T. 1. P. 348); также М. М. упоминается 4 мая без богослужебного последования (Ibid. P. 280-282). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память М. М. отмечается 22 мая вместе с памятью сщмч. Фоки; богослужебное последование М. М. включает отпустительный тропарь 1-го гласа                  ; кондак, канон 8-го гласа, цикл стихир-подобнов, самогласен, дополнительный подобен (на стиховне утрени), седален; на литургии прокимен Пс 67. 36, Апостол - 1 Кор 9. 2-12, аллилуиарий Пс 39. 2, Евангелие - Ин 20. 11-18 либо Мк 16. 1-8 ( Пентковский. Типикон. С. 355). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, 22 июля служба М. М. соединяется с рядовой службой Октоиха; по сравнению с содержащимся в Студийско-Алексиевском Типиконе богослужебное последование М. М. включает дополнительный цикл стихир-подобнов и дополнительный самогласен ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 473). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, особенности богослужебного последования М. М. состоят в указаниях для литургии: назначаются прокимен Пс 147. 1, Апостол - Деян 2. 14-21, аллилуиарий Пс 101. 14, Евангелие - Ин 20. 11-18, причастен Пс 32. 1 ( Arranz. Typicon. P. 169-170; то же самое в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в.- см.: Кекелидзе. Литургич. груз. памятники. С. 267-268). В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.,- память М. М. отмечается 17 июня; помещены только отпустительный тропарь 1-го гласа Χριστ τ δι μς κ παρθνου τεχθντι σεμν Μαγδαλην (                ) (тот же, что и в Студийском уставе) и указания для вечерни: цикл стихир-подобнов и самогласен; указания на литургии общие для праздников в честь св. жен (см.: Lossky. Typicon. P. 226). В Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. 22 июля соединяются последования М. М., сщмч. Фоки и Октоиха; отпустительный тропарь и стихиры на вечерне М.

http://pravenc.ru/text/Мария ...

§ 170. I. О почитании святых Откровенное о сем учение Так, прежде всего, имея между отшедшими от нас таких членов Церкви, которые, за богоподобную святость свою, удостоились прославления Самим Богом, мы не можем не считать себя обязанными достойно чествовать их, как угодников, друзей и слуг Божиих, выражая свое чествование их в благоговейном воспоминании подвигов их святости, с целью подражания им, а также, в прославлении их, к славе дивного, во святых Своих, Самого Бога ( Пс.67:36 ). И такое чествование святых, как сейчас увидим, не только не противно божественному откровению, но, напротив, необходимо предполагается и прямо требуется его духом и смыслом, хотя в нем и нет, буквально выраженной, заповеди о почитании святых. Так, Сам Бог, требуя от евреев, чтобы они были святы, как Он свят ( Лев.11:44 ), и, вместе с сим, неоднократно удостоверяя, что одни, достигающие сей святости, праведники – Ему вполне угодны ( Притч.11:20 ), и, что Он настолько любит праведных ( Пс.145:8 ) и удобоприклонен к их молениям ( Пс.33:16–18 ), что, ради немногих из них, готов щадить целые беззаконные города ( Быт.18:23–32 ), этим самым, понятно, располагал их не только к тому, чтобы высоко ценить, саму по себе, святость, к которой они призваны стремиться, но и к тому, чтобы достойно чтить тех, в которых она на самом деле, в возможном совершенстве, олицетворяется, т. е. праведников. Так как то и другое совершенно нераздельно между собой: потому что, если кто, поистине, чтит все доброе и святое, тот не может не чтить его в тех, в которых оно более всего приближается к божественному идеалу святости, равно, как и наоборот, если кто не чтит доброго и святого в высших и совершеннейших носителях и образцах его, тот, наверно, вовсе не чтит и его самого. Потому-то, по изображению ветхозаветных писаний, если кто с укоризною или ненавистно обращался к праведникам, то это были люди греха