404 . Parys M. van. La liturgie du coeur selon Saint Grégoire le Sinaïte//Irénikon 1978. 51:3. 312–337. 405 . Podskalsky G. St. Gregorios Sinaïtes//TRE 1985. 14(1–2). 206–209. 406 . Podskalsky G. Der Metropolit Kiprian von Kiev/Moskau, Schüler des hl. Gregorios Sinaïtes und erster Überbringer des Hesychasmus nach Russland//OS 1995. 44. 41–48. 407 . Rigo A. La vita e le opere di Gregorio Sinaita. In margine ad una recente publicazione//CrSt 1989. 10:3. 579–608. 408 . Rigo A. Gregorio il Sinaita//ТВ II. 35–122. [Новейшее фундам. иссл.]. 409 . Soteropoulos Κ. δι τν ρετν πνευματικ προδος το νθρπου κατ Γρηρριον τν Σινατην// πιστημονικ πετηρς τς Θεολογικς Σχολς το Πανεπιστημου θηνν. 1984. KST. 551–583. 410 . Tachiaos A. Ε. Gregory Sinaïtes’ legacy to the Slavs: Preliminary remarks//Cyrillomethodianum. 1983. 7. 113–165. 411 . Tachiaos S. Sur les traces d’un acte du tsar Ivan Alexandre//Cyrillomethodianum 1975. 3. 183–189. См. также 1 .58, 72, 563; 2 .54; 9 .372, 449, 802, 1416, 1420; 11 .163, 208, 242; 12 .181, 203. Иосиф Философ Beck 688; DS 8, 1388–1392; PLP 9078 Род. на Итаке ок. 1260/1280 – умер ок. 1330. Жил в Фессалониках, Фессалии, нек-рый период был аф. подвижником-исихастом. Сочинения Энциклопедия всех наук (незаконч.), автобиогр. (О созерц. жизни), стихи, молитвы. См.://BZ 1899. 8. 34–38 (синопсис), 39–42 (стихи). 412 . Pentogalos G. Е. ωσφ ακνδυτου θρησκευτικο μνοι//Hell 1970. 23. 114–118. [Молитвы]. 413 . Wegelin J. Anonymi christiani liber de virtute. Augsburg 1603. греч. текст, 54–118 лат. пер., 119–628 комм. Восходит к соч. Никифора Влеммида «О добродетели и подвизании» (см. перечень его соч.)]. 414 . Wegelin J. Divi Cyrilli liber de sacrosancta Trinitate... Augsburg 1604. [Греч. текст с пар. лат. пер. 1–126, комм. 126–140. Частично воспр.: PG 77, 1120–1174]. Nota . Это соч. Иосифа Философа под назв. Περ εσεβεας восходит к соч. Никифора Влеммида «О душе» (см. 6 .235) и входит как вставка в трактат Пс.- Кирилла Александрийского . Помимо лексического тождества, инородность вставки доказывается отсутствием этого текста у св. Иоанна Дамаскина , использовавшего пс.-кирилловский трактат при написании «О православной вере». Ср. ниже 6 .415, 417. Исследования

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  М. полечить медицинскими средствами можно. Только это едва ли поможет. Потому что здесь духовные причины. Первая, что он принял неправую сторону матери, а потому неправильно смущался. И думаю, что он за это подвергся наказанию. А может быть, есть еще одна или и две причины духовные, о которых думать можно, а писать неудобно. И потому для него всего лучше чистосердечная исповедь и вразумление духовное. Скорбные искушения во всяком случае полезны. Сказано в псалмах: «егда убившие я, тогда искаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу» (Пс. 77, 34) (2, ч. 1, с. 190-191).   ...За терпеливое перенесение болезни даруется и милость, и прощение грехов (1, ч. 2, с. 55).   Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения (1, ч. 1, с. 48).   Тебя беспокоит слабое здоровье N., и боишься, как бы она скоро не умерла. Милостив Господь! В монастыре болящие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу. В монастыре полезно быть немного больным, чтобы менее бунтовала плоть, особенно у молодых, и менее пустяки приходили в голову (2, ч. 1, с. 32).   В скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезнь и палкой не отгонишь (1, ч. 2, с. 49).   И всякая болезнь тяжела, кольми паче болезнь рака, но делать нечего, покориться этому следует. Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения страстей и согрешений. Не напрасно святой Ефрем пишет: «боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни». Сама знаешь, что болезнь эта большею частью происходит от тревожного состояния души... (2, ч. 1, с. 57).   Возмогай о Господе и в державе крепости Его. Преданность воле Божией и всегда потребна и полезна для нас, но в болезни она еще более необходима. Тогда только мы можем быть спокойны и можем удержать веру и упование на милосердие Божие, спасающее грешников кающихся и вместе смиряющихся подобно мытарю, который не прогневался и на фарисея, уничижившего его. Гнев никогда правды Божией не соделовает (Иак. 1, 20), кольми паче вредно гневное расположение болящему. Всегда полезно помнить и произносить ко Господу псаломское слово: «благо ми, яко смирил мя еси» (Пс. 118, 71). А в другое время: достойно и праведно сия вся стражду грех моих ради (2, ч. 3, с. 70).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Иоанн Златоуст, Толкование на псалом 44, 2–3, PG 55, 185D–186C (р. п.: Т. 5 (1). С. 188). 435 Его же, О Святом Духе, PG 52, 626. 436 Пс. 2:7. 437 Ис. 48:16. 438 1 Кор. 12:8. 439 Аллюзия на Быт. 4:7. 440 Ин. 8:42. 441 Ин. 16:28. 442 Ис. 48:16. 443 «π τας … γραφηκς χρσεις». Словом «χρσις», — «использование», «употребление», — которому соответствует перешедший без изменения в русский язык латинский термин «узус», обозначающий характерные особенности употребления данным автором того или иного слова, обозначается также цитата, используемая в качестве аргумента в споре. Поэтому «γραφικα χρσεις» назывались сборники цитат из писаний свв. отцов, которые использовались в богословской полемике, в частности, например, во время дискуссий об Унии. На полях этих сборников или в виде отдельных приложений делались пояснения, — «надписания» (πιγραφα), — почему эти места подтверждают ту или иную позицию. 444 Максим Исповедник, К Марину, PG 91, 136В. 445 Василий Великий, К Амфилохию, епископу Иконийскому о Святом Духе, 8, PG 32, 105С (р. п. Творения, т. 3, стр. 263–264). 446 Этот абзац почти полностью повторяет пассаж из Второго Антирретического Слова, 60. См. также выше примечание 371. 447 Григорий Богослов, Богословские песни, 3, 57, PG 37, 412А (р. п. Творения, т. 2, стр. 22). 448 Григорий Нисский, К эллинам на основании общих понятий, PG 45,180С. 449 Григорий Великий, Dialogi, II, PL 66, 203В. В PL 77,145–146, прим. XXVI, говорится, что греки испортили оригинальную рукопись «Диалогов». Иоанн Диакон обвиняет Фотия во вставке и замене «et Filio» на «et in Filio maneat» (примечание издателей). 450 См. Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577A. 451 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, op. cit., 7, 18–22 (р. п., стр. 12 (84)); Григорий Нисский, Великое огласительное слово, 2, PG 45, 17В. 452 Самоцитата, Слово 1, 27. 453 Пс. 118:73. 454 Схолия в одной из рукописей: [Святые говорят, что] Сын — образ Отца, или [что] Сын подобен Отцу во всем кроме [тропоса] существования; так что когда Он говорит: видевый Мене виде Отца, то это значит, что и видевший Духа видел Сына, так как Дух есть образ Сына. Стало быть и видевший Духа видел Отца. 455

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Когда ты видишь смуты и войны или иные бедствия, не думай, чтобы всё сие было простым, обычным явлением сего временного мира, или произошло от какого-нибудь случая; но знай, что бедствия попускаются волею всемогущего Бога за наши грехи, дабы согрешающие приходили в чувство и исправлялись. В начале Господь вразумляет нас грешных малыми наказаниями; если же мы не исправляемся, тогда Он посылает на нас большие наказания, как некогда и на израильтян. Ибо что попустил Господь на тех, кои не захотели исправиться от вервий бича Христова? (Иоан.2:15) — «Поразишь их,  — сказал