И мы познахом и веровахом любовь, юже имать Бог к нам. Бог любы есть и пре–бываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (ср.: 1 Ин. 4, 7—8, 16); 2) необходимым свойством любви нашей к Богу должно быть то, чтобы мы любили Бога более всего, — любовию полною и постоянною, от всего сердца и от всей души. Таковою любовь наша бывает тогда, когда мы ни на небе, ни на земле не находим никого и ничего выше Бога и для Него бываем готовы жертвовать всем, — и самою жизнию. Что ми есть на небеси, вопрошает исполненный любовию к Богу, и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, во век (ср.: Пс. 72, 25—26). Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? Но во всех сих препобеждаем за Возлюбившего ны (ср.: Рим. 8, 35, 37). Святой Златоуст изображает свойства истинной любви к Богу следующими словами: «Уязвленный любовию к Богу и стремящийся к Нему желаниями своими не видит ничего из видимого; он непрестанно воображает о Том, Кого желает и днем и ночью, и лежа и восстал» (Беседы на книгу Бытия.23,3). Подобными чертами описывает истинную любовь к Богу святой Иоанн Лествичник: «Не столько мать привержена к грудному своему младенцу, сколько сын любви Божией прилепляется к Господу. Кто кого истинно любит, тот всегда любимого им воображает и со услаждением объемлет в уме своем, так что и в самом сне не может оставить своего усердия к нему, — но и во сне он представляется ему. Таковою любовию некто, уязвившись, сказал: я по естественному требованию сплю, но сердце мое, по причине великой любви моей к Богу, бдит. Любовь есть огненный источник, который чем более втекает в сердце человеческое, тем большую производит в нем жажду и воспламеняет его» (Лествица. 30,12–13,35); 3) любовь к Богу должна быть деятельная, то есть чтобы подтверждала внутренние расположения сердца соответствующими делами. Она должна выражаться чрез стремление ко всему доброму и богоугодному и чрез отвращение от всего богопротивного, также чрез деятельную любовь к ближним нашим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Мы уже рождаемся убитые грехом: я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя ( Пс. 50:7 ) 41 . Зачатия в беззакониях и рождения во грехах не может быть установителем Бог» (24:137, 138). 3.2.4. О браке вообще Свт. Григорий Богослов (брак – доброе дело, но он не должен делаться путем к пороку; супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает):  «Когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себе детей, тогда брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу. Но когда он разжигает грубую плоть, обкладывает ее тернием и делается как бы путем к пороку, тогда и я скажу: лучше не жениться. Брак – доброе дело, но не могу сказать, чтобы он был выше непорочности. Ибо непорочность не признавалось бы чем-то высоким, если бы не было из лучшего лучшим. Да не огорчаются этим носящие узы брака! Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам! ( Деян. 5:29 ). Напротив, девы и жены, соединитесь вместе, составьте единое в Господе и служите друг другу украшением! Не было бы и безбрачных, если бы не было брака, ибо откуда бы явился в свет и девственник? Не был бы брак честен, если бы Богу и жизни не плодоприносил девственников (Слово 37)» (25:473); «Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед…, большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра ... Так, не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога» (цит. по (26), со ссылкой на: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова , архиеп. Константинопольского. М., 1847. Ч. 5. С 60).   В Православном Катехизисе брак считается образом союза Христа с Церковью, а супруги призываются к чистому единодушию, рождению и воспитанию детей: «Что есть Брак? Брак есть таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и Христианскому воспитанию детей» (33:72. См. разд. «О браке»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Начертанное здесь с целью губить души в жизни Искусственное изображение, как скрытая стрела, Стремлением беззаконным пущенная, совершенно уничтожено. 