хора. М., 1998; «Совет превечный», «Рече Господь», «Свете тихий»: [Op. 26. 4], «Хвалите имя Господне»//Чесноков П. Г. Переложения со смешанного на однородный хор духовно муз. произв. разных авторов. М., 1998. 41, 42, 50, 57; «Приидите вси празднолюбцы»: Литийная стихира на явление Тихвинской иконы Божией Матери (1922): Для смеш. хора. М., 1998; «Се ныне благословите Господа» (Пс 133)//Сокровищница рус. духовной музыки/Сост.: Б. Г. Тевлин; примеч.: А. В. Романычева. М., 2000. С. 111–113; «Ангел вопияше»: Задостойник Пасхи: [Нотн. сб.]/Сост.: С. Потокина, О. А. Бычков. М., 2001. С. 56–59; Op. 62. 1: «Спаси мя, Боже» (Пс 68), 3: «Боже, Боже мой» (Пс 21), 5: «Господь просвещение мое» (Пс 26) (1922)//Никольский А. В. Концерты. М., 2001; «Милость мира»: Op. 45. 3//«Милость мира»: Нотн. сб./Сост.: С. Потокина. М., 2004. Ч. 2. С. 54–59; «Да исправится»: Op. 23. 3//«Да исправится молитва моя»: Великий прокимен на литургии Преждеосвященных Даров. М., 2005. Ч. 2. С. 28–31; «Совет превечный»: [Концерт]: Ред. для 4-голосного хора//Благовещение Пресв. Богородицы: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2008. С. 177–181; «Собезначальный и соприсносущный Сын»: Стихира на литии: Глас 1 киев. расп.//Неделя Ваий: Вход Господень во Иерусалим: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2012. С. 116–117; «Егда вознеслся еси во славе»: Стихира на литии: Глас 4 киев. расп.//Вознесение Господне: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2013. С. 41–43; «Приидите, взыдем на гору Господню»: Стихира на литии: Глас 5 киев. расп.//Преображение Господне: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2013. С. 54–56; «Радуйтеся, праведнии»: Причастен//Рождество Христово: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2013. С. 25–28; «В благознаменитый день»: Стихира на литии: Глас 8 киев. расп.//Рождество Пресв. Богородицы: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2014. С. 47–49; «Приидите, вси концы земнии»: Стихира на литии: Глас 3 киев. расп.: Op. 47. 12//Успение Пресв. Богородицы: [Нотн. сб.]/Сост.: О. А. Бычков. М., 2014. С. 78–82; «Возсия днесь радостен и праздник всечестен»: Стихира на литии: Глас 5 киев.

http://pravenc.ru/text/2566200.html

И поставиша мзду мою тридесять сребреник» ( Зах.11:12 ) 1148 . Эта сумма предуказывалась также предписанием закона при­носить «о преступлении своем Господу овна непорочна от овец, ему же цена сребра сиклев, по сиклю святых» ( Лев.5:15 ) 1149 . Наконец, «Христа предал ученик Иуда, как Иосифа – брат Иуда, а купили Его – ненавидевшие Его первосвященники и ста­рейшины, как Иосифа – Измаильтяне – «богоненавистники» 1150 ( Быт.37:26–28 ). 3.4. События великого четверга 3.5. События великого пятка 3.7. События при распятии Иисуса Христа «Пришедши на место, называемое Голгофа, – повествует Евангелист, – дали Ему (Иисусу Христу) пить уксуса, смешан­ного с желчью» ( Мф.27:34 ). Если св. Ириней Л. говорит лишь вообще, что об этом «пророчествовали Писания» 1338 , то св. Ипполит уже прямо указывал, как на относящиеся сюда, на слова Псалмопевца, изреченные им от лица Самого Христа: «даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта» ( Пс.68:22 ) 1339 , а св. Кирилл Иер., кроме того, – на два изре­чения из книги «Песнь песней»: 1) «объимах смирну Мою со ароматами Моими» ( Песн. 5:1 ), ибо, по его объяснению, это гово­рит (в лице «Возлюбленного») Христос, «когда пил сме­шенное со смирною вино и уксус» 1340 и 2) «напою Тя от вина с вонями строенаго» ( Песн. 8:2 ), – как говорит Ему «Воз­любленная», предрекая «о вине, смирною растворенном» 1341 . После этого, «распяли Его и с Ним двух других («зло­деев» Лк.23:32, 33 или «разбойников» Мф.27:38 ; Мк.15:27 ) по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» ( Ин.19:18 ). Очевидно, это имея в виду, Спаситель говорил ученикам пред Своими страданиями: «сказываю вам, что должно