Местоимение «все» () прилагается ко всем людям без ограничения, ко всему человечеству, а не к отдельной только малочисленной его части – преступникам. Смерть всех людей, сравниваемая с необычайною смертью Корея (ст. 30), называется наказанием общечеловеческим, всеобщее же наказание может простираться только на общий всем первородный грех 288 . Та же мысль о телесной смерти, как наказании за первородный грех, содержится в Пс.89:2–11 . в нём в связь с гневом Божиим поставляется смерть вообще, а не одна только преждевременная смерть, вызываемая личными беззакониями 289 . Гнев Божий обнаруживается в скоротечности земной жизни человека, для большинства ограниченной пределом в 70–80 лет, для всех исполненной трудов и болезней, завершающихся в общем уделе всех – телесной смерти. По своему характеру изображаемые в псалме бедствия и страдания – общечеловеческие по преимуществу, а не личные только и национальные. О личных и национальных беззакониях в псалме почти не упоминается. Труд и болезненность тела являются общим уделом всех, как и сама смерть, возводимая псалмопевцем к первой причине – Божественному определению за грех Адама: «прах ты, и в прах возвратишься». «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие» ( Пс.89:4 ). Стих этот своею формою, несомненно, напоминает Божественный приговор смерти, исполнившийся над прародителями ( Быт.3:19 ). Нельзя правильно уяснить себе слова 11 стиха о необыкновенной силе гнева Божия, не понимая гнева Божия во всем его объёме, в смысле наказания, постоянно, а не временно только сопутствующего нашей скоротечной жизни. «Все дни наши прошли в гневе Твоем» ( Пс.89:5 ). Таким образом, в Пс.89 -м не только содержится указание на смерть, как на откровение гнева Божия, но и указывается тот момент времени, с которого она, предваряемая многоразличными бедствиями и страданиями жизни, начала господствовать над всем человечеством, т. е. со времени грехопадения Адама (ст. 4). Идея будущего восстания и прославления тел, когда смерть будет поглощена воскресением ( Ис.24:8; 26:19 ; Пс.15,10 ; Пс.16:15 ; Ос.13:14 ;.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Пс.89:14. Исполнихомся заутра милости Твоея.    Как бы достигнув уже того, о чем молились, говорят это; потому что и для них взойдет Солнце правды при скончании века этого. Пс.89:16. И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя.    Сказано опять: «призри» вместо: «призрел», или назирал рабов Твоих и дела рук Твоих. В этом посещении увидев светлость Бога нашего, и обратившись, исправимся, как скоро совершим дело обращены. Пс.89:17. И буди светлость Господа Бога нашего на нас.    Свет боговедения и нас соделал светлыми и славными; и иудеи по возвращении стали опять знаменитыми. И дела рук наших ucnpabu[imp].    «Дела» — что по Закону; а «дело» — что совершается в Новом Завете; потому что в Ветхом Завете жертвы были различные, а в Новом приносится в жертву единый Сын. И дело рук наших ucnpabu[imp].   Uлu: «дела» рук — отдельно взятые наши поступки, а «дело рук» — ведение, вследствие тех приобретаемое.     Οπω τριακοντα της γεγονας..., В другом сочинении св. Афанасия этот текст читается совершенно правильно: πεντκοντα τη οπω χεις (IV послание к еп. Серапиону, О Святом Духе, п. 17 Псалом 90 Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей.   В псалме восемьдесят девятом изобразив обращение народа иудейского, как и естественно следовало, вводить в настоящем псалме лице тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т. е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: «страхом нощным, стрелою летящею во дни» (Пс.90:5), «вещию во тме преходящею», «срящим и бесом полуденным» (Пс.90:6), «тысящами и тмами» (Пс.90:7), «аспидом и василиском», «львом и змием» (Пс.90:13). И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу. Пс.90:1. Живый в помощи Вышняго.    Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного? В крове Бога небесного водворится.   Кто пребывает в сей помощи, тот всегда будет покрываем и охраняем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

