У меня не видится ничего земного и перстного, что оказывается на пути их: ни голосования и избрания народного, ни предвзятых мнений человеческих, не различающих полезного, причем устремляющиеся к удовольствиям и честолюбию иногда ставили у власти и людей недостойных. Я не имею никаких знаков такого достоинства, которые тленны и скоропреходящи, ни мантии пурпурового цвета, ни венцов, украшенных драгоценными кам- —151— нями, ни скипетров и высоких тронов, ни блестящих выходов, ни раззолоченных колесниц, ни почестей торжественных и народных, ни толпы щитоносцев и копьеносцев, ни шума приветствий спереди и сзади, ничего из преходящего и человеческого, что окружает земную власть. Царство Мое несть отсюду. По виду оно малозначительно, для глаза ничтожно, у меня мало учеников, да и те из простых бедняков и рыбаков; но оно совершеннее и выше всего мыслимого. Я Сын Всецаря и Бога всяческих, истинное рождение и сияние, и разделяю с Ним одинаковую честь и славу, ибо Я наследник Отчей славы, и будучи сопрестольным Отцу, Я обладаю царственными почестями, равными славе Его; из этого источника исходит Мое царство и держава; оно не отсюда; Моя держава не походит на то, что есть здесь; Я не имею ограниченной власти, ни известного народа, ни такого-то города, но ангелов и людей и всех небесных и земных и преисподних; Я есмь Владыка и Господь; Мне покланяются все колена; все лежит у ног Моих, и ничто не избежит руки Моей; и царству Моему не будет ни предела, ни конца. И что это так, а не иначе, в это верят и это возглашают все верующие. Кому принадлежало бы промышление о земном и как управлялись бы дела наши и нашей жизни, если бы не в руце Его были концы земли ( Пс.94:4 )? И не только как Бог, но и как человек Он всем управляет и господствует, как сказано: и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли ( Пс.2:8 ); и: будет царь всея земли Бог ( Пс.16:8 ); и: се царь твой, сказано Иерусалиму, грядет кроток и праведен и спасаяй ( Мф.21:5 и Зах.9:9 ); и: воцарится Господь посреде тебе

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так как это основание было не прочно, но весьма непостоянно, то Творец сообщил устойчивость самой земле. В чем же заключалась эта устойчивость? В силе Создателя. " В руке Его все концы земли» ( Пс.94:4 ). Землей называет человека. Кого Он утверждает на осно­вании веры, тот не уклонится в век века, конечно – будущего. «Не преклонится она во век века " . Сообщив ей самой в себе устойчивость, Господь сделал землю неподвижной. В том же самом положении она пребывает, насколько ему угодно. Подобно этому, в другом месте сказано: «повесил землю ни на чем» ( Иов.26:7 ). «Бездна, как одежда, – покров Его. На горах станут воды» ( Пс.103:6 ). Он сказал «Его», а не «ее»; между тем и Акила и Феодотион перевели так: «бездной как ризой Ты одел ее». Бездной Священное Писание называет влажную стихию. Так и о начале творения блаженный Моисей сказал: «земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» ( Быт.1:2 ). Так как земля со всех сторон окружена водою и пределы ее составляют великие и недоступные моря, самую же средину рассекают другие моря, доступ­ные плаванию, то справедливо сказал, что бездна как одежда обле­гает землю. А с другой стороны – в смысле непостижимости – ты найдешь, что бездна заключается в том, что – «судьбы Твои – бездна великая» ( Псал.35:7 ). Так как не исследованы суды Его, то ни­каким образом не могут быть постигнуты, почему и сравниваются не просто с бездной, но с «бездной великой». Итак, Бога, суды Которого – великая бездна, покрывает непостижимость, име­нуемая бездной. «На горах станут воды: от за прещения Твоего по бегут, звука грома Твоего убоятся. Восходят... горы и опускаются равнины на место, которое Ты назначил им» ( Пс.103:6–8 ). Все это указывает на мудрость Божию, действующую в создании. Благодаря ей, море, вздымаясь подобно вершинам гор, не затопит, однако, материка волнами, но как мы устрашаемся громом, так оно боится положен­ного ему предела. «На горах станут воды« – значит: как гора стоит (море); «восходят... горы» – значит: – как горы. Я думаю, что пророк разумеет здесь облака, лежащие на вершинах гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

