Pilgrimage to the Shrine of SS Cyrus and John at Menouthis in Late Antiquity//Pilgrimage and Holy Space in Late Antique Egypt/Ed. D. Frankfurter. Leiden, 1998. P. 257-279; Papaconstantinou A. Le culte des saints en Egypte, des Byzantins aux Abbasides: L " apport des inscriptions et de papyrus grecs et coptes. P., 2001. P. 135-136; Innem é e K. C., Rompay L., van. Deir al-Surian (Egypt): New Discoveries of 2001-2002//Hugoye: J. of Syriac Studies. Wash., 2002. Vol. 5. N 2. P. [Электр. ресурс]; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 250, 254-255; 2011. Т. 5. С. 394-395 (на груз. яз.); Neil B. The Miracles of Saints Cyrus and John: the Greek text and its transmissio//Journal of Australian Early Medieval Association. 2006. Vol. 2. P. 183-193; Gascou J. Les origines du culte des saints Cyr et [Электр. ресурс]; idem. Religion et identité communautaire à Alexandrie à la fin de l " époque byzant. d " après les miracles des saints Cyr et Jean//Alexandrie médievale/Éd. J.-Y. Empereur, C. Decobert. Le Caire, 2008. Vol. 3. P. 69-88; Ramez B. Le culte des saints Cyr et Jean chez les Coptes à la lumière des sources hagiographiques arabes//Ibid. P. 115-143. С. А. Моисеева, А. Н. Крюкова, Н. Т.-М., А. А. Королёв, Э. Габидзашвили Гимнография Мч. Иоанн. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке. 60-е гг. XII в. Мч. Иоанн. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке. 60-е гг. XII в. Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 216-217, 322), память К. и И. отмечается 31 янв. и 28 июня. 31 янв. описывается праздничное последование: на Пс 50 поется тропарь 1-го гласа Τ θαματα τν γων σο μαρτρων (        ) или плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Η καθαρ το γου Πνεματος χρις (Чистая Святого Духа благодать…); прокимен из Пс 67, Апостол 1 Кор 12. 7-11, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Мф 10. 1, 5-8, причастен Пс 32. 1. 28 июня богослужебное последование К. и И. подробно не описано. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память К.

http://pravenc.ru/text/1840131.html

С. 531-534). В XVIII в. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) и Филипп (Каитмазашвили) перевели с арм. языка акты III Вселенского (Эфесского) Собора, в т. ч. послания К. Также с арм. языка католикос-патриарх Антоний и Филипп перевели сочинение К. «Сокровище» (НЦРГ. H 466. Л. 7-29 об., S 363. Л. 5-440, XVIII в.; Н 2174, 1759 г. Л. 9-212; S 157, 1811 г. Л. 13-357; Н 203, 1812 г. Л. 4-173; А 3, 1820 г. Л. 16-386; S 1182, XIX в. Л. 13-224). Перевод содержит 35 глав и снабжен предисловием католикоса-патриарха Антония. В XI в. груз. переводчиком иером. Феофилом был составлен сб. «Учение Кирилла Александрийского» (Hieros. Patr. georg. 151, XI в. Л. 67-81 об.). (См. подробнее о груз. переводах в кн.: Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 254, 255; 2009. Т. 3. С. 108-109, 112, 167-169, 192, 235, 300, 393, 397-398, 415, 435, 443, 456; 2009. Т. 4. С. 243-244; 2011. Т. 5. С. 393; 2012. Т. 6. С. 106-109, 188-189, 201, 206, 221-222, 225-228, 261, 267, 275, 291-292, 298.) С. А. Моисеева, Н. Т.-М. Гимнография В древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, память К. отмечается 20 июня; назначается общее последование «учителям» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 17). Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 200-203), 18 янв. отмечается память К. и Афанасия I Великого, а 27 июня - только К. 18 янв. последование святителей Афанасия и К. включает тропарь 4-го гласа на утрене на Пс 50 и на входе на литургии Ο Θες τν πατρων μν (      ), на литургии также поется прокимен из Пс 115, Апостол Евр 13. 7-16, аллилуиарий со стихом из Пс 131, Евангелие Мф 5. 14-19, причастен Пс 32.1. Богослужебное последование в честь К. 27 июня подробно не описано (см.: Ibid. P. 322). В различных редакциях Студийского устава сохраняется общий день памяти святителей Афанасия и К. 18 янв. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 322), отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в этот день память К.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

