Петра диавол «ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет.5:8 )? Отвечаем: ныне деятельность сатаны, его прельщающие людей козни связаны в том смысле, что во Христе по слову Ап. Павла вам, верующим, дано «всеоружие Божие», по слову св. Петра мы можем противостоять обольщениям диавола «твердою верою» ( Еф.6:11 ; 1Пет.5:9 ). Некогда фарисеи, услышавши об исцелении Господом бесноватого, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовскаго. Но Иисус, зная помышления их, сказал им всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? Или, как может кто войти в дом сильнаго и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильнаго? и тогда расхитит дом его» ( Мф.12:24–26 . Мф.12:29 ). Сам Господь изгнание духа злобы из человека сопоставляет с связанием его. Наоборот, возобладание диавола над человеком тоже именуется связанием ( Лк.13:16 ). Святой писатель Апокалипсиса говорит верующим во Христа: «вы победили лукаваго» ( 1Ин.2:13–14 ). Следовательно, сатана ныне в прельщении людей связан, побежден силою веры в распятого за нас Господа; он ходит как лев рыкающий и ангелы его воздвигают брань против верующих, но побеждаются ими. Буквального связания сатаны не признают и адвентисты. Итак, скование сатаны в Откр.20:2 , должно понимать, как победу над ним, превращение в ничто его обольщения силою веры во Христа. Как понимать тысячу лет, на которую связан сатана по 20, 2–3 Откровения? В первое время существования христианства отчасти под влиянием представления, бывшего в ветхом завете, о наступлении славного царства Мессии в земном смысле – существовало ожидание Его пришествия именно для устроения царства славы. Оно отразилось потом в учении некоторых отцов о 1000-летнем царстве Христа на земле (хилиазм). Св. Апостол Петр посему против глумящихся над Христовой верой пишет к верующим следующее. «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один День ( Пс.89:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский Содержание СОДЕРЖАНИЕ И это послание пишет апостол Петр к тем, которые уже уверовали. Он напоминает о том, что прежде писано. Зная, что скоро разрешится от тела, апостол старался всем напомнить то учение, которым они были оглашены. И во-первых, говорит о вере, показывая, что она возвещена пророками, и что пророчества, относящиеся ко Спасителю, изрекаемы были не человеками, но Богом. Потом, убеждает не внимать обольстителям, говоря, что они погибнут, как случилось это и с согрешившими ангелами. Предсказывает, что придет время, когда ругатели будут обходить всюду и стараться обольстить некоторых, говоря, что мы напрасно проповедуем второе пришествие Спасителя, потому что всегда говорим об этом, а Он все еще не пришел. Таковых в особенности заповедует удаляться, и учит не унывать по случаю медлительности; ибо все время пред Господом ничто, потому что у Него один день как тысяча лет и тысяча лет как один день (Пс. 89, 5). Впрочем, утверждает и доказывает, что день Господень придет скоро, и заповедует всем быть готовыми к нему добрыми делами и любить писания апостола Павла, а не внимать тем, которые извращают их, потому что они извращают и все Священное Писание. Напомнив это и научив всех заботиться о своих делах, убеждает не отпадать от цели веры, и таким образом оканчивает послание.  ОГЛАВЛЕНИЕ О призвании в вере, утверждаемом делами добродетели, и о надежде будущих благ. Увещание помнить учение после смерти его и о том, что он на горе Фаворе слышал глас Божий о Христе. Предсказание о том, что явятся еретики обольстители, об их нечестии и будущем наказании. Повторение о злобе еретиков; здесь же о том, что Христос внезапно придет при кончине века сего и что посему должно украшать себя всякой добродетелью.  ГЛАВА ПЕРВАЯ Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа. Симон есть сокращенное имя Симеона, как и Митр - Митродора, Мина - Минодора, Февда - Феодосия. С самого начала апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их стараться в деле проповеди равняться апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными. Апостол постоянно желает верующим мира, который дал им Христос по воскресении Своем из мертвых и при отхождении к Отцу, взывая: мир вам (Ин. 20, 19; 21; 26; Лк. 24, 36). И в церкви мы молим Господа, чтобы дал нам ангела мирна, и священник от святого жертвенника подает народу мир; потому что мир есть мать всяких благ. Поэтому и Господь заповедал ученикам Своим, чтобы они при входе в дома прежде всего подавали мир (Мф. 10, 12; Лк. 10, 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1053...