10 . Что ты говоришь, дерзкий, [называя] губительным для душ в жизни спасительное для мира подобие (μοωμα) Христа? [Называешь] стрелою беззаконного нападения то, что уничтожает заблуждение, так как с того [времени], как начал взирать на него [то есть на подобие Христа] с верою тот, кто подвергается укушению духовных змий, образ, видимый в древности ( Чис.21:9 ), прогоняет смертоносный яд змия. Когда Слово не имело плоти, Оно спасало, а не погубляло. А теперь, когда Оно облеклось плотию в образе, по сравнению с нами неизмененном 25 , то неужели Его изображение не только не спасает, но и губит мир? Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Позна вол стяжавшаго u, и осел ясли господина своего ( Ис.1:2–3 ), Сергий же Мене не позна; можно бы прибавить: «И жестоко Меня оскорбил». Человек погибельнейший, беззаконнейший и христоненавистнейший! Ты против Христа, ты – против изображения Христа, которое и Ангелы почитают, которого и демоны трепещут? Ибо чье имя на нем надписывается? Разве Кроноса или Зевса, Ареса 26 или Афродиты 27 , которых призывание – обман и которых изображение (παγωγ) – безбожие? Если же [изображается] Иисус Христос , и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ), как говорят слова Писания, то смотри, что ты произнес хулу, подобно иудеям, не только на Христа, но и на Святого Духа, назвавши в Духе Святом изображенное и сказанное имя Иисуса Христа губящим души в жизни. О, язык, изрекающий нечестивое! О, уста, говорящие неправду против высоты (ср. Пс.72:8 ) Божией! То ли, что идол есть что-нибудь, говорит апостол, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу ( 1Кор.10:19–20 ). У нас же один Бог , в Отце и Сыне и Святом Духе почитаемый и поклоняемый. Мы знаем, что Сын Божий, истинно сделавшись человеком, поступал во всем подобно нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Но всегда ли мы готовы распахнуть для Господа двери нашей души? Не заглушен ли слух наш греховными помыслами, страстями и искушениями? Не затворено ли сердце плотскими желаниями и стремлениями к мирскому, временному, тленному? Святитель Тихон Задонский говорит: «Блажен человек, который верою обретет Царя Небесного и удостоится войти в святое общение с Ним. Такому будет Бог — Богом его, крепостью его, опорой, прибежищем, избавителем, помощником, защитником и заступником. И с Богом приобретет он все остальное». Нам всем может быть доступно это блаженство, только надо поработать над собой, постараться обрести в Боге истинное утешение, радость, источник всех благ — земных и небесных. Потому что присутствие Божие определяет Царство Божие, неземное блаженство и главную цель человеческой жизни — обретение Бога, в общении и живом единении с Ним. Мы ведь помним, как псалмопевец Давид воспевал Создателя, находя в Нем истинное упокоение и отраду: Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек ( Пс.72:25-26 ). Если мы действительно возжелаем, чтобы Господь явил Себя в нас, к этому необходимо стремиться всей нашей жизнью, изучением слова Божия, Святого Евангелия, исполнением заповедей Божиих, непрестанным духовным деланием, преобразованием души. Ведь Спаситель наш Иисус Христос всегда с нами, среди нас. Его нет только для тех, кто не верит в Него и неразумением или злым волеизъявлением отвергает Божие присутствие. Для всех же других людей Господь сказал, обращаясь к ученикам Своим, апостолам: Се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Неужели после этих слов Сына Божия еще у кого-то останутся сомнения в непреложности Божественных обетований и подлинности сказанного?! Даже спасение наше определяется возвращением общения с Богом, которое по известным причинам было нарушено нашими праотцами совершенным ими грехопадением. Только нельзя усвоиться Христу, нельзя облечься во Христа и снискать в Нем упокоение, если сердце раболепствует страстям, а душу затуманивают грехи и пороки.