Что ненадежен конь для спасения ( Пс. 32:17 ) – давно изведано опытом. И небезосновательным кажется наблюдение, что «Израиль во дни благоденствия никогда не пользовался в войнах конскою силою, и никто из святых не признавал приличным иметь коней в собственном употреблении». 89 Закон духовный в лице Моисея гласит: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой, из среды братьев твоих... Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней» ( Втор. 17:14–16 ). Следовательно, даже когда явится в нас разум духовный – этот законный царь богозданного естества нашего, – все равно представляется опасным увеличение бессловесных стремлений нашей плоти. Впрочем, совершенное избавление от них невозможно, ибо они составляют часть нашей природы. И поэтому кроме египетской колесницы бывает еще и колесница Израиля, и конница его ( 4Цар. 2:12 ). Израильской же конница становится не от рода лошадей, но от управляющих ими наездников. Кто, господствуя над удовольствиями плотскими, удерживает узды неразумных пожеланий, контролирует их и попечения о плоти не превращает в похоти ( Рим. 13:14 ), – тот дает возможность самому Господу управлять ими, так что колесницы их становятся Божиими ( Пс. 67:18 ) и спасительными ( Авв. 3:8 ). А кто не обуздывает бешеное ржание коня своего и не сдерживает убийственный грохот скачущей колесницы ( Наум. 3:2 ), но увлекается и обольщается похотями своей плоти, тот, подобно всаднику египетскому, потопляется вместе с конем и колесницами фараоновыми, испытывая на себе гнев Божий, по сказанному: «В тот день Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием» ( Зах. 12:4 ). Не только в начале, но и на протяжении всего пути моего к земле обетованной ждут меня сыны иноплеменников. И лишь Господь – Помощник мой и Покровитель на пути сем. Сей мой Бог, и прославлю Его; Бог как отца моего, так и меня самого, и вознесу Его ( Исх. 15:2 ). Господь, сокрушаяй восстающие на меня брани врага, Господь – имя Ему, и Он сражается за меня, когда я не знаю, где найти спасение от греха ( Исх. 15:3 ). Он колесницы фараоновы и всю силу его вверже в море плача моего о греховности моей ( Исх. 15:4 ). Пучиною покры их многие слезы мои, и погрязоша во глубине их, яко камень, под тяжестью собственных деяний, все избранные исполины фараоновы, на которых он возлагал всю надежду свою ( Исх. 15:5 ). Так, иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо ( Пс.19:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Я немного поел, и немедленно почувствовал подкрепление своим силам и возрадовался душою. Я почувствовал себя настолько бодрым, что мне показалось, будто я вовсе не уставал. Затем они показали мне тропинку, по которой я должен был идти к святому Марку, и отошли от меня. Продолжая путь, я подходил к высокой горе, которая, казалось, достигала до неба. На ней совершенно ничего не было, кроме пыли и камней. Когда я подошел к горе, то на краю ее я увидал море. Поднимаясь на гору, я шел в течение семи дней. Когда наступила седьмая ночь, я увидел сходящего с неба к святому Марку ангела Божия, говорившего ему: — Блажен ты, авва Марк, и хорошо будет тебе! Вот мы привели к тебе отца Серапиона, которого хотела видеть душа твоя, так как ты не пожелал кроме него видеть никого другого из людей! Когда окончилось видение мое, я пошел безбоязненно и шел до тех пор, пока не достиг пещеры, в которой проживал святой Марк. Когда я приблизился к дверям пещеры, услыхал святого, поющего псалмы Давида и произносящего: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс.89:5), и дальше из того же псалма. Затем от преизбытка охватившей его духовной радости святой стал такими словами говорить сам с собою: — Блаженна душа твоя, Марк, что при помощи Божией ты не загрязнил себя нечистотами мира сего, что ум твой не пленился скверными помыслами! Блаженно тело твое, так как оно не погрязло в похотях и страстях греховных! Блаженны очи твои, которых диавол не мог соблазнить созерцанием чужой красоты! Блаженны уши твои, потому что они не услыхали голоса женского в этом суетном мире! Блаженны ноздри твои, потому что они не обоняли смрада греховного! Блаженны руки твои, потому что они не прикасались ни к каким, принадлежащим людям, вещам. Блаженны ноги твои – не вступавшие на дорогу, ведушую к смерти, и не устремлявшиеся ко греху! Твоя душа преисполнилась духовной жизни и ангельской радости! И снова затем он стал говорить, обращаясь к душе своей: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его» (Пс.102:1–2). Зачем скорбишь ты, душа моя? Не бойся! Ты не будешь задержана в темницах ада, бесы ни в каком случае не смогут оклеветать тебя. По благодати Божией в тебе нет какого-либо особенного греховного порока: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс.33:8). Господь, Блажен раб, исполнивший волю своего господина».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

