Скрыться таким противникам Бога от Его всеведения и вездеприсутствия невозможно. Если бы они скрывались в Васане, на возвышенностях, поросших густыми лесами из породы дуба, куда обыкновенно убегали грабители и разбойники и где их трудно было разыскать, или, если бы враги Бога скрылись в глубине морской, то и оттуда Господь извлечет их, чтобы покарать. Врагов погибнет такое количество, что еврейские воины будут топтать их и псы лизать их кровь, так как трупы врагов не успеют предать погребению. Все это исполнится, так как это обетование дал евреям Сам Бог ( «сказал Господь»). Вероятно поводом к такой картине гибели врагов еврейского народа послужила не только победа Давида над сиро-аммонитянами, но и предыдущие завоевания евреев, напр., во время И. Навина, когда и сам Васан сделался их достоянием. Пс.67:25 .  Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: Пс.67:26 .  впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: Пс.67:27 .  «в собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!» Пс.67:28 .  Там Вениамин младший – князь их; князья Иудины – владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы. Давид изображает процессию несения Кивота Завета ( «видели шествие... Бога»). Ядро процессии составлял хор певцов, окруженный девами, с тимпанами в руках, которыми они, вероятно, аккомпанировали пению; впереди певцов и далее шли князья, представители колен. Весь этот смешанный хор, равно как и князья народа, приглашали весь народ благословлять и восхвалять Господа в каждой из сопровождавших процессию группе зрителей, к этому же приглашались и все вообще евреи ( «вы – от семени Израилева»). Таким образом картина несения Кивота Завета представляет общенародное ликование, где все приглашаются быть участниками благодарного пения Богу, а не просто лишь зрителями. И действительно, здесь присутствовали все колена, как Вениаминово и Иудино, жившие на юге Палестины, так и северные – Завулоново и Неффалимово. Указаны здесь только четыре колена для обозначения всех колен вообще, так как если даже самые отдаленные колена от Иерусалима приняли участие в этом торжестве, то для других колен, ближе расположенных к месту ликования, такое присутствие было еще легче осуществимым. Да и вообще-то в Библии часто две противоположные стороны света – восток и запад, или север и юг – употребляются для обозначения всех стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первым творческим действием Божиим в произведении вселенной было сотворение неба и земли. Но что должно разуметь под небом и землею в бытописании? Словами небо и земля, вместе взятыми, обыкновенно обозначается в ветхозаветном Писании понятие о мире, вселенной, т. е. земля и воздушные пространства со всеми видимыми и невидимыми небесными телами (напр. Быт.2:1 ; Втор.4:19, 30 ; Неем.9:6 ; Пс.101:26–27 и др.), для которого в еврейском языке не существует особого слова. Но так как видимое небо и все украшение его, равно и земля со всеми населяющими ее существами, по указанию бытописания, произошли позднее, то, следовательно, под небом и землею – начальными произведениями Творца, нельзя разуметь ни надземный, – звездный мир, ни земной шар, нашу планету. Дальнейшее описание первоначального состояние земли показывает, что под «землею» бытописатель разумел не землю в собственном смысле, а находившееся первоначально в состоянии смешанности и неустроенности вещество, из которого последовало дальнейшее мирообразование. Но что должно разуметь под небом? Слова «небо, небеса», кроме значение космического – (т. е. употребление оных в Писании для обозначения неба атмосферического и астрономического), имеют в ветхом завете еще значение символическое, переносное. Под небом нередко