Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих (Лк 1:68-70). Удивляйся и поклоняйся благости Божией!.. Вкуси и увидишь, сколь благ Господь (Пс 33:9)!.. Спасайся.   Письмо пятьдесят девятое Спрашиваешь, прежде пришествия Христова в мир было ли извещение о пришествии Его? Ответ: было многократно. От самого начала мира многократно и различно о том возвещено было от Бога. Как царь мира сего, желая в какой город прийти, посылает вперед вестников туда, дабы там известили всех о скором пришествии его, так Царь Небесный, намереваясь прийти в мир, предвозвестил Свое пришествие через Своих пророков, как пророк Захария, отец Предтечи, воспел: возвестил, – говорит, – устами бывших от века святых пророков Своих (Лк 1:70). Они все согласно проповедали: грядет, грядет Господь, Царь Небесный. Поэтому все и ожидали Его пришествия, и желали видеть Его: многие пророки и праведники желали видеть Его (Мф 13:17), – и молились Ему: Приди спасти нас (Пс 79:3). Но когда пришел в мир, и устроил спасение нам, и на небо, откуда и пришел, вознесся, проповедали об этом апостолы Его всей вселенной, Им Самим посланные, и Духом Его Святым умудренные, просвещенные и укрепленные. Они все согласно, как богогласные трубы, во всех концах земли возгремели: Господь наш пришел. Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим 1:15). О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам( 1 Ин 1:1-3), и прочее. Они Сына Божия сами видели, сами слышали, как проповедовал Он Евангелие Свое, и своими руками Его осязали, и за Ним, по земле ходящим, следовали, и с Ним ели и пили, и о Нем Самом всему миру проповедали: по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (Рим 10:18). Они не только Его видели, но и свидетельство о Нем от Бога Отца Небесного с небес слышали, и это свидетельство миру объявили, и в посланиях своих написали нам в достовернейшее наше уверение: Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе (2 Петр 1:16-18). И вся Святая Церковь верует, исповедует, хвалит, благодарит, прославляет, и поклоняется Ему, и благодатью Его спасается, и от мира этого переселяется к Нему, чтобы видеть Его, одесную Отца сидящего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Более ясные определения были даны аввой Дорофеем . В четвертом «Душеполезном поучении» он писал о «вводном страхе» и о «совершенном страхе святых» или «страхе Божием», соответствующем более высокому этапу духовного роста. В учении аввы Дорофея «вводный страх», или «страх, свойственный новоначальным», является причиной более совершенного «страха Божия», который появляется от «обладания памятью смерти или памятью мучений» 68 . Очевидно, что авва Дорофей отождествляет страх перед наказаниями с памятью смертной, которая иначе называется памятью о мучениях, что и означает страх перед мучениями или наказаниями. Следует также отметить, что авва Дорофей при раскрытии данной мысли ссылается на отцов: «Отцы сказали…» – очевидно, имея в виду и своих непосредственных духовных отцов прп. Варсонофия и Иоанна 69 , с которыми он состоял в переписке. Ясно и определенно учить о первом и втором страхе стал прп. Максим Исповедник , используя эпитеты «первый» и «второй». Так, в «Главах о любви» 1, 82 он писал: «Первый страх во вне изгоняется совершенной любовью из души, приобретшей ее, которая уже не боится наказания; а второй она имеет с собой всегда в сочетании. И первому страху подходит: «Страхом Господним уклоняется всякий от зла» ( Притч.16:6 ; ср. Иов.1:1 ; Притч.3:7 ) – и: «Начало премудрости страх Господень» ( Притч.1:7 ). А второму: «Страх Господень чист, пребывая в век века» ( Пс.18:10 ) – и: «Нет лишения боящимся Его» ( Пс.33:10 )» 70 . Данное описание является наиболее близким 71 , более пространным и постоянно повторяющимся описанием прп. Никиты, который использовал часть тех же ссылок на Священное Писание для обоснования учения о первом и втором страхе Божием. Экзегеза 1Ин.4:18 В других