Другая миниатюра предлагает сцену Распятая в развитой исторической обстановке, среди двух разбойников 31 , в момент уже наступившей смерти Христа (к Пс.45:3 , «поколебалась земля» и пр., л. 45 об., по Ев. Луки Лк.23:45 , Мф.27 ), землетрясение и затмение солнца; два воина подходят перебить голени у разбойников; возле – толпа старейшин в широких одеждах, с лоронами, и Иудеев в страхе, а в стороне и двое эллинов: учитель философ – благообразный мужчина в пурпурной хламиде, держа на левой руке свитки своих сочинений, беседует с Апостолом, выражая изумление, а рядом молодой и впечатлительный ученик мудреца указывает ему на чудо. Оригинальная и живая мысль грека – в сцене Распятия совместить и начало истории церкви, и ее развитие в среде языческой. В этой же Псалтири впервые встречаем и Положение во гроб 32 ( Пс.87:7 , л. 87) спеленатого Христа, и три интересный миниатюры Воскресения: в двух (л. 6, Пс.7:8 ) Давид стоит перед полулежащим Христом (л. 9 об., Пс.9 ), или наивно прислушивается у запертых дверей Гроба; в третьей (л. 26 об., Пс.30:5 ) Христос, уже воскресший, стоит возле Гроба; сзади Давид, а внизу двое павших на землю воинов. Как сцена, утвердившаяся в иконографии с значением Воскресения, – Сошествие Христа во ад 33 изображено в Псалтири дважды, с надписью: νστασις το δμ: Христос представлен в голубом ореоле с лучами, а Адам и Ева стоят на поверженном аде – колоссальной человеческой фигуре, с волосами дыбом и уродливыми чертами лица ( Пс.67:7 , л. 63 об.). Наконец оригинальная миниатюра к Пс.101:14 изображает воскресшего Христа спешно идущим в «святой Сион», по поверженному в саркофаге диаволу – образу попранной смерти; Сион представлен в виде храма с тремя абсидами, из за которого видна фигура олицетворения города в типе Богородицы, но без нимба. Сюжет, сколько известно, мало повторявшейся. Между последующими евангельскими событиями: посланием учеников на проповедь ( Пс.95 , л. 96 обор.), сценою Вознесения ( Пс.17 , л. 14; Пс.56 , л. 55 об., и Пс.46 , л. 46 об.), изображенного несколько раз в установленном типе, с 4 ангелами, несущими Христа в ореоле, Богородицею среди Апостолов, в масличном саду и пр., или в виде Христа восседящего на престоле (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Обетование Избавителя, данное падшим прародителям еще в раю ( Быт.3:15 ), — это начало непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. С эпохи Ноя это обетование уточняется: семенем жены называются лишь дети Сима ( Быт.9:26 ). В эпоху Авраама происходит новое уточнение. В его Семени (т. е. в Иисусе Христе, по толкованию ап. Павла, Гал.3:16 ) возвещается спасение всему человечеству ( Быт.12:3 ; Быт.18:18 ). Впоследствии из потомства Авраама был выделен Иаков ( Быт.27:27 ), позднее сам Иаков дает особое благословение своему сыну Иуде ( Быт.49:8 и сл.). В дальнейшем ещё четче определялись различные черты мессианского служения. Так, пророк Валаам говорит о Его царственной власти Мессии ( Чис.24:17 ), Моисей — о Его тройственном служении: царском, первосвященническом и пророческом ( Втор.18:18-19 ). Предсказываются многие события из жизни Мессии – о Его происхождение Мессии из царского рода Давидова ( 2Цар.7:12-14 ), о Его рождение от Девы ( Ис.7:14 ) в Вифлееме ( Мих.5:2 ), о Его торжественный входе в Иерусалимский Храм ( Мал.3:1 ), о Его крестные страдания и смерть (см. Ис.53 / Пс.21:17-19 ; Пс.39:79 ; Пс.40:9-10 ; Пс.68:22 ; Зах.11:12 ), о Его славное воскресение (см. Ис.53:9-21 ; Пс.15:10 ; Пс.19:6-7 ; Пс.40:11 ; Пс.67:2 ), о наступление Его благодатного царства ( Пс.21:28-32 ; Пс.44:7, 14-17 ; Пс.71:7-19 ; Иоил.2:28 ; Ис.2 ; Ис.35:1-2, 10 ; Ис.61:1-2 ) и о Его грозное второе пришествие (см. Дан.7:25 и Дан.12:7 ; Зах.14:2-3, 9 ). Можно утверждать, что нет ни одной черты из жизни Христа, которая не была бы предуказана в Ветхом Завете. Таким образом, с полным правом можно сказать, что главной и основной темой Библии, начиная с первых глав книги Бытия ( Быт.3:15 ) и кончая последними главами Апокалипсиса ( Откр.21:6, 21 и Откр.22:20 ), служит Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. 4) Толкование Ветхого Завета в свете Нового. Отношение Ветхого и Нового Завета между собой и их внутренняя органическая связь выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

ср. Мф. 27, 39, 43, 46 ; Пс. 21, 2, 8–9 ; Ин. 19, 24 ; Пс. 21, 19 ). Искупитель представляется в псалмах страждущим не за Себя, но ради нас (68, 5; 71, 4, 12; 87, 8; 137, 8), потому что Он один только мог удовлетворить за нас правосудие Божие (48, 8–9) принесением Себя в умилостивительную жертву (39, 7–8; ср. Евр. 10, 5–9 ). Он подъемлет нашу нищету и немощи (40, 4–5), оставленный всеми (87, 9, 19), в молчании (37, 14–15), долготерпеливо переносит уничижение и тяжкие страдания (30, 10–11; 21, 15–16; 54, 5–6; 68, 2–30; 108, 22–24), лжесвидетельство (34, 11–12), заушения и бичевания (37, 18), посмеяние (108, 25), пригвождается ко кресту (67, 19; 87, 16) посреде земли, т. е. в виду всех (73, 12), напояется желчью и оцтом (68, 22; ср. Мф. 27, 34, 48 ), взывает к Отцу (21, 2; ср. Мф. 27, 46 ; Пс. 141, 2–4 ), умирает (87, 5), погребается (21, 16; 87, 7). Предуказываются в псалмах и последующие события, а именно: сошествие Его во ад (15, 10; ср. Деян. 2, 25–27 ; 1Пет. 3, 18–20; 4, 6 ; Пс. 29, 4; 67, 5; 87, 6, 16; 106, 16 ), воскресение (15, 8–10; ср. Деян. 2, 25–31; 13, 34–39 ; Пс. 11, 6 ), вознесение на небо (17, 11; 23, 7–10; 46, 6; 67, 19, 34; ср. Еф. 4, 8–10 ; Пс. 131, 8 ), сидение одесную Бога Отца (109, 1; ср. Мф. 22, 41–45 ). По изображению псалмов, Господь Иисус Христос есть Царь благодатного царства (2, 6; 44, 7; 92, 1; 95, 1–12; 96, 1), Которому принадлежит суд (49, 4, 6; 71, 1–2; 81, 1) и все покорствует (8, 7); Престол Его вечен (88, 30), Царство Его – вся земля (97, 3), и все народы примут участие в духовных благах, ниспосылаемых от Него (17, 44; 32, 12; 46, 1, 9; 66, 4–5; 67, 33; 71, 9–11; 85, 9; 106, 3, 35–36; 112, 3, 9; 144, 4; 150, 6). в) Предсказания пророков. После времен царственного Псалмопевца Давида, подобно светилу, по выражению святого апостола Петра, сияло среди народа израильского пророческое слово ( 2Пет. 1, 19 ) о спасении, дарованном нам Господом Иисусом Христом, взыскаша и испыташа пророцы, испытающе, в каково или в кое время являше в них Дух Христов, прежде свидетельствуя о Христовых страстех, и о славах, яже по сим ( 1Пет. 1, 10–11 ), так что, по замечанию святителя Кирилла Иерусалимского , «ни одному из пророков не был Христос неведом».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

