Чрезмерное употребление В. в Др. Израиле воспринималось как грех. Пророки и мудрецы наставляли против пьянства и подчеркивали его тяжелые последствия. Прор. Исаия бросает обвинения тем, кто злоупотребляет В. и крепкими напитками (Ис 5. 11-12), Товит дает своему сыну совет: «Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем» (Тов 4. 15). В Свящ. Писании даются примеры постыдного поведения пьяных: опьяневший шатается (Пс 106. 27; Притч 23. 34), «изрыгивает» (Ис 28. 8; Иер 25. 27), имеет «багровые глаза» (Притч 23. 29), вызывает насмешки (Ос 7. 5), лишается приличия (Плач 4. 21), ума (Ос 4. 11), становится бедняком (Притч 23. 21; ср.: 21. 17), а вожди - неспособными выполнять их дело (Притч 31. 4-5). Приводятся примеры поступков, связанных с опьянением Ноя (Быт 9. 21), Лота (Быт 19. 31-38), Навала (1 Цар 25. 36-39), Давида (2 Цар 11. 13), Авесалома (2 Цар 13. 28), Илы (3 Цар 16. 9-10), Велиазара (Дан 5. 2), Олоферна (Иф 13. 2). Полное воздержание от В. считалось чем-то необычным. Отказ от В. мог быть обусловлен его связью с языческим образом жизни (Дан 1. 8; ср. Втор 32. 38). Прор. Даниил не пил В. 3 недели перед получением видения, когда «был в сетовании» (Дан 10. 2-3). Служащим священникам поэтому было запрещено пить В. под страхом смерти (Лев 10. 8-11; Иез 44. 21). Назореи также должны были отказаться от всяких напитков, сделанных из винограда, на все время обета (Числ 6. 3; ср.: Суд 13 и Ам 2. 12). Наконец, рехавиты не пили В., т. к. стремились сохранить образ жизни номадов, без постоянных жилищ, сельского хозяйства и скотоводства (Иер 35). Символизм В. В. символизировало и радость, и печаль. В Ис 55. 1 знаком благословения Божия вернувшимся из Вавилона евреям явилось то, что они могли купить В. и молоко без денег. В лит-ре Премудрости отмечается важность В. (Сир 31. 32), а употребление В.- с данным мудрецом наставлением (Притч 9. 2, 5; Сир 40. 20). Мысли, исполняющие человека, подобны «вину неоткрытому», еще бродящему и ищущему выхода (Иов 32. 19), тогда как тихая жизнь Моава вдали от остального мира сравнивается с долго выдержанным качественным В. (Иер 48. 11). В Пс 77. 65-66 Бог, карающий отступников, уподобляется проснувшемуся «исполину, побежденному вином». В Песни Песней любовь жениха и невесты слаще В. (Песнь 4 10; 5. 1; 7. 10). Будущее райское время будет столь изобильным, что народ сможет мыть свои одежды в В. (Быт 49. 11), Яхве устроит для всех народов пир с лучшим В. (Ис 25. 6). Кубок В. в руке Яхве символизирует Его гнев и суд над Израилем и др. народами. Грешники должны испить эту чашу без остатка (Пс 74. 9; Иер 25. 15 слл.; 27). Испить чашу Божию - значит привлечь несчастье, наказание (Иер 49. 12; Плач 4. 21; Иез 23. 31 слл.; Авв 2. 16). Когда Бог дает пить В. своему народу, он испытывает его стойкость (Пс 59. 5) или сокрушает его (Иер 13. 13-14). В ветхозаветном богослужении