В Пятикнижии И. упоминается редко: в кн. Исход имеется косвенное указание на его службу у египтян (Исх 1. 8) и говорится об исполнении Моисеем последнего желания И. (Исх 13. 19; ср.: Быт 50. 25). В Книге Иисуса Навина (Нав 24. 32) это упоминание дополняется свидетельством погребения останков И. в Сихеме (ср.: Быт 33. 19). О продаже И. в рабство известно из Пс 104. 17, в стихе 22 сказано, что при дворе фараона И. «наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости». Вероятно, что в контексте 80-го псалма имя И. является собирательным для всего Израиля (ср.: Пс 79. 2). И. упоминается либо в связи с коленами Ефрема и Манассии (Быт 49. 22, 26; Втор 27. 12; 33. 13; Иез 47. 13; 48. 32 и т. д.), либо в связи с сев. Израильским царством в целом (Иез 37. 16, 19; Ам 5. 15; 6. 6; Пс 77. 67). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано, что «не родился такой муж, как Иосиф, глава братьев, опора народа» (Сир 49. 17). В Прем 10. 13 И. назван «праведником», которого ни при каких жизненных обстоятельствах не покидала божественная премудрость, она «принесла ему скипетр царства» и «даровала ему вечную славу» (Прем 10. 14). И. в Новом Завете упоминается 4 раза. Во вступлении к рассказу о Христе и самарянке сказано, что Христос приходит в Сихарь «близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу» (Ин 4. 5). Св. первомч. Стефан в защитительной речи перед синедрионом после описания истории Авраама (Деян 7. 2-8) и краткого упоминания об Исааке и Иакове (Деян 7. 8) обращается к истории И. (Деян 7. 9-18), чтобы показать непрерывность обетования и Божественного Промысла в истории, наследниками к-рого теперь стали христиане. Первомч. Стефан отмечал, что во всех бедствиях И. «Бог был с ним» (Деян 7. 9; ср. слова о Христе в Деян 10. 38). В Послании к Евреям (Евр 11. 22) И. представлен как один из ветхозаветных праведников (Евр 11. 2), свидетелей подлинной веры в Бога (Евр 11. 1). Особо подчеркиваются последние слова И. (об исходе из Египта и указания относительно захоронения его останков), они имеют значение как предвозвестие исхода евреев из Египта. Благодаря вере И. эти события стали необходимым условием для реализации пророчества о приходе в землю обетованную (Быт 50. 24-25). В Откр 7. 8 упомянуто колено И. среди 144 тыс. «запечатленных праведников». И. в кумранских текстах

http://pravenc.ru/text/578394.html

30) Обучение в детстве, воспитание, занятия, когда приходим в возраст, или содействуют, или препятствуют нам в добродетели и в монашеской жизни. 31) Монахам свет – ангелы; а всякому человеку свет – монашеская жизнь. Посему да стараются монахи во всем соделаться добрым образцом, ни единому ни в чем же дающе претыкание ( 2Кор.6:3 ), когда делают, или говорят что. Ибо если свет сделается тьмою, то кольми паче омрачится тьма, то есть, живущие в мире. 32) Если послушаетесь меня вы, покорствующие, или лучше сказать, намеревающиеся быть покорными; то всего лучше для нас – не быть переменчивыми, и не делить на части бедную душу свою, не вызывать с собою на брань тысячи тысяч и тьмы тем врагов; ибо не достанет наших сил изучить, или вполне открыть, все коварства их. 33) При содействии Святые Троицы, тремя вооружимся против трех. 29 В противном случае, навлечем на себя много трудов. 34) Если и в нас действительно вселится Обращаяй море в сушу ( Пс.65:6 ); то, без сомнения, и наш израиль, то есть, ум, видящий Бога, прейдет сие море неволненно, и увидит погрязших египтян в водах слезных. А если Он не вселился еще в нас; то шуму волн сего моря, то есть, плоти нашей, кто постоит ( Пс.64:8 )? 35) Если при деятельности нашей воскреснет в нас Бог, то расточатся врази Его; и если приблизимся к Нему созерцанием, то бежат ненавидящии Его от лица Его и нашего ( Пс.67:2 ). 36) Постараемся Божественное изучать более трудами, нежели одним словом; ибо, во время исхода, должны был показаны не слова, но дела. 37) Услышавшие о сокровище, сокрытом в известном месте, ищут его, и сыскав, с трудом найденное берегут; а без труда обогатившиеся расточают имение. 38) Трудно преодолеть без труда прежние худые навыки; а те, которые не перестают присовокуплять к ним еще новые, или впадают в отчаяние, или не получают никакой пользы от подчинения. Впрочем, знаю, что Богу все возможно, невозможно же Ему ничтоже ( Иов.42:2 ). 39) Некие предложили мне неразрешимый вопрос, который не по силам всякому из подобных мне, и не встречается ни в одной из доходивших до меня книг, а именно: какие собственно исчадия осьми помыслов? Или какой из трех главных – родоначальник пяти прочих? А я, оградившись от вопроса похвальным неведением, от преподобных мужей узнал следующее: матерь блуда – чревоугодие, а уныния – тщеславие; печаль, а также и гнев – порождения сих трех; гордости же матерь – тщеславие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

