Пс.106:24.   Тии видеша дела Господня, и чудеса Его во глубине. Здесь опять говорит о неразумии людей, что они, оставя безмятежную жизнь, произвольно пускаются в «море на кораблях» , и, вместо того, чтобы возделывать рай, — потопляют свои труды. А морем называет загруженную вещественностью жизнь: но и они «увидеша дела Господня» , ибо многократно претерпев кораблекрушение души в житейском зле, они увидели над собою «дела» Человеколюбия «Господня» (Григорий Нисский). Пс.106:25.   Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: Пс.106:26.   Восходят до небес, и низходят до бездн: душа их в злых таяше. Пророк выразился приточно, научая этими словами, что по Божьему повелению приходят радости и печали. Под «водами» разумей искушения, которые возбуждают «дух бурный» , т.е. противный, когда Бог позволяет диаволу смущать души для упражнения и явления праведных. Мы должны претерпеть эти бедствия, пока не достигнем в «пристанище хотения Его» . Желаешь ли избавиться от скорбей и не тяготиться ими? — Ожидай больших и успокоишься. Поминай Иова и прочих святых... Без небесного Кормчего — Христа никому невозможно перейти лукавое море темных сил и воздымающиеся волны горьких искушений. Он дает душе силу — переплывать свирепые волны лукавства при страшных непогодах и бурных порывах ветров греха. Он Сам укрощает волнение, как Ему это ведомо... Для того пришел Господь, чтобы в душу нашу вложить душу божественную (небесную), т.е. Божественного Духа (Григорий Нисский, Феодорит, Варсонофий В., Макарий В.). Пс.106:27.   Смятошася, подвигошася, яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. Такова сила Господня, что Он наводит такие бедствия, которые могут или умалить, или уничтожить и мудрых, и сильных, и богатых, чтобы ясно было, что эти казни посланы от Бога (Златоуст). Пс.106:28.   И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я. Пс.106:29.   И повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. Этими словами намекает на многоразличные бедствия природы человеческой, которые никто не в состоянии прекратить человеческой мудростью, почему и Господь говорил: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мк. 14:38). Как мореплаватели, будучи застигнуты бурею, побеждающею всякое искусство и ухищрение, спасаются через призывание Бога, так находящимся в искушениях не должно полагаться на свою силу, но иметь одно упование на Бога (Феодорит, Исихий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

11. Каковы принципы земного устроения общества у Иезекииля? 12. Какое место занимают «пришельцы» в Новом Иерусалиме? 13. О чем говорит символ живой воды, вытекающей из Храма? ПСАЛТИРЬ §13 Псалтирь: общий обзор Ни в одной книге Библии не раскрыт так полно религиозный опыт ветхозаветной Общины, как в Псалтири; и никакая книга Ветхого Завета не играет столь большой роли в жизни Церкви Христовой, как собрание псалмов. Сам Господь Иисус молился словами псалмопевцев (напр., Мф 27,46). С апостольских времен псалмы стали органической частью богослужения и молитвословий. Таким образом, псалмы не только «составили звено, связующее Исайю и Иеремию с Евангелием» (Б. А. Тураев), но и передали Церкви Нового Завета непреходящие духовные ценности Ветхого. 1. Название и состав Псалтири. Название «Псалтирь» (евр. «Тхилим» — Славословия, греч. «Псалтерион», слав. «Псалтирь») связано с названием струнного инструмента псалтири, игра на котором сопровождала пение псалмов. Как пишет свт. Василий Великий, слово «псалмос» (псалом) означает «музыкальную речь, при возношении которой ударяли в музыкальный инструмент» (Бес. на Пс 29). Всего канонических псалмов 150. Нумерация их в Септуагинте и Вульгате, принятая также в русском переводе, во многом не совпадает с нумерацией в еврейской Библии: Пс 1-8 и 148-150 совпадают. Пс 10-147 сдвинуты на единицу нумерации по отношению к еврейской Библии (напр., Пс 20 в Септуагинте и Вульгате соответствует Пс 19 евр. Библии). Пс 9 в Септуагинте и Вульгате соответствует Пс 9 и 10 еврейской Библии Пс 113 - Пс 114 и 115 Пс 114 и 115 - Пс 146 и 147 - Псалтири в настоящем виде предшествовали другие сборники псалмов, на основе которых она была составлена. «Весь состав псалмов делится на пять частей , по подобию Пятикнижия Моисеева» (свт. Григорий Нисский. О надписании псалмов, 1,4): I — Пс 1-40, II — Пс 41-71, III — Пс 72-88, IV — Пс 89-105, V — Пс 106-150. Каждая заканчивается словами «аминь, аминь». Псалтирь была первой книгой Ветхого Завета, переведенной на славянский язык свв. равноап. Кириллом и Мефодием. Церковнославянская Псалтирь делится на 20 кафизм.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

