103 О Сергии Отшельнике ( ) в истории сирийской литературы ничего неизвестно, не сохранились и какие-либо иные сочинения этого автора. Справедливости ради следует добавить, что многочисленные библиотеки Ближнего Востока до сих пор хранят практически совершенно неизученные рукописные собрания, поэтому исследование жизни и творчества Сергия Отшельника (как и многих других сирийских писателей, известных только по именам) остаётся пока делом будущего. Необходимо добавить, что в книге сирийского патриарха Игнатия Афрама I Барцаумы «Рассеянные жемчужины», являющейся энциклопедией западно-сирийской литературы, упоминается рукопись библиотеки монастыря мар Маттай за номером 16 (зап.-сир. антология); среди авторов, чьи сочинения были использованы при составлении этой антологии, упоминается и Сергий Отшельник, однако является ли он автором рассматриваемого нами фрагмента, остаётся пока неизвестным (Ignatius Aphram I Barsoum. The Scattered Pearls//A History of Syriac Literature and Sciences/Trans, by Matti Moosa. Gorgias Press, 2003. P. 138. Примеч. 6). 105 Sony B. Fihris al-makhtutat al-batriyarkiya fi Dair al-Sharfa. Beirut, 1993. P. 66–67. Б. Сони составил каталог рукописей собрания Рахмани библиотеки Шарфе и тем самым заменил имевшийся краткий список рукописей П. Шервуда и введённую последним нумерацию (Sherwood P. Le fonds patriarcal de la bibliothèque manuscrite de Charfet//L’Orient Syrien 2. 1957. P. 93–107). См. также подробный анализ данной рукописи с идентификацией входящих в её состав текстов (фрагмент Сергия Отшельника исследователю идентифицировать не удалось): Teule Н. A Fifteenth-century Spiritual Anthology from the Monastery of Mar Hannanya//Het Christelijk Oosten 49. 1997. P. 79–102. 106 В этой рукописи, которая является одной из трёх копий (Vat. Syr. 509 и Baghdad 681), сделанных в первой половине XX в. с уникальной рукописи 1289 г., которая сейчас находится в библиотеке халдейского монастыря в Багдаде под номером Baghdad 680 (Haddad Р., Isaac J. Makhtutat al-Suryani-yah wa-al-Arabiyah fi Khizanat al-Rahbaniyah al-Kaldaniyah fi Baghdad. I. Baghdad: al-Majma al-Ilmi al-Iraqi, 1988. P. 324), также содержатся сочинения таких аскетических авторов, как Дадишо Катарский, Иосиф Хаззайя, Авраам бар Дашандад, Симеон д-Тайбутех и др. Некоторые произведения были изданы по этой рукописи А. Минганой: Mingana A. Early Christian Mystics. Cambridge: W. Heffer & Sons Limited, 1934 (Woodbrooke Studies 7).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

cit., p. 160; Gouillard, op. cit., p. 54. For the formula ‘My Lord Jesus, help me’, see the Life of Macarius, in Amélineau, op. cit., p. 93. Further evidence of the use of the Jesus Prayer in Coptic Christianity is provided by an important inscription recently discovered at Cellia: see A. Guillaumont, ‘Une inscription copte sur la “Prière de Jésus”’, Orientalia Christiana Periodica, xxxiv (1968), pp. 310-25, especially pp. 316-17. This dates from the 7th-8th centuries and contains the simple formula ‘Lord Jesus’. Text of Nicephorus, On Vigilance and the Guarding of the Heart, in MPG cxlvii, cols 945-66: English translation (from the Russian version of Theophan) in Kadloubovsky and Palmer, Writings from the Philokalia on Prayer of the Heart, pp. 22—34; French translation (from the original Greek) in Gouillard, Petite Philocalie, pp. 138-53. Text of ps.-Symeon, On Holy Prayer and Attention, in Hausherr, La Méthode d’Oraison Hésychaste, pp. 150-72; English translation (from Theophan) in Kadloubovsky and Palmer, op. cit., pp. 152-61; French translation (from the Greek) in Gouillard, op. cit., pp. 154-64. In both works Theophan has deliberately omitted much of the description of the ‘physical method’, which he considers dangerous and liable to misuse. Thus, with reference to ps.-Symeon, he observes; ‘Here St Symeon describes certain external methods by which some fall into temptation and relinquish their work, and others distort the work itself. Since, owing to scarcity of instructors, these methods may lead to evil effects, while in themselves they are nothing more than external adaptations for inner doing and have no essential value, we omit them. The essential thing is to acquire the habit of making the mind stand on guard in the heart–in this physical heart, but not physically’ (Kadloubovsky and Palmer, op. cit., p. 158, n. 33: compare p. 32, n. 12). Hausherr considers that the two treatises are both by Nicephorus and form, indeed, two halves of a single work ( La Méthode d’Oraison Hésychaste, pp.

