" Египет» ( мацор ) – это имя города Иерусалим последних времен ( Откр.11:8 ). В Иерусалим – как во враждебный город шел Христос. Духовное растление в Иерусалиме во время земной жизни Спасителя описывается в сопоставлении с его крайними формами в мировой истории ( Пс.55 /54:10 сл.). Иерусалим был «град укрепленный» – как мистический противник Мессии. Вход Господень в Иерусалим был торжественной процессией: «осанна Сыну Давидову!» ( Мф.21:9 ). Спаситель шел в Иерусалим навстречу казни. Вход Господень в Иерусалим должен был закончиться всеобщим криком: «распни Его» ( Мк.15:13 ). Пс.59:11             Кто приведет меня в Едома? Во времена земной жизни Спасителя царями Иудеи были идумеяне, т.е. едомляне (династия Ирода). Пс.61:4             Доколе напираете на человека?                         Будете убиты все вы,                         как стена наклонившаяся, ограда, которую толкнули. «Напираете» – hap.leg.; атакуете с криком. «Будете убиты» 348 – тот же глагол в заповеди «не убивай» ( Исх.20:13 ); «будете убиты» не человеческой волей. «Стена наклонившаяся» – стоит, слабеет, падает, разваливается. «Толкнули» – ср.: «будет для них путь их – склизкие [топи] во мраке; их толкнут, и они упадут в него» ( Иер.23:12 ), для таковых поставлен «Ангел Господень толкающий» ( Пс.36 /35:5). Те, кто так давит человека, наклоняют сами себя, как стену, и толкают себя к насильственной смерти. Пс.61:5             Также с возвышения его они советовали свергнуть,                         советовали ложь,                         устами своими благословляют, внутри себя клянут. «Возвышение» – также: достоинство. «Советовали» – на совете нечестивых, «советовали ложь» – как лгать. «Внутри себя» – букв.: в нутре их. «Устами своими» – букв.: устами его; т.е. «каждый из них благословляет» (Раши). «Клянут» – глагол калал (в переходной форме) имеет значение «клясть, хулить» (чаще переводят «злословить»), когда хула направлена от низшего к высшему или к убогому, – такая хула наказуема ( Лев.24:15 ; Исх.21:17 ; Исх.22:27,28 ; Лев.19:14 ; Иов.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

9). При том же, эта болезнь была не столько физическою, сколько нравственною (5–8). Особенно ясно видно это из 54 псалма, написанного по одному случаю с 40 псалмом. Трепет сердца, страх и смертные ужасы (54:5. 6), стон и смущение (3), вот симптомы этой болезни, очевидно, больше моральной. Только потом уже она, по 9 ст. 40 псалма, перешла и в физическую. Что же касается до приложимости 10 стиха к Иоаву, то хотя Иоав не был для Давида человеком мира (см. 2Цар. 3:29; 24:4 ), но всё же нельзя вполне отвергать возможности этого приложения. Как военачальник, Иоав был некогда для Давида таким человеком, на которого он имел полное право полагаться. И Давид, если не в буквальном смысле, то по близости к себе Иоава, мог назвать его разделявшим с собою одну трапезу 349 . А за то, что он восстал против своего государя, Давид мог вполне верно говорит о нём, как о поднявшем пяту на своего господина, подобно какому-нибудь неразумному животному. Равно также изменник Иоав вполне мог быть прообразом Иуды Искариотского, на которого, как на своего предателя, указал Иисус Христос словами 10 ст. 40 пс. Но ещё с большим правом это можно сказать о другом изменнике Давида-Ахитофеле. Будучи ближайшим родственником Давида, по жене Урия, и как человек чрезвычайно хитрый, Ахитофел пользовался самым безграничным доверием Давида, так что его советы принимались как советы Бога ( 2Цар. 16:23 ). Присоединившись к возмутившемуся Авессалому, он стал самым опасным врагом Давида. Давно затаённая его ненависть к Давиду теперь развернулась вполне, так что он способен был на всякое мерзкое дело (см. 2Цар. 16:21 ) и даже на убийство самого помазанника ( 2Цар. 17:1–3 ). А между тем его коварный ум сделал его и для Авессалома и бывших с ним тем же, чем он был и для Давида ( 2Цар. 16:23 ). Отсюда понятно, почему Давид из множества своих врагов преимущественно останавливается на нём. Давид желал укрыться от него”, как говорил он в 54 псалме, в котором личность Ахитофела и коварство его политики обрисовывается рельефнее (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