А по мне­нию св. Ефрема Сирина , «лицезрение Того, Кто по Божеству Своему невидим, возвещается» в словах Самого Бога к Моисею: «узриши задняя Моя» ( Исх.33:23 ), ибо здесь «гово­рится о вочеловечении Еммануила» 384 . Затем, по мнению Свв. Отцов Церкви, о Боговоплощении не раз пророчествует Псалмопевец. Так, св. Климент Ал. усматривает у него такое пророчество в словах, сказанных им от лица Христа: «аз уснух и спах» ( Пс.3:6 ), ибо, – замечает св. Отец, – «Его воплощение для Него сон» 385 , а св. Василий Великий – в над­писании 29-го псалма «в обновлении дома» ( Пс.29:1 ), которое, по его объяснению, «в смысле духовном означает воплощение Бога Слова» 386 , ибо Псалмопевец «видел воплотившегося Бога, видел родившегося от св. Девы Еммануила», а потому и взы­вал: «Господь сил с нами» ( Пс.45:8 ; Ис.7:14 ; Мф.1:23 ) 387 . По мнению сего св. Отца, «явление Бога во плоти разумеет пророк, (и) говоря: «освятил есть селение свое Вышний» ( Пс.45:5 )» 388 . Точно также и по мнению св. Григория Нисского , Псалмопевец разумеет «живое и одушевленное Слово, во спа­сение погибших посылаемое», когда говорит: «посла Слово Свое, и исцели я»... ( Пс.106:20 ) 389 . Св. Иоанн Златоуст пророчество Псалмопевца о вочеловечении Господнем разумеет в словах возглашающего чрез него Самого Господа: «на Идумею простру сапог Мой» ( Пс.59:10 ). Поэтому, замечает св. Отец, – оно и «прослыло как подножие, так как явилось на земле и об­няло пределы ее. Это именно обясняя, и пророк возгласил: «возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» ( Пс.98:5 )» 390 . Затем «пришествие Еди­нородного в мир, домостроительство воплощения» св. Златоуст вслед за Ап. Павлом ( Евр.10:5 ), разумеет в словах Да­вида, сказанных им от лица Христа: «тело же свершил Ми еси» ( Пс.39:7 ) 391 ; при чем пророк, восклицая: «Бог Го­сподь, и явися нам» ( Пс.117:27 ), по его объяснению, – «уди­вляется здесь воплощению, – тому, что Бог и Господь, будучи таким по существу Своему, благоволил явиться во плоти» 392 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Пс 92:1а,1б,1в; 105:2; 106:15; 106: 14; 106:16,20,14; 68:34; 77:65-66; 32:18; 101:21; 67:2; 117: 24; 9:33; 29:13 На полиелее седален, глас 1 «Увидев Мои ребра и раны от гвоздей,/что не веруешь, Фома, Моему воскресению?» –/возглашал Господь, воскреснув из гроба/и являясь Апостолам неизреченно./Близнец же, уверовав, взывал к Создателю:/«Бог мой Ты и Господь!» Слава, и ныне: повторяем то же. И чтение праздника. Степенны, первый антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4 Восхваляй, Иерусалим, Господа,/хвали Бога Твоего, Сион. Стих: Ибо укрепил Он засовы ворот твоих. Пс 147:1, 2а Евангелие воскресное первое, от Матфея зачало 116. Воскресение Христово: (3) Псалом 50. Целование Евангелия. Слава: По молитвам Апостолов: И ныне: По молитвам Богородицы: Затем стихира: И стихира: Воскрес Иисус из гроба,/как предсказал,/даровав нам вечную жизнь/и великую милость. И молитва: Спаси, Боже, народ Твой: Канон праздника, творение Иоанна монаха. Глас 1. Ирмос – дважды, а тропари на 12. Катавасия: Воскресения день: Канон Иоанна монаха, глас 1 Песнь 1 Ирмос: Воспоем, все люди,/от горького рабства фараону/Израиль Избавившему,/и во глубине морской/стопами неомоченными Проведшему,/песнь победную, ибо Он прославился. Сегодня для душ весна,/ибо Христос из гроба,/как солнце воссияв на третий день,/мрачную зиму греха нашего прогнал./Его воспоем, ибо Он прославился. Царица времен года, весна,/подобно блистательной свите/светоносного дня воскресения/и царя всех дней,/веселит избранный народ церковный,/непрестанно воспевая воскресшего Христа. Ни врата смерти, Христе,/ни печати гроба,/ни замки дверей не воспротивились Тебе;/но, воскреснув, Ты предстал друзьям Твоим, Владыка,/мир даруя, превосходящий всякий ум. Песнь 3 Ирмос: Утверди меня, Христе,/на (незыблемом) камне заповедей Твоих/и просвети меня светом лица Твоего:/ибо нет столь святого,/кроме Тебя, Человеколюбец. Новыми вместо ветхих,/а вместо тленных – нетленными/Крестом Твоим, Христе, соделав нас,/в обновленной жизни жить/Ты достойно повелел. Во гробе заключенный/ограниченною плотию Твоею,/Ты воскрес, беспредельный Христе,/и при запертых дверях/предстал Твоим ученикам, Всесильный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Слово 6, против еретиков (Пер. по: Amphilochii Iconiensis Opera. Ed. C. Datema. Corpus Christianorum, series graeca 3. Louvain, 1978. P. 152). 233 Ис. 45:2 и Пс. 106:16 по переводу LXX. 234 Ис. 45:3 по переводу LXX. 235 Беседа о кладбище и о кресте 2 (PG 49, 394—395; рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1899. С. 439—440). 236 Беседа о кладбище и о кресте 2 (PG 49, 395—396; рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 2. Кн. 1. С. 440). 237 Беседа о том, что никому не должно отчаиваться (Цит. по: Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 379). 238 Беседы на Матфея-Евангелиста 2, 1 (Цит. по: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста избранные творения. Кн. 1. М., 1993. С. 17—18). 239 Пс. 6:6 по переводу LXX. 240 Ср. приведенные выше цитаты из «Слова о тридневном сроке» св. Григория Нисского. 241 Мф. 11:24. 242 Беседы на Матфея-Евангелиста 36, 3—4 (Цит. по: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста избранные творения. Кн. 1. С. 398—399). 243 Беседы на Матфея-Евангелиста 36, 3—4 (Цит. по: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста избранные творения. Кн. 1. С. 398—400). 244 См., например, Беседы на 1-е Послание к Коринфянам 40, 15, 29 (упоминание о том, что погружение в воду в таинстве крещения символизирует сошествие Христа во ад и исшествие из ада). 245 1 Кор. 15:59; Пс. 106:6. 246 Пс. 15:10; Деян. 2:27. 247 Изложение веры 17 (PG 42, 814 C — 816 A). 248 S. Brock. Spirituality in Syriac Tradition. Kottayam, s.a. P. 37—38. 249 Писания этого автора на русский язык не переведены. Об Афраате см. на русском языке: Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 224—227; Н. Пигулевская. Культура сирийцев в Средние века. М., 1979. С. 125—130. Издание сирийского текста: The Homilies of Aphraates, the Persian Sage. Ed. by W. Wright. London—Edinburgh, 1869. Более позднее издание: Aphraatis sapientis persae demonstrationes. Textum syriacum vocalium signit instruxit, latine vertit, notis illustravit D. Joannes Parisot. — Patrologia Syriaca 1—2. Paris, 1894—1907. 250