испол­ниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен» ( Ис.53:12 ). По крайней мере Ев. Марк замечает, что «это слово Писания сбылось» после того, как сказал о Его рас­пятии среди разбойников. Пророчество об этом видели в приведенных словах прор. Исаии и свв. Отцы Церкви 1342 . Предуказание того, что Иисус Христос возвестил на кресте одному из этих разбойников помилование, а другого показал недостойным Своего царствия, Святитель Митр. Моск. Филарет видит в том, что Иосиф, находясь в темнице, возвестил узникам царедворцам одному (виночерпию) – помилование, а другому (хлебодару) – осуждение 1343 . На кресте Иисус Христос молился за распинателей: «Отче! прости им, ибо не знают что делают» ( Лк.23:34 ). Об этой молитве Его, по мнению св. Афанасия В., пророчествовал Псал­мопевец в словах: «Аз же молитвою Моею к Тебе, Боже, время благоволения, Боже» ( Пс.68:14 ), как бы так говоря от лица Его: «хотя за все блага воздали мне злом; но Я не пе­рестаю приносить за них молитвы» 1344 . А Самого молившегося так Спасителя, по мнению св. Иоанна Златоуста предызобразил в своем лице Исаак, «произносивший имя отца от жертвенника» 1345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Двором, по толкованию Зигабена, вообще называет город Иерусалим, в котором водворялись, т.е. жили, все убийцы Спасителя, а жилищами, в частности, называет дома их с. 539]. И в действительности сбылось то, что здесь предсказано об Иерусалиме и о всей вообще Иудейской области: опустел Иерусалим и вся Иудея после страшного опустошения их Титом и Веспасианом, как предсказал за несколько лет до этого страшного события и Сам Спаситель словами: «Се оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ): никто из убийц Господа, по опустошении Иерусалима римлянами, не жил в домах своих. Слова сего псалма о запустении Иерусалима приводит в речи своей к иудеям и св. апостол Петр, разумея в них пророчество об Иуде предателе, который был также в числе сообщников-богоубийц иудейских ( Деян.1:20 ). Пс.68:27 Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к Болезни язв моих приложиша. Словами сего стиха псалмопевец прямо говорит от лица Мессии, Господа Иисуса Христа, Который подобное же изречение другого пророка ( Зах.13:7 ) о поражении пастыря Сам относит лично к Себе, говоря в Своей последней беседе с учениками: «Вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию: писано бо есть: поражу пастыря, и разыдутся овцы» ( Мк.14:27 ; Мф.26:31 ). Поражение это есть не что иное, как попущение со стороны Бога Отца на предание смерти за грехи всех людей Сына Божия, о Котором предсказывал пророк Исайя ( Ис.53:6 ): «Господь предаде Его грех ради наших», и о Котором Сам Иисус Христос говорит: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин.3:16 ). Того, говорит пророк, которого Ты поразил, они погнали, и боль ран моих увеличили, т.е. они бесчеловечно преследуют, мучат того, кто и так уже наказан Богом, к Божиим поражениям прилагают свои: увеличивают и усиливают болезни и страдания мои язвами разных клевет, насмешек и ругательств. Так толкует этот стих и св. Афанасий Александрийский с. 232]. Пс.68:28–29 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Лк 22-23 описывает путь Иисуса к кресту. Кульминация противостояния Христа и диавола наступает, когда сатана входит в Иуду (Лк 22. 3). Христос, исполняющий волю Отца Небесного (Лк 22. 42), обвиняется иудейскими лидерами в «развращении народа» (Лк 23. 2). Накануне праздника Пасхи Иисус на Тайной вечере учреждает таинство Евхаристии (Лк 22. 15-20), произнеся установительные слова (Лк 22. 19b - 20). В прощальной беседе с учениками Иисус предсказывает предательство Иуды Искариота и отречение ап. Петра, объясняет, что подлинное величие состоит в служении, говорит о буд. власти учеников и предупреждает, что их также будут отвергать (Лк 22. 21-38). Ночь после Тайной вечери Иисус с 3 учениками проводит в Гефсиманском саду, где молится (Лк 22. 