И не имам отмыти имене его от книг животных. «Символическое представление о книге, в которую Бог вписывает имена людей, находим еще и в Ветхом Завете: книге Исход (32:32–33) 118 , Исаии (4:3), Иезекииля (13:9), Даниила (12:1); записаны ( Мал.3:16 ) в ней имена рабов Божиих (Исх.), праведных и святых (Ис.; Пс.68 ), членов теократического царства (Иез.) и наследников Иерусалима в земле обетованной (Ис., Иез.). Упоминаемая теперь книга жизни Нового Завета имеет одинаковое значение со всем указанным, с тем только различием, что она имеет отношение к новому, духовному Израилю, у которого царь – Агнец, а столица – Небесный Иерусалим (см.: Откр.19–21 -я гл.). Эпитет жизни показывает, что в этом символе преобладает мысль о жизни вечной, спасении, блаженстве, приобретенных смертью Христа (ср.: Откр.13:8 ). Однако, так как искупление простирается на всех людей без исключения и царство Божие, по идее и, так сказать, в задании, обнимает все человечество, то вписанными в книгу жизни представляются имена всех людей от сложения мира (см.: Откр.13:8 ). Но грех как измена Царю-Богу и как признак духовной смерти лишает человека прав на такую вечноблаженную жизнь в Царстве Божием; поэтому Бог изглаждает имена грешников из книги жизни ( Исх.32:33 : Того, кто согрешит предо Мною, изглажу его из книги Моей), и лишь имена праведников и оправданных (т.е. грешников, прощенных в грехах своих) остаются в ней. Отсюда и в данном месте стоит отрицательная форма не изглажу, вместо положительной – впишу» (Жданов) 119 . Вписывает имена рабов Своих в книгу Свою Сам Бог, как и изглаживает их; но вписываем или изглаживаем себя для нее и сами мы – через соответствующие дела свои. «Ибо дела наши, как суть следствие и свидетельство нашего внутреннего состояния и жизни, поскольку истекают из нее, как потоки из источника, так они же, исходя из нас, оставляют в природе нашей глубокие следы и производят в ней известное настроение, из чего после составляется и образуется характер жизни (да и самой вечности). Каждый поступок, исходя из нас, подобно звуку, отглашается обратно в природе нашей и образует известный тон и настроение нашей жизни. Каждое действие, исходя из сердца нашего – этого начала и исходища жизни и деятельности, как водная волна, обратно приливает к нему, и то делает его более чистым и прозрачным, то производит в нем большую мутность, вносит в него нечистоту. После каждого дела мы неприметно, но непременно бываем сколько-нибудь либо хуже, либо лучше. По сей-тο причине каждое дело привносит в природу нашу свое семя либо жизни, либо смерти, и каждый поступок начертывается на сердце нашем писалом железным. Посему-то, по самому естественному закону и порядку самой природы, даже и без нарочитого действия правды Божией, наши грехи должны возвращаться и возвращаются на главу и в недра наши; посему-то дела наши пойдут вслед нас «за гроб» 120 , ибо мы сами понесем их за собою в вечность; и кто что посеял, тот и пожнет то, пожнет или бессмертие и жизнь, или тление и смерть» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Своего рода комментарием к этим словам Спасителя можно считать замечательное высказывание преподобного Макария Египетского: “Совершенное очищение есть не воздержание от внешних пороков, но полная чистота по совести. Войди, сей че­ловече, усилием своих помыслов в ум, плененный и порабощенный грехом, и виждь змия, который таится под самым умом, во глубине помыслов, в так называемых тайниках души, ползает, гнездится и умерщвляет тебя в самых опасных частях твоей души (ведь сердце есть непостижимая бездна)” 33 . Поистине, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма (Мф 6:23)?! Несвобода от страстей подразумевает несвободу в богообщении. Благодать Божия не могла наполнить сосуд (ср. уподобление души сосуду в 2 Тим 2:20–21), “исполненный хищения и лукавства”, а посему Господь действовал в Ветхом Завете “из­вне”. “Я, — говорит блаженный Диадох Фотикийский, — из Божественных Писаний и из самаго чувства (опытно) ума постиг, что прежде крещения благодать со вне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее, покушаясь преграждать уму все правые исходы” 34 . Благодать в Ветхом Завете — это не столько энергия, преображающая душу человека, сколько проявление славы Божией, харизма, “сила”, носящая внешний по отношению к человеческой душе характер. Вот почему Самсон лишается этой “силы” после острижения волос (Суд 16:17–20), а Илия передает ее вместе с милотью (4 Цар 2:9–15). Бог Ветхого Завета соблюдал изрядную дистанцию в отношении человека, а человек, в свою очередь, постоянно находился в поиске Лица Божия (Пс 23:6; 26:8; 68:18; 87:15; 104:4), то есть искал личных отношений с Богом. Но ветхий человек не мог увидеть Лицо Божие и остаться в живых (Исх 33:20) 35 ; ему мешала духовная слепота, которая была подобна покрывалу, полагаемому иудеями на голову при чтении Торы (2 Кор 3:14–16). “Подза­кон­ный” человек не мог достичь бесстрастия и “чистоты сердечной”, необходимой для лицезрения Бога (Мф 5:8) — богопознания, человек не мог вкушать от древа жизни, не мог по-настоящему полюбить Бога, ему оставалось только верить.

