Всякая скорбь и беда от греха бывает, и если бы не было греха, не было бы и скорби. Для того посылается скорбь, чтобы грех очистился, и когда очистится грех, который скорбь приносит, отнимется и самая скорбь. Потому должно покаянием, исповеданием перед Богом, молитвой и верой очищать грехи, чтобы так и скорбь, и печаль благодатью Божией отнялась, и пришло утешение, как солнце после мрачных дней, или как пища после поста, – приятное и увеселительное. 7. Как подобает утешать верою скорбящую душу Аудио: «Почему прискорбна ты, душа моя? И почему смущаешь мен ? Уповай на Бога, ибо я исповедуюсь Ему, говоря: «Спасение лица моего, и Бог мой» ( Пс41:6 ). В великой печали человек не знает сам, что делает. В таком случае, возлюбленный христианин, «возложи на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает», – говорит тебе святой Давид ( Пс.54:23 ). Утешай себя бесконечным милосердием Божиим, «ибо не навечно отринет Господь, ибо смиривший помилует по множеству милости Своей» ( Плч.3:31–32 ). «Господь мертвит, и живит, низводит в ад скорбей и возводит; Господь делает нищим и обогащает, смиряет и возвышает» ( 1Цар 2:6-7 ). Если и говорят тебе враги твои, дьявол и слуги его: «Где Бог твой?» – беседуй со своей душой, утешай ее со святым Давидом: «Почему прискорбна ты, душа моя?»– и прочее. Хотя и говорится тебе в помыслах: «Где Бог твой?» Но ты обещай: «близ Господь всем призывающим Его во истине» ( Пс.144:18 ). 8. Молитва о неотступной Божией помощи Аудио: «Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего» ( Пс.37:22–23 ). Когда человек, отстав от грехов, презрев мир и прелесть его, старается Богу угождать, Христу следовать верой и терпением, встречает его ненависть мира, и те самые, которые прежде были друзьями, врагами его делаются, как в том же псалме говорится: « Друзья мои и ближние мои напротив меня приблизились и встали, а ближайшие мои вдали от меня встали; ищущие души моей теснились, ищущие мне зла говорили суетное и весь день помышляли о коварстве» ( Пс.37:12–13 ). Хотя и всегда, но особенно в таком случае должно с воздыханием к Богу сердце возводить, чтобы Он не оставил, и не отступил с помощью Своею. Против врагов и хульников должно быть как глухому и немому, как Псаломник говорит о себе в том же псалме: «Я же как глухой не слышал, и как немой отверзал уст своих» ( Пс.37:14 ). Тогда Бог, на Которого уповаешь, вместо тебя, возгласит самим делом, как говорит пророк: «Открой Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит. И выведет, как свет правду твою, и судьбу твою, как полдень» ( Пс.36:5– 6 ). А притом сам старайся не оставить Господа, и сердцем не отступить от Него, но внимать всегда Его закону, как говорит: «Внимайте, люди Мои, закону Моему» ( Пс.77:1 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-i-b...