—533— премудрости или богопознания и прирождает корень разума, таким образом созидает разумное животное, являя его причастным собственной Своей природе и посылая в его ум как некие световидные пары (лучи) неизреченного Своего света. Посему и праотец Адам оказывается не во времени, как мы, приобретшим себе премудрость, но является совершенным по разуму тотчас же с первых времен своего бытия, сохраняя в себе еще не загрязненным и чистым данное его природе от Бога просвещение и имея неиспорченным достоинство своей природы 1, 9–10. 114–115. Человеческая природа даже и во Христе оказывается изнемогающею 6, 88–39. 5. Прочее см. «душа человека», «Слово Божие воплотившееся», «Сын Божий воплотившийся», «Христос – Богочеловек», «Дух Святый», «воля человека», «плоть Христа». Число: евангелист указует число мужей, а жен и детей не указует, следуя обычаям закона 6, 10. 431, – значение чисел – сто, пятьдесят и три 21, 7–14, – восьми, девяноста, двенадцати, тринадцати и ста 7, 24. б. 157–158, – сорока 5, 5–6 др. Числ книга называется: 6, 68. 85, – 9, 2–8. 402, – 18, 38–39. Чистые сердцем: самые близкие к Богу люди, коим Христос открывает Себя и Отца 13, 23–26 (опущ. т. 4 стр. 310–311), их любит Бог 14, 21. 270–271, – в них обитает Бог 14, 24. а. 281–282, – это – те, кои находятся в единении с Богом чрез Сына в Духе, удалившись от всякого плотоугодия, возможно более отдалив от себя мирские удовольствия, как бы отрекшись от собственной жизни, посвятив себя одной только воле Духа и чисто и всецело живя со Христом, каковым был Павел говорящий: «Христу сораспялся я… ( Гал.2:20 ), и Псалмопевец ( Пс.50:12–14 ) 17, 24. 118–119. Член (граммат.): употребление его обозначает единственность, особность и истинность, а отсутствие его обобщает предмет, как θες и θες, νθρωποι πολλο и ις το νθρπου, – λγος – единое, истинное и в собственном смысле Слово 1, 1. 57–58 в τ φς – единый истинный свет 1, 8. 97, – 12? 35. 94, – ап. Петр говорит единично и везде предпосылая член: σ ε χριστς ις το θεο το ζντος, отделяя Его, как единственного и исключительного) Сына, от призванных к усыновлению по благодати, по подобию Коего и мы – сыны 6, 69. 99–100, – в словах χριστς ις το θεο – выразительно и с членом, Марфа исповедала тем единего и единственного и истинного

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

92. «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.» (Пс. 18:8). Очень жаль Очень жаль, когда: Теленок убегает в лес, Жеребенок – в поле, Ребенок – на улицу, Ум – в этот суетный мир. 93. «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы.» (Лк. 20:38). Два друга на кладбище Два друга возвращались ночью из поселка в город. По дороге на них напали грабители. Друзья кинулись бежать, перепрыгнули через какой-то забор и попали на кладбище. Они быстро спрятались среди памятников и могил. Грабители посветили со стены фонарями, но не решались перелезть и стояли за стеной, переговариваясь между собой. Один из друзей шепнул другому: «Слушай, здесь тоже страшно. Может, выберемся отсюда?» – «Ничего, мертвых не бойся, – ответил ему второй. – С теми, живыми, гораздо страшней». 94. «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.» (1Ин. 2:16). Визит к богатому коллекционеру Жил один богатый коллекционер древних статуй, которых у него было великое множество. Они стояли по аллеям его красивого парка. Знакомые направили к богачу одного молодого студента с рекомендацией от местного Исторического общества, чтобы тот мог ознакомиться с удивительной коллекцией. Управляющий доложил хозяину о прибытии гостя, встретил его и повел по дорожкам парка к дому. Охваченный любопытством, студент останавливался возле каждой статуи и восторженно вздыхал. В конце концов управляющий не выдержал: «Господин, вас, собственно, кому представить: статуям или их владельцу?» 95. «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…» (Мк. 7:8). Рассказ о путешествии в Рим Путешественник побывал в Риме и посетил знаменитый музей Ватикана. Когда он вернулся из поездки, знакомые собрались у него и попросили поделиться своими впечатлениями. Не отличаясь красноречием хозяин говорил медленно и растягивал слова. У него спросили: «Скажите, вы видели фрески Микеланджело?» – «Ну, э…э….». Дочь путешественника не выдержала: «Папа говорит, что они прекрасны». – «А скажите, какое у Вас впечатление от картин Леонардо да Винчи и Рафаэля?» – «Знаете, э…э». Дочь опять вмешалась в беседу: «Папа говорит, что они великолепны». – «Нет, э…э, простите, я хотел …э… сказать, что э… в то время эти залы были …э… закрыты».

