Разделы портала «Азбука веры» ( 7  голосов:  3.7 из  5) Оглавление Всякое дыхание да хвалит Господа ( Пс. 150 ). Маленькие читатели! Может быть, в вашем доме уже живёт какое-нибудь животное: кот или собака. Или вы очень хотите, чтобы родители подарили вам рыбок или попугая. Как уютно читать книгу, когда рядом на диване спит, свернувшись клубочком, кот! Вместе с людьми давно живут коровы и козы, кролики и гуси. Мы любим их, заботимся о них — и они в ответ дают нам много хорошего. Мы называем их домашними животными. — Но как жалко, — скажете вы, — что нельзя подружиться с диким зверем! Вот бы прогуляться по улице со львом или тигром! Почему дикие звери не ладят с человеком? Да, сейчас не ладят, но так было не всегда. Когда-то давно Господь создал первых людей — Адама и Еву, они жили в райском саду среди великолепных деревьев и трав. Рядом с ними жили звери. Люди и звери жили дружно, понимали язык друг друга. Но люди ослушались Бога, и этот порядок нарушился. Не стало в душе человека мира — и животные перестали любить и слушаться его. Разбежались они от человека. Сильные звери враждуют с ним, а слабые — убегают и прячутся. Только домашние животные по-прежнему повинуются человеку. — А в цирке? — скажете вы. Ведь в цирке дикие звери слушаются дрессировщика! Медведь пляшет и лев прыгает через кольцо! Да, это так. Но всё это звери делают не по своей воле. Их долго этому обучали, поэтому выглядят они усталыми. С радостью разбежались бы звери по своим норам и берлогам и никогда не вернулись бы в цирк. — Но неужели не было людей, к которым дикие звери приходили бы сами, по своей воле и жили бы с ними мирно, как домашние животные? Такие люди были. Это были святые люди, христиане, жившие много веков назад. Они излучали любовь и доброту — поэтому к ним тянулись не только люди, но и звери, даже самые свирепые. И от этой божественной любви и благодати дикие животные становились мирными и кроткими. Вот об этом вы и прочтёте в нашей книге. Преподобный Симеон Столпник исцеляет змея Христиане первых веков часто уходили жить в пустыню, чтобы вдали от мирской суеты быть ближе к Богу. Один из них — преподобный Симеон, живший в V веке — поселился на высоком столпе (столбе) и много лет жил там в посте и молитве, за что и был назван Столпником. Люди приходили к нему, и он никому не отказывал в молитвенной помощи и поддержке.

http://azbyka.ru/fiction/chudesnaya-druz...

  Читать Слово свт. Софрония полностью   Кирилл Иерусалимский — Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, и на Симеона Богоприимца   3. С Сионом людие языков, светильники нося, изыдем во сретение: внидем во храм, купно со Храмом, Который есть Бог и Христос. Со Ангелами воскликнем песнь Ангельскую: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его (Ис. 6, 3): полны концы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его: исполнено все человечество снисхождения Его. Небесная, земная и преисподняя, полны суть благоутробия Его: полны милости Его, полны щедрот, полны даров, полны благодеяний Его.   4. Итак, вси языцы восплещите руками (Пс .46, 2): все концы земли приидите и видите дела Божия (Пс. 66, 5). всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6), вся земля да поклонится (Пс. 66, 4), и всяк язык да поет, всяк да воспевает, всяк да славословит Отроча Бога, четыредесятидневного и предвечного: Отроча малое и ветхое деньми (Дан. 7, 9): Отроча ссущее и Творца веков (Евр. 1, 2). Младенца вижу, Бога моего познаю: Младенца ссущего, и мир питающего: Младенца плачущего, и миру жизнь и радость дарующего: Младенца повиваемого, и меня от пелен греховных избавляющего: Младенца в объятиях матерних, с плотию истинно, и неотлучно, на земли: и Того же в недрах Отчих, истинно и неотлучно на небесех. Читать Слово свт. Кирилла полностью   Амфилохий Иконийский — Два слова на Сретение Господне   Анна в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем ожидающим избавления в Иерусалиме. Видишь величие Анны? Она сделалась защитницей Господа и возвещала о Нем пред лицом Его Самого. О, чудо! Вдова, но обличала архиереев и книжников и, обличая их, воодушевляла весь народ. Она наблюдала за Господом и указывала на грядущее избавление в Иерусалиме, обращаясь ко всем собравшимся и объявляя им признаки Господа. Анна в новорожденном ребенке увидела Господа, она увидела дары и очистительные жертвы, принесенные за Него и вместе с Ним, но не смутилась тем, что Он мал возрастом. Анна исповедала младенца Богом, Врачом, Всесильным Искупителем, Сокрушителем грехов.

