Это то возрождение или вторичное рождение таинственное, которое мы получили, Божиею милостию в крещении, – мы и должны хранить в себе со всем усердием и не оскверняться более всякими страстями, быть мертвыми для греха, живыми же для Бога (Рим. 6,11), всеми силами противясь нападению или прилогам всяких страстей, храня в себе образ Божий и достигая подобия Божия. Все апостолы в своих посланиях христианам молили их жить достойно своего христианского звания и быть сообразными Христу. Молю вас ходить достойно звания, в которое вы призваны (Ефес. 4, 1). Во всей своей жизни и деяниях преподобные старались подражать Христу в святой простоте, в непрестанной молитве, кротости, смирении, незлобии, воздержании, нестяжании, терпении, совершенной преданности Богу, повиновении властям, в трудах непрестанных, в служении ближним. Их жизнь на земле была жизнь ангельская, небесная. Живя на земле телом, они жили сердцами на небе, созерцая непрестанно духовными очами недомыслимую красоту Лица Господня, Его бесконечную благость, беспредельное величие, премудрость, присносущие, всемогущество, блаженство. Ничего на земле не предпочитали они Богу, ни к чему они не привязывались сердцем, имея в сердце одно неоцененное Сокровище – Бога. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя во веке (Пс. 72,25. 26), говорили они с Давидом. Живя с Богом, они имели рай в сердце своем, потому что Бог жил и ходил в них по писанию: вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом (2 Кор. 6, 16). Кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Иоан. 14,23), говорит Господь. Так преподобные всею своею жизнию, всеми помыслами, всеми чувствами, всеми силами души и тела угождали Богу, своему Первообразу, Законоположнику и Мздовоздаятелю, жили в Боге и Богом и нас, каждого в своем звании, учат стремиться к жизни святой и к предназначенному вечному блаженству в Боге.Но взойдем еще к началу греха. Со времени грехопадения первых человеков началась любовь мира сего, эта вражда на Бога словесных, чувственных тварей, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1009...

2435 Т. е. ге-. В латинском тексте употреблены слова: surgere «подниматься», resurgere «вновь подниматься». 2436 См.: Быт. 3:19. 2437 См:. 1 Кор. 15:21. 2438 Ср.: 1 Кор. 15:22. 2439 Интерполяция, по мнению Кройманна. 2440 См.: 1 Кор. 15:25. 2441 См.: Пс. 110 109:1—2. 2442 Ср.: 4 Цар. Гл. 18—19; Ис. 37:14—38. 2443 См.: Пс. 110 109:3. 2444 Ср.: Мф. 2:2, 10. 2445 Ср.: Лк. 2:8—11. 2446 Ср.: Лк. 2:7. 2447 См.: Ис. 1:2. 2448 Вставка Кройманна. 2449 Конъектура Кройманна. В рукописи: «плоти приписывающий от чрева Дух (им. пад.). Что благодаря Ему Самому здесь и прибавляет ». 2450 Там же. 2451 Авраам, тогда звавшийся Аврамом, к моменту встречи с Мелхисе-деком (Быт. 14:18—20) еще не был обрезан. Ср.: Быт. 17:23—24. До Тертуллиана такую же ошибку совершает Иустин (lust. Dial., 33). 2452 Ср.: Быт. 14:18—20. Авраам дал Мелхиседеку десятину (Быт. 14:20) после благословения (Быт. 14:19). По всей видимости, Тертуллиан следует за автором Послания к Евреям (Евр. 7:6). 2453 Ср.: Рим. 10:20—21. 2454 Ср.: Рим. 11:26—27. 2455 См.: Пс. 72 71:1. 2456 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Сходит». 2457 Тертуллиан использует текст Септуагинты. В еврейском тексте стоит слово, имеющее значения «скошенный луг» и «срезанная шерсть», встречающееся в Ветхом Завете еще в трех местах (Втор. 18:4, Ам. 7:1; Иов. 31:20). 2458 См.: Пс. 72 71:6. 2459 См.: Пс. 72 71:8. 2460 См.: Пс. 72 71:11. 2461 См.: Пс. 72 71:17. 2462 См.: Пс. 72 71:18—19. 2463 Ср.:ЗЦар. 11:1—8. 2464 См.: Пс. 72 71:9. 2465 Ср.: 1 Кор. 15:25. 2466 В сочинении «О воскресении плоти». 2467 См.: 1 Кор. 15:29. 2468 Февральские календы (т. е. первое февраля) здесь метонимически указывают на сам месяц, во время которого римляне воздавали почести усопшим (Ov. Fast., II, 533—570). 2469 Ср.: Еф. 4:5. 2470 Кройманн предполагает здесь лакуну: «чтобы апостол говорил следующее». 2471 См.: 1 Кор. 15:35. 2472 Ср.: 1 Кор. 15:37—41. 2473 См.: 1 Кор. 15:42. 2474 Кройманн предполагает здесь пропуск: «в бесчестии, в немощи, восстает же в нетление». 2475 Интерполяция, по мнению Кройманна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