http://isihazm.ru/1/?id=117

89. «Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал…» (1Петр. 1:24). Сон про зеркало Человеку приснилось, что он смотрит в зеркало и не видит в нем себя. Проснувшись и вспомнив сон, он ужаснулся и поспешил к зеркалу. Увидев, как обычно, свое отражение, он удовлетворенно улыбнулся и сказал: «Пока нас двое, я живу». Слуга услыхал это и заметил: «Хозяин, а разве без зеркала вы не уверены, что живете?» 90. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания…» (Еф. 4:4). Самая высокая вершина В игольное ушко проходит только одна нитка, Подниматься можно только по одной лестнице, К доктору на прием идут только по одному, Самая высокая вершина – только одна. 91. «…Потому что все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу.» (Флп. 2:21). Встреча с Истиной Жители в городе, как звезды на небе: только кажется, что находятся рядом, но на самом деле далеки друг от друга. В толпе люди притиснуты плечом к плечу, но это их не радует. Птицы в стае держатся вместе, но в случае опасности разлетаются в разные стороны. Любая встреча, кроме встречи с Истиной, – это начало расставания. 92. «Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.» (Пс. 33:6). Обрати взор Заставляют оглянуться: цветущий куст сирени, радуга над полем, снежные вершины в лучах заходящего солнца, чистые и прекрасные глаза девушки, доброе и мудрое лицо старика. 93. «…Более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.» (2Петр. 1:10-11). Как сделать твердым призвание? Когда горлица сидит на яйцах, для нее весь мир вокруг исчезает, Когда соловей поет, он ничего, кроме своего пения, не слышит, Когда кот видит мышь, все остальное для него не имеет значения, Когда портной вдевает нитку в иголку, он видит только ушко иглы. 94. «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.» (1Петр. 4:8).

http://isihazm.ru/1/?id=106

94. «…Как уличную грязь попираю их.» (Пс. 17:43). Попирай грязь Если тебе будут давать уличную грязь, разве ты возьмешь ее? Если тебе будут говорить скверные слова, разве ты будешь слушать их? Если тебе будут предлагать лжеучение, разве ты примешь его? Если тебя будут соблазнять гадкие мысли, разве ты будешь воплощать их в жизнь? 95. «…Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.» (Ин. 12:43). Две собаки В парке встретились два знакомых. Каждый из них прогуливал на поводке свою собаку. Хозяин первой собаки начал расхваливать ее достоинства: «Когда я иду в магазин, – сказал он, – она несет в зубах мой бумажник, и никто не смеет отнять его у нее». – «Это хорошо, – сказал владелец другой собаки. – А мой пес сам покупает себе корм для собак, и никто не смеет обсчитать его». – «Почему?» – «Потому что я стою рядом». 96. «…Знание надмевает, а любовь назидает.» (1Кор. 8:1). Не знать, а уметь Пчелы не знают научных данных о нектаре и пыльце, но они умеют их собирать. Стрижи не знают теории полета, но они умеют летать. Ребенок не знает, в чем смысл жизни, но умеет жить более мудро, чем взрослые. 97. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.» (2Кор. 3:6). Поход в горы любителей природы Члены городского общества любителей природы готовились к походу в горы. Кто-то из них купил книгу о редких животных Кавказа, и они читали ее вслух, обмениваясь замечаниями. «Да, некоторые сведения просто пугают, – заметил один турист. – Написано, что в лесу могут встретиться бешеные лисицы». – «Это еще что, – отозвался другой любитель природы. – А вот дальше там сказано, что и волки тоже могут быть бешеными!» Члены общества переглянулись между собой и задумались. «А вот и самое невероятное! – воскликнул один из туристов, просматривавший книгу. – Олени тоже могут болеть бешенством! Да, встретить такого оленя на тропе – зрелище не для слабонервных!» Любители природы единодушно постановили сжечь зловещую книгу. Поход в горы не состоялся.