и неправды ( Пс.33:22, 57:11, 93:21, 138:19–20 ), тогда как, наоборот, люди благочестивые всегда благоговейно чтили праведных не только во время их земной жизни (как, напр., Нафан почитал Давида – 3Цар.1:23 , а сыны пророчеств чествовали пророка Елисея – 4Цар.2:15 ), но и после их кончины. «В памяти вечной будет праведник» ( Пс.111:6 ), воспевал Давид. Автор же книги Премудрости Соломона так разъясняет эту мысль, ввиду лжеумствований тех нечестивцев, которые полагали, что со смертью человека все вместе с самим его именем должно для него погибнуть и, вместе с сим, почитали заслуживающими не только презрения, но и смерти тех, которые учили противному и даже ублажали кончину праведных. «Так умствующие, – говорит он, – ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали таин Божиих, не ожидали воздаяния за святость, и не считали достойными награды души непорочных ( Прем.2:16, 21, 22 ). Память о добродетели бессмертна; ибо она признается и у Бога, и у людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Стих: Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109, 4–1). 22 июля. Память святой равноапостольной Марии Магдалины  Тропарь, гл. 1 Многочтимая Мария Магдалина, ты последовала за Христом, родившимся ради нас от Девы, сохраняя Его повеления и заповеди. Поэтому сегодня, празднуя всесвятую память твою, мы получаем по твоим молитвам оставление грехов. Прокимен, гл. 4: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Стих: В собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева (Пс. 67, 26–27). 27 Июля. Память святого великомученика Пантелеимона  Тропарь, гл. 3 Святой великомученик и исцелитель Пантелеимон, моли милостивого Бога о даровании прощения грехов душам нашим. Кондак, гл. 5 Подражатель милостивого Спасителя, мученик и страдалец за Христа Бога Пантелеимон, получивший от Него дар исцелений, исцели твоими молитвами наши душевные болезни, всегда избавляя от соблазнов диавола всех, с верою взывающих: «Спаси нас, Господи!» 1 августа. Всемилостивого Спасителя Тропарь, гл. 8 Обращающий взоры с высоты, принимающий бедных, посети нас, угнетенных грехами, всемилостивый Владыка, и по молитвам Богородицы даруй душам великую милость. Прокимен, гл. 1: Да будет милость Твоя, Господи, над нами, ибо мы уповаем на Тебя. Стих: Радуйтесь, праведные о Господе, правым подобает славословить (Пс. 32, 22.2). 16 августа. Празднование перенесения Нерукотворенного образа Спасителя  Тропарь, гл. 2 Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благой Христе Боже, прося прощения грехов наших, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотию на крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. За то мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш, Ты, пришедший спасти мир, все исполнил радостью». Прокимен, гл. 4: Будем ходить во свете лица Твоего, Господи, о имени Твоем радоваться весь день (Пс. 88, 16–17). Стих: Все концы земли увидели спасение Бога нашего (Пс. 97, 3). 29 августа. Усекновение честной главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Существование излагаемого во Второзаконии закона о единстве места общественного богослужения задолго до Иосии, начиная например с Давида, подтверждается кроме исторических ветхозаветных книг учительными и пророческими книгами. Так, Давид и современные ему псалмопевцы признавали гору Сион, на которой находился ковчег, святой горой Бога ( Пс.2:6 ), жилищем Божиим ( Пс.14:1 ). Они, вопреки критикам, утверждали, что там живет Господь ( Пс.9:12 ), слышит молитвы (3:5), оттуда посылает помощь и подкрепление (19:3), принимает хвалу и обеты ( Пс.64:2 ). Они веровали, что к этой горе Господней будут приходить не только иудеи, а и иноплеменные народы и будут приносить в Иерусалим свои молитвенные дары ( Пс.67:16, 30, 32–36 ). Как можно изъяснить все подобные изречения и