Читатель! Задумайся: что это такое? Еще о явлениях Сейчас я гощу у известного в России ученого и знаменитого хирурга, архиепископа Луки 138 , в Крыму. Им написана книга: «О духе, душе и теле». И оттуда я нахожу нужным выписать ряд фактов. «Д-р Мари де Тиле, жившая в Лозанне, в 6 часов утра услышала стук в дверь. Вошел кто-то в черном платье, окутанный, точно вуалью, белой прозрачной тканью. Кошка, бывшая в комнате, выгнула спину, ее шерсть поднялась, она страшно ворчала и дрожала. Через некоторое время мадам де Тиле узнала, что одна из ее лучших подруг, о которой она, однако, не думала в момент появления призрака, умерла от острого перитонита в Индии» (с. 89). Очень важен тот факт, что и животные видят призраки: это доказывает, что призраки – не галлюцинация больных людей, а – несомненный факт. «Мадам Телешова в 1886 году находилась в своей гостиной, в Петербурге, со своими пятью детьми и собакой Мусташ. Вдруг собака сильно залаяла, и все присутствовавшие увидели маленького мальчика лет шести, в рубашке, в котором они узнали Андрея, сына своего молочника, о котором они знали, что он болен. Призрак появился из печи, прошел над головами присутствовавших и исчез через открытое окно. Все это длилось секунд пять. Мусташ не переставал лаять и бегать за движущимся призраком. В этот момент маленький Андрей умер» (с. 90). «За три месяца до смерти митрополита Московского Филарета ему явился во сне его покойный отец и сказал: «Помни девятнадцатое число!» Митрополит умер 19 ноября» (с. 93). Мисс К. видела, что «в кресле, вблизи нее, сидит старая мегера с бледным морщинистым лицом и пристально смотрит на нее. Кошка, точно обезумевшая, бросилась шумными прыжками в дверь. Мисс К. в страхе закричала о помощи. Вошла ее мать. И призрак исчез. Мисс К. видела его минут пять. Как ей говорили, в этой комнате повесилась старая женщина» (с. 90). «Прибавлю к этому подобный случай из анналов моей семьи. Моя сестра умирала во флигеле дома, в котором жил старший брат. Он задремал, сидя на диване, и в час ночи проснулся, ясно почувствовав какое-то дуновение возле своего лица и поцелуй на щеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

123) и т. д. С такой-то предварительной подготовкой Геродот приступил к написанию своей истории, главным предметом которой, по мысли историка, служит изображение грандиозной борьбы Азии с Европой, варварской персидской монархии с образованной Грецией (I, 1). Этот предмет, сам по себе весьма важный, столб много способствовавший подъему национального духа Еллинов, при своей сравнительной малочисленности не убоявшихся борьбы с многомиллионным неприятелем, – борьбы за национальную свободу и независимость, и победоносно окончивших эту борьбу, также немало содействовал историку в подъеме и его религиозного чувства, – сознания, что только Божество в силах было установить борьбу так, а не иначе, и дать такой, а не иной исход этой борьбе. Этим объясняется то, что Геродот часто вводит Божество так или иначе участвующим в сей борьбе (см. напр. V, 87; VII, 139; VIII, 109. 129. 143 и др.). События персидских войн Геродот довел в своем описании до конца их (в 479 г. до Р. Хр.). Но в его же истории есть указания и на события 430 и позднейших годов, в один из которых (424 г.) он и скончался. Какое же религиозное миросозерцание вообще и учение о Боге в частности находим мы у Геродота? 