и в светильнах Октоиха 3-го и 5-го гласов, а их парафраз - во 2-м и 6-м воскресных Е. и в светильне Октоиха 2-го гласа. Парафраз тех же слов, но с использованием греч. глагола καταπμπω (в форме κατπεμψον, также переведенной в церковнослав. тексте как  ), содержится в светильнах Октоиха 6-го и 7-го гласов. Во всех указанных случаях форма глагола ξαποστλλω или καταπμπω связывается, как и в Пс 42, с темой света. Можно заметить, что тема света присутствует и в Е. важнейших минейных служб: Рождества Христова, Богоявления, Преображения. Все эти текстуальные параллели, возможно, свидетельствуют о том, что основой и воскресных Е., и светильнов гласа, несмотря на их различные названия и структуру, и в самом деле является указанный стих Пс 42. Можно предположить, что первоначально гимны исполнялись со стихом этого псалма (на что может указывать троекратное повторение Е. в дни важнейших праздников и на Страстной седмице; ср.: Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 295-296) или же следовали за ним (как, напр., тропари в начале утрени, следующие за стихами «Бог Господь» ). Именно такую структуру - поочередное пение со стихами - имеет песнопение «Свят Господь Бог наш» (Пс 98. 9, 2), в древности называвшееся «Е.». Стих Пс 42. 3а, если он действительно исполнялся в этот момент службы (что невозможно подтвердить по причине недостаточности ранних источников), очень подходит для данного момента богослужения как возвещающий о наступлении рассвета и перекликающийся с фразами следующих за Е. хвалитных псалмов (            ) и великого славословия (                    ). Можно также отметить, что тема света присутствует и в священнических молитвах кафедральной утрени (напр., 2, 3, 4, 9 и 12-я утренние молитвы совр. Служебника - Арранц. 1979. С. 73, 79, 83, 87; 1-я молитва верных из 3-й ч. песненной утрени - Он же. 1997. С. 61). Е. в православном богослужении Однако уже в ранних примерах смешанных редакций визант. уставов, сочетающих кафедральную и монастырскую практики, упоминаются те или иные Е.

http://pravenc.ru/text/189659.html

Ист.: SynCP. Col. 199-201; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 53-54; ЖСв. Нояб. С. 135-142. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 457; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 213; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 80-83. О. Н. А. Гимнография Память М. м. указана в Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., под 7 нояб.; на Пс 50 назначается тропарь 1-го гласа Τς λγηδνας τν γων (    ); на литургии - прокимен Пс 67. 36, Апостол - Евр 12. 1-10, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие - Мф 20. 1-16, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 92). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. м. не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., относящемуся к малоазийской редакции Студийского устава, память М. м. совершается 7 нояб.; богослужебное последование состоит из канона авторства Феофана Начертанного 2-го гласа, 4 стихир и седальна ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 308). В Мессинском Типиконе 1131 г. южноиталийской редакции Студийского устава память М. м. также отмечена под 7 нояб.: совершается рядовая служба без к.-л. особенностей (см.: Arranz. Typicon. P. 50). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава (напр., см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 56б)) память М. м. помещена под 7 нояб. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. под 7 нояб. излагается устав соединения службы М. м. со службой в честь прп. Лазаря Галисийского и с рядовой службой Октоиха; М. м. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ). Такие же указания содержатся под 7 нояб. в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и последующих (в т. ч. в современном); М. м. также поется кондак 8-го гласа       Последование М. м., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); кондак 8-го гласа      (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 189; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 239); канон авторства Иоанна Монаха с акростихом Δξα κροτεσθω Χριστς τν Μαρτρων (Слава пусть возгремит Христос мучеников) 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Δετε, πιστοπαντες (Приидите, верные все) (Μηναον. Νοεμβρος. Σ. 74-84); канон, составленный Иосифом Песнописцем , c акростихом           8-го гласа, ирмос:           нач.:        (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 183-192; греч. оригинал этого канона известен по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 80); цикл стихир-подобнов; седален, светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/2562904.html