§ 101. Третий час, с междочасием имеет те же главные предметы и направление, какие и первый. Отличие же состоит в следующем: поскольку с течением дня и переменою часа изменяются потребности и характер деятельности нашей: то 1) Псалмы и молитвы приноровлены особенно к этому изменению; 2) Служба третьего часа напоминает нам страдания Господа от времени осуждения до исшествия Его на Голгофу ( Мф.27:27–32 .); 3) сошествие Св. Духа на Апостолов, последовавшее в третий час дня ( Деян.2:15 ). Поэтому и Псалмы избраны такие, которые содержат в себе указание на означенные события. В них пророчески изображаются навет и злоба Иудеев на Искупителя, Его неповинное страдание и молитвенный вопль страждущего; в Псалме покаянном есть молитва о ниспослании нам Св. Духа. Последняя мысль ещё яснее выражена в Тропаре: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом твоим ниспославый и проч. § 102. Бе… час яко шестый… тогда предаде Его им, да распнется… И нося крест свой изыде Иисус на глаголемое лобное место, идеже пропяша Его ( Ин.19:14–18 ). Вот та священная и страшная година, которую напоминает Служба шестого часа. Псалмы, избранные для этой Службы ( Пс. 53, 54:90 ), гадательно указывают частью на предательство Иудино ( Пс.54:13–14 .), частью на ненависть и буйство Иудеев, искавших смерти Господа, частью на землетрясение и мрак ( Пс.54:6 ), покрывавший землю от шестого часа до девятого, частью на победу над смертью и адом, частью же описывают историю внутренних чувств Искупителя на кресте. В Тропарях шестого часа читаем: «иже в шестый день же и час на кресте пригвожден…» Спасение соделал еси посреде земли Христе Боже, на крест пречистеи руци Твои простер еси, собирая вся языки… Здесь выражена главная мысль шестого часа Богослужебного. В молитвах Часа и Междочасия изложены благодарственные и молебные прошения, сообразные времени и предмету Службы. § 103. Девятый час описывает последнее великое мгновение, когда всё совершилось в деле искупления, и когда Искупитель, преклоня главу, предаде дух ( Ин.19:30 ; Мф.27:50 ; Мк.15:37 ; Лк.23:36 ) Свой Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Детская вспыльчивость невинна, в ней больше приятного, чем огорчающего. Дети легко ссорятся между собой и также легко примиряются, и с еще большей приязнью общаются друг с другом, они не умеют поступать хитро и притворяться. Не пренебрегайте детьми, о них Господь сказал: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф.18:3 ). Сам Господь, Сила Божья 168 , был, как младенец: Будучи злословим, Он не злословил, и когда Его ударяли, Он не отвечал ( 1Петр.2:23 ). Поэтому ты и стань как ребенок: не помни об обидах, не поступай дурно, пусть все, от тебя исходящее, будет невинно. Не обдумывай, чем ответят тебе другие, будь самим собой, храни простоту и чистоту своего сердца. Не отвечай гневному на его гнев или глупому на глупость ( Притч.26:4 ), ведь грех быстро порождает грех . Если ты будешь тереть камень о камень, разве не появится искра? 94 . Язычники, привыкшие все преувеличивать в своих рассказах, приводят слова философа Архита Тарентского, обращенные к управляющему: «О несчастный, как бы я побил тебя, не будь я разгневан!» 169 И Давид сдержал занесенную уже руку и подавил негодование. Насколько важнее было не отвечать на оскорбление, чем не мстить за него! Авигея своими просьбами остановила воинов, уже готовых отомстить Навалу. Мы видим, что должны уступать своевременному заступничеству и делать это с радостью. Давид весьма обрадовался и благословил обратившуюся к нему Авигею за то, что она удержала его от мести 170 . 95 . Еще он сказал о недругах своих: Они возвели на меня беззаконие и в гневе враждовали против меня ( Пс.54:4 ). Послушаем слова разгневанного Давида: Кто даст мне крылья как у голубя? Я улечу и найду покой ( Пс.54:7 ). Они старались вызвать его гнев, а он выбирал безмятежность. 96 . Еще он сказал: Гневаясь, не согрешайте ( Пс.4:5 ). Наставник в нравственности дает нам нравоучение, зная, что природные страсти надо сдерживать с помощью разумных назиданий, а не вырывать силой 171 : Гневайтесь там, где грех , заслуживающий вашего негодования.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