http://isihazm.ru/?id=134

Но утраченное возвращается вновь уже в таинстве Покаяния, «родившийся и потом умерший может ожить при посредстве покаяния». Вступив в борьбу с грехом в себе, в эту тончайшую невидимую брань, которой исполнено умное делание, начав делание покаяния, которое есть «последствие и действие благодати, насажденной Крещением», мы вновь достигнем оживления для нас, деятельного обнаружения этого данного нам в крещении таинственного дара благодати Божией, заключающегося «в соединении естества человеческого с Божиим естеством и в исцелении первого от прикосновения ко второму». И «если изменить естество может только Бог, то сознание повреждения, произведенного в естестве первородным грехом, и смиренное моление о исцелении и обновлении естества Творцем его, есть сильнейшее действительнейшее оружие в борьбе с естеством». Кто ощутил бедность падшего естества, тот реально, самой жизнью своей осознал необходимость приобщения Христу, тот уже надеется не на себя, не на свое ослепление, не на свои падшие силы, но единственно на Христа, на помощь свыше, тот отвергается своей воли, всего себя приносит в жертву Богу, стремится к Нему всем умом, сердцем, всем существом своим, чем и исполнен непрестанный подвиг умного делания. Бесы, демоны Бес — перевод греческого слова демон, которое у Гомера, Гезиода и др. означает нечто среднее между богами и людьми, а у Платона и души умерших добрых людей.  По верованию древних, такие души делались покровительственными гениями, которые оказывали влияние на личное благосостояние. Сократ часто говорит о своем «демоне». У Семидесяти слово это употребляется для воспроизведения еврейских слов «боги» (Пс. 94, 3), «диаволы» — шедим (Втор. 32, 17), «зараза» (Пс. 90, 6 — «бес полуденный», — «зараза, опустошающая в полдень») и проч. У  Иосифа Флавия  оно всегда употребляется о злых духах. Бесы, по его определению, суть души нечестивых людей («Иуд. Война», VII, 6, 3). В Новом Завете этот термин употребляется несколько раз вообще в смысле языческих богов или идолов (Деян. 17, 18; 1 Кор. 10, 20), но обычно — о злых духах или диаволах, которые хотя веруют и трепещут (Иак. 2, 19), признают Иисуса Сыном Божиим (Матф. 8, 29), но суть слуги своего князя — Вельзевула — сатаны (Матф. 12, 24). См. под сл.  Вельзевул , Диавол, Сатана.