52:2–5 См. ком. к Пс. 13,1–4 . 52:6 Начало этого стиха повторяет Пс. 13,5 . Далее тексты двух псалмов несколько расходятся между собой. рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Т.е. Бог уничтожит нечестивцев. В ВЗ Бог предстает сражающимся на стороне Своего народа против его врагов из плоти и крови. 52 спасение Израилю. Псалмопевец выражает надежду на скорое избавление Израиля от зла и несчастий. Глава 53 Пс. 53 Этот псалом представляет собой плач человека, преследуемого безбожниками. Псалмопевец просит Господа о помощи и обещает воздать Ему за свое спасение обильные хвалы. 53:1–2 Заголовок свидетельствует о том, что псалом был создан Давидом еще до того, как он взошел на израильский престол. Поводом для его создания послужило предательство Давида зифеями (ср. 1Цар. 23,19; 26,11 ). 53 суди меня. Давид обращается к Богу как к справедливому Судье с жалобой на предавших его зифеев, которые были иудеями, т.е. соплеменниками будущего царя. Однако псалом не привязан именно к этому эпизоду и имеет более широкое 53 чужие восстали на меня. Хотя зифеи и были соплеменниками Давида, лично он их не знал. 53:8–9 Псалмопевец обещает возблагодарить Господа, когда Тот спасет его от преследователей (см. Пс. 21,23 и ком.). 53 усердно принесу Тебе жертву. Имеется в виду не традиционная жертва благодарения, которую израильтяне приносили Богу за какое-то конкретное благодеяние, а чистосердечное выражение благодарности и любви к Господу. Глава 54 Пс. 54 Как и большинство других плачей, данный псалом представляет собой сетование на притеснения со стороны врагов. Из общего числа он выделяется тем, что в нем идет речь о предательстве близкого человека, вместе с которым псалмопевец прежде служил их общему Богу. Пройдя через глубины отчаяния, Давид в завершение с надеждой обращается к Господу. Этот псалом пророчески предвосхищает страдания Христа, преданного одним из приближенных Своих учеников Иудой ( Мф. 26,47–56 ). 54 от голоса врага, от притеснения нечестивого. Кто именно выступал притеснителем псалмопевца, здесь, как и в большинстве псалмов, не уточняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Надп. см. вып. 3, стр. 17-а) и 29–31. а. Въ конецъ, аломъ На гда уповахъ, как речете дш моей: превитай по горамъ, к птица; 1. Начальнику хора. Псалом Давидов. На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»? 1 . В то время, когда в тайне подготовляла заговор Авессалома и уже готово было вспыхнуть возмущение, друзья Давида советовали ему, вместе с преданными ему людьми, спасаться бегством в знакомые им иудейские горы (ср. 1Цар.23:14, 25–26; 24:1 и сл.; 25:5 и сл. 26:1), как птица, преследуемая охотниками на равнине, обыкновенно улетает в гористые, по преимуществу покрытые лесом, местности. Давид и в то время, когда его преследовал Саул, сравнивал себя то с улетающим в пустыню голубем ( Пс.54:7–8 ), то с преследуемою по горам куропаткой ( 1Цар.26:20 ). Может быть, друзья Давида, употребляя то же сравнение, хотели расположить царя тем охотнее последовать их совету. Но как царь, судьба которого связана с судьбою целого народа, псалмопевец находит слишком малодушным заботиться лишь о своей личной безопасности и отклоняет предлагаемый ему совет, противополагая ему свое упование на Господа, как самое лучшее и верное средство к спасению в угрожающей опасности, потому что твердо уверен, что никакие человеческие средства не могут спасти от погибели, если не будет на то благоволения Божия (ср. Пс.32:16–17; 126:1–2 ), и что под охраною всеблагого, премудрого и всемогущего Бога, который не может желать зла рабу Своему, и в руках которого все необходимые средства помощи и защиты, он, и не укрываясь в горы, может быть вполне безопасен (ср. Пс.15:11; 32:18–20; 35:8–10; 124:1 и др.). Превитай, т. е. скитайся или странствуй, по горамъ: греч. μεταναστεου π τ ρη точнее значило бы: преселися ( Пс.51:7; 3:7 сл.-гр.