«В Церквах Божиих: Вениамин юнейший» — апостол Павел, как после всех призванный, и в Деянии он называется «юношею» (Деян. 7:58). Павел был «во ужасе» от того, что Гонимый им и почитаемый мертвым — на небесах. Упоминает и о других апостолах, как наставниках верующих в божественном. Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп были из селения Вифсаиды; Матфей и Иаков — из Капернаума, Симон Зилот из Кананита. А это были все города Галилейские. «Завулон» же и «Неффалим» имели Галилею своим жребием (Афанасий, Григорий Нисский, Феодорит). Пс.67:29.   Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. И блаженный Давид глубоко сознавал невозможность получить успех в своем деле и труде собственными только усилиями. Ибо усилия человеческие сами по себе без помощи Божией не могут достигнуть совершенства, но и благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица, поэтому и взывал: «укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас» (Кассиан). Пс.67:30.   От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары. Под «Храмом» разумеется Церковь. Молящиеся в ней принесут в вышний «Иерусалим» духовные дары (Афанасий). Пс.67:31.   Запрети зверем тростным: сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром: расточи языки хотящыя бранем. Мысленных «зверей» , т.е. демонов убивает призывание имени Божия. Поэтому будем непрестанно день и ночь со слезами повергать себя пред лицем благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого злого помышления, да «расточит языки хотящыя бранем» . Здесь и предсказание о восстании ( «сонма юнцов» ) нечестивых на благочестивых, которые подобно «искушенному сребру» оказались достойными пред Богом (Серафим, Афанасий). Пс.67:32.   Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопиа предварит руку свою к Богу. Каким образом «Ефиопия» притекла к Богу, можно видеть это на примере Евнуха Ефиоплянина (см. Деян. 8:27). И «ефиопы» подвизались вместе с монахами в «египетских» пустынях и многих превосходили в добродетелях: и над ними исполнились слова Писания (авва Аполлос).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

И покой их, идеже присещает свет Лица Твоего (Пс. 4:7 [ 613 ]). Еще молим Ти ся, помяни, Господи, Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь, юже от конец даже до конец вселенныя (Пс. 71), и умири ю, юже наздал еси честною Кровию (Деян. 20:28; [ 614 ] 1 Пет. 1:19 [ 615 ]) Христа Твоего, и святый храм сей утверди даже до скончания века (Мф. 28:20 [ 616 ]). Помяни, Господи, иже Дары сия Тебе принесших, и о нихже, и имиже, и за нихже сия принесоша. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах, и поминающих убогия: воздаждь им богатыми Твоими и небесными даровании: даруй им вместо земных небесная (Ин. 3:12 [ 617 ]), вместо временных вечная, вместо тленных нетленная (1 Кор. 9:25 [ 618 ]). Помяни, Господи, иже в пустынях и горах, и вертепех, и пропастех земных (Евр. 11:38 [ 619 ]). Помяни, Господи, иже в девстве, и благоговении, и постничестве, и в чистем жительстве пребывающих». Затем идет молитвенное поминовение Царя или Краля, причем текст его неодинаков в обеих литургиях. Литургия Святого Иоанна Златоустого: «О благоверном… и о всей палате и воинстве их. Даждь им, Господи, мирное царство, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2:2 [ 621 ]). Литургия Святого Василия Великого: «Помяни, Господи, благовернаго… егоже оправдал еси царствовании на земли, оружием истины, оружием благоволения венчай (Пс. 5:13 [ 622 ]) его, осени над главою его в день брани (Пс. 139:8 [ 623 ]), укрепи его мышцу (Иезек. 30:25 [ 624 ]), возвыси его десницу (Пс. 88:14 [ 625 ]), удержави его царство, покори (Пс. 46:4 [ 626 ]) ему вся варварския языки брани хотящыя (Пс. 67:31 [ 627 ]): даруй ему глубокий и неотъемлемый мир: (Ис. 32:17 [ 628 ]) возглаголи в сердце его благая о Церкви Твоей и всех людех Твоих, да в тишине его тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:2 [ 629 ]). Помяни, Господи, всякое начало и власть (Тит. 3:1 [ 630 ]) и иже в палате братию нашу, и все воинство. Благия во благости соблюди, лукавыя благи сотвори благостию Твоею (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

