85. Иоанн Златоуст. Слово пр. игр и зрелищ. 86. Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир. 87. Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360. 88. Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21). 89. Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3. 90. Марк Д. Жизнь Порф. III, 19–20 (Migne, Patrol. s. gr. t. 65). 91. Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 (Migne, Patrol. s. 1. t. 68.). 92. Созомен, Церк. ист. I, 16. 93. Блж. Августин, О граде Б. XXII, 8. 94. Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 95. S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 96. См. выше стр. 146–147. 97. Иоанн Златоуст. Бес 6, о покаянии. 98. Иероним. Пис. 50 (103) к Павле. 99. Сократ. Церк. ист. VII, 22. 100. Иероним. Пис. к Марцелле, 17 (44). 101. Августин. Бес. на пс. 138. 102. См. выше стр. 147–148. 103. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 104. Августин. Изъясн. на пс. 91. 105. Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 106. Соб. Лаодик. Пр. 15. 107. Кассиан. Об уст кинов. II, 8. 108. Кассиан. II, 5 109. Кассиан. II, 11 110. Amalarius, De divino officio III, 12 (Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.- католической мессе tractus — стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 111. Иоанн Златоуст. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам…» В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψλλειν) стих «сей день Господень». 112. Церк. истории: Сокр. II, 12. Созомен. III, 6. Блж. Феод. II, 13. 113. Созомен. V, 19. Блж. Феод. III, 6. 114. Блж. Августин. Изъясн. на пс. 138. 115. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 116. Амвросий. Об обязан. III, 13. 117. Блж. Августин. Испов. X, 34. 118. Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69, 2). Слава Отцу… (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий — певец или хор.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

27 Архив ПСТГУ. 28 Епископ Афанасий находился в предшествующие годы в Соловецком лагере. 29 Екатерина Александровна Лебедева — дочь настоятеля Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Александра Лебедева , семья которого была духовно связана со св. прав. Иоанном Кронштадтским , митрополитом Кириллом (Смирновым). Екатерина Александровна опубликовала ряд своих исследований по богословию, агиографии, философии, психологии, работала как переводчик и составитель популярных православных брошюр, писала стихи и пьесы, преподавала на православных курсах для девушек-работниц, вела научный кружок для девушек с педагогическим образованием. В годы гонений входила в круг единомышленников митрополита Кирилла, переписывалась с ними по богословским и церковным вопросам. Екатерине Лебедевой посвящена небольшая статья в словаре Брокгауза и Ефрона. Подробнее о ней см.: Куницын Б. М. Духовное наследие православной писательницы Екатерины Лебедевой (1861–?)//История Петербурга. 2008. 5(45). С. 24–29. 30 Акты Святейшего Тихона. С. 867–870. 31 Акты Святейшего Тихона. С. 870. 32 Там же. 33 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 2. 34 Мк 8:38 ; Лк 9:26 ; Мф 10:33 . 35 1Пет 4:16 36 Рим 1:16 . 37 2Тим 1:6 ; 2Тим 2:1 . 38 Их важность, по словам о. Неофита, столь велика, что для их появления, например, Израиль был наказан Вавилонским пленом (см.: Мысли о стыде. Ч. 2. Л. 15). 39 Пс 43:16–17 ; Пс 78:4 ; Пс 68:20 ; Пс 24:2 . 40 Иов 8:22 ; Пс 6:11; 34:4; 39:15; 69:3; 70:4, 34; 118:78 ; Ис 26:11 ; Иер 50:11–12 ; Пс 34:26 ; Дан 3:44 . 41 Ис 26:15 . 42 1Кор 1:27, 28 43 Тим 2:7–8. 44 1Пет 4:16 . 45 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 43–44. 46 Афанасий Великий , свт. Толкование на псалмы. М., 2008. С. 52–53. 47 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 19. 48 См. Толкование на 6й псалом . 49 Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. Т. 1. С. 60. 50 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. Беседа 16//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Минск, 2005. Т. 4. С. 71. 51 Мысли о стыде. Л. 4 об. –5.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

