерской и говорит: «Папа, я там все перевернул, а молотка не нашел». Оба идут в мастерскую: там, действительно, все перевернуто вверх дном. Отец удрученно говорит: «Вот молоток-то, на стене висит. А ты здесь, действительно, все перевернул». – «Но ведь ты так велел».

http://isihazm.ru/1/?id=119

69. «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.» (Пс. 89:12). Мудрое сердце Большинство людей не имеют никакого богатства, Многие люди не имеют никаких чинов, Множество людей не стяжало никакой славы. Редкие люди умеют жить без мыслей о богатстве, чинах и славе. 70. «…Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26-27). Два сапога – пара Два сапога заспорили. Правый сапог говорит левому: «Ты не такой, как я. У тебя – все наоборот». А левый сапог отвечает: «Нет, это у тебя все наоборот. И вообще, я прекрасно проживу и без тебя». Пришел хозяин, одел сапоги, притопнул ногами и говорит: «Эх, вот это обувка. Правильно люди говорят: два сапога – пара». 71. «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.» (Пс. 85:11). Постоянство в добром Плохая привычка – ненадежный помощник, Дурную привычку гони – хорошую воспитывай. Хорошее воспитание – не временное, а постоянное, Постоянство в добром навыке – опора всей жизни. 71. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.» (Ин. 1:5). О мальчике, который боялся темноты Маленький мальчик боялся темноты, и когда ложился спать, подолгу не мог заснуть. Он пожаловался на свой страх матери: «Мама, в темноте я не вижу тебя, и мне становится страшно». – «Но ты ведь чувствуешь, что Твоя мама рядом?» – «Да, мамочка». – «Тогда в темноте ты постоянно помни об этом, и тебе не будет страшно». 73. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.» (Пс. 90:14). Один раз увидеть Достаточно один раз увидеть, чтобы полюбить: Горное озеро, окруженное соснами, Снежные хребты с облаками, плывущими над ними, Ивы, опустившие ветви в пруд, Людей, помогающих друг другу в беде. 74. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.» (Рим. 1:18). Смышленый попугай Один человек купил говорящего попугая, который оказался очень смышленым. Хозяин позволял попугаю говорить все, что угодно, потешаясь над его высказываниями. Постепенно он привязался к своему питомцу и всюду, то и дело, рассказывал о нем. Узнав о забавной птице, друзья попросили этого человека показать им ее.

http://isihazm.ru/1/?id=110

«Для многих я был как бы дивом» ( Пс.70:7 ). Одни посмеивались над моим ригоризмом, другие с похвалою говорили о достоинствах моего христианского образа жизни. Меня и обидеть трудно нынче стало, потому именно, что обиду-то готов принять добровольно я сам. Мое прежнее меня тяготит. И окаянная, грязная душа моя, осознав грехи свои прошлые, готова плыть морем возмездия за грехи, чтоб только очиститься в покаянии и чистою вступить на берега земли обетованной. Душа жаждет здесь переносить бурю очищающих искушений, скорбей и лишений, чтоб удостоиться покоя блаженного там. Заметные другим «достоинства» мои отнюдь не выше достоинств иных каторжан вместе со мной заключенных. Мой жребий – моих собратий легче, поскольку здесь я стремлюсь жить и все делать по воле Божией. Господи! Прости мне грехи мои, прости мне мое недостоинство. Ведь я-то знаю, сколь грешен я и как я недостоин пред Тобою, Господи. И зная это, я мучаюсь стыдом, когда замечаю, что меня принимают за того, кем я не являюсь. Господи! Научи меня кротости и смирению Своему и помоги мне избавиться от несоответствия моего видимого людям достоинства и моего им невидимого недостоинства. Кто, кроме Тебя, единого Господа, ведает наши мысли, вожделения и мечты? Кто, кроме Тебя, Господи, знает действительно то, каков я есть? «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною» ( Пс.18:13–14 ). «Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы; Господи сил, помилуй нас!» 88 И ныне я «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп.4:13 ), но ничего не хочу, кроме исполнения воли Божией. О, замечательное состояние: все мочь, и – ничего не хотеть! «Да будет воля Твоя», Отче наш ! «Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле» ( Пс.72:25 ) 89 . Господи! Словом Твоим умудри меня ко спасению, и научи меня смиренно шествовать к Тебе, по воле Твоей, дабы скорее достичь единения любви с Тобою. Аминь. Сподоби, Господи, смиренно, с любовью соблюдать слова Твои и заповеди Твои, дабы пребывать в единении любви с Тобою. Ибо сказано: «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). И как же радостно, как блаженно тогда бывает у нас на душе! Все-то у нас тогда по любви бывает; все – по-Божьи!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