-лат.) или бежи (ср. Пс.54:8 ) на горы... Соответствующее ему евр. слово: (=улетайте) находится в связи с последующих =на гору вашу, и с упоминанием во 2 ст. о правых сердцем во мн.ч. Перевод 70-ти (=слав.-сирск. и Акилы) основан на чтении: на горы, как птица, а халд. и бл. Иерон. (=вульг.), кажется, читали:= на гору, как птица.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалом 13. Обличение господствующего в мире нечестия и утешение страждущим от нею праведникам В Пс.13 псалмопевец представляет картину повсюду господствующего, глубокого нравственного растления (ст. 1–3), подавляющего малочисленный остаток праведных (ст. 4), предвозвещая в будущем печальный конец нечестивых (ст. 5) и радостное от Господа спасение верующим в Него, истинным сынам Израиля (ст. 6–7). – По свидетельству надписания (ст. 1), сохранившегося также и в Пс.52 , составляющем, в несколько измененной редакции, повторение Пс.13 -го, псалом этот написан был Давидом и, по своему содержанию, вполне приличествует ему. Давид в своей жизни, действительно, видел, а на самом себе испытал страшную силу крайнего развития нравственного зла, сперва во время своего пребывая при испорченном дворе Саула и продолжительных со стороны последнего преследований, затем во время своего царствования в постоянной борьбе с внутренними врагами правды, порядка и спокойствия (ср. Пс.100:3–8 ) и непрерывных войнах с враждебными Израилю вероломными соседними народами и наконец в мятежном восстании собственного своего сына, – и при всех такого рода обстоятельствах не редко довольно сходно с этим Пс.изображал нравственное растление и преобладающую силу зла (ср. Пс.11:2 – 5; 34:11–16, 20; 35:2–5; 9:23 и сл. 5:5–7, 10; 54:10–12, 22; 57:2 – 5 ; 139:3–6 и др.). Некоторое сомнение в Давидовом происхождении псалма возбуждает только ст. 7-й, в котором, при буквальном понимании его, высказывается, по-видимому, мольба об освобождении Израиля из плена, которую естественно относить ко времени плена вавилонского. Но, а) если даже ст. 7 понимать в буквальном смысле, то возможно предположить, что он прибавлен к Пс.Давидову во время плена вавилонского; б) выражение 7 ст. «возвратить плен» может быть понято в переносном значении: «возвратить потерю», или «вознаградить за понесенное несчастие», в каком смысле оно употребляется в кн. Иов.42:10 ; а, при таком понимании, ничто не препятствует ст. 7 приписывать самому Давиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

5 . Ум прельщаемый исправляет чтение, бдение и молитва . Похоть же жегомую иссушает алчба, труд и отшельничество. Ярость же возмущающую укрощает псалмопение, долготерпение и милость. Безмерная бо и безвременная маловременна суть, паче вредна и неполезна. Из главизн Исихия пресвитера. 76 . Созерцалище учения всякия добродетели есть блюдение ума. 77 . Якоже чувственно вредная зряще, повреждаемся: сице и зряще умом. 81 . Ученолюбив сый, буди и трудолюбив. Высокий бо разум надмевает человека. 84 . Якоже бо свету не сущу, мрачна и темна вся: сице не сущу смиренномудрию, все наши тщанья по Бозе суетны и бесполезны. 17 . Евагрия монаха, о подвижничестве и безмолвии. ( Пс.54:23 ; 1Пет.5:7 ). «Возверзи на Господа паче печаль твою, и той о тебе промыслит. Той бо, глаголется, печется о вас». Аще бы потребно было ястий, или одежд, но усрамися от других ти приносимая прияти: сие бо есть гордости вид. Аще же и сам в сих избыточествуеши, даждь лишающемуся. Тако Бог чадом своим удомостроятися хощет. Имея убо подобающая для настоящего времени, да не печешися о будущем времени; подаст оно подобающая, ищущу ти наипаче царствия небесного и правды Божия. Ищите бо, глаголет Господь, царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам. Образ безмолвия стяжевай. Не люби жити с людьми веществолюбивыми и злоодержимыми; или един живи, или со братьями невеществолюбивыми и единомудренными. С людьми бо веществолюбивыми и злообдержимыми живущий, всяко приобщится и сам злообстоянию их, и поработает человеческим повелениям и беседам суетным и иным всем лютым: гневу, печали, неистовым делом, страшным