42). После этого описывается арест Иисуса (Лк 22. 47-53). Во время суда (Лк 22. 54-71) опять встает вопрос о том, кто есть Иисус. Ответ звучит в Лк 22. 69: «отныне» люди увидят, что Иисус - прославленный Господь, Который «воссядет одесную силы Божией». Вина за осуждение Иисуса, согласно Л., лежит не только на властях. Пока Пилат и Ирод решают, что делать с Иисусом, народ делает свой выбор (Лк 23. 1-25): он требует казнить Иисуса и помиловать Варавву. В рассказе о распятии Иисус изображен как предсказанный в ВЗ страдающий Праведник, полагающийся на Бога (Лк 23. 26-56; ср.: Пс 21. 8-9, 19; 68. 22; 30. 6). Повествование Л. о заключительном этапе служения Иисуса отличается от общесиноптической традиции Евангелия от Марка. Так, у Л. нет упоминания помазания Иисуса в Вифании (Мк 14. 3-9; ср.: Лк 7. 36-50). После Тайной вечери (а не до нее) Иисус указал на предателя (Лк 22. 21-23; ср.: Мк 14. 18-21), говорил с учениками (Лк 22. 24-38, этот текст есть только в Евангелии от Луки), в т. ч. предсказал отречение ап. Петра, к-рое, согласно Марку, сделал только на пути на Елеонскую гору (Мк 14. 26-31). У Л. не упоминается ряд подробностей ареста и допроса Иисуса: бегство учеников после ареста Иисуса (ср.: Мк 14. 50-51), слово о храме (ср.: Мк 14. 58), издевательства рим. солдат над Иисусом (ср.: Мк 15. 17-20а). Последовательность событий (отречение Петра - истязания Иисуса - Его допрос) в Евангелии от Луки (22. 54-71) отличается от текста Евангелия от Марка (допрос Иисуса - Его истязания - отречение Петра, Мк 14. 53-72). Допрос Иисуса Пилатом соединен у Л. со сценой «Иисус перед Иродом» (Лк 23. 6-12), в начале пути на Голгофу Иисус обращается к плачущим женщинам (Лк 23. 27-31).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Χολ, конечно, значит «желчь» (ср. Иер.8:14 ), но не всегда, иногда – просто горечь ( Иов.20:14 ), полынь ( Притч.5:4 ; Плач.3:15 ) и яд, горький и помрачающий умственные способности ( Втор.29:18, 32:32 ). В этом последнем смысле и употреблено у Матфея ονον μετ χολς μεμιγμνον. А к Пс.68:22 речь Матфея не имеет никакого отношения (Цан). Напиток, вероятно, был приготовлен сердобольными иерусалимскими женщинами и дан был осужденным с целью облегчить их крестные муки. Но Иисус Христос не захотел его пить. Мф.27:35 .  Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; (Ср. Мк.15:24 ; Лк.23:34 ; Ин.19:23 .) Порядок событий у синоптиков изменен по сравнению с Иоанном. У Иоанна ( Ин.19:18–22 ) здесь помещены рассказы о распятии со Христом двух разбойников и прикреплении ко Кресту надписания вины Христа, и только уже после этого Иоанн рассказывает о разделении одежд Христа; потом, что воины стерегли Христа (только у Матфея, стих 36), затем о крестной надписи и, наконец, о распятии вместе со Христом двух разбойников. Если признать порядок у Иоанна точным, то рассказы синоптиков следует расположить в таком порядке: Ин.19:18 = Мф.27:38 = Мк.15:27 = Лк. 23:33 (с добавлением Лк. 23:34 ); Ин.19:19 = Мф.27:37 = Мк.15:26 ; Лк.23:38 . Затем у одного только Иоанна рассказ Ин.19:20–22 , а 23-й стих Иоанна совпадает с Мф.27:35 = Мк.15:24 = Лк.23:34 . Выделяя одного Матфея, находим, что при соглашении с Иоанном порядок событий должен быть таков: Мф.27:38, 37, 35, 36 . Одежды осужденных, как это бывает и теперь, принадлежали палачам. Впрочем, Эдершейм замечает: «Обыкновенно думают, что таков был всеобщий римский обычай. Но на это нет никаких доказательств, а позднее это было ясно воспрещено» (Ulpianus, Digestae, XLVIII, 20, 6). Но если было воспрещено, то, стало быть, обычай существовал раньше. Из сообщения Иоанна ( Ин.19:23 ) видно, что одежды Христа были разделены на четыре части потому, что распятие совершено было четырьмя воинами (quaternio). Другие евангелисты об этом не говорят, ограничиваясь только замечанием, что воины делили одежды Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так же понимают стихи о краеугольном камне св. Афанасий Великий , бл. Феодорит и другие отцы Церкви. Вследствие мессианского значения 22–23 стт. псалма, св. отцы Церкви объясняют в мессианском смысле и другие стихи этого псалма: 17, 24, 25, 26–27. 