Суетна также надежда найти счастье во власти над подобными себе существами. Чем сильнее жажда этой власти, тем она мучительнее. Однажды кто-то из друзей Александра Македонского застал его в слезах и спросил, о чем он плачет. «Я плачу о том, – ответил всесветный завоеватель, – что нет другого мира, который бы я, как землю, мог покорить своей власти». А заботы о том, чтобы удержать приобретенную власть, сохранить за собой высокое положение, поставить себя выше происков людей, столь же властолюбивых и завистливых, делают еще более мучительным и, следовательно, суетным обладание таким благом, как власть. Вообще все земное и тленное, даже мудрость земная, взятая сама по себе, безотносительно к религии и нравственности, есть суета, не может удовлетворить человека, утолить его алчбу и жажду счастья. Нельзя не видеть в этой алчбе и жажде, не удовлетворяемой ничем земным, наказания Божия за то, что люди ищут счастья не там, где его следует искать. Его следует искать только в Боге. Он есть верховное добро и податель всякого добра. Блажен, кто достиг общения с Господом, благоугождая Ему подвигами богомыслия, молитвы, ревностью об исполнении Его заповедей. Он достиг такого блага, выше которого не может быть ни на земле, ни на самом небе. Ощущая сладость общения с Господом, он говорит с псалмопевцем: Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое. Бог – твердыня сердца моего и часть моя вовек. Мне благо приближаться к Богу ( Пс.72:25–26, 72:28 ). Итак, если только в Боге источник счастья, а вне Его – одно томление и мука, если только в Нем можно утолить алчбу и жажду счастья, а не вне Его, – то всеми силами своего существа стремись, душа, к общению с Богом и для этого отметай от себя всякое земное пристрастие. Как ни обольстительны земные блага – для душевного мира и счастья не они нужны, а нужна близость к Богу. Вот то единое на потребу, о чем напомнил Иисус Христос Марфе, укорявшей Марию за то, что духовное общение с Ним она предпочла суетным заботам об угощении Его телесной пищей ( Лк.10:42 ). Образом этого единого на потребу пусть служит для тебя малый, но неистощимый запас пищи в доме сарептской вдовы. Питая себя единым на потребу, ты не только сама будешь сыта и довольна, но и доставишь удовольствие тем, кто подобно пророку Илие ревнует о спасении ближних, особенно же Господу Иисусу Христу, Который, приняв на Себя дело спасения людей, называл это дело Своим брашном ( Ин.4:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Такою любовью и верою в нее проникнуты были ветхозаветные богоизбранные мужи, особенно псалмопевцы ( Пс. 72, 23–25 ) и пророки, предпочитавшие всем благам мира жизнь близ Господа и созерцание Его лица ( Пс. 15 , И; 16, 15; 72, 25–26) и желавшие увести свой народ в пустыню и Кармильские леса, где бы он жил лишь одною всеохватывающею любовью к Богу ( Ос. 2, 14 ; Мих. 7, 14 ). Проникнутые и согретые такою любовью, ветхозаветные праведники иногда, подобно Суламите и ее Возлюбленному ( Песн. 2, 17; 4, 16; 6, 10; 7, 11–12; 8, 14 ), удалялись в пустыни и леса и проводили там подвижническую боголюбивую жизнь, например, Илия, Елисей ( 3Цар. 17 гл.; 4Цар. 6 гл.) и многие другие (Евр. И, 38). Богопросвещенным, разрешенным от земных привязанностей и страстей сердцем они предчувствовали и своим духом, вслед за Авраамом ( Ин. 8:56 ), созерцали бесконечное проявление Господней любви к людям до крестной смерти Единородного Сына Божия. Тем более христианские подвижники любили читать и изучать Песнь песней в таковом изъяснении и признавали «книгою книг» и «святым святых» из всех ветхозаветных писаний ( Ориген ). Поэтому в подвижнических творениях цитаты из этой книги встречаются очень часто. Один из подвижников и глубочайших православных богословов, свт. Григорий Нисский составил и лучшее объяснение этой книги в православно-аллегорическом смысле. Воспользуемся им, чтобы понять и определить значение этой книги в каноне священных писаний. Приступая к чтению этой книги, он советует «оставить все