С. 531-534). В XVIII в. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) и Филипп (Каитмазашвили) перевели с арм. языка акты III Вселенского (Эфесского) Собора, в т. ч. послания К. Также с арм. языка католикос-патриарх Антоний и Филипп перевели сочинение К. «Сокровище» (НЦРГ. H 466. Л. 7-29 об., S 363. Л. 5-440, XVIII в.; Н 2174, 1759 г. Л. 9-212; S 157, 1811 г. Л. 13-357; Н 203, 1812 г. Л. 4-173; А 3, 1820 г. Л. 16-386; S 1182, XIX в. Л. 13-224). Перевод содержит 35 глав и снабжен предисловием католикоса-патриарха Антония. В XI в. груз. переводчиком иером. Феофилом был составлен сб. «Учение Кирилла Александрийского» (Hieros. Patr. georg. 151, XI в. Л. 67-81 об.). (См. подробнее о груз. переводах в кн.: Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 254, 255; 2009. Т. 3. С. 108-109, 112, 167-169, 192, 235, 300, 393, 397-398, 415, 435, 443, 456; 2009. Т. 4. С. 243-244; 2011. Т. 5. С. 393; 2012. Т. 6. С. 106-109, 188-189, 201, 206, 221-222, 225-228, 261, 267, 275, 291-292, 298.) С. А. Моисеева, Н. Т.-М. Гимнография В древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, память К. отмечается 20 июня; назначается общее последование «учителям» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 17). Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 200-203), 18 янв. отмечается память К. и Афанасия I Великого, а 27 июня - только К. 18 янв. последование святителей Афанасия и К. включает тропарь 4-го гласа на утрене на Пс 50 и на входе на литургии Ο Θες τν πατρων μν (      ), на литургии также поется прокимен из Пс 115, Апостол Евр 13. 7-16, аллилуиарий со стихом из Пс 131, Евангелие Мф 5. 14-19, причастен Пс 32.1. Богослужебное последование в честь К. 27 июня подробно не описано (см.: Ibid. P. 322). В различных редакциях Студийского устава сохраняется общий день памяти святителей Афанасия и К. 18 янв. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 322), отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в этот день память К.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

53, 12). Евангелист Марк так и пишет об этом: «С Ним распяли двух разбойников; одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен» (Мк. 15, 27-28). У Захарии, одного из малых пророков, говорится о пронзении: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единственном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10). У Иоанна Богослова: «…воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин. 19, 37). О том, как над Господом ругались и поносили, смеялись над Ним говорит мессианский 21-й псалом; это псалом исключительный, нет ни одного лица в Ветхом Завете, к которому можно было бы вполне отнести события и переживания, описанные в этом псалме. Поэтому он с древнейших пор полагался мессианским. Давид здесь пишет от своего лица, а фактически описывает переживания на Кресте Господа нашего Распятого. Открывается этот псалом словами: «Боже мой! Боже мой! Внемли мне для чего Ты оставил меня?» Господь произнес их на Кресте. В 8 стихе говорится: «Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (Пс. 21, 8). Дословно приводит эти слова ап. Матфей (Мф. 27, 39). Об уксусе, который поднесли Господу. Это единственная жалоба, которую зафиксировало нам Евангелие, — на муку жажды. Мука жажды по реконструкции ученых одно из самых жгучих переживаний распятых, они умирают от обезвоживания. Господь на Кресте во время смертных мук Своих изрек единственное слово: жажду! Это 68-й псалом: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68, 22) Матфей об этом пишет так: «дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф. 27, 34). Казалось бы, зачем Евангелистам приводить дружно описание этого уксуса. Ссылка напрашивается на 67-й псалом царя Давида, вот для чего приводится это место. О том, как Господь молился за врагов — 108-й псалом, в котором содержится Давидово проклятие врагов Божиих: «за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь; воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью» (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

