Пс.68:23 .  Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их – западнею; Пс.68:24 .  да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда; «Да будет трапеза их сетью им». Под трапезой можно разуметь все внешнее довольство, богатство врагов Давида. Пусть их счастье обратится в несчастие, т. е. накажи их отнятием внешних благ; так как в этих внешних благах они видят ценность жизни и не стесняются в средствах приобретения их, то пусть будет за это воздано им и пусть довольство их навлечет на них кару. " Очи помрачи», «чресла... расслабь» – лиши их радостного, счастливого вида и согни их спину под тяжестью бедствий. Пс.68:26 .  жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих, «Жилище их да будет пусто» – лиши внешнего богатства, «в шатрах их да не будет живущих» – лиши и детей. Пс.68:27 .  ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают. Все это за то, что они и так тяжелое положение, ниспосланное Давиду Богом, еще более увеличивают своим к нему зложелательным отношением, как бы тем поправляя Бога в Его отношении к Давиду и как бы осуждая Его за пристрастие к своему избраннику. Пс.68:28 .  Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; Приложить «беззаконие к беззаконию» – наложить на них наказание соответственно всей сумме их грехов. – «Да не войдут они в правду Твою» – пусть не получат оправдания от Тебя. Молитва Давида о таком наказании врагов есть молитва к Богу о правосудии, о возмездии врагам соответственно совершенным ими поступкам. Пс.68:32 .  и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами. Кара и гибель врагов и спасение Давида наполняет последнего благодарным чувством, которое он проявит в составлении песен. Такой, полный искреннего благоговения вид восхваления Бога будет приятнее Ему внешней жертвы из тельца, сжигаемого и рогами с копытами. Пс.68:33 .  Увидят это страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога, Пс.68:34 .  ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ангел Рафаил руководствует сына Товитова; доставляет ему щастливое супружество, богатство, средство для возвращения отцу зрения; и событиями больше, нежели словами, учит Товита, Едну, Товию, – и нас, что «благо молитва с постом и милостынею и правдою»; что «добро творити милостыню, нежели сокровиществовати злато» ( Тов. 12:8 ). Но тогда, как мы разсуждаем о благополучии благотворящих, что думают те, которым не суждено благотворить другим, а пользоваться благотворением других? Не приходит ли им помысл печали, для чего не могут они иметь щастия благодетельствовать? – Слово Пророческое внушает им иное чувствование: «да узрят нищии, и возвеселятся» ( Пс.68:33 ). Не приходит ли им помысл недоумения, что им делать в их стесненном и зависимом положении, чтобы иметь хотя некую долю некоего благополучия? – Слово Пророческое разрешает их недоумение, и наставляет их: «взыщите Бога, и жива будет душа ваша» ( Пс.68:33 ). Если не дано вам жребия благотворить, и находить радость в благотворении: находите утешение в том, что ваше безпомощное состояние не лишено благотворения, что призрело на вас Божие Провидение, и земные Ангелы Провидения, человеколюбивые люди. Если они о тех, которых облагодетельствовали, радуются, по чувству человеколюбия: вы радуйтесь о благодетелях, по чувству благодарности. Есть род благотворения, – и притом возвышенный род благотворения, который совершать могут безпомощные так же, как и обилующие. Если не можете служить и помогать ближним вещественно; тем не менее можете служить и помогать им духовно, усердною молитвою за них, и особенно за тех, от которых пользуетесь сами благотворением. Бог внемлет молитве убогих, также как и обилующих: и, может быть, с особенным снисхождением внемлет молитве тех, которые, не имея на чем остановиться на земли, тем не удержимее прибегают к небу. «Услыша убогия Господь». Притекая к Богу с молитвою о благотворителях, вы в то же время будете благотворить вашей собственной душе. «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша». Соломон сказал; «богат и нищ сретоста друг друга: обоих же Господь сотвори» ( Npum. XXII. 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Молодой человек почувствовал, что окончательно запутался. «Чем дальше в лес, тем больше дров», – вспомнилась ему поговорка. «Ну двое», – нерешительно ответил он. «А как их зовут?» Вопросам собеседников, казалось, не будет конца. Юноша не выдержал и ответил: «Одного ребенка зовут Ложь, а другого – Неправда. Не женат я, не женат!» 