                        Ты держишь руку десную мою. «Я всегда с Тобой» – означает, что и Ты со мной: «держишь руку мою». «Руку десную» – различать «правое и левое» означает знать нечто о добре и зле, иметь основы нравственности; например, жители Ниневии (120 тысяч человек), к которым был послан пророк Иона, «не знали [различия] между правой [рукой] и левой» ( Ион.4:11 ). Как провести различие и верно выбрать между добром и злом? Вопроса не возникает, если Бог «держит правую руку» – не нужно ни различать, ни выбирать. Пс.72:24             Советом Твоим ведешь меня,                         а потом – слава – примешь меня. " Совет» эца – участник «совета» имеет голос и слово ( Пс.1:1 ). Если Бог держит правую руку ( Ис.45:1 ), никогда не ошибешься в поступке. Но человек хочет большего – словесного общения; и оно ему дается. Такой человек входит в один «совет» с Господом и слышит на этом «совете», что говорит Господь. «Слава – Ты примешь меня» – можно понять как «со славой» (тогда это относится к человеку), либо как «во славе» – Божьей. Пс.72:25             Кто мне на небе?                         И с Тобой [ничего] не хочу на земле. «Небо и земля» – обозначение тварного мира («в начале сотворил Бог небо и землю»; Быт.1:1 ). Если человек знает, что такое богообщение, – он никогда не смешивает творение и Творца, он не соблазнится ни небесным (ангельским), ни земными благами; он свое «хочу» (хафец; Пс.1:2 ; Пс.5:5 ) всегда полагает с Творцом. Пс.72:26             Исчезает плоть моя и сердце мое,                         Бог – скала 401 сердца моего и удел 402 мой вовек. «Исчезает» – также: изнемогает (от желания; ср. русское: до смерти хочется); ср.: «жаждет и исчезает душа моя, [желая] ко дворам Яхве» ( Пс.84 /83:3). «Исчезает сердце мое», потому что Бог – «скала сердца моего " … Так человек говорит от сердца, поглощенного присутствием Божьим. Пс.72:27             Ибо вот, удаляющиеся от Тебя погибнут,                         Ты повергаешь всякого блудодеявшего от Тебя. «Удаляющиеся от Тебя погибнут» – сами по себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

аа) Первоначальная норма нравственной жизни человека При уяснении нормы жизни нравственной требуется, как сказано выше, определить а) цель человека и б) средства, какие даровал ему Бог для достижения ее, и из той и других у) вывесть общее руководительное правило для жизни нравственной. Итак, а) Какая цель человека? Последняя цель человека — в Боге, в общении или живом союзе с Богом. Созданный по образу и подобию Божию человек по самой природе своей есть некоторым образом Божеского рода. Будучи же рода Божия, он не может не искать общения с Богом не только как со своим началом и первообразом, но и как с верховным благом. Потомуто сердце наше и бывает довольно только тогда, когда обладает Богом и бывает обладаемо от Бога. Ничто, кроме Бога, не успокаивает его. Соломон много знал, многим обладал и многим наслаждался; но все это наконец должен был признать суетою и крушением духа (Еккл. 1: 8, 17, 18; 3: 10, 11; 8:17). Один покой для человека в Боге. Что ми есть па небеси и от Тебе что восхотех на земли; ис–чезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже во век (Пс. 72:25,26). «В Боге жизнь, — учит Василий Великий. — Отчуждение и удаление от Бога есть зло несноснейшее даже будущих геенских мучений, зло самое тяжкое для человека, как для глаза лишение света и для животного отнятие жизни». И еще: «Что было для души преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать» (Тв. свв. отцов. Вас. Вел., т. 4). Посемуто нам внушается: взыщите Господа, взыщите лица Его выну (Пс. 104:4). Пророк Моисей поставлял зрение лица Божия краем своих желаний и после того уже, как Бог явил через него и в нем столько чрезвычайных действий Своей благости и всемогущества: аще обретох благодать пред Тобою, яви ми Тебе Самого, да разумно вижду Тя (Исх. 33:13), — молился он. С каким страхом взывал ко Господу пророк Давид: не отвержимене отлица Твоего (Пс. 50:13), зная, что удаляющий себе от Него погибнут (Пс. 72:27) С каким желанием устремлялся он всегда к Богу: возжада душа моя к Богу… (Пс. 62:2); имже образом желает елень на источники вод–ныя, еще желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41:2). С какою теплотою упокоивался в Нем едином: мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс. 72:28).