http://pravenc.ru/text/158698.html

Соборное богослужение Великого Четверга в Константинополе в IX-XII вв. отражено в Типиконе Великой церкви В Великий Четверг с утра и до полудня совершалось поклонение св. копью - тому самому, по преданию, которым было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копье находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: " Semeron ho basileus tes dzoes " (греч.) - Днесь црарь жизни). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: " Proskunoumen ten logchen " (греч.) (Покланяемся копию). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час - дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день - в Великую пятницу - поклонение копью совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: " Ho rapistheis huper genous anthropon kai me orgistheis " (греч.) (Заушенный за род человеческий, и не прогневавыйся) и читали паремию (Иер 11. 18 - 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 - после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола. Вечером служили вечерню, в конце которой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3-11 (в Евхологиях чин представлен полностью - см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения Литургии: Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1-21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4-11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23-32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2-20, Ин 13. 3-17, Мф 26. 21-39, Лк 22. 43-44, Мф 26. 40-27. 2). В Литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего гласа " Tou deipnou sou " (греч.) (Вечери твоея) (Mateos. Typicon. T. 2. P. 72-77).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

24. БЕСЕДА О ДАВИДЕ ЦАРЕ И ПАВЛЕ АПОСТОЛЕ, О ПОКАЯНИИ, О РАЗНЫХ ИЗРЕЧЕНИЯХ ПСАЛТИРИ, ОТНОСЯЩИХСЯ КО ХРИСТУ, И О ТОМ, ЧТОБЫ МЫ НЕ ОТЧАИВАЛИСЬ В СВОЕМ СПАСЕНИИ. Почему пророк говорит: «помилуй меня, Боже?..» Что же сам пророк воздал Богу? — Давид пророчествовал о всех событиях сошествия на землю Сына Божия и однако просил об очищении своего сердца. — Быстрое раскаяние согрешившего Давида и апостола Павла и полное их прощение. — Увещание — каяться в своих грехах и не предаваться отчаянию. 25. ПРЕДИСЛОВИЕ К БЕСЕДАМ НА ПСАЛМЫ. Составленные Давидом 150 псалмов, которые исполняемы были его помощниками на музыкальных орудиях. Мнение, что не все псалмы составлены Давидом, ошибочно.   ТВОРЕНИЯ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ СВ. ИОАННУ ЗЛАТОУСТУ И В ПАТРОЛОГИИ МИНЯ ОТНЕСЕННЫЕ К РАЗРЯДУ SPURIA   26. СОБЕСЕДОВАНИЕ О ПСАЛМАХ. 27. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА СЛОВА: «В СКОРБИ ТЫ ДАЛ МНЕ ПРОСТОР…» (Пс. 4:2). 28. ПСАЛОМ ДАВИДА О ДНЕ ВОСЬМОМ. 29. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 13. Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13:1) . 30. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПРОРОЧЕСКОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ, ГЛАСЯЩЕЕ: « подобно призраку ходит человек, всякий человек живущий » (Пс. 38:7, 6) И О МИЛОСТЫНИ . 31. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА НАДПИСАНИЕ ПСАЛМА 50, О ПОКАЯНИИ ДАВИДА И О ЖЕНЕ УРИИНОЙ. 32. НА ОСТАЛЬНОЕ ИЗ 50–ГО ПСАЛМА И О ПОКАЯНИИ. 33. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 51. « В конец. В научение. Давида. Когда пришел Идумеянин Доик и возвестил Саулу и сказал ему: Давид пришел в дом Авимелеха » (ст. 1–2). 34. СЛОВО НА ИЗРЕЧЕНИЕ: « помолитесь и воздайте (хвалу) Господу Богу нашему » (Пс. 75:12). 35. СЛОВО О ГОРЛИЦЕ, ИЛИ О ЦЕРКВИ. 36. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 77. 37. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ АСАФУ 78. 38. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 79. 39. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 80. 40. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 81. 41. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 82. 42. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 83. 43. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 92, НА СЛОВА: « возвысили реки голоса свои »; и о хождении Спасителя по морю, о пяти хлебах и двух рыбах, и о первозданных людях после падения. 44. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 94, НА СЛОВА: « приидите, возрадуемся Господу » (Пс. 94:1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Так, апостол Павел писал к коринфянам: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор 10:13). А в одном, по крайней мере, варианте текста Послания к Римлянам значится: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим 8:28). Поэтому только в этом смысле страдания и испытания, выпадающие на нашу долю, могут быть расценены как исходящие от Бога, ниспосланные Им, и должны быть принимаемы с доверительной непринужденностью. Страдания, попущенные Богом, отпущенные Им в той же мере, что и силы для их преодоления, и ниспосылаемые для нашего же блага, по выражению святителя Иоанна Златоуста, суть не настоящее зло, они не более, чем болезненные процедуры, назначаемые врачом. Настоящее зло — это только совершаемый нами грех. “Зло? Это слово двусмысленно, и я хочу объяснить вам два его значения из опасения, как бы вы, спутав из-за двузначности этого выражения природу вещей, не дошли до богохульства. Зло, настоящее зло — это блуд, прелюбодеяние, скупость и все прочие бесчисленные грехи, которые заслуживают осуждения и самых суровых кар. Во-вторых, зло — в несобственном смысле слова — это голод, язва, смерть, болезнь и все прочие бедствия в том же духе. Но на самом деле это не является реальным злом, всем этим явлениям лишь придается такое название. Так почему же это не зло? Если бы они были злом, они не являлись бы для нас причиной стольких благ — а они уменьшают гордость, освобождают [нас] от безразличия, вкладывают [в нас] силу, оживляют внимание и усердие. Когда Он убивал их , — говорит пророк Давид, — они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу (Пс 77:34). Итак, здесь идет речь о зле исправляющем, делающем нас одновременно более чистыми и усердными, о зле, преподающем нам Божественную философию, а вовсе не о том, что заслуживает хулы и осуждения. Последнее, конечно, не сотворено Богом, но проистекает от нашей собственной воли, которую первое стремится отсечь.