http://bogoslov.ru/article/2588738

89 Перевод: «Откуда упал на нас этот дальносеверный и страшный перун (россы)? Оплачь (народ) со мной этот Иерусалим (Византию), еще не взятый и не падший в прах, но уже близкий к гибели. Оплачь со мной царицу городов». Беседы Фотия по поводу нашествия россов изданы у нас дважды: преосв. Порфирием (Успенским) и проф. Ловягиным. 90 По мнению г-на Кондакова и А. Н. Муравьева, София лучше даже Св. Петра в Риме, с которым только она и может быть сравниваема. 91 Прежде я думал, что Стамбулом по-турецки называется весь Константинополь, но оказывается, что этим именем собственно называется стариннейшая часть города. 92 Джамиси и значит мечеть. А слово «Кахрие», вероятно, есть искаженное греческое слово χρας, т. е. сельский или загородный, каким именовался монастырь, из которого переделана мечеть. 93 Я решил посетить, если Богу будет угодно, и Афон, и Солунь, и Рим с их прославленными памятниками. 94 Так утверждается в одной корреспонденции, напечатанной в «Московских Ведомостях» в каком-то осеннем номере 1891 г. 96 Между прочим я говорил: «Шестьсот отцов собора Халкидонского навеки благословили богословскую науку и ее дело». См.: Вселенские соборы IV и V вв. М., 1879. С. 273. 97 Училищный строй и Халкинские порядки не раз были описаны. Лучшее описание принадлежит проф. А. С. Лебедеву (Из путевых воспоминаний//Правосл. Обозрение. 1882. T. I. С. 138–150). Сюда и отсылаем за подробностями любознательного читателя. 98 Κανονισμς τς ν χλκη θεολογιχς σχολς, τς το χριστο μεγλης κκλησας. Κονστ-πολ, 1874. 99 Феоптрой зовут греки халкинскую училищную гору за то, что с нее открываются такие восхитительные виды. 100 Недаром они изобретены Каиновым потомком, сыном убийцы и двоеженца (Быт. 4:21–33). Ср.: «Крейцерову сонату» гр. Толстого. 101 Доктор Елисеев говорит: «Дом (составляющий подворье), построенный, скорее, в европейском, чем восточном вкусе, привлекательный снаружи и с первого взгляда производящий прекрасное впечатление среди грязных строений Галаты, так же чист и комфортабелен внутри» (С. 60), но это описание подворья, скорее, походит, по нашему мнению, на комплимент. Он же говорит: «В длинных коридорах (собственно в задней части их) идут прекрасные чугунные решетчатые помостки, благодаря которым вентилируется воздух» (С. 61 ). Но эти чугунные прозрачные решетки мне сразу же не понравились, и я прозвал их «чертовой паутиной». Через эти сквозные решетки вы видите людей, ходящих и по верхнему, и по нижнему коридору –над вашей головой и под вашими ногами. Если смотрите вверх и видите ноги идущего человека, то представляется как будто бы эти ноги сливаются с его головой и как будто над вами ползет гигантский паук по железной паутине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Спб., 1993. Вып. 3. О реакции на это и другие нововведения свидетельствуют документы, опубликованные Е. В. Барсовым (Дело о ростовских раскольниках — Силке Богданове с его учениками 1661 г.//Барсов Е. В. Новые материалы для истории старообрядства XVII–XVIII веков. М., 1890). Характерно, что именно в епархии Ростовского митрополита, принимавшего участие в Соборе о водосвятии, портной Силка Богданов выступил с отрицанием новшеств и резкими обличениями высшего духовенства: «А вы, лживые пророки... крещенскую воду на что оставили? стали ходить в навечерии», «и он, митрополит, проклят», «и не почитаю отца вашего патриарха», «вы мучители, а не учители» (с. 3–13). Ростовский митр. Иона известен как один из наиболее последовательных сторонников церковно-обрядовых преобразований. Ему принадлежит окружное послание к пастве 1652 г., где он призывает строго установлениям, угрожая ослушникам церковным наказанием, в отличие, например, от Рязанского архиеп. Мисаила, который в аналогичной «увещательной грамоте» уповал на меры светского воздействия (Дубасов И. Рязанский архиепископ Мисаил//Исторический вестник. 1889. Т. 38. 10–12. С. 111). Позиция митр. Ионы проявилась, в частности, и в деле Силки Богданова. Прежде чем передать неповинующихся светским властям, митрополит безуспешно пытался привести их к подчинению церковными мерами воздействия. Затем только Силка Богданов с учениками был отправлен на следствие в Москву, по окончании которого и сослан в Кандалакшский монастырь (Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986. С. 133–138, 223–227; Буланин Д. М. Иона Сысоевич//Словарь книжников. Ч. 2. С. 93–98. Полознев Д. Ф. Канонизация митрополита Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета Церкви в сер. XVII в.//Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 289–291). Облачение патр. Никона в священные одежды, подобно другим первоиерархам Восточной Церкви, являлось важным церковным актом, подкрепленным авторитетом Антиохийского патр. Макария. Обычно этот эпизод приводят как пример приверженности патр. Никона внешним атрибутам архиерейства, его любви к украшениям, но