соблазном и прочим таковым злообстоятельствам. Аще же и келлия, в ней же седиши, удобообдержима молвою будет; бежи и еяе не щади, да не ослабееши по любви к ней. Вся твори, вся чини, да кого возможеши безмолвствовати, и безпопечителен быти, и тщится пребывати в воли Божьей, и во брани с невидимыми. Пребываний во граде убегай, и пустынныя терпи. " Се бо, глаголет Святый Давид: удалихся бегая, и водворихся в пустыни. И паки глаголет: видех беззаконие и пререкание во граде» ( Пс.54:8, 10 ). Безмолвных убо и уединенных ищи мест. Не устрашися гласа сих, аще бы и бесовские мечтания тамо увидел ты, не бойся, ниже да убежиши от поприща своей пользы. Безбоязненно претерпи, и узриши величия Божия: заступление, промысл и всякое иное извещение о спасении. «Чаях бо спасающаго мя от малодушия и от бури» ( Пс.54:9 ). Да не победит парящая похоть произволение твое; «парение бо похоти пременяет ум незлобив» ( Прем.4:12 ). Многия сего рода бывают искушенья. Бойся согрешения, и в келлии твоей тверд буди.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Е.А. Авдеенко Кафизма XIX Псалом 136 (137) входит в богослужения пред Великим постом. Пс.136:1,2             На реках Вавилона, там мы сидели 586 и плакали,                         когда вспоминали о Сионе.                   На ивах посреди него                         повесили мы лиры 587 наши. Это песнь плача лишенных родины и богослужения. Пленные сидят под небом; вместо стен храма – ивы (арава). «Ива ручья» – одно из деревьев праздника кущей, когда полагалось жить в шатрах и «веселиться»; вспоминали об исходе из рабства ( Лев.23:40 ). Смысл жеста (повесить лиры на ветви) был двойной: 1) не будет ни богослужения, ни веселья праздника кущей; ибо как его праздновать, будучи в рабстве (ст.4)? 2) Повесим лиры, чтобы не играть для поработителей (сл. стих). Пс.136:3             Ибо просили там пленившие нас – слов песен,                         и притеснители 588 наши – веселья:                         «спойте нам из песни Сиона». Все, что связано с «весельем» праздника кущей, больно ранит. Возможно, просьба (требование) песен и веселья было глумлением. Пс.136:7             Помяни, Господи, сынам Едома день Иерусалима,                         (когда) они говорили: «испорожняйте, испорожняйте [все] в нем от основания. «Помяни сынам Едома» – почему не вавилонянам-пленителям? Этому есть два объяснения. Во-первых, «Едом» (Исав) – близнец Иакова-Израиля. При жизни близнецы примирились; однако в Псалме вавилоняне названы «сыны Едома». Среди идумеян царская власть зародилась намного раньше, чем в Израиле (в Израиле – только после Исхода и эпохи Судей). «Сыны Едома» можно понимать как мощное царство – языческое. Пленные израильтяне хотят иметь своих царей в своей земле, вместо этого над ними – чужой царь в земле чужой. Во-вторых, и это главное, слово «Едем» имело другое символическое значение. В Псалме 83/82:7–9 описана военная коалиция против Израиля, первыми среди ее участников упоминаются родственники (Едом, Измаил, Моав, Агаряне, Гевал, Аммон, Амалик), затем соседи (Филистимляне и жители Тира). К этой коалиции примкнули Ассирийцы, но объясняется, что они были «мышцей для сынов Лота», Моавитян и Аммонитян ( Пс.83 /82:9). Почему же первым в коалиции упомянут Едом? – От такого близкого, как тот, кто вместе с тобой лежал в утробе матери, – именно от него исходит самая беспощадная вражда. Фарисеи и предатель Иуда ( Пс.55 /54:12 сл.) пришли из самых глубин церковной жизни. Подобное можно увидеть во всей церковной истории (см. Пс.83 /32:7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