Он, — жезлом железным» (Пс.2:8). Наказания малые, которые Господь попускает в начале, суть следующие: мятеж, голод, внезапная смерть, междоусобные войны и тому подобное. Если же такими наказаниями грешники не вразумляются, тогда Господь посылает на них жестокое и тяжкое нашествие иноплеменников, чтобы хотя в сем великом бедствии люди могли придти в чувство и обратиться от путей своих лукавых, — по слову пророка: «Когда Он убивал их, они искали Его» (Пс.77:34). Так было и с нами, со всей нашей землею Российской. Когда мы своим злым нравом прогневали благость всемилостивого Бога и сильно оскорбили Его милосердие, придти же в раскаяние, уклониться от зла и творить благое не хотели, — тогда разгневался на нас Господь праведным гневом Своим и восхотел наказать нас за наши беззакония лютейшею казнью. И вот Он попустил тогда придти на нас безбожным и жестоким варварам, называемым татарами, с нечестивейшим и беззаконнейшим их царем Батыем 1 ]. В бесчисленном множестве напав на русскую землю 2 ], они победили русских благоверных князей и сокрушили их войско; все города они разорили и землю русскую опустошили мечом и огнем, ибо никто не мог сопротивляться тем безбожным полчищам, коим за наши грехи предал нас Бог, глаголавший некогда чрез пророка: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:19-20). Христиане, спасшиеся от меча и пленения, скрывались в горах и непроходимых пустынях; и вся земля русская представляла тогда скорбное зрелище: места, населенные прежде людьми, — города и села, — стали пусты, а где прежде жили дикие звери, там водворялись люди, укрываясь от варваров.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

31 «Бог приводя в бытие разумную и духовную сущность, по высочайшей благости Своей сообщил ей четыре Божественные свойства, посредством которых Он содержит все вместе, оберегает и спасает сущих: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Первые два свойства [Бог] даровал сущности, а два других — способности воли; то есть сущности Он даровал бытие и приснобытие, а способности воли — благость и премудрость, чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и по подобию Божиему ( Быт.1:26 ). «По образу» — как сущий [образ] Сущего и как присносущий [образ] Присносущего: хотя он и не безначален, но зато бесконечен. «По подобию» — как благой, [подобие] Благого и как премудрый, [подобие] Премудрого, будучи по благодати тем, чем [Бог является] по природе. Всякое разумное естество — по образу Божиему, но только одни благие и мудрые — по подобию [Его]” (Преподобный Максим Исповедник . Главы о любви. 3, 25//Творения преподобного Максима Исповедника . М., 1993. С. 124). 32 «Если Бог Слово, Сын Бога и Отца, для того и стал Человеком и Сыном Человеческим, чтобы сделать человеков богами и сынами Божиими, то мы веруем, что будем там, где ныне находится Сам Христос, как Глава всего тела ( Кол.1:18 ), Который, будучи подобным нам, „предтечею за нас вошел“ к Отцу ( Евр.6:20 ). Ведь Он как Бог „ста в сонме богов“ ( Пс.81:1 ), то есть в спасаемых и, стоя посреди [них], раздаяет достойным [дары] будущего блаженства, не отделяясь от них никаким пространством» (Преподобный Максим Исповедник . Главы о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия, 2, 25//Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. I. C. 238). 33 Подборку оригинальных греческих текстов по данной теме и изложение этой стороны учения преподобного Максима см., например, в книге: А. И. Бриллиантов . Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998. Сс. 224–226. 34 См., например: С. Л. Епифанович . Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Сс. 77–78.

http://azbyka.ru/apokalipsis/petr-malkov...