http://predanie.ru/book/86160-nachertani...

Желают люди в милости быть у Царей, князей и вельмож. Ты, христианин, желай и старайся быть в милости у Бога, Вседержителя, Небесного Царя. Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения (Пс. 145:3). Но вы, как человеки, умираете и падете, как всякий из князей (Пс. 81:7). Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не презри (Пс. 137:8). Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповали на Тебя (Пс. 32:22). Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей (Пс. 117:8–9). Желают люди видеть Царя или высокопоставленное лицо. Ты, христианин, больше всего желай и старайся видеть Бога. Это всех желаний конец! Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, вовек (Пс. 72:25–26). Как лань желает к источникам вод, так желает душа моя к Тебе, Боже! Возжаждала душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда приду и явлюсь лицу Божию (Пс. 41:2–3). Явится Бог богов в Сионе (Пс. 83:8). Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же – лицом к лицу (1 Кор. 13:12). И увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:2). Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 14:2). Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8). Вот, возлюбленный христианин, желания души христианской! Вот воздыхания и внутренние движения христианина, пекущегося о своем спасении! Кто чего желает усердно, того усердно ищет и обретает. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7–8). Желай и ты, душа моя, и ищи добра своего, здоровья своего, богатства своего, покоя и мира своего и прочего. Желания убогих Ты услышал, Господи. Преданности сердца их вняло ухо Твое (Пс. 9:38). Господи! Пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое от Тебя не утаилось. Сердце мое смутилось; оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня, и проч. Не остави мене, Господи, Боже мой! Не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего! (Пс. 37:10–11, 22–23). 47. Счастье

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

доведёт до смерти, – и телесной, и духовной, – зло, которое он любил и которому служил в своей жизни (ср. Притч.11:19; 8:36 ; Сир.15:17 и 20). Смерть, как естественное следствие греха, и должна служить праведным возмездием грешнику ( Рим.6:23 ); если же одни из грешников по долготерпению Божию и доживают до глубокой старости ( Иов.21:7 и Пс.72:4 ), то у большинства других, зло греха постепенно разрушает телесный организм и преждевременно приближает их к смерти, или же, истощая долготерпение Божие, вдруг и совершенно неожиданно для них, как на Корея, Дафана и Авирона ( Числ.16:32–33 ), навлекает смертную казнь от Господа ( Иов.15:32–35 ; Пс.72:18–19 и 27; ср. Пс.1:4–6 стр. 80–81). Во всяком случае, за греховною жизнью неизбежно следует смерть духовная, – осуждение на вечное удаление от Бога и нескончаемые мучения ( Мф.25:41 и 46; Апок.21:8 ; Сир.11:26 ; ср. на Пс.6:6 стр. 124). – И ненавидящие праведного, т. е. грешники, которые не только любят зло, но и не терпят добра, и потому ненавидят и преследуют людей добродетельных (ср. Ин.3:20 ), те неминуемо погибнут по суду Божию (халд.: будут осуждены) преждевременною смертию (ср. Пс.1:4–6; 2:12; 36:9, 20, 35–36 ), подвергшись той гибельной опасности, которую готовили для праведиика ( Пс.7:16–17; 9:16–17 ), и затем наследуют вечную погибель во аде ( 2Сол.1:9 ; ср. Пс.30:18 ). В слав.-гр.