6. Молитва во всякой скорби и тесноте «Господи Вседержителю, Боже Израилев! Душа в тесноте, и дух в стужении возопи к Тебе: услыши, Господи, и помилуй, яко еси Бог милосерд, и помилуй нас, яко согрешихом пред Тобою» ( Вар.3:1–2 ). Сходно этому Псаломник: «Ты ecu прибежащие мое от скорби, обдержащия мя. Радосте моя! Избави мя от обышедших мя» ( Пс.31:7 ). От всякой скорби ничем иным не можем избавиться, как молитвой и исповеданием наших грехов перед Богом. Ибо как кто верному своему другу сообщая скорбь свою, получает некую отраду и утешение, так тем более, когда Богу, Который милосерден естеством и близок призывающим Его во истине, сообщаем скорби сердца нашего, и грехи наши исповедуя, смиряемся, падаем перед величеством Его, получаем или избавление, когда воле Его угодно и нам полезно, или непременно облегчение и утешение: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя» ( Пс.49:15 ). Слушай утешительное Божие слово: «За грех Я немного опечалил его, и поразил его, и отвратил Лицо Мое от него; и он опечалился, и пошел унылый в путь свой; и Я пути его видел, и исцелил его, и утешил его, и дал ему утешение истинное» ( Ис.57:17–18 ). Всякая скорбь и беда от греха бывает, и если бы не было греха, не было бы и скорби. Для того посылается скорбь, чтобы грех очистился, и когда очистится грех, который скорбь приносит, отнимется и самая скорбь. Потому должно покаянием, исповеданием перед Богом, молитвой и верой очищать грехи, чтобы так и скорбь, и печаль благодатью Божией отнялась, и пришло утешение, как солнце после мрачных дней, или как пища после поста, – приятное и увеселительное. 7. Как подобает утешать верою скорбящую душу «Почему прискорбна ты, душа моя? И почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я исповедуюсь Ему, говоря: «Спасение лица моего, и Бог мой» ( Пс.41:6 ). В великой печали человек не знает сам, что делает. В таком случае, возлюбленный христианин, «возложи на Господа печаль твою, и Он тебя препитает», – говорит тебе святой Давид ( Пс.54:23 ). Утешай себя бесконечным милосердием Божиим, ибо не навечно отринет Господь, ибо смиривший помилует по множеству милости Своей ( Плч.3:31–32 ). «Господь мертвит, и живит, низводит во ад скорбей и возводит; Господь делает нищим и обогащает, смиряет и возвышает» ( 1Цар.2:6–7 ). Если и говорят тебе враги твои, дьявол и слуги его: «Где Бог твой?» – беседуй со своей душой, утешай ее со святым Давидом: «Почему прискорбна ты, душа моя?» – и прочее ( Пс.41:4, 6 ). Хотя и говорится тебе в помыслах: «Где Бог твой?» Но ты обещай: «близ Господь всем призывающим Его во истине» ( Пс.144:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

5. Седалище добродетелей и пороков, то есть различных чувствований и расположений душевных. Здесь мы наконец вступаем в собственную область сердца. Расположения сердечные бывают добрые и злые. Среди первых священные авторы помещают «правоту» сердца (Втор. 9, 5), «простоту» (Быт. 20, 5), «разумность» (3 Цар. 3, 9), «смирение» (Дан. 3, 87), «преданность» Богу (3 Цар. 11, 4). Ко вторым относят: «суетность» (Пс. 5, 10), «легкость» (Сир. 19, 4), «дерзость» (Притч. 28, 26), «ожирение» (Пс. 118, 70), «упорство» (Сир. 3, 26). В сердце рождаются «надмение» (Втор. 17, 20), «зависть» (Притч. 23, 17), «сварливость» (Иак. 3, 14), «корыстолюбие» (Иез. 33, 31), «ненависть» и «вражда» (Лев. 19, 17), от которых оно «рвется» на части (Деян. 7, 54), но рождаются также и «любовь» (Мк. 12,30–31), мужество и дерзновение (2 Пар. 17, 6) и так далее. Сердце как средоточие нравственной жизни 13 . В сердце соединяются, наконец, все нравственные состояния человека, от высочайшей таинственной любви к Богу, которая взывает: Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век (Пс. 72, 26), до того высокомерия, которое, обожая себя, полагает сердце свое яко сердце Божие и говорит: Аз есмь Бог (Иез. 28, 2). Сердце есть исходное место всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека, есть доброе или злое сокровище человека; благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое, и злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злое (Лк. 6, 45). Совесть имеет свое седалище «в сердце» (Евр. 10, 22); Христос вселяется верою в сердца наши (Евр. 3, 17), также дарует обручение духа в сердца наши (2 Кор. 1, 22). Благодатный свет возсия в сердцах наших (2 Кор. 4, 