17 ст. «Не умру, но жив буду и повем дела Господня». Эти слова, по толкованию свв. отцов, указывают на воскресение Иисуса Христа, в котором Он явился победителем смерти как следствия греха и самую Свою смерть сделал благодеянием для людей ( Ин. 9:25 ). 24 ст. «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Разумеется день воскресения Христова. Но свидетельству св. Иоанна Златоуста , когда в его время этот стих пелся в великий праздник Пасхи, народ от пения слов его приходил в восторг. 25 ст. «О Господи, спаси же». Эти слова молитвы о помощи Божией современными Христу иудеями употреблялись как приветственно-молитвенный возглас в сокращенном виде, выражаясь одним словом «осанна» ( Мф. 21:9 ). 26–27 стт. «Благословен Грядый во имя Господне … Бог Господь, и явися нам». В этих словах псалма, по толкованию Церкви, предсказывается пришествие в мир Сына Божия, имевшего воплотиться от Святого Духа и Девы Марии. Мысль здесь очень глубокая. Высочайшее существо – Бог и Господь, нисходит к нам, людям. Эти стихи, так же как и стт. 22–23 – о краеугольном камне – Христе, употребляются на утрене. 1–4 стт. входят в третий антифон на праздник Крещения Господня. Псс. 39:7–9; 67:19; 94:7–11; 96:1,7–11; 108:8. Кроме пророчеств рассмотренных псалмов, предсказания об Иисусе Христе и Его царстве, по указанию Нового Завета и толкованию св. отцов Церкви, находятся также в псалмах: 39 – о замене ветхозаветных жертв единою Христовою жертвою, предопределенною в предвечном совете для искупления грехов и освящения человечества ( Пс. 39:7–9 = Евр. 10:5–10 ). В псалме 108 , так же как и в псалмах 21 и 68, пророчествуется о подвигах унижения Спасителя, Его врагах, Иуде предателе с указанием их участи ( Пс. 108:8 Деян. 1:20 ; Ин. 17:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Прекрасно долготерпение: свидетель этого опять Сам Иисус, Который не только не хотел призвать легионы Ангелов против восставших на Него мучителей, не только укорил Петра, извлекшего нож, но исцелил раненому ухо ( Мф.26:52–53 ; Лк.22:51 ). Это же после показал и Стефан, ученик Христов, молившийся за побивавших его камнями. Прекрасна кротость: свидетели – Моисей и Давид, за это больше всех похваляемые ( Числ.12:3 ; 2Цар.16:11–12 ; Пс.131:1 ), и Сам Учитель их, не прекословящий, не вопиющий, не испускающий гласа на улицах ( Мф.12:19 ) и не противящийся ведущим Его. Прекрасна ревность: свидетели этого – Финеес, одним ударом копья пронзивший мадианитянку вместе с израильтянином, дабы избавить от поношения сынов Израилевых, и за свою ревность получивший себе славное имя; а после него – те, которые говорили: возревновал я о Господе ( 3Цар.19:10 ), ревную о вас ревностью Божиею ( 2Кор.11:2 ); ревность по доме Твоем снедает меня ( Пс.68:10 ), и не только говорили это, но и сильно чувствовали. Прекрасно воздержание: в том убедит тебя Давид, который не перестает держать себя в строгости ( 1Кор.9:27 ) и примером израильтян устрашает людей, надеющихся на себя и дающих волю своему телу( 1Кор.10:5–8 ), и Сам Иисус, Который, будучи искушаемым, постится и побеждает искусителя ( Лк.4:2–13 ). Прекрасны молитва и бдение: в том убедит тебя Сам Бог, Который перед страданием проводит ночь без сна в молитве ( Мф.26:39, 42, 44 ). Прекрасны чистота и девственность: в этом убедят тебя Павел, который предписывал на это законы и справедливую назначает цену брачной и безбрачной жизни ( 1Кор.7:7–11, 25–40 ), и Сам Иисус, родившийся от Девы, дабы и рождение почтить, и отдать предпочтение девству. Прекрасно воздержание: в том убедит тебя Давид, который, овладев Вифлеемским колодцем, не стал пить воды, но только излил ее в честь Господа, не желая утолить жажды своей кровью других ( 1Пар.11:18–19 ). Прекрасно пустынножительство и безмолвие: это показывают мне Кармил Илии, пустыня Иоаннова, гора Иисусова, на которую часто отходил Господь, дабы в безмолвии беседовать с Самим Собой ( Мф.14:23 ; Лк.6:12, 9:28, 22:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Ученые полагают, что, поскольку в «Евангелии Никодима» шесть раз встречается термин «Богородица», оно не может быть написано ранее Ефесского Собора 431 г. (III Вселенского). Следует, впрочем, отметить, что термином «Богородица» пользовались уже авторы III—IV вв., в частности, Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Дидим Александрийский: см. G. W. H. Lampe. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1987. P. 639. 63 См.: C. N. Jefford. Acts of Pilate. — The Anchor Bible Dictionary. 1992. P. 371—372. 64 См.: J. Quasten. Patrology. Vol. I. P. 115—116. См. также: В. Ильин. Запечатленный гроб, Пасха нетления. Париж, 1926 [репринт 1991 г.]. С. 74—75. Подробнее о датировке «Евангелия Никодима», помимо перечисленного выше, см. также: G. C. O’Ceallaigh. Dating the Commentaries of Nicodemus. — Harvard Theological Review 56. Harvard, 1963. P. 21—58. 65 См.: Иустин. Первая апология, гл. 25 и 48 (дважды упомянуты «Деяния, составленные при Понтии Пилате»); Тертуллиан. Апология 26. 66 См.: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том первый, I. С. 41. 67 Все имена заимствованы из Нового Завета: Анна и Каиафа были первосвященниками во время суда над Иисусом (Ин. 18:13—14 и др.), Иосиф из Аримафеи и Никодим участвовали в погребении Иисуса (Ин. 19:38—40), Гамалиил был членом синедриона и учителем апостола Павла (Деян. 5:34; 22:3). 68 О крестном знамении во II—III вв. упоминают, в частности, автор Послания Варнавы (гл. 12) и Иустин Философ (Первая апология 55), а на Западе Тертуллиан (Апология 23 и др. соч.). 69 Ис. 9:1—2. 70 Мр. 1:2—3. Ср. Ис. 40:3; Мал. 3:1. 71 Мр. 1:4. 72 Евангелие Никодима 18 (Цит. по: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том первый, I. С. 47—48). Ср. Мр. 16:16. 73 Евангелие Никодима 19 (Памятники. С. 48—49). 74 Пс. 23:7 (по переводу LXX). 75 Ис. 26:19 (по переводу LXX). 76 Слова принадлежат пророку Осии — см. Ос. 13:14; ср. 1 Кор. 15:55. 77 Евангелие Никодима 20—21 (Памятники. С. 48—52). 78  Пс. 23:8 (по переводу LXX). 79

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Господь, обратясь к ним, сказал: «дщери Иерусалимские! не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы не родившие, и сосцы не питавшие. Тогда начнут говорить горам: падите на нас, и холмам: покройте нас. Ибо, если с зеленеющим деревом это делают; то с сухим что будет?» ( Лк.23:27–31 ). Это была последняя проповедь покаяния, которую народ Иудейский слышал из уст своего Мессии, произнесенная с самым нежным чувством любви к ближним. Когда приблизились к городским воротам, Иисус Христос изнемог до того, что не в силах был далее нести Своего креста, и преклонился под ним. В это время навстречу шел, возвращаясь с села, некто Симеон Киринейский. Он был вероятно из числа последователей Иисуса Христа, и видя Его, обнаружил явно жалость и сострадание. Заметив это, воины остановили Симона, возложили на него крест Иисуса Христа и заставили нести, a чтобы кто не подумал, что он сам осужден на распятие, заставили Иисуса Христа идти прямо впереди него ( Мф.27:32 ; Мк.15:21 ; Лк.23:26 ). LIX. Распятие И. Христа Наконец достигли Голгофы, или лобного места. Так называлась одна из горных северо-западных возвышенностей, окружающих Иерусалим, на которой производились казни. Древнее предание Иудейской церкви утверждало, что на этой горе погребена была глава Адама; и вот, над сею главою должна была пролиться теперь очистительная кровь Адама второго. Здесь же Авраам поднял жертвенный нож на своего единородного Исаака; а вот теперь над Единородным Сыном Божиим имело на самом деле совершиться то, что в Исааке послужило токмо к прообразованию будущего. Между