чувственные помыслы, переменить страсть на бесстрастие, угасив всякое телесное расположение, воскипая в сердце лишь пламенною любовью к Богу» 5 . Очевидно, с таким же настроением читали эту книгу и другие подвижники и находили в ней чистое учение, соответствовавшее их собственной чистоте. Суламита, постоянно удаляющаяся со своим Возлюбленным из шумного Иерусалима в поля и виноградники (7:11–12), предпочитающая любовь Его всем благам мира (8, 7), была образом подвижников Ветхого и Нового Завета, живших вдали от мира любовью к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Пс.72:11             И сказали: как узнает Бог?                         И есть ли знание у Вышнего? Как созревает каждое убеждение у тех, кто «забывает Бога», поясняется в Пс.50 /49:21, где Бог обращается к лицемерам: «ты это [все] делал, и Я молчал; ты вообразил, что Я по сути есть, как ты». Свое благополучие нечестивый объясняет не долготерпением Божьим, но собственной разумностью. Для него Бог действительно «молчит», поскольку напрямую не вмешивается в его жизнь, а словами Закона и пророков можно пренебречь – «сцедить» эти воды жизни. В фарисействующей верхушке народа созревает убеждение, что молчит Бог, что все под контролем – все можно поставить под контроль. Пс.72:12             Вот они – нечестивые и благоденствующие 393 вечно,                         увеличивают достояние. «Вечно» – «причина соблазна в том, что нечестивые в настоящей жизни весь (свой) «век» проводят в благоденствии» (св. Афанасий Великий ). «Достояние» хайил – совокупность того, чем человек владеет, включая и богатство, и власть ( Пс.10:10 /9:31). Пс.72:13             Итак, пустое – что я очищал сердце свое                         и омывал в невинности ладони мои. «Омывал в невинности» – см. Пс.26 /25:6. Омовение рук было ритуальным подтверждением невиновности в убийстве и того, что человек не знает виновного; полагалось сказать: Господи, «не вложи кровь невинную в недро народа Твоего Израиля» ( Втор.21:6–8 ). Омовение рук было, таким образом, и признанием своей невиновности, и заботой об общественном благе. Асаф спрашивает: не напрасно ли я это делал? Пс.72:14             И я был уязвляем всякий день,                          и обличения мне – поутру. «Уязвляем» – меня все это очень «касалось» – в противоположность благоденствующим вождям народа: «то, что с человеком, их не касается» (не затрагивает, не уязвляет; ст.5). «Обличение мне» – оттого, что человек видит противоположное своим взглядам: как нечестивые живут в мире и благоденствуют с преизбытком. «Поутру» – это было первым помыслом при просыпании, неотвязная забота, она гложет меня – день и ночь, ночь и день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Границы между рассмотренными здесь жанрами проницаемы; формы часто переходят одна в другую. Так, например, существуют жалобы, которым предшествует песнь упования (Пс 26/27; 30/31), или такие, за которыми следует песнь благодарения (Пс 27/28; 56/57). Пс 88/89 начинается как гимн, продолжается речами Божиими, а заключается жалобой. Длинный Пс 118/119 — это гимн Торе, предуказанной Ягве, но в то же время — и жалоба человека, и учение о Премудрости. Вообще в псалмах содержится множество элементов, которые сами по себе далеки от лирической литературы. Точно так же здесь отразились темы, относящиеся к области учения о Премудрости, и уже было упомянуто, что черты поучительности встречаются во многих песнях благодарения. Время от времени они занимают столько места, что можно говорить о дидактических псалмах (разумеется, в широком смысле слова); их называют также учительными псалмами, или песнями Премудрости. Так, Пс 1; 111/112 и 126/127 — это чистые порождения учения о Премудрости. Другие же, напротив, сохраняют определенные черты лирических жанров: Пс 24/25 близок к жалобам, Пс 31/32; 36/37; 72/73 — к песням благодарения и т. д. Но царь Израиля принимает помазание, через которое становится подданным Ягве и Его наместником на земле. Он — “помазанник