Но это же ведет к заключению, что степень вменения и осуждения наследственного греха соразмерна со степенью участия личного сознания и свободы каждого человека в развитии греха в его природе. Таким образом, основанием вменения греха Адамова потомкам его служит, с одной стороны, беспредельная святость и правда Божия, преследующая и осуждающая расстройство, происшедшее в чистой и совершенной богосозданной природе человеческой, а с другой стороны — личное свободное согласие на грех каждого человека, ибо нет праведного ни одного (Рим 3, 10), все согрешили (13 ст.). Самое вменение и осуждение имеют свои степени. У древних отцов некоторое подтверждение такого понимания оснований вменения наследственного греха можно видеть в рассуждениях ο судьбе некрещеных умерших младенцев (см. у Григория Б. Сл. 40, у Григория Нис. «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью»). § 79. Наказания людей после падения, как действия промышления Божия. I. Hakaзahuя, постигшие людей по грехопадении прародителей, это суть испытываемые человеком разного рода бедствия в жизни, как то: скудость и бедность, которыми окружен человек, вместо изобилия плодов земных, изнурительные труды для продолжения своего существования, разрушительные действия и другие бедствия, приносящие людям скорбь, болезни и смерть. Все они суть вместе и действия промышления Божия, служащие не только проявлением правды Божией, наказующей грешника, но вместе и явлением милости и любви Божией к человеку. Главная цель их — уврачевание греха, пресечение греховных путей человека и его исправление (Притч 23, 14; 2 Кор 4, 16). Опытов такого болезненного, но спасительного врачевания и исцеления, исполнена история человечества, особенно история народа Божия, и все они подходят под один взгляд пророка: егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся и утренневаху к Богу: и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний изб а витель им есть (Пс 77, 34–35). Так учили смотреть за постигающие людей внешние бедствия и древние отцы церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Обыденное сознание не вмещало сокровенную суть дарованного хлеба, и чтобы манна осталась в памяти потомков как свидетельство покровительства Господня, Моисей повелел наполнить ею золотой сосуд и поставить его пред ковчегом (см. Исх.16:32–34 ). Так и хранилась манна, в Святая святых, в золотом ковчеге, рядом со скрижалями Завета (см. Евр.9:3–4 ). Значение манны как «пищи духовной» ( 1Кор.10:3 ) не однажды подчеркивается в тексте Б.: «Он… питал тебя манною, которой не знал ты, не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа живет человек…» ( Втор.8:3; 8–16 , ср. Мф.4:1–4 ); «…народ Твой Ты питал пищею ангельскою и посылал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого. Ибо свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям и в удовлетворение желания вкушающего изменялось по вкусу каждого она изменялась во все, повиновалась Твоей благодати, питающей всех, по желанию нуждающихся, дабы сыны Твои, которых Ты, Господи, возлюбил, познали, что не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» ( Прем.16:20–21, 25–26 , см. также Неем.9:15 ; Пс.77:23–25, 104:40 ). Текст Н.З. раскрывает значение манны как прообраза духовной пищи, дающей «жизнь миру». Народ просит Христа о знамении и напоминает Ему об отцах, которые «ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» ( Ин.6:31 ). Иисус отвечает им: «…не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб, сшедший с небес» ( Ин.6:32–35 ). Иудеи раздражены ответом Иисуса и не понимают Его слов: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» ( Ин.6:41 ). Иисус повторяет: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:48–51 , ср.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