http://predanie.ru/tema/sretenie-gospodn...

Портрет Филиппа Ладвелла III – единственное сохранившееся изображение этого замечательного человека. Он хранится в историческом особняке семьи Ли из Виргинии «Стратфорд-Холл-Плантейшн». Расположенный на востоке штата Виргиния, особняк Стратфорд-Холл построен в 1737–1738 годах Томасом Ли, сооснователем «Компании Огайо», и назван в честь лондонского дома его деда. Томас был женат на Хэнне, сестре Филиппа Ладвелла III. Из их шести сыновей двое принимали участие в подписании Декларации независимости США и двое были первыми дипломатами Соединенных Штатов в Европе. Рейтинг: 10 Голосов: 371 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Имеется в виду первый за много столетий после Великого раскола православный приход в Лондоне, основанный при императоре Петре I в начале XVIII в. «Преемником» той церкви является нынешний Успенский собор Сурожской епархии Московского Патриархата в британской столице.  – Здесь и далее примеч. перев.  Изречение придворного папского двора Сципиона Альберти (1550–1600), в качестве совета отправленное сэром Генри Уоттоном молодому Джону Мильтону. Лорд Честерфильд тоже цитировал это изречение.  Точное название храма: церковь св. Марии и Святой Троицы Стратфорд-Боу. Он расположен в районе Тауэр-Хэмлетс лондонского Ист-Энда. История церкви насчитывает 700 лет.  Молитва эта – соединение разных строф псалмов. По-церковнославянски она звучала бы так: «Той есть Бог наш во век и в век века, Той упасет нас во веки (Пс. 47: 15). Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс. 33: 1). Свидетельства Твои – правда вовек; вразуми мя (ср.: Пс. 118: 144), ибо раб Твой хранит я, внегда сохранити я, воздаяние много (Пс. 18: 12)». скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 23 января 2021, 17:41 Упокой, Господи, душу усопшего Филиппа и его православных сродников! Божией помощи православным американцам! Михаил Чернушенко 23 декабря 2020, 09:05 Продолжить бы о других православных: о зяте Филиппа Ладвелла Джоне Парадайзе и его друге Фредерике Норте (графе Гилфорде), среди прочего бывшего членом Королевского общества, автором сонетов в честь царицы Екатерины Великой, губернатором Цейлона и основателем Ионической академии на Корфу (первого университета современной Греции). Отец Фр.Норта был премьер-министром в годы войны за Независимость США. Парадайз и Норт одно время окормлялись у русского священника Иакова Смирнова, а Парадайзу от царицы Екатерины была назначена пенсия в 150 фунтов в год. Хорошо бы вскрыть их роль в отправке православной миссии на Аляску.