прор. Илией (3 Цар 19) ( Otto. 2003). Лит.: Noth M. Überlieferungsgeschichtliche Studien. Tüb., 19673; Evans C. A. Luke " s Use of the Elijah/Elisha: Narratives and the Ethic of Election//JBL. 1987. Vol. 106. N 1. P. 75-83; Feldman L. H. Prophets and Prophecy in Josephus//JThSt. 1990. Vol. 41. N 2. P. 386-422; idem. Josephus " Portrait of Elisha//NT. 1994. Vol. 36. N 1. P. 1-28; Otto S. The Composition of Elija-Elisha Stories and the Deuteronomistic History//JSOT. 2003. Vol. 27. N 4. P. 487-508. Е. В. Барский Гимнография Память Е. отмечается уже в иерусалимском Лекционарии VI-VII вв. ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 15-16); Е. назначаются следующие чтения: 4 Цар 2. 1-14; 13. 14-21; Апостол - Евр 11. 32-40; аллилуиарий из Пс 114; Евангелие - Лк 4. 25-30. Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 312-314), последование Е. включает прокимен из Пс 31 со стихом, Апостол - Иак 5. 7-20, аллилуиарий из Пс 69 со стихом, Евангелие - Лк 4. 22b-30, причастен из Пс 32. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. отсутствует, но отмечается в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 167, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 67); последование Е. состоит из канона, 6 стихир и 2 седальнов. Последование Е., согласно указаниям Евергетидского Типикона 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 461), состоит из канона авторства Иоанна Монаха плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, цикла стихир и седальна. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. S. 158-159) 14 июня приводится порядок соединения последований Е., свт. Мефодия К-польского и Октоиха; на утрене поется «Бог Господь», указаны посвященные Е. отпустительный тропарь 4-го гласа Ο νσαρκος γγελος (      ), канон, цикл стихир-подобнов, 2 самогласна, седален; на литургии: прокимен из Пс 109 со стихом, Апостол - Иак 5. 10[-20], аллилуиарий из Пс 98, Евангелие - Лк 4.

http://pravenc.ru/text/189853.html

Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего Многие говорят: " кто покажет нам благо? " Яви нам свет лица Твоего, Господи! Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца. уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. Brightman, LEW, pp. 332-333. Часть 2 Часть 2 Затем идет молитвенное поминовение Царя или Краля, причем текст его неодинаков в обеих литургиях. Литургия святого Иоанна Златоустого: Литургия Святого Василия Великого: " О благоверном... и о всей палате и воинстве их. Даждь им, Господи, мирное царство, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте " (1Тим. 2:2 " Помяни, Господи, благовернаго... егоже оправдал еси царствовании на земли, оружием истины, оружием благоволения венчай (Пс. 5:13 его, осени над главою его в день брани (Пс. 139:8 укрепи его мышцу (Иезек. 30:25 возвыси его десницу (Пс. 88:14 удержави его царство, покори (Пс. 46:4 ему вся варварския языки брани хотящыя (Пс. 67:31 даруй ему глубокий и неотъемлемый мир: (Ис. 32:17 возглаголи в сердце его благая о Церкви Твоей и всех людех Твоих, да в тишине его тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1Тим. 2:2 Помяни, Господи, всякое начало и власть (Тит. 3:1 и иже в палате братию нашу, и все воинство. Благия во благости соблюди, лукавыя благи сотвори благостию Твоею (Пс. 118:68