– Как бы вы ни думали, а я думаю, что вы еще подумаете над моими словами, – завершил беседу психиатр. 66. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму…» (Рим. 1:28). Превратный ум Слушать свои мысли, все равно, что гладить бешеную собаку, Слушать веления своего сердца, все равно, что верить советам сумасшедшего, Слушать свои желания, все равно, что доверять убийце. Тот, кто слушает свои мысли, веления сердца, желания, к сожалению, подобен тому, кто уже никого не слушает. 67. «…Ибо Он знает тайны сердца.» (Пс. 43:22). Узкий и широкий путь У лестницы, ведущей вверх, есть множество ступеней, На узком пути, ведущем внутрь, есть множество дверей, У пропасти нет ступеней, На широком пути нет ворот. 68. «…Ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.» (1Петр. 4:1-2). Жить не по плоти Тот, кто вышел из темницы, удивляется обилию света, Тот, кто выбрался из непроходимого ущелья, облегченно вздыхает, Тот, кто переплыл опасную реку, любуется землей, Тот, кто убежал от разбойников, радуется жизни. 69. «…Дорожа временем, потому что дни лукавы.» (Еф. 5:16). Дни лукавы Успей обернуться – ты такого не знал, – и узнаешь, Успей прикоснуться – ты такого не чувствовал, – и почувствуешь, Успей прислушаться – ты такого не слышал, и услышишь. Успей приглядеться – ты такого не видел, и увидишь. Неизвестно только, успеешь ли? 70. «Он вывел меня на пространное место…» (Пс. 18:20). Апория Не падаешь, а ухватиться не за что, Летишь, а ничего не движется, Стоишь неподвижно, а от скорости захватывает дух, Не живешь, а умереть невозможно. 71. «Остановитесь и познайте, что Я - Бог» (Пс. 45:11). Тормозной путь Кораблю, чтобы остановиться, нужно несколько миль, Поезду – несколько километров, Автомашине – несколько десятков метров, Человеку, чтобы остановиться, нужна целая жизнь. 72. «…Чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.» (Рим. 7:6). Пользоваться и дрежаться По лестнице – отражению в воде подняться нельзя, но упасть в воду можно,

http://isihazm.ru/1/?id=116

Впрочем, и здесь иногда может быть ловушка. Преп. Иоанн Лествичник пишет: «Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: «Оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложным сказанное: «Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял…» (Пс. 100, 5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена» (Лествица 10, 4).   От осуждения следует отличать обличение. По внешней форме они могут быть весьма сходны, по внутренним мотивам, содержанию и результативности – совершенно различными, едва ли не противоположными. «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф. 18, 15). И обличающий, и осуждающий исходят из видения недостатков в ближнем. Но тот, кто осуждает, в лучшем случае констатирует сам голый факт недостатка человека, делая это с неприязнью к нему. Обличающий же делает это исключительно из духовных побуждений,   не ища при этом своей собственной воли, а желая ближнему только добра и блага от Господа. Но если человек заранее отказывает кому-то в спасении, или целым группам людей, то это и есть еще один классический пример осуждения как предвосхищения совершенного суда Божьего и подмены его своим собственным несовершенным и пристрастным судом! Да, догматически у нас самое возвышенное и точное учение, но почему бы не задуматься – а живем ли мы в соответствии с ним? А иной иноверец по жизни может оказаться выше нас, да к тому же Евангелие свидетельствует, что кому больше дано, с того больше и спросится! – см. Лк. 12, 47-49. И спрашивается уже давно: катастрофа 1917 года, 70 лет воинствующего и агрессивного атеизма, затем общее падение нравов, общий рост преступности, наркомании, самоубийств, пренебрежение к человеческой личности, бытовое хамство, коррупция… — при всем том, что от 50 до 70 процентов россиян теперь называют себя православными! А в неправославных странах Европы и Америки – стабильность, социальная справедливость, обеспеченность и защищенность, правопорядок и законность, и многие наши соотечественники в последние годы прочно обосновались там.