В итоге сотериологическая функция, приписываемая Духу в ранней традиции, передается в книге Иова персонифицированной Премудрости, Которая соответствует пророческому Слову. Вместе они являются выражениями воли Божией, открытой через посредничество человека, будь то пророк или мудрец. В поздний послепленный период роль Духа как вдохновляющей пророческой силы снижалась, однако сохранялись предупреждения самих пророков, и, таким образом, Дух становился эсхатологическим фактором для будущего Израиля, появляясь почти исключительно в апокалиптическом контексте. Учительная функция Премудрости особенно выявляется в псалмах 32, 34 и 119, где Она наставляет на путь «страха Божия», по которому должно идти. В Пс. 119:29, 30 путь истины ( λθεια) противопоставляется пути лжи ( δικα), что показывает нам раннюю стадию развития «учения двух путей», свойственного Кумранской и раннехристианской литературе (см., например, Дидахи и Псевдоварнаву). Под иранским влиянием 63 в еврейской традиции дух истины и дух лжи становятся тем вдохновением, которое уводит человека на один или другой путь. Будучи основной темой для сект Мертвого моря, этот духовный дуализм появится впоследствии также и в первом послании Иоанна. То, что началось как простое различие между мудростью и глупостью, праведностью и неправедностью, верностью и неверностью, становится в эллинистический период напряженным выбором между истиной и ложью, путем жизни и путем разрушения 64 . В стихах псалмов также можно найти параллели между Премудростью ( Пс. 104:24 ) и Духом ( Пс. 104:30 ) в смысле их созидательной силы. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова довольно точно датируется 190–180 гг. до Р. X. В книге Сирах Премудрость, происшедшая прежде всех вещей, имеет своим источником Бога (см.: Сир 1:1,4 ) и Его Слово (см.: Сир 1:5 ). Здесь, избегая сектантства, намечается путь синтеза еврейских и эллинистических элементов и утверждается необходимость такого объединения 65 . Для нашего рассуждения важным является появление в книге Сирах понятия внутреннего самопроизволения (yezer, LXX: διαβουλον ατο) человека (см.: Сир 15:14 ). Раввинистическое богословие противопоставляет злому произволению (yezer hara) – доброе (yezer hatob), однако эти два произволения суть более психологические, нежели метафизические реальности, находящиеся в сердце каждого человека и борющиеся за контроль над волей человека 66 . Иоанн Брек отмечает, что идентификация Премудрости с Торой в книге Сирах наметила раздвоение в учительной традиции: одна часть традиции переросла в раввинистическое учение, а другая часть, представленная книгой Премудрости Соломона, ассимилировала эллинистические идеи, приготовляя путь для христианского гностицизма 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