8:3). Замечательно же, что слово: “собери” в первый раз употреблено в Писании в сем настоящем случае, когда Господь поставляет Аарона на первосвященство. И во Второзаконии говорит Бог к Моисею: “собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня” (Втор. 4:10). Имя — Церковь упоминает также, когда говорит о скрижалях: “на них [написаны были] все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания” (Втор. 9:10), яснее сказать, — в день, который собрались вы, призванные Богом. И Псалмопевец говорит: “Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя” (Пс. 34:18). Как воспевал прежде Псалмопевец: “в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!” (Пс. 67:27). Но и после того, как иудеи за злоумышление против Спасителя отринуты от благодати, Спаситель создал из язычников вторую, нашу христианскую, святую Церковь, о которой сказал Петру: “на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф. 16:18). Пророчествуя же о сих обеих Церквах, Давид ясно сказал, и как о первой отверженной: “возненавидел я сборище злонамеренных” (Пс. 25:5), так и о второй созидаемой в том же псалме говорит: “Господи! возлюбил я обитель дома Твоего” (25:8); и вскоре за сим: “в собраниях благословлю Господа” (12). Ибо, как скоро отвержена единая в Иудеи Церковь, в целой уже вселенной множатся Церкви Христовы, о которых говорится в псалмах: “Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых” (Пс. 149:1). А согласно с сим, и Пророк сказал иудеям: “нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф” (Мал. 1:10); и вскоре после сего: “ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами” (Мал. 1:11). О сей святой соборной Церкви пишет к Тимофею Павел: “ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины” (Тим. 3:15). Поелику же именование: (церковь — собрание) употребляется различно, как то и о народном множестве на Ефесском зрелище написано: “Сказав это, он распустил собрание” (Деян.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

C. Caserta. Napoli, 2009; Simon C. The Veneration of St. Pantaleon (Panteleimon) in East and West with Special Reference to the Republic of Amalfi//Amalfi and Byzantium/Ed. E. G. Farrugia. R., 2010. P. 61-80. (OCA; 287); Макар. Симон. Синаксарь. Т. 6. С. 355-359; Gerstel S. E. J. «Tiles of Nicomedia» and the Cult of St. Panteleimon//Byzantine Religious Culture: Studies in Honor of A.-M. Talbot/Ed. D. Sullivan e. a. Leiden, 2012. P. 173-186. (The Medieval Mediterranean; 92); Афонские книги в России// Зубов Д. В. История Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с древних времен до 1735 г. М., 2015; Pisani V. Pantaleone da Nicomedia in Etiopia: Il Gädl e la tradizione manoscritta//Aethiopia fortitudo ejus: Studi in onore di Msgr. O. Raineri/Ed. R. Zarzeczny. R., 2015. P. 355-380; Potenza F. La Passio greca di S. Pantaleone (BHG, N 1312z - 1413h, e Nov. Auct. BHG, N 1413a - 1413e): Per una ricontruzione della storia del testo//Dialoghi con Bisanzio: Spazi di discussione, percorsi di ricerca: Atti del VIII Conv. dell " Associazione Italiana di Studi Bizantini (Ravenna, 22-25.09.2015). Venezia, 2019 (в печати). А. В. Бугаевский Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем богослужебную традицию городских церквей К-поля IX-XI вв., в день памяти П., 27 июля, предписывается устраивать крестный ход из ц. Св. Софии через форум в церковь, посвященную П., где совершалась Божественная литургия. Указаны тропарь на входе литургии: Αθλοφρε γιε, πρσβευε τ λεμονι Θε (          ) и чтения: прокимен из Пс 67, Апостол (2 Тим 2. 1-10), аллилуиарий со стихом Пс 91. 13 либо Пс 96. 11, Евангелие (на выбор: Мф 10. 16-22 или Ин 15. 17 - 16. 2), а также причастен (Пс 32. 1) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 350-352). В практике к-польского студийского монашества того же времени, как можно судить по данным Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г., день памяти П. считался праздничным (отменялись монастырские работы и чтение дневных часов:      ), но обладал достаточно скудным гимнографическим последованием - впрочем, как и дни памяти мн.