501 Имеется в виду патриарх Евтихий (ср. также 963, 969). О нем см.: Whitby М. Eutychius, patriarch of Constantinople: an epic holy man//Homo viator: Classical essays for John Bramble. Bristol, 1987. P. 297–308. 503       Вероятно, эти два стиха являются парафразой Пс. 23:7 , который пелся во время крестно­го хода к Св. Софии при втором ее освящении: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Jo. Mai. chron. 18,141). 504       Ср. Procop. Aed. 1, 1, 31 (с. 216–217), где описание храма также начинается с восточной части. 505       Об архитектурной терминологии Павла, касающейся куполов, конх и сводов, см.: Downey G. On some post-classical Greek architectural terms//Transactions and proceedings of the American philological association. 1946. Vol. 77. P. 22–34. 506       Cp. Procop. Aed. 1,1, 33 (c. 216–217), где так обозначен, однако, не восточный полукупол, как здесь, а конха над апсидой. 508       Судя по этой строке, восточный полукупол был украшен радиальной мозаичной декора­цией, где линии расходились от центра наподобие раковины. Об этом может свидетельствовать и приведенный ниже (359–361) термин «конха» (κγχη «раковина»), и описание в ст. 407–408, где уточняется, что в восточном полукуполе было пять долей, т. е. четыре линии. 510       Средняя конха – апсида и вима, отделенная алтарной преградой от основного простран­ства храма (см. 673–719) и предназначенная для пребывания клира. Для этого в ней был сделан синтрон – идущие по полукругу и поднимающиеся вверх ступенями сиденья (βθρα περδρομα; Ил. 76). Павел не уточняет число ступеней, тогда как «Сказание о возведении Великой церкви» (HagSoph 16) говорит, что их было семь (см. с. 420–421). 511       П. Фридлендер ошибочно приписывал употребленному здесь термину διστασιν значе­ние «радиус» (Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius. S. 276). 512       Так описан синтрон Св. Софии с покрытым серебром горним местом – «сиденьем». Неясно, было ли этих серебряных сидений действительно много или это pluralis maiestatis, однако строка 422 говорит скорее в пользу первого. Ср. описание синтрона и горнего места у Михаила Солунского (Mich. Thess. Soph. 6, с. 447, примеч. 684). Ср. также трехчастное горнее место VI в. в храме Богородицы Экатондапилиани на острове Парос (Αντουρκη Г. В. Θματα αρχαιολογας κα τχνης. Γ» τμος, τεχος πρτο. Αρχαοι θρνοι κα παλαιοχριστιανικ σνθρονα. Αθνα, 2000. Εικ. 2–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5:16 . 75 См.: Ремезов А. Жизнь Христа в трактации современного русского художника. Серг.Посад, 1915. 76 Лк 7,34 . 77 Эккерман И. Разговоры с Гете. Пер. с нем. М., 1934, с.847. 78 Мф 5,15 . 79 См., напр., пасха, маммона, эпфатах (эффафа), талита кум (талифа куми), Авва, корван, бар, рака. Предсмертный вопль Христа есть арамейский вариант строки из Пс 21 . Необходимость учить вере на арамейском языке была осознана уже книжниками, которые создавали арамейские переводы Библии (таргумы). О Гиллеле сказано, что он “изъясняет на языке простого народа” (Талмуд, Баба Меция, 104а). Впрочем, все это не означает, что древнееврейский был забыт. Его учили все, кто получал образование и читал Библию. На нем продолжали писать книги и слагать молитвы. 80 Флавий И. Иудейская война, III,10. 81 1Ин. 2:1 . Из Каны Мария последовала за Сыном в Капернаум ( Ин. 2:12 ), но, вероятно, оставалась там недолго. В последний раз перед долгой разлукой Она видела Иисуса, скорее всего, в Кане ( Ин. 4:46 ). Ее не было среди женщин, сопровождавших Христа во время Его проповеди. 82 2Ин. 2:1-11. 83 3Ин. 10:10. 84 См.: Мф. 20:20 ; Лк. 8:3 ; Мк. 14:5; 15,40,41 . О зажиточности семьи Иоанна, мать которого помогала общине, говорит хотя бы тот факт, что Зеведей (Забдий, или Заведей) имел наемных работников ( Мк. 1:20 ). Есть все основания полагать, что общность имущества первой Церкви в Иерусалиме ( Деян. 2:44-45 ) была установлена по образцу апостольского братства. Название “назореи” (евр.