толкованиях было важно показать, что любовь – вершина добродетелей – изгоняет несовершенный страх, согласно 1Ин.4:18 «…совершенная любовь изгоняет страх» (λλ’ τελεα γπη ξω βλλει τν φβον), но оставляет страх совершенный, как в вышеприведенном толковании прп. Максима. О преодолении страха любовью очень возвышенно и искусно писал свт. Григорий Богослов : «…Ибо начало премудрости – страх Господень, как некие первые пелены. А премудрость, превзойдя страх и возвысив к любви, делает нас друзьями и сыновьями Божиими вместо рабов» 91 . Очевидно, что в данных словах свт. Григорий Богослов понимает страх как антитезу любви, которая оказывается конечной точкой процесса духовного совершенства. По мысли свт. Григория, возникает следующая триада: страх – премудрость – любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

И вот, среди врачебницы телесной явилась врачебница душевная, открытая сокровищница благодатного света. Слава Господу Светодавцу! Слава Господу Человеколюбцу! Благословенны да будут орудия Его человеколюбия. Да изливается обильно животворящий свет Его на них и чрез них. Да действует здесь всегда суд милости, да не видящий видят. Да сохранит нас Светодавец от суда отвержения: да видящий слепи будут». 846 д) Богадельня Общества ремесленников, устроенная сперва в небольшом деревянном, а с 1836 в большом двухэтажном каменном доме в 1844 году вдвое расширенном, и помещающаяся на Самотеке. Уже в 1844 году, при общем расширении здания, положено было основание и церкви при ней во имя Рождества Пресвятой Богородицы, каковая церковь в 1847 году и была окончена постройкой 5 октября 1847 года. По освящения этой церкви, совершенном самим Филаретом. святитель говорил слово, в начале которого следующим образом касается истории учреждения: «Во граде, довольно уже богатом учреждениями человеколюбия и благотворительности, вот еще дом милосердия, не ныне основанный. Но недавно распространенный, и наконец увенчанный домом молитвы и святилищем таинств, что прежде он был устроен в меньшем размере, сие, думаю, соответствовало ограниченности способов того сословия, которое устроило его. Что по времени он распространен, сие может служить признаком, что дух человеколюбия и благотворительности не так был ограничен, как способы действования, и что он, превозмогая затруднения, расширял свою деятельность. А что человеколюбие не удовлетворилось доставлением нуждающимся покойного жилища и других потребностей жизни телесной, по позаботилось и душам их приготовить близкое прибежище, с духовною пищей и духовными врачевствами, сим ознаменовал себя дух человеколюбия христианского». И затем, для обычного перехода от истории к наставлению, говорит: «Что скажу начинателям и совершителям, покровителям и споспешествователям сего дела человеколюбия и благочестия? Пусть приветствует их не просто человеческое слово, которое может подлежать подозрению в ласкательстве, или сомнению в безошибочности, но достоверное слово пророческое, блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь; Господь да сохранит его, и живит его, и да ублажит его на земли ( Пс.40:2–3 ), что скажу тем, для которых совершено сие дело человеколюбия и благочестия? Пусть и им укажет, что им делать, власть имеющее Пророческое слово: да узрят нищии, и возвеселятся; взыщите Бога, и жива будет душа ваша, яко услыша убогия Господь ( Пс.68:33–34 )» 847 Мы помним, что в одной из проповедей своих, произнесенных в Мариинской Церкви Вдовьего дома, святитель Филарет о благотворительности царя говорил, между прочим, то, что «милующая и благотворящая десница Его нередко, видимо или сокровенно, простирается и к тем, которых Его правосудие поставляет ошуюю, на месте суда и осуждения».