Е.А. Авдеенко Кафизма XIX Псалом 136 (137) входит в богослужения пред Великим постом. Пс.136:1,2             На реках Вавилона, там мы сидели 586 и плакали,                         когда вспоминали о Сионе.                   На ивах посреди него                         повесили мы лиры 587 наши. Это песнь плача лишенных родины и богослужения. Пленные сидят под небом; вместо стен храма – ивы (арава). «Ива ручья» – одно из деревьев праздника кущей, когда полагалось жить в шатрах и «веселиться»; вспоминали об исходе из рабства ( Лев.23:40 ). Смысл жеста (повесить лиры на ветви) был двойной: 1) не будет ни богослужения, ни веселья праздника кущей; ибо как его праздновать, будучи в рабстве (ст.4)? 2) Повесим лиры, чтобы не играть для поработителей (сл. стих). Пс.136:3             Ибо просили там пленившие нас – слов песен,                         и притеснители 588 наши – веселья:                         «спойте нам из песни Сиона». Все, что связано с «весельем» праздника кущей, больно ранит. Возможно, просьба (требование) песен и веселья было глумлением. Пс.136:7             Помяни, Господи, сынам Едома день Иерусалима,                         (когда) они говорили: «испорожняйте, испорожняйте [все] в нем от основания. «Помяни сынам Едома» – почему не вавилонянам-пленителям? Этому есть два объяснения. Во-первых, «Едом» (Исав) – близнец Иакова-Израиля. При жизни близнецы примирились; однако в Псалме вавилоняне названы «сыны Едома». Среди идумеян царская власть зародилась намного раньше, чем в Израиле (в Израиле – только после Исхода и эпохи Судей). «Сыны Едома» можно понимать как мощное царство – языческое. Пленные израильтяне хотят иметь своих царей в своей земле, вместо этого над ними – чужой царь в земле чужой. Во-вторых, и это главное, слово «Едем» имело другое символическое значение. В Псалме 83/82:7–9 описана военная коалиция против Израиля, первыми среди ее участников упоминаются родственники (Едом, Измаил, Моав, Агаряне, Гевал, Аммон, Амалик), затем соседи (Филистимляне и жители Тира). К этой коалиции примкнули Ассирийцы, но объясняется, что они были «мышцей для сынов Лота», Моавитян и Аммонитян ( Пс.83 /82:9). Почему же первым в коалиции упомянут Едом? – От такого близкого, как тот, кто вместе с тобой лежал в утробе матери, – именно от него исходит самая беспощадная вражда. Фарисеи и предатель Иуда ( Пс.55 /54:12 сл.) пришли из самых глубин церковной жизни. Подобное можно увидеть во всей церковной истории (см. Пс.83 /32:7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Удовольствие, наслаждение (Pleasure) Удовольствие выражается в чувстве радости, восхищения и удовлетворения. В более широком смысле это понятие распространяется также на вещи, вызывающие такое чувство – на так называемые жизненные удовольствия. Для классификации образов удовольствия в Библии нам необходимо задаться вопросом, какие стороны жизненного опыта приносят радость и удовлетворение персонажам и авторам Библии. Хотя образы удовольствия присутствуют во всей Библии, приятные ощущения описываются прежде всего в поэтических книгах. Библия привносит дополнительную сложность в общую картину, проводя различие между добродетельными удовольствиями и дурными, между истинными и ложными. Кроме того, необходимо различать человеческие удовольствия и Божьи. Человеческие удовольствия . Что же в Библии приносит удовольствие персонажам (и авторам)? Одна из основных категорий – красота. Источником удовольствий служит, например, красота природы, как об этом свидетельствуют, в частности, пять псалмов о природе в Псалтири ( Пс.8; 18; 28; 103; 148 ). Рассказ о дожде и о последующем богатом урожае в конце Пс.64 ( Пс.64:10–14 ) настолько выразителен, что сам автор как будто бы сопереживает и радуется вместе с растениями погоде и их росту. В Пс.146–147 поэт перечисляет красоты и богатства природы – звезды, дождь и траву, отборную пшеницу и сезонные изменения, выражая тем самым свое восхищение. Художественная красота тоже доставляет удовольствие персонажам и авторам Библии. Эстетическая красота храма побуждает псалмопевца воскликнуть: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!» ( Пс.83:2 ). «Сладкозвучные гусли с псалтирью» приносят наслаждение ( Пс.80:3 ). Источником удовольствия может быть и литература: автор Екклесиаста, делясь с нами своими литературными замыслами, заявляет, что он «старался приискивать изящные изречения» ( Ек.12:10 ). Еще одно удовольствие в глазах авторов Библии – семейная жизнь. «Блажен» родитель, наполнивший