разумеется в Писании мир горний, вышечувственный ( 2Кор.12:2 ), место пребывания Бога ( Пс.67:34; 113:24 : 3Цар.8:27, 30 ; Мф.6:9 ; Ин.6:38 ; Деян.1:11 ; Евр.8:1 ; Откр.4:2 и др.), ангелов ( Пс.148:1–2 ; Мф.18:10; 24:36 ; Еф.1:20 и др.), называемых воинством небесным ( 3Цар.22:19–21 ; Пс.148:2 ; Иов.25:3; 15:15 ; Лк.2:13 ; Откр.19:14 и др.) и святых Божиих ( 4Цар.2:11 ; Мф.6:20; 19:21 , Евр.10:31 ; Флп.3:20 ; 1Пет.1:4 и др.). Есть мнение, что в переносном смысле употреблено слово «небо» и в начал кн. Бытия, именно, под небом разумеют здесь небо небес ( 3Цар.8:27, 30, 39 ), или мир невидимый, ангельский, созданный прежде мира видимого. При этом предполагается, что из безвидной и неустроенной земли, вследствие творческого действия Божия, произошла не только наша планета, со всеми своими существами, но и все прочие мировые тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

3:22–23 См. Пс. 135,1 . 3 по милости. Букв.: «непоколебимая любовь». Это основное определение Бога в Его отношениях завета с Израилем. Оно означает Его верность Своему народу. милосердие. Верность Бога завету неотделима от Его милосердия. Милосердие Божие неистощимо. Гнев Божий на Свой народ прекратится, поскольку милость Его вовек (ср. 4,22; Ос. 11,8 ). 3 каждое утро. Любовь Божия принесет утро спасения (ср. Пс. 89,14 ; Мал. 4,2 ; Лк. 1,78 ). верность. Неограничена и неизменна верность Бога (ср. Авв. 2,4 ). 3 часть моя. Это выражение отражает принципы землеустройства у израильских племен. Священники и левиты, не обладавшие земельным уделом, имели Господа в качестве «своей части» ( Числ. 18,20 ; ср. Пс. 72,26 ). 3 Господь... ищущей Его. Бог всегда благ по отношению к тем, кто уповает на Него (ср. 1Пар. 28,9 ). Тройное «блаженство» в данном контексте (ср. ст. 26, 27) заключено в исходящей от Него благодати (ср. ст. 17, где древнееврейское слово «благо» в одном из значений передается как «благоденствие»). 3 в юности своей. Скорее всего, имеются в виду страдания, перенесенные Иеремией в юные годы, косвенно указывается на избавление от них. Народ тоже может надеяться на милосердие Господа, которое придет на смену нынешним испытаниям. 3:28–30 сидит ... поношением. Пророк увещевает страдающих перетерпеть нынешние несчастья в ожидании милосердия Божия. 3 сидит уединенно. Ср. 1,1. 3 подставляет ланиту свою. Унижения, претерпеваемые Израилем, предвосхищают унижения Христа (ср. Ис. 50,6 ; Мф. 26,67 ). 3:31–33 Господь милостив и гнев Его не может длиться бесконечно ( Пс. 29,6 ; Ис. 54,7 ; Ос. 6,1 ). Милосердие неотделимо от неколебимой Божией любви. Бог поражает людей «не по изволению сердца», даже когда наказывает. 3:34–36 Бог не может потворствовать неправедному суду и попранию беззащитных. Ср. Иов 8,3 . Но Он допустил это, ибо в справедливом наказании заключена милостивая любовь Господа. 3:37–38 Все происходит по слову Божию (ср. Быт. 1,3 ). 3:38 Коль скоро все происходит по слову Господа, ни один человек не может сетовать на то, что Бог посылает бедствия в наказание за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5 . Если же нечестивые притеснители праведных не вразумятся действиями божественного промысла и благовременно не обратятся ко Господу с раскаянием, то они затрепещут от страха, где нет страха, т. е. внезапно поражены будут страхом праведного суда Божия ( Пс.2:5; 7:12 и след.) среди полного благополучия, когда, наслаждаясь спокойствием, в своей самонадеянности не ожидают никакой опасности ( 1Сол.5:3 ), и в угрызении пробудившейся совести станут мучиться страхом без всякой видимой к тому причины ( Лев.26:16–17 ; Втор.28:66–67 ; Иов.15:20 и др.). Этот суд Божий совершится над нечестивыми потому, что Господь в роде праведных, т. е. благоволит всегда только к праведным и не может допустить, чтобы они вечно страдали от нечестивых, – но, по правосудию Своему, рано или поздно непременно должен выступить на их защиту от притеснителей (ср. Пс.93:1–3, 14–15, 22–23 ). Евр. по-русски переведенное: там (потому что, на основании греч. текста, прибавлено: где нет страха, ср. евр. текст другой редакции этого псалма в Пс.52:6 ), может быть понято здесь, как наречие времени: «тогда», и в таком случае прошедшее время слав.