Ягве”, по-еврейски mashiach ‘мессия’. Эта религиозная подчиненность, возводимая к Богу, характерна для Израиля и отличает его, несмотря на применение одних и тех же выражений, от представлений Египта или Месопотамии. “Царский мессианизм”, начиная с пророчества Нафана (2 Цар 7), выражается в комментариях, которые представляют Пс 88/89; 131/132 и особенно Пс 2; 71/72; 109/110. Они поддерживают в народе надежду на обетование, данное роду Давидову. Если определить мессианизм как надежду на грядущего последнего царя, который принесет конечное спасение и установит на земле царство Божие, то ни один из этих псалмов нельзя назвать “мессианским” в собственном смысле слова. Но поскольку некоторые из этих псалмов сохранились в обиходе после падения монархии и — возможно, что с изменениями и дополнениями — были включены в Псалтирь, они подразумевали ожидание конкретного Мессии как отрасли Давида.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

25. Восстав от миролюбия и сластолюбия, отвергни попечения, совлекись помышлений, отрекись тела; ибо молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого. «Что бо ми есть на небеси?» – Ничтоже. «И от Тебе что восхотех на земли?» – Ни что иное, как только непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе. Одни пленяются богатством, другие славою, иные стяжанием: «мне же еже прилеплятися Богови вожделенно есть и полагати на Него упование» моего бесстрастия ( Пс.72:25, 28 ). 26. Вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо. 27. Страстные! будем прилежно и неотступно молиться Господу; ибо все бесстрастные из страстного состояния достигли бессмертия. 28. Аще и Бога не боится Судия оный, но зане душа, чрез грех и падение овдовевшая от Него, творит Ему труды, то Он сотворит отмщение ея от соперника ея – тела, и от врагов ее – злых духов ( Лк.18:2–7 ). Сей благой Искупитель наш благоразумных привлекает к любви Своей скорым исполнением их прошения. Неблагодарные же души, как псов, долго томит алчбою и жаждою неисполняемого желания, заставляет их таким образом пребывать при Себе молитвою; ибо неблагодарный пес, получивши хлеб, тотчас же отходит от того, кто дал ему. 29. Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше всего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним? 30. Не столько осужденный боится изречения своей казни, сколько ревностному молитвеннику страшно предстояние на молитве. Поэтому, кто премудр и благоискусен, тот, помня о сем предстоянии, может отвращать от себя всякую досаду и гнев, попечение, суетные заботы, скорбь и насыщение и искусительные помыслы. 31. Непрестанною молитвою в душе приготовляйся к предстоянию твоего моления, и вскоре преуспеешь. Видел я блистающих послушанием, и по возможности не нерадящих о памяти Божией, совершаемой умом, которые, ставши на молитву, вскоре овладевали умом и проливали потоки слез, потому что были предуготовлены святым послушанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

С какой наглостью, насилием, ядовитостью вторгаются в мое сердце, во время литургии особенно, когда я должен быть весь небесен, страсти житейские: самолюбие, честолюбие, сластолюбие, зависть, алчность, гнев, неприязнь, нечистота, разленение, любостяжание! Но слава Тебе, Господи, избавляющему меня от страстей бесчестия! Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно [ 2Кор.4:18 ]. Что ми есть на небеса? и от Тебе что восхотехна земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [ Пс.72:25,26 ]. Свободу, владычественность, степенность, мерность даруй духу моему, Владыко Господи! Остроты и желчность речей братских или другого кого не передавать, чтобы не смутиться и не лишиться духа любви, кротости и смирения, тишины, спокойствия душевного. Боже мой! Что Ты зришь ежеминутно в сердцах человеческих? – Самолюбие, нелюбовь, неприязнь друг к другу. В каждом сердце тлеет искра или горит огонь неприязни к кому-либо, зависти, гордости или нечистых чувств и расположений плотских! Что такое самая добродетель наша? Это хаос, смешение добра и зла. Даруй мне, Господи, совершить великое водоосвящение во смирении, правоте, тихости, бодрости и крепости сердца. Благодарю Господа, многократно избавлявшего меня по великой Своей милости во время обедни от злых движений сердца моего, от тесноты и бессилия сердечного, от насилия греховного и даровавшего мне мир и дерзновение. Благодарю Господа, помиловавшего меня по молитве покаяния от движения злобы на нищих, просивших у меня милостыни по дороге, когда я ходил со крестом. 