После живого начертания Божественного промысла, певец снова обращается к Праведнику, снова представляет его говорящим о своей надежде на Бога; а потом опять обращается к Праведнику со своим словом. 230 Здесь псалмопевец, как бы отвечая на ясновидение праведника, снова показывает, как полезно, как благотворно уповать на Бога. Ничто злое, ничто пагубное не случится с праведником, говорит он (ср. Ис.54:14 ). Ангелы Божии, наши хранители, по повелению Божию, так пекутся о нас, что мы можем, при охране и руководстве их, смело совершать свой жизненный путь, не опасаясь никаких препятствий, соблазнов, увлечений (ср. Исх.23:20 ; Пс.33:8 ; Мф.4:6 ; Лк.4:10 ) и даже нападений, хотя бы со стороны таких сильных, как львы, и таких страшных животных, из пород ящериц, как например, так называемые, василиски. Праведник безопасен, если на него нападут и эти самые животные. Вспомним Даниила во рве со львами! 231 В последних словах певец представляет говорящим непосредственно Самого Бога, Который возвещает, что Он окажет все сказанные милости Праведнику потому единственно, что он верует в Него, как во всемогущего Промыслителя, и вполне полагается на Него. (ср. Пр.10:24). Бог обещает верующему в Него и надеющемуся на Него, что Он будет и всегда помогать ему, когда он обратится к Нему, особенно же в горе и бесславии, вместо которых пошлет и славу и долголетие (ср. Пс.144:19 ; Пс.41:10 ; Пс.65:24 ). Таким образом, Бог защитит праведника от всех опасностей и наделит его всеми благами как земными, так и небесными. Ничего не может быть выше таких благ, и потому понятно, как необходимо всей душой полагаться на, Бога 233 Певец сокрушается о том, что ему, удалившемуся из города, невозможно быть среди домов и дворцов царских на Сионе, где находится Бог, в особенности же после того, как Давид перенес туда дом Божий, священную скинию, которая тоже имела свой двор. Прекрасно было находиться на Сионе, еще лучше во дворе скинии и в самой скинии, но еще прекраснее быть в горнем Сионе, блаженствовать на небе. Но стремящимся к Богу дается и это последнее. Вот почему радовался псалмопевец, надеясь на Бога. (ср. Пс.25:6,8 , 26:4, 6:2:26).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Глава 23. Посему прекрасно Павел совершающим течение на поприще возглашает, взывая: Тако тецыте, да постигнете (1 Кор. 9, 24), а сим повелевает так усиливать скорость и стеснительность времени преодолевать самым напряженным стремлением, чтобы путь, требующий долгого времени, при неослабном и постоянном тщании бегущего совершаем был как можно скорее. Сию-то долготу пути усмотрев, быстротечный Давид, сказавший: Путь заповедий Твоих текох (Пс. 118, 32), просил и умолял Бога сделать ему известным, сколько времени остается ему для жизни и достаточно ли ему оного к достижению желаемого. Ибо говорит: Скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз (Пс. 38, 5). Потом уразумев, что остался он далеко позади и остающееся время жизни его несоразмерно с тем, что впереди хотя бы от первой преграды до конца поприща, не переводя дыхания понесся он по воздуху, и, отчаиваясь в быстроте ног своих, вступает в состязание с птицами и природами высокопарящими, и говорит: Кто даст ми криле яко голубине? и полещу, и почию (Пс. 54, 7). Так, сколько можно было гадать, соразмеряя время с расстоянием, Давид познал, что один только способ достигнуть ему цели: поднявшись ввысь на высоту доброго жития и окрылившись рачительностию, перелететь разделяющее пространство и таким образом коснуться желаемого предела совершенства. По обыкновенному чтению: двадесять (4 Цар. 4, 42). Вместо: πρς τ φθσαν по рукописи читается: πρς τ φθσαι. Отделение 12. Притча о винограднике и о делателях, нанятых в разные часы Глава 16-23 Глава 16. Ибо если, по сказанному, ополчится Ангел Господень окрест боящихся (Пс. 33, 8), то для чего утруждают себя окружающие праведника, извне ничем не пользующегося, когда внутренне окружен он надежною стражею, возбраняющею внешние нападения? Чем отяготительна бедность для любомудрствующего и подвижника, у которого нет и заботы о хранении суетного и который, когда хочет, имеет у себя потребное, потому что вся тварь служит ему, как Владыке всего, и усердно приносит ему в дар желаемое, тогда как у наиболее гордящихся богатством недостает и самого потребного для необходимого пропитания? Какие богатства не истощались во время гладов, о которых повествуется в Божественном Писании?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2348...