http://pravmir.ru/problema-zla/

«Не лишишася от желания своего». Насладились тем, чего вожделевали, и удовлетворили жадности; впрочем, понесли наказание за ненасытность. «Еще брашну сущу во устех их», «И гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят». Поскольку, имев много опытов Божией силы, не веровали, что Бог может подать пищу, то явил им вразумление, научая, что может творить то и другое, и блага подавать, и налагать наказания. Впрочем тем не менее продолжали они согрешать. Ибо Пророк присовокупил следующее: Пс.77:32 .  При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его. Пс.77:33 .  И погубил дни их в суете и лета их в смятении. «Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем Его». «И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием». Греша, впадая в ошибки, и ни мало не промышляя о том, что могло послужить в пользу, предавшись же суетным и безполезным начинаниям, и со всем тщанием приводя их в исполнение, отошли они из сей жизни. Пс.77:34 .  Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу. Пс.77:35 .  И вспоминали, что Бог – их прибежище, и Бог Всевышний – Избавитель их. «Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утренневаху к Богу». «И помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть». Человеколюбивый Владыка не напрасно налагал на них узы, потому что немалую пользу получали от сего. Наслаждаясь благами, не чувствовали сего, а наказываемые, начинали испрашивать Божия человеколюбия. Пс.77:36 .  И льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним. Пс.77:37 .  Сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его. «И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему»: «Сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его». Обещались же любить Его словами лживыми, потому что словам сим противоречил помысл, совещавая в себе противное божественным законам, и не хотя веровать божественным глаголам. Пс.77:38 .  Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою: да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися ( Пс. 87:2–3 ). Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз ( Пс. 85:1 ). Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твою исчести? Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости. Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя ( Пс. 89:11–13 ). Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене; воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое; воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася ( Пс. 101:2–4 ). Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоя ( Пс. 118:18–19 ). Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих. Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя ( Пс.118:28–29 ). Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих ( Пс. 118:27 ). Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим. Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех. Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство. Отврати очи мои, еже не видети суеты, в пути Твоем живи мя. Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой. И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему ( Пс. 118:34–37, 41 ). Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему. Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя ( Пс. 118:58, 64 ). Благости и наказанию, и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах ( Пс. 118:66 ). Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим ( Пс. 118:68 ). Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим ( Пс. 118:73 ). Буди же милость Твоя да утешит мя по словеси Твоему рабу Твоему. Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть ( Пс. 118:76–77 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   О, Пречистая Дева, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, да не постыдимся, рабы Твои! Нравоучение     Пророк Божий Моисей, грозя людям, если бы не сохранили завета Божия, страшными карами, среди многих язв за большую полагает нашествие иноплеменников: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, — пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши» (Втор. 28:15, 49—50).     Разительно это пророчество на нас сбывается, когда карой многочисленных нашествий иноплеменников, грехов ради наших, казнит нас Господь каждое мгновение, «в которое мы видели злое» (Пс. 89:15). За то, что «не сохраняем завета Божия и не хотим ходить в законе Его» (Пс. 77:10), «посылает на нас Господь народ издалека» (Втор. 28:49), как устремление орлиное. «Преследовавшие нас были быстрее орлов небесных; гонялись за нами по горам, ставили засаду для нас в пустыне» (Плач. 4:19)...    За то, что не пленяем свой разум в послушание Христово, предает нас Господь в плен, как говорит Давид: «Отдал в плен крепость их и красоту их в руки врагов» (Пс. 77:61). Предал их в руки врагам, и обладали ими ненавидящие их, и досаждали им враги их...    За то, что не Богу добродетелями, а себе плотоугодием служим и греху работаем, предает нас на службу и тяжкую работу врагам наших, о которой предрекал Моисей: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя» (Втор. 28:47—48).     Обратимся же к покаянию, уцеломудримся, наказанные, пойдем следом тех людей, которые, «когда Он (Господь) умерщвлял их, они искали Его и скоро обращались... к Богу, и вспоминали, что Бог помощник им и Бог Всевышний избавитель их» (Пс. 77:34—35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