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Вот Божественное Писание признает их глухими, слепыми, бесчувственными и безгласными. В каких же писанных книгах сказано то, о чем ты утверждаешь? Не в персидских ли? Но мы им не верим, ибо имеем заповедь Святого Духа, которая говорит: «в церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых». (Пс.67,27). Книги же персидские были писаны духом бесовским и составляют источники бесовские, а не израилевы. Источники израилевы суть книги пророческие, писанный Духом Святым, и ими мы должны петь и хвалить Бога и Господа Иисуса Христа, а не бесовскими провещаниями и книгами персидскими. «Исповедаша мне, — сказано, законопреступницы глумления (пустословие), но не яко закон Твой, Господи» (Пс.118, 85). К тому же пусть скажет странный этот пустослов, откуда получили бесы такое предведение и откровение, тогда как Божественное Писание извествует, что таинство воплощения окончательно сокрыто было вообще от премирных и умных сил и от земнородных, как написано блаженным Давидом: «и приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его» (Пс.17,10). Святый Косьма песнописец поет в церкви, говоря: „Премудрость, Слово и Сила и Сын сый, Отчее сияние, Христос Бог сил утаися, елики лремирны и елики на земли, и вочеловечься, обновил есть нас, яко прославися». Что же означает и то божественное изречение, которое говорит: «снидет яко дождь на руно и яко капля, каплющая на землю», (Пс.71, 6), как не таинственное и вполне неслышимое непостижимое Его божественное вочеловечение, по подобию дождя, который без стука каплет на руно (шерсть) и на землю. И самый тот начальник бесов, говоря воплощенному Богу–Слову в пустыне: «аще Сын ecu Божии, рцы, да камение сие хлебы будут» (Мф.4, 3), явственнейшим образом обличается, что он сначала не знал бывшего неизреченного воплощения Его от Приснодевы Отроковицы. Если бы он узнал в Нем Самого Создателя всех, то никак не осмелился бы приступить к Нему. Откуда же получили бесовские глухие и бесчувственные истуканы такое откровение и предведение? Сами собою? Но да не будет того, чтобы принять нам такую хулу! Ибо если, по слову пророка, никто не «уразуме ум Господень» (Ис.40, 13.), то как же бесы уразумели? И в другом месте сказано: «Тайны моя Мне» и друзьям моим бесы же враги Божии, а не друзья; как же они могли узнать эту предивную тайну? Но может быть Дух Святый открыл им? Да не попустится нам так мудрствовать, ибо «кое общение свету ко тьме», или «кое согласие Христови с велиаром?» (2Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

Вот прообразования воскресения Спасителя нашего. Есть о том много и Пророчеств: из оных я предложу теперь одни только праотца Иисус Христова Давида, яко славнейшего других. Сей Царе-пророк, предвозвещая Христово воскресение, иногда воспевал: «да воскреснет Бог», и вместе описывал действия воскресения Его, как-то во-первых, уничтожение диавольской власти: «и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавядящии Его. Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия»; во-вторых, «радость и веселие праведных, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии» ( Пс.67:1–4 ). Иногда возведши сердце свое горе, просил он горячайше, да вскоре исполнится воскресение Христово: ««востани», говорил, «слава моя, востани псалтирю и гусли»» ( Пс.56:9 ). Слышите ли? Он Иисуса Христа называет тремя именами: славою, псалтирью и гусльми, относя слова сии к Божеству, к душе и телу. Поскольку же просил с великим благоговением и умилением: то Бог , услышав глас моления его, открыл ему время воскресения Своего из мертвых: востану рано, якоже и сбыстся по сему слову его: ибо Мироносицы, пришедши ко гробу Господню утру глубоку, нашли камень отвален от оного, тела же Спасителева не обрели там ( Лк.24:1–3 ). По сем Пророк Божий, будучи «тростью книжника скорописца» ( Пс.44:2 ), написал слова оные Духа Святого, относящиеся ко дню воскресения Христова: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» ( Пс.117:24 ) и прочее. А громогласнейший Исаия предвозвестил нам о воскресении не токмо Христовом, но и прочих мертвых, исшедших из гробов тогда, егда, «Иисус воззвав гласом велиим, испусти Дух» ( Мф.27:50 ); предвозвестил также о той радости, коей вся земля исполнилась по причине избавления от прародительской язвы, и о том спасении, которое люди получили от воскресения Христова: «Воскреснут мертвии, и востанут иже во гробех, и возрадуются, иже на земли: Роса бо, яже от Тебе, исцеление им есть» ( Ис.26:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Да, можно молиться и у себя (в своем) дома, но такая молитва не обладает той силой, какой наполнена молитва в церкви, когда ее творит много священников, учителей и христиан