23:27–28). Узнал псаломник, что от Бога никуда ни уйти, ни скрыться невозможно, и воззвал к Нему: Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли во ад – и там Ты. Если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. И сказал я: «Может быть, тьма скроет меня». Но и ночь есть свет во услаждении моем, ибо ночь не будет темна от Тебя, и ночь будет светла, как день: какова тьма ее, таков и свет ее (Пс. 138:7–12). Некогда бежал было от лица Господа пророк Иона. Но десницею Божией удержан, и увидел себя во чреве кита, и оттуда той же десницей Божиею извлечен на землю (Ион. 1:3; 2:1–11). Никуда от Бога ни уйти, ни скрыться невозможно. О, бедный грешник! Куда ты убежишь от Того, Который есть везде? И где ты скроешься от Того, Который все видит? Знаешь ли, куда бежать? От правды Его к благости Его и от суда Его к милости Его беги. Каково величество Его, такова и милость Его (Сир 2:18). И скрывайся верой в пресвятых язвах Христовых. Вот убежище, к которому христиане прибегают и где безопасно скрываются от гнева Божиего! О, Иисус! Сыны человеческие под кровом крыл Твоих будут благонадежны (Пс. 35:8). Как птенцы под крыльями птицы, так и грешники под кровом благости и человеколюбия Твоего скрываются. Господи! Ты нам был прибежищем в род и род (Пс. 89:2). Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28). 56. Сам здесь   Бывает, что когда господин где-то близко находится, а рабы его не видят или не знают, что он близко, раб, знающий о нем, других рабов предостерегая, чтобы шумом своим или иным каким бесчинством его не прогневали и не были бы наказаны, говорит им тихо: «Тише» или: «Молчите – сам здесь». Так и рабы Божии, пророки и апостолы, Духом Божиим просвещенные, предостерегают нас, о, христиане! И говорят нам: «Слышите: сам здесь Тот, Который есть везде и все исполняет». Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко (Флп. 4:5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Такая верная душа всего у Бога, Отца своего, со смирением и страхом просит и ожидает: «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» ( Иак.1:17 ). Получает ли просимое – благодарит, не получает – однако не отчаивается, но с терпением ожидает, с пророком вопия: «К Тебе возвел я очи мои, живущему на небесах. Вот, как очи рабов на руке господ своих, как очи рабыни на руке госпожи своей: так очи наши» устремлены «ко Господу Богу нашему, пока Он не помилует нас» ( Пс.122:1–2 ). И как ребенок, видя напасть и беду, к матери бежит, и у нее помощи и защиты ищет, и, в болезни и немощи находясь, к матери воздыхает и простирает руки, и немощь свою матери объявляет, так и верное сердце во всяком искушении и бедствии к Богу бежит и у Него помощи и защиты просит, с прочими верными вопия к Нему: «Господи, Ты был нам прибежищем в род и род» ( Пс.89:2 ); и еще: «Ты мое прибежище от скорби, объявшей меня. Радость моя! Избавь меня от окруживших меня» ( Пс.31:7 ). И хотя от Отца Небесного наказание принимает, однако не отступает от Него; как благо принимает все, что от благого Бога посылается, помня утешительное слово, которое Он сынам Своим говорит: «Сын мой! не пренебрегай наказанием Господним, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр.12:5–6 ). И как ребенок от незнакомых и чужих людей удаляется и бежит, опасаясь их, хотя и опасности нет никакой, так и верная душа, поскольку не от мира сего, от него и от всего, что в нем имеется, как чужого, удаляется и опасается, чтобы через то от Бога не удалиться и не лишиться Его. Честь, слава, богатство и сласть мира сего подозрительны для нее; бережется от тех, которые и делом и словом о земном и тленном помышляют; бережется, как чужих, не обходится с ними по-дружески, опасаясь, чтобы через их дружбу от Бога своего не удалиться и через их любовь Божией любви не лишиться. И как ребенок, хотя и манят его чужие и привлекают к себе яблоком или чем другим, подобным тому, от матери своей не отстает и не идет к