– Он Сам именует Себя аллегорически Пастырем и излагает через пророка Иезекеиля образ Своего праведного промышления: сокрушенное обяжу , и немощное укреплю, и крепкое снабдю, и упасу я с судом … и упасу их на горе святей Моей ( Иез.34:16 ). «Паси нас, младенцев, как овец. И исполни нас Господи, пищею Твоей правды. Паси нас, Педагог, при горе святой Твоей, в церкви, которая на высоте, которая превышает облака, которая касается небес. – И буду, говорит, Пастырь их, и буду близ них, как хитон близ тела их. Он хочет дать плоти моей спасение, облекая меня в хитон нетления, и умастил тело мое. Призовут Мя, говорит, и реку: се Аз ( Исайи 58:9 ). Ты скорее услышал меня, чем надеялся я, Господи. И если будут преходить, не упадут глаголет Господь ( Ис.43:2 ). Ибо мы, преходящие к нетлению, не упадем в тление, потому что Он Сам будет нас поддерживать. Он рече и восхоте Сам». Так благ наш Педагог. Он не только подъял на Себя немощи наши, но даже, как добрый и великодушный Пастырь, положил за нас, овец Его, душу Свою. Впрочем, когда грешники ходят искривленными путями, то и Он изменяет Свои отношения к ним и становится строгим. Сам Он выражает причину своего гнева: понеже звах и не послушасте Мене, и простирах словеса, и не внимасте; но отметасте Моя советы и обличением Моим не внимасте ( Притч. 1:24–25 ). Таким образом непокорность Педагогу и презрение Его внушений суть причины гнева Его, по которым Он является наказующим Судьей. Но в самом гневе Своем Он обнаруживает и правосудие и благость: Той же есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит, и умножит отвратити ярость Свою , и не разжжет всего гнева Своего ( Пс.77:38 ); так что милость и истина соединяются в Нем. Виною наказаний, поражающих грешников, служат они-же сами. Как зеркало не виновато в безобразии, которое оно обнаруживает, или как врач не виноват в болезни, которую он указывает; так и укоряющий и обличающий не желает зла тому, кто страждет душою, но указывает те греховные язвы, которые в нем действительно есть. «Почему Бог, хотя благ Сам в Себе, но правосуден в отношении к нам, и потому правосуден, что благ». Отец, прежде творения мира бывший Богом, бывший благим, послал с небес Слово Свое возвестить нам благую правду, возбуждая человеческую природу к спасительному покаянию. «Но ты Богу не повинуешься? Припиши вину этого дела самому себе, привлекающему суд».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Предсказано было, что Христос святую Свою проповедь начнет в Галилеи: Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Ис 9:1-2; Мф 4:15–16). Так и было: вначале там явился Свет миру, Христос, там сидящим во тьме Свет Сей блеснул и просветил их, там Иисус, Свет наш, начал проповедовать и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное (Мф 4:14-17; Мк 1:14-15). Предсказано было, что притчами будет учить Христос: Отверзу в притчах уста Мои, возвещу сокровенное от создания мира, – говорил через пророка Христос (Пс 77:2). Так и было: притчами учил Иисус Христос (Мф 13:34-35). Читай Евангелие Его. Предсказано было, что многие учения Его святого не послушают, и не поверят Ему, и Его не примут. Иди, – сказал Господь, – и скажи этому народу (Иудеям): слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис 6:9-10). И было так: не послушали учения Христова книжники, фарисеи и прочие премногие иудеи, и не поверили Ему, и Его не приняли. Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин 1:11). Читай Евангелие, как воспротивились Христу жиды, которые Его ожидали. Предсказано было, что Христос благую и радостную весть принесет людям: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное, – пророк в лице Христовом говорил (Ис 61:1-3). Так и было: это пророчество Христос Сам о Себе приводит иудеям: И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк 4:17-21). Он, придя, благовествовал мир нам (Еф 2:17). Благовествовал: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3:16-17). Что может быть радостнее грешникам погибшим, чем слово сие: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк 19:10)?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Приближающийся всерадостный праздник Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа желаю тебе встретить в здравии и утешении духовном, и в мире со всеми окружающими тебя. Мир тебе! Многогрешный иеросхимонах Амвросий 198. Болезни от духовных причин лечатся духовными средствами (Письма адресованы одному лицу) М. полечить медицинскими средствами можно. Только это едва ли поможет. Потому что здесь духовные причины. Первая, что он принял неправую сторону матери, а потому неправильно смущался. И думаю, что он за это подвергся наказанию. А может быть, есть еще одна или и две причины духовные, о которых думать можно, а писать неудобно. И потому для него всего лучше чистосердечная исповедь и вразумление духовное. Скорбные искушения во всяком случае полезны. Сказано в псалмах (Пс. 77: 34): «Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу». 