6 января При служении утрени и ранней обедни был я в крайнем смущении и тесноте – раз от раздражения на нищих, потом на отца настоятеля за его неизвещение меня, сам ли он или я за него пойду на Иордан освящать воду, и от глупой досады на уклонение его от труда. Я страшно волновался, каялся, припадал много раз к святому престолу и не получил желаемого избавления; на литии был в смущении и тесноте; возгласа Боже, Спасителю наш не выговорил всего, молитву Владыко Господи в конце тоже не выговорил всю; на благословении хлебов возгласа тоже не мог выговорить; Евангелие прочитал всё; отпуст не весь; Христе, Свете истинный не всю прочитал; за обедней ранней тоже смущение, тягость, теснота; сердился на сторожа Прокопия за неглижерство 15 ; на великом входе царскую фамилию всю не выговорил от смущения и бессилия сердца, В первых помяни, Господи скрал от смятения и бессилия, заамвонную прочитал не всю, пропустил Ты тех возпрослави и прочее. Отпуст выговорил весь. На Иордан шел в смущении и душевном поражении; на Иордане Евангелие не прочитал, но смял; молитву водосвятную [читал] в душевном поражении и умерщвлении; обращение к Святой Троице говорил не по трижды от диавольской боязни и бессилия; крест погружал хорошо; возвращался в душевном поражении. 7 января

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пс. 138 5. Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на Суде: Пс. 37 6. Желание верующего соединиться с Богом и упование на Него в несчастии: Пс. 41 7. Блаженство праведника и гибель нечестивых: Пс. 1 8. Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной: Пс. 14 9. Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним: Пс. 31 10. Не должно завидовать счастью грешников, взирать же подобает на конец беззаконных и праведных: Пс. 36 11. Особенная милость Божия к милостивым: Пс. 40 12. Блаженство пребывающих во храме Господнем: Пс. 83. 13. Прославление благости Господа к уповающим на Него: Пс. 90 14. Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим: Пс. 26 15. Утешение праведника всегдашним хранением Божиим: Пс. 120 16. Воздыхание к отечеству Небесному: Пс. 136 17. Образец молитвы за царя: Пс. 19. 20 Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие главную мысль В каждом псалме можно выделить главную мысль. Поэтому признаку все псалмы можно разделить на группы: 1. Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150. 2. Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149. 3. Благодарение Богу за благодеяния добрым: 22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145. 4. Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143. 5. Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142. 6. Упование на Бога в смущении духа: 3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68, 70, 76, 85, 87. 7. Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142. 8. Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 131, 143. 9. Желание посетить храм: 41, 42, 83. 10. Псалмы учительные о добре и зле: 1, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 23, 24, 31, 33, 35, 36, 49, 51, 52, 57, 72, 83, 90, 91, 93, 111, 120, 124, 126, 127, 132.