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Метрические книги Некогда имена Иудеев, избавленных от рабства Египетского, были внесены в книгу, как свидетельствует Моисей, говоря: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей ( Исх.32:32–33 ). О таковой книге многократно упоминает Священное Писание, особенно в смысле духовном, – в смысле Завета с Богом. Так Пророк Давид говорит: в Твоей книге записаны все ( Пс.138:16 ); да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся ( Пс.68:29 ). Сам Иисус Христос говорит ученикам Своим: радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах ( Лк.10:20 ). Так имена вступающих в Церковь спасаемых, вместе с именами родителей и восприемников, вносятся в Метрические книги, которые у древних Христиан назывались священным памятником, и списком просвещаемых 351 . Эти книги свидетельствуют о священных и высоких обетах служения Богу и Господу нашему Иисусу Христу, данных родителями, восприемниками и вступившими в Церковь , и служат утешительным залогом непрестанных молитв Церкви о верных, приявшей их в свое попечение. «Прими имя Христианина, говорит св. Василий Великий , припишись к сословию верующих. Включись в сию книгу, да включен будешь в небесную» 352 . Но никогда на страшном суде книги обетов разгнутся и, подобно письменам на суде гражданском, будут, как говорит св. Златоуст 353 , служить уликой и обвинением против нарушающих св. обеты завета с Богом. Св. Кирилл Иерусалимский говорит 354 : «да не услышит кто-нибудь из тех, коих имена внесены в список званных: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ( Мф.22:12 ). Да сподобит Бог вступившего в Церковь украшаться не именем только Христианским, но и жизнью, и услышать: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ( Мф.25:21 ). Таинство св. Причащения Вступление верующих в благодатное общение с Православной Церковью запечатлевается высочайшим таинством св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

На примере Богоматери Святая Церковь преподает нам очень важный урок: " Подобно тому, как Бог Отец посылает невещественного Сына и Слово, рожденное Им без матери, для спасения на землю, так и Мать Богочеловека отдает на заклание единородного и единственного Сына Своего первенца, рожденного Ею без отца. Бог Отец дает пример полной противоположности грешникам, готовым погубить весь мир, чтобы дать детям своим грешное и преходящее плотское " счастье " . По примеру Бога Отца, всевышнего Владыки, поступает и осененная Его славой Божия Матерь: Она отдает на распятие и в снедь верным возлюбленного Сына Своего — в противоположность другим матерям, готовым для грешного плотского счастья детей своих отдавать им на жестокое растерзание и съедение плоть и кровь " чужих " . Для Бога и Божией Матери нет чужих. Через сказанное со креста слово: Жено, се, сын Твой и Се, Мати твоя (Ин. 19, 26–27) — усыновлено Ею все верующее в Нее человечество " [ 68 ]. На входе с Евангелием возглашается прокимен: Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий (Пс. 21, 19) со стихом: Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? [ 69 ] (Пс. 21, 2). Последний предсмертный возглас Сына Божия, умиравшего на кресте, пронзает наше сердце нестерпимой болью: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси . Сын Божий был оставлен Своим Небесным Отцом. Богооставленность Его полна великого трагизма. Все это должно напоминать нам, как страдал и что перенес Господь ради нас. Эти муки должен был пройти каждый человек, каждый из нас, но Спаситель все мучение и всю смерть взял на Себя — ради всех нас, ради меня. Можем ли мы сознательно грешить после того, что сделал Бог ради нас, можем ли мы сознательно нарушать постановления Божии и противиться Его святой воле? Конечно же, нет!.. На паремиях восстают перед нами ветхозаветные праведники: Моисей, молящийся за преступный народ израильский, как прообраз Великого Ходатая за весь род человеческий (см.: Исх. 33, 11–23), и Иов, после лишений и страданий своих увенчанный великими милостями Божиими и прообразующий Божественного Страдальца, страданиями восшедшего в славу Свою и возвратившего нас к Богу (см.: Иов.