http://pravmir.ru/greh-u-dverey/

11 (4,31). Подобно тому, как звезда, закрываемая другой звездой, находится выше последней, так и более кроткий в будущем веке окажется выше менее кротких. 12 (4,33). Немилосердных после смерти примут немилосердные бесы, а наиболее немилосердных — бесы еще более бесчеловечные. А если дело обстоит так, то от насильственно прекращающих свою жизнь скрыто, какие бесы встретят их после кончины. Ибо говорят, что никто из тех, чья смерть произошла по воле Божьей, не предается таковым бесам. 13 (4,68). Тело сохраняет образ дома души, а чувства подобны окнам, выглядывая в которые ум зрит чувственные вещи. 14 (4,70). Не всем следует говорить: Изведи из темницы душу мою (Пс. 141,8), но только тем, которые вследствие чистоты души могут предаваться созерцанию тварных вещей и без тела. 15 (5,27). Яростное начало души, приведенное в смятение, ослепляет зрящего, а желательное начало, когда оно неразумно движется, скрывает зримые вещи. 16 (5,41). Тот, кто носит в себе запечатленный внутри него умопостигаемый мир, обуздывает всякое тленное желание. Он стыдится тех вещей, которым раньше радовался, и разум упрекает его за прежнюю нечувствительность к другим вещам. 17 (5,42). Мир, созидаемый в мысли, днем кажется трудноразличимым, поскольку чувства отвлекают ум и нас озаряет чувственный свет; но ночью можно ясно видеть его, поскольку он запечатлевается во время молитвы. 18 (5,45). Ум называется главой души, а добродетели подобны волосам на этой главе. Лишившись их, назорей отделяется от ведения и, как узник, уводится врагами. 19 (5,57). Подобно тому, как ныне мы постигаем чувственные вещи посредством чувств, так впоследствии, очистившись, мы познаем логосы их. Как прежде мы зрили сами вещи, так, став чистыми, мы сподобимся созерцания этих логосов, вслед за которым, возможно, достигнем и ведения Святой Троицы. 20 (5,90). Что касается вещей, каковы они по природе своей, то их зрит чистый ум, либо ясно представляет духовное слово. Лишенный же и чистого ума и духовного слова обычно порицает писателя.