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Тот же текст был включен в XVII в. в печатный Пролог. Свт. Димитрий Ростовский пересказал сочинение Евсевия о П. и дружине по лат. переводу Лаврентия Сурия, дополнив его сведениями из др. источников ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 520 об.- 522 об.; ср.: Державин А. М., прот. Радуют верных сердца. М., 2012. Ч. 1. С. 486-487). Л. В. Прокопенко Гимнография Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 232-233), последование П. 16 февр. включает тропарь на Пс 50 3-го гласа Ελογητς ε, Χριστ Θες μν (      ) и службу на литургии: прокимен из Пс 67, Апостол (Евр 12. 1-10), аллилуиарий со стихом из Пс 33, Евангелие (Лк 21. 12-19), причастен (Пс 32.1). В одной из русских редакций Студийско-Алексиевского Типикона XI в. (по списку ГИМ. Син. 333, 1398 г.) на память П., 16 февр., назначается та же служба на литургии, что и 9 марта (Апостол и причастен, как в Типиконе Великой ц., прокимен (Пс 11), аллилуиарий со стихом из Пс 65, Евангелие (Мф 20. 1-16)). Слав. Минеи XII-XIV вв. содержат под 16 февр. только самые основные песнопения (седален, стихиры, канон; ГИМ. Син. 164. Л. 117-122 об., XII в.; РГАДА. Ф. 391, 104. Л. 99-104, XII в.). Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 416-417) и южноиталийский Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 122) назначают на 16 февр., день памяти П., службу с «Аллилуия» на утрене. Последование П. по Евергетидскому Типикону включает минимальный набор песнопений (стихиры, канон, седален), без службы на литургии. В греч. рукописях Иерусалимского устава, начиная с древнейших редакций и до XV-XVI вв., день памяти П. подробно не описывался, назначалась только служба с «Аллилуия» на утрене ( Lossky. Typicon. P. 192; Sinait. gr. 1101, 1312 г., 1100, 1540 г., и др.); в нек-рых рукописях указывается кондак П. 2-го гласа. В греч. печатных изданиях Типикона, начиная с 1-го издания 1545 г., указан общий тропарь П. 4-го гласа: Ο μρτυρς σου Κριε (      ) и 2 кондака П.: 4-го гласа Κολαστηρων φοβερν (    ) и 2-го гласа (в тексте Типикона по ошибке - 1-го гласа): Θιλσας Χριστο («Возлюбив Христово...»), на литургии назначается общая служба мученикам.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

ГИМ, Москва Хлудовское собр. 117 – «Служебник прозвитера Николая». Конволют: служебник конца XIII в., не ранее 1282 г. (л. 1–6:15–57), среднеболгарский, далее Евангелие XIV в. (л. 7–14:58–213), сербского письма, 8°, 213 л., пергамен, полуустав. Начальные листы рукописи – палимпсест на глаголице XI в. На ектениях л. 56 об., 57 упоминается краль Стефан Милутин (время правления 1282–1321). ЛИЗ, ЛВВ. [СК 2002: 656–661]. Далее Хлуд. 117. Первая половина XIV в. РНБ, Санкт-Петербург ОСРК, O.n.I.4 – ок. 1342 г., 8°, 37 л., древнерусский, пергамен, устав. На первом листе помета «в лет(о) раба б(о) ж(ия) Наста(сья)... сменовая преставися» [Гранстрем 1953: 48–49]. ЛИЗ. [ПС 1966, 1086]. Часть рукописи находится в Художественной галерее Уолтерса, г. Балтимор, США: Walter Art Museum (W. 548) [Афанасьева 2009: 48–55]. Далее O.n.I.4. ОСРК, Q.n.I.67 – ок. 1316 г., 4°, 89 л., древнерусский (Псков), пергамен, устав. На л. 40 запись о смерти княгини Марии