http://pravoslavie.ru/78516.html

Пс.39:3 ). Слава долготерпению Твоему, Господи, не погубившему меня во время греховного моего безобразия! Благость сотворил еси, Господи, со мною по словеси Твоему. По какому же словеси? А вот по какому: «живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему» ( Иез.33:11 ). Разве это не благость Божия? Не будь такого сильного обетования, враг всех успевал бы ослепить и ввергнуть в отчаяние. Воспоминая это, пророк и исповедует, что Господь сотворил благость с рабом Своим по словеси Своему, вполне согласно с тем, как обетовал. К сему исповеданию благости Господней пророк присовокупляет моление о научении его. Ты позвал меня, говорит, от греха на путь заповедей Твоих, я уверовал, что действительно нет другого пути кроме пути заповедей Твоих, и вступил на него. Дополни же дело благости Своей, научи меня, как идти сим путем, научи меня благости. «Молится, – говорит блж. Августин, – чтобы Бог вдохнул любовь к добру, сладкую, охотную, или, говоря прямее, да даруется от Бога любовь к Богу и ради Бога любовь ближнему» с. 253]. Научи наказанию. Люди ненаказанные – то же, что ненаученные, – значит, неразумные люди. Стало быть, наказание есть разумность действования или уменье надлежащим образом действовать, мудрость практическая. Научи меня разуму, то есть ведению таинств веры. Как взошедшее солнце освещает все на земле и всю атмосферу делает светлою, так и ведение Божественного освещает всю область ума и все сущее и бывающее делает ясно светлым. Такая светлость дает вкусить радость жизни, прогоняет сон и поднимает на дело и труд. Свет разуму сообщает вера, если она почерпается из Слова Божия и прививается благодатию Божией к сердцу того, кто все познанное обращает и в дело. Тем более духовной жизни нельзя научиться, если приступить к этому не с полною верою, что это заповеди Божии, что они идут к Богу и приводят к наследию вечного блаженства, каковую веру и выразил пророк словами: яко заповедем Твоим веровах. Пс.118:67–68 С такою же верою обращаясь к своему прошлому, пророк изображает его сначала под гнетом скорбных, тяжких обстоятельств, содействовавших вразумлению его и обращению к слову Божию (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Что Зиждитель, любя добродетель, усвояет Себе таких людей чрез охранение их и удостоивает их Своего попечения, это ты можешь, Палладий, видеть и из того, что написано тотчас вслед за тем. Именно, еще сказал Моисею и Аарону, очевидно, Бог: «с вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своем есть главный» ( Чис.1, 4 ). И так каждое колено поставляет себе вождем, защитником, главным советником и распорядителем действий более других славного и воинственного; они изображают Ангелов, которые охраняют людей избранных и внесенных в книгу жизни, так как о каждом праведнике написано: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся его, и избавит их» ( Пс.33, 8 ). А что мы, по изволению Божию, охраняемся помощью Ангелов, можно было бы отовсюду показать, и я считаю излишним в настоящее время собирать доказательства этого; впрочем, желающие могут весьма удобно сделать это, если захотят. П. Итак, в образе Моисея и Аарона – чрез Христа совершается перепись людей мужественных? К. Так я говорю: потому что к такому заключению приводит нас, по