6). Но с другой стороны, грешнику диавол влагает в «сердце» злые начинания (Ин. 13, 2), исполняет его сердце злыми помыслами (Деян. 5, 3). К невнимательным слушателям слова Божьего тотчас приходит сатана и отъемлет слово сеянное в сердцах их (Мк. 4, 15). Как средоточие всей телесной и многообразной духовной жизни человека, сердце называется исходищами живота, или истоками жизни: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч. 4, 23). Оно составляет глубочайшую часть нашего существа: глубоко сердце человека паче всех… и кто познает его (Иер. 17, 9). Никогда внешние обнаружения слова, мысли и дела не исчерпывают этого источника; потаеный сердца человек (1 Петр. 3, 4) открыт только для Бога: Той бо весть тайная сердца (Пс. 43, 22). Состоянием сердца выражается все душевное состояние (Пс. 50, 12; 83,3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

54:15. Ходили вместе в дом Божий. Израильтяне должны были совершать ежегодные паломничества по праздникам и приносить жертвы в Иерусалимский храм (см. коммент. к Исх. 23и Втор. 16:16 ). Особое чувство единения и сплоченности охватывало незнакомых людей и близких друзей, когда они собирались вместе (LXX использует выражение en homonoia, «в единстве» или «вместе», как в данном стихе); это религиозное паломничество демонстрировало их приверженность завету. Псалмопевца здесь, по-видимому, крайне огорчает мысль о том, что кто-то из собратьев может предать его. 54:16. Живыми в ад. Псалмопевец выбрал скорый суд на своих врагов – смерть. Подобно мятежному левиту Корею и его сторонникам ( Чис. 16:31–35 ), их должна поглотить земля, чтобы больше они уже не смогли никому нанести вреда. Фраза «сойдут живыми» здесь не означает, что они не умрут, скорее, речь идет о внезапной смерти. Образ смерти как открытой пасти, поглощающей не подозревающего об опасности человека, известен из угаритского эпоса о Ваале, в котором бог подземного царства, Мот, уподобляется «омуту, затягивающему дикого быка», и который «ест все, что захочет, обеими руками». 54:22. Уста, сердце. В аккадской притче также проводится различие между словами и делами: человек может говорить сладкие речи, но в сердце своем замышлять убийство. В серии заклинаний Shurpu говорится о тех, чья речь кажется искренней, но чье сердце отклоняется от прямого пути. 55:9. Книга. Как и в «памятной книге», предназначенной для будущего суда в Дан. 7и Мал. 3 (см. соответствующие коммент.), в книге Бога исчислены все скитания псалмопевца. Эти письменные свидетельства можно сравнить с собранными в сосуде слезами страдальца. Повелительное наклонение подчеркивает, как важны эти записи, а также то, что в «книге жизни» Бога остаются только достойные (см.: Пс. 68:29 ). 56:2. В тени крыл Твоих. Возможно, псалмопевец обыгрывает здесь метафору из победной песни Моисея во Втор. 32:10,11 , где Бог предстает в образе орла, защищающего свое потомство простертыми над птенцами крыльями. Образ орлиных крыльев постоянно встречается в описаниях спасительных деяний Бога, верного завету со Своим народом (см.: Исх. 19:4 ). Вместе с тем этот образ вызывает в памяти крылья херувимов, простертые над ковчегом Завета ( 1Цар. 4:4 ; 3Цар. 6:23–28 ), или крылатых серафимов, окружающих Яхве в видении Исайи (6:2). Метафора убежища под крыльями божества встречается и в других псалмах ( Пс. 35:8; 60:5; 90:4 ) и тесно связана с темой божественного покровительства, обусловленного заветом. Использование этой метафоры характерно и для других культур древнего Ближнего Востока, особенно для Египта, где божественное покровительство символизируют даже обрезанные крылья. На плакетке из слоновой кости, найденной в Арслан-Таше (VIII в. до н. э.), изображены антропоморфные существа, простирающие крылья над центральной фигурой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Пс.54:20             Услышит Бог и смирит их,                         и Он пребывает 295 вечно 296 .                         Им нет изменения,                         