– греч. перевода убошас может быть заменено будущим решительным: «убоятся». Совтъ нищаг посрамисте: гдь же 6. Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его. 6 . «Вы, нечестивые, посмеялись ( посрамисте) над образом мыслей и намерений ( совтъ) угнетаемого вами праведника ( – нищаг), думая своим торжеством над ним доказать бесполезность его упования на Бога; но преждевременно и напрасно торжество ваше; Господь – его безопасное убежище и верная защита (); Он дарует ему свое спасение: упование на Господа не посрамит праведника ( Рим.5:5 ). – Так как решительное поражение нечестия и дело спасения праведных имело начаться с пришествием обетованного Спасителя и 1–3 ст. Пс.изъясняются Апостолом в мессианском смысле: то некоторые оо. и уч. Церкви (Евсевий, Иларий, Августин) в угнетаемом праведнике, о котором говорит здесь псалмопевец, видят предызображение Христа Спасителя, уничижаемого и поручаемого ( Мф.27:47 ), которого дело искупления человечества (совет предвечный, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

13–22. В противоположность прежнему своему спокойному и обеспеченному положению под отеческим попечением Промысла Божия, молящийся праведник представляет трогательную картину настоящего своего крайне бедственного состояния, угрожающего ему неминуемою гибелью (ст. 13–19), и в виду этого усердно молит Господа сжалиться над ним и поспешить к нему на помощь и избавление (ст. 20–22). быдоша м тельцы мнози, юнцы держаша м: 13. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, верзоша на м уста сво, к левъ восхищай и рыкай. 14. раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. 13–14. Множество врагов обступили страдальца; они с яростью нападают на него будто рассвирепевшее стадо молодых быков, или сильных Васанских волов, устремляющихся на хищного зверя. Раскрыли на него пасть свою (ср. Пл. Иер.2:16; 111:46 ), будто голодный лев, когда он рыкает, готовясь схватить и растерзать добычу свою (ср. Ам.3:4 ). С такою зверскою яростью преследовали Давида Саул и его сторонники (ср. Пс.7:3; 16:12; 34:16–17; 56:5 ); но еще разительнее исполнилось это на Иисусе Христе, между врагами и обвинителями которого пред судом Пилата ясно различаются две части – с одной стороны неразумная толпа народа, действовавшая, подобно стаду быков, под сторонним влиянием, упорно и с какою-то дикою яростью требуя осуждения Его на смерть ( Мф.27:20, 22, 23, 25 и др.), а с другой собственно враги Его – первосвященники, старейшины и книжники, которые именно с алчностью голодных львов искали Его смерти ( Мф.26:3–4, 59, 65–66 ; ср. Ин.12:10–11 и др.) и в буквальном смысле разверзли на Него уста свои, когда взводили на Него различные обвинения пред Пилатом и, требуя осуждения на смерть, вместе с толпой неистово кричали: смерть Ему! распни, распни Его! ( Лк.23:18, 21, 23 и др.). Сл.-гр.-русское тельцы соответствует евр. слову которое означает молодых быков с вполне развитыми рогами (ср. Пс.68:32 ), обладающих уже производительною способностью (ср. 1Цар.6:7:10 ) и употребляется для наименования этих животных в возрасте от 3 (Rosenmüller по Бохарту; ср. 1Цар.1:24 по греч.) до 7 лет ( Суд. 6:25 ). юнцы (=греч.