http://pravoslavie.ru/135253.html

Зная, как совершенны, вожделенны, драгоценны и отрадны для души повеления закона Божия, Давид всеми силами души стремится хранит их (ст. 8–12), но он знает и сильную склонность природы человеческой ко греху, – что человек согрешает ведомо и не ведомо, вольно и невольно, – так что ни один человек грехопадений не разумеет – не знает всех или во всех случаях. А потому Давид, желая быть совершенным праведником по закону пред Богом, просить, чтобы Господь очистил его от тайных или неумышленных и неведомых грехов, – и от чуждих пощадил или не наказывал за грехи других, коих он соблазнил своим делом или словом. Давид знает силу греха и уверен, что если эти грехи, по-видимому, неважные, не возобладают над ним, то, по милости Божией, он несомненно будет непорочен вполне и чист от греха велика – сильная, проявляющаяся во многих пороках и совершенно порабощающая волю человека. А если человек действительно будет столь чистым пред Богом, то словеса уст и поучение или помышление сердца его, т. е. молитвы его будут во благоволение пред Господом – приняты будут Господом со благоволением, и это будет выну всегда; а потому и будет Господь всегда помощником и избавителем своего праведная раба (ст. 12). По учению Давида, закон Божий непорочен и просвещает народ, как солнце освещает землю от края до края – под всем небом (ст. 5. 7–8). Но какой собственно это закон? – Таким не был и не мог быть закон, данный Богом чрез Моисея: хотя и он был непорочен, однако, не был вполне совершенным и освещал только народ Еврейский, а не все народы на всей земле, до крайних пределов ее. Нет, только Евангельский всесовершенный закон, восполнив законодательство Моисея ( Мф.5:17 ), воссиял от Сиона ( Пс.2:2–4 ) и только он озаряет своим светом и оживотворяет своей теплотой весь мир, как солнце. И только об Апостолах Христовых должно сказать: «по всей земле прошло благовестие их и до пределов вселенной глаголы их» ( Рим.10:18 ). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

По благословению Святейшего Патриарха Алексия I отец Иларион был принят в братию лавры, назначен помощником отца наместника и братским духовником. Его келья находилась рядом с митрополичьими покоями. В обители отец Иларион пробыл чуть больше года и в 1947 году вернулся в Виноградово. В то время настоятелем Владимирского храма был его брат – протоиерей Петр Удодов. Преставился отец Иларион 15 марта 1951 года, на 89-м году жизни. По воспоминаниям духовных чад старца, когда при его кончине они просили не забывать их, батюшка ответил: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» (Пс. 136: 5). Схиархимандрита Илариона похоронили у алтаря Владимирского храма в селе Виноградово. Рейтинг: 10 Голосов: 486 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Голубцов Сергий , протодиак. Троице-Сергиева лавра за последние сто лет: Монашество и его проблемы. События и лица. Устав лавры. М.: Изд-во Правосл. братства Споручницы грешных, 1998. С. 98. Андроник , иером. Высокопреосвященный архиепископ Сергий [некролог]//Журнал Московской Патриархии. 1982. 10. С. 18–23. В сохранившейся Анкете священнослужителя культа при церкви села Виноградово Удодова Илариона Хрисанфовича, заполненной, по всей вероятности, рукой самого старца, указано, что с 1914 по 1923 год он служил в московском Сретенском монастыре; с 1923 по 1935 год при Сергиевской села Заболотья церкви; с 1935 года… На этом запись обрывается. Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь [Официальный сайт]. URL: http://ioannpredtecha.ru/docs/13.htm Голубцов Сергий , протодиак. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. М.: Мартис, 1999. 320 с. Питирим (Нечаев) , митр. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб.: [б. и.], 2007. С. 150. См.: Подвижник Афона и Москвы: жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова)/Сост. свящ. Владислав Мишин. Москва: [б. и.], 2010. С. 81. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Киселев Георгий 21 марта 2024, 21:10 Игумен земли Русской и в лихие лета оберегал Отечество. И в этом промыслительном действии видна параллель судеб честной главы преподобного и России , когда пришлось претерпеть унижения , но не погибнуть. Автор рассудительно даёт нам это понимание. И ещё один важный для себя урок извлекаем мы - святость совершается в тишине.Главное чтобы мы об этом знали ,и это не было слишком поздно. И ответы от святых людей