пророчества, если все места богослужения, по взгляду псалмопевцев, были одинаково угодны Богу и не Господь избирал их, а людской произвол? Тот же взгляд на места общественного богослужения раскрывается и в древней пророческой письменности. Так, древнейший из пророков писателей, Иоиль, призывал всех иудеев собраться в храм, поститься и плакать там вместе с священниками, чтобы Господь сжалился и отвратил бедствие, оставившее дом Господень без масла, вина и хлеба (2:14–18. – Отчего он не советовал иудеям идти по своим высотам и жертвенникам и там умолять Бога?). Подобно псалмопевцам он возвещал, что Сион будет центральным местом богослужения для всех народов и местом дарования всеобщего спасения (2:32). Господь, обитающий и теперь на Сионе, по воззрению пророка, вечно будет обитать на нем, а из дома Господня выйдет источник и будет напаять долину Ситтим (3:16–21). Несколько позже Иоиля и задолго до Иосии живший, пророк Амос видел главное преступление израильтян в высотах, самовольно устроенных в Вефиле и Дане (7:8–9). Жилище Божие на земле, по воззрению его, было одно – на Сионе (1:2). Отчасти современник Амоса, а более преемник его в пророческом служении израильскому царству, Осия с большей еще резкостью осуждал высоты и многочисленные жертвенники в лесах, полях и на гумнах израильтян (4:13; 10:1, 8). Построение израильтянами многочисленных жертвенников пророк считал нарушением писанных Господних законов (8:11–12). А, кажется, естественно было бы пророкам израильского царства быть расположенными к высотам, потому что храма там не было, но пророки все-таки осуждали их. Также поступали современные Осии пророки иудейского царства: Исайя и Михей. Оба они одинаково строго порицали высоты, распространенные в иудейском и израильском царствах, и видели в них тяжкий грех ( Ис.1:29; 17:7–8 ; Мих.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Существование, излагаемого во Второзаконии, закона о единстве места общественного богослужения задолго до Иосии, начиная например, с Давида, подтверждается кроме исторических ветхозаветных книг учительными и пророческими книгами. Так, Давид и современные ему псалмопевцы признавали гору Сион, на которой находился ковчег, святою горою Бога ( Пс.2:6 ), жилищем Божиим ( Пс.14:1 ). Они, вопреки критикам, утверждали, что там живет Господь ( Пс.9:12 ), слышит молитвы (3:5), оттуда посылает помощь и подкрепление (19:3), принимает хвалу и обеты (64:2). Они веровали, что к этой горе Господней будут приходит не только Иудеи, а иноплеменные народы и будут приносить в Иерусалим свои молитвенные дары ( Пс.67:16,30,32–36 ). Как можно изъяснить все подобные изречения и пророчества, если все места богослужения, по взгляду псаломопевцев, были одинаково угодны Богу и не Господь избрал их, а людской произвол? Тот же взгляд на места общественного богослужения раскрывается и в древней пророческой письменности. Так, древнейший из пророков-писателей, Иоиль, призвал всех Иудеев собраться в храме, поститься и плакать там вместе со священниками, чтобы Господь сжалился и отвратил бедствие, оставившее дом Господень без масла, вина и хлеба (2:14–18. – Отчего он не советовал Иудеям идти по своим высотам и жертвенникам и там умолять Бога?). Подобно псалмопевцам он возвещал, что Сион будет центральным местом богослужения для всех народов и местом дарования всеобщего спасения (2:32). Господь, обитающий и теперь на Сионе, по воззрению пророка, вечно будет обитать на нем, а из дома Господня выйдет источник и будет напоять долину Ситтим (3:16–21). Несколько позже Иоиля и задолго до Иосии живший пророк Амос видел главное преступление Израильтян в высотах, самовольно устроенных в Вефиле и Дане (7:8–9). Жилище Божие на земле, по воззрению его было одно – Сион (1:2). Отчасти современник Амоса, а более преемник его в пророческом служении Израильскому