То же самое он выражает и здесь. Одного взгляда Его достаточно для того, чтобы погубить нечестивых. Если присутствие святых делает силу бесов бессильной, то тем бо­лее – присутствие Божие; если молния Его, являясь, устрашает всех, то представь, как нетленная сила Его устрашает и по­губляет злых. Видишь ли свойство песнопений? Видишь ли способ славословия, как пророк возвещает силу Божию? Немаловажный урок любомудрия он преподает нам и здесь, в словах: «вос пою имени Твоему, Вышний, при обращении врага моего вспять». Какой же именно? Тот, что он не только во время бедствий, но и во время благоденствия не забывался. Многие, бу­дучи смиряемы бедствиями, делаются более ревностными в до­бродетели, а наслаждаясь благами, становятся нерадивыми и беспечными, как говорит он далее об иудеях: «когда Он умерщвлял их, они искали Его» ( Пс.77:34 ). Но не таков был псалмо­певец: он и во время благоденствия не забывался и бодрство­вал. Немало научают любомудрию и следующие слова: «ибо Ты решил суд мой и тяжбу мою: воссел на престол Судящий по правде» ( Пс.9:5 ). Другой переводчик говорит (Акила): «защитил меня». «Ты наказал народы, и погиб нечестивый. Имя его Ты изгладил на век и в век века» ( Пс.9:6 ). Другой (Симмах): «ты погубил». «Имя его Ты изгладил на век и в век века». Посмотри опять на любомудрие этого мужа: он не сам мстит врагам, но предоставляет суд Богу, исполняя запо­ведь апостола: «не мстите за себя» ( Рим.12:19 ). И не только это нужно заметить, но и то, что он терпел бедствия незаслу­женно. Если бы он терпел их не незаслуженно, то Бог не отомстил бы за него. «Воссел на престол Судящий по правде». Здесь он выражается человекообразно, представляя престол и седа­лище. Слова: «по правде» означают то, что особенно свойственно Богу и составляет отличительную принадлежность существа Его. О людях нельзя сказать этого: они, как бы ни были пра­ведны, не всегда судят по правде, не зная правды иногда по не­вежеству, а иногда по беспечности; Бог же, будучи свободен от всего этого, и зная и желая, произносит суд праведный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