-лат. пер. словам: смерть гршниквъ люта (=халд.), и првнаго прегршатъ, – дается несколько другой оттенок мысли, – именно, что грешники окончат жизнь свою ужасною мучительною смертию, и ненавидящие праведного обманутся в своих расчетах (еп. Феофан, Нечаев – объясн. Литургии) и вместо ожидаемой от преследования праведного выгоды, как ненавистники и гонители добра и правды, по преимуществу явятся грешниками, повинными лютой смерти (ср. Иер.2:3 ; Кирилл Алекс. у Зигабена). Люта смерть грешников не по сопровождающим ее телесным страданиям, которым нередко подвергаются и праведники при разрешении души от тела, но главным образом по испытываемым грешниками страшномучительным душевным страданиям (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Д. Четвертая строфа (: ). I. 66 . Кто уподобится с Тобою, 67 . (и) кто сходствует с Тобою, 68 . (и) кто сравнится с Тобою! ( Пс. 89:7 ) II. 69 . Бог великий, сильный и страшный! ( Иер. 32:18 др.) 70 . Господь всевышний, создатель неба и земли! ( Быт. 14:19. 22 др. ср 1Пет. 4:19 (κτστης π. λεγ) 1Пет. 1:5, 2:17 ; 2Пет. 1:3, 3:5, 7, 10, 12, 13 III. 71 . Будем восхвалять Тебя и прославлять Тебя и славословить Тебя, 72 . и благословлять имя святое Твое! 73 . Как сказано у (от) Давида (Давидом): «Благослови душа моя Бога и вся внутренность моя имя святое Его». ( Пс. 103:1; 144:21 ср. Деян. 1:16. 20; 2:25; 4:25 ср. стр. 64) IV. 74 . Сильный во всемогуществе (множ. число) силы Твоей, ( Пс. 68:3 множ. соотв. 1Пет. 1:11 и 1Пет. 2:9 ) 75 . Велики во славе имени Твоего, 76 . Крепкий до конца и страшный в чудесах (ужасных делах, ужасах) Твоих, ( Втор. 10:21 ; 2Цар. 7:23 ; Пс. 139:14 ср. 1Пет. 2:17, 3:14 ) 77 . Царь, восседающий на престоле высоком и превознесенном! ( Ис. 6:1 ср 1Пет. 3:22 ) Строки 66–68, 71–72 и 74–76 имеют в конце одни и те же слова, а 69–70 созвучные. Стр. 60 процитирована в вышеук. местах Талмуда. Е. Строфа пятая (: ). I. 78 . Живый вечно (вечность), Превышний и Святый – имя Его ( Ис. 37:15 ; 1Пет. 1:15, 16, 23, 25 ; 2Пет. 3:18 ) 79 . и (как) написано: «Ликуйте праведники о Господе», «благочестивым подобает хвалить (хвала)» ( Пс. 33:1 ) II. 80 . Устами благочестивых Ты превозносишься, 81 . и словами праведных Ты благословляешься, 82 . и языком преподобных Ты святишься, 83 . и сердцем святых Ты прославляешься. III. 84 . И в собраниях мириад (множеств) народа Твоего ( 1Пет. 2:9. 10 ), дома Израилева ( 1Пет. 4:17 Деян. 2:10. 36 ), в славословии (славословиях) прославляется имя Твое, Царь наш, во всяком роде и роде; ибо таков долг всех созданий пред лицом Твоим, Господи Боже наш и Боже отцов наших, благодарить, восхвалять, прославлять, славословить, превозносить, чествовать, благословлять, ублажать и провозглашать всеми словами песнопений и славословий Давида, сына Иессеева, раба Твоего, помазанника Твоего. ( Пс. 17:1, 51, 88:21 ; 1Пет. 2:16 ; 2Пет. 1:1 ; Деян. 2:30, 36, 3:18, 4:25–26, 13:22 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Будем же внимательны к себе, чтобы, изре­кая клятву против других, нам самим не уклониться от запове­дей Божиих. «Сними с меня поношение и унижение, ибо я взыскал откровения Твои» ( Пс.118:22 ). Поносил пророка Навал, называя его беглым рабом; поносили его жители Гефа. Оскорбляемый таким образом, он просит избавить его от поношений, как удостоившегося боже­ственных откровений. Настоящие слова не относятся, однако к оскор­блениям, нанесенным пророку Семеем: это было уже после греха, а поношения Навала и других были раньше его грехопадения. В другом псалме тот же пророк говорит: «премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых» ( Пс.122:4 ); и: «эти грешники вечно благоденствуют и удержали богатство " ( Пс.72:12 ), а другой пророк говорит: «почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?» ( Иов.21:7 ) Итак, пророк молится, чтобы это поношение и уничижение было от него отнято. Прелести этого мира – богатство и славу он называет поношением и уничижением, считая за славу и честь то, чтобы искать откровений Божиих. «Ибо вот сели князья... и на меня клеветали, раб же Твой размышлял об оправданиях Твоих " ( Пс.118:23 ). По букве Саул, Авенир