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

15: 6-7); и самое дело пророчьское слово въпияше: “Възмутишася, рече, вси неразумнии сердцем от запрещения твоего, Боже Иаковль, и воздремашеся вседше(и) на коня своя” (Пс. 75: 6-7), темже “паде огнь на них, и не видеша” (Пс. 57: 9) “ярость бо тех по образу змиину” (Пс. 57: 5). “Но низложи их, защитниче мой Господи, да яти будут в гордыни своей и въ гневе кончины и не будут” (Пс. 58: 12-14); “яко да избавятся возлюблении твои и спаси десницею твоею!” (Пс. 59: 7) Противники же да “внидут в преисподняа земли и предадутся в руце оружия” (Пс. 62: 10-11), понеже “утвердиша себе слово лукаво” (Пс. 63: 6) и “изостриша яко оружие язык свой, напрягоша лук свой, вещь гръку” (Пс. 63: 4-5), “състреляти правыя сердцем” (Пс. 10: 3), но стрелы их приразишася, “сердца их и луци их съкрушишася” (Пс. 36: 15), помрачиша бо ся очи их и не видят, понеже “помыслиша съвет, егоже не възмогоша съставити” (Пс. 20: 12). Темже и “възмятошася и въсколебашеся яко пьяни; и вся мудрость их поглощена бысть” (Пс. 106: 27); и “излияся уничижение на князя их” (Пс. 106: 40), “яко прогневаше словеса Божия” (Пс. 106: 11); и свет Вышняго “раздражиша в начинаниих своих; и умножися в них (п)адение” (Пс. 105: 29); и “ни един от них не избысть” (Пс. 105: 11). “Скончают бо ся, рече, грешници от земля и безаконници, яко не быти им” (Пс. 103: 35). “Посла бо на них гнев свой, ярость, и гнев” (Пс. 77: 49), и скорбь, въ еже “потребитися от града Господня вся творящеи безаконие!” (Пс. 100: 8), и “не пощади от смерти душа их” (Пс. 77: 50). Мы же “възвеселимся о Господе!” (Пс. 31: 11) Ты же “постыдешеся, яко Бог уничижи их” (Пс. 52: 6). И “ты, Господи, съхраниши ны и съблюдеши ны от рода сего” (Пс. 11: 8), “яко да не речет враг мой: Укрепихся на нь и стужающеи възрадуются!” (Пс. 12: 5-6). “Ты бо еси нам прибежище и сила!” (Пс. 45: 2) Темжь “поемь имени твоему” (Пс. 65: 4; 91: 2), яко “услыша нас и бысть Господь” (Пс. 54: 17) подъятель мой и “расшири уста” (Пс. 80: 11) моа на “врагы моя; и постигну я и не възвращуся, дондеже скончаются” (Пс.