Завидующий успехам брата своего отлучает себя от вечной жизни, а содействующий брату будет сообщником его и в вечной жизни. Ибо если по суду наказываются и делающие худо и соучаствующие с ними, то не тем ли более Господь наградит того, кто споспешествует исполнению воли Его? Написано: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс. 33:20). Многи раны грешному (Пс. 31:10). Смерть грешников люта (Пс. 33:22). Это ещё не добродетель — быть обесчещенным и не чувствовать этого; напротив того, вот добродетель — сознавать это и презирать ради благочестия, ибо сказано: Поносимь ленивый не усрамляется (Притч. 20:4). Лучше улыбкой пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо. А человеку мудрому плач усладительнее смеха. Кто даст ми во уста моя хранилище и на устне мои печать разумну? Да не падуся от них, и язык мой да не погубит мя… Владыко живота моего, не остави мене в совете их и не даждь ми впасти в ня (Сир. 22:31;23:1). Ибо Ты сказал, Господи: от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися (Мф. 12:37). Если пророк сказал: якоже порт (тряпка) нечистыя вся правда наша (Ис. 64:6), что скажу я, рожденный во грехах? И теперь, Владыко, все упование мое держится на Твоих щедротах. Боже, милостив буди мне грешнику (Лк. 18:13). Господи… не даждь возношения очима моима и вожделение злое отврати от мене (Сир. 23:4). Не верь обманчивым снам, возлюбленный; многих бо прельстиша сония, и отпадоша надеющеся на ня (Сир. 34:7). Ибо какой меры совершенств достигли мы, чтобы видеть нам видения Ангелов? Велико преспеяние и велика слава — смиренномудрие, и нет в нем падения. Признак смиренномудрия — обеими руками удовлетворять потребности брата, так, как бы и сам ты принимал пособие. Монах, домогающийся наследства от плотских родителей, впадет в искушения, а взыскующий Господа спасется. Не говори: «Чем буду питаться, если состарюсь?» Нам не позволено заботиться и об утрешнем дне, а ты заботишься уже о старости. Будем искать Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся нам (Мф. 6:33). Ибо Сам Он сказал: весть бо Отец ваш Небесный, ихже требуете, прежде прошения вашего (Мф. 6:8). Если же не будем искать этого прежде всего, то явно будет, что и не заботимся о том. Итак, возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

49. Знать наверное, что во всяком месте видит тебя Бог (Прит. 5). 50. Злые помышления, на сердце приходящие, тотчас разбивать о камень (Пс. 36). 51. И открывать духовному старцу (Сир. 9). 52. Уста свои блюсти от злоречия (Пс. 35). 53. Не любить многословия (Прит. 10). 54. Слов пустых или возбуждающих смех не говорить (Мф. 12). 55. Не любить разражаться смехом (Еккл. 7). 56. Охотно слушать святые чтения (Лк. 11). 57. Часто прилежать молитве (Лк. 18). 58. Грехи свои прошедшие со слезами и стенаниями каждодневно исповедать Богу в молитве, всячески стараясь в них исправиться (Ис. 6). 59. Похотей плотских не совершать и волю свою ненавидеть (Гал. 5). 60. Заповедям аввы во всем повиноваться (Евр. 13), хотя бы сам он (чего да не будет) поступал иначе, помня слова Господа: что говорят, то соблюдайте, а что делают, того не делайте (Мф. 23). 61. Не желать, чтобы называли святым, прежде чем будешь таким, а лучше быть таким, чтобы истинно называли таким (Мф. 23). 62. Заповеди Божии каждодневно исполнять (Сир. 6). 63. Любить целомудрие (1 Тим. 5). 64. Не иметь ни к кому ненависть ( Лук. 19). 65. Не иметь зависти, не питать ненависти (Гал. 5). 66. Не любить состязаний (2 Тим. 2). 67. Бегать возношения (Пс. 130). 68. Чтить старцев (Лев. 19). 69. Любить младших (1 Тим. 4). 70. Молиться за врагов по любви Христовой (Мф. 5). 71. Прежде захода солнечного мириться с тем, с кем придется размолвиться (Еф. 4). 72. Никогда не отчаиваться в милосердии Божием (Иезек. 18). Вот орудия духовного искусства, которыми если день и ночь всегда будем непременно действовать, в день Суда это будет явлено, и от Господа будет воздана вам награда такая, какую Он обещал: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Рабочая же храмина, где все показанное можем мы привести в дело, есть монастырское заключение, и терпеливое неисходное пребывание в братстве.   Глава 5. О послушании. Первое наше смиренное дело есть послушание без замедления. Оно свойственно тем, которые ничего более его не почитают славным перед Господом, и ради святого служения, на которое дал обет, и по причине страха геенского, и ради славы вечной жизни. Почему, как только приказано бывает им что от набольшего, в исполнении того не смеют допустить медленности, как бы приказание было дано им свыше. О таковых сказал Господь: « по одному слуху по мне, повинуются мне» (Пс. 17:45). И апостолам также говорит Он: “слушающий вас, Меня слушает” (Лк. 10:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010