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

93 В ожидании соборного решения такой «непоминающий» клирик может предпринять следующее: а) взять у своего епархиального архиерея (чьи слова или действия его смущают) «Отпустительную грамоту» и каноническим путём перейти на служение в другую церковную область, которой управляет ничем не запятнавший себя законный епископ, или в другую Поместную Церковь ; б) если же такой возможности не предоставится, то, не примыкая ни к каким сомнительным церковным группировкам, до времени поминать просто «всякое епископство православное». (Так, например, в XIII в. при смене Константинопольского патриарха, до избрания нового, монашествующие и клирики патриаршей области поминали «всякое епископство православное». И в греческой Италии с XI по XVI вв. Церковь также поминала только «всё епископство» в целом. (См.: Taft, A. History of the Liturgy... Vol. IV. P. 138–139). – Прим. ред. 94 К великому сожалению, этого не произошло. Все преемники Афинагора на Вселенском престоле: и патр. Димитрий, и нынешний патр. Варфоломей – стали усердными продолжателями всё того же обновленческо-экуменического курса, который проводил в жизнь их предшественник. – Прим. ред. 95 На сегодняшний день существует около двадцати (!) враждующих друг с другом группировок греческих ИПХ. Постоянное внутреннее дробление – один из характернейших признаков глубокой экклесиологической повреждённости (ср. с русскими раскольниками-старообрядцами, разделившимися на сотни мелких и крупных толков и согласий, не имеющих общения друг с другом; или с несколькими десятками мелких российских ИПЦ, претендующими на преемство с катакомбной церковью, но чаще всего являющимися не более чем сектами; или каждый день появляющимися на свет по всему миру всё новыми и новыми протестантскими деноминациями). – Прим. ред. 96 То же можно сказать и о разных группах наших российских раскольников. Так, старообрядцы «по акривии» порвали с Патриаршей Церковью из-за совершённых ею простых обрядовых изменений, увидев в них измену Православию и кошмарную ересь. Между тем сами, оставшись без иерархии, стали решать возникшую проблему «по икономии», т.е. абсолютно беззаконными путями: одни вообще, по примеру протестантов, заявили о возможности существовать без института священства (“беспоповцы”), другие – ввели у себя антиканоничную практику совершать над беглыми священниками из «никониан» чин приёма в « церковь » из «ереси» руками простых мирян (“беглопоповцы”); третьи – «восстановили» себе самосвятский лжеепископат посредством единоличной «хиротонии», совершённой за деньги (“поповцы”). Многие наши доморощенные ИПХ и ИПЦ, претендующие на историческое преемство с катакомбной церковью, обвиняя РПЦ МП во всех смертных грехах, тоже издавна стали допускать в своей среде неканоничные «епископские хиротонии», совершаемые единолично (естественно, тоже по “икономии”).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