199. Как проходить должность Поздравляю вас с должностью и сердечно желаю вам достодолжно проходить эту должность. А чтобы достодолжно руководить других, следует самим руководиться правилами закона духовного. Выписываю вам главное из этих правил, написанное преподобным Марком Подвижником, который говорит: «Егда разрешити хощеши вещь неудобопостигаемую, ищи о ней, что Богови угодно, и обрящеши решение тоя полезное» (глава «О мнящихся от дел оправдатися»). По этому правилу должно проверить все опытные сведения человеческие, которые нисколько не опровергаются, если согласны будут с волей Божией. Правило это относится более к тому случаю, когда будет нам нужно действовать в отношении других. Собственно же для нас самих преподобный Марк предписывает другое, более глубокое правило: «Не покушайся вещь неудобну разрешити любопрением; но имиже закон духовный повелевает, сиречь терпением и молитвой и единомысленною надеждою» и паки: «во всяком твоем начинании да предначинает тебе Бог, предначинающий всякое благо, яко да по Боге будет предлежащее дело» (правило 512-е: О законе духовном). 200. Как переносить служебные неприятности

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Рим. 12,20. 70 Пытался. 71 Святитель Тихон скончался действительно в день недельный, воскресный: 13 августа 1783 г. 72 Из крашеного лощеного холста. 73 При жизни. 74 Доски. 75 Будто. 76 Соблюсти. 77 Предшественнику. 78 Плис – хлопчатобумажный бархат. 79 Тесьмой. 80 Это желание преосвященного Тихона подробнее можно объяснить словами самого Святителя. В «Кратком увещании, како подобает в святые храмы входить на славословие» Святитель между прочим пишет: «Приходя к церкви, видиши гробы братии твоея и того для помяни, что и ты в тыяжде недра земли вселишися, и которую персть топчеши ногами, тая покрыет лице. И потому воздохни к Богу о преставльшихся, да помилует их. Сие бо не токмо им, но и тебе будет полезно: ибо к ближним любовь показуеши, и, видя их умерших, помяни и о своей смерти, да тако усерднее Богу помолишися». 81 Повод к смущению, искушению. 82 Ср.: Пс. 34, 9; Ис. 61, 10; Лк. 15, 6, 24. 83 Имеется в виду исследование протоиерея Андрея Иоаннова «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках» (СПб., 1799). В этой книге автор говорит между прочим, что раскольники «отправляли из Москвы к преосвященному Тихону Воронежскому одного саратовского купца с прошением, не согласится ли он к ним? Но он отозвался, что, оставя епархию, к чему приступить? Вы-де и сами пусты» (С.362). 84 Негр, арап. 85 Букли и кудри. 86 Не принявшим монашеского пострига. 87 Покое. 88 В одном из своих писем Святитель так описывает это «слышание». «В подтверждение Вашего малодушия пишу, что одному на сей неделе послышалося в нашем монастыре, когда он в самой полночи забылся только, легши спать, а именно, послышал такое пение над верхом себя, что сердце его, от радости и сладости, как воск, таяло; и как только окончилось пение тое, он проснулся и тую радость и сладость чувствовал в сердце своем, которая несколько времени была у него и скоро от него отшла; и потом нашла великая на него печаль, что тая радость отшла от него...». 89 1 Фес. 5, 3. 90 Считать, почитать. 91 Ошибся. 92

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Святителю Афанасию было всего 33 года, когда он стал преемником Александра по александрийской кафедре. Избрание святителя Афанасия, как свидетельствует Созомен, было встречено в штыки арианами и мелитианами. См.: «Церковная история Эрмия Созомена Саламинского». СПб., 1851. С.116–119. Монашество в основной своей массе поддерживало святителя Афанасия, см. «Достопамятные сказания». С.145. 65 Эта фраза (υπ αυτου δυναμομενος) подразумевает, скорее всего, Господа Иисуса Христа. 66 Египетская область на север от Фиваиды. 67 Эти слова (νυκτηριναις ευχαις καθ εαυτν σχολσας) предполагают личное келейное правило преподобного Феодора. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, говоря о египетских иноках, констатирует: «К общественному бдению они присоединяют и частное бдение, которое совершают с большим вниманием, чтобы не потерять и той чистоты, которая приобретена псалмопением и молитвами, и ночным размышлением подготовить неослабное усердие, которое нужно сохранить в течение дня». — Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. «Писания». Сергиев Посад, 1993. С.20. 