http://pravoslavie.ru/159161.html

III. К учительным книгам принадлежат: книга Иова, Псалтирь и книги Соломона: Притчи, Екклесиаст и Песнь песней. 1 . Книга Иова изображает твердость веры Иова, который перенес страшные лишения и несчастия, но, среди тяжких испытаний, нисколько не поколебался в вере в Бога (42 главы). Иов – невинный страдалец служит образом Иисуса Христа, невинно страждущего за людей; потому книга его читается у нас на богослужении страстной седмицы. 2 . Псалтирь на еврейском языке называется «книга хвалений». Греческое название «Псалтирь» 15 происходит от инструмента, игрою на котором сопровождалось у евреев пение священных песней Давида: «Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятиструннем» ( Пс. 143:9 ). Книга Псалтирь заключает в себе 150 священных песней, из коих большая часть написаны Давидом (около 100), остальные другими лицами: Моисеем, Соломоном, Асафом и иными, что можно видеть из надписания псалмов. Книга Псалтирь, заключая в себе выражение разнообразных святых чувств, представляет превосходный образец для молитвы, утешения в скорби, благодарения и прославления Бога. Потому она наичаще употребляется в церкви при всех богослужениях. Для церковного употребления Псалтирь разделена на 20 кафизм, что значит сидение, и каждая кафизма на три славы. 3 . В Притчах Соломона собраны мудрые изречения о богобоязненности и пороке, также о поведении и судьбе человека в домашнем и общественном быту (13 глав). 4 . Екклесиаст, или проповедник, решает вопрос: «в чем можно найти на земле самое высшее благо?» Он указывает на собственный опыт: как он искал счастия и в знании, и в удовольствиях, и в прихотях роскоши; и как изведал, что мир изменчив, и все, чем люди прельщаются в этой жизни, не более, как вымыслы беспокойного духа. «Одно, – заключает проповедник, – надлежащим образом успокаивает дух: богобоязненность и соединенное с нею исполнение заповедей Божиих» (12 глав). 5 . Песнь песней, иначе сказать – превосходнейшая песнь. Так называется она по сравнению с другими тысяча пятью песнями, излившимися из души Соломоновой ( 3Цар. 4:32 , по евр.), но недошедшими до нас. Она есть песнь по преимуществу богодухновенная, – содержит в себе таинственный смысл. Под символом чистой любви, какую выражают друг к другу жених и невеста, книга Песнь песней изображает ту высокую любовь, которою Христос Господь возлюбил Свою Церковь , и то пламенное стремление к соединению с Господом, какое питает всякая душа, истинно верующая и любящая своего Господа (8 глав).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Также в отличие от стихир на Господи воззвах и стиховных хвалитные воскресные стихиры имеют и Богородичен воскресного содержания, но общий для всех гласов «Преблагословена еси». Он исчисляет все плоды воскресения (в трех однородных парах), прославляя их косвенную Виновницу. Для Богородична выбран 2-й глас, как глас самый радостный в стихирном напеве (им поются стихиры на Господи воззвах на Рождество Христово и Крещение; ср. параллельный ему 6 гл. для «Воскресение Христово»). Ввиду большого значения этого Богородична он не отменяется в воскресенье и при совпадении последнего с двунадесятым Богородичным праздником (служит еще Богородичном 2 гл. по 2 кафизме). Отступления от указанного порядка в пении хвалитных стихир делаются для великих, полиелейных и шестеричных святых (см. Тип., гл. 3, 4 и 5), для пред- и попразднства, случающихся в воскресенье (см. 7 и 9 сентября), для Недель св. отец и триодных (см. 11 октября и Четыредесятницу). История Воскресные стихиры, именно 4 первые из них, даются известным иерусалимским «Последованием» IX-XII в. 2636 и, несомненно, имеются ввиду Ипотипосисом некоторых редакций, предписывающим их удвоять, Евергетидским уставом, тоже предписывающим удвоять и указывающим количество их – 4 2637 . Студийско-Алексиевский устав, имевший кроме хвалитных стихир на каждой праздничной и воскресной утрени отдельно (после ектений) и стиховны, указывает 3 воскресных хвалитных, помещая 4-ю, очевидно, на стиховне (в триодные недели она удвоялась) 2638 . По старообр. уст. стихи – с 1 ст. 150 пс. и «Всякое дыхание» – отдельный стих 2639 . Евангельские стихиры принадлежат, как показывает и нынешнее надписание их, императору Льву VI Мудрому (886–911) и назначаются упомянутым иерусалимским последованием для пения тотчас после Евангелия на Славу и ныне 2640 . Они, может быть, – остаток древнего обычая петь Евангелие, сохранившегося доныне в Римской Церкви (например, в Неделю ваий на процессии поется Мф. 21 и Ин. 12 ; ср. нашу стихиру в Нед. ваий «Прежде шести дней Пасхи»). По песненному последованию на евангельской стихире происходил вход с Евангелием (Вступ. гл., 347). – Песнь «Преблагословена еси» в уставе Великой Константинопольской церкви IX в. и по Синайскому Канонарю (IX-X в.) служит входным тропарем на литургии 3-го дня Пасхи. Она на нынешнем месте воскресной утрени в Евергетидском уставе 2641 и в песненном последовании при Симеоне Солунском (Вступ. гл., 347). Но по Студийско-Алексиевскому уставу здесь Богородичен настоящего гласа 2642 . В старопеч. и у старообр.: «благословен Бог (ср. ниже: «Сый благословен Бог», «Слава Тебе Боже, упование наше») изволивый тако», без «Слава Тебе» 2643 . Славословие великое