45. «…Держись вечной жизни, к которой ты и призван…» (1Тим. 6:12). Ручей и родник Один человек поселился на горе возле родника с прекрасной чистой водой. Однажды, спустившись в селение за покупками, он услышал разговор местных жителей, хваливших ручей с очень хорошей водой, протекавший неподалеку. Он сильно заинтересовался и стал расспрашивать, как найти этот ручей. Ему объяснили, что нужно спуститься из села в ущелье, по дну которого и течет с гор их знаменитый ручей. «А сам-то ты где живешь?» – спросили у этого человека сельские жители. «На горе», – ответил он. «А возле твоего дома есть родник?» – «Есть». – «Зачем же тебе, чудак, нужен наш ручей, раз он течет сверху, из твоего родника?» 46. «…Всякий, делающий грех, есть раб греха.» (Ин. 8:34). Не давай в сердце приют В жилом доме не терпят крыс и мышей, В колодце с питьевой водой не разводят ядовитых змей, В комнате не оставляют пауков и паутину. Никогда в своем сердце не давай приют дурным представлениям. 47. «И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная.» (Ин.12:50). Опасно Опасно: Ходить в лесу среди высоких прогнивших деревьев, которые вот-вот упадут, Пытаться устоять на уходящей из-под ног каменной осыпи, Переходить реку по сломанному мосту. Но еще более опасно: Считать надежным этот изменчивый мир. 48. «И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.» (Пс. 77:72). В чистоте сердца В чистой воде нет никакой мути, В чистом небе нет ни единого облачка, В чистом взгляде нет ничего потаенного, В чистом сердце нет ни одной дурной мысли. 49. «Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.» (Пс.111:8). Не поддавайся Терпи боль от раны, пока она не заживет, Терпи обиду, пока она не пройдет. Не уступай дурным желаниям, пока они не исчезнут, Не поддавайся гневу, пока он не умрет. 50. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.» (Лк. 11:23). Если внимание рассеивается Если река размывает берег, его заново укрепляют, Если дорога осыпается, ее каждый раз восстанавливают,

http://isihazm.ru/1/?id=126

Это изречение подтверждают как ежедневные события, так и случившееся с нашими предками. «И седоша людие, – говорит Писание, – ясти и пити, и восташа играти» ( Исх.32:6 ). И еще: «Уты, утолсте, разшире, ...и отвержеся возлюбленный» ( Втор.32:15 ). Согласно с этим говорит и блаженный Давид: «Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся и утреневаху к Богу» ( Пс.77:34 ). И к Иерусалиму Бог говорит через Иеремию: «Всегда накажешися, Иерусалиме: да не отступит душа моя от Тебе» ( Иер.6:7–8 ). А что не только злым, но и добрым людям спасительно подвергаться уничижению и страданию, об этом пророк еще говорит так: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» ( Пс.118:71 ). После него и Иеремия говорит то же самое, хотя не теми же словами: «Благо есть мужу, егда возмет ярем тяжкий от юности своей: сядет на едине и умолкнет» ( Плач.3:27–28 ); и о себе самом молит Бога так: «не буди щадяй мя во отчуждение... в день лют» ( Иер.17:17 ). И блаженный Павел, который столько просиял благодатью и превзошел человеческую природу, имел, однако же, нужду в этом благотворном средстве; посему и говорил: «Дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. О сем трикраты Господа молих, ...и рече ми: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается» ( 2Кор.12:7–9 ). Хотя евангельская проповедь могла быть совершена и без гонений, без скорбей, без трудов и подвигов, однако Христос не восхотел этого, промышляя о проповедниках. Поэтому и сказал им: «в мире скорбни будете» ( Ин.16:33 ). И желающим войти в Царство Небесное Он повелел идти тесным путем, так как иначе невозможно достигнуть его ( Мф.7:13 ). Итак, скорби, искушения и все случающиеся с нами неприятности не менее радостей доказывают Божие о нас попечение. И что я говорю о здешних скорбях? Самая угроза геенною, не менее обетования Царства Небесного показывает Божие человеколюбие. Если бы Он не угрожал геенною, то нескоро можно было бы достигнуть небесных благ. Впрочем, по моему мнению, и здесь ты можешь усмотреть человеколюбие Божие: когда Каин оскорбил Самого Бога, Творец вразумляет его словами и утешает в скорби; но когда он совершил преступление против брата, тогда уже Бог являет гнев Свой и налагает наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010