1 . Прежде всего, как сам человек глубоко религиозный, Геродот весьма интересовался вопросами религии у разных народов и с возможной обстоятельстью и особенной внимательностью изглагает учение о религиях различных народов, входивших в круг предметов его исторического изображения, описывает религиозные обряды их и т. д. Так из его истории мы получаем более или менее ясное понятие о религиях персов (I, 131 и дал. 138. 140; VII, 113. 114), вавилонян (I, 199), массагетов (I, 212. 216), египтян (II, 29. 30. 35–49. 59. 65. 82. 122 и дал. 144 и дал. 174, III, 16. 27 и дал.), пеласгов (II, 50–52), еллинов (II, 53), арабов (III, 8), скифов (IV, 33 и дал. 59 и дал. 63. 76), гетов (IV, 93 и дал.), тавров (IV, 103), будинов (IV, 108), фракиян (V, 7), лидийцев (V, 102) и др. Он с искренним сочувствием говорит о проявлениях религиозности, веры во всяком человеке, к какой бы народности он ни принадлежал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Примечание. Относительно времени происхождения 22 главы обыкновенно думают, что она написана пред самым нашествием Сеннахерима или во время этого нашествия напр. Гезениус, Делич в 4-м издании, Гизебрехт 93 и дат., пр. Якимов... Но в 1 издании Делич относит эту главу ко времени ранее нашествия Сеннахерима, так как в 28–31 гл., относящихся ко времени нашествия Сеннахерима, нет такого грозного возвещения суда Божия – без всяких обетовании, как в 22 главе: последняя написана в то время, когда народ предался беспечности в надежде на помощь Египта. Другие ученые, как напр. Kuenen, объясняют различие в тоне глав 28–31 и 22 тем, что глава 22 принадлежит ко времени вскоре после нашествия Сеннахеримова: пророк увидел, что его надежды на нравственное исправление народа, за которое он возвещал обетования в 28–31 глл., не исполнились, а потому теперь – после нашествия – возвещает в 22-й гл. лишь грозный суд неисправимому народу; в стихах 1–11, по Кюнену, пророк бросает взор на прошедшее. Наконец, Клейнерт (см. у Kuenen 61 u. w.) относит 22-ю главу ко времени пред нашествием Саргона на Иерусалим: по мнению Клейнерта о нашествии Саргона именно, а не Сеннахерима говорится в 4Цар.18:13–16 , с 17-го же стиха начинается описание похода Сеннахерима. Главное основание первого взгляда заключается в том, что в 22:8–11 говорится о военных приготовлениях, которые писателем 2-й книги Паралипоменон (32:2–5) приурочиваются ко времени нашествия Сеннахерима. – Но нельзя утверждать прямо, что Езекия только со времени Сеннахерима начал эти приготовления и что он ничего не предпринимал в виду уже войск Саргона, приблизившихся для осады Самарии 138 , – тем более, что Езекия отложился от царя ассирийского, по-видимому, в начале своего царствования; равным образом, писатель книги Паралипоменон мог приурочить речь о военных приготовлениях Езекии к рассказу о нашествии Сеннахерима потому, что тогда только они нашли приложение; ср. повествование его о совершенной Езекией Пасхе – 30 гл. (о чем ниже); нет нужды приурочивать написание (особенно – произнесение главы 22-й) ко времени, непосредственно предшествовавшему нашествию Сеннахерима, и потому, что пророк мог предвидеть, что надеющиеся на помощь Египта обратят свои взоры не к Господу, а прежде всего к обыкновенным человеческим средствам защиты – умножению орудия, укреплению разрушенной стены, устройству водохранилища в городе [так было, напр., в царствование Озии и Иоафама, 3:1...