http://predanie.ru/book/68290-tvoreniya/

20 Великий Софийский Собор, 2 (Rally-Potly T. II. P. 707 и дал.) 21 Прп. Феодор Студит. Послание 145. 22 Прп. Неофит Затворник. Книга поучений 2, 41:68–71. 23 Никифор Каллист Ксанфопул. Церковная история 14, 52:35–44. 24 Свт. Василий Великий. Послание 199, 19:1–8 «Обетов мужей не знаем иных, как разве которые причислили себя к лику монашествующих, которые молчанием показуют, яко приемлют безбрачие. Но и для сих приличным быти мню предварительно, да вопрошаются и да приемлется от них ясный обет (девства) ( ρωτσθαι ατος κα λαμβνεσθαι τνπαρ’ ατν μολογαν ναργ). И аще совратятся к плотоугодному и сладострастному житию, да подпадут епитимии, положенной для любодействующих». 25 Свт. Василий Великий. Послание 217, 60:1–5 (Текст цит. по: Правила [Т. 3]. М., 1876. C. 330–331). 26 ACO Concilium universale Chalcedonense anno 451. 2,1,2. P. 161:13–14 (Conciliorum Oecumenicorum Decreta: 680–687). 27 «Давшие обет девства и нарушившие обет, да исполнят епитимию двоебрачных. Девам же, соединяющимся жительством с некиими, аки с братиями, мы сие возбранили». 28 Rally-Potly II. P. 256–258. 29 Трулльский Собор 44 (Conciliorum Oecumenicorum Decreta: 1615–1619). 30 Ср. правила 202, 203, 216 свт. Никифора Константинопольского . 31 Rally-Potly IV. P. 218. Такое же отношение у последующих византийских моралистов и канонистов. Ср. у Пс.-Златоуста: «Если соблудит монах великосхимник, да получит епитимию прелюбодея, а малосхимный монах, если согрешит против свободного лица, принимает епитимию блудника». Свт. Иоанн Златоуст . Епитимии 73 [Sp.]. 3838.) (ср. у Никона Черногорца. Типикон. 3. P. 82:19–21). 32 Rally-Potly II. P. 258. 33 См.: Cod. Theodosianus Tit. IX, xxv, 2 и др. 34 Conciliorum Oecumenicorum Decreta:795–813. 35 VII Вселенский Собор, 20: «Определяем не быть отныне монастырям двойным, потому что сие бывает соблазном и преткновением для многих. Аще же восхотят некие со сродниками отрещися от мира, и монашескому житию последовать: то мужам входить в мужской монастырь, а женам входить в женский монастырь; ибо сим благоугождается Бог.…» (Conciliorum Oecumenicorum Decreta:854–886).

http://azbyka.ru/tri-monasheskih-obeta-k...

2996 «Исторические книги библии и ассирийские клинообразные надписи». Чт. в Общ. люб. дух. просв. 1873 г. Октябрь, стр. 341–375. Ср. статью А. П. Смирнова : «Обычные дела в старые времена». Отд. оттиск из Душен. Чт. 1895 г. стр. 5–6. 2998 На аккадийском языке с подстрочным ассирийским переводом. Покаяние Ниневитян, Ор. cit, стр. 75 и след. 2999 Андрей Петрович, как прекрасный знаток текста священных книг, указал и параллели из псалмов Давида к древне – вавилонским гимнам. В параллель к этому месту указан Пс.101:10 : «я ем пепел, как хлеб, и питьё моё растворяю слезами, от гнева Твоего»… . 3016 Соколовский. Мироздание. День седьмой, 57. Андрей Петрович высоко ценил поэму Соколовского «Мироздание», для которой уже к его времени прошла пятидесятилетняя давность. 3027 Речь студ. 4-го курса А.А. Грибановского (ныне Анастасия – епископа Холмского). Ibid. Стр. 33. Ср. так же речь студ. 4-го курса И.Н. Кречетовича. Ibid. стр. 37. 3028 Ср. речь студ. 2-го курса Н.С. Петровых (ныне епископа Ростовского Иосифа, бывшего до своего епископства профессором по кафедре Библейской истории в Моск. дух. Академии). Ibid. стр. 31. 3032 «Записанный день» (десятый день десятого месяца, девятого года). Из жизни пророка Иезекиля. Отд. оттиск из Душеп. Чт.1880 г. Февр. – Март, стр. 2. 3042 «Права и обязанности священников – врачей по закону Моисееву в отношении прокажённых» (по поводу противохолерных мероприятий). Душеп. Чт. 1892 г. Сентябрь, стр. 178–194. 3072 Из слова и речей Синодального члена Филарета, Митрополита Московского. Изд. 2. Ч. 2. Москва 1848 г. стр. 67–68, Ibid. Стр. 7–8. 3080 «Последний Царский обход земли от Вирсавии до горы Ефремовой». Отд. оттиск из Душеп. Чт. 1894 г. Декабрь, стр. 8. 3082 «Древнее событие, сходное с современным». Душеп. Чт. 1877 г. Июль, стр. 206–217. «Советы пророков, пригодные для нашего времени». Душеп. Чт. 1887 г. стр. 92–102 и др. 3093 Приписка в летописных списках. Ср. Ист. Русской литературы под ред. Е.В. Аничкова, А.К. Бороздина и Овсянико-Куликовского, Т.Н. вып. VII, Москва, 1908 г., стр. 120.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