Пс.67:33.   Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, Пс.67:34.   Возшедшему на Небо небесе на востоки: се даст гласу Своему глас силы. Какое великое о нас таинство? — Обновляются естества и Бог делается человеком. И «восшедший на небо небесе» ( «на востоки» ) собственной славы и светлости, прославляется на западе нашей низости и смирения. И Сын Божий благоволил стать и именоваться и Сыном человеческим, вступив в общение с нами через посредствующую плоть, как через завесу. «Гласом силы» называет глас, который воздвигнет всех мертвых во второе Христово пришествие на землю (Григорий Богослов, Афанасий). Пс.67:35.   Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Пс.67:36.   Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог. Справедливость требует во всем прославлять «дивного» Благодетеля. Пророк открывает нам различные почести, которые будут возданы святым в будущей жизни: «велелепота, сила, дивное, держава» ; а словами: «Израиль», «облака», «святые люди» — показывают различные чины святых, которые в обителях Отца Небесного непрестанно будут «благословлять Бога» , подражая чину горних чинов (Афанасий). 1 В конец, о изменшихся, псалом Давиду, 68 Этот боговдохновенный псалом содержит молитву Христа Спасителя от лица всего человечества и причины, по которым иудеи распяли Его, и последовавшие бедствия иудеев. Сверх всего, изображает введение евангельского образа жизни и учение о поклонении духом и истиною, чем и заключается псалом. Все здесь сказано не желая, но наподобие желания пророчески предвозвещено. Псалом приличествует и каждому христианину, боримому, как по телу, так и по душе (Афанасий, Кирилл, Августин). Пс.68:2.   Спаси, мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Знай, что в «душе» стоят «воды» злобы. Нужно испустить из очей реки слез, чтобы потоки страстной воды вытекли вместе со слезами из нашей души и вошли в нас реки «воды живой» — Божией благодати. Злоба скрывается в сердце человека; если мы дадим ей пробиться раз и другой, то она будет все сильнее вытекать и может совсем прорвать и затопить плотину (Иоанн Кронштадтский).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

О, заботливы должны мы быть, братия мои, весьма заботливы о спасении! Легко можно уклониться в наставления ложные, как говорит пророк Давид, легко вдаться в суетные попечения века сего, и тогда забвенна уже будет жизнь духовная, бессмертная, и человек уже будет отведен вместе с делающими беззаконие в муку вечную. Ибо снизойдут, как сказано, во ад все народы, забывающие Бога. Гнев Господень поглотит их и пожрет их огнь (Ср. Пс.9:18; 20:10 ). О, уразумейте же сие, – говорит нам Господь через Писание, – уразумейте, дабы Я не восхитил, и не будет избавляющего (Ср. Пс.49:22 )! А мы, как неразумные, хотя и приемлем, по слову Давида, завет Господень в уста свои, а сами ненавидим наставления Его, и слово Его бросаем за себя (Ср. Пс.49:17 ). От того-то и не действует на нас слово, могущее умудрити во спасение ( 2Тим.3:15 ), и мы, бедные умом, не можем прийти в разум истины. И Писание говорит справедливо: видите, видите, яко вси ослепоша, вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство; от первого до последнего ( Ис.56:10, 11 ). Нет праведного ни одного, нет разумевающего, все совратились, сделались до одного непотребными ( Пс.13:3 ). И действительно, видим ли мы хотя одного, который исполнял бы во всей точности заповеди: не заботьтесь о завтрашнем дне ( Мф.6:34 )? И как не признаешь за истину слова пророка: се тьма покрывает землю, и мрак на всех живущих ( 2Кор.4:4 )! Как будто какая зараза, многозаботливая суета житейская разлилась по всему миру, – и нет от нее пощады ни дряхлому старику, ни малому ребенку; все, все ищут себе только временных благ, хотя и всем сказано: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ). Справедливо говорит о нас Писание: бог века сего ослепи разумы их, воеже не возсиявати им свету ( Кол.3:5 ). Мамона, этот идол или бог, по мнению идолопоклонников, подающий богатство, действительно ослепил умы всех, возлюбивших нынешний век. Потому и сам Господь сравнивает мамону с Богом и говорит нам: не можете служить Богу и мамоне ( Мф.24:6 ). На основании сем и апостол Павел говорит: любостяжание есть идолослужение ( Пс.13:3 ). А если это так, как и действительно должно быть так, то кто может спасен быти ( Мф.19:25 )? – мы спросим, подобно испуганным ученикам Господним. И вот Писание на сие отвечает нам: несть творяй благостыню, несть до единого; вси уклонишася, вкупе неключими быша ( Пс.13:3 ). 68