http://pravmir.ru/dyavol-demonyi/

Десятина, 1/10 часть от всех доходов в пользу храма и его служителей или как особый дар Богу, была известна еще до Моисея. В Быт 14. 20 Авраам отдает десятину военной добычи царю Салима Мелхиседеку , «священнику Бога Всевышнего». В Быт 28. 22 и Ам 4. 4 говорится о пожертвовании десятины урожая на святилище в Вефиле , в Ам 4. 4 - и для святилища в Галгале . Согласно Втор 14. 22-23, десятина отдается в Иерусалиме («на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там»). Каждые 3 года десятину надо было отдавать нуждающимся (ср. Втор 26. 12 и сл.), к-рые могли приходить за ней в дом подателя. Десятина отчислялась на содержание левитов (Числ 18. 21-22), позже этот обряд превратился в «десятину из крупного и мелкого скота» (Лев 27. 32 и сл.; 2 Пар 31. 4 и сл.). Существовал также обычай жертвы начатков плодов и первенцев от скота (Исх 23. 19; Быт 4. 4; Исх 34. 19; Втор 8. 8; 26. 1-11), к-рый означал благодарение Богу как Подателю всех благ (ср. Притч 3. 9). Разные виды жертв часто сочетались (Лев 23. 37; Числ 29. 36-39; Втор 12. 6). Мн. приношения сопровождались жертвами воскурения (см.: Clements R. E.  //ThWAT. Bd. 7. Sp. 10-18), или же одна из частей этих жертвоприношений называлась воскурением. «Кадильницы» упомянуты в 3 Цар 7. 50 и были неоднократно найдены археологами при раскопках. Жертву можно также назвать молитвой-действием. Термин  ,  , основное значение к-рого - благодарственная молитва, может обозначать также благодарственную жертву (Лев 7. 12; Ам 4. 5; Пс 94. 2; 99. 4). Молитва (  ,  ;  ,  ;  ,  ), помимо жертвоприношений и песнопений, составляла важнейшую часть В. б. Исследования молитв-плачей и ходатайственных молитв ( Gerstenberger E. S. Der bittende Mensch. Neukirchen-Vluyn, 1980) показали необходимость проводить различие между офиц. богослужением общины и малыми семейными богослужениями. Большинство молитв, используемых в семейном культе и частной молитве, а также в офиц. богослужении, были созданы сочинителями-профессионалами. Оба вида частной молитвы (плачи и ходатайства) могли использовать все молящиеся и вся община. Такие молитвы встречаются в повествовательных и пророческих текстах ВЗ, а не только в Псалтири.

http://pravenc.ru/text/158292.html

Пс. 138 5. Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на Суде: Пс. 37 6. Желание верующего соединиться с Богом и упование на Него в несчастии: Пс. 41 7. Блаженство праведника и гибель нечестивых: Пс. 1 8. Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной: Пс. 14 9. Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним: Пс. 31 10. Не должно завидовать счастью грешников, взирать же подобает на конец беззаконных и праведных: Пс. 36 11. Особенная милость Божия к милостивым: Пс. 40 12. Блаженство пребывающих во храме Господнем: Пс. 83. 13. Прославление благости Господа к уповающим на Него: Пс. 90 14. Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим: Пс. 26 15. Утешение праведника всегдашним хранением Божиим: Пс. 120 16. Воздыхание к отечеству Небесному: Пс. 136 17. Образец молитвы за царя: Пс. 19. 20 Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие главную мысль В каждом псалме можно выделить главную мысль. Поэтому признаку все псалмы можно разделить на группы: 1. Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150. 2. Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149. 3. Благодарение Богу за благодеяния добрым: 22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145. 4. Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143. 5. Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142. 6. Упование на Бога в смущении духа: 3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68, 70, 76, 85, 87. 7. Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142. 8. Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 131, 143. 9. Желание посетить храм: 41, 42, 83. 10. Псалмы учительные о добре и зле: 1, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 23, 24, 31, 33, 35, 36, 49, 51, 52, 57, 72, 83, 90, 91, 93, 111, 120, 124, 126, 127, 132.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

· Христос обещал, что Бог будет внимать молитве: И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, стучите, и отворять вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подает ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный дает Духа Святого просящим у Него ( Лк.11:9–13 ); · воспоминание о бывших милостях: Когда Я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою ( Пс.4:2 ); · Бог, богатый для всех призывающих Его: Здесь нет различия между иудеем и еллином; потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его ( Рим.10:12 ). Положения тела, принимаемые во время молитвы: · поднятие рук: Соломон сделал медный амвон, длиною в пять локтей и шириною в пять локтей, а вышиною в три локтя, и поставил его среди двора; и стал на нем, и преклонил колена впереди всего собрания израильтян и воздвиг руки свои к небу ( 2Пар.6:13 ). Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему ( Пс.27:2 ). Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ); · преклонение колен: Когда Соломон произнес все сие моление и прошение к Господу, тогда встал с колен от жертвенника Господня, руки же его были распростерты к небу ( 3Цар.8:54 ). Придите, поклонимся, и припадем, преклоним колена пред лицом Господа, Творца нашего ( Пс.94:6 ). Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того ( Дан.6:10 ). И Сам [Иисус Христос] отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился ( Лк.22:41 ). Петр (апостол) выслал всех вон и, преклонив колена: молился и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села ( Деян.9:40 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010