-лат.) букв. с евр. сильные Васаиские (русск. Библ. Общ. и Лонд.), т. е. отличающиеся особенной крепостью и силою быки, откормленные на тучных пажитях Васана, Заиорданской области в пределах полуколена Манассиина, между горою Ермонон, рекою Иавоком и городом Салхою ( Втор.3:10, 13 ; И. Нав. 13:11, 29–30 ), которые славились богатыми пастбищами и множеством разводившегося на них лучшего в Палестине рогатого скота ( Иер.50:19 ; Мих. 7:14 ; Втор.32:14 ; Ам.4:1 ; Иез.39:18 ). 70 толк. имя Васана – принимали в нарицательном значении тучный (Ср. Пс.67:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ис.50:6 . Я пред­ал хребет Мой биющим и ланиты Мои поража­ю­щим; лица Моего не закрывал от по­руганий и оплевания. «Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои – поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.» Если конец предшествующего стиха еще довольно прикровенно намекал на состояние добровольного уничижения и крестной смерти Мессии, то настоящий стих говорит обо всем этом с такой поразительной пророческой ясностью, которая сильно напоминает нам исторические повествования евангелистов ( Мф.26:67 ; Мф.27:26–30 ; Ин.19:1–4 ; и др.). «Все, что было типического в личности Иова ( Иов.30:10 ), что типически-пророческим образом пред изображалось о страданиях в псалмах Давида ( Пс.21:17–18 ), о чем говорил в своих жалобных речах пророк Иеремия ( Иер.20:10 ), все это находит совершенное исполнение в личности Мессии» (Delitzsch). Гебраисты находят, что вместо слова «поражающим» должно стоять «вырывающим мне волосы». Это уже такая деталь мучений, о которой евангелисты умалчивают; но что она была вполне возможна, об этом свидетельствует аналогичный случай из послепленной эпохи ( Неем.13:25 ). Вообще же говоря, по силе своей изобразительности и ясности настоящий стих может быть поставлен в параллель лишь с 53 гл. пророка Исаии (5 ст. и след.). Ис.50:7 . И Го­с­по­дь Бог по­могает Мне: по­этому Я не стыжусь, по­этому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. С 7–9 идет выяснение истинного характера такого добровольного уничижения Мессии. В глазах самообольщенных иудеев, подобное унижение Мессии могло колебать Его авторитет и давать повод к непризнанию Его за Мессию. Пророк и спешит здесь предупредить это ложное извинение и рассеять такой предрассудок, продолжая говорить опять же от Лица Самого Мессии. «Унижаемый от людей и оставляемый всеми ( Мф.26:31, 56 ; Мк.14:27, 50 ). Он не падает духом и не приходит в смущение, зная, что Господь, Отец Его, есть помощник и защитник Его ( Ин.16:32 ; Ин.8:29 ), что никто не может обличить Его " о грехе» ( Ин.8:46 ), все же противники Его, будучи противниками вместе с тем и Бога ( Ин.12:47–50 ), погибнут от нравственной порчи ( Ин.8:24 ), как одежда от моли» (Толков, СПб. проф. с. 787).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   II. Троичность Бога мы можем себе до некоторой степени, хотя и не вполне совершенно, представить в виде солнца: круг, видимый глазом, является источником света и тепла; далее в виде воды в трех ее состояниях — жидком, твердом (лед) и газообразном (пар).    III. Пресвятую Троицу мы прославляем, когда осеняем себя крестным знамением, одновременно освящая при этом и себя. в) О невидимом и видимом мирах     62. Кто сотворил небо и землю?    Небо и землю сотворил, создал Бог, а поэтому мы называем Его Творцом и Создателем.     63. Из чего сотворил Бог небо и землю?    Бог сотворил небо и землю из ничего.     64. Как мы называем то, что Бог сотворил?    То, что Бог сотворил, мы называем созданием или творением.     65. Как называется коротко небо и земля и все, что на небе и на земле?    Небо и земля и все, что на небе и на земле, называется коротко миром, или вселенной.     66. Что мы знаем о мире?    