вероятной догадке, сказанное у блаженного Даниила. П. Что такое ты разумеешь? К. Видел он Отца, явившегося как бы в старческом возрасте, покрытого седыми волосами и блистающего одеждами, подобными снегу: «судьи сели, – сказано, – и раскрылись книги. Видел я ... с облаками небесными шел как бы Сын человеческий ... до Ветхого днями и подведен был к Нему» ( Дан.7,10, 13 ). Итак, когда Единородный явился в подобном нам образе, тогда и Отец раскрыл книги, перестал судить повинных греху и предоставил, наконец, людям мужественным быть внесенными в перепись, зачислиться в небесные лики и содержаться в памяти Божией. Слышу также песнь блаженного Давида о тех, которые неистовствовали против Христа: «да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» ( Пс.68, 29 ); они ниспали по слабости рассудка и по малодушию остались вне общества Христова, тогда как им была оказана почесть по благому и человеколюбивому повелению Бога и Отца; потому что они званы были на брак, но лениво и небрежно отвечали святым, приглашавшим их на пир, говоря один: «я купил землю», другой: «я женился и потому не могу придти» ( Лк. 14, 18, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

1917. Т. 147. 1. С. 167; Одинцов М. И. «Дело» Патриарха Тихона//Отеч. арх. 1993. 6. С. 56; Акты свт. Тихона. С. 231, 267, 371-372; За Христа пострадавшие. С. 345-346; Голубцов С. А., протодиак. С тобой я сердцем - в Кадашах: Прот. Илья Громогласов (20.07.1869 - 04.12. 1937)//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 1. С. 132-157; он же. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 10, 15-16, 19, 26, 35-37, 39, 45-51, 147, 180, 196, 206, 208-210, 226; он же. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917-1922 гг. М., 1999. С. 37-41, 120-122, 157-158; он же. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 42-45; он же. Стратилаты академические. М., 1999. С. 25, 125-154, 158-159, 200, 202-204, 218, 222, 227, 232, 237, 241, 248, 288; Дамаскин. Кн. 3. С. 411-420, 606; Письма рус., сербских и румынских иерархов И. С. Бердникову по каноническим и церк.-обществ. вопросам/Предисл. и коммент.: А. В. Журавский//ПС. 2000. 1. С. 119-172; Свящ. Собор Правосл. Рос. Церкви 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 1-я сессия. С. 88, 98, 116, 119, 129, 137, 149, 165, 167-169, 178, 189; 2001. 2-я сессия. С. 33, 39-40, 42, 44-47, 51, 53-54, 59, 68, 70, 309, 323-324, 330, 349, 352, 465, 476; 2000. 3-я сессия. С. 40, 56-59, 66, 71, 77-78, 81, 168, 171, 207-209, 213, 217-218, 224, 241, 243, 267, 271-272, 291, 294, 297, 300-310, 320, 322, 327-328, 334-335, 340-341, 350, 367, 400; Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церк. жизни. М., 2004; Дулова М. А. «Оставить дома для Из дневника 1941-1943 гг.//Наше наследие. 2005. 74. С. 70-87; Кашеваров А. Н. Правосл. Рос. Церковь и советское гос-во (1917-1922). М., 2005. С. 117, 251, 254, 289, 290, 302, 346, 358, 360; Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в кон. XIX - нач. XX в.: История имп. правосл. духовных академий. М., 2005. С. 44-45, 120, 166, 169, 177-179, 181, 198, 200, 352, 429, 490, 555; Солодов Н. Освободительное движение Илии Громогласова//Встреча. Серг. П., 2005. 2(20). С. 33-37; Чернышов А. В. Сургутская ссылка прот. Илии Громогласова (1925-1928)//Сибирская Правосл.