12. «Ввзываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую» (Пс. 60:3). Мысли как дремучий лес Выпущенный на свободу голубь спешит улететь, Снег тает– расцветают подснежники, Чем ближе к опушке леса, тем светлее, Мысли в человеке как дремучий лес, останешься в нем – пропадешь. 13. «И оживет сердце ваше, ищущие Бога…» (Пс. 68:33). Живое сердце Собака во дворе останавливает лису, Ружье в доме останавливает грабителей. Рассудительный человек останавливает спор, Чистое сердце останавливает злые мысли. 14. «…Споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.» (Тит. 3:9). Какого цвета море? На палубе корабля туристы заспорили о том, какого цвета море. «Синее», – сказал один. «Нет, оно какое-то зеленое», – возразил другой. «Мне кажется, что оно черное», – заявил третий. Капитан услышал их разговор и, не понимая, о чем они спорят, сказал: «Господа, это Красное море». 15. «Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.» (Пс. 3:6). Господь защищает Не дразни собаку, и она перестанет лаять, Не спорь со скандалистом, и он успокоится. Не борись с клеветой, и она рассеется, Не оправдывайся, когда тебя укоряют, и укоряющие умолкнут. 16. «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.» (Пс. 18:29). Не отставай от проводника Полярная звезда на небе, а помогает идти по земле, Маяк стоит на скале, а направляет корабли в море, Карта в чужой стране – лучший советчик, Не отставай от проводника, и ты выберешься из чащи. 17. «Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.» (Пс. 138:3). Не забыть о больном зубе Улитка ползет медленно, но не отчаивается, Тяжело муравью тащить груз, но он никогда его не бросит.

http://isihazm.ru/1/?id=108

– К концу стиха образная речь разрешается в простую: и во всем, что он ни делает, успеет, так как «любящим Бога все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ), и самые неудачи и несчастия жизни служат к достижению высших и совершеннейших целей ( Быт.45:5 и 7). При исходищихъ. Греч. παρ τς διεξδους с следующим за ним определением τν δτων, значит и: при истоках, и: при потоках вод. Последнее значение соответствовало бы смыслу и еврейск. чтения. д. Не так не так: но к прахъ, возметаетъ втръ лица земл. 4. Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. е. Сег ради не воскреснтъ на сдъ, ниж гршницы въ совтъ првныхъ. 5. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. 4–5. Как мякина только временно соединена бывает с хлебным зерном и отделяется от него во время веяния, разносимая ветром по земной поверхности: так и нечестивые в земной жизни своей только временно пребывают среди благочестивых и пользуются не принадлежащими им по заслугам земными благами; во рано или поздно наступит для них время праведного мздовоздаяния Божия, когда они не устоят пред судом божественным, будут отделены от сонма праведных и подвергнутся, заслуженному ими наказанию Божию (ср. Иов.21:18 ; Ис.41:16 и Мф.3:12 ). – Суд Божий, постигающий нечестивых, или совершается уже во время земной их жизни (ср. Втор.28:15–68 ), когда они, как Корей, Дафан и Авирон, истребляются из среды общества верующих и благоугождающих Господу ( Числ.16:33 ; ср. Исх.13:14 ; Лев.7:21 и 27; Числ.15:30 и др.), или же окончательно совершится при кончине мира в последний великий день (Таргум; ср. Апок.6:17 ), когда, по изъяснению Христа Спасителя, нечестивые навсегда отделены будут от праведных, как плевелы от пшеницы, и осуждены на вечные мучения ( Мф.13:30 и 40–43; 25:33–46). Слав.-русское: прахъ (ср. Пс.17:43 ) вполне точно соответствовало бы только чтению вульгаты (pulvis); греческое же χνος могло бы быть переведено словом, более соответствующим значению евр. (): «плевелы» (ср. греко-слав. перевод Ос.13:3:1 ). Перевод: не воскреснтъ на сдъ согласуется с объяснением бл. Феодорита, который разумеет здесь будущее воскресение мёртвых, в коем «нечестивые воскреснут не на суд (οκ ες κρσιν), а на осуждение». Но, согласно с прямым значением еврейского () и греческого νστημι (вставать и стоять твердо, прямо в противоположность падению. Пс.17:39 ), слова οκ ναστσονται κρσει точнее могли бы быть переведены так: «не устоят (=сирск. и ар.) нечестивии на суде», т. е. не оправдаются (Таргум: non justificabuntur; ср. Пс.108:7 ), но подвергнутся осуждению и «падут пред грозным приговором Божиим» (св. Афанасий). И во второй половине стиха вм. въ совтъ првныхъ следовало бы читать: «в совете...» (=ν βουλ), разумея под советом собрание, как в русс. пер., или сонмъ, как переводится () по грек.-слав в Исх. 12:3 ; Лев. 8:4 ; Числ. 27:17 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