О мире мы знаем, что есть мир невидимый, или духовный, нетленный, и мир видимый, или материальный, тленный.     67. Для чего сотворил Бог мир?    Бог сотворил мир для того, чтобы все, живущее в нем, Его прославляло и исполняло Его волю.     68. Как заботится Бог о мире?    Бог заботится о мире таким образом, что им управляет.     69. Как мы называем попечение Божие о мире?    Божие попечение о мире мы называем Божиим Промыслом, или Провидением.     Пояснения:    I. О сотворении мира говорится в первой фразе Священного Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).    II. Будем уповать на Божие Провидение; по словам апостола Павла, «Бог недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:27—28).    III. «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою» (Пс.36:5).    IV. Вера в Провидение Божие должна нас поощрять к тщательному и точному исполнению наших обязанностей. Согрешил бы тот, кто, в уповании на Божие Провидение, предался бы бездействию и лени. Мы обязаны сотрудничать с Провидением Божиим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Наконец, слышится голос Божий и видимы бывают пути Божии и в истории царств и народов и жизни отдельных лиц, ибо история человечества, как и жизнь отдельных лиц, не есть сцепление простых случайностей, а управляется промыслом Божиим и ведется к определенной цели ( Деян.17:26 ; Пс.67:4–5 ; Втор.4:34–35 и др.). Наблюдая и размышляя о делах творения и промышления Божия, человек может собирать в мире раздробленные следы божественных совершенств и, совокупляя их воедино, образовать из них в глубине своего духа некоторым таинственным и непостижимым образом идею божественной личности, давать обличение (облик) вещей невидимых ( Евр.11:1 ). О возможности познания Бога этим способом, доступным для всех людей, ап. Павел свидетельствует так: разумное Божие ( γνωστν το Θεο, т. е. что можно знать о Боге) яве есть в них (т. е. язычниках): Бог бо явил ( φανρωσε) есть им. Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество ( Рим.1:19–20 ). Руководителем человека в таком познании служит заключающаяся во внутреннем существе человека, в его богоподобии, идея о Существе высочайшем и всесовершеннейшем или врожденное стремление к Божеству и способность осязать или непосредственно чувствовать Его ( Деян.17:27–28 ), когда Он благоволит коснуться души человеческой Своим благодатным воздействием, постучать в двери сердца человеческого ( Откр.3:20 ). При искании человеком следов Божества в мире, врожденная идея о Боге подсказывает разуму человека, где видны эти следы, где нет, что можно относить к Богу, чего нельзя. Если бы не было в человеке такой идеи, видимое и конечное не могло бы приводить к мысли о невидимом и бесконечном. Пути, которыми разум может следовать при составлении понятия о Боге на основании самооткровения Божества в мире, суть следующие: 1) путь отрицания (via negationis) или исключения из представления о Боге, как существе бесконечном, всех замечаемых в мире черт конечности и ограниченности, как несоответствующих врожденной идее о Боге (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Твердо верующий в непрестанное действие Промысла Божия, Давид глубоко недоумевает – почему нечестивый прогневляет Бога, – именно тем, что говорит в сердце своем или думает, будто Бог не видит его преступной деятельности, а вместе и не взыскивает за преступление. Нет, говорит Псалмопевец, Ты, Господи, видишь; ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, которые нечестивые совершают над другими с жестокостью и яростью; а потому, да будут преданы в руки Твои такие злодеи, кои не знают над собою ничьего суда, коим покорены все их противники (ст. 26). – Тебе Господи – Твоему промышлению предоставлен