ноцрим) как обозначение христиан впервые появляется в Деян. 24:5 . Свое происхождение оно, вероятно, ведет от слова Ханоцри (Назарянин). Замечание Мф. 2:23 объясняется, быть может, созвучием слов Ханоцри и Нецер (Отрасль); ср. Ис. 11:1 . 85 Это арамейская транскрипция слова “Воанергес” ( Мк. 3:17 ). Причина прозвища может быть объяснена эпизодами вроде того, что приводится у Лк. 9:51-56 . “Некнижным простецом” называет Иоанна Лука ( Деян. 4:13 ). На знакомство апостола с кругом ессейских идей указывают все писания, носящие его имя.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

Michaelmasterm 1983. 84 . Chatzopoulos A. Two outstanding cases in Byzantine spirituality: Symeon the New Theologian and Macarian Homilies. Thessaloniki 1991. 85 . Christophorides В. C. Η πνευματικ πατρτης κατ Συμεν τν Νον Θεολγον. Θεσσαλονκη 1977. 156. 86 . Collins G. Simeon the New Theologian: an ascetical theology for middle-Byzantine monks//Asceticism 1 .241). 343–356. 87 . Congar Y. Syméon le Nouveau Théologien. Une expérience de l’Esprit//La vie spirituelle. 1978. 132. 864–879. как гл. в составе://Id. Je crois en l’Esprit Saint. P. 1979. 1. 238. пер.: Der Heilige Geist. Freiburg; Basel; Wien 1982. 510. 88 . Criscuolo U. Poesia e poetica negli «Inni» di Simeone il Nuovo Teologo//La poesia bizantina. Atti della terza Giornata di studi bizantini sotto il patrocinio della Associazione Italiana di Studi Bizantini (Macerata, 11–12 maggio 1993)/A cura di Criscuolo U., Maisano R. Napoli, Istituto Universitario Orientale, Dipartimento di studi dell’Europa Orientale 1995. 55–77. ( ταλοελληνικ. Quaderni. 8). [Тексты Григория Назианзина , Романа Сладкопевца , Пс.-Софрония и Иоанна Дамаскина как прототипы для гимнов Симеона]. 89 . Davy М.-М. Le thème de la lumière. P. 1976. 513. [Глава: Davy M.-M., Renneteau J.-P. Hommes de lumièrë Syméon le Nouveau Théologien]. 90 . Deppe K. Der wahre Christ. Eine Untersuchung zum Frömmigkeitsverständnis Symeons des Neuen Theologen und zugleich ein Beitrag zum Verständnis des Messalianismus und Hesychasmus. Gottingen 1971. 91 . Feidas V. Συμεν Νος Θεολγος//PBL 1989. 9 Β. 33–34. 92 . Fernández Jiménez F. Μ. El humanismo bizantino en San Simeon el Nuevo Teologo. La renovación de la mistica bizantina. Madrid 1999. 303. [Nueva Roma. 8.] [Обзор жизни и соч. (1–32), анализ антропологии (33–97), этики (99–200), мистич. познания Бога (201–279)]. 93 . Foundoulis I. Θες κα στορα κατ Συμεν τν Νον Θεολγον// Θες κα στορα κατ τν ρθδοξον παρδοσιν. Θεσσαλονκη 1966. 104–116. 94 . Fraigneau-Julien В. Les sens spirituels et la vision de Dieu selon Syméon le Nouveau Théologien.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Будучи бесплотны, ангелы свободны от телесных потребностей. Они не нуждаются в вещественной пище, хотя иногда Библия изображает их вкушающими ее. Св. Иустин Мученик учит, что ангелы, подобно огню, могут уничтожать предложенные им яства. Так ангел говорит Товиту: «Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил – только взорам вашим представлялось это» ( Тов 12. 19 ). Правда, Писание называет манну, посланную с небес для насыщения евреев в пустыне, «хлебом ангельским» ( Пс.77:25 ), но эти слова не следует понимать буквально. Манна служила для питания тела, а вместе с ней подавалась благодать для питания души. Эта же благодать поддерживает жизнь ангельского мира. Ангелы не рождают себе подобных. Христос говорит, что в Воскресении «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:29–30 ). Так как они не могут размножаться, то были сотворены все сразу одновременно, и в таком множестве, что они превосходят, по мысли свт. Иоанна Златоуста , всякое число. В некоторых апокрифах говорится о браке между ангелами и женщинами. В книге Еноха текст из Книги Бытие, где сказано о браках «сынов Божиих» с «дочерями человеческими» ( Быт.6:4 ), толкуется как сообщение о нечестивом «смешении женской крови с ангельским огнем». Однако отцы Церкви