4) Действует душевная слепота, что многие не признают благости Божией. Свет сей закрывает от них слепота ума их. Сколько Бог ни изливает на них милостей Своих, сколько, иногда, по благости, их и наказывает, и всё сие устрояет для спасения их; но они, не желая сбросить чешуи с души своей, не видят сего, но – мглою нечестия покрывшись – грядут, куда ведёт их порочное стремление. 5) Действует душевная слепота, что человек: α) не видит над главою Судии раздражённого, не внимая Павлову учению: открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде ( Рим.1:18 ). β) Не видит под ногами ада отверстого, по оному: и разшири ад душу свою и разверзе уста своя, еже не престати, и снидут славнии, и велицыи, и богатии, и губители их, и веселяйся в нем ( Ис.5:14 ). γ) Не видит пред собою диавола, коварства строящего и уловить его хотящего, хотя паче солнца известно, что диавол есть непримиримый враг человеку: и ходит яко лев рыкая иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). δ) Позади себя не видит восследствующей смерти, – смерти известной и неизвестной: известной, потому что умрёт; а неизвестной – когда умрёт: лежит бо человеком единою умрети ( Евр.9:27 ), час же смерти несть наше разумети. ε) Не видит внутрь себя нечистоты совести и гнусности Богопротивных беззаконий, не видит и не слышит Давида, глаголющего ко Богу: возненавидел еси вся делающия беззаконие ( Пс.5:6 ). ζ) Не видит одесную себя счастия, и суеты мира сего, влекущей его к погублению. μ) Ошуюю – несчастия, ему грозящего геенною. 6) Душевная слепота действует, что человек валяется в тине роскошей с Евангельским богачом, облагается узами сребролюбия с Навалом, раздирается ненавистью с братьями Иосифовыми, оскверняется мерзостями плотоугодия с Содомлянами, наконец, – прилагая беззаконие к беззаконию – впадает с Каином или с Иудою в ров отчаяния ( Пс.68:23 ). § VII Духовная слепота в человеке бывает иногда – наказание Божие, по оному: и сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи ( 2Сол.2:11 ). А за что? зане любве истины не прияша, во еже спастися им ( 2Сол.2:10 ). Августин говорит: „малая ли казнь есть омрачение сердца, и слепота ума? ежели бы кто, веруя, вдруг погубил зрение, то все сказали бы, что Бог ему отмстил: потерял око сердца; и думают, что его пощадил Бог» 33 . Подлинно величайшая есть сия казнь Божия, ибо таковых путь в Царство Божие преграждён. Содомляне, поражённые слепотой, не могли сыскать дверей: так ослеплённые душою не могут обрести дверь Небесную. Они и сами не знают, куда ходят: и ходяй во тме не весть, камо идет ( Ин.12:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Эти псалмы-жалобы, исходящие от первого лица, к тому же и не просто единичное выражение коллективного “я”, как это прежде многими считалось. Не следует и приписывать все эти псалмы, как это недавно предложили, царю, говорящему от имени народа. Для этого они, с одной стороны, слишком индивидуальны по тону, а с другой — в них слишком мало отражены личность и положение царя, чтобы можно было признать вероятность такой теории. Но несомненно то, что некоторые из этих личностных жалоб могут восприниматься и применяться как жалобы народа; таковы Пс 21/22; 27/28; 58/59; 68/69; 70/71; 101/102; кроме того, существуют и “царские псалмы”, о которых речь впереди. Возможно, в конце концов, что все эти молитвы широко употреблялись как готовые формулы, чем и объясняется их включение в Псалтирь. И все же остается отметить, что они были сложены для кого-то одного или кем-то одним в исключительных обстоятельствах. Это — крик сердца и выражение личной веры, и никогда не просто жалобы; они всегда остаются зовом упования на Бога в нужде. 3. Песни благодарения. Для псалмов-жалоб установлено, что некоторые из них кончаются благодарением Богу, услышавшему молитву. И это благодарение может стать собственным содержанием псалма; к таким песням благодарения, число которых не особенно велико, относятся Пс 17/18; 20/21; 29/30; 32/33; 33/34; 39/40; 64/65–67/68; 91/92; 114–115/116; 117/118; 123/124; 128/129; 137/138; 143/144. Их можно разделить на благодарственные песни народа и человека. Народ приносит свое благодарение за избавление от опасности, за благословение жатвы, за поддержку, оказанную царю. В песне личного благодарения молящийся сначала вспоминает несчастья, которые он претерпел, и то, что мольбы его были услышаны, а затем выражает свою благодарность и призывает верующих вместе с ним возблагодарить и прославить Бога. Эта заключительная часть нередко предоставляет возможность для поучительных рассуждений. По своей структуре песни благодарения близки гимнам. 