детьми свой «колчан» ( Пс.126:5 ). Благословляется человек, чья жена, «как плодовитая лоза» в доме, и чьи дети, «как масличные ветви» за столом ( Пс.127:3–4 ). Внуки – тоже источник удовольствия, согласно пожеланию псалмопевца увидеть «сыновей у сыновей твоих» ( Пс.127:6 ). Особое удовольствие родителям доставляют мудрые дети ( Притч.10:1; 15:20; 23:24–25; 27:11; 29:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАЖЕНСТВО состояние приобщенности благу ; в правосл. понимании - состояние совершенной духовной радости пребывающего в Божественной любви человека, достигнутое благодаря единению с Богом, обожению . В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.», «блаженный» в большинстве случаев передаются евр.  , греч. μακαρισμς (Рим 4. 9), μακριος (Мф 5. 3-11; Лк 6. 20-22 ( Заповеди блаженства ); Мф 13. 16; Лк 11. 28; 12. 37; 14. 14, 15; Ин 13. 17; 20. 29; 1 Петр 3. 14; 4. 14; Рим 4. 7, 8; и др.). В Септуагинте μακριος (в основном перевод  ) используется как понятие блаженного, счастливого человека (Иов 5. 17; Пс 1. 1; 2. 12; 39. 5; 40. 2; 64. 5; 83. 13; 93. 12; 111. 1; 118. 1, 2; 145. 5; Притч 3. 13; 8. 34; Ис 30. 18; и др.). Сотворение Адама и введение человека в рай. Роспись юж. паперти Воскресенского собора в Тутаеве. 1679–1680 гг. Сотворение Адама и введение человека в рай. Роспись юж. паперти Воскресенского собора в Тутаеве. 1679–1680 гг. В древнегреч. лит-ре μακαριτης, μακριος обозначали преимущественно блаженное, чуждое страданий существование богов и людей, проявляющееся и во внешнем благополучии. Понятие Б. передавалось также словами: εδαιμονα - для обозначения Б., возможного лишь при покровительстве благого божества, демона (δαμων), часто использовалось как синоним μακαριτης; λβος - для обозначения в основном внешнего счастья , благосостояния, богатства; ετυχα - счастья, удачи, везения, соотносимых с понятиями рока, случая; δον - удовольствия, чувственного наслаждения. Понятия Б. и счастья в греч. античности употреблялись, т. о., как синонимы. Античная этика рассматривает стремление человека к Б., счастью как естественное свойство его природы и цель жизни. В античном языческом мировоззрении, не знающем понятия первородного греха , мир предстает как «вечно-юное и самодовлеющее телесное бытие», «так что все бытие превращается в блаженное состояние цветущего прекрасного тела» ( Лосев А.

http://pravenc.ru/text/блаженство.html

Первое отделение. Богослужение от недели всех святых до недели мытаря и фарисея I. Богослужение простодневное-седмичное Примечание. Порядок вседневных служб совершается по часослову и служебнику с дополнительными молитвами и песнями из октоиха и минеи. Так как по церковному Уставу суточные службы каждого дня начинаются с вечерних служб, то и последуем этому порядку. § 16. Начало церковных служб Девять церковных служб совершаются в течение суток в три раза, и в каждый по три службы, при чем первая из трех служб имеет полное начало, а две следующие за нею – неполное. Полное начало состоит из следующих молитвословий: иерей возглашат: Благословен Бог наш... чтец: Аминь, Слава тебгь, Боже наш... Царю Небесный... Трисвятое... Пресвятая Троице... Отче наш ... Господи помилуй 12-ть... Слава и ныне... Приидите, поклонимся... Службы же, следующие за первою, начинаются с « Приидите, поклонимся... § 17. Вечерние службы: Девятый час, вечерня и повечерие. Чинопоследование девятого часа Полное начало; затем читаются псалмы: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи (пс. 83), Благоволил ecu , Господи, землю Твою... (пс. 84), Приклони, Господи, ухо Твое... (пс. 85), после псалмов: Слава и ныне... Аллилуия 3-жды, Господи помилуй 3-жды, слава: тропарь святому из минеи, и ныне: Богородичен часа: Иже нас ради рождейся от Девы... Не предаждь нас до конца, Трисвятое... Пресвятая Троице... Отче наш ... кондак святому из минеи. Господи помилуй 40... Иже на всякое время... Господи помилуй 3-жды.. Слава и ныне... Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови отче. Иерей: Боже ущедри ны. Чтец – молитву: Владыко Господи Иисусе Христе 20 . Изъяснение В последовании 9-го часа церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Так в тропаре этого часа поется: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Во псалме " Коль возлюблена » пророчески возвещается, что Господь ради, крестной смерти Сына Божия, принесенной за спасение рода человеческого, грешникам кающимся подаст отпущение грехов и не лишит их небесного царствия: Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Блажен муж... Протоиерей Геннадий Огрызков 12.02.2021 762 Время на чтение 10 минут Источник: Прихожанин Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе... Пс. 1,1. Господь привел нас с женой в церковь в самом начале восьмидесятых. Первым нашим храмом была церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», что в Марьиной роще (недалеко от нее мы тогда жили), но вскоре мы переехали в центр, и нашим храмом на долгие годы, куда бы мы потом ни уезжали, стала церковь Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке (или в Брюсовском переулке, или на улице Неждановой). С самого начала своей церковной жизни мы как-то осознавали, что выбор духовника — вещь непростая и ответственная: ведь наставника и духовного отца выбираешь себе однажды — и на всю жизнь до самой смерти. Мало того, по отеческому учению, связь эта и после смерти не прерывается — а ведь это уже прикосновение к чему-то беспредельному, запредельному. К Вечности, может быть... Поэтому мы ходили на исповедь в разные храмы, присматривались к батюшкам и в Воскресении Словущем, и в других церквях, но подойти к кому-то из них и попросить стать твоим духовником (на всю жизнь, а потом после смерти!) — такого желания не возникало долго. Но вот зимой 83-го–84-го годов в храме Воскресения Словущего появился новый батюшка, сравнительно молодой. Звали его отец Геннадий. Фамилия была простая, смешная и какая-то по-русски смиренная — Огрызков. При этом сам он, как бы по контрасту с фамильным прозвищем, был высоким, крупным, с открытым и мягким русским лицом, с добрыми голубыми глазами, с окладистой уже тогда бородой. Говорили, что он еще учился в семинарии, шел ему тогда тридцать шестой год, но ощущения «ненастоящего» батюшки, «батюшки-студента» от него не было никогда. Он как бы сразу, еще и семинарию не окончив, встал на свое место, на то место, для которого однажды и был рожден. У него был грудной, мягкий и глубокий голос. Иногда он слегка заикался во время проповеди и вообще был очень застенчив. Всем своим видом он как бы искренне извинялся перед нами, прихожанами, за то, что высокий священнический сан дан ему совсем не по заслугам, точнее — не по достоинству.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/12/blazhe...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Возрождение Русского Севера вне его духовных традиции невозможно Епископ Тихон обратился к жителям Архангельской области и Ненецкого автономного округа с воззванием о поддержке строительства кафедрального собора 02.08.2006 472 Сегодня, 2 августа, в день памяти святого пророка Божия Илии епископ Архангельский и Холмогорский Тихон обратился к жителям Архангельской области и Ненецкого автономного округа с воззванием о поддержке строительства кафедрального собора Дорогие братья и сестры! Вот уже долгое время мы с упованием ожидаем начала важнейшего события - возведения Михаило-Архангельского кафедрального собора в городе Архангельске. До сей поры столица древнего Поморского края не имеет главного храма. 20 ноября 2005 года в Архангельске прошел общегородской крестный ход к месту строительства Михаило-Архангельского собора. Его участники согласно молились Господу и выражали слова поддержки этого важного духовного начинания. Последовавшее за этим событием время было непростым. Все мы были свидетелями как в средствах массовой информации умножились высказывания, искажающие главный смысл строительства кафедрального собора. Мы по-христиански воздерживались от ответных слов, памятуя о том, что Господь не лишит своих благ хранящих незлобие (Пс. 83, 12). Как епископ могу сказать, что возрождение Русского Севера вне его духовных традиции невозможно. Господь попустил Архангельской области пройти чрез многие испытания дабы мы усугубили наши молитвы, стяжали терпение и возрастали в вере и любви друг ко другу. Сегодня для всех нас настало время важного определения. Если нам дорого наше будущее и благополучие региона, если мы не хотим своим бездействием потворствовать духовному разобщению и умножению пустых дискуссий, мы должны начать объединяться, собирать воедино все силы нашего региона. Возрождение святыни будет живым символом духовного возрождения, свидетельством о начале нового этапа в истории Архангельской области. Строительство Михаило-Архангельского кафедрального собора станет возможным только при посильном участии каждого из нас, независимо от положения или благосостояния, " в единстве духа, в союзе мира " (Еф. 4, 3).