и интерпретацию богословского смысла таинства. Сочинения епископов Исидора и Ильдефонса пользовались большой популярностью на латинском Западе в период формирования схоластики (IX-XI вв.) и оказали значительное влияние на интерпретацию таинства К. в средневек. католич. теологии (об обрядовых особенностях и богословской интерпретации К. в испан. Церкви с III по VII в. см.: McConnell. 2005; Beitia. 2010). Беда Достопочтенный В экзегетических и гомилетических сочинениях св. Беды Достопочтенного рассматривается как происхождение таинства К., так и его основные свойства. Св. Беда указывал 3 причины, по к-рым Христос принял крещение от Иоанна Предтечи: во-первых, как человек Он хотел смиренно исполнить все требования закона; во-вторых, Своим крещением Он подтвердил силу крещения Иоанна; в-третьих, Он освятил воды Иордана и нисхождением голубя показал будущее сошествие Св. Духа на купель К., а также указал на таинство Св. Троицы ( Beda. In Marc. I 1//PL. 92. Col. 138). Происхождение таинства К. св. Беда связывал как с крещением Господа в Иордане, так и с водой, истекшей из ребра Иисуса Христа на Кресте ( Idem. In princ. Gen.//Ibid. 91. Col. 38). Св. Беда подчеркивал, что К. должно совершаться во имя Св. Троицы; хотя в книге Деяний св. апостолов упоминается К. во имя Иисуса Христа, это должно пониматься исключительно как свидетельство того, что по единству имени (per unitatem nominis) призывание одного Лица Троицы подразумевает присутствие всех Лиц ( Idem. Super Acta Apost. 10//Ibid. 92. Col. 970). Купель К. означает также «таинство воскресения Господа», поскольку как Христос воскрес из мертвых славой Отца, так и христиане, очищенные от грехов водой возрождения, будут ходить в обновленной жизни ( Idem. In 1 Petr. 3//Ibid. 93. Col. 60; ср.: Рим 6. 4). Поэтому К. есть «первое воскресение» (prima resurrectio) человека, которое происходит уже в этой жизни и сопровождается прощением грехов ( Idem. Expl. Apoc. III 20//Ibid. Col. 192). А. Р. Фокин Чинопоследование К. и Миропомазания в православной традиции Крещение язычников.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

120 Aug. Epist. 93. Во времена Августина и Мавритании было только 10 епископов партии рогатистов. 138 Текст, на который ссылаются епископы, буквально читается так: аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу: аще же Господеви согрешит, кто помолится о нем ( 1Цар. 2:25 ). Здесь о священнике и обществе нет и речи. 140 Рождается вопрос: каким образом произошло то, что на соборе всех епископов было сто, а соборный акт был подписан только пятьюдесятью тремя епископами? Тиллемон объясняет это так, что Августин пересчитывал подписи не всех епископов собора, а только тех, которых он находил нужным, как например, подписи Претекстата и Фелициана, о которых он трактует после. Заключительные слова соборного акта «Somma 53» говорит Тиллемон первоначально стояли не в самом тексте сочинения Августина, а на поле, как замечание, а впоследствии по ошибке или переписчика сочинений Августина, или толкователя слов «Summa 53», они были внесены в сам текст. Риббек считает возможным такое объяснение, что не все епископы были согласны с решением собора Ribbeck стр. 215. 209 Cod. Theod. 1. XVI, tit. 6. 1. 1. Флавиан, на имя которого издан этот эдикт, был донатист. Тиллемон по этому поводу говорит, что убеждения Флавиана были неизвестны Грациану. Раббек говорит, что Флавиан имел только родителей донатистов, а сам был православный. 213 Деяния девяти поместных соборов в русском переводе, изданные при Казанской духовной академии. Правило 57. 284 Донатисты приняли максимианистов в своё общество без перекрещивания, кроме крещённых самим Максимианом. 298 Деяния девяти поместных соборов в русском переводе, изданные при Казанской дух. акад. Правило 57. Иппонский собор 393 г. уже просил разрешения у европейских церквей принимать в церковь донатистских клириков в их сане в получил разрешение. Но теперь вторично испрашивается разрешение, потому что, после иппонского собора, на римском соборе было решено принимать в церковь донатистских клириков простыми мирянами. 299 Деяния девяти поместных соборов в русском переводе, изданные при Казанской дух. акад. Правило 67.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