http://pravmir.ru/ne-osuzhdajte-i-ne-bud...

Вместо гневайтеся Таргум и большинство новейших переводчиков переводят: трепещите (Мандельштам, Пумпянский, Лонд. пер. и Никольский) или бойтесь (Амвросий и Амфилохий), т. е. Бога, который, как сказано в предыд. стихе, чудесно водительствует судьбою гонимого праведника и слышит его молитвы. Соответственно этому, выражение: не грешите получает значение: удержитесь от ваших греховных действий против праведника – клеветы, злословия, преследования. – Вместо масор. (пов.накл.)= глаголите, – что с последующим дополнением в сердцахъ вашихъ значит собственно: размыслите, 70 толк. читали: (1 аор.)= глаголете. пожрите жертв правды и уповайте на Гда. 6. приносите жертвы правды и уповайте на Господа. 6 . Утишив сбой страстный гнев спокойным размышлением и сознав греховность своих мятежных действий, враги Давида должны бы постараться загладить свою вину пред Богом жертвами правды, т. е. угодными Богу жертвами, которые бы служили к оправданию их пред Ним, а затем, вместо того, чтобы самонадеянно предаваться обманчивым мечтам о лучшем устроении судьбы своей и своего народа, возложили бы все упование на Господа, предоставив Ему устроение и своего и общего народного счастья по Его премудрой воле. – Истинно угодные Богу жертвы состоят вообще «в совершении праведных дел» (Златоуст, ср. Ис.1:11, 16–17 ; 1Петр.2:5 ; Рим.12:1–2 и Евр.13:15–16 ); но в ветхом завете были установлены законом еще животные жертвы, которые также служили к заглаживаю грехов пред Богом, если только приносились от сердца, сокрушённого и смиренного ( Пс.50:18–19 ) и являлись выражением веры, надежды и любви к Богу со стороны приносящего ( Пс.49:13–23 ; ср. 1Цар.15:22–23 ). В наставлении Давида: приносите жертвы правды – надобно разуметь и совершение праведных, добрых дел, в противоположность злым, греховным делам, и в буквальном смысле – принесение установленных законом животных жертв, с должным разумением их внутреннего значения и расположением сердца, в противоположность тому, как приносили их мятежники при открытии восстания в Хевроне ( 2Цар.15:7–8 и 12), а потом вероятно по занятии Иерусалима и в Сионском святилище, без всякого сердечного умиления пред Богом, с единственною целью благовидного прикрытия ими своего беззаконного предприятия, почему такие жертвы их и были жертвами неправды и нечестия, противными Господу (ср. Притч.21:27 ; Ис.1:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Если я что (=евр.-гр.-слав. – сделал, т. е. из тех преступлений, в которых враги мой обвиняют меня; или если есть неправда ( – неправедность, какое-либо преступление, – Втор.32:4 ) в руках моих (=в моей деятельности; ср. 1Цар.24:12; 26:18 ; Иов.11:14; 16:17 ), т. е. если я совершил какое-либо другое беззаконное дело, достойное наказания Божия; если я платил злом тому, кто был со мною в мире, т. е. если я во время пребывания моего при дворе Саула, когда он пребывал еще со мною в мире, позволил себе ему или кому либо другому из находившихся со мною в мирных отношениях, выразить чем либо неблагодарность и отплатить злом за оказанные благодеяния и милости, сделавшие псалмопевца из бедного, неизвестного пастуха приближенным ко двору, тысяченачальником и затем царя ( 1Цар.16:19–22; 18:13, 20–28; 22:14 ); или, если я оказался мстительным в отношении к Саулу, после того как он без причины стал моим врагом, если я не спасал его, щадя его жизнь; если я допустил что-либо подобное: то пусть враг, т. е. Саул, преследует душу мою (гебраизм, ср. Пс.3:3 )=меня, и настигнет; пусть втопчет в землю жизнь мою, т. е. позорным образом сведёт в могилу, умертвит меня, как изменника (ср. Пс17:43 ; Ис.63:3 ; Мих.5:8 ; Дан.8:7 ), – и славу мою повергнет в прах, – совершенно опозорит, сотрет с лица земли честь моего доброго имени (ср. Иов.19:9 ; Пс.43:26 ; Ис.25:12; 26:5 и 19). – Давид, как свидетельствует история, действительно не запятнал себя никаким преступлением и никаким бесчестным, унизительным поступком в отношении к Саулу или к кому-либо из враждебных ему слуг его; а напротив, во время преследования от Саула, когда, по букве Моисеева Закона, имел полное право отомстить своему врагу ( Исх.21:24–25 ; Лев.24:20 ) и убить его, как это признавал и сам Саул ( 1Цар.24:19–20 ), он дважды великодушно пощадил своего гонителя, поступая в отношении к врагу своему совершенно по духуо9:ср. 3 закона евангельского. На это великодушие Давида к своему гонителю и намекается во 2-й половине 5-го стиха. 70 толк.слово ст.5 =мирный мой, кто со мною в мире, друг (=русск.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