310 Святитель Василии Великий. Творения. Т. 3. СПб., 1911. С. 283. 311 Цитата весьма свободная. Преп. Максим говорит о Боге так: «Ибо если Сам Он достиг в таинственном осуществлении вочеловечивания, всячески, за исключением одного только греха, уподобившись нам и снизойдя в преисподние места земли (Еф. 4, 9), куда человека толкнула тирания греха, то, конечно, и в таинственном осуществлении обожения человека Он достигнет конца, когда всячески, за исключением только одного, разумеется, тождества с Собою по сущности, уподобит Себе человека и возведет его превыше всех небес, куда пребывающее там естеством величие благодати и призывает, по беспредельной благости [своей], лежащего долу человека». Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. М., 1993. С. 63–64. 312 Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2–х томах. Т. 1. Сергиев Посад, 1994. С. 527. 313 Свободная парафраза Пс. 43, 4. 314 См.: PG 91, 33. Здесь преп. Максим, изъясняя слова св. Григория Богослова, говорит о будущем состоянии святых (την σομνην γαρ κατ τ μλλον των γιων… κατστασιν). 315 См.: PG 91, 1253. Вся данная глава св. Григория Паламы вновь повторяет одно место из его сочинения «Феофан». См.: Святитель Григорий Палама. Феофан. С. 67–68. 316 Данное наречие (νεκφοιττος), добавленное к трем предыдущим (φυσικς, λικς, αδως), подчеркивает неразрывную связь трех Ипостасей Святой Троицы. В том же смысле использует данное наречие и св. Иоанн Дамаскин, говоря о рождении Сына от Отца как о рождении «неотделимом» и «неисходном» (χωρστως και νεκφοιττως γεννμενος). См.: PG 96, 605. 317 Эта фраза (περιχωρουσν εις λλλας) подразумевает святоотеческое учение о «перихорисисе» в области триадологии (оно также присутствует и в сфере христологии). См., например, высказывание св. Иоанна Дамаскина о Божественных Ипостасях: Они «не могут быть удалены и разлучены — Одна от Другой,… Они — соединены и неслитно проникают — Одна в Другую, и, с одной стороны, соединены неслитно, ибо Они суть Три, хотя и соединены, а с другой, неразлучно разделяются, ибо хотя Каждая существует Сама по Себе, то есть совершенная есть Ипостась и имеет свойственную Ей особенность, то есть различный образ бытия, однако Они соединены как сущностью, так и естественными свойствами и тем, что Они не разделяются и не удаляются из Отеческой Ипостаси, и как суть, так и называются единым Богом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