68 Сон, как и прочие телесные потребности, древние иноки обычно рассматривали в качестве необходимого зла. Так, преподобный Антоний, по свидетельству Святителя Афанасия, «когда хотел вкушать пищу, ложился спать или приступал к исполнению других телесных потребностей, чувствовал стыд, представляя себе разумность души». — Святитель Афанасий Великий. «Творения», m.III. С.215–216. Ср. также «Достопамятные сказания». С.19. 69 Эта «необыкновенная пища» (ξνη τροφ) ассоциируется, возможно, с «хлебом ангельским» (Пс.77:25), ср.: О молитве и Увещание к мученичеству. «Творение учителя Церкви Оригена» . — Перевод Н. Корсунского. СПб., 1897. С.110–111. Но более близкую аналогию представляет Ин.6:31–34:48–51, особенно учитывая то, что видение преподобного Феодора имеет несомненный евхаристический контекст, а «в последовательном развертывании Иоанновского богословия учение о Евхаристии есть то существенно новое, что вносит беседа rл.VI». — Епископ Кассиан Безобразов. «Водою и кровию и Духом», «Толкование на Евангелие от Иоанна». Париж, 1996. С.99. Наконец, и «небесная манна» (Откр.2:17) также ассоциируется с «необыкновенной пищей» в видении преподобного Феодора, ср.: «Толкование на Апокалипсис святого Андрея, Архиепископа Кесарийского». М., 1901. С.21. 70

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Святителю Афанасию было всего 33 года, когда он стал преемником Александра по александрийской кафедре. Избрание святителя Афанасия, как свидетельствует Созомен, было встречено в штыки арианами и мелитианами. См.: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. С. 116–119. Монашество в основной своей массе поддерживало святителя Афанасия, см. Достопамятные сказания. С. 145. Эта фраза ( Øp’ аÙтоа dunamoÚmenoj) подразумевает, скорее всего, Господа Иисуса Христа. Египетская область на север от Фиваиды. Эти слова ( nukthrina‹j eÙca‹j kaq’ ˜autÕn scol£saj) предполагают личное келейное правило преподобного Феодора. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, говоря о египетских иноках, констатирует: “Кобщественному бдению они присоединяют и частное бдение, которое совершают с большим вниманием, чтобы не потерять и той чистоты, которая приобретена псалмопением и молитвами, и ночным размышлением подготовить неослабное усердие, которое нужно сохранить в течение дня”. — Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Сергиев Посад, 1993. С. 20. Сон, как и прочие телесные потребности, древние иноки обычно рассматривали в качестве необходимого зла. Так, преподобный Антоний, по свидетельству святителя Афанасия, “когда хотел вкушать пищу, ложился спать или приступал к исполнению других телесных потребностей, чувствовал стыд, представляя себе разумность души”. — Святитель Афанасий Великий . Творения. T. III. Ñ. 215–216. Ср. также Достопамятные сказания. С. 19. Эта необыкновенная пища ( xšnh trof») ассоциируется, возможно, с хлебом ангельским (Пс 77:25), ср.: О молитве и Увещание к мученичеству. Творение учителя Церкви Оригена /Перевод Н. Корсунского . СПб., 1897. С. 110–111. Но более близкую аналогию представляет Ин 6:31–34,48–51, особенно учитывая то, что видение преподобного Феодора имеет несомненный евхаристический контекст, а “в последовательном развертывании Иоанновского богословия учение о Евхаристии есть то существенно новое, что вносит беседа гл. VI”. — Епископ Кассиан Безобразов . Водою и кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Париж, 1996. С. 99. Наконец, и небесная манна (Откр 2:17) также ассоциируется с необыкновенной пищей в видении преподобного Феодора, ср.: Толкование на Апокалипсис святого Андрея, Архиепископа Кесарийского. М., 1901. С. 21.