4. Особые жанры и смешанные формы.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Причастие Твердой рукой Господь вводит таинство Причастия в духовную жизнь народа: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51). Услышав это Откровение, многие из Его учеников отошли от Христа: «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 67–68). Спаситель снова ничего не объясняет апостолам дополнительно. Наступит Тайная вечеря, когда Он в Самом Причастии даст апостолам живое объяснение Своих слов. Таинства начинаешь понимать, когда принимаешь их с доверием ко Христу. «Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань» (Пс. 33, 9). Таинства начинаешь понимать, когда принимаешь их с доверием ко Христу В Причащении мы соединяемся с Христом всей полнотой человеческого существа. «Плоть и кровь» на языке Библии означает всего человека. Мы принимаем внутрь Его Святую Кровь, она через Причащение течет в наших жилах. Мы становимся единокровными Христу, как дети – одной крови с родителями. Став Человеком, Бог очень приближает нас к Себе. Делает нас как бы близкими родственниками. Священномученик Ириней Лионский напоминает нам, что евхаристическим Телом Христовым укрепляется наше тело: «И блаженный Павел в послании к ефесянам говорит: Потому что мы члены тела Его, от плоти и от костей Его” (Еф. 5, 30), – говорит это не о каком-либо духовном и невидимом человеке, ибо дух ни костей, ни плоти не имеет, но о составе истинного человека, составе из плоти, нервов и костей, каковой и питается от Чаши Его, которая есть кровь, и растет от Хлеба, который есть Его Тело» . Полноценная духовная жизнь без таинства Причащения немыслима, Церковь это знает, бережно хранит дар этого таинства. Главное в нашей духовной жизни – не какое-то учение или обряд, а Господь Иисус Христос и живое общение с Ним. Вся жизнь христиан выстраивается вокруг Христа. На литургию мы приходим в храм ради встречи со Христом. Принимаем Его Тело и Кровь в духовную пищу, становимся Христу единокровными и сотелесными, Его родными. Человек может приобщиться к Его человеческой природе, и даже к Его Божественной природе, в какой-то мере.

http://pravoslavie.ru/146095.html

Подобные высказывания возможны и по отношению к эмоциональному состоянию: исцеление от беспокойства, подавленности, горя и возвращение к спокойствию и уверенности описываются в ВЗ как «оживление». Так, об Иакове, получившем зримое подтверждение благого расположения Иосифа к нему и к его сыновьям, говорится: «Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их» (Быт 45. 27). В этих случаях объем понятия «Ж.» в ВЗ значительно сокращается: Ж. является не вообще всякое отличное от биологической смерти состояние, но только свободное от болезней и угнетенности. В свою очередь болезнь, как телесная, так и душевная, оказываясь вне пределов Ж., относится к области смерти. Т. о., граница между Ж. и смертью в подобных высказываниях смещена: признаком смерти является всякая, даже частичная, утрата жизненных сил. В таких высказываниях субъектом ситуации никогда не бывают животные или растения. «Выживать» или «оживать» может только человек, его сердце (Пс 21. 27; 68. 33), дух (Быт 45. 27), душа (Быт 12. 13; 19. 20; 3 Цар 20. 32; Ис 55. 3; Иер 38. 17, 20; Иез 13. 19; 47. 9; Пс 118. 175) или кости (Иез 37. 3, 5). Однако растения, животные и даже постройки могут быть «оживлены», т. е. взращены, вскормлены, восстановлены человеком. «Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом…» (     - букв. оживят злаки - Ос 14. 8); «…а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил (   - букв. оживил ее)…» (2 Цар 12. 3). «И будет в тот день: кто будет содержать (   - букв. будет оживлять) корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле» (Ис 7. 21-22); «И он обстроил город кругом, начиная от Милло, всю окружность, а Иоав возобновил (   - букв. оживил) остальные части города» (1 Пар 11. 8); «...и говорил при братьях своих и при Самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие Иудеи? неужели им это дозволят? неужели будут они приносить жертвы? неужели они когда-либо кончат? неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные?» (Неем 4. 2 (МТ 3. 34)).