Так если и подумать нельзя, что и такое малое строение может сделаться без строителя, то этот ли необъятный дом наш (мир сей) мог устроиться без помощи кого-либо другого? – Но человек ли какой мог взойти на высоту небесную и засветить там солнце, дать иной свет луне, зажечь звёзды, или на земле воздвигнуть к облакам горы, провести на тысячи вёрст реки? И ребёнок скажет, что не достанет на это и всех сил человеческих. Значит, есть ещё другое Существо, Которое возмогло все это устроить; и вот Сие-то богатое силою и разумом Существо и называем мы Богом. И Прор. Давид справедливо называет того безумным, кто говорит: нет Бога. Не только великие создания Божии, но и самые крохотные из них, – птички, цветки, и те своим существованием как бы говорят нам: мы Им живём и движемся. Как душа в теле, так и Бог в Своём творении явен: невидимая бо Его, от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество ( Рим.1:20 ). Впрочем говорил же Господь Иудеям, хотя Сам и творил пред всеми людьми предивные чудеса: исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Если бы и нам не дано было Божественного Писания, то как бы мы знали, когда и как Бог устроил мир сей? Без откровения Божественного великая тьма царствовала бы в уме нашем; a потому и должны мы верить всему, что Бог возвещает нам через Писание, которое говорит: в начале Бог сотворил небо и землю ( Быт.1:1 ). Что же было до начала мира? – Господь говорил Иудеям: истинно, истинно говорю вам: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь ( Ин.8:58 ). Это тоже, что Он говорил и чрез пророка: зане Бог Аз есмь, a не человек. И Давид потому взывал: прежде даже горам не быти и создатися земли от века и до века Ты еси ( Пс.89:3 ). Ибо им и веки сотворены, как сказано; и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин.1:3 ). Господь – Сын предвечного Бога, приняв для нашего спасения образ раба, когда отходил к Отцу, то говорил: Отче! прослави Меня славою, которую Я имел y Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В третьей главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о " наглых ругателях " , которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (ст 1-4), а затем повествует о последних судьбах мира: подобно тому как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакая гибель ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне. Мир, созданный Словом Божиим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до " дня суда и погибели нечестивых человеков " (ст. 5-7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить о сем замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого " один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день " (Пс. 89:5). А если определение Божие о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви к людям и Божием долготерпении: Господь " долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию " (ст. 8-9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как тать (вор) ночью, но выражению, употребленному Самим Господом (Мф. 24:43). При этом образе речи как побочная представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что приобрели и имели, ибо тать похитит все это и погубит (Мф. 13:12; ст. 10). С приходом " дня Господня " последует преобразование мира огнем: " небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят " — небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Мф. 24:35 и Тай-новидец в Апок. 20:11. Под " стихиями " разумеются простейшие составные части природы, каковыми в древности почитались огонь, вода, воздух и земля. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится, причем земля и все существующее на ней, все " дела " , то есть природа и искусство, древа, растения, минералы, животные, города, дома, оружия и учреждения — все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Авв. 2:13).