чужим; хотя и случается, что приходит к ним и принимает от них подаваемое, но со страхом и тотчас, приняв, возвращается и бежит к матери своей, – так и верная душа, хотя прельщает ее мир этот честью, славой, богатством, утехой своей, не соизволяет ему, не отстает от Бога своего; не держится мира, опасаясь прелести его, «ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В Священном Писании можно найти много свидетельств о вечности Божества и его независимости от условий времени. Например, в Пс. 54, 20 Бог называется «от века Живущий». Пс. 89, 3: «Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную от века и до века Ты — Бог». Плач. 5, 19: «Ты, Господи, пребываешь во веки». 2.2.4. Неизмеримость и вездеприсутствие Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства, как формы существования изменчивого бытия. Священное Писание много говорит о вездеприсутствии, вездесущии Бога. Пс. 138, 7-10: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня». В Иер. 23, 24 Бог устами пророка спрашивает: «Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит Господь. — Небо — Престол Мой, а земля — подножие ног Моих». В силу того, что Бог не зависит от пространства, следует, что Бог для Своего бытия не нуждается в месте. Именно этим обусловлено евангельское требование поклонения Богу «в духе и истине» (Ин. 4, 21), в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве. В Ветхом Завете считалось, что единственным местом, где может происходить непосредственное служение Богу, принесение жертв, является гора Мориа, на которой находился ветхозаветный храм. Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем самым утверждаем, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто. Св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение Православной веры», кн. 1, гл. XIII) говорит: «Все отстоит от Бога, но не местом, а природой». Бог Сам не нуждается в месте и нельзя назвать конкретное место, в котором Бог пребывал бы. «Ибо велико и непроходимо расстояние, — говорит святитель Григорий Богослов, — отделяющее Несозданное естество от всякой созданной сущности». В тропаре Св. Духу «Царю небесный»… говорится, что Бог «везде сый и вся исполняли».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

    Прокимен, гл. 4: «Да будет благоволение Господа Бога нашего на нас и в деле рук наших споспешествуй».     Стих: «Да явится на рабах Твоих дело Твое» (Пс. 89:17, 16). Перед началом учения     Тропари, гл. 6:    1. «Спаситель, как некогда Ты пришел и стал посреди учеников Своих, мир даруя им, так прийди ныне и к нам и спаси нас».    2. «Христе Боже, Дух Твой Святой некнижных учеников сделал наставниками и сошествием на них проповедниками на разных языках, ложное языческое учение уничтожил, как Всемогущий».     Слава, гл. 8: «Благословен Ты, Христе Боже наш, сделавший рыбарей мудрецами, ниспославши на них Святого Духа и через них уловивший вселенную, Человеколюбец, слава Тебе».     И ныне: «Надежная защита христиан, неизменная ходатайница пред Творцом, не презри молитвенного голоса грешников, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верой, взывающим Тебе: поторопись на заступление и поспеши на молитву, Богородица, всегда защищающая почитающих Тебя».     Прокимен, гл. 4: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8:3).     Стих: «Возрадуется сердце мое о спасении Твоем» (Пс. 12:6). На благодарение за вечное Божие благодеяние     Тропарь, гл.: «Благодарны будучи, Господи, за Твои великие благодеяния, нам оказанные, мы, недостойные рабы Твои, славим, восхваляем и благословляем Тебя, благодарим, воспеваем и славословим Твое милосердие и рабски, с любовию восклицаем Тебе: Благодетель, Спаситель наш, слава Тебе».     Кондак, гл. 5: «Мы, как недостойные рабы, незаслуженно сподобившись Твоих благодеяний и даров, Владыка, с усердием к Тебе обращаемся и приносим носильное благодарение и, прославляя Тебя, как Благодетеля и Творца, восклицаем: слава Тебе, Боже Всемилостивый».    Богородичен, гл.: «Богородица, Помощница христианам, мы, рабы Твои, получивши Твою помощь, с благодарностью восклицаем Тебе: «Радуйся, Пречистая Богородица Дева, и от всех бед Твоими молитвами избавляй нас, Единая скорая Заступница».     