царству, Осия, с большею еще резкостью осуждал высоты и многочисленные жертвенники в лесах, полях и на гумнах Израильтян (4:13; 10:1,8). Построение Израильтянами многочисленных жертвенников пророк считал нарушением писанных Господних законов (8:11–12). А, кажется, естественно было бы пророкам Израильского царства быть расположенным к высотам, потому что храма там не было, но пророки все таки осуждали их. Также поступали современные Осии пророки Иудейского царства: Исаия и Михей. Оба они одинаково строго порицали высоты, распространенные в Иудейском и Израильском царствах, и видели в них тяжкий грех ( Ис.1:29;17:7–8 ; Мих.1:3 ). Иерусалимский храм и с ним вся Сионская гора, по их воззрению, составляют единственное на земле жилище Божие ( Ис.8:18;18:7;31:9 ; Мих.4:7 ). В будущем пророки возвещают полное прекращение служения на высотах ( Ис.17:7–8 ) и объединение всех народов служением Иегове в одном храме на Сионской горе Господней ( Ис.2:2–5,56:7 ; Мих.4:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

65 Ср. Or., Cels. 4.63: р. 334.18=PG 11, 1132А. 66 Мф. 12:45. 67 Понятие «приобретенное» (πκτητον) восходит к Платону и является синонимом слова «сущность» (οσα). Вещи природные, естественные (τ φσει ντα) противопоставлены вещам не природным, приобретенным (τ πκτητα). Палама говорит здесь о вещах, противных совершенной человеческой природе, то есть привнесенных в ум врагом. 68 То есть все страсти (досл. «от дурной чеканки»). 69 Противопоставление телесного и душевного в материи восходит к Филону Иудею: δυς δ παθητς κα διαιρετς λης (De spec. legg. 3, 180) и святоотеческому языку не свойственно. Возможно также влияние рассуждения Никиты Стифата, который говорит о «вещественной двоице неразумной части души» (О рае, § 32). Согласно античному учению о душе это гнев и вожделение. 70 Ср. Пс. 37:14. 71 То есть нетварными божественными энергиями. 72 Ср. Dion. Аг., d. n. 134, 11: τελς δ ν τος τελεοις ς περτελς κα προτλειος. 73 Досл. «со всех ног». 74 Ср. Песн. 1:3; Ис. 61:10. Ср. тж. Plot., епп. 6, 7: 32, 31-32 (δναμις ον παντς καλο νθος στ, κλλος καλλοποιν: «итак, потенция всякого блага есть Цветок, Красота, производящая благо»). Говоря о том, что внутренний человек должен «благорасположить к Первообразу» свою красоту, Палама призывает монашествующих «понравиться» Богу, «украсив» себя духовным цветением ума. 75 Пс. 83:6. 76 Ср. Xenoph., Сугор. 3, 3, 69. 77 Ср. Dion. Аг., d. n. 1.4 (=PG 3, 592С). 78 Arist., de an. 428а. 79 Пс. 75:5. 80 Ср. Мф. 8:12; Мф. 22:13 etc. Ср. § 47. 81 Ср. Лк. 10:42; Кол. 1:12. 82 Из описаний Святой Горы Иоанна Комнина (нач. XVIII в.) и Макария Тригониса (1772 г.) выясняется, что пещера преподобного находилась в южной части полуострова, между Великой Лаврой и скитом св. Анны. Подробнее о локализации этого места см. у А. Риго (Rigo 1999, pp. 43-45). 83 Палама развивает «змеиную» тему Николая Монаха, превращая в змея самого лукавого. 84 Исх. 17:8 sqq. 85 Амалик — родоначальник амаликитян, традиционно символ плоти, восстающей на дух: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик... брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17:8-16). Таким образом, Палама сравнивает здесь прп. Петра с Моисеем.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1319