нищий и сироте Ты будь помощник – будь им вместо отца (ср. Пс.67:6 ). А чтобы грешный и лукавый или нечестивый и злой снова не мог производить насилие над бедными и сирыми, то – сокруши мышцу такому злодею, – пусть он не владеет своей рукой, как если бы у него были отсечены мышцы – мускулы на руках – так, чтобы он и не мог поднять их на бедного (ст. 30–31). Взыщется грех его и не обрящется – пусть нечестивый подвергнется строжайшему взысканию за свой грех и потом уже и сам не обрящется, – не будет такого грешника, который думает, будто Бог не гневается и не взыскиваете за грехи (ст. 34 и 25, 32). 37–39. Господь Царь во век и в век века, погибнете языцы от земли Его. Желание убогих услышал ecu, Господи, уготованию срдца их внят ухо Твое. Суди сиру и смирену, да не приложить ктому величатися человек на земли. Господь есть вечный Царь народов, вечны и законы Его правосудия; а потому Он не потерпит оскорбления Его промысла со стороны язычников, кои не признают Его всеведения, отрицают Его мздовоздаяние, – Он истребит их (ст. 25–27, 32, 34). – Да, утверждает Давид, Господь слышит желание убогих – чтобы избавиться поскорее от сетей лукавого злодея; Его ухо внимает уготованию сердца их – их сердечной молитве об этом избавлении. Давид знает это своим сердцем, которое столь постоянно было обращено к Богу... Да будет же на суде Божием и всегда оправдание и заступление сироте и смиренному или угнетенному, чтобы не величался человеке, будто над ним нет и не будет суда Божия, – так, что он будто бы может безнаказанно совершать всякие злодеяния!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

экзегетов, основанные на варианте древнеевр. текста. Комментируя слова Лев 16. 10 (согласно Лукиановской версии текста Септуагинты, используемой экзегетом, эти слова звучат так: «...да возьмет он козла [τργος вместо χμαρος в Александрийской версии] живого перед Господом, чтобы помолиться о нем и чтобы отослать его во отпущение в пустыню»), блж. Феодорит замечает, что здесь слово «отпущение» относится непосредственно к козлу. И в подтверждение своих слов он приводит варианты этого стиха в переводах Акилы, где слово «отпущение» передано как «на козла, отрешаемого в пустыню», и Симмаха - «на козла, отходящего, чтобы отпустить его во отпущение» ( Theodoret. Quaest. in Lev. 22//PG. 80. Col. 328; P. 186; ср.: Septuaginta. VTG. Bd. II 2: Leviticus/Ed. J. W. Wevers. Gött., 1986). Этому мнению близко замечание свт. Кирилла Александрийского о том, что «отпущаемым» называлось само животное, а ни в коем случае не демон ( Cyr. Alex. Glaph. in Lev. 2). Обряд отсылания К. о. блж. Феодорит сопоставляет со словами псалма: «Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай - от лица Бога, Бога Израилева» (Пс 67. 8-9),- так что пустыня, которая оказывается образом смерти, в свою очередь указывает на распятие Спасителя, потому что в то время земля потряслась, камни рассыпались и солнце помрачилось (см.: Мф 27. 45, 51). Т. о., этот обряд научал спасению вселенной, а иудеев, словно младенцев, подкреплял (или «утешал»; греч. ψυαγγει) напоминанием им «о беззаконии, на какое отваживались они неоднократно в пустыне, о неизреченном человеколюбии Владыки, по которому избегнув законных наказаний, вошли они в обетованную Землю» ( Theodoret. Quaest. in Lev. 22//PG. 80. Col. 332). По мысли мч. Иустина Философа, выбор 2 козлов и их различная роль в ритуале Дня очищения возвещали «двоякое пришествие Христа»: первое - когда первосвященники наложили руки на Христа и умертвили Его, а другое - грядущее, когда на том же самом месте, в Иерусалиме, они узнают Того, Кого они умертвили ( Iust.

http://pravenc.ru/text/1841684.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010