В пятых,— чтобы бояться того страшного мучения, о котором говорить Исаия: «червь их не скончается, и огнь их не угаснет» (Ис. 66, 24).—Червь—т. е. совесть; ибо мучимые будут сознавать, что по делам терпят такие муки. В шестых,—о вечной жизни, чтобы желать достигнуть туда, где Святые наследят радость и веселье, и откуда отбежат страх и болезнь. Сими шестью помышлениями, душа праведного побеждает врага, и ими охраняется от него. — Всегдашнее усердное памятование и помышление о Господе, расположит любить Его паче всего, чтобы после века сего и во всю вечность, с Ангелами и Архангелами и всеми Святыми любить Его,—благодатию Его же Самого. Живущего и Царствующего во веки веков. Аминь. 4. Уставные иноческие правила других св. Отцов подвижников 1. три небольшие сборника правил св. отцев.   Между уставом пр. Пахомия и уставом Св. Василия должны занять место следующие три небольшие сборника правил для иноков, начертанных великими Отцами на общем совещании. Их сохранил Венедикт Анианский в своем сборнике правил св. Отцев. (Patrol. Lat . t. 103, стр. 435).   а) Правило св. Отцев, Серапиона, Макария, Пафнутия и других 34 старцев.   1. Сошедшись вместе для спасительного совещания, мы просили Господа нашего в теплой молите, да ниспослет Он нам Духа Святаго, Который бы научил нас, какое правило жизни, или какой устав положить нам для братий. 2. Пр. Серапион сказал: «милости Господни исполнь земля» (Пс. 32, 5), и многие полки ревнителей стремятся к совершеннешей жизни. Но поелику по неудобствам пустыни и по причине страшных бывающих там от врага привидений и нападений, жить братьям по одиночке крайне затруднительно; то находим наилучшим, чтоб они собирались воедино и жили в послушании одному опытнейшему старцу, следуя его заповедям, как внушениям Духа Святаго. Не наши это слова; не и Писание ли тоже подтверждает, говоря: «се что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе» (Пс. 132,1),—и еще: «Бог вселяет единомысленные в дом» (Пс. 67, 7)? 3. Итак, постановляем, чтоб братья многие собирались в одну обитель и жили совокупно, в единодушии и взаимной любви. Как соблюсти сие единодушие и любовь, — при помощи Божией укажем и это.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

В совр. греч. Минее корпус седальнов и светильнов иной, нежели в рус. По желанию настоятеля может петься великое славословие. Вмц. Варвара. Икона. Кон. XV в. Круг мастера Дионисия (СПИГИАХМЗ) Вмц. Варвара. Икона. Кон. XV в. Круг мастера Дионисия (СПИГИАХМЗ) В Минее (МП) вместо общепринятого шестеричного последования В. приведено бденное, соединенное с будничным последованием прп. Иоанна Дамаскина. 1-я и 2-я литийные стихиры посвящены перенесению мощей В. в Киев (1108). Мн. песнопения этой службы могут иметь слав. происхождение. В качестве 2-го тропаря В. указан тропарь 4-го гласа: «                  ». На утрене поются каноны В.: общепринятый и 8-го гласа (ирмос: «        », нач.: «        »), помещенный между 1-м каноном В. и каноном прп. Иоанну Дамаскину, что нарушает связь канонов В. Особенность 2-го канона В. состоит в том, что все тропари начинаются с тех же слов, что и ирмосы. Седальны после кафизм фактически являются стихирами, т. к. должны петься, согласно надписанию, на стихирный подобен. По рукописям известны также каноны В. 2-го гласа, с акростихом «Νμοις νοσοσιν κος, γν Βαρβρα» (Да преподашь болящим лекарство, чистая Варвара), ирмос: «ρδβλθυοτεΑτριπτον συνθη» (    ), нач.: «Νμφης γλαηφρου Χριστο κα παναμμου Βαρβρας» (Невесты светоносной Христовой и пренепорочной Варвары память) и 4-го гласа, с акростихом «Η Βαρβρα καθελεν Ελλνων πλνην» (Варвара низложила эллинское прельщение) и именем «Георгий» в богородичнах, ирмос: «Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος» (      ), нач.: «Η χρις το παναγου Πνεματος» (Благодать Пресвятого Духа) (AHG. T. 4. C. 24; Ταμεον. Σ. 113). Служба на литургии: прокимен 4-го гласа (Пс 67. 36a), апостольское чтение Гал 3. 23-29, аллилуиарий 1-го гласа, Евангелие Мк 5. 24-34a и причастен Пс 32. 1. В целом та же служба указывается в Типиконе Великой ц., в студийских и иерусалимских Типиконах. Чтения могут указываться разные, напр.: в ркп. Типикона Великой ц. Patm. gr. 266, IX-X вв.- Рим 8. 14-21, Мф 25. 1-13 (притча о 10 девах); в ркп. Hieros. S. Crucis. 40, X в.- те же, что и ныне; в Мессинском Типиконе апостольское чтение - что и ныне, Евангелие - Мф 25. 1-13. В том же Типиконе приведен оригинальный причастен - Пс 44. 15b.