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   Если, даже, просвещённые члены протестантских общин упрекают графа Толстого в извращении евангельского учения, то, кажется, можно после этого понять и оценить пламенную ревность православного пастыря, подобную той, о которой читаем в псалмах: «яко ревность дому Твоего снеде Мя, и поношения поносящих Ти нападоша на Мя» (Пс. 68:10); «согрелся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь» (Пс. 38:4). «И подумал я: не буду напоминать о Нем. Но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и — не мог». (Иер. 20:9). «Верный до смерти» (Апок. 2. 10) «страж дома Израилева» (Иез. 33:7) — врученных ему овец Христова стада, действительно, «истомился», удерживая горящую в себе ревность и — не мог, особенно, в виду некоторых, «теплохладных» своих современников (Апок. 3:15), смутному сознанию которых веротерпимость предносится в виде религиозного безразличия, а церковный мир — в форме сонного квиэтизма. Подлинно, «не познаша, ниже уразумеша» (Пс. 81:5)...    Теперь утомленный труженик «почил от своих» пастырских «трудов». Как зрелая пшеница вошел он в гроб свой (Иов. 5:26). Но, по обетованию Спасителя, «если падшее на землю пшеничное зерно не умрет, то останется одно; а если умрет, то мног плод принесет» (Иоа. 12, 24), — «где сто крат, где шестьдесят, где тридцать» (Мф. 13, 23).    Исстрадавшаяся и духовно обнищавшая наша страна сильно нуждается в благодатном плодоношении. Довольно, пора перестать нам, ушедшим «во страну далече», питаться нездоровыми «рожцами» (Лк. 15:13. 16). Величайшая важность переживаемого момента обязывает нас запастись твердою решимостью и сказать себе: «востав, идем»! (- 18) — идем под благодатную сень православной Церкви и будем подобны тем, о которых сказано: «упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я» (Пс. 35:9)! Будем молиться и верить, что, предстательством высокочтимого пастыря о. Иоанна, «слово» Божие «поставится» всем нам, — как малым, так и взрослым,— «в страх» (Пс. 118, з8) и в спасительное руководство на многоразличных путях нашей жизни./С.-ПЕТЕРБУРГ Типография М. Меркушева. Невский пр., 8, 1909

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2854...

Свт. Афанасий III Пателларий (1597 — 5.04.1654) — Лубенский чудотворец (память 2 мая), Патриарх Константинопольский (1634 — 1652). В 1652 г. он навсегда покинул Константинополь и искал защиты " от обиды нечестивых агарян... от бусурманской обиды и многих налогов... " у русского царя Алексея Михайловича, " волею своею оставив свой патриаршеский престол... И ты, праведный государь... меня иностранца призрел... " Скончался свт. Афанасий в Мгарском Преображенском монастыре близ г. Лубны (совр. Полтавская обл.) и был погребен по восточному обычаю сидящим на троне. 56 Иванский — муж сестры Глафиры Орестовны, Наталии Орестовны. Старец Амвросий видел, что он пытается обмануть Глафиру при покупке ее наследственной части имения Алехино, и заботился о том, чтобы этого не произошло. 57 Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова. Ч. 1 – 2. СПб., 1844. 58 Ин. 11, 49. 59 Примеч. авт. (зачеркнуто). 60 Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. 61 Пс. 142, 8. 62 Мф. 10, 37. 63 Пс. 90. 64 Наталья Орестовна Иванская – замужняя сестра Глафиры Орестовны 65 Мф. 10, 36. 66 Кольми паче (церк.-слав.) – тем более. 67 Пс. 33, 2. 68 Пс. 102, 1. 69 См. Мф. 11, 12: От дний же Иоанна Крестителя доселе Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е... 70 Мухояр – старинная азиатская ткань (Даль В. И. Толковый словарь . Т. II. С. 363). 71 Пс. 39. 1 72 Поверить – проверить, чтобы убедиться на деле в верности. (См. Даль В. И. Толковый словарь... Т. III. С. 151.) 73 Презорство (церк.-слав.) – презирание, пренебрегание, непослушание, строптивость. 74 Первая настоятельница Шамординского монастыря схим. София (Астафьева-Болотова) († 24.01.1888). 75 Ср. Мк. 6, 56: ...которые прикасались к Нему, исцелялись. 76 См. Деян. 5, 15: ...выносили больных на улицы... дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. ...И исцелялись все. 77 Игумения Евфросиния (Розова), управляла монастырем с 1888 по 14.04.1904 г. 78 На этом рукопись обрывается. comments Комментарии 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Turnhout; Leuven, 1997. (CCSG; Vol. 33); Lyman J. R. The Making of a Heretic: The Life of Origen in Epiphanius " Panarion 64//StPatr. 1997. Vol. 31. P. 445-451; Knorr O. Die Parallelüberlieferung zum Panarion des Epiphanius von Salamis: Textkritische Anmerkungen zur Neuausgabe//WSt. 1999. Bd. 112. S. 113-127; Mimouni S. C. Qui sont les Jesseens dans la notice 29 du Panarion d " Épiphane de Salamine?//NTIQ. 2001. Vol. 43/3. P. 264-299; L ö ssl J. Hieronymus und Epiphanius von Salamis über das Judentum ihrer Zeit//JSJ. 2002. Vol. 33/4. P. 411-436; Zionts R. A. A Critical Examination of Epiphanius " Panarion in Terms of Jewish-Christian Groups and Nicander of Colophon: Diss./Pennsylvania, Univ. S. l., 2002; Асмус В., прот. Святитель Епифаний Кипрский (к 1600-летию преставления)//ЖМП. 2003. 5. С. 68-76; Bug á r I. M. «Origenist Christology» and Iconoclasm: The Case of Epiphanius of Salamis//Christus bei den Vätern: Forscher aus dem Osten und Westen Europas an den Quellen des gemeinsamen Glaubens/Ed. Y. de Andia, P. L. Hofrichter. Inusbruck, 2003. S. 96-110; idem. What did Epiphanius Write to Emperor Theodosius?//Scrinium. СПб., 2006. T. 2. С. 72-91; K ö sters O. Die Trinitätslehre des Epiphanius von Salamis: Ein Kommentar zum «Ancoratus». Gött., 2003; Osburn C. D. The Text of the Apostolos in Epiphanius of Salamis. Atlanta, 2004; Bigham S. Épiphane de Salamine, docteur de l " iconoclasme?: Déconstruction d " un mythe. Montréal, 2007. А. Г. Дунаев, А. Р. Фокин Гимнография Память Е. К. отмечается дважды в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. P. 290, 338): 12 мая и 14 июля. 12 мая память Е. К. совпадает с памятью свт. Германа К-польского; указано общее для этих святых последование, включающее на Пс 50 тропарь 4-го гласа Ο Θες τν πατρων μν (      ), прокимен из Пс 63 со стихом, Апостол - Евр 13. 7-16 и Деян 12. 25 - 13. 12, аллилуиарий из Пс 131, Евангелие - Ин 10. 9-16, причастен из Пс 32; 14 июля указано только имя Е. К. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем самую древнюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е.