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Обладая Богом, ничего не захочешь ни на небе, ни на земле. «Что ми есть на небеса? и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце моя и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век» [ Пс.72:25–26 ]. Да, это верно. Желая земных благ, например награды, мы и не замечаем, как чрез то унижаем себя, душу свою, которая по образу и подобию Божию и которая носит сама в себе награду – нетленную красоту высочайшего образа и подобия Божия, а если она благочестива и добродетельна, то носит в себе Саму Превысочайшую Троицу, украсившую Ангельские чины и человеков праведных, украсившую весь мир чудно. Итак, человек, ищи славы и красоты внутренней, красоты добродетели, нетленной, неувядающей, истинной, и не будь пристрастен к временной славе притворной. Высочайшей в этом мире чести я удостоен – степени священства, обожения непрестанного, – что же мне еще нужно? Какая честь может сравниться с этой? Орден, крестик с лентой? Но крест златой я имею к степени священства, а прочее всё – детские игрушки. Христа иметь в сердце – вот величайшая честь и слава на земле, а чрез причащение Его пречистых Таин я имею эту честь, это блаженство. Слава Тебе, Господу моему. Тебе, Тебе единому подобает слава, Господи, нам же стыдение лица непрестанное грехов ради наших бесчисленных, на всякий день чинимых. 6 июня. Пред вечерней. Благодарю Господа, сподобившего меня и ныне многократных действий Своей милости и силы во время совершения утрени и особенно литургии, многократно от смерти возводившего меня к жизни, от тесноты в пространство, от смятения в мир, от тяготы в легкость. Благодарю Господа, даровавшего мне чистый и громкий голос ясно, от души говорить ектении (на утрени), возгласы, читать и петь канон и ирмосы, стихиры. Благодарю Господа, оживотворившего меня причащением Святых Своих Таин. Но, о, мое окаянство, мой навык греховный, о, болезнь, лютая болезнь души моей, именуемая чувственностью и алчностью ([...])! Когда я стал приступать к Святым Тайнам, а отец диакон Владимир Полетаев пошел к жертвеннику закусывать антидору, я пожалел, алчный, антидору («даром получили, даром давайте» [ Мф.10:8 ]) собрату и сослужителю, боясь, что не оставит на раздачу стоящим в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Особенную важность имеет также почитание и призывание в помощь ангела-хранителя. Если постоянно будем помнить, что ангел-хранитель всегда находится при нас, видит не только наши дела, но и мысли, желания, намерения, то это побудит нас больше стыдиться грешить, больше иметь ревности к добродетели; и у нас будет больше бодрости в преодолении искушений или в восстании от грехопадений, когда будем призывать его на помощь, будучи уверены, что это составит для него радость, как и вообще ангелы радуются и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10). Также особенно полезно призывать в помощь тех святых, которых имена мы приняли на себя в крещении и которые с того времени становятся особенными нашими покровителями. Также полезно призывать и тех святых, которых состояние было ближе к нашему состоянию и которых добродетелям мы удобнее можем подражать, следовать их примеру и за то удостаиваться большего благоволения и покровительства их. О набожных чувствах умиления Плодом молитвы иногда бывают чувства умиления, утешения. Правда, достоинство молитвы состоит не в мимолетном возбуждении и живости чувствований, как и вообще набожность в существе своем не требует необходимо горячности сердечных чувствований, а только твердого, неизменного, благоговейного расположения духа, искренней преданности Божией воле, всецелого посвящения себя на служение Богу. Сладкие чувства умиления без ущерба для благочестия могут и не быть, как видим высочайший пример на Самом Искупителе (см. Мк. 14, 33 и далее). Даже чем большую сухость чувствований кто терпит, тот тем более может напрягать и проявлять свою духовную силу, так что подкрепляемый одной простой верой прилепляется не к дарам и утешениям, а к одному виновнику их — Богу, говоря с Псалмопевцем: Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог — твердыня сердца моего и часть моя вовек (Пс. 72, 25–26). Хотя горячие благочестивые чувствования и не составляют сущности набожности, но и ими не должно пренебрегать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Подобно говорит и св. Ипполит: „Тому дадеся всякая власть... Власть Его – власть вечная: итак Отец подчинил Сыну все – на небесах и на земле; во всем явил Его первородным – перворожденным от Бога, дабы Он, как Сын Божий, оказался с Отцем выше ангелов, Господом ангелов, первородным от Девы, дабы явился воссоздателем в себе Адама первозданного, первородного из мертвых, дабы Он был начаток воскресения“ 72 . Из всего сказанного ясно, что единственно только этому Сыну человеческому – Мессии Иисусу Христу, принадлежит