http://pravenc.ru/text/389319.html

55. Быт.3:6. 56. Рим.1:20. 57. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 58. Пс.54:23. 59. Мф.6:25. 60. Мф.6:33. В тексте заменено ищите (ζητειτε) на " просите " (αιτειτε) и после этого опущено δε πρωτον. 61. Лк.10:41-42 62. η μθεξις - причастие, у преп. Никиты встречаются три термина - η μετουσα, η μετληψις и η μθεξις, которые используются как синонимы. 63. Кол.1:17. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2 Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 64. Цитата из св. Иоанна Дамаскина: " Древо же познание и добра, и зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149). 65. Еф.4:13 66. Прем.13:5. 67. η ξις - навык; приобретаемое упражнением, привычкою изменение природных свойств человека. Навык к добру, приобретаемый аскетом, называется добродетелью, а навык ко злу - страстью, пороком. (Зарин С.М. Аскетизм... С.684). Преп. Никита (Сотницы 1:72) определяет навык в добродетели как " восстановление сил души в первородное их благородство " (Добротолюбие. Т.5. С.101). 68. О постоянном навыке добродетели, например, у св. Григория Богослова в 36-м слове (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.507-508). 69. κρεττων - сравн. ст. к κρατς и αγαθς - более сильный; лучший; превосходящий; господствующий. Преп. Никита говорит, во-первых, о лучшем из двух наших естеств, а именно мыслимое выше видимого, например, в Сотницах 3:14; 3:40 (Добротолюбие. Т.5. С.149,151). Во-вторых, о лучшей части души (разумной) в гл.27 трактата. В-третьих, о лучших из помыслов, например, в Сотницах 1:26 (Там же. С.89). Наконец, претворение в лучшее связывается с причастием лучшему. Сотницы 2:94 (Там же. С.141). О разделении лучшего от худшего идет речь в гл.58, причем ранее в гл.33 уточняется, что это различение творящей причины и созданного. 70. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149 (PG 94. 917В). 71. Быт. 2:17. 72. το λειον των ηδονων - своеобразное выражение, которое встречается у бл. Диадоха Фотикийского (SC5.137), им пользуется и преп. Максим Исповедник в " Вопросоответах к Фалласию " . например, Вопрос 50 (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.165).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Господь, обратясь к ним, сказал: «дщери Иерусалимские! не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы не родившие, и сосцы не питавшие. Тогда начнут говорить горам: падите на нас, и холмам: покройте нас. Ибо, если с зеленеющим деревом это делают; то с сухим что будет?» ( Лк.23:27–31 ). Это была последняя проповедь покаяния, которую народ Иудейский слышал из уст своего Мессии, произнесенная с самым нежным чувством любви к ближним. Когда приблизились к городским воротам, Иисус Христос изнемог до того, что не в силах был далее нести Своего креста, и преклонился под ним. В это время навстречу шел, возвращаясь с села, некто Симеон Киринейский. Он был вероятно из числа последователей Иисуса Христа, и видя Его, обнаружил явно жалость и сострадание. Заметив это, воины остановили Симона, возложили на него крест Иисуса Христа и заставили нести, a чтобы кто не подумал, что он сам осужден на распятие, заставили Иисуса Христа идти прямо впереди него ( Мф.27:32 ; Мк.15:21 ; Лк.23:26 ). LIX. Распятие И. Христа Наконец достигли Голгофы, или лобного места. Так называлась одна из горных северо-западных возвышенностей, окружающих Иерусалим, на которой производились казни. Древнее предание Иудейской церкви утверждало, что на этой горе погребена была глава Адама; и вот, над сею главою должна была пролиться теперь очистительная кровь Адама второго. Здесь же Авраам поднял жертвенный нож на своего единородного Исаака; а вот теперь над Единородным Сыном Божиим имело на самом деле совершиться то, что в Исааке послужило токмо к прообразованию будущего. Между тем как воины ставили и укрепляли кресты, Иисусу дано было по обычаю питьё, состоящее из вина, смешанного со смирною. Такое смешение, произведя омрачение рассудка, делало не так чувствительными страдания распятых. Но вино было кисло как уксус, а смирна горька как желчь ( Мф.27:33–34 ; Мк.15:22–23). Господь принял чашу с этим питьем, но отведав, отдал назад ( Мф.27:33–34 ; Мк.15:22–23 ). Чаша холодной воды, может быть, была бы Им выпита, потому что продолжительное изнеможение сил, в коем Он находился, рождало жажду, но питье, омрачающее чувства, было недостойно Того, Кто Един за всех пил чашу гнева Божия. Несмотря на жестокость мучений, ожидавших Его на кресте, Сын человеческий хотел претерпеть их все с полным сознанием. Но другого прохлаждающего питья без смирны или не было, или враги Господа не позволили дать. Так исполнились слова Пророка: дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом ( Пс.68:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010