Глава 20 1–28. Союзная война моавитян, аммонитян и идумеев против Иосафата и счастливое для последнего ее окончание. 29–37. Продолжительность, благочестие и слава царствования Иосафата; новый ошибочный союз его с домом Ахава и пророческое обличении ему. 2Пар.20:1 .  После сего Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Моанитской, пошли войною на Иосафата. 2Пар.20:2 .  И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди. Описываемый здесь поход Иосафата некоторые исследователи (например, Гезениус) отождествляли с рассказываемым в 4Цар.3 союзным походом Иосафата вместе с Иорамом и царем едомским против моавитян. Но, при некоторых чертах сходства обоих рассказов, каждый из них имеет и свои отличительные черты, не позволяющие отождествлять их. Здесь, таким образом, надо видеть самостоятельный факт, не отмеченный в книгах Царств. Указание на него не без основания находят в псалме ( Пс.82 ) (евр. 83), где стихи ( Пс.82:7–9 ) так же как во ( 2Пар.20:1 ), в числе врагов, ополчившихся против народа Божьего, называются Моав, Аммон, Едом, а также в псалме ( Пс.47:4–7 ) (евр. 48), где также можно видеть указания на победу Иосафата над союзниками (см. у Н. И. Троицкого , «Псалтирь. Последовательное изъяснение славянского текста», Тула, 1904, с. 226–227). Союзные силы, предпринявшие поход против Иосафата (ст. 1), состояли из моавитян, аммонитян (ст. 1), обитателей Сеира, т.е. идумеев (ст. 10–23), и «некоторых из страны Моанитской» (ст. 1). Последнее выражение в еврейском, в Vulgata и славянском текстах читается: некоторые из аммонитян (евр.: Mehaammonim, Vulgata: de Ammoniis, слав.: «от аммонитов»), что не дает удовлетворительного смысла: об аммонитянах есть упоминание ранее в том же стихе. LXX передают: κ τν Μιναων (впрочем, в кодексах 44, 74, 106, 120, 121, 134, 234: κ τν μμαντων). Минеями назывались жители округа Маон, находившегося в южной части удела Иудина колена, к юго-востоку от Хеврона ( ( Нав.15:55 ; 1Цар.23:25,25:2 ); «Толковая Библия», т. II, с. 98, 285 и 287; Onomasticon, 696). В этом округе оставались еще потомки прежних обитателей, которые, при случае, возмутились против покоривших их иудеев. Признавая, таким образом, правильность чтения LXX, а также русского синодального перевода – «из страны Моанитской», разницу между ними и еврейско-масорецком тексте, можно объяснить из перестановки одной евр. буквы: и (см. у проф. Гуляева, с. 540–541; Ср. Fr. Böttcher, «Neue exegetisch-kritische Aehrenlese zum Alten Testamente», 1865, s. 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поэтому, благовествуя о Его воскресении, апостол не только дает об этом свое собственное свидетельство, но и доказывает его словом Божиим (см.: Деян.2:24–32 ; ср.: Пс.15:8–11 ), показывая, что воскресение Иисуса Христа необходимо должно было быть, что хотя он и умер по определению Божию, однако же смерти невозможно было удержать Его в своих узах. Событие воскресения показывало в воскресшем Иисусе Назорее не простого смертного человека, а Господа и Христа, давно обетованного Мессию. Чтобы утвердить веру в необычайное посланничество Иисуса Христа, апостол Петр сопоставляет с Ним перед иудеями чтимого ими пророка Давида и говорит при этом, что Давид и умер и погребен, и гроб его у нас до сегодня, но и не взошел на небеса, но, будучи пророком, знал, что, по обетованию Божию, «от чресл его» воздвигнется Христос по плоти, Которого душа не останется во аде и плоть Которого не будет видеть нетления, и Который будет сидеть одесную Бога (см.: Деян.2:29–36 ; ср.: Пс.131:11; 15:10 ). Первая проповедь Евангельского благовестия имела сильное действие на его слушателей. Боговдохновенное слово апостола Петра, воочию подтверждаемое чудесным событием излияния на учеников Христовых Духа Святого и основанное на свидетельствах Священного Писания , решительно убедило слушателей в Божественном достоинстве Господа, и они спрашивают апостолов: Что нам делать, мужи братия? ( Деян.2:37 ). Тогда апостол Петр, обращаясь со словом увещания к своим слушателям, призывает их всех к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа для прощения грехов и к принятию дара Святого Духа. Покайтесь, – говорит апостол, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ), то есть сподобитесь того же Святого Духа, чудесные действия Которого только что проявились в апостолах. В конце своей речи, желая еще и сильнее расположить к вере во Христа умиленные сердца израильтян, апостол Петр напоминает им об особенных обетованиях Божиих, им данных, о том, что они и дети их представляют богоизбранный народ (см.: Деян.2:39 ), долженствующий предупреждать других на путях Царствия Божия 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Такую чрезвычайную и непосредственную помощь своему народу и городу Иерусалиму оказал Господь под крепкими его стенами особенно очевидно при нападении на него громадных полчищ царя Ассирийского Сеннахирима с его союзниками ( 4Цар.18–19 ). Подобно тому, ещё поразил Господь и союзные полчища Моавитян, Аммонитян, и многих других при царе Иосафате ( 2Пар.20:1–29 ). 8. Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския. Как Царь, Господь велик не на суше только, как иногда были склонны думать язычники, по своему ограниченному взгляду, и – частью даже сами евреи, нет, Он равно могуществен и на море. – Духом бурным или сильным ветром, именно восточным, который служит орудием гнева, Господь сокрушает и корабли, даже Фарсийские, особенно великие и прочные, управлявшиеся самыми опытными моряками. Такие корабли ходили с востока до запада, чрез все Средиземное море, выходили даже в открытый океан. Известно, что еще царь Соломон, вступивши в союз с царем Тирским Хирамом, «имел на море Фарсисский корабль с караблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото, и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов» ( 3Цар.10:22 ; ср. 2Пар.8:17–18;9:21 ). Но, после того, когда вступил Иосафат, царь Иудейский, в общение с Охазиею, царем Израильским, который поступал беззаконно, и соединился с ним, чтобы построить корабли для отправления в Фарсис, то построили они корабли в Ецион-Гаверв. И изрек тогда Елиезере, сын Додавы, из Мареша, пророчество на Иосафата, говоря: так как ты вступил в общение с Охазиею, то разрушил Господь дело твое. – И разбились корабли, и не могли идти в Фарсис» ( 2Пар.20:35–37 ; ср. Ион.1:3–4 ; Пс.106:23–20 ). 9–10. Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего, Бог основа и в век. Прияхом, Боже, милость Твою посреде людий Твоих. Мы, говорит псалмопевец от лица своих благочестивых современников, как слышали о прежних чудесах, так теперь и сами видим подобные чудеса Господа сил, Бога нашего, совершаемые Им в своем городе, именно в Иерусалиме, видим, что Бог утвердил свой город на веки. Разумеется, как защищал Господь свой святой город при Давиде, Езекии, так защищал его и при Иосафате (ст. 4–7; ср. Пс.45:4–8 и сл.). – Эту милость Твою, Боже, т. е. укрепление и защиту святого города Иерусалима, мы приняли, разумеется – в мысли и в сердце, иначе – мы размышляли об этой благости Твоей, Господи, посреде людий Твоих, молитвенно во храме, где в великие праздники собирается весь народ Твой, ради славословий благости Твоей к нему, как и к его предкам (ст. 2–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

     Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим.      Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением.      В различиых смыслах употребляется в Писании слово " душа " . То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: " Ни одна душа " , " никакая душа " . Ни одна душа из вас не погибнет, - говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам. В восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2,5). Душа согрешающая, она умрет (Иез. 18,20).      То душа является синонимом жизни. Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21,9). Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2,20). Хлеб их - для души их (Ос. 9, 4). Не заботьтесь для души вашей, что вам - есть и что пить (Мф. 6, 25).      А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать " животной душой " . Душа их исплевала в них... Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами... От всякой пищи отвращалась душа их... Душа их истлевает в бедствии (Пс. 106,5-26). Будет он пастись... и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50, 19). Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15,9). Голодному снится, будто он ест... и душа его тоща... снится, будто он пьет... и душа его жаждет (Ис. 29, 8). Благотворительная душа будет насыщена (Притч. II, 25). Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч. 13,4). Нерадивая, душа будет терпеть голод (Притч. Сытая душа попирает и сот (Притч. 27,7). Душа ваша да насладится туком (Ис. 55,2). Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 81,12).      (Здесь речь идет о благах земных). Прилепилась душа его к Дине (Быт. 34,3). Ждет ее (платы) душа его (Втор. 24, 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Клятва позволительна только в важных и необходимых случаях. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. – 3-я заповедь десятословия. Во-первых, (заповедь сия) учит нас, чтобы мы имели в глубоком и великом уважении имя Господа Бога, не употребляя онаго в шутке или в маловажном и несправедливом деле… Испов., III, отв. на вопр. 57, 58. Апостол Павел говорит: люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву ( Евр.6:16–17 ). – Из сего должно заключить, что если Сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу, с благоговением и твердым намерением отнюдь не изменять ей. Катих. стр. 102. Предметом клятвы может быть только то, что согласно с требованиями нравственного закона. – Во-вторых, учит, чтобы мы не произносили имени Божия для подтверждения лжи нашей и не клялись ложно. В-третьих, чтобы не подавали кому-нибудь случая и не принуждали другого делать ложную клятву. Испов., III, отв. на вопр. 58 (непосредственное продолжение предыдущего извлечения из того же ответа). Начальников кленущихся зло сотворити подчиненным весьма нужно врачевати. Врачевание же их двоякое: едино, учити их, да не клянутся поспешно; другое же, да не остаются при злых намерениях. Посему аще кто уловлен клятвою к соделанию зла другому, то да принесет покаяние в дерзости клятвы, но предлогом благоговения к клятве да не утверждает себя в злобе. Соблюдение клятвы не было полезно Ироду, который, да не нарушит клятвы, соделался убийцею пророка. Клятва и вообще возбранена 71 : кольми паче даваемую на зло подобает осуждать. Посему поклявшийся должен исправить свои мысли, а не тщатися утвердити свое беззаконие. Исследуй 72 подробнее сию нелепость. Аще кто поклялся выколоть глаза своему брату, добро ли было бы такому привести сие в исполнение? Аще кто поклялся убить или вообще преступить какую-либо заповедь? Ибо кляхся и поставих не грех соделати, но сохранити судьбы правды Твоея ( Пс.118:106 ). Как заповедь подобает утверждать непреложностью намерений, так грех всячески должно ниспровергать и истреблять. Вас. Вел, пр. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Можно им на это возразить: каким же образом Повелевший молиться Отцу о небесном и великом мог заповедь дать молиться Отцу о земном и о пустяках, как если бы, по их пониманию, забыл Он то, чему учил, потому что ни подаваемый нам [обыкновенный] хлеб, необходимый для поддержания в нас телесной жизни, не есть хлеб небесный, ни молитва о нем не есть молитва о чем–либо великом? Следуя за Учителем, поэтому мы обстоятельно расследуем, как Он учил о хлебе. К тем, которые пришли в Капернаум, чтобы отыскать Его, у Иоанна говорит Он так: Истинно, истинно говорю вам: Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потому что ели хлеб и насытились (Ин. 6:26). Кто от благословенных Иисусом хлебов ел и насытился, тот чувствует в себе сильнейшее желание ближе узнать Сына Божия и спешит к Нему. Оттого дает Он превосходную заповедь в словах: Старайтесь не о преходящей пище, а о пище остающейся для жизни вечной, которую дает вам Сын человеческий (Ин. 6:27). А когда затем слушатели, спрашивая Христа, говорили: Что нам делать, чтобы творить дела Божий, [т. е. дела Богу угодные], то Иисус сказал им в ответ: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин. 6:28—29). Но послал Бог, как написано в псалме. Свое Слово и их исцелил (Пс. 106:20), т. е. больных; и те, кто верит этому Слову, те творят дела Божий, представляющие собою пищу, остающуюся для вечной жизни (Ин. 6:27). И истинный хлеб Небесный (который должен быть отличаем от манны, бывшей лишь прообразом действительного Небесного хлеба), говорит Он, дает вам Мой Отец, ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин.6,32—33). Но этот истинный хлеб есть тот, которым питается истинный, созданный по образу Божию человек (Кол. 3:10), т. е. главнейшая составная часть человеческого существа, созданная по образу Божию душа; питающийся этим хлебом становится подобен Творцу». А если так, то чему приличнее быть душевной пищей, как не слову Божию? Или для разума того, кто постигает Божественную мудрость, что может быть драгоценнее ее? И что иное, как не истина, более соответствует духовной природе? А если кто–нибудь возразит против этого и скажет, что Он (Христос] не учит ведь молитве о ежедневном хлебе, как о чем–то [от Него Самого] отличном, тот пусть выслушает, как Он и в Евангелии от Иоанна говорит об этом хлебе то как о чем–то от Него Самого отличном, то так что Он–то и есть этот самый хлеб.