http://pravenc.ru/text/154091.html

Глава VI. О членах Церкви Если Церковь , как тело Христово, есть совершеннейшее орудие Самого Господа, «изливающего» 239 истинную жизнь всем, ищущим её, и если эта жизнь получается только в единой Церкви, то не трудно будет решить вопрос о том: кто именно суть члены Церкви? Члены Церкви суть все, призванные к истинной жизни и стремящиеся к ней, разумно-нравственные существа; или, выражаясь словами Православного Катехизиса, «все истинно верующие, соединенные священным преданием веры, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церковь » 240 . Виденная св. Ермою «старица», по словам Пастыря, есть « Церковь Божия», поскольку «она создана прежде всего», и «ради её сотворен мир» 241 . Кто же были члены этой домировой Церкви? Устоявшие в добре бесплотные духи, также призванные к истинной жизни, более человеков способные к её достижению и наслаждающиеся этой жизнью в непрестанном славословии Господа Ис.6:1–4 ; Откр.7:11.12 . «Егда сотворены быша звезды», читается в книге Иова 38:7, «восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои», – бывшие, по словам св. Андрея Критского 242 , " οι θεωροι της πρτης λαμπροτητος«, – все Ангелы, соединенные в Церковь святую о Господе, потому что св. Царепророк Давид призывает верующих славословить Бога не в отдельности друг от друга, но вместе и, притом, именно в св. Церкви. «Исповемся Тебе в Церкви мнозе» Пс.34:18 ; «да вознесут Его в Церкви людстей» Пс.106:32 ; ср. Пс.67:27 . Совершеннейшие, по сравнению с нами, во всем, бесплотные силы совершеннее нас и по вере. они – верующие по преимуществу и, следовательно, именно в Церкви славословят Господа. «Кто во храме Божием», собеседует св. Василий Великий на 28 псалом, «тот не злословит и возвещает не суету, но «во храме Его всякий глаголет славу». Здесь стоят святые Ангелы и записывают твои слова... Занятие Ангелов – славословить Бога» 243 . Св. И. Златоуст пишет, что Церковь есть «место Ангелов, место Архангелов, Царствие Божие, само небо» 244 . Св. Ефрем Сирианин 245 пишет, что «два столба храма Соломонова образуют собою приставленных от двух миров: от мира невидимого, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Не только же во всех делах наших, но и во всех обстоятельствах жизни нашей благочестие великую доставляет пользу. Толиким множеством скорбей, бед, несчастий, и мучительных болезней исполнена жизнь наша, что не находится в мире такой человек, который бы мог о себе сказать: я никакого несчастия не испытал, никогда не пил чашу скорбей, никогда не вкушал горести болезней. Часто же сии скорби и болезни объемлют людей так, что не находят они утешения себе в мирских вещах. Утесняет сильный неправедный властитель бессильную вдову, похищая и пищу, и одежду у сирых ее чад. Прибегает она к людям, но никто не осмеливается подать ей помощи, потому что все боятся, чтобы не быть гонимыми и угнетаемыми от обижающего ее. Почему нужда и скорбь, как острый меч раздирают сердце ее. Ежели она верует в Бога, то находит себе отраду и утешение, возводя очи на небо, и помышляя, что всесильный Бог есть отмститель за обижаемых, и вдов и сирот заступник ( Рим.12:19 . Пс.67:6 ). Страдания лютой болезни день и ночь жестоко мучат болящего: ни врачи его не исцеляют, ни врачевства ему не пользуют. Ежели он верует в Бога, то находит облегчение страданий и отраду в мучениях, помышляя, что Бог есть всемогущ, и премилосерд, и что болезни заглаждают грехи, и мучения соплетают венцы Божия