прим. на Пс.16:15 ), и стремиться к духовному общению с Ним ( Пс.26:8–9; 41:2–3 ). Слово: «Боже» в евр. т. не читается и прибавлено для ясности переводчиками. Грек.-лат.-слав. с той же целью в 1-м полустишии вм. Его читает Гда и для однообразия во 2-м полуст. опускает Твоего. Последнее слово стиха иными считается параллельным началу стиха предложением и переводится: «Таков Иаков»! (ср. пер. Мандельшт., Пумпянск. Никольск. и Росс. Библ. Общ.=Акил. Симм. 5 и 6 пер. Экзаплов). з. Возмите врата кнзи ваша, и возмитес врата вчна: и внидетъ црь славы. 7. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! 7 . С пением 1-й части псалма торжественное шествие с ковчегом завета достигает ворот Сионской крепости. Крепкие ворота этой крепости, также, как и самая крепость существовали с незапамятных времен древности, так что в воображении народа являлись как бы вечными (ср. Рим вечный город). Ими входили многие древние цари, и может быть сам Мельхиседек. ( Быт.14:18 ), и теперь, в образе ковчега завета, имеет вступить славнейший из царей, Сам Иегова, всемогущий Владыка вселенной (ср. ст. 1–2), силою которого Давид одержал множество побед, (ср. 2Цар.5:19–20, 23–25 ), завоевал и самую Сионскую крепость, считавшуюся до того времени непобедимою ( – ст. 6–7). Чтобы показать безмерное превосходство этого Царя пред всеми когда-либо вступившими в ворота Сиона царями, и тем возбудить в народе наибольшее благоговение в встречаемой святыни, псалмопевец обращается к воротам Сиона с требованием поднять верхи свои, чтобы дать свободный проход Царю славы (ср. Ис.40:3 и сл.; 57:14–15): «поднимите врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдёт Царь славы! т. е. вы теперь слишком низки для Царя-Господа, – поднимите верхи ваши, чтобы дать свободный вход Царю славы!» 70 толк. слово (рашехем)=верхи ваши (от =голова, верх) принимали в другом значении: начальники, князья (ρχοντες, principes), разумея начальников или старейшин Сиона, которые, конечно, встречали шествие, в воротах крепости: «возвысьте, или поднимите (ρατε), князья, ворота ваши»! Этому переводу следовали и слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010