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

О быте учащихся и уровне преподавания в период обучения Глубоковского можно судить по отчету чиновника Учебного комитета при Св. Синоде Μ. X. Григоревского, ревизовавшего училище в мае 1875 года, и по воспоминаниям Н. А. Ильинского, обучавшегося там в 1871–1877 гг. Упоминая о приезде Григоревского («Это был первый синодский ревизор»), Ильинский замечал, что его приезд взволновал все население уездного захолустного Никольска, редко видевшего лиц «высокого полета» 137 . По сведениям, приводимым Григоревским, в училище обучалось 93 ученика 138 . Оно находилось в небольшом, недавно отремонтированном деревянном доме, расположенном на главной улице г. Никольска Миллионной 139 . Воспитанники училища из-за отсутствия общежития размещались небольшими группами на 30 частных квартирах, проживая, как правило, в одном помещении с хозяевами; эта единственная комната была зачастую и кухней 140 . «Нередко у этих же хозяев проживают весной до вскрытия реки Юга судовщики-бурлаки, а зимой плотники, строящие суда, народ, большею частью, испорченный и пьяный. Для беднейших из воспитанников, получающих пособие, наняты две квартиры; в одной живет 10 человек, в другой 12. И эти квартиры не отличаются опрятностью; во время осмотра мною этих квартир, на одной из них все 10 мальчиков имели чесотку, а в другой 7. Для излечения их не принималось никаких мер. (...) В этих двух так называемых общих квартирах, как и в большей части остальных, немногие ученики пользуются кроватями, а больше спят на полу один подле другого (...). Содержание учащихся вообще скудно; мясною пищею они пользуются очень редко; в скоромные дни питаются больше кислым молоком. В теплом платье также большой недостаток у беднейших воспитанников, отчего бывали частые случаи простуды» 141 . По воспоминаниям Η. Н. Глубоковского , они с братом Александром жили на окраине города у Тимофея Ивановича и Христины Яковлевны Свитолиных «в тесном общежитии» 142 . На содержание казеннокоштных выдавалось: на 2 учеников по 50 руб., на 23 по 40 руб. и на 2 по 30 руб.; практически все эти деньги уходили на уплату за квартиру и стол 143 . Глубоковский вспоминал: «Чаю в училище почти никогда не употребляли, ибо на все содержание (квартира, пища, баня, стирка...) отпускали 40 руб. в год. (...) В училище промышлял «славлением» по праздникам, получая по 1–3 коп.» 144 . В библиотеке училища, основанной в 1859 г., имелись важнейшие учебные пособия, но не хватало книг для детского чтения, особенно произведений русских классиков. На фундаментальную и ученическую библиотеку местное духовенство ежегодно жертвовало от 100 до 150 руб. и сверх того по 30 рублей на учебники для бедных воспитанников. Однако часть этих денег зачастую расходовалась на другие нужды; по замечанию ревизора, последние два года учебники для бедных учеников «начальство вовсе не выписывало» 145 . По данным на 1872 год, в библиотеке было 227 томов книг и 62 тома журналов 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

3) К стабильности текста приводила литургическая практика. Таким путем, вероятно, выработался поздний византийский (церковный) тип греческого новозаветного текста. Судя по опубликованным коллациям рукописей, литургический греческий текст в лекционариях и паримийниках заметно устойчивее, чем четий (Colwell 1969, р. 92–93). Славянский материал в этом отношении совершенно не изучен. В истории славянской письменности не было попыток приспособить наличные тексты Св. Писания для обоснования какой-либо иной религиозной доктрины, потому не было и сильных внешних побуждений к стабилизации текста. Богомилы, которым по традиции приписывается несколько списков боснийского или сербского извода Евангелия, не стремились подчинить своей идеологии какие-либо текстовые особенности. Напротив, считается, что их тексты были собенно архаичны и верны кирилло-мефодиевскому архетипу, поскольку они отказались от новых исправлений по греческим образцам (см. Глава 5, § 8). Ересь жидовствующих, возникновение греко-римской униатской церкви, протестантских реформационных