http://pravenc.ru/text/182295.html

Пс. 138 5. Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на Суде: Пс. 37 6. Желание верующего соединиться с Богом и упование на Него в несчастии: Пс. 41 7. Блаженство праведника и гибель нечестивых: Пс. 1 8. Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной: Пс. 14 9. Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним: Пс. 31 10. Не должно завидовать счастью грешников, взирать же подобает на конец беззаконных и праведных: Пс. 36 11. Особенная милость Божия к милостивым: Пс. 40 12. Блаженство пребывающих во храме Господнем: Пс. 83. 13. Прославление благости Господа к уповающим на Него: Пс. 90 14. Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим: Пс. 26 15. Утешение праведника всегдашним хранением Божиим: Пс. 120 16. Воздыхание к отечеству Небесному: Пс. 136 17. Образец молитвы за царя: Пс. 19. 20 Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие главную мысль В каждом псалме можно выделить главную мысль. Поэтому признаку все псалмы можно разделить на группы: 1. Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150. 2. Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149. 3. Благодарение Богу за благодеяния добрым: 22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145. 4. Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143. 5. Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142. 6. Упование на Бога в смущении духа: 3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68, 70, 76, 85, 87. 7. Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142. 8. Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 131, 143. 9. Желание посетить храм: 41, 42, 83. 10. Псалмы учительные о добре и зле: 1, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 23, 24, 31, 33, 35, 36, 49, 51, 52, 57, 72, 83, 90, 91, 93, 111, 120, 124, 126, 127, 132.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1. И. как индивидуальное, личное спасение. Это либо мольба об И., либо благодарение Бога за то, что Он избавил от реальной опасности, спас в ситуации, к-рая не предполагала разрешения «естественным» путем и неумолимо вела к гибели. Таковой, напр., в Свящ. Писании представлена вся жизнь царя Давида : подводя итог своей жизни, он восклицает: «Жив Господь, избавлявший (  ) душу мою от всякой беды!» (3 Цар 1. 29). Господь искупает, спасает от «зла», «беды», «скорби», «коварства», «насилия» (Быт 48. 16; 2 Цар 4. 9; 3 Цар 1. 29; Пс 71. 14); «смерти», «могилы», «преисподней» (Иов 5. 20; 33. 24, 28; Пс 48, 16; 70. 23; 102. 4); «врага», «мучителя», «грешника» (Иов 6. 23; Пс 25. 11; 30. 6; 33. 23; 54. 19; 68. 19; 105. 10; 118. 134; Плач 3. 58). 2. И. как спасение Израиля. Понимание явленного Господом спасения оформляется в т. ч. как образ И. Им Израиля. Таково событие Исхода , начинающее свящ. историю ветхозаветного Израиля искупительным деянием Бога. Господь вызволяет Израиль из егип. рабства, искупая его в Свой народ (Исх 6. 6; 15. 13 -   Втор 7. 8; 9. 26; 13. 5; 15. 15; 21. 8; 24. 18; 2 Цар 7. 23; 1 Пар 17. 21; Неем 1. 10 -  ). Вся дальнейшая история ветхозаветного Израиля совершается под знаком Божия И. (Пс 24. 22; 43. 27; 73. 2; 76. 16; 77. 42; 106. 2; 110. 9; 129. 7-8; Ис 1. 27; 29. 22; 35. 9-10; 43. 1; 44. 22-23; 47. 4; 48. 20; 51. 10-11; 52. 3, 9; 62. 12; 63. 9; Иер 15. 21; 31. 11; Ос 7. 13; 13. 14; Мих 4. 10; 6. 4; Зах 10. 8). Господь именуется Искупителем (  ) Израиля (Иов 19. 25; Пс 18. 15; 77. 35; Ис 41. 14; 43. 14; 44. 6, 24; 47. 4; 48. 17; 49. 7, 26; 54. 5, 8; 59. 20; 60. 16; 63. 16; Иер 50. 34; «...имя Твое: «Искупитель наш»» - Ис 63. 16). Для понимания существа религ. И. в ВЗ важно определить, предполагается ли текстом И. как самостоятельный акт или это - одна из метафор спасения. Собственно спасение в евр. языке выражается словарными рядами с корнем   к-рые в целом ряде библейских пассажей соотносятся со словами от корней   и   как синонимы (Пс 30. 3, 6; 54. 17, 19; 71. 13-14; 105. 10; Ис 49. 25-26; 63. 9; Иер 15. 20-21; 31. 7; Зах 10. 6, 8).

http://pravenc.ru/text/674968.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010