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Павский Г. П., прот. Псалтирь, или книга хвалений на российском языке. СПб., 1822. Мандельштам Л. И. Псалмы. Буквальный перевод в пользу русских евреев. Берлин, 1864, 2 1865, 3 872. Псалмы Давида (для евреев). Еврейский текст с русским переводом и новым комментарием на еврейском языке/Перевел и объяснил поневежский раввин А.-И. Л. Пумпянский. 1 СПб., 1871; 2 Варшава, 1872. 255 с. Об этом переводе см.: Чистович. История перевода Библии. С. 344–347. Никольский М. В. Псалмы в русском переводе с объяснениями//ПО. 1875. Т. 1. 2. С. 374–307 [ Пс. 1–8 ]; Т. 2. 5. С. 21–39 [ Пс. 9–16 ]; 6. С. 216–230 [ Пс. 17–19 ]; Т. 3. 10. С. 237–244 [ Пс. 20–22 ]; 1876. Т. 2. 8. С. 607–627 [ Пс. 23–29 ]; 1879. Т. 2. 5–6. С. 8–45 [ Пс. 30–34 ]. Аверинцев С. С. [Псалмы 1, 3, 22, 23/24, 37/38, 56/57, 62/63, 76/77, 83/84, 87/88, 90/91, 91/92, 102/103, 113/114, 116/117, 117/118, 120/121, 121/122, 142/143, 148, 150]: Арфа царя Давида: у истоков древнейшей лирической традиции (вступление и пер. с древнеевр.)//Иностранная литература. 1988. 6. С. 189–194; «Арфа царя Давида»: Избр. псалмы/Пер. и коммент. С. С. Аверинцева //Мир Библии. 1994. 1 (2). С. 74–81; Избранные псалмы [пер. и коммент.]//Православная община. 1994. 3. С. 92–96; Псалом 90/91/Пер. С. С. Аверинцев ; Поэтич. перелож. А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 5–10; Из книги Псалмов Давидовых (Псалмы 22. 116 (117). 117 (118). 120–121. 148. 150)//Новый мир. 1998. 1. С. 90–93; Крепка над нами милость Его: Избр. псалмы 91/92, 116/117, 117/118, 120/121, 150/Пер. и предисл. С. Аверинцева //Православная община. М., 1999. 1. C. 115–120. Звукозапись: Из библейской поэзии: Книга Иова. Псалмы/Пер. с древнеевр. С. Аверинцева . Читают: И. Смоктуновский, С. Аверинцев. [Музыкальный диск.] Фирма: Мелодия. С. 40. 29 541 006. Графов А. Шестопсалмие//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 3–10; Из книги Псалмов//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 299–309 [ Пс. 8, 10 (11), 13 (14), 15 (16), 17 (18).] Стихотворные переложения с еврейского (также с подстрочников или с синод, пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Мелодия и ритм музыки имеют также свое символическое значение, поскольку напоминают нам о том, что наша жизнь должна быть упорядоченной и должна соответствовать определенному ритму, должна создавать согласие и гармонию. Перетянутая струна угрожает разрывом, недотянутая также не производит качественный звук — согласно Григорию это является притчей о жизни добродетелей. Целью философии Давида как цельного является, как поясняет это Григорий в другом месте своего толкования, то, «что бы вся жизнь человека стала псалмом» («псалом», согласно Григорию, — «мелодия, производимая музыкальным инструментом» ), составленным, однако не из «земных» тонов, а из тонов или мыслей (νοματα ) «горних», т. е. отражающих гармонию небес. Симфония различных и многообразных добродетелей должна «уподобиться гармонии целого», стать, как и вся вселенная, «божественным инструментом». Песнь человеческой жизни, представленная, по мнению Григория, в заключении Псалтири , «арфами и гуслями» (ср. Пс. 15:3 ), должна, таким образом, присоединится к славословию вселенной. Натянутые струны этих инструментов показывают усилие каждой отдельной добродетели, которая должна противостоять действию своей противоположности — порока. Кульминацией всего произведения, по словам псалмопевца, является удар кимвалов (ср. Пс. 150:5 ), т. е. так, как поясняет Григорий, радостная повторная встреча (σνοδος ) ангельской и человеческой природ, одной и второй тарелки кимвалов: «...когда человеческое естество будет возведено в перво­начальный свой жребий, и при взаимном своем столкновении [естества человеческого и ангельского как двух тарелок кимвалов — ЛК ] издаст сладостный глас благодарения». В этом величественном ударе кимвалов Григорий слышит эсхатологическую кульминацию всей вселенной, когда человеческое естество, одаренное логосом как и ангелы, и сбитое грехом с ритма небесного славословия, вернется на свое исходное место. Всю человеческую историю Григорий воспринимает как какую-то паузу в ритме кимвалов, где обе изначально соединенные тарелки, были разделены, чтобы в триумфальном финале встретиться снова. Заключительный аккорд указывает на поверженность врага, который всецело побежден, поскольку подпал небытию. Единым дыханием вселенная теперь навеки может славословить божественный триумф (ср. Пс. 150:6 ).