Беседа о любви Фарисеи, ничего не имея ответствовать на слова Спасителя, посрамленные замолкли; мы же, многая имея рещи о двух заповедях, на коих весь закон и Пророцы висят, проповедуем преславные величия беспредельной премудрости и безмерного человеколюбия Бога нашего. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни единое слово довольно к пению чудес Твоих! Твою бесконечную мудрость воистину являют вся дела Твоя, наипаче же дело законоположения Твоего. Закон бо Твой не токмо премудрость бесконечную, но и человеколюбие безмерное содержит. Заключил, братие, Бог все Божеские Свои заповеди в двух, или паче во единой токмо заповеди – в любви. Многие и различные суть Божеские заповеди: законы, повеления, советы, оправдания, наказы; но вся на любви висят, вся от любви произрастают, вся от любви проистекают, якоже вода от источника, – всех матерь есть любовь: «возлюбиши, сказал Бог во святом Своем Евангелии, Господа Бога твоего всем сердцем твоим» ( Мф.22:37 ). Сему же самому научал и в Ветхом Завете, сказав: «сыне, даждь Ми сердце твое» ( Притч.23:26 ). Если послушаешь сего Господня гласа и посвятишь Ему все сердце твое, то «блажен еси, и добро тебе будет» ( Пс.127:2 ): совершилось тогда дело спасения твоего; тогда желание твое ни плотского, ни мира сего не возжелает, но возжелает, якоже желание Давидово, селений Господа сил, возлюбленных и вожделенных, во дворах Господних возжелает привитати душа твоя, и в них обретет радование плоть твоя ( Пс.83:2 ). Тогда гнев твой будет напряжением души твоей, и пременится в ревность ( Пс.4:5 ): гневаешься и не согрешаешь, но великие и чудные совершаешь добродетели, якоже великоименитый Илия, дерзновенно вопивший: «ревнуя поревновах по Господе Вседержителе» ( 3Цар.19:10 ). Тогда никакой случай не ввергнет тебя в удобообстоятельный грех ( Евр.12:1 ), никакое искушение не подвигнет тебя с основания добродетели. Мы видим, что скорбь, притеснение, гонение похищают терпение из сердец человеческих. Иные во время скорби и тесноты своей ропщут на Бога и хульные изблевывают слова; иные же по причине страха гонения отвергают закон Божий и творят беззаконие, к каковому принуждает гонитель его: но тому, кто насадил в сердце своем блаженную добродетель любви, скорби и притеснения соплетают венец, гонения же и страдания не токмо нимало не вредят душе его, но и радость духовную подают ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

62 Откр. 3, 20. 63 Молитва Святому Духу. Молитвослов. Москва, 2003. С. 4. 64 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Москва, 1993. С. 384. 65 3 Цар. 19,12. 66 1 Пет. 1,16. 67 Втор. 22, 5. 68 Ср.: Ин. 6, 35–67. 69 Ин. 6,66–67. 70 В Элладской Православной Церкви не каждый священник может принимать исповедь, то есть быть духовником. Существует молитва на посвящение в духовники. Ответственное дело исповеди поручается архиереем лишь самым опытным и достойным священникам епархии. — Прим. перев. 71 Коринф — город на северо–востоке полуострова Пелопоннес. — Прим. перев. 72 Истма — небольшой городок недалеко от Коринфа. — Прим, перев. 73 Ин. 3,36. 74 Мф. 10,15. 75 Одна из центральных больниц Афин. — Прим. перев. 76 77 Один из самых известных театров Афин. — Прим. перев. 78 Канон на Святую Пасху//Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 5. 79 Аллюзия на византийские агиографические тексты. — Прим. перев. 80 Свт. Мефодий, патриарх Константинопольский († 847). — Прим. перев. 81 В 20–х годах XX века Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Кипрская и некоторые другие Поместные Церкви перешли на новый стиль. — Прим. перев. 82 После перехода Элладской Православной Церкви на новый стиль небольшая часть верующих, желающих жить по старому стилю, откололась от нее. Отколовшиеся стали называться старостильниками. С тех пор в среде старостильников произошло много расколов, и в настоящее время они представляют собой несколько церковных группировок, не имеющих канонического общения ни между собой, ни с одной из официальных Поместных Церквей. — Прим. перев. 83 Прем. 3,1. 84 Октоих. Москва, 1991. С. 169. 85 Деревня в Южной Греции в номе Виотия. — Прим. перев. 86 Второй смертью в Священном Писании Называется смерть души. См.: Мф. 10, 28; Лк. 12, 4. 5. — Прим. перев. 87 Ин. 5,24. 88 Канон на Святую Пасху//Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 2. 89 1 Фес. 4,14. 90 Ин. 15,20. 91 Пс. 117,10. 92 Ср.: Иов. 14, 4. 93 1 Ин. 3,5–6. 94 Гал. 2,20. 95 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