http://bogoslov.ru/article/1250151

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

84.  Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих (Пс. 77. 1). 85.  Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил свой дом на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне (Мф. 7. 24, 25). 86.  А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7. 26, 27). 87. 1 Кор. 1. 24. 88.  Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его (Пс. 36. 29–31). 89. Алфавитный патерик. 90. Слово 57. Здесь и о винах грехов, равно как и в Слове 56. 91. Изречение аввы Зинона. Алфавитный патерик. 92. Собеседование 1 (Collatio) о рассуждении. Пролог, июля 22. 93. Алфавитный патерик. 94. 2 Цар. 11. 95. Преподобного Нила Сорского Слово 11. 96. Руководство к духовной жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 108. 97.  …безмерно обширна (Пс. 118. 96). 98.  Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 99.  Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8. 35). 100.  …кто… не возненавидит… самой жизни своей, … не может быть Моим учеником (Лк. 14. 26). 101. Мф. 19. 27–29. 102. Мф. 19. 27–29. 103.  …наказывает … это милость (Пс. 140. 5). 104. Сир. 32. 21. 105. Ответ 59. 106. 1 Ин. 2, 23. 107.  Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учением, заповедям человеческим (Мф. 15. 8, 9). 108. Мф. 6. 1–18. 109. Преподобный Макарий Великий. Беседа 21. 110. Святой Исаак Сирский. Слово 61. 111. Пс. 19. 12. 112. Священномученик Петр Дамаскин. Книга 1. О осьми умных видениях. Добротолюбие. Ч. 3. — Лествица. Слово 27, гл. 26.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Окованныя нищетою и железом.    «Пленицами своих грехов кийждо затязается» (Прит. 5:22), обнищав от всего доброго и прекрасного. Пс.106:11. Яко преогорчиша словеса Божия,    нимало не приемля Божественного закона, но предаваясь мудрецам века сего. И совет Вышняго раздражиша.   Какой же был совет Вышнего? Не тот ли, по которому «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2:4)? Пс.106:12. Изнемогоша, и не бе помогаяй,    потому что никто не был в силах истребить грех. Пс.106:13. И от нужд их спасе я.    Какая же нужда больше этой — в неведении Бога, в душевной нищете, в греховном убожестве, быть порабощенными лукавым духам? Пс.106:14. И узы их растерза.    Словом «растерза» показывает мгновенное истребление греха. Пс.106:15. Да исповедятся Господеви милости Его.    В другой раз повторил то же о благодеяниях Его. Пс.106:16 Яко сокруши врата медная,    имеет в виду сошествие Спасителя даже до ада, в которое отверз Он врата адовы, издревле для всех заключенные неразрешимыми узами, потому что невозможно было возвратиться оттуда желавшим выйти. Но Он сказал «сущим во узах: изыдите; и сущим во тме: открыйтеся» (Ис. 49:9). Пс.106:18. Всякого брашна boзrhyшacя[f] душа их,    потому что не было слова, которое бы могло напитать их. «Врата же смертная» суть грехи, ведущие к смерти. Пс.106:22. И да пожрут Ему жертву хвалы.    Обращает речь к святым Апостолам, потому что они преподали нам таинства Нового Завета. Пс.106:33. Положил есть реки в пустыню.    Разумеет необузданный и отверженный род иудейский, ибо томимых прежде голодом и нуждающихся в духовной пище иудеев поселил при оных реках. Пс.106:34. Землю плодоносную в сланость.    Разумеет иудейскую синагогу, потому что демоны были гражданами этого земного градоправления, а плодопринесло его нечестие. Но иссушили его солью учения Апостолы, о которых сказано: «вы есте соль земли» (Мф. 5:13). Пс.106:35. Положил есть пустыню во езера водная,    подразумевает народ из язычников. Ибо пророчество здесь слито и вводит лицо двух народов, говорит об отвержении одного, и о введении другого народа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010