отвергают подобное толкование и считают, что здесь речь идет о браках между сифитами и каинитами. Впрочем, отдельные христианские писатели, в частности, Тертуллиан , св. Иустин Философ , Климент Александрийский , считали возможным союз падших ангелов и женщин. Тертуллиан писал, что сила женской прелести такова, что может соблазнить не только демонов, но и ангелов (видимо, в этом смысле он понимал слова ап. Павла: «Жена должна иметь на голове знак власти над нею, для Ангелов» ( 1Кор.11:10 )). Мнение о возможности брачных отношений человека с богами (то есть демонами) было очень распространено в язычестве. В культах Ваала, Диониса, Астарты и других встречается огромное количество богов-отцов и матерей, богов любви, которые вступают в брак между собой и людьми. Так называемая «священная проституция», практиковавшаяся в языческих храмах, олицетворяла отношения божеств. Не случайно в Ветхом Завете Бог клеймит ритуалы язычников, называя идолопоклонство блудодейством ( Исх.34:15 ; Ис.1:21 ). Когда ап. Иуда в своем Послании сообщает об ангелах, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище ( Иуд.6 ), то здесь не следует искать намека на какой-то демонический брак, но надо разуметь отпадение части ангелов от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В следующей миниатюре находим дальнейшее развитие мысли псалмопевца в образе удрученного летами и болезненного старца на постели („множае их труд и болезнь”); в стороне праведники с их потомством; на них исходит из уст Бога Отца дыхание благоволения. Таково различие тех и других миниатюр со стороны их отношения к тексту псалмов. 3) Помимо указанного различия в характере миниатюр, различаются они еще и тем, что в первых обнаруживается заметная наклонность к воспроизведению сложных событий собственно евангельской истории, а в последних к изображению отдельных лиц из церковной истории: святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , столпников Симеона, Даниила, Никиты, преп. Саввы Освященного и проч. И если принять в соображение особенную любовь последнего миниатюриста к изображениям святых монашеского чина (пс. 1, 13, 24, 25, 26, 27, 31, 37, 42, 56, 72, 76, 77, 81, 120) и чаще других Саввы мниха, под которым вероятно следует разуметь Савву Освященного (104, 105, 124, 136), если затем обратить внимание на то, что списатель псалтири в предисловии называет монахов братьями своими и еще раз изображаем Савву мниха, то не невероятно будет предположение, что в основе этой редакции лицевой псалтири 2) лежит редакция монастырская, может быть даже прямо иерусалимская. 4) Общее количество миниатюр в простирается до 576. Если исключим из этого числа 34 миниатюры, относящиеся к 9-ти песням ветхого завета, то получим около 4-х миниатюр на каждый псалом. В всех миниатюр 356, а за исключением 29-ти миниатюр предисловия и 11-ти, относящихся к 9-ти песням, будем иметь 316 или около 2-х миниатюр на каждый псалом. Наконец отметим, кстати, и общее различие в составе статей обеих псалтирей: 1) в псалтири вступительные статьи короче, чем в 2) в псалмы не прерываются вставками покаянных тропарей и молитв между кафизмами; в помещены эти тропари и молитвы, но они не всегда одинаковы с тропарями и молитвами нашей печатной псалтири; 3) в изложение содержания псалмов и толкование (писанное киноварью в начале псалмов) начинается со 2-й кафизмы и притом находится не перед всеми псалмами; в оно идет непрерывно с 1-го псалма; сверх того здесь присоединяется еще особое толкование к миниатюрам (толк) и в виде миниатюры, выражающей общую идею псалма. Таким образом, рассматриваемые псалтири представляют собой две различные редакции, как со стороны миниатюр, так и со стороны общего состава их; и так как древнейшая из них и, по нашему мнению, наиболее важная в историко-археологическом отношении до сих пор еще не обследована, то это дает нам право рассмотреть ее особо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010