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим. Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением. В различных смыслах употребляется в Писании слово «душа». То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: «Ни одна душа», «никакая душа». Ни одна душа из вас не погибнет, — говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам. В восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2, 5). Душа согрешающая, она умрет (Иез. 18, 20). То душа является синонимом жизни. Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21, 9). Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2, 20). Хлеб их — для души их (Ос. 9, 4). Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить (Мф. 6, 25). А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать «животной душой». Душа их истаевала в них… Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами… От всякой пищи отвращалась душа их… Душа их истаевает в бедствии (Пс. 106, 5–26). Будет он пастись… и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50, 19). Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15, 9). Голодному снится, будто он ест… и душа его тоща… снится, будто он пьет… и душа его жаждет (Ис. 29, 8). Благотворительная душа будет насыщена (Притч. 11, 25). Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч. 13, 4). Нерадивая, душа будет терпеть голод (Притч. 19, 15). Сытая душа попирает и сот (Притч. 27, 7). Душа ваша да насладится туком (Ис. 55, 2). Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 81, 12). (Здесь речь идет о благах земных). Прилепилась душа его к Дине (Быт. 34, 3). Ждет ее (платы) душа его (Втор. 24, 15). Отвращается… душа его от любимой пищи (Иов. 33, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Хлеб наш насущный даждь нам днесь ( Мф.6:11 ), или, как Лука передаёт: Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день ( Лк.11:3 ). Так как многие держатся того мнения, будто в этих словах нам предложено молиться о хлебе телесном, то дело стоит того, чтобы в последующем показать лживость этого мнения и развить правильное учение относительно насущного хлеба. Можно им на это возразить: каким же образом Повелевший молиться Отцу о небесном и великом мог заповедь дать молиться Отцу о земном и о пустяках, как если бы, по их пониманию, забыл Он то, чему учил, потому что ни подаваемый нам обыкновенный хлеб, необходимый для поддержания в нас телесной жизни, не есть хлеб небесный, ни молитва о нём не есть молитва о чём-либо великом? Следуя за Учителем, мы поэтому обстоятельно расследуем, как Он учил о хлебе. К тем, которые пришли в Капернаум, чтобы отыскать Его, у Иоанна говорит Он так: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились ( Ин.6:26 ). Кто от благословенных Иисусом хлебов ел и насытился, тот чувствует в себе сильнейшее желание ближе узнать Сына Божия и спешит к Нему. Оттого даёт Он превосходную заповедь в словах: Старайтесь не о пище тленной, а о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий ( Ин.6:27 ). А когда затем слушатели, спрашивая Христа, говорили: что нам делать, чтобы творить дела Божии (то есть дела, Богу угодные)? – то Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Ин.6:28–29 ). Но послал Бог, как написано в псалме, слово Свое и исцелил их ( Пс.106:20 ), то есть больных; и те, кто верит этому Слову, те творят дела Божии, представляющие собою пищу, пребывающую в жизнь вечную ( Ин.6:27 ). И истинный хлеб небес (который должен быть отличаем от манны, бывшей лишь прообразом действительного Небесного хлеба), говорит Он, Отец Мой даёт вам... Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру ( Ин.6:32–33 ). Но этот истинный хлеб есть тот, которым питается истинный, созданный по образу Божию человек ( Кол.3:10 ), то есть главнейшая составная часть человеческого существа – созданная по образу Божию душа; питающийся этим хлебом становится подобен Творцу.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