и Ахитофел злословили Давида, по мысли же этот стих относится ко Христу. Действительно, Ирод и Понтий Пилат, Анна и Каиафа совещались убить Его, а Он в это время был с учениками Своими в саду, беседуя о Боге и Отце, как Он сказал им: «сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Ин.15:15 ). Как бывший совершенным человеком и принявший образ раба, Он назван здесь рабом: раб же Твой размышлял об оправданиях Твоих " . Я, исповедуя Твое владычество, поучался оправданиям Твоим. «Откровения Твои -:поучение для меня, и советники мои -:оправдания Твои " ( Пс.118:24 ). Отвергнув всякое человеческое руководство, я следую Твоим запо­ведям, и не говорю ни о чем другом, не забочусь ни о каких других делах, кроме Твоих откровений и Твоих оправданий. Это свойственно совершенному мужу. «Прилипла к земле душа моя, оживи меня по слову Твоему» ( Пс.118:25 ). Этим обозначил он свое крайнее смирение. Так говорит он и в сорок третьем псалме: «душа наша унижена до праха, утроба наша прилипла к земле» ( Пс.43:26 ), то есть: я не превознесся, не сде­лался гордым, но остаюсь смиренным. Вот что значит: «прилипла к земле душа моя». Поэтому я и прошу: «оживи меня по слову Твоему», то есть: направь жизнь мою по закону Твоему. Здесь пророк указы­вает, во-первых, на связь души с телом, взятым из земного праха, и затем и на добровольное уничижение свое, какое он обна­ружил после своего грехопадения: и он ожидает, что после этого уничижения он будет жить – по слову Бога, возносящего тех, кто сам себя унижает. «Оживи меня по слову Твоему». Просит не жизни самой по себе, но жизни по закону. «Пути мои я возвестил, и Ты услышал меня: научи меня оправданиям Твоим» ( Пс.118:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В еврейском тексте стоит perfectum: «земля вант опустошена» – , и «осталась () дщерь Сиона», и потому греческий и латинский (γκαταλειφθσεται, derelinquetur) не следует считать основанием для того, чтобы понимать стихи 5–9 в отношении к будущему времени: хотя, следуя греческому тексту, отцы Церкви обыкновенно видели в стих. 5–9 пророчество. Косвенным образом сказанное о времени написания отдела 40–66 гл. (вскоре по удалении Сеннахерима из страны) подтверждается еще некоторыми псалмами. В 2Пар.29:30 сказано: «и сказал царь Езекия и князья левитам, чтобы они славили Господа (при очищении храма) словами Давида и Асафа прозорливца». Псалом 95-й подтверждает приведенное свидетельство книги Паралипоменон. Этот псалом в греческой Библии надписывается: «хвалебная песнь Давида на построение дома». В евр. Библии надписания нет. По-видимому, псалом 95-й и вообще ряд псалмов 92–99 (а также 45–48) составлены по подражанию псалмам Давидовым и Асафовым (после же присоединены к Давидовым и Асафовым; место их в собрании псалмов и одинаковое богослужебное употребление могли подать повод и к вышеупомянутому надписанию в греч. Библии) – в то время, когда Езекия повелел очищать храм и «славить Господа словами Давида и Асафа прозорливца». В частности, в Пс.95:7–9 находится буквальное заимствование из псалма Давидова 28-го, может быть, написанного «при обновлении дома», как следующий псалом 29-й, а в Пс.94 -м 7–8 ст. – заимствование из псалмов Асафа 80:12–14, 8; 78:13; в Пс.96:6 – из псалма 49:6; ср. еще в псалмах 94–96 речь о превосходстве Господа пред богами (ср. Ис.36, 37 глл., 40 и дал.) с псалмом Асафовым 49:1, речь о суде Господа над всею землею... (ср. Ис.41:1 и др.) и т. д. в тех и других. Может быть в Асафовом псалме 72, слова 9 ст.: «и Ассур пристал к ним» (врагам Израиля) вставлены именно при царе Езекии, применительно к сходным обстоятельствам времени – около нашествия Сеннахерима («возвышают реки волны свои» Пс.92:3 , ср. 45:5; ср. Исаии 28:2; 59:19). Если псалмы 92–99 составлены в то время, когда Езекия