http://sedmitza.ru/lib/text/430601/

( Мф.25:41 ); ( Откр.20:10 ). Говоря о создании неба и земли Словом Божиим (ст. 5) и произведении потопа по силе того же Слова (ст. 6), Апостол показывает, что и ныне мир, как бы сам в себе носящий возможность к разрушению, только ждет грозного слова Божия, чтобы начать великое разрушение. Если по слову Божию: да будет приведено было в бытие все существующее, то и словом: да не будет все может быть разрушено. Только не помня зависимости мира от Бога и можно говорить о его вечности. Но забывать это могут только наглые еретики, для коих геенна огненная неизбежный удел. 723 Открыв приблизительное время изменения мира, а с ним и второго пришествия Господа, в возможности которого сомневались еретики, Апостол указывает, что отдаленность этого времени только кажущаяся, так как с точки зрения Вечносущего тысяча лет все равно, что один день, как это высказано было еще псалмопевцем ( Пс.89:5 ), почему нельзя считать Господа медлящим ни вообще, ни в частности в отношении к людям, так как им дается больше времени для раскаяния и обращения к Богу; как и перед потопом давались многие годы на исправление, так что в продолжение сих лет скончались многие отцы погибших в потопе. «Как во дни перед потопом ели, пили, женились... и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого», говорил Сам Иисус Христос ( Мф.24:38 ), указывая на неожиданность для многих пришествия Господня. Некоторые неправомыслящие (хилиасты), имея в виду это упоминание Апостола Петра о творении, думают, что между днями творения и тысячелетиями существования мира должно быть соответствие, так что, когда исполнилось 7000 лет (в 1492 г.), ожидали конца мира, но ожидание сие не сбылось и не имеет сбыться, как бы ни велось летосчисление, ибо слова псалмопевца не должно понимать буквально; к тому же, Иисус Христос сказал, что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы, ни Сын Человеческий» ( Мф.24:36 ); ( Мк.13:32 ); посему тщетны всякие счеты и выкладки. 725 Указывая на неожиданность пришествия Господня, Апостол увещевает готовиться к нему святою жизнью, так как пришествию Господню будет предшествовать быстрое изменение мира ( Мф.24:29 ); но еще быстрее совершится молниеподобное пришествие Сына Человеческого (27 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Равно богооткровенное учение из всех учений о происхождении мира – единственно согласное и с понятием о мире: законосообразность и гармония в мире, равно как и существование в нем духовных существ (чего не может объяснить материализм) находят свое основание в высочайшем совершенстве Творца; ограниченность мира и его недостатки (чего не может объяснить пантеизм) объясняются отдельностью мира от Бога, как Его творения, а не проявления Его собственной природы. § 5. Творение мира не от вечности, а во времени, или вместе с временем I. Мир существует не от вечности, а сотворен Богом во времени, или вместе с временем. Догмат о временности миротворения вытекает прямо из учения о созданности мира. Если мир создан, значит он некогда не существовал, и следовательно, имеет начало. Как вечное не может быть созданным, ибо оно всегда существовало и существует, так и созданное не может быть вечным, ибо его некогда не было и оно стало существовать только после сотворения. Творец и его творение и не могут быть совечными: причине производящей необходимо существовать прежде того, что от нее произошло. Таким образом за созданным нужно признать начальность или временность. Мало этого. Время не есть что-либо существующее независимо от вещей, а есть не иное что, как преемственные и последовательные перемены, происходящие в бытии вещей; без таковых перемен не было бы места и для времени. Посему даже правильнее говорить, что Бог сотворил все существующее не только не от вечности, а во времени, но и вместе с временем. Православная церковь и учит, что Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие». 41 Откровение утверждает истину о временности миротворения, когда упоминает прямо о начале вселенной: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ), и указывает, что ее некогда не было: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную ( Пс.89:3 ), – или – ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

1.5. Творение и время    Как соотносятся между собой творение и время? Если сказать, что Бог творит в вечности, то нужно будет признать, что творение совечно Творцу. Это мнение о совечности Творца и твари, высказанное Оригеном, было Церковью отвергнуто. В Священном Писании говорится, что творение не совечно Богу: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс.89:3). И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин.17:5).    Если сказать, что Бог творит во времени, то в таком случае придется признать, что: 1) Сам Бог существует во времени и, следовательно, не вечен; 2) время совечно Богу, что абсурдно; 3) имело место два творения: сначала было сотворено время, а потом во времени Бог сотворил весь мир, что также нелепо.    Бог сотворил мир в начале (Быт.1:1). Свят. Василий Великий таким образом пишет о том, что такое начало времени. «Как начало пути еще не путь и начало дома еще не дом, так и начало времени еще не время, а даже и не самомалейшая часть времени». Блаж. Августин дает представление о времени следующим образом: «Время не бывает без некоторой подвижной изменчивости... кто не поймет, что времени не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением? Моменты этого движения и изменения, поколику совпадать не могут, оканчиваясь и сменяясь другими более краткими или более продолжительными промежутками, и образуют время».    Следовательно, если нет твари, нет тварного изменчивого бытия, то нет и времени. Возникнув, тварный мир, как созданный из ничего, начинает изменяться, и это изменение порождает время. Поэтому, заключает блаж. Августин, «напрасно искать времени раньше твари: как будто можно находить время раньше времени!.. Отсюда, скорее время началось от твари, чем тварь от времени...».    Время предполагает некоторую длительность, некоторый процесс, в котором можно выделить составляющие: прошлое, настоящее и будущее. Но начало, т. е. первое мгновение, когда был создан мир, — неделимо, оно находится вне длительности и, следовательно, вне времени.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