31 Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер. 32 Ною было пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета. Эта глава входит в серию родословных, которые включены в священническую традицию Пятикнижия (Р) . Цель ее — показать единство человеческого рода как одной семьи (см. Деян 17.26–27). Имена, приведенные здесь, — собирательные; они обозначают поколения, племена, народы. Имя Адам (ст. 1) — собирательное имя всего человечества и первой пары как его представителей (см. выше, стр. 68—69). Долголетие первых людей должно обозначать, что, утратив возможность бессмертия, они как бы взамен его получили долгие годы жизни. Впоследствии, с увеличением зла на земле, срок жизни укорачивается (Быт 6.3). 9. Преступный союз с духами (Быт 6.1–4) 1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. 3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. 4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. Сынами Божиими в Библии обычно именуются духовные существа (см. Иов 2.1; Пс 28.1). В свете этого толковали Быт 6 авторы апокрифов, Филон и многие Отцы Церкви (Юстин, Ириней, Климент, Амвросий и другие). Брачный союз в символике Св. Писания нередко означает союз религиозный (см. Ос 2.16; Еф 5.25–33). Поэтому «брак» с духами может быть истолкован как символ измены людей Богу и установления ими преступного союза с духами (т. е. возникновения язычества). В Книге Еноха, апокрифическом писании II — I вв. до Р. Х., которое пользовалось большим уважением в ранней Церкви (ср. Иуд 1.6–14), сыны Бо–жии — это падшие духи, научившие людей магии и волхвованиям. (Этот мотив использован в трагедии Байрона «Небо и земля».) Исполины — по–видимому, герои древних сказаний, которые производили свой род от богов и прославились как первые языческие цари. 10. Суд Божий над падшими людьми (Быт 6.5–12)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

3. Радостно начнем время поста, устремляя самих себя к духовным подвигам; очистим душу, очистим плоть, будем удерживаться, как от яств, так и от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, чтобы с ревностию преуспевая в них, всем нам сделаться достойными увидеть всечтимые страдания Христа Бога и духовно возрадоваться святой Пасхе». Великий прокимен, гл. 8 Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня, внемли душе моей и избавь ее. Стихи: 1. Помощь Твоя, Боже, да восставит меня. 2. Увидят это страждущие и возрадуются. 3. Оживет сердце ваше, ищущие Бога (Пс. 68, 18.30–33). В понедельник первой седмицы Великого поста На утрени седален, гл. 2 (после 2 кафизмы) В первый святой день поста проникнемся умилением, от души восклицая: «Владыка Христос, прими нашу молитву, как лучший фимиам, и избавь нас от злой погибели и страшного мучения, молимся, ибо Ты — один Легкоумилостивляемый. Стихира на стиховне, гл. 5 Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха, помощник покаяния, образ жизни Ангелов и спасение людям. Воскликнем, верующие: «Боже, спаси нас». Библейские песни , разделяясь на стихи, пелись ежедневно в первые века христианства. По церковному уставу должны петься и теперь вместо припевов пред тропарями утреннего канона, исключая утрени страстной и пасхальной недели. В Четыредесятницу должны петься полностью, а в остальные дни соответственно числу тропарей, но не более 12 стихов (см. Типикон, 8 гл. Ирмологий;  М. Скабалланович. Толковый Типикон, т. II стр. 256–265. Киев, 1913.). Песнь 1 Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь — крепость моя и слава моя. Он был мне спасением. Он Бог мой и прославлю Его; Бог Отца моего, и превознесу Его. Господь — муж брани, Иегова — имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их; они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага величием славы Твоей; Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой и он попалил их, как солому.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