Данные источников о происхождении А. по-разному истолковывались исследователями: А. Гарнак считал, что аколуфат возник под влиянием рим. языческого института calatores (служителей), выполнявших при жрецах обязанности письмоносцев, писцов и помощников при совершении жертвоприношений (Harnack. S. 93-96). По мнению Л. Дюшена (Duchesne. P. 332), Ф. Виланда (Wieland. S. 50, 154-158, 177) и А. П. Лебедева (допускавшего, впрочем, «самое малое влияние язычества на образование христианских институтов» - С. 107), чин А. произошел из чина субдиакона после возвышения последнего до статуса служителя алтаря; функции служителей, исполнявших простейшие работы при храме (без строгого определения обязанностей), перешли от субдиаконов к А., обязанности же письмоносцев оставались еще и у тех и у других; одновременно аколуфат стал «подготовительной школой» к субдиаконату. Как видно из «Ordines Romani» , в V-IX вв. в Римской Церкви выделилось 3 класса А., общее число к-рых составляло 45 (Constitutum Sylvestri (501); Mansi. T. 2. P. 626; LP. T. 1. Introd. P. 138). Дворцовые, или палатинские (palatini), А. помогали папе на богослужении, прислуживали ему во дворце, наряду с чтецами и субдиаконами выполняли функцию посланников (ablegates) папского двора, распределяли милостыню, отправляли папские документы, разносили евлогию (благословенный хлеб) либо часть Св. Даров (см. Fermentum ) с папской мессы священникам титулярных рим. церквей (Послание папы Иннокентия I к Децентию, еп. Губбио, нач. V в.), а также верным, отсутствовавшим по уважительным причинам. Региональные (regionarii) А., называвшиеся также титулярными (titulares), были приписаны к разным округам Рима и помогали диаконам. Местные А. (stationarii) прислуживали в церквах и не составляли отдельного чина, а относились также к региональным А. (Mabillon. Commentaria. T. 2. P. 20). В VI-VII вв. обязанностью местных А. было сопровождать папу из Латеранской базилики в церковь, где он должен был служить, помогать ему и диакону на этой мессе и относить Св. Хлеб епископам и священникам для совершения преломления . Во время Великого поста и торжественного совершения таинства Крещения А. стали выполнять обязанности, ранее лежавшие на экзорцистах (Ordo Romanus VII 2). Вместе с появившимся в 1-й пол. X в. почетным чином архиаколуфа (как ранее иногда назывались субдиаконы) чин А. выделялся среди др. низшей иерархии именно возможностью служить у престола ( Лиутпранд Кремонский. Antapodosis. IV 6).