движений на западнорусских землях также не повлияли на содержание и истолкование библейских текстов. Никоновская книжная справа, ставившая своею целью привести московские богослужебные тексты в согласие с практикой Киевской митрополии и Константинопольского патриархата, коснулась в области Св. Писания лишь орфографических деталей и лексико-стилистической правки которых оказалось достаточно, чтобы старообрядческая община отказалась признать всякую печатную Библию , кроме Острожской 1580/1581 г. Вообще же раскол XVII в. создал условия для выработки стабильного текста, к этому вела, с одной стороны, деятельность старообрядцев, а с другой – таких ревнителей православия как Епифаний Славинецкий и Евфимий Чудовский, но события эти происходили уже в книгопечатную эпоху и серьезным образом не задевали основ вероучения, так что остались без последствий для истории славянских библейских текстов. Итак, наиболее универсальным стимулом стабилизации текста в условиях христианского богослужения оставалась литургическая практика. Поэтому при переписке рукописей Св. Писания, составлявших основу литургической практики, использовалось несколько оригиналов, вследствие чего с течением времени все большее количество индивидуальных, единичных чтений устранялось из текста. Общие, типические черты его воспроизводились чаще, отступления от них – реже. Для стабильного текста характерно, таким образом, преобладание смешанного текста, называемого обычно сводной редакцией (см. Лихачев 1983, с. 138).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

80-81. Борей — северный ветер. Щекой, которая не так сурова. — То есть, дуя правым углом рта, он навевает северо-западный ветер, проясняющий небо и более мягкий, чем северо-восточный. 92-93. И множились несметней — то есть их было больше, чем: 2 в 64 — 1 (=18446744073709551615), — количество хлебных зерен, которое, по легенде, некий изобретатель шахмат попросил себе в награду у персидского царя. 100. Покорны узам — то есть узам любви, привязывающей ангелов к богу. 104. Престолы — см. Р., IX, 61-62. 114. Так лестница помалу пройдена. — Смысл: " Милость и добрая воля определяют степень заслуг; степень заслуг определяет полноту созерцания; полнота созерцания определяет полноту любви и блаженства " (ср. Р., XIV, 37-42). 117. Ночной Овен — то есть осень, когда по ночам видно созвездие Овна. 121. Три богини — то есть три ангельских чина. 127. К высоте — то есть к срединной Точке. 128. Книзу — то есть по направлению к периферии. 130. Дионисий Ареопагит — см. прим. Р., X, 115-117. 133. Григорий — то есть папа Григорий Великий (590-604), несколько иначе строивший иерархию ангелов. 138. Здесь не узревший — то есть наставник Дионисия, апостол Павел (см. прим. А., II, 28). 1-8. Беатриче замолкает на один миг, ровно на столько времени, сколько противостоят друг другу, на противоположных точках горизонта, в равном отдалении от зенита, рожденные Латоной близнецы, то есть Солнце (Аполлон), находящееся в созвездии Овна, и Луна (Диана), находящаяся в созвездии Весов, после чего каждый из них перейдет в новый небосвод, потому что Солнце скроется за горизонтом, а Луна взойдет. 9. Где Точка взор мой побеждала — См. Р., XXVIII, 16-18. 11. Твой вопрос читая. — Данте хочет знать, " где, когда и как " (ст. 46-47) сотворены ангелы. 12. Там — то есть в боге. 23. Б мир совершенства — то есть сотворенный мир, где все было совершенно. 22-24. Смысл: " Как с лука о трех тетивах слетают три стрелы, так созданное триединым божеством имеет троякий вид: это — либо суть ( " forma " схоластической философии, то образующее начало, благодаря которому вещи становятся собою), либо вещество, либо соединение их (суть совместно с веществом) " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Очень курьезное получается у этого автора чтение во 2 и 14 стихах с пропусками «вставок». Во 2 ст. он читает: «пойди в землю (какую? – слово: «Мориа» пропущено, как позднейшая вставка), и там принеси… В 14 ст. «и нарекает Авраам имя месту тому: «усмотрит» (кто усмотрит? «Иегова» позднейшая вставка…). Посему и доныне называется (как и что? – Опять «опускается», как позднейшая вставка на горе Иеговы усматривается). Отдел 15–18 ст. признается также позднейшей вставкой. Вот каким представляется священный текст в руках новых критических издателей его! Понятно, что если таким образом будем «выдергивать» из него разные слова и предложения, то получим очень смутный по содержанию и изложению памятник. А отсюда вывод, что новые критические работы, не улучшают, а ухудшают священный текст, примеров чему можно массу указать как у того же Гункеля, так и в изданиях Кауча и Социна и других, восхваляемых западной критической литературой. 38 Некоторые критические соображения о «разностях» в писаниях мнимых иеговистов и елогистов рассматриваются в русской литературе: Царевский. О подлинности Пятокнижия. 188–207 стр. В западной литературе: Hengstenberg. Authentie d. Pent. 1,181–414; 2,346–442 ss. Hummelauer. Com. In Genes. 1895, 19–43 ss и во многих других трудах. Cornely 1, c. 1, 99 p. 39 См. Keil. Einleitung. 97–138 ss. Cornely. Introd. Specialis. 128–136 pp. Baudissin. Emleitung. 103–122 ss. 40 Особенно также новейшие критические теории о Второзаконии разбираются у Гуммеляуера. Com. In Devteronomium. Par. 1901, 5–159 pp. 41 Обстоятельно также новейшие критические теории о Второзаконии разбираются у Гуммеляуера. Com. In Devteronomium. Par. 1901, 5–159 pp. 42 Поэтому новые противники подлинности Второзакония, например, Драйвер (Einleit 93–98ss.), отказываются от этого возражения и находят возможным приписать Моисею закон о царе. В русской литературе есть специальная ученая статья, проф. Елеонского, в коей доказывается подлинность законов о царском и пророческом достоинствах. Сборник статей, посвященный митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И если где-либо произнесется какое-либо слово против божественной Его славы, то оно будет тяжело и как бы невыносимо хотя и для Обвыкшего (Бога) долготерпеть до конца. Посему-то и сказал: «отяготисте на Мя словеса ваша». Итак, и нам, хотя бы мы находились в бедствиях, коими для нашей пользы наказует нас Бог, подобает отнюдь не впадать в малодушие и не думать, чтобы столь Добролюбивый (Бог) пренебрегал добрыми (людьми), но напротив, старательно удаляться от оскорбления Его и таким образом умилостивлять Его, и просить Его милости. А если действительно какие-либо из грехолюбцев могут находиться в благополучии мирском и наслаждаться временными благами, то основания долготерпения к ним (Божия) следует относить к недоступным нашему разумению судьбам Промысла Божия. Мал.3:16–17 .  И написа книгу памяти пред собою боящымся Господа и благоговеющым имени его. И будут ми, глаголет... вседержитель, в день, егоже аз творю в снабдение, и изберу я, имже образом избирает человек сына своего 93 ... работающа ему. Бог внял и услышал израильтян, поносивших Его и говоривших нечестивые слова против Него. Потом хотя и подобало на согрешивших положить соответствующее наказание и привлечь к ответственности за необузданные речи, однако же, как Бог долготерпеливо оставляет и это (без наказания). Но пишет Он «книгу памяти... боящымся Его», о коих, думаю, быть может и сам Давид сказал к Пишущему книгу (Богу): и в «книзе Твоей вси напишутся» ( Пс.138:16 ). Найдем и Самого Господа нашего Иисуса Христа говорящим святым ученикам: «не радуйтеся, яко дуси повинуются вам: радуйтеся же» более о том, «яко имена ваша написана суть на небесех» ( Лк.10:20 ). Со всею справедливостью и божественный Давид изрекает проклятие иудейскому народу, умертвившему Христа, говоря так: «да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся» ( Пс.68:29 ). Итак, пишется книга памяти боящимся Бога, о коих говорит, что и Своими Ему будут и весьма близкими во время «снабдения», когда Христос сядет на престол славы Своей, окруженный ангельским воинством, «и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Прославляет Бога в себе... тот... кто ради Бога из-за заповедей терпеливо переносит страдания и труды (прп. Максим Исповедник , 92, 243). Страждущий за попрание Божией благодати, если познает цель врачующего его Божественного