67 « χορευτς » — участник праздничной хоровой пляски в древней Греции. 68 Ссылка на Мф. 10:19—20. 69 Оригинал: «истинных людей», «реальных людей». 70 Скобки принадлежат оригиналу. 71 Гностики в древних временах не признавали реальность Воплощения Сына Божьего, а лжеучили о какой-то призрачной видимости, фантазме его. 72 Ис. 53:9. 73 «Произволение», т. е. свободное избрание следовать тому или иному образу жизни. 74 Оригинал: « λαμπρτης » — светлость, сияние, чистота, слава. 75 Оригинал здесь лаконичен: «Она расположила к Себе прежде, чем была почтена, и прежде, чем расположила к Себе, была почтена». Мой перевод здесь не претендует на точность, а является скорее догадкой. 76 Т. е. Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир в смирении и жившего в бедности. 77 Божия Матерь происходила от рода Царя Давида и вместе с тем из священнического рода. 78 Скобки принадлежат оригиналу. Т. е. родиться от Девы принадлежало только Спасителю и никому иному. 79 Т. е. относились к Ней не как к ребенку, а как к Госпоже. 80 Мф. 12:49. 81 Оригинал: «ради которых Он возымел нужду в плоти и в состоянии пострадать согласно ей». 82 « οκουμνη » — «вселенная», каковым словом обозначалась совокупность всех людей. 83 Св. праведные Иоаким и Анна. 84 Св. праведные Иоаким и Анна дали обет Богу, если Он даст им чадо, принести его в дар Ему. 85 «Третий образ жизни» — жизнь в Благодати, в условиях благодати Нового Завета. 86 Т. е. до того времени, когда был дан Моисеев Закон, и после этого времени. 87 Моисеев Закон, в числе иных вещей, принадлежавших Ветхому Завету, был отменен с пришествием Спасителя. 88 Пс. 18:7. Иной перевод возможен: «Устремляясь как бы от некоего восхода солнца» или: «Устремляясь как бы от некоего источника». Но думаю, что мой основной перевод правильнее. 89 Схоларий с высоким уважением отзывается о св. Григории Паламе в своих омилиях в Неделю Православия и на Преображение Господне. В своей второй омилии на Введение во Храм Пресвятыя Богородицы св. Григорий Палама говорит, что Божия Матерь во время Своего пребывании и храме положила начало подвигу безмолвников (исихастов). Подвиг Божией Матери заключался в усовершенствовании Ее духовной жизни, а не деятельной добродетели. См.: Омилия 53 в издании К. Софокла Эконома. Афины, 1861; в нашем переводе омилии св.  Григория Паламы: Монреаль, 1984. Т. III. С 85—137.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

Непоколебимость Когда в раствор добавляют известь – он становится прочным, Когда раскаленное железо опускают в воду – оно становится крепким. Когда человек переносит страдания – он становится терпеливым, Когда сердце погружается в Истину – оно становится непоколебимым. 10. «Он избавит тебя от сети ловца…» (Пс. 90:3). Не попасть в ловушку Не забредешь в овраг – не вспугнешь ворон, Не пойдешь по задворкам – не наткнешься на грабителей, Не увлечешься страстью – не впадешь в привязанность, Не допустишь мысли о суетном мире – не попадешь в ловушку. 11. «Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои…» (Пс. 106:17). Не вини других Не вини дождь, если крыша течет, Не вини лужи, если обувь худа, Не вини кота, если кладовка открыта, Не вини других, если сам виноват. 12. «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.» (Пс. 118:33) Держись только добр а Ртуть отталкивает камни, но растворяет золото, Сито просеивает муку, но не пропускает сор, Дирижер оркестра не терпит ни малейшей фальши. Не принимай в сердце ни одной дурной мысли, держись только добра. 13. «…Ты воздаешь каждому по делам его.» (Пс. 61:13). Уходя из жизни Уходя из сада, мы забираем с собой не деревья, а плоды. Уходя из жизни, мы забираем с собой не тело, а дела. 14. «Блажен человек, которого сила в Тебе…» (Пс. 83:6). Сердце в молитве 1Овцы, собравшись вместе, копытами растаптывают змей, Ласточки, объединившись в стаю, прогоняют ястребов, Лоси, став в тесный круг, отгоняют волков, Сердце, собрав свои силы в молитве, прогоняет всякое зло. 15. «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.» (Лк.6:24). Богатый заимодавец Богатый человек жалуется своим знакомым: «Плохи мои дела. Я, можно сказать, совсем нищий». – «А что такое?» – «Как что? У Ивановых – три миллиона, у Петровых – пять миллионов, у Сидоровых – десять миллионов». – «А у вас?» – «А у меня остался только один миллион. Что делать? Ума не приложу». – «А зачем вы чужие деньги считаете? Считайте свои». – «Так это же я им занял».