http://ruskline.ru/analitika/2006/08/02/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Хвалите Его вси ангели Его... (Пс. 148, 2) Памяти монаха Лазаря 12.04.2015 704 Время на чтение 7 минут От редакции. В Светлый понедельник, 13 апреля, сороковины известного русского поэта , постоянного автора «Русской народной линии» монаха Лазаря (Афанасьева) . Мы предлагаем вниманию читателей некролог, написанный его близким другом, профессором Московского университета Владимиром Алексеевичем Воропаевым. 5 марта 2015 года в ЦКБ Святителя Алексия, митрополита Московского, после продолжительной болезни на 83 году жизни преставился о Господе монах Лазарь (Виктор Васильевич Афанасьев) - старейший русский писатель, поэт, прозаик, литературовед, из-под пера которого вышло более пятидесяти популярных книг. Читателю хорошо известны его биографические сочинения о Жуковском, Лермонтове, Иване Козлове, Батюшкове, Языкове, а также жизнеописания великих подвижников, как древних, так и прославленных в наше время: преподобных отцов Антония Великого, Нила Сорского, Серафима Саровского, Оптинских старцев. Известен он и как духовный поэт. Многие его стихи положены на музыку. Профессор Московской Духовной академии Михаил Дунаев в шестом томе своего фундаментального труда «Православие и русская литература», где творчеству монаха Лазаря посвящен специальный раздел, отметил, что его поэзия «подлинная и православная по духу». 7 марта, в субботу второй седмицы Великого поста, в монастыре Оптина Пустынь после ранней заупокойной Литургии состоялось отпевание монаха Лазаря, которое возглавил скитоначальник игумен Тихон (Борисов). Оптинский постриженик, монах Лазарь был погребен на монастырском кладбище рядом с могилами убиенных оптинских насельников иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима, жития которых он написал. После похорон состоялась поминальная трапеза в Иоанно-Предтеченском скиту, за которой читались стихи почившего монаха Лазаря, в том числе напечатанные в мартовском номере журнала «Фома». Вот одно из последних его стихотворений (помеченное 30 июля 2013 года):

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/10/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАБЕДРЕННИК В РПЦ наградной элемент богослужебного облачения священников, представляет собой матерчатый плат прямоугольной формы, украшенный изображением креста, крепится за 2 угла к длинной ленте, накинутой через плечо, и носится на правом бедре (если же надета палица , то на левом). Символизирует «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6. 17). В отличие от палицы Н. используется только в правосл. Церквах, зависящих от рус. традиции (прежде всего получивших автокефалию от РПЦ), в греч. же Церквах Н. никогда не было (иногда Н. встречаются у священников Грузинской Православной Церкви, но все они получены в качестве награды от патриарха или епископов РПЦ). Существует неск. гипотез появления Н. По мнению нек-рых исследователей, он является производным от палицы (греч. πιγοντιον, букв.- «наколенник»; такой перевод дан и в принятом ныне «Чиновнике архиерейского служения»; в древнерус. источниках чаще называется «полица», т. е. небольшой кусок ткани или то, что находится возле полы платья; созвучие с палицей, т. е. «дубинкой», вероятно, появилось под влиянием символического образа «меча»). Палица изначально была частью архиерейского облачения ( Theod. Balsam. Responsa. 37 (1193 г.)//PG. 138. Col. 988-989), но вскоре стала даваться ставрофорам (архонтам Великой ц.), некоторым протоиереям и архимандритам ( Sym. Thessal. De Sacra Liturgia. 83//PG. 155. Col. 261, 264). К кон. XIV в. все греч. архимандриты имели эту привилегию ( Miklosich, Müller. Vol. 2. P. 22 (1381 г.), 568 (1397 г.)). На Руси палица впервые упоминается в «Сказании о черноризском чине» свт. Кирилла II, еп. Туровского (ТОДРЛ. Т. 12. С. 360; этот текст в последующей традиции входил в состав Кормчих книг). В XVI в. палицу носили архимандриты крупнейших монастырей (сначала - Киево-Печерской лавры, с 1561 - Троице-Сергиевой лавры, а позже и нек-рых других). В южнорус. традиции в кон. XVI в. вручение палицы вошло в состав чина на поставление архимандрита. Однако в Архиерейском служебнике 1665 г. (архиеп. Лазаря (Барановича)) вместо палицы говорится о вручении Н. (ГИМ. Син. 370 (271). Л. 239; см.: Горский , Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 126). Возможно, целью введения в обиход Н. было стремление оставить палицу только как элемент архиерейского облачения и знак высокого отличия, а для более массового употребления среди священников использовать иную форму - Н. При этом молитва, к-рая читается при надевании Н., осталась та же, что и при надевании палицы (Пс 44. 4-5).