http://pravenc.ru/text/63904.html

Усумнится и поколеблется всякий монах взяться за духовное делание прежде отрезвления ума, – потому ли, что не познал еще красоты его, или потому, что, познавши, бессилен решиться на это по недостатку ревности. Но это колебание несомненно рассеется, коль скоро он вступит в делание хранения ума, которое есть и именуется мысленным любомудрием или деятельным любомудрием ума. Потому что тогда обретет он Путь, Который сказал: Аз есмь путь, и воскресение, и живот ( Ин. 14, 6 ) (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 201–202). Источник. Кто упражняется в словопрениях, тому невозможно преуспеть в любомудрии (прп. Исидор Пелусиот , 60, 138). Источник. Не гоняющихся за выражениями, не витий, не искусных в словопрении, не величающихся силою слова должно называть мудрыми, но тех, которые отличаются деятельным любомудрием. Если же украшает их и любомудрие умственное, то наименовать их должно мудрейшими. А если – и любомудрие созерцательное, разумею благочестие, о котором одном утверждаем, что оно в собственном смысле есть мудрость, то надлежит назвать премудрыми. Первое любомудрие есть как бы основание и здание, второе – как бы украшение, а последнее – как бы верхний венец здания. Посему как без основания и здания не имеют места ни то, что украшает здание, ни то, чем венчает оное, так и без добродетели не будут иметь места ни умственное, ни созерцательное любомудрие (прп. Исидор Пелусиот , 60, 463). Источник. Когда высота ума ведет не к высокомерию, а к скромности, тогда избегает она и кичливости, и раболепства, не позволяя, чтобы неблагообразное примешивалось к благоприличному (прп. Исидор Пелусиот , 62, 152). Источник. Любомудрие есть исправление нравов, при истинном ведении Сущего (прп. Нил Синайский , 72, 3). Источник. ...Истинное любомудрие состоит в том, чтобы провождать житие в чистоте и всегда возноситься душою превыше телесных страстей (прп. Нил Синайский , 73, 26). Источник. Истинный любомудрец есть тот, кто от существующих вещей познал Творца их и от Творца уразумел сущее и Божественное, не научением только познал, но и испытал. Или: совершенный любомудрец тот, кто преуспел в нравственном, естественном и богословском любомудрии, паче же в Боголюбии (прп. Григорий Синаит , 93, 320).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Август. С. 121-122; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 22; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Январь. С. 89-90; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 65, 93, 138. Е. В. Лопухина Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. под именем Григория, почивающего в Дальних пещерах, указано 2 подвижника ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 89). Об облике одного из них сказано: «На плечах схима, риза преподобническая, испод празелень, сед, брада Григория Богослова, власы с ушей» (БАН. Строг. 66. Л. 317; «левыя страны» 29-й); о другом говорится: «Надсед, брада Феодосиева, власы с ушей, зрит назад, на плечах клобук черн, риза преподобническая, испод бакан, левая рука молебна, одною ногою стоит впрям» (Л. 319; «левыя страны» 55-й). Неясно, какое из описаний относится к Г. Поясное изображение Г. как средовека, в монашеских одеждах и куколе, в небольшом повороте вправо, в левой руке - раскрытая книга (указательным пальцем правой отмечен текст: «Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши…»), представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками у раки преподобного в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Оплечное фронтальное изображение Г. в виде старца в куколе, с небольшой седой бородой (видна прижатая к груди левая рука) помещено в 3-м ряду на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в Дальних пещерах» 1890 г., написанной в мастерской Киево-Печерской лавры (помещена при выходе из Феодосиевых пещер лавры). Г. изображен в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе за прп. Феодосием Киево-Печерским в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (у Д. А. Ровинского указано 15 гравюр с этим сюжетом). На гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ) Г. помещен в 4-м ряду 4-м слева, вполоборота влево, в виде средовека с непокрытой головой, короткими волнистыми волосами, разбившимися на отдельные пряди, высоким лбом, маленькой бородкой, имеется надпись: «п Григорий схимник». Неизвестно, какое из 2 изображений с идентичными надписями на нимбах: «Григорий» (3-й справа в 4-м или в 7-м ряду, в священническом или монашеском одеянии) представляет Г. на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание В. А. Бондаренко). На раскрашенной литографии 1883 г., вышедшей из мастерской А. Абрамова (ГРМ), Г. помещен 2-м справа в 6-м ряду, без характерных индивидуальных особенностей. Надпись на нимбе: «пре. Григории зат.» (затворник), возможно, связана с текстом тропаря Г.: «Пустынный житель, и в телеси Ангел и чудотворец явился еси…» На хромолитографии 1898 г., изданной в Киево-Печерской лавре (РГБ), помещено оплечное изображение Г. в 5-м ряду 2-м справа, в повороте от центра, в куколе и с небольшой бородой, на нимбе надпись: «Пр Григорий чуд».

http://pravenc.ru/text/166547.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010