милости ( Пс.88:32–33 ?). Во всяком прискорбном обстоятельстве, когда душа человека отчаиваясь совсем в помощи, не имеет никакого утешения человеческого, если воспомянет Бога, то находит не только утешение, но и веселие. Опыт научил сему Царе-Пророка Давида. Когда душа его отвращалась от всякого мирского утешения по причине скорбей, каковые причинял ему Саул, каковые причиняли ему враги его, и сын его Авессалом тогда он воспоминал Бога и находил в том веселие и радование, как открывает то Божий человек к наставлению нашему. « Отвержеся », сказал он, « утешитися душа моя. Помянух Бога, и возвеселихся » ( Пс.76:3–4 ). Неверный во всяком прискорбном для него случае совершенно лишен такового великого утешения. Но умалчивая о всех других тяжких обстоятельствах, кои оскорбляют людей, дабы не продолжить сверх меры слово свое, предложу я одно только обстоятельство, смерть; ибо сия единая может доказать пользу благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Василий Великий, Письмо 234, 1 — Courtonne 3, 42 — PG 32, 868С–869А. 873 1 Тим. 1:7. 874 Ин 1:18. 875 1 Тим 6:16. 876 См.: 4, 22, 57. 877 напр.: 878 Дан 7:18. 879 Вариант: окончания. 880 1 Сол. 4:17. 881 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4 — PG 3, 592ВС. 882 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О воплощении Бога Слова 4 — PG 28, 96А. 883 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181 AB. 884 Ср.: 1 Сол. 5:5; Лк. 16:8. 885 Иоанн Златоуст, Увещевательное слово к Феодору, 11 — Dumortier 136–140/PG 47, 291–292. 886 Он же, К молодой вдове, 3 — SC 138, 130/PG 48, 603. 887 Мф. 13:43. 888 Кирилл Александрийский, Толкование на Иоанна, 12 — PG 74, 716D. 889 Лк. 17:21. 890 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 10 — PG 96, 561AB. 891 Ср.: 5, 6, 17. 892 Быт. 3:19. 893 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 932С–933В. 894 Там же, 930CD. 895 1 Петр. 2:9. 896 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 897 Пс. 44:4–5. 898 Василий Великий, Беседа на псалом 44, 5, PG 29, 400С. 899 Он же, Беседа на 29, 5, PG 29, 317В. 900 Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 793С. 901 Деян. 9:3. 902 2 Кор. 12:2. 903 Схолия: «воссиянием по ипостаси здесь он называет воссияние духа, как пребывающее [неизменным]. Ибо [осияние, бывающее] посредством [открытия] смыслов, подобно молнии, бывает мимолетно, как и Григорий Богослов говорит». 904 Макарий Египетский, О свободе ума, 23 — PG 34, 957АВ. 905 Он же, О возвышении ума, 1 — PG 34, 889С; Беседа 5, 11–12 — PG 34, 516В–517В. 906 Он же, О свободе ума, 21 — PG 34, 956ВС. 907 Григорий Богослов, Слово 39, 9 — PG 36, 344В. 908 Пс. 17:12; 2 Цар. 22:12. 909 Григорий Богослов, Слово 32, 15 — PG 36, 189D–192A. 910 Иоанн Синайский, Лествица, 7, 55 — PG 88, 813АВ. 911 Мы исходим здесь из значения «τμνω» как «вырезывать». В русском переводе Исаака Сирина это место читается: «Молитва есть чистота ума, которая одна, при изумлении человека, уделяется от света Святой Троицы» (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические, М., 1993, с. 67.), а в английском: «…, and it is terminated only by the light of the Holy Trinity» (The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian, Holy Transfiguration Monastery, Boston, Massachusetts, 1984); а новогреческий переводчик Паламы: «…πο μνο ατη αποσπται απ τ φς της αγας Τριδος» (которая только одна отрывается от света Святой Троицы). 912

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010