промышления, то и случившуюся прискорбность с благодарностью приемлет, радуясь, и грех, за который наказуется, охотно исправляет, а кто нечувствительным остается к таким врачевательным намерениям, тот и данной ему благодати праведно лишается и предается смятению страстей, оставлен будучи в дело приводить то, к чему внутри имел расположение и стремление (прп. Максим Исповедник , 92, 261–262). Долготерпелив тот, кто ждет до конца искушения и получает похвалу за претерпенное (прп. Максим Исповедник , 92, 314). Кто благодушно переносит... злострадания... тот настоящий делатель Божий... (прп. Феодор Студит , 93, 40). Переносите же мужественно все тяжелое и прискорбное, и будьте во всем воздержанны (прп. Феодор Студит , 93, 80). ...Если порвется... крепость терпения, поскорее исправляйте это через восстановление силы ума (прп. Феодор Студит , 93, 138). ...Будем перенося переносить благодушно все трудное и неприятное, чтобы по правде петь с Давидом: терпя потерпех Господа... ( Пс. 39, 2 ) (прп. Феодор Студит , 93, 163). Источник. Держитесь терпения, подъемля всякий труд в делах рук ваших... и во всяком... мастерстве и послушании (прп. Феодор Студит , 93, 215). ...Блаженны вы и треблаженны, претерпевая все... ради Бога (прп. Феодор Студит , 93, 292). ...Если здесь не потерпим тесноты и не постенаем, то не встретим простора и веселия и в будущем веке (прп. Феодор Студит , 93, 299). ...Терпение есть величайшая из добродетелей добродетель; за терпение мученики украшены небесными диадемами... (прп. Феодор Студит , 93, 466). Вращаясь в кругу... добродетелей, душа делает недосягаемым для стрел искушений свое охранилище, которое есть терпение (прп. Илия Екдик, 92, 424). ...Бог наш не именуется Богом праздного бездействия и утех, а Богом терпения и долготерпения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Этого оскорбления мог не понять разве только глупый ребенок, а умный и хитрый немец-лютеранин, понимал его, конечно, очень хорошо. Протоиерей Иоанн Поспелов Шостьин А. П. Магистерский диспут: [Глаголев Д. С., свящ. Второе великое путешествие св. апостола Павла с проповедью Евангелия (Деян. 15:40–18:22): Опыт историко-экзегетического исследования. Тула, 1893]//Богословский вестник 1893. Т. 4. 10. С. 138–152 (2-я пагин.). —138— Заканчивая учебный свой год, Московская духовная академия имела утешение еще раз убедиться в том, что выпускаемые ею питомцы уходят из неё с серьезно-научным направлением, с полною готовностью работать на ученом поприще при малейшей к тому возможности и с достаточным навыком к таким работам. Мы разумеем два магистерских диспута (коллоквиума), которые состоялись в стенах академии на одной из последних недель учебного 18 92 / 93 года. Скажем пока о первом из них. Он происходил в воскресенье, 23 мая, в шесть часов вечера, в академическом актовом зале. В качестве магистранта выступил инспектор-законоучитель Тульского епархиального женского училища священник Д.С. Глаголев, защищавший диссертацию под заглавием: «Второе великое путешествие св. ап. Павла с проповедью Евангелия. ( Деян.15:40–18:22 ). Опыт историко-экзегетического исследования» (стр. I–III–336+XII. Тула, 1893). – Как выяснилось из обычного биографического очерка, прочитанного секретарем академии пред началом диспута, Д. С. Глаголев – сын протоиерея г. Крапивны, Тульской губернии. По окончании курса в Тульской духовной семинарии в 1884 г., он был послан семинарским начальством в Московскую духовную академию, откуда вышел в 1884 г. со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без новых устных испытаний. После трехлетней преподавательской службы в духовных семинариях, Пермской и —139— Владимирской, он перешел на должность инспектора и законоучителя Тульского епархиального женского училища и, состоя на этой должности, в 1892 г. принял сан священника. По прочтении этого curriculum vitae, магистрант произнес небольшую речь, в которой обратил внимание слушателей прежде всего на благовременность и важность появления у нас научных исследований о жизни и трудах ап.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010