http://isihazm.ru/1/?id=131

Итак, под именем юдоли плача, без сомнения, означает пустыя и безводныя степи, по которым шествовали путники во Иерусалим. Следовательно, Давид ублажает здесь постоянство людей благочестивых, говоря, что ни дальнее разстояние мест, ни трудность пути, ни песчаныя юдоли, ни жажда, ни иныя препоны не возбраняют им приходить во Иерусалим на поклонение Богу: а за таковое усердие и за таковые подвиги обещает им Божие благословение и помощь в многотрудном пути. То же самое и в следующем стихе повторяет: ибо как по пренесении заветнаго ковчега на гору Сионскую, законом предписано было собираться туда для поклонения Богу; то верные свято исполняли сию должность. Они ходили из отдаленных стран толпами во Иерусалим, и не чувствовали усталости, донележе не узрят лица Божия, и в сем-то разуме сказаны оныя слова: пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе. А каким образом древле являлся Бог рабам Своим во храме, о том пространнее сказано инде: а здесь повторим вкратце, что хотя не было во храме никакого видимаго изображения Божия, но понеже ковчег завета был знамением присутствия Его, то верные посредством онаго знали, как приступать к Богу. Пс.83:9 . Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль. Пс.83:10 . Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа твоего. Понеже многие мирские люди безразсудно и безуспешно мучат и изнуряют себя суетными желаниями, сего ради Давид благоразумно желания свои обращает к Богу. И первее просит просто, дабы Бог услышал его; потом, дабы кто не возмнил, что он отлучен от Церкви, предупреждает сию мысль, – присоединяется к верным, и с ними вместе препоручает себя покровительству Божию. Ибо, ежели бы не был членом Церкви, то не мог бы вообще и от лица всех сказать: Защитниче наш! И тотчас восходит выше, износя на среду царское помазание, которым Бог удостоил его чрез Самуила ( 1Цар. 16:12 ). Откуду обещает себе Божию милость: ибо по повелению Его помазан был в царя. А понеже ведал, что царство его было прообразовательное; то без сомнения тщился приобресть себе Божию милость посредством онаго Ходатая, Котораго лице на себе носил.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

1122 г.- это единственный греч. памятник младше X в., сохраняющий мн. особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на визант. послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой к-польской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1-13, Притч 1. 20-32, Ис 5. 1-7 - в Вел. понедельник; Исх 19. 10-18a, Притч 2. 13-21, Ос 4. 1-6b - в Вел. вторник; Притч 3. 27-34, Ос 4. 13 - 6. 4 - в Вел. среду) и утреннее Евангелие (его выбор в целом основан на древней иерусалимской системе чтений: Мф 21. 18-22. 14; Мф 22. 15-24. 2; Ин 12. 17-50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на к-ром прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф - в Вел. понедельник, Лк - в Вел. вторник, Мк - в Вел. среду, Ин - в Вел. четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон к-польского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» - Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия - «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Вел. среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11-14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12-26, Лк 12. 35-59, Мк 14. 1-11 соответственно для каждого из 3 дней) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 28-83). В православном богослужении X-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/150085.html