89 Обратись, Господи! Моисей молит Бога снова обратиться к людям, но уже не с судом, а с милосердной любовью. Доколе? См. ком. к Пс. 6,4 . 89 милостью Твоею. См. ком. к Пс. 88,2 . 89 Да явится... дело Твое. Имеется в виду дело спасения и утверждения Израиля. на сынах их. Моисей имеет в виду поколение, которому предстоит обосноваться в земле обетованной. 89 благоволение Господа Бога нашего. Иначе: «благодать Божия». в деле рук наших споспешествуй нам. Т.е. Моисей просит благословения Божия на все дела, совершаемые повседневно. Глава 90 Пс. 90 Этот псалом гимн Богу и выражение упования верующего. 90 Живущий под кровом Всевышнего... покоится. В этом стихе выражена главная идея псалма: Господь оберегает тех, кто живет по Его законам. 90:3 См. статью «Вездесущий и Всемогущий». 90 перьями Своими осенит тебя. Поэтический образ. Господь уподобляется птице, любовно оберегающей от беды своих птенцов. щит и ограждение истина Его. Соблюдение заповедей Божиих (Его истины) является само по себе защитой от зла. 90 ужасов в ночи. Т.е. неожиданной и непредвиденной беды. стрелы. Т.е. открытого противостояния врагов. 90 Ангелам Своим. Воля Божия нередко совершалась через посредство Его небесных служителей ангелов невидимых созданий, наделенных Им особым могуществом. 90 на руках понесут тебя. Эти слова напомнил Иисусу сатана ( Мф. 4,6 ), соблазняя Его броситься вниз с крыши храма. Враг Господень хотел, чтобы Иисус подверг испытанию могущество Божие, т.е. нарушил заповедь (см. Втор. 6,16 ). 90 на аспида и василиска наступишь. Ср. Лк. 10,19 . 90 За то, что он возлюбил Меня. Защита, обещанная Богом псалмопевцу, не обязательно распространяется на всякого человека. Ее заслуживают лишь те, кто верует в Бога и любит Его. Об этом говорится и в часто цитируемых словах НЗ: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» ( Рим. 8,28 ). Глава 91 Пс. 91 Псалом представляет собой величественный гимн во славу могущества деяний Божиих (ст. 5). Он также четко противопоставляет процветание праведных (ст. 13–16) и поражение беззаконных (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.90:10             Не приключится с тобой зло,                         и рана не приблизится к шатру твоему. «Не приключится» – также: не будет попущено (Бог не допустит; Исх.21:13 ). «Рана» нега – также: 1) побои ( Втор.17:8 ); 2) самое жестокое «поражение» (последняя казнь Египетская, умерщвление первородных; Исх.11:1 ); 3) «казнь» ( Ис.53:8 ). Пс.90:11             Ибо ангелам Своим заповедает о тебе –                         охранять тебя во всех путях твоих. «Охранять» – также: «стеречь». Демоны «стерегут пяты» человека ( Пс.56 /55:7); это – главная повадка врагов- " соглядатаев» ( Пс.5:9 ). И ангелы Божии «стерегут» человека; о человеке идет борьба в мире духов. «Во всех путях твоих» – если все, что предпринимает человек, находится «под покровом Всевышнего» (ст.1), не выходит из-под покрова. Пс.90:12             На ладонях понесут тебя,                         чтобы не ударил о камень ногу твою. «Понесут» – также: примут, подымут (см. Пс.24 /23:4). «Ударил» – в значении: ударился. Глагол нагаф (в той же формации qal) означает «поражать», нанести страшное ( Исх.7:27 ) или решительное ( Пс.89 /88:24) поражение. «Камень» – символ с полярными значениями: Господь «поставил на камне ноги мои» ( Пс.40 /39:3); зд. «камень на пути» – падение. Этот стих Псалма диавол хотел использовать против Христа. «Это выражение диавол применил ко Христу – «если Ты Сын Божий, бросься вниз» ( Мф.4:6 ), – но Господь, обличая его, сказал в ответ: «написано также: не искушай Господа Бога твоего» ( Мф.4:7 ; Втор.6:16 ), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему» (ПсСвОт). «Искушать Бога» значит испытывать: есть Он или нет? Заметим, что диавол говорил от Писания и Христос говорил от Писания. Пс.90:13             На льва и аспида наступишь,                         потопчешь скимна и змия. " Лев» шахал – символ враждующего; упоминается почти всегда в негативном значении (однако и Яхве называет себя «лев и скимен» в отношении грешных Израиля; Ос.5:14 ). «Скимен» кефир – молодой лев. Когда враг рода человеческого изображается как лев (арйе, шахал, кефир), то он обнаруживает две повадки: первая – терзать ( Пс.7:3 ), вторая – скрываться ( Пс.10:8 /9:29).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