Прокимен, гл. 4: «Воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Место, где земной странник может обрести истинное счастье, есть храм Божий, который Сам Господь наш Иисус Христос называл домом Отца Своего ( Ин.2:16 ). Здесь душой отдыхают, подкрепляются, утешаются. Отсюда выходят освобождённые от тягот – с новыми силами. Дорогие братья и сестры! В Новый год я желаю вам всем сердцем нового – истинного счастья! Блажен народ, у которого Господь есть Бог ( Пс.143:15 ). Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ). 7. Дорожи временем Самый ценный дар, который даётся Богом человеку, есть время. Разумно используя его, можно приобрести все прочие ценности: образование, положение в обществе, верных друзей и, самое главное, вечную жизнь. Но самого времени приобрести невозможно. Человеческая мудрость в состоянии в определённых случаях поднять болящего от одра, но умножить земную жизнь выше её сил. Семьдесят или восемьдесят лет – вот указанные Богом пределы ( Пс.89:10 ). И никакие ухищрения медицины не могут далеко шагнуть за эти пределы. Святой апостол Павел в одном из своих посланий прямо призывает христианскую общину дорожить временем и объясняет для чего: Познавайте, что есть воля Божия ( Еф.5:16–17 ). Ветхозаветный Екклесиаст, или Проповедник, размышляя о значении времени, говорит: Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться и время умирать; время насаждать и время вырывать посаженное... Время врачевать... Время строить... Время собирать камни... сберегать... молчать и говорить... ( Еккл.3:1–2, 3:5–7 ). В этих словах заключена глубокая мысль: не должно быть пустого, праздного времени. Всё оно должно быть наполнено полезным содержанием. Мы являемся в мир не для того только, чтобы возрастать, стариться и умирать, или обогащаться знаниями, достигать почестей, пользоваться удобствами. Все это мы не отвергаем, но знаем, что всё это останется у нашего гроба. А значит, целью времени не может быть только то, что вместе с ним заканчивается для нас. Должно быть нечто, стоящее над временем, над земным миром, нечто надмирное, что может пойти вместе с бессмертной душой в мир иной, вечный – это нечто есть наше духовное обновление, отказ от всего нечистого, привнесённого в нашу природу со дня падения первых людей ( Рим.5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Библейская традиция употребления чисел также связана с религиозными, антропологическими, космологическими и иными представлениями древнего человека. Кроме того, на ней сказались особенности самого текста Библии, который носит сакраментальный, символический и поэтический характер. Первое, что необходимо отметить в библейской нумерологии - это то, что в ней, как вообще " в древних семитских культурах не слишком заботились о математической точности, как ее понимают в нашей современной цивилизации. Зато (в ней - М.И.) очень часто пользовались числами как в их условном, так и в символическом значении " (Словарь библейского богословия. Брюссель, 1974. С. 1255). Так, например, число 7, за которым в литургической традиции закрепилось лишь значение символическое, в Библии иногда используется как довольно значительное (т.е. большое) число: " Кто убьет Каина, (тому - М.И.) отметится всемеро " (Быт. 4,15); " семь раз упадет праведник и встанет; а нечестивые впадут в погибель " (Притч. 24,16); " сколько раз прощать брату моему, -вопрошает ап. Петр. - ... до семи ли раз " (Мф. 18,21). Число 40 условно может обозначать период одного поколения или довольно долгий период, продолжительность которого точно установить невозможно: 40 лет странствования по пустыне (Числ. 14,34), 40 лет мирной жизни, которая устанавливалась в период правления каждого Судьи (Суд. 3,11,30; 5,31), 40 лет царствования Давида (2 Цар. 5,4), " сорок дней и сорок ночей " , в которые шел дождь во время Потопа (Быт. 7,4). Подобным же образом используются числа 60, 80 (Песн. 6,8), 100 (Лев. 26,8; Еккл. 6,3), " сто крат " ( " получит во сто крат " (Мф. 19,29), 1000 (милость Божия действует " до тысячи родов " (Исх. 20,6); для Бога " тысяча лет как день вчерашний " (Пс. 89,5). Помимо условных значений большие числа (100, 1000, " тьма " (т.е. 10000) имеют и гиперболическое значение. В библейской поэзии имеет место прием, состоящий в увеличении числа путем прибавления к нему еще большего числа: " Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это " (Пс. 61,12); " ... все это делает Бог два, три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живым " (Иов. 33,29-30). Или: " Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не могу узнать " (Притч. 30,18).