И Давид говорит в 67 псалме (стр. 32): «Эфиопия предварит руку свою к Богу» ( Пс.67:32 ), т.е. Эфиопия поспешит простереть руку свою к Богу. Впрочем все означенные страны суть восточные и между собою смежные, все изобилуют золотом, ливаном и ароматами, во всех их мудрые занимались изучением волхования (магии) и астрологии. И в них-то известно было мудрым, с незапамятных времен переходившее изустно из рода в род, и даже в книгах написанное пророчество Валаамово: «Воссияет звезда от Иакова...» ( Чис.24:17 ). Соображая различные толкования Св. Отцов, можно полагать, что один из Волхвов был из Персии, другой из Аравии, третий из Эфиопии. Это подтверждается и словами Царя Пророка: «Цари Фарсийские и островов дары принесут, Цари Аравийские и Сава дары приведут». ( Пс.71:10 ) Толкователи Божественного Писания объясняют, что это пророчество Давида относится именно к Волхвам, долженствовавшим придти ко Христу с дарами. Поскольку же Фарсис значит море; то под словами: «Цари Фарсийские», должно разуметь Царей, пришедших из-за моря, иначе сказать из Персии, потому что Персия отделяется от Аравии морем, которое известно под именем Персидского залива. «Цари Аравийские», здесь уже ясно говорится об Аравии. Словом «Сава» Пророк означает Азийскую Эфиопию смежную с Аравией, потому что город Сава был столицею Эфиопии. И так, Волхвы пришли из Персии, Аравии и Эфиопии. Их называли там Волхвами не потому, что они, как другие, под этим названием известные, упражнялись в бесовских обаяниях и зловредных чародействах; напротив, у аравитян, сириян, персов, эфиопов и в других странах восточных именовали Волхвами или Магами Философов 3 и астрологов. И так Волхвы, пришедшие на поклонение ко Христу, были не чародеи и обаянники, а мудрейшие из восточных философов, знавшие хорошо науку о звездах. Царями же называются они не потому, что владели многими странами, но от того, что каждый из них имел свой город и свое определенное княжение. В Св. Писании часто именуются Царями обладатели одного города, как это ясно видно из 14 главы книги Бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-p...

5:13). И Исаия: ненавидяй беззакония и неправды и руце отрясаяй от даров… и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; сей вселится в пещере… хлеб будет дан ему и вода его верна(Ис. 33:15-18). И от лица Господа говорит: И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, трепещущаго словес Моих? (Ис. 66:2). И Иеремия: Кто даст мне в пустыни виталище последнее; и оставлю люди сии? (Иер. 9:2). И опять-таки: Не седох в сонме их играющих, но бояхся от лица руки Твоея: на едине седях, яко горести исполнихся (Иер. 15:17). И Давид: Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни (Пс. 54:8). И: [положих одеяние мое вретище (Пс. 68:12),] положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною. [Онемех и смирихся, и умолчах от благ,] и опять-таки: онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси(Пс. 38:2, 3, 10). [Col. 1748] И Господь вселяет единомысленныя в дом (Пс. 67:7). Ибо муж мудр безмолвие бдит (Притч. 11:12); и:Мудрый человек будет молчать до времени (Сир. 20:7); и: Будь, как знающий и, вместе, как умеющий молчать (Сир. 32:10), по Писанию. И Екклесиаст: Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего (Еккл. 10:4). И Иоанн был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк. 1:80). Господь же, ставший нам во всем примером, удаляясь в пустынные места и молясь, говорил Своим ученикам: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного (Мк. 6:31). Ему же слава во веки. Аминь.    Бдение — великое и прекрасное оружие, дарованное нам от Бога против диавола и ратующих вместе с ним темных от своей злобы духов. Оно украшается и укрепляется малоядением и трезвенным помышлением беседует с Богом. Ибо сытость и пресыщение чрева противоположны ему. Впрочем, и не только это, но еще и [эти последние] делают ум трусливым, вялым и легко уязвимым для прилогов нечистых страстей. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу (Мф. 24:20), то есть когда мы находимся в страстях и бездействии. Ежели мы воины Христовы, то мы желаем пройти путь бесстрастия и труда и противостать противнику нашему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