достигает наивысшей интенсивности, после чего следует реакция: ослабление, упадок душевной энергии, выражающийся в печали, унынии. В таком случае более последовательно ставить печаль после Г., что и делают мн. св. отцы. Г., полагают нек-рые отцы Церкви, приводит к любостяжательности, сребролюбию ( Greg. Nyss. De virgin. 4//PG. 46. Col. 344). Сохранение страсти Г. в человеке, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), отнимает у него возможность к духовному преуспеянию (Т. 1. С. 510). Бог не внимает молитве гневливого (Т. 5. С. 92). Святитель повторяет слова прп. Исаака Сирина о том, что «молитва злопамятного - сеяние на камне» ( Isaac. Syr. Sermo 89). И свт. Иоанн Златоуст отмечал, что «станет ли кто молиться, он молится напрасно, если делает это во гневе и раздражении» ( Ioan. Chrysost. In Act. 17. 3). Страсть Г. удаляет из сердца важнейшие христ. добродетели: любовь к Богу и ближним, терпение, кротость, милосердие и проч. «Дух Святой не обитает там, где гнев» (Ibidem; ср.: Ioan. Climacus. 8. 14). По выражению прп. Ефрема Сирина , кто не легко принимает в себя духа вспыльчивости, делается обителью Духа Святого ( Ephraem Syr. Sermo de virtut. et vit. 9). «...Чистый, но приведенный в смятение гневом, ум не в силах предаться созерцанию, поскольку вещи как бы затемняются некими облаками, окутывающими их» ( Evagr. Capita cognoscitiva. 28). Истинное ведение дается только кроткому, гневливому - лживое (ср.: Idem. Cap. cogn. (=Skemmata). 57; ср.: Macar. Aeg. I 3. 4). «Гнев губит и разумных» (Притч 15. 1). Христианин не должен иметь Г., проявляющийся не только в действии, но и в помышлении. Это запрещает ветхий Закон: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем» (Лев 19. 17); «перестань гневаться и оставь ярость... ибо делающие зло истребятся...» (Пс 36. 8-9); «гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его» (Притч 19. 19). Тем более запрещают Г. евангельские заповеди: «...всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5.

http://pravenc.ru/text/165179.html

Митр. Макарий (Булгаков) говорит, что учение об образе или способе сотворения мира кратко может быть сформулировано так: «Бог сотворил мир по вечным идеям Своим о нем, совершенно свободно, единым мановением воли. В идеях от века предначертан был план мироздания; свободная воля определила осуществить этот план; мановение воли действительно осуществило» 557 . Однако, как именно всемогущая воля и творческое слово Божии вызвали вселенную из небытия в бытие, является тайной, которая постигается только верой (см.: Евр.11:3 ). 1.5. Творение и время Как соотносятся между собой творение и время? Если сказать, что Бог творит в вечности, то нужно будет признать, что творение совечно Творцу. Это мнение о совечности Творца и твари, высказанное Оригеном , было Церковью отвергнуто. В Священном Писании говорится, что творение не совечно Богу: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ). И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:5 ). Если сказать, что Бог творит во времени, то в таком случае придется признать, что: 1) Сам Бог существует во времени и, следовательно, не вечен; 2) время совечно Богу, что абсурдно; 3) имело место два творения: сначала было сотворено время, а потом во времени Бог сотворил весь мир, что также нелепо. Бог сотворил мир в начале ( Быт.1:1 ). Свят. Василий Великий таким образом пишет о том, что такое начало времени. «Как начало пути еще не путь и начало дома еще не дом, так и начало времени еще не время, а даже и не самомалейшая часть времени» 558 . Блаж. Августин дает представление о времени следующим образом: «Время не бывает без некоторой подвижной изменчивости... кто не поймет, что времени не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением? Моменты этого движения и изменения, поколику совпадать не могут, оканчиваясь и сменяясь другими более краткими или более продолжительными промежутками, и образуют время» 559 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Горе лжеучителям 2:20—22    В конце главы Апостол отмечает особую преступность этих еретиков, говоря, что «лучше бы им не познать пути правды» (ибо тогда самое неведение несколько извиняло бы их, как видно из Евангелия от Луки (12:48)), «нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди». Апостол сравнивает их с псом, возвращающимся на свою блевотину и с вымытой свиньей, идущей снова валяться в грязи (ст. 20—22). Экзегетический разбор Второго Послания ПетроваТретья глава Лжеучители и лжеучения, о втором пришествии Христовом 3:1—15    В этой главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о «наглых ругателях», которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (1—4), а затем повествует о последних судьбах мира — будто бы подобно тому, как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакой гибели ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне.    Мир, созданный Словом Божьим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до «дня суда и погибели нечестивых человеков» (ст. 5—7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить об этом замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (Пс. 89:5)». А если определение Божье о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви и долготерпении к людям.    Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (ст. 8—9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как «тать» (вор) ночью, по выражению, употребленному Самим Господом (Матф. 24:43). При такой постановке вопроса, закономерной представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что имели (Матф. 13:12; ст. 10).    С приходом «дня Господня» последует преобразование мира огнем: «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» — нынешнее видимое небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Матф. 24:35 и Тайновидец в Апок. 20:11. Под «стихиями» понимаются простейшие составные части природы. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится. Причем земля и все существующее на ней, все «дела», то есть природа и все, сделанное людьми, растения, минералы, животные, города, дома, орудия и учреждения все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Аввак. 2:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010