http://pravenc.ru/text/набедренником.htm...

Псалом 83 Надписание приписывает псалом сынам Кореевым, левитам, в согласии с чем находятся Пс.83:3 и Пс.83:11 стихи, где писатель выражает желание быть не в самом святилище, куда имели доступ только священники, но во дворе храма, забота о котором лежала на левитах. Псалом указывает на вынужденное удаление от храма вместе с левитами и помазанника Божия ( Пс.83:10 ). Под последним можно разуметь царя, так как со времени помазания Саула на царство термин «помазанник» стал преимущественно прилагаться к царям ( 1Цар. 12:3, 5, 26:9 ; 2Цар. 1:14 ; Пс. 17:51, 19:7 ). Царь по изображению псалма, благочестив, принадлежит к числу «ходящих в непорочности» ( Пс.83:12 ). Таким царем нужно считать Давида, а обстоятельствами написания псалма – бегство его из Иерусалима во время гонений от Авессалома, когда Давида сопровождали любившие его и сочувствовавшие ему левиты. Последние хорошо понимали состояние Давида в его удалении от скинии, что и изобразили в псалме. – «На Гефском орудии», т. е. инструменте, заимствованном из филистимского города Гефа. Содержание псалма представляет изображение тяжелого душевного состояния праведника, вынужденного жить вне привычной и излюбленной им сферы близкого единения с Богом в месте особенного Его присутствия, т. е. в скинии. Как дороги Твои жилища, Господи, к которым стремится моя душа и которые для меня тоже, что гнездо для птенцов птицы (2–4). Блаженны те, которые живут в доме Твоем или те, которые направляются к нему укрепляясь в силе по мере приближения к Сиону (5–8). Услышь нас, Боже, и призри на Твоего помазанника. При дворах Твоих один день лучше тысячи вне их, так как Господь есть солнце и щит изливающий блага на непорочных (9–13). Пс.83:2 .  Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Пс.83:3 .  Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. Пс.83:4 .  И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Пс.83:5 .  Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Солнце (Sun) В Библии 150 упоминаний о солнце, и в большинстве из них оно предстает как источник света. Буквальные упоминания о физическом свете солнца отражают два взаимосвязанных мотива: солнце как образ повседневной жизни и солнце как составляющая дневного цикла. Циклическая природа дневного маршрута солнца имеется в виду в Пс.18:7 : «От края небес исход его, и шествие его до края их». Солнце управляет сменой дня и ночи, на что указывают упоминания восхода, полудня и сумерек. В Библии это образ порядка – чего-то, по чему можно ориентироваться в предсказуемой вселенной. Когда солнце заходит, люди отдыхают, а хищники выходят на охоту; «восходит солнце», и «выходит человек на дело свое» ( Пс.103:20–23 ). Одна из задач поэтов Библии – пробудить разум от летаргии привычного, чтобы люди почувствовали чудо в обыкновенных ритмах природы. Например, автор Пс.18 говорит о восходящем солнце с волнением, сравнивая его с женихом, выходящим из своей комнаты в день свадьбы, или со спортсменом, участвующим в состязании ( Пс.18:6 ). В том же духе звучит утверждение автора Екклесиаста: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» ( Ек.11:7 ). Иссушающая жара и ослепительный свет средиземноморского солнца ( Пс.120:6 ; Ис.49:10 ; Откр.7:16 ), а также факт, что оно каждый день пересекает небеса и «видит» все происходящее на лице земли, могут объяснить, почему в древней мифологии Ближнего Востока бог солнца был богом справедливости, судьей богов и людей. Вавилонский правитель Хаммурапи изображен как получающий свои законы от бога солнца. Это отражено и в Пс.18 , где описание каждодневного движения солнца предшествует размышлениям о законе Господнем. Эти идеи связываются между собой фразой: «Ничто не укрыто от теплоты его» ( Пс.18:7 ). Солнце символизирует всевидящее око Господа, судьи и законодателя. Как чисто физическое явление, солнце обладает двойственной природой. Это основной источник жизни и подходящая метафора для описания Самого Бога ( Пс.83:12 ). Но в псалмах присутствуют и впечатляющие изображения ужасного солнечного удара и страданий от жары, возможно, наиболее живо переданные в образе солнца как врага, нападающего днем ( Пс.120:6 ; см. также Пс.90:6 ). Одна из картин Книги Откровение, напоминающая о Дантовом аде, – это палящий жар солнца, обжигающий грешников, которые в ответ проклинают Бога, но не каются ( Откр.16:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010