579 Ст. 4. В греч. языке понятия «дух, дыхание, дуновение, ветер» выражаются одним словом, посему в этом контексте, где говорится о стихиях, ст. 4 может иметь и такой смысл: «Ты превращаешь в ветер Своих Ангелов и в огненное пламя Своих служителей» или: «Ветры делаются Твоими Ангелами и вспышки огня – Твоими слугами». О явлении Ангела в пламени огня см.: Исх. 3:1–2 . 581 Ст. 6. ...на горах станут воды – вздымающаяся водная громада достигнет высоты гор, но не сможет затопить землю, не сможет нарушить установление Божие, стихия подчиняется Богу и начертанному Им порядку. Ст. 6–16. Живописуется водная стихия в разных ее проявлениях и порядок, внесенный в природу Богом. 582 Ст. 6–16. Живописуется водная стихия в разных ее проявлениях и порядок, внесенный в природу Богом. 583 Ст. 10–16. От водной бездны взор псалмопевца переносится на землю и на воду, текущую по земле, на ее место и роль в природе: вода питает землю, поит растения, животных, вместе с землей она создает среду обитания и среду произрастания для всей живой природы и человека. 585 Ст. 17–18. Впечатление величия создается образом высоты: от обилия влаги вырастают высокие кедры, и на них высятся гнезда аиста, вода как бы поддерживает эту верхушку дерева, тянется к ней; так же и земля тянется ввысь своими горами и скалами и на этой высоте принимает к себе животных. 586 Ст. 19–24. Четвертый день творения (см.: Быт. 1:14–19 ). Луна упомянута первой, потому что у древних евреев счет времени велся по лунному календарю. Как и в предыдущих стихах, неживая природа объединяется здесь с одушевленным миром: луна и солнце определяют собой ритм жизни человека и животных. 588 Ст. 29. Отвратишь лицо Твое – лишишь Своего благоволения; ...отнимешь дыхание у них – ср. рассказ о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ). 591 Аллилуия – букв. «хвалите Бога». Собрание псалмов с таким заголовком (песни хваления) входило в чин ветхозаветного богослужения, в Псалтирь вошли группы таких псалмов (пс. 104–106; 110–118; 134–135; 145–150). Пс. 104–106 вместе с пс. 103, в конце которого в евр. тексте стоит «Аллилуия», образуют тетралогию, то есть содержат четырехчастное описание библейских событий: пс. 103 воспевает творение мира, пс. 104 – раннюю историю еврейского народа, пс. 105 – выход из Египта, пс. 106 – возвращение в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пс.106:23. Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих: Пс.106:24. Тии видеша дела Господня, и чудеса Его во глубине.    Здесь опять говорит о неразумии людей, что они, оставя безмятежную жизнь, произвольно пускаются в «море на кораблях», и, вместо того, чтобы возделывать рай, — потопляют свои труды. А морем называет загруженную вещественностью жизнь: но и они «увидеша дела Господня», ибо многократно претерпев кораблекрушение души в житейском зле, они увидели над собою «дела» Человеколюбия «Господня» (Григорий Нисский). Пс.106:25. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: Пс.106:26. Восходят до небес, и низходят до бездн: душа их в злых таяше.    Пророк выразился приточно, научая этими словами, что по Божьему повелению приходят радости и печали. Под «водами» разумей искушения, которые возбуждают «дух бурный», т.е. противный, когда Бог позволяет диаволу смущать души для упражнения и явления праведных. Мы должны претерпеть эти бедствия, пока не достигнем в «пристанище хотения Его». Желаешь ли избавиться от скорбей и не тяготиться ими? — Ожидай больших и успокоишься. Поминай Иова и прочих святых... Без небесного Кормчего — Христа никому невозможно перейти лукавое море темных сил и воздымающиеся волны горьких искушений. Он дает душе силу — переплывать свирепые волны лукавства при страшных непогодах и бурных порывах ветров греха. Он Сам укрощает волнение, как Ему это ведомо... Для того пришел Господь, чтобы в душу нашу вложить душу божественную (небесную), т.е. Божественного Духа (Григорий Нисский, Феодорит, Варсонофий В., Макарий В.). Пс.106:27. Смятошася, подвигошася, яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть.    Такова сила Господня, что Он наводит такие бедствия, которые могут или умалить, или уничтожить и мудрых, и сильных, и богатых, чтобы ясно было, что эти казни посланы от Бога (Златоуст). Пс.106:28. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я. Пс.106:29. И повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его.    Этими словами намекает на многоразличные бедствия природы человеческой, которые никто не в состоянии прекратить человеческой мудростью, почему и Господь говорил: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мк. 14:38). Как мореплаватели, будучи застигнуты бурею, побеждающею всякое искусство и ухищрение, спасаются через призывание Бога, так находящимся в искушениях не должно полагаться на свою силу, но иметь одно упование на Бога (Феодорит, Исихий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010