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Святой пророк Божий! Почему ты ничего не говоришь ни царю, ни людям, к которым ты послан от Бога, но обращаешься к бездушному жертвеннику, бесчувственному камню? Обрати твое лицо к царю, возопи к нему и к тем, кто с ним, обличи их заблуждение, запрети им словом Божиим, устраши их местью Божией. А жертвенник каменный, будучи бездушным, как может тебя послушать или что может ответить? Однако же пророк говорит не царю и не народу, но бесчувственному камню, жертвеннику: «Алтарь, алтарь, — так говорит Господь». Почему так? А потому, что пророк Божий, как прозорливый, видел, что сердца человеческие тверже камня, и хорошо знал, что его скорее услышит каменный жертвенник, нежели люди своими ожесточенными сердцами. Когда пророк Божий пришел на тот скверный праздник, то ясно увидел дела всех: одни пируют и упиваются, пьют и едят идоложертвенное, другие пляшут с тимпанами и органами, третьи сквернословят и заливаются смехом, четвертые открыто совершают скверные и беззаконные дела по уставу идолопоклоннического праздника, пятые, указывая перстом на идолов, восклицают: «Вот твои боги, Израиль, выведшие тебя из Египта». Видя все это, пророк сказал себе: напрасно я буду говорить этим людям, не послушают они слов Божиих и моих и не поверят мне, что я послан к ним от Бога. Что же мне делать? Скажу я камню, скажу бездушному жертвеннику, — он скорее послушает меня. И возопил, говоря: «Алтар, алтарь, — так говорит Господь». Что же, услышал ли пророка жертвенник? Услышал, развалился жертвенник, и пролился с жертвенника тук жертв (см. 3 Цар. 13:5). Каменный жертвенник в ответ на пророческое слово распался пополам, а царь что? Царь простер свою руку от жертвенника, говоря: «Возьмите его, и вот высохла рука его» (3Цар. 13:4). Слышите ли, что делается? Камень, послушав, сокрушился, а сердце Иеровоамово не сокрушилось. О сердце, грешническое сердце! О ожесточение бесчувственной души! Твердость каменная — ничто в сравнении с твоим окаменением, сердце, твердейшее камня! Великий пророк Моисей для того, чтобы написать на каменных скрижалях произносимый Божиими устами закон, сорок дней трудился на горе, постясь (см. Исх. 34:28). Когда же он хотел написать тот же закон на сердцах человеческих, то сорок лет трудился (см. Числ. 32:13; Нав. 5:6), ходя с ними по пустыне, уча, увещевая, наставляя и показывая им пример и словом, и делом, и все-таки мало что успел. Мало было принявших закон Божий в сердце свое, много больше не приняло его, хотя слухом и слушали, но сердцем не внимали, почему и погибли, наказанные гневом Божиим, как говорит Псаломник: «И убил очень многих из них» (Пс.77:1). Удобнее было на каменных досках писать закон Божий, нежели на плотских сердцах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

Так что если нас не пугает ужасное Судилище, то пусть подвигнет нас хотя бы нескончаемая радость и веселие желаннейшего рая. Вместо того, чтобы страшиться «общей смерти, жатвы рода человеческого» – давайте пробудимся от тяжкого сна греха и устрашимся «губителя человеческого», диавола и греха. Ибо смерть как таковая – это не то, что временно отделяет душу от тела, но то, что навеки разлучает нашу душу с Богом. И ужасно тогда будет услышать злорадный голос всезлобного диавола: «Я победил воинов Христовых!». Давайте же «не будем радовать нечистых бесов» своей грешной жизнью, но будем бороться «мужественно, чтобы победить скверных бесов» с помощью нашего Господа Иисуса Христа, Богочеловека, заступничеством Пречистой Владычицы Матери Его, предстательством небесных Ангелов, наших невидимых стражей, и молитвами славного сонма святых. Если мы так совершаем свой путь, «если страх Божий имеем в сердце, если память смертную носим в душе», то все бесы, которые «против нас вооружаются» и готовятся нас покорить, найдут в нас стену нерушимую, ибо с нами будет Господь. 1263 И тогда праведники услышат блаженный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. И пойдут они в жизнь вечную» ( Мф.25:34, 46 ). 1196 Евсевий Кесарийский , толкуя Господню притчу о великой вечере, пишет: «Оттуда переведи размышление на чаемое Царство Небесное и приди в разумение той воистину великой вечери, на которой души святых соупокоятся с Ангелами и Небесными Божественными Силами, на которой они будут питаться ангельским хлебом, когда боголепно исполнится реченное слово: «Хлеб ангельский ел человек» ( Пс.77:25 ). И пища тогда не будет многообразной, не нуждаясь ни в привлекательности, ни в подслащении. Те, кто питал [кого-либо] в настоящий жизни, избранные Спасителем, будут питаемы только хлебом бессмертия, вызывающим вечную жизнь. Хлеб этот – питательный Логос душ, Ангелов и небесных мыслящих существ. Этому Он учил, говоря: «Я есмь хлеб жизни» ( Ин.6:35 ). Ибо вся разумная природа святых живится причастием Богу Слову, Который изначально был с Богом». [ Евсевий Кесарийский . Толкование на Еванг. от Луки/ΒΕΠΕΣ. 23, 279 (19–31)].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010