http://bogoslov.ru/article/736248

Традиц. объяснение евр. названия Галилейского моря - Киннерет, что оно по форме напоминает киннор, не соответствует действительности. Если вести отсчет от упоминания об Иувале, то киннор - муз. инструмент, к-рый имеет самую продолжительную историю в Библии: о нем говорится в одной из последних книг ВЗ (1 Макк 3. 45; рубеж II и I вв. до Р. Х.), кифары же упоминаются в последней книге НЗ (Откр 5. 8). Можно было бы усомниться, что это был один и тот же инструмент, однако известно, что религ. муз. традиция чрезвычайно консервативна. Перечисление муз. принадлежностей храма в 1-й Книге Паралипоменон (15. 16-24, 28) и др. подобные места, относящиеся ко времени после возвращения евреев из плена, свидетельствуют о небольших изменениях в названиях муз. инструментов, несмотря на возможность более широкого выбора последних. Набор инструментов из Книги прор. Даниила, несомненно, стал известен израильтянам в период вавилонского пленения. Тем не менее эти и др. новые инструменты не упоминаются в связи с восстановлением храмового богослужения при Неемии и Ездре. Богослужение становилось, возможно, более сложным, но предметы, используемые за богослужением, не менялись (муз. инструменты библейского периода не сохр.). Угав был инструментом из разряда деревянных духовых. В Таргуме его название переводится как   (как правило, этим словом обозначается язычковый духовой инструмент - халил (  )). Слово   встречается в Библии только 4 раза: Быт 4. 21; Пс 150; Иов 21. 12; 30. 31 - без уточнения, что собой представлял этот муз. инструмент, но его упоминание вместе с киннором в Быт 4. 21 как 2 архетипических инструментов и его соединение с   (букв.- «струны») в Пс 150. 4 предполагают, что он мог обозначать деревянные духовые в целом. У исследователей нет единого мнения о происхождении слова   Есть предположение, что оно связано с похожим словом, означающим чувственную любовь, но, поскольку мн. инструменты связывались с этим понятием, данная этимология не дает представления о конкретном инструменте.

http://pravenc.ru/text/2564322.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010