дал повеление «славить Господа словами Давида и Асафа», то сходство некоторых мест отдела 40–66 гл. Исаии с этими псалмами легко объясняется тем, что пророк, писавший главы 40–66, был один из этих воспевающих Господа, проникнут был одним с ними настроением. Из сходных мест особенно обращают внимание: Пс.95:11–12; 97:7–8 и Исаии 49:13; 42:10–12; 52:9; Пс.97:1, 2, 3 и Ис.52:10 ; ср. еще Пс.98:5 и Ис.60:13 . – Во всей вообще книге пр. Исаии мы видим (особенно в гл. 59, 55, 32, 29 кон., 26 нач. и др., – паралл. места отчасти были указаны при изложении), что пророк был проникнут воззрениями, иногда образами, и самим тоном книги Притчей. Не был ли пророк одним из тех «мужей Езекии», которые собрали притчи Соломона, царя иудейского, начиная с 25-й главы? (см. Притч.25:1 ). Вообще очень вероятно, что пр. Исаия был одним из главнейших деятелей в области религиозного писательства при Езекии, по Эвальду, в то время очень широко резвившегося 316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Извините меня пред графинею A. Е. в том, что я не был в доме родителя Ее Сиятельства. Пора была такая, что один час мог совершенно закрыть зимний путь, и тогда я подвергся бы затруднениям самым неприятным, и все мои предположения в рассуждении перепутья в Казани уничтожились бы. Поэтому, не были мы даже ни в Муроме, ни в Нижнем Новгороде, а проехали мимо их проселочными дорогами, за что, впрочем, досталось нам немало горького. Духовное утешение на 11-е ч. марта, состояло в свидетельстве Иова праведного о Боге Искупителе и воскресении ( Иов.19:25 −27). Я знаю Искупителя моего. Он жив, и последний будет стоять над прахом (т. е. на прахе всего тленного устоит, и пребудет, как последний и первый, безначальный и вечный. Евр.1:10 −12; Ис.60:8 . Иначе: Я знаю, что Искупитель мой жив, и долго-долго после будет стоять над прахом моим, при останках моих, как блюститель сохраняя в тайне лица Своею падшее в землю семя нетления и славы. Пс.15:7 −11; 1 Kop.15:35−38). И хотя после кожи моей (продолжает пророк-страдалец) сгрызут и это (он указывает на кости свои: этот бедный состав костей), я буду видеть Бога из плоти моей, Которого я увижу как моего (Песн.П.6:2; 2Ин.17:24 ; 1Фес.4:13 −17; 1Ин.3:2 ), и мои очи будут видеть Его, а не другой кто (т. е. тот же самый Иов, который теперь в таком уничижении) истаивает сердце мое в груди моей» (2 Kop.5:2; Пс.118:81 ; Пс.72:25 −26; Пс.83:2 −5; Пс.118:123 ; Пс.17:15 ; Исх.33:20 ). Сия мелодия Иова сопровождается в моей книжице аккордом сердца Давидова: «Скажи душе моей: Я твое спасение» ( Пс.34:3 .; 1 Kop.1:30; Рим.8:1 −2; Песн.П.6:2; Ин.10:14, 15:26 −29, 15:4−5; 1 Kop.6:15−17; 2 Kop.9:2). Известно, что от слова спасение, имя Иисус происходит в еврейском языке. И в премногих местах Ветхого Завета, сие отвлеченное слово спасение, после того как Слово стало плотью ( Ин.1:14 ), указывает на Иисуса. Марта 12-го ч. памятно по искушениям, на пути к Василю-Сурскому, в глухую полночь. Рвались веревки у оглобель, и ломалась оглобля, но к рассвету кое-как дотащились до города. В числе многих других селений горел прошлым летом и Василь-Сурский. Дневные тексты: Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море ( Авв.2:14 ). И Царь Сионский возвестит о мире народам, и владычество его от моря, и от реки до пределов земли ( Зах.9:10 ). Марта 13-го ч. мы приехали под вечер в Чебоксары, и напившись горячего, опять пустились в путь свой. Наши сибирские земляки то отставали, то догоняли нас, то опереживали. Дорога по Волге была прекрасная. Только в одном месте кони принуждены были тянуть с полверсты наши повозки no голой глине. Так приятнейшие состояния утешений, удобств, упокоений не бывают без полос трудного времени. Дневные тексты:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010