и все единогласно воссылают ее Богу, где Бог лучше слышит твои слова, где такое единодушие, любовь, согласие и славословия священников. «Но какое слышится от многих холодное оправдание? Молиться, говорят, могу я и дома, а слушать беседу и учение дома невозможно. Ошибаешься ты, человек; молиться, конечно, можно и дома, но молиться так, как в церкви, где такое множество отцов, где единодушно воссылается песнь к Богу, дома невозможно. Ты не будешь так скоро услышан, молясь Владыке у себя, как молясь со своими братьями. Здесь есть нечто большее, как то: единодушие и согласие, союз любви и молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы молитвы народа, как слабейшие, соединясь с их молитвами сильнейшими, вместе с ними восходили на небо» (Слово 3 против аномеев). Потому и была у божественного Давида привычка молиться и воспевать Господа в церквях: «В собраниях благословлю Господа» ( Пс.25:12 ). И далее: «Посреди собрания восхвалять Тебя» ( Пс.21:23 ). И не только молился он в церквях, но и других побуждал молиться там: «В собраниях благословите Бога Господа» ( Пс.67:27 ). И далее: «Поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» ( Пс.28:2 ). Василий Великий толкует его слова так: «Нужно поклонение, совершаемое не вне церкви, но в самом дворе Божиим... чтобы, оставаясь вне и увеселяясь внешним, не потерять и права быть во дворе Господнем» (Беседа на псалом 28). Утренняя молитва в церкви помогает всем работам в течение дня Итак, возлюбленные мои братья, устыдитесь всего того, о чем мы сказали, а больше всего самого имени Церкви, и где бы вы ни услышали звон церковного колокола или удары била, призывающие на утреню, литургию или вечерню, тотчас же поспешите, как истинные чада, к своей общей матери и как члены семьи в свой (родной) духовный дом, как спешат сражающиеся с бурей моряки в тихую гавань, как алчущие и жаждущие – на духовную трапезу таинств и божественного слова, как раненые и немощные – в лечебницу и гостиницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

И в книге Второзакония говорит Бог Моисею: собери ко Мне люди, и да слышат словеса Моя, да научатся боятися Мене (Втор. 4, 10). Наименование Церкви употребляется также тогда, как говорится о скрижалях: и на них бяху написана вся словеса, яже глагола Господь к вам в горе из среды огня в день собрания (Втор. 9, 10). Яснее как бы так говорит Моисей: в тот день, в который, быв созваны Богом, вы собрались. И Псалмопевец говорит: исповемся Тебе, Господи, в церкви мнозе: в людех тяжцех восхвалю Тя (Пс. 34, 18). 25. Сперва Псалмопевец воспевал: в церкви благословите Бога, Господа от источник Израилевых. (Пс. 67, 27). Но с того времени, как иудеи по причине злого умысла против Спасителя отвержены от благодати, Спаситель создал другую из язычников Христианскую нашу Святую Церковь, о которой сказал Петру: и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). О той и другой из них предрекая, Давид ясно говорил: и о первой отверженной: возненавидех церковь лукавнующих (Пс. 25, 5). О второй, которая должна быть создана, говорит в том же Псалме: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего (8), и потом тут же: в церквах благословлю Тя Господи (12). Ибо когда первая церковь иудейская была отвержена, то по всей Вселенной уже умножаются Христовы церкви, о которых в Псалмах сказано: воспойте Господеви песнь нову, хвалите Его в церкви Преподобных (Пс. 149, 1). Согласно с сим и Пророк иудеям сказал: несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель (Мал. 1, 10). И потом тут же: зане от Восток солнца до Запад имя Мое прославися во языцех (11).О сей Святой Вселенской Церкви пишет Павел к Тимофею: да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). 26.Поскольку же название церкви употребляется в различных случаях, как например о народе, бывшем на зрелище Ефесском написано: и сия рек распусти собравшийся народ (Деян. 19, 40) (Церковь); по праву и поистине можно назвать церковью лукавнующих, сборища еретиков, то есть Маркионитов и Манихеев и других: то посему Символ веры в предосторожность теперь научает тебя так: и во едину Святую, Соборную Церковь, дабы ты оных скверных сборищ убегал, а пребывая бы всегда в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