http://pravenc.ru/text/190091.html

546 По мнению Гитцига из рассматриваемых псалмов, кроме 11, 12, 15 и 16, которые и он соглашается отнести к Давиду, и 108-го, относимого им ко времени Маккавеев Иуды и Ионафана, остальные шесть: 13, 21, 30, 34, 35 и 68 принадлежат Иеремии, между тем как из сходных с ними по содержанию 8-ми псалмов, которые по надписаниям относятся к обстоятельствам Давидовых гонений от Саула, он приписывает Иеремии один только 33-й псалом, а прочие, за исключением 7-го, за которым оставляет его Давидово происхождение, приписывает разным писателям, частью времен плена, как 51 и 53-й – придуманному им неизвестному писателю второй части книги Исаии, частью Маккавейского периода, как 55 и 56-й – ко времени Птоломеев, 58-й – ко времени Иоанна Гиркана и 141-й – к Александру Ианнею. Псалом 68-й охотнее относит к Иеремии пророку и Delitzsch (см их замеч. на эти псалмы). 549 Ст. 7: «кто даст с Сиона спасение Израилю? Когда Господь возвратил пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль». 550 Ст. 36–37: «Бог спасет Сион, создаст города Иудины, и поселятся там, и наследуют его. И потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут обитать в нем». 552 См такое изъяснение у Преосв. Иринея в Толков на Псалт. изд. Св. Синода 1823, Т.1 стр. 132–133, также у Генгстенберга и у Делича на Пс. 14 ; да и даже Гитциг переводит этот стих не в буквальном смысле о плене, а в переносном об отвращении нечестия от народа Божия: «wenn wenden wolte Jahve seines Volkes Missgeschick. 554 Такое объяснение дают Преосв. Ириней Т. 1, стр. 902–4, Генгстенберг на 69 Пс. И куртц в Zur Theologie der Psalmen S. 107. 562 По изъяснению Иринея Архиеписк. Псковского (в Толков. Псалт. изд. от Св. Синод. 1823 г.) слова: »разделиша ризы моя« ( Пс.21:19 ), в отношении к Давиду могут означать только то, что «враги все имение его по себе разделении, как обыкновенно делают победители, кои или расхищают корысти, или метают жребий, что кому достанется» (Т. 1, стр. 250: ср. 889); а слова: «даша в снедь мою желчь» и проч. могут иметь лишь тот общий смысл, что враги его к совершению лютости своей ничего с своей стороны не опускают (стр. 888).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