1; Пс 11. 4). О втором этапе возведения скинии говорится: И положил крышку на ковчег сверху (Исх 40. 20). В начале чинопоследования великого освящения новопостроенного храма архиерей кропит святой водой столпы престола, возливает на них воскомастих (специальный состав, сваренный из крошек мрамора, благовонных веществ и натурального пчелиного воска) и утверждает на престоле трапезную доску. Читается молитва: " Боже Безначальный и Присносущный, иже от не сущих в бытие вся приведый, иже во свете живый неприступнем, и престол имеяй небо, землю же подножие " . Архиерей коленопреклоненно взывает ко Господу, Который дал начертание Моисею для скинии, Соломону же широту сердца для устроения храма, а святым апостолам благодать нового служения в духе и истине, и через них распространил Свои церкви по вселенной. 3) В третий день творения Бог отделяет водную стихию от суши и создает моря (евр. jammim). Строителям скинии Бог повелевает сделать " медное море " (евр. hajjam): Сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды (Исх 30. 18). Совершающий освящение храма архиерей омывает трапезу водою. При пении псалма 83-го архиерей и сослужащие ему отирают трапезу четырьмя платами. Затем, подобно Моисею, окропившему ветхозаветный жертвенник кровью (Исх 29. 12), архиерей кропит престол и антиминсы смешением вина и розовой воды (родостамны) " в знамение того, что на этом жертвеннике по примеру Мелхиседека будет приноситься вино благовонное по благодати и животворное " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 78) . Вино и вода символизируют жертвенную Кровь Христову " поскольку на освящаемом престоле должна возобновляться Голгофская жертва, а Голгофа омыта кровью и водой, истекшими из ребра Спасителя " (Настольная книга священнослужителя, том 4, М., 1983) . Вино также может указывать на растения, созданные Богом в третий день творения. 4) В день четвертый Бог сотворил светила - солнце, луну и звезды. Моисею Бог повелевает приготовить священное миро и помазать им скинию: Это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится. Помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне (Исх 30. 22-30). Исполняя четвертое повеление Божие Моисей также поставил светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии, и поставил лампады пред Господом (Исх 40. 24-25). Псалмопевец пророчествовал: Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его… Престол его, как солнце предо Мною, вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах (Пс 88. 21; 37-38).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Вот еще другой пример, весьма поучительный для нас, любящих осуждать других. Царю Константину, бывшему на Первом Вселенском Соборе, были поданы доносы на некоторых иноков, нарушающих свои обеты. Святой царь, сжигая пред лицом доносчиков их жалобы, сказал: «Если бы увидел кого из них согрешающим на самом деле, то покрыл бы я одеждою своей, чтоб никто другой не видел». Итак, поймем же из сего, что выставлять на вид пороки ближнего есть дело неразумных; напротив же, скрывать чужие недостатки, как бы свои, есть дело святых, богоугодных мужей. Неразумный, при виде согрешающих, тотчас указывает на них пальцем и говорит: посмотрите, что они делают; если же и смотреть некому, то он всем разглашает о дурных поступках своей братии. Но не таков обычай боящихся Бога: они и сами не смотрят, когда другие худо делают, да и другим не дают приметить грешных их дел. Если кто и заговорит про другого худо, богомудрый слушатель остановит его и со вздохом скажет: все мы согрешаем много ( Иак.3:2 ), – пишет апостол Иаков, – но только про этого брата я ничего худого не знаю, да и знать не хочу. Но когда тот не вразумляется, то, по слову Писания, муж мудрый безмолвие водит ( Прит.11:12 ), – подражает Давиду, который говорил: я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих ( Пс.37:14 ). Блажен, кто может сказать с пророком: поношения не прият на ближния своя; оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях. ( Пс.14:3; 100:5 ). 83 Не презрите, – и Господь сказал, – единого от малых сих ( Мф.18:10 ). Но если кто наслушается про кого-нибудь худых речей, то в состоянии ли будет думать о нем хорошо? не скорее ли станет унижать в сердце и осуждать его? А это ли приятно Богу? Посему нужно отвращаться, как от смрадного питья, от злых наговоров на брата своего; ибо кто слушает осуждающего и с мнением его соглашается, тот принимает на себя грех осуждения. Примечай, как злоязычный сначала слегка касается слабости ближнего; и как скоро заметит, что ты согласен с его суждением, тотчас испускает из уст тысячи слов и покрывает бедного (в добродетели) посрамлением с головы до ног. А ты сидишь и слушаешь, и не прекращаешь грешных разговоров, но еще забавляешься ими. Посуди сам, так ли должно поступать благоразумному человеку? Но пусть так, ты напоен питьем, возмутившим душу твою против брата твоего; ты приведен в такое состояние, что мог увидеть срамоту его; все же не презри его, но покрой его своею милостью. Знаешь ли, для чего были показаны тебе язвы брата твоего, язвы греховные, которые губят душу его, а не тело? Не для того ли, чтобы ты позаботился о нем, как самарянин над израненным от разбойников? Не презри же ни одного из меньших братьев Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010