После великого славословия при пении: Святой Боже… совершается крестный ход вокруг храма с плащаницей. Прокимны перед паремией 1. Гл. 4: Восстань, Господи, на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей. Стих: Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам. (Пс. 43, 27.2). 2. Гл 3: Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои (Пс. 9, 33.2) Аллилуиарий: 1. Да воскреснет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. 2. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня. 3. Так нечестивые да погибнут от лица Божия, а праведники да возрадуются (Пс. 67, 2–4). Литургия Василия Великого соединяется с вечерней. Стихиры воскресные на Господи воззвах 1. Прими, Господи Святой, наши вечерние молитвы и даруй нам прощение грехов, ибо Ты один — явивший миру воскресение. 2. Пойдите, люди, вокруг Сиона и обойдите его и в нем воздайте славу Воскресшему из мертвых, ибо Он — Бог наш, избавивший нас от беззаконий наших (Пс. 47, 13). 3. Приидите, люди, воспоем и поклонимся Христу, прославляя Его воскресение из мертвых, ибо Он — Бог наш, от обольщения врага искупивший мир. 4. Прославим добровольно плотию распятого за нас, пострадавшего, погребенного и воскресшего из мертвых и воскликнем: утверди в православии Церковь Твою, Христе, и в жизни нашей восстанови мир, как Благой и Человеколюбец. Иные стихиры, гл. 8: 1. Сегодня ад со стоном вопит: «Лучше мне было бы не принимать Родившегося от Марии, ибо, прийдя ко мне, Он уничтожил мою власть, сокрушил медные врата, а души, которыми владел я раньше, Он, как Бог, воскресил». Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему. 2. Сегодня ад со стоном громко взывает: «Уничтожилась моя власть: я принял Мертвого, как одного из умерших, но совершенно беспомощен удержать Его и теряю с Ним тех, над которыми царствовал; я имел мертвых от века, а вот, Он всех воскрешает». Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

   Посему то, что Давид удержан у иноплеменников, не означает, что удержание сделано с худым намерением, ибо не то было на деле; а напротив того означалось сим исполненное любви и дружеское расположение, ибо Гефеи поселяют у себя изгнанного из земли отечественной. Итак, что же? Ужели это сын Иессеов Давид — человек от человеков, столько преуспел своими подвигами, что весь человеческий род, удаленный от Бога за преступление святых заповедей, снова призвал к Богу и показал ему гадательный смысл столпописания? А кто столпописанием наименует Писание Богодухновенное, тот не погрешит. Или не явствует из самой связи истории, что столько велик Тот, Кто стал вне пределов естества, населил город у иноплеменных Себе, нашел Себе покой в двояком браке, взяв одну супругу из Израильского рода и другую с ложа иноплеменников, так что, если слово о Нем надлежит привести в большую ясность, то Он есть вместе Победитель и Жених. Ибо, как сильный в брани, преодолел имеющего державу смерти, и тем неисчетный народ, содержимый в аде, извел на свободу; а когда народ Израильский по зависти и ревности устремился на убиение Его, удерживается Он по благорасположению иноплеменниками, и у них созидает град, разумею Церковь; и здесь-то утверждает царство Свое Изрекший подчиненным Сауловым: «отимется от вас и, царствие, и дастся языку творящему плоды его» (Матф.21:43). В этом-то граде есть несколько и благорожденных Израильтян, по пророческому изречению, в котором сказано: «в Церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» (Пс. 67:27), ибо начавшее слово веры, проповедники истины, основатели Церкви, разумею учеников и Апостолов, были «от источник Израилевых. Князи Иудовы», говорит Пророк, «владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли» (Пс.67:28). Сими признаками и указаниями пророчество предъозначает родовые отличия учеников. Между ними и «Вениамин юнейший, во ужасе» обученный тайнам, от семени Авраамова и колена Вениаминова, Божественный Апостол Павел. Впрочем, если и повествуется, что Царь имеет в сожительстве Израильтянку, то больше любима им Авигея, с которою сожительствовал сперва обитатель Кармила Навал, по прозванию — «человек зверонравен» (1Цар. 25:3), суровый горец, стригущий овец, по смерти которого жена сия сожительствует с царем и делается матерью царей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3097...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010