царство вечное, несокрушимое, что только Ему одному, и как Сыну человеческому, и как Сыну Божию, все предано Отцом Его ( Мф.11:27 ) 73 ; что только Ему дана всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ), что, наконец, только Ему одному подобает царствовати, дóндеже истребится последний враг – смерть ( 1Кор.15:25–26 ср. Пс.109:1–3 ). На основании всего сказанного мы приходим к заключению, что под Сыном Человеческим должно разуметь прежде всего Мессию; но, с другой стороны, мы допускали и то, что на втором плане под Сыном человеческим должно разуметь и народ Мессии, как народ, живущий в Нем и с Ним. Такое понимание видим и у самого пророка Даниила, когда он святых Вышнего делает участниками этого царства вечного, – да, кроме того, оно оправдывается и самим существом дела. Господь стал Сыном Человеческим не для Себя, а для нас, человеков, поэтому человечество Его представляет и как бы сосредоточивает в себе человеческий род, и благодать дел и состояний Его открыта для общения в ней всем человекам, разумеется, под условием их приемлемости или веры. Следовательно, когда Он, по пророческому созерцанию, в самом событии вошел в славу Отца и дадеся Ему всякая власть, вместе с седением по самому человечеству одесную Отца; то в этом самом открылась и для нас, насколько мы принимаем это верою, – такая благодать, что Отец Небесный «сущих нас мертвых прегрешеньми, – как говорит апостол, – сооживи Христом... с ним воскреси и спосади на небесных во Христе Иисусе» ( Еф.2:5: 6 ). Начаток и упрочение этого в нас совершается в царстве благодати, а открытие в Царстве Славы: «да явит, – продолжает Апостол, – в вецех грядущих презельное богатство благодати своея, благостынею на нас о Христе Иисусе» ( Еф.2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Такое чудное действие христианская религия производила на человека во все времена. Потому, Церковь Христова и во все времена изобиловала чудными образцами истинных добродетелей, и доныне, без сомнения, изобилует, где только господствует живая и деятельная вера в Иисуса Христа. Не приводим здесь примеров из истории христианского благочестия; но пусть незнающий ещё духа и силы учения Христова сам найдёт человека, право ходящего по духу Христу, ближе подойдёт к нему, присмотрится к его понятиям о предметах видимых и духовных, о времени и вечности, об обязанностях к Богу, к себе и к ближним; пусть посмотрит на правила его жизни; проникнет, сколько можно, во внутреннее святилище его духа, на всё взирающего и всё оценивающего не по началам внешней мудрости, но по началу крепкой, всеобъемлющей любви к единому Богу, в Троице поклоняемому: он увидит то, чего нигде нельзя видеть вне; Церкви Христовой, чего не даст никакое внешнее просвещение, никакая земная мудрость... Но ещё несравненно более увидит и испытает умом и сердцем и всею душою, если сам с верою искренно приблизится к источнику воды живой, текущей в живот вечный ( Ин.4:14 ); утолит жажду своего духа светом спасительного учения Христова, крепкою верою, любовью, преданностью Иисусу Христу и искренним общением в Его спасительных таинствах: тогда поймёт он слова Спасителя: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе... и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть ( Мф.11:28–30 ); узнает, как мог Апостол всё почитать тщетой и сором, чтобы только приобрести Христа ( Флп.3:8 ); как мог говорить: мне еже жити, Христос; и еже умрети, приобретение есть ( Флп.1:21 ); поймёт, что значит слова Псалмопевца, ходившего пред Богом верою в обетованного Спасителя: что ми есть на небеси? А от Тебе что восхотех, на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже, сердца моего, и часть моя, Боже, во век ( Пс.72:25–26 )! 