139 сохраняет такую традицию: первые два стиха относит он к Диодору, 3-й Евсевию 4 и 5 стихи – Афанасию, 6 – Аполлинарию, 7 – Феодориту, три следующих – Евсевию 11 стих – Дидиму, 12 – Евсевию; в комментарии псалма 89 – два фрагмента Кордерия и Миня: один из них, по Paris Gr 139, принадлежит Диодору, другой – анонимному автору и Евсевию. Фрагменты толкования на пс. 90 распределяются в Paris Gr. 139 между Афанасием, Евсевием, Феодоритом, Кириллом Александрийским и Исихием. Три фрагмента толкований на пс. 91 отнесены к Кириллу Александрийскому , на 92 пс. – Исихию, на 93 пс. – Дидиму, Кириллу и Исихии и т. п. 1138 . Однако указанное разногласие Paxis Gr. 139 не может совсем подрывать достоверность мнения Кордерия, который на основании своих манускриптов приписывал фрагменты толкований на пс. 81–95 Диодору. Смешение фрагментов и обозначений авторов – это обычные литературные факты в истории древней письменности. Тот же Paris Gr. 139 и подтверждает некоторые фрагменты коллекции Кордерия, как произведение Диодора. В последнее время в историях произведений Диодора придаётся особенное значение ms. Coislin 275 1139 . Последний, между прочими фрагментами толковании на псалмы, заключает и фрагменты толкований Диодора на псалмы 81–89, соглашаясь во многом с Paris Gr. 139 1140 . Это соотношение Paris Gr. 139 и Coislin. 275 служит выяснению в известном смысле научной ценности фрагментов и коллекции Кордерия, подтверждая некоторые из них. Обращаясь к содержанию фрагментов коллекции Кордерия, нужно сказать, что они не могут поддерживать мысли о единстве их автора. Есть много признаков того, что авторы фрагментов не только были различные лица, но и самых противоположных направлений. Поэтому, если можно удостоверять антиохийское направление относительно таких фрагментов, как например, толкование псалмов 83–85, пс. 86 2, 5, 6 стихи, 89, 94 псалмов, то относительно 11 стиха пс. 87, 5, 11, 25 стихов 88 пс., 90 и др., где мысль экзегета ежеминутно уносится к пророческим созерцаниям, это сказать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Псалом 52 (53) во многом повторяет Псалом 13 (14). О беззаконных, которые «едят народ, как хлеб» (ср. Пс.14 /13:4), в Псалме 52 говорится: Пс.52:6             Там они устрашатся страхом, [где] нет страха,                         ибо Бог рассыплет кости ополчающегося на тебя,                         ты постыдишь их, ибо Бог отверг их. «Устрашаться страхом», ужаснутся ужасом – оборот обозначает полное поражение от страха ( Пс.14 /13:5), но страха – ложного, «своего», нутряного; нечестивые от страха парализованы 283 . У кого совсем нет страха Божьего («сказал низкий в сердце своем: нет Бога»; Пс.53 /52:2), тот познает непрекращающийся испуг. Так действует благодать на беззаконных – не силой, но обнаруживая грех , на дне которого оказывается ужас. «Рассыплет кости» – разрушит строй сил: если кости рассыпались, что будет с телом? Ср.: «Ты рассыпал врагов Твоих» ( Пс.89 /88:11). «Ополчающегося» – ополчаться могут люди и духи: «ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его» ( Пс.34 /33:8). Тот, кто «ополчается на» праведного, потерпит поражение оттого, что внутренние скрепы его ополчения будут рассыпаны. Христом диавол был приведен в полное бессилие и расстройство. Псалмы 53 и 54 входят в состав Шестого часа, воспоминающего распятие Христа. Пс.53:7             Он возвратит зло соглядатаям моим.                         Истиной Твоей повергни их. «Возвратит» – синоним «воздаст» ( Пс.18 /17:21). Бог обращает зло человека на человека, когда милость невозможна. Это – враги Господу. Таковы мистические «соглядатаи» ( Пс.5:9 ) и те, кто заодно с ними. Здесь: враги Давида – враги Господу. «Истиной Твоей повергни» – истиной, а не силой. Если зло возвратится к злодеям, то явится справедливость и истина. Так Давид возвращает свежую силу знакомым словам: силой – суди, истиной – повергни. В Псалме 54 (55) говорится о духовном растлении в Иерусалиме перед казнью Спасителя. Пс.54:3,4             …исхожу в жалобе моей и подвигаюсь                         от гласа вражьего и от гнета 284 нечестивого,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010