тем как воины ставили и укрепляли кресты, Иисусу дано было по обычаю питьё, состоящее из вина, смешанного со смирною. Такое смешение, произведя омрачение рассудка, делало не так чувствительными страдания распятых. Но вино было кисло как уксус, а смирна горька как желчь ( Мф.27:33–34 ; Мк.15:22–23). Господь принял чашу с этим питьем, но отведав, отдал назад ( Мф.27:33–34 ; Мк.15:22–23 ). Чаша холодной воды, может быть, была бы Им выпита, потому что продолжительное изнеможение сил, в коем Он находился, рождало жажду, но питье, омрачающее чувства, было недостойно Того, Кто Един за всех пил чашу гнева Божия. Несмотря на жестокость мучений, ожидавших Его на кресте, Сын человеческий хотел претерпеть их все с полным сознанием. Но другого прохлаждающего питья без смирны или не было, или враги Господа не позволили дать. Так исполнились слова Пророка: дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом ( Пс.68:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Как мы помним, теософы обвиняют христиан в вере в «изменчивого» Бога? 67 Видимо, теософы имеют весьма относительное представление о православном вероучении. Бог обладает, в частности, следующими онтологическими свойствами: самобытность ( Ис.43:10 ), вездеприсутствие ( Ис.66:1 ), вечность ( Пс.101:26–28 ), неизменяемость ( Мал.3:6 ) и т.д. Священное Писание учит: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). То же сказано и в Ветхом Завете: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» ( Чис.23:19 ). «Махатмы» Е.П. Блаватской, рассуждая о христианстве, позволяют себе не слишком уважительные высказывания о христианской вере: «… Более того, читающий наши буддийские писания, предназначенные для суеверных масс, не найдет в них демона, столь же мстительного, несправедливого, жестокого и тупого, как сей небесный тиран, которому христиане с рабским усердием воздают поклонение» 68 . Вероятно, в словах «мстительного, несправедливого, жестокого и тупого» 69 нужно видеть доказательства высокой духовности «махатм» и их толерантности к инакомыслию. Действительно, с таким отношением к окружающим, несомненно, можно построить «всемирное братство человечества». Что касается их «буддийских писаний», то «в чём же разница между буддизмом, религией, основанной принцем Капилавасту, и будхизмом, «учением мудрости», который, как вы говорите, есть синоним теософии?... В том же, в чём разница между тайными учениями Христа, которые назывались «тайнами царства небесного», и позднейшей обрядностью и догматическим богословием церкви и сект...» 70 . Как видно, из «махатм» 71 получаются такие же буддисты, как и христиане. Учение же Е.П. Блаватской имеет к буддизму такое же отношение, как «эзотерическое христианство » к историческому, т.е. никакого! Теософы всегда пытаются разложить все на атомы, всему найти логическое, в их понимании, объяснение. Христианство утверждает, что Иисус Христос есть истинный Бог ( Ин.1:1–5 ). Не «высшее я» человека, а Бог, явленный во плоти ( Лк.1:26–38 ). Как это стало возможным, мы не знаем, но знаем, что для Бога нет ничего невозможного ( Мф.19:26 ). Мы не пытаемся изучать Бога под микроскопом, не раскладываем Его на составляющие «принципы», мы принимаем то, что открывает нам Священное Писание , потому что так учили апостолы, потому что так учил Иисус Христос. Мы верим в это, потому что истинность всего вышесказанного была подтверждена Воскресением Христовым ( 1Кор.15:13 ). Без Воскресения Христа нет христианства: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ). Смысл Воскресения в том, что Иисус Христос победил смерть. Как через грех Адама все человечество приобщилось к смерти, так Иисус Христос приобщил человека к бессмертию через Свое восстание из мертвых. По выражению апостола Павла: «поглощена смерть победою» ( 1Кор.15:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/teosofij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010