Довмонтовой (1317 г.). ЛИЗ, ЛВВ. [СК 2002: 591]. Далее Q.n.I.67. ГИМ, Москва Синодальное собр. 605 – «Служебник Антония Римлянина», 4°, 30 л., древнерусский, пергамен, устав. ЛИЗ. [ПС 1966, 598]. Далее Син. 605. Уваровское собр. 46 – 1-я половина (начало?) XIV в. (л. 1–31:36–92), среднеболгарский, XV в. (л. 32–35) сербский, 8°, 92 л., пергамен (л. 1–31:36–46), бумага (л. 32–35). ЛИЗ, ЛВВ. [NCXVд: 45]. Далее Увар. 46. Уваровское собр. 574 – середина XIV в., 8°, сербский, крупный устав, бомбицина. ЛВВ. Передатировка рукописи с XVI в. [Леонид 1893: 6] на XIV в. принадлежит А. А. Турилову (устное замечание). Далее Увар. 574. Народная библиотека им. Кирилла и Мефодия, София, Болгария НБКМ 590 (24) – 8°, 23 л., среднеболгарский, пергамен, полуустав. Фрагмент ЛВВ. [Цонев 1923: 102–117]. Уточнение датировки первой половиной XIV в. принадлежит А. А. Турилову на основании того, что почерк этого служебника отождествляется с одним из писцов Норовской Псалтыри [Турилов 2012: 308]. Далее НБКМ 590. Ярославль Ярославский музей-заповедник, 15472 – 8°, 142 л., древнерусский, пергамен, устав. ЛИЗ, ЛВВ. [ПС 469]. Уточнение датировки второй четвертью XIV в. на основании поминовения за упокой архиепископа новгородского Давида (1325) на л. 62 принадлежит А. А. Турилову (устное замечание). Далее ЯМЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

A. Grillmeier, H. Bacht. Würzbourg, 1951. Bd. 1. P. 291-302; Canart P. Une éloge de st. Euphémie dans le ménologe prémétaphrastique de septembre//AnBoll. 1962. Vol. 80. P. 325-327; Janin. Églises et monastères. P. 120-129; idem. Euphémie (3)//DHGE. Т. 15. Col. 1409-1410; Lucchesi G. Euphemia//BiblSS. T. 5. Col. 154-160; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 156. Э. П. А. Гимнография Память Е. В. 16 сент. описана в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 36-38), последование имеет ряд праздничных черт и включает тропарь на Пс 50 3-го гласа Ως μαντον τ σμα κεκτημνη (Яко нескверно тело соблюдши), прокимен 4-го гласа из Пс 67, Апостол - 2 Кор 6. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 100, Евангелие - Лк 7. 36-50, причастен Пс 32. 1. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 284), представляющему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, 16 сент. песнопения Е. В. соединяются с песнопениями прп. Евиота Студийского и Октоиха; на утрене поется «Бог Господь», последование включает тропарь 4-го гласа       неск. самогласнов, светилен    [  ] после канона, службу на литургии (совпадает с приведенной в Типиконе Великой ц.). Особенности последования и устава службы в этот день указывают на высокую степень торжественности памяти Е. В. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 277-278) 16 сент. соединяются последования Е. В. и Октоиха. Последование Е. В. включает тропарь Τν νυμφον σου (тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), неск. самогласнов и 2 цикла подобнов; устав службы предусматривает пение на вечерне прокимна дня, на утрене - «Бог Господь» с тропарем Е. В. и светильном Ο ορανν τος στροις (    ) после канона; утреня заканчивается по будничному чину. На литургии после входа поется тропарь Е. В. с богородичном, чтения неск. отличаются от указанных в Студийско-Алексиевском Типиконе: Апостол - Рим 8. 14-21, аллилуиарий со стихом из Пс 39, остальное - то же, что и в Типиконе Великой ц.

http://pravenc.ru/text/187812.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010