18, 32, 60; VI. 2, 58, 21; IX. 98, 115, 68), памятник вместе с тем излагает и особый, почти тожественный с известным у нас «Чином 12-ти псалмов». «Чин, како подобает пети нощныя часы». Здесь указаны следующие псалмы: I. 26, 31, 56; II. 37, 38, 40; III. 69, 70, 76; IV. 101, молитва Манассии и пс. 50; затем – после тропарей и молитвы – великое славословие, а в самом конце – молитва Евстратия. – По сравнению с нашим чином 12-ти псалмов здесь разница лишь в том, что вместо пс. 33 стоит пс. 37 и прибавлен пс. 50. Несомненно, оба чина представляют одно и то же последование; чем неопровержимо доказывается тожество «ночных часов» с «Чином 12 псалмов». В свою очередь, близкая связь ночных часов с почасиями заставляет видеть в последних «Чин 12 дневных псалмов». Судя по всем данным, чин дневных почасий мог совпадать с «Чином» ночных часов, и свидетельство об этом нашего обычного «Чина 12 псалмов» («ихже пояху во дни и в нощи») имеет полное историческое основание. Хотя, несомненно, бывали и разные чины как дневного, так и ночного псалмопения; это подтверждается всеми теми памятниками, где на ряду положены почасия и ночные часы. Такие выводы находят для себя подтверждение не только в составе келейных псалмов, но и в составе тропарей и молитв. 6. Тропари. Син. 864 после 19 псалмов девятого часа приводит только два богородичных Тропаря («Во чреве яко невместимыя Троицы, богоотроковице Марие» и «Яже во чреве Слово вместившая») непосредственно за ними идут два полунощных канона, являющихся, по-видимому, продолжением одного и того же последования. За недостатком данных, мы пока лишены возможности установить подлинное отношение этих канонов к известным нам последованиям ночи, или ночным часам, иначе – «канону псалмопения»; тем не менее указанные «каноны» несомненно состоят в близкой связи с ним. Тропари полунощных канонов сопровождаются особыми припевами и по содержанию своему приурочены к полночному времени. После канонов положены особые стихиры, по смыслу соответствующие молитвословиям перед отходом ко сну.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

1907. С. 137-138); в это время в храме Св. Ирины выставлялось для поклонения св. копье (в Великий четверг оно выставлялось в храме Св. Софии), которым, по преданию, было прободено ребро Спасителя (Ин 19. 34). Авторы VII-VIII вв. Аркульф и Беда Достопочтенный упоминают, что в Великие четверг, пятницу и субботу в Константинополе совершалось поклонение Честному Древу Креста Господня (видимо, в подражание иерусалимской практике), но в послеиконоборческую эпоху и позднее чин особого поклонения Кресту в связи с Пасхой стал совершаться в дни Крестопоклонной седмицы Великого поста, а в Великие четверг и пятницу его место в Константинополе занял чин поклонения св. копью, которое было перенесено в Константинополь в 614 г. Этот чин завершался служением тритекти, на 3-м антифоне которого пели тропари " Покланяемся копию " и " Распеншуся ти Христе " ; следовали прокимен из Пс 69, паремия (Зах 11. 10-13). После тритекти в храме Св. Ирины Патриарх совершал ради оглашаемых чин отречения от сатаны и сочетания со Христом, т. е. чин окончания великопостного огласительного цикла (Goar. Euchologion. P. 279-281; Дмитриевский. 1907. С. 153-156; большая часть текстов византийского огласительного цикла сохраняется в православных богослужебных книгах и доныне - см. ст. Оглашение). Вечером в Великую Пятницу совершалась вечерня, за которой читались 2 рядовые паремии из книг Исход и Иова (как и в прочие дни Страстной седмицы): Исх 33. 1-23 и Иов 42. 12-17d, с прокимнами из Пс 34. 21 в начале и конце 2-й; затем читались паремия (Ис 52. 13-53. 12) и Апостол (1 Кор 1. 18-2. 2; предваряется прокимном из Пс 87) о Страстях Христовых; следовали аллилуиарий со стихами из Пс 68 и составное Евангелие (Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43 + Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61), затем возглашалась сугубая ектения и совершалась литургия Преждеосвященных Даров (к нач. XIII в. литургия Преждеосвященных Даров в Великую Пятницу в Константинополе, по сообщениям паломников, уже не совершалась). Богослужение Великой Пятницы в Православной Церкви в XI-XII вв.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010