60 . Важен пост, ибо Адам и Ева изгнаны за вкушение запрещенного. Древо было смоковница. Сила греха в запрещении и преслушании, ибо преступивший будет как язычник и мытарь. Пища скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет человека. 61 . Если будешь очень изнемогать от постной пищи в Великий пост , то можешь согласиться (с доктором и игуменьей) употреблять и рыбу по болезни, а после в этом должно приносить покаяние. 62 . По вере зелие и картофель могут заменить яйцо. 63 . Послушание – главная христианская добродетель, и Спаситель послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп.2:8 ). Пророк Иона бежал от лица Божия в Фарсис, да попал во чрево китово. 64 . Безмолвие есть благоустроение нрава и благочиние чувств и помыслов. Безмолвие тела – благочиние чувств внешних, а безмолвие души есть благочиние помыслов. 65 . Воврещи на землю не мир, не любовь к мироутехе, а меч, то есть разлучить боголюбивых и миролюбивых, и смиренномудрых от славолюбивых ( Мф.10:34 ). В мире скорбни будете; но дерзайте, яко Аз победих мир – смерть, ад, грех ( Ин.16:33 ), – рек Господь. 66 . Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может, кто бы ни был. 67 . Если не хочешь нести скорби, не берись помогать одержимым бесами. Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами. 68 . Земной же удел человеческий – скорбь, труд, болезни, подвиги, печали, недоумения, теснота, лишение. Псалмопевец Давид сказал: Несть мира в костех моих от лица грех моих ( Пс.37:4 ). И праведный Иов: Не искушение ли житие человеку на земли ( Иов.7:1 ). 69 . Много званых, а мало избравших путь благочестивой жизни. Все пути Господни сводятся к двум: милости и истине. 70 . Будите убо мудри, яко змия ( Мф.10:16 ). Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит через очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость (ветхого человека), должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

67 . Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним. Киев, 1917 (публиковалось частями в ТКДА 1912 и далее), репр. Брюссель, 1991. 68 . Сидоров А.И. Гностическая философия истории (каиниты, сефиане и архонтики у Епифания), – Палестинский сб-к, вып. 29(92)-I. Л., 1987, 41–56. 69 . Sagnard F.M. La gnose valentinienne et le témoignage de St. Irénée. P., 1947. 70 . Jonas H. The Gnostic religion, Boston, 1963. 71 . Tardieu M., Dubois J.-D. Introduction à la littérature gnostique, I. P.: Cerf, CNRS, 1986. II. Специальная литература по св. Мелитону Сардийскому 235 1 . Библиография 72 . Mainka R. Melito v, Sardes. Eine bibliographische Übersicht. – Claretianum 5, 1965, 225–55. 101 73 . H. 15 Jahre Forschung zu Melito v. Sardes (1965 – 1980). Eine kritische Bibliographie. – VigCh 36, 1982, 313–33. 95 [учтена не вся литература]. 2 . Энциклопедические статьи 74 . Racle G. Melito of Sardis. – New Catholic Encyclopedia IX (1967), 631–3. 75 . Perler O. Méliton de Sardes. – Dictionnaire de Spiritualité ascétique et mystique. P., vol. X (1980), 979–90, 76 . S.C. Melito v. Sardes. – Theologische Realenzyklopädie XXII (Lief. 2/3) (в нашем распоряжении был только отдельный оттиск)], 424–8. См. также 132. 3 . Богословие 77 . Rade G. А propos du Christ-Père dans pascale de Méliton de Sardes. – RechSR 50, 1962, 400–8. 78 . Idem. Perspectives christologiques de l’Homélie pascale de Méliton de Sardes. – StPatr 9 (=TU 94) B., 1966, 263–9. 79 . Cantalamessa R. II Cristo «Padre» negli scritti del II–III secolo. – Rivista di Storia e Letterartura religiosa 3, 1967, 1–27 (см. c. 16–27). 80 . Grossi V. II titolo cristologico «Padre» nell’antichitä cristiana. – Augustinianum 16, 1976, 237–69 [средний платонизм – c. 239–48; Corpus Hermeticum, Клим. Алекс., Акты Иоанна – 248–57, Пс.– Ипполит – 257–69]. 81 . Melitone di Sardi, Peri Pascha 9, 63--64. – StPatr 16.2 (=TU 129). B., 1985, 163–9. 82 . Cantalamessa R. Meliton de Sardes. Une Christologie antignostique du sicèle. – RevSR 37, 1963, 1–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010