http://zavet.ru/inn-ivanov.htm

Сколь счастливы мы, христиане, члены Православной Церкви, созданной и основанной Самим Спасителем, Богом нашим Христом Иисусом, «Который есть глава» ( Еф.4:15 ); «глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:23 ). И мы христиане, – «тело Христово, а порознь члены» ( 1Кор.11:27 ) И мы, будучи членами Самого тела Христова, опытно должны познавать, по сказанному: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» ( Пс.33:9 ). Да, поистине, благ Господь во всех проявлениях Своей любви к нам, грешным на земле. Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе! Господи! Мне уже перевалило за 83 года и я уже переступил сказанное: «аще же в силах, осмьнадесят лет, и множае их труд и болезнь» ( Пс.89:10 ), потому хотелось бы просить Тебя: возьми меня в самые последние обители Твои, удостой быть в единении с Тобою; но зная волю Твою, благую, угодную и совершенную (ср. Рим. 12:2 ), я не смею своевольничать пред тобою, и только молюсь: да будет так, как хочешь Ты, Господи. Слава! Слава! Слава Тебе, Господи, за все! 1 «Да по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много и долго терпит нам, как Он не посекает нас, как бесплодные смоковницы. Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами» (Св. Иоанн Кронштадтский , Моя жизнь во Христе, М, 1899, т. 1, с. З). 3 Этот вопль: «Господи, помилуй!» – чаще всего слышится нами за богослужениями в православных храмах. Благо, если каждый христианин освоит навык всегдашнего чтения молитвы Иисусовой, или сей ее краткий вариант: «Господи, помилуй!». 6 «Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения. К подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих. Сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир.28:3–5,2 ). 7 Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости Истины» ( Еф.4:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

По определениям Твоим все стоит доныне ( Пс.118:90–91 ), – поставил их (солнце, луну и звезды) на веки и веки; дал устав, который не прейдет ( Пс.148:6 ; ср. 118:89–91; Иер.33:20, 25 ), или: Он повелевает солнцу Своему восходить… и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ), подавая нам с неба дожди и времена плодоносные ( Деян.14:17 ) и др... В мире нравственном к явлениям естественного промысла относится, когда, напр. за развратною жизнью следует расстройство здоровья и потеря спокойствия, по непреложному закону правды Божией, указанному Премудрым: чем кто согрешает, тем и наказывается ( Прем.11:17 ). Очевидно, в действиях естественного промысла Божия естественные силы природы, действуя по установленным для них законам, являются орудиями воли Божией, исполнителями Его миропромыслительных намерений. Но, исполняя планы Божественного мироправления, силы естественные не стесняются Божественною силою в действиях своих по данным им законам и мир не теряет относительной своей самостоятельности. Исключить совершенно самостоятельность и самодеятельность мира и всякое явление в мировой жизни относить к Богу, как к непосредственной причине, значило бы отождествлять и смешивать силу Божию с силами тварнымы (т. е. впадать в пантеизм). В явлениях естественного промысла соприсутствие Божие миру и Его деятельность в нем закрыты постоянством и неизменностью мирового порядка, а потому не для всех ощутительны. С особенною ясностью открывается промышление Божие в событиях сверхъестественных или чудесах, о которых свидетельствует и слово Божие, и история церкви. 249 В слове Божием эти видимые обнаружения всемогущества Божия во вселенной называются: силами (δυνμεις; – Мф.11:20–23; 13, 58 ; Мк.6:5–14 ; Деян.4:33; 19, 11 и др.) – для означения силы Божией, как действующей причины чудес, также знамениями (σημεα – Мф.12:38, 39 ; Ин.2:11, 18; 6:30 и мн. др.) – т. е. видимыми знаками, очевидными свидетельствами того, что в чудесах говорит и действует непосредственно, или в лице Своих посланников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010