3. Заключения о божественности христианской религии Из сказанного доселе ясно открывается божественность христианской религии. Посмотрим ли на первоначальные действия евангельской проповеди, или на чудесную силу христианской религии, открывающуюся во все времена, как в целых обществах христианских, так и в каждом человеке: везде видим явление чрезвычайной – благотворной силы, – божественной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христиане! Мы исповедаем Бога, Который есть Любовь (см. 1 Ин. 4: 8). «Возлюбим же друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа» (Евхаристический канон). т. 5, с. 530–531.] Сам Господь указывает, говоря: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14: 21). Ибо истинно любящий Бога остерегается всего того, что Богу противно, а все то, что Ему угодно, старается исполнять, поэтому и заповеди Его святые соблюдает. А отсюда следует, что не имеют любви Божией те христиане, которые о заповедях Его нерадят. К ним относятся злобные и как-нибудь другим причиняющие вред, блудники, прелюбодеи и все осквернители; воры, хищники, грабители и все каким-нибудь образом неправедно чужое добро себе присваивающие; клеветники и ругатели; хитрецы и лукавые, прельщающие других, обманщики и лицемеры; чародеи и их к себе призывающие и все законопреступники. Все они как закона Божия, так и Самого Бога не любят. Они себя и свои прихоти любят, а не Бога и Его святой закон. т. 5, с. 535.] Истинно любящий Бога мир и все, что есть в мире, презирает и к единому прелюбезному своему Богу стремится. Честь, славу, богатство и все мира сего утехи, которых сыновья века сего ищут, за ничто вменяет. Ему нужен один Бог, несозданное и прелюбезное благо. Он в Нем одном находит совершенную честь, славу, богатство и утешение. Для него один Бог – драгоценный бисер, и потому все прочее – нечто малое. Таковой ничего ни на небе, ни на земле, кроме Бога, не желает. Такая любовь изображается в словах псаломнических: Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя Боже во век (Пс. 72: 25–26). Таковой пищу, питие, одеяние и прочее только ради нужды, а не ради сладострастия употребляет. А отсюда следует, что тот не любит Бога, кто любит мир, по свидетельству апостола: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2: 15). Таковы те, которые хотят в гордости и пышности мира сего жить, в богатых домах жить, в богатых каретах ездить, богатой одеждой одеваться, всеми прославляться и почитаться, и прочее. Таковые похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Ин. 2: 16), то есть все, что противно Богу, любят, а не Бога. т. 5, с. 536.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Чаще всего в современной нам литературе к личностп ожидавшагося иудеями спасителя прилагается наименование – Мессия, соответствующее греческому слову Χριστσ т. е. помазанник 557 . В священной письменности это слово в приложении к грядущему Сыну Давидову употребляется всего только три раза: в псалмах Давида один раз ( Пс. 2:2 ) и в пророчествах Даниила дважды ( Дан. 9:25–26 ). В виду того, что книга пророка Даниила явилась образцом для последующих иудейских апокалиптиков имя Мессии сделалось общепринятым в позднейшем иудействе 558 . Оно встречается во всех апокрифических произведениях, где идет речь о личности Мессии, и именно – в Псалмах Соломона (17:36; 18:8), Апокалипсисе Варуха (29:3; 30:1; 39:7; 40:1; 50:9; 72:2) и 3 книге Ездры ( 3Ездр. 7:28–29; 12:32 ); очевидно и в книге Еноха в еврейском и греческом тексте вместо слова «Помазанник» были употреблены в двух местах (48:10; 52:4) наименования и Χριστσ. Насколько можно судить по евангелиям, и народ чаще всего прилагал к грядущему избавителю наименование «Христос», которое действительно получило ко временам Спасителя специально мессианский смысл ( Мф. 2:4; 12:23 ; Мк. 1:34; 8:29; 12:35; 14:61 ; Лк. 2:26; 3:15; 22:67 ; Ин. 1:25; 1:41 и др.). Известно, что у древних евреев наименование «Мессия» было общим эпитетом царей, первосвященников и пророков, как помазанников Божиих; в последующее же время оно в некоторой мере утратило этот общий смысл и сделалось специальным обозначением грядущего избавителя, хотя и в приложении к нему в сознании иудеев сохранилось первичное значение: грядущий Мессия будет истинным и единственным помазанником Божиим, как идеальный царь Израиля, наделенный высшими дарами и полномочиями. В книге Еноха, и только в ней одной из числа всех иудейских апокрифических памятников, – употребляется очень часто в приложении к Мессии наименование «Сын человеческий», которое впоследствии Христос Спаситель так часто прилагал к Себе. Едва ли можно сомневаться в том, что и это наименование заимствовано псевдо-Енохом из книги пророка Даниила ( Дан. 7:13 ), причем удержано было отчасти и то значение, какое ему там придается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010