67). Слова этой молитвы «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень» являются классической метафорой. Из святой Библии можно привести множество примеров поэтического обращения к неодушевленным предметам, как к живым: – Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем ( 1Пар. 16:32 . – Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, [говоря]: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» ( Ис. 14: 7–8 ). – Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих ( Ис. 49:13 ). – Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это ( Иоиль. 2:21 . – Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен ( Ис. 23:1 . – Устыдись, Сидон; ибо [вот что] говорит море , крепость морская: «как бы ни мучилась я родами и ни рождала, и ни воспитывала юношей, ни возращала девиц» ( Ис. 23:4 . – И покраснеет луна, и устыдится солнце ( Ис. 24:23 . Если бы эти выражения встречались не в Священном Писании, а только в православной духовной литературе, то протестанты и представители сект не упустили бы возможность сказать о «неоязычестве», «идолопоклонстве». Укоряют они нас и за поклонение кресту. Вновь обратимся к священным текстам. Дозволяет ли Слово Божие поклоняться святыням? – Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним (Иис. 7: 6). – А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. ( Пс. 5:8 . – Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! ( Пс. 98:5 . – Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его ( Пс. 131:7 . – Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою ( Пс. 137:2 . – Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего . ( Евр. 11:21 . Крест для нас – великая святыня. «Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего – честный крест Его.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

C. Caserta. Napoli, 2009; Simon C. The Veneration of St. Pantaleon (Panteleimon) in East and West with Special Reference to the Republic of Amalfi//Amalfi and Byzantium/Ed. E. G. Farrugia. R., 2010. P. 61-80. (OCA; 287); Макар. Симон. Синаксарь. Т. 6. С. 355-359; Gerstel S. E. J. «Tiles of Nicomedia» and the Cult of St. Panteleimon//Byzantine Religious Culture: Studies in Honor of A.-M. Talbot/Ed. D. Sullivan e. a. Leiden, 2012. P. 173-186. (The Medieval Mediterranean; 92); Афонские книги в России// Зубов Д. В. История Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с древних времен до 1735 г. М., 2015; Pisani V. Pantaleone da Nicomedia in Etiopia: Il Gädl e la tradizione manoscritta//Aethiopia fortitudo ejus: Studi in onore di Msgr. O. Raineri/Ed. R. Zarzeczny. R., 2015. P. 355-380; Potenza F. La Passio greca di S. Pantaleone (BHG, N 1312z - 1413h, e Nov. Auct. BHG, N 1413a - 1413e): Per una ricontruzione della storia del testo//Dialoghi con Bisanzio: Spazi di discussione, percorsi di ricerca: Atti del VIII Conv. dell " Associazione Italiana di Studi Bizantini (Ravenna, 22-25.09.2015). Venezia, 2019 (в печати). А. В. Бугаевский Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем богослужебную традицию городских церквей К-поля IX-XI вв., в день памяти П., 27 июля, предписывается устраивать крестный ход из ц. Св. Софии через форум в церковь, посвященную П., где совершалась Божественная литургия. Указаны тропарь на входе литургии: Αθλοφρε γιε, πρσβευε τ λεμονι Θε (          ) и чтения: прокимен из Пс 67, Апостол (2 Тим 2. 1-10), аллилуиарий со стихом Пс 91. 13 либо Пс 96. 11, Евангелие (на выбор: Мф 10. 16-22 или Ин 15. 17 - 16. 2), а также причастен (Пс 32. 1) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 350-352). В практике к-польского студийского монашества того же времени, как можно судить по данным Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г., день памяти П. считался праздничным (отменялись монастырские работы и чтение дневных часов:      ), но обладал достаточно скудным гимнографическим последованием - впрочем, как и дни памяти мн.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010