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси ( Пс.89:3 ). В начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза, обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся: Ты же Тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют ( Пс.101:26, 27, 28 ). И от сего вижу, что Ты един имеешь безсмертие, во свете живый неприступнем; един имеешь присносущие 12 , един имеешь житие непременяемое, или вечность присносущная, и присносущие вечное, вечный живот, без которого жить и живы быть не можем, у которого источник живота. С Тобою быть есть живот; без Тебе быть есть явная смерть. С Тобою быть есть блаженство: без Тебе быть есть окаянство. С Тобою быть есть утешение, радость и сладость: без Тебе быть есть скорбь и горесть. С Тобою живущие, истинно живут: без Тебе живущие, живи умерли; пред людьми живут, но пред Твоими очами мертвы суть, в смерти пребывают. Надобно бо мертвым быть, кто от живота удаляется: как надобно во тьме быть, кто от света удаляется. О сем рассуждая, трепещу и боюся об Тебе живота моего удалитися; тщуся и стараюся при Тебе быть недостойное Твое создание. Не отвержи мене, Господи, от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отъими от Мене! Воздаждь ми радость спасения Твоею, и духом Владычним утверди мя ( Пс.50:13, 14 ). Ты мой Создатель, Ты мой и живот, Ты моя крепость, Господи, Ты моя сила, Ты мой Бог , Ты мое радование. Что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое, и плоть моя: Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век, Яко се удаляющие себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякого любодеющаго от Тебе, Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое ( Пс.72:25, 26, 27, 28 ). Прилежно, весьма прилежно внимай, душе моя, слову тому; се удаляющие себе от Тебе, погибнут. Берегись удалиться от живота, да не в смерти будеши; берегись удалиться света, да не во тьме пребудеши. Грех от Бога разлучает и удаляет. Согрешили Ангели: и удалились и погибли.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Томится по Тебе плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя во веки» ( Пс.72:25,26 ). О разделении заповедей на две скрижали Что значить, что десять заповедей разделены были на две скрижали? Это означает, что в них заключаются два вида любви, то есть любовь к Богу и любовь к ближнему, и посему предписываются два рода должностей. Не говорит ли о сем чего Иисус Христос ? На вопрос: какая наибольшая заповедь в законе? Он ответствовал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Матф. 22:36,40 ). Кто наш ближний? Все люди: Господь показал нам это в притче о милосердном Самарянине. Для Самарянина Иудей, ограблений разбойниками, был чужой, даже враг; однако он не посмотрел на это, оказал ему свою помощь. Подобно сему мы должны любить всех, не исключая и врагов. Нет ли в числе ближних ближайших к нам людей, которым мы обязаны особенною любовью? Кроме одинаковой природы и общего происхождения, связывают людей еще некоторые особенные связи. Таковы узы, во-первых религиозные, во-вторых родственные. Какая особенная связь соединяет христиан между собою? Все христиане, по вере в Господа Иисуса Христа и по благодати возрождения, суть чада единого небесного Отца и члены единого тела – святой Церкви. " Все вы, – говорит Апостол, – одно во Христе Иисусе» (Галл. 3:28). В чем должна выражаться особенная любовь христиан между собою? В едино мысленном исповедании святой веры, в живом чувстве взаимного союза, связующего членов Церкви, и наконец, в готовности послужить всем ради Господа. «Дополните мою радость, – пишет св. Апостол Павел, – имейте одни мысли, имейте туже любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Филл. 2:2). «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор. 12:26 ). «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал. 6:10 ). На чем основываются особенные родственные привязанности? Сама природа, по устроению Божию, обращает нашу любовь сначала к матери, отцу, братьям, сестрам, а потом уже к другим людям. С близкими родными нас связывает не одна кровная связь, но и духовное родство. В недрах семьи своей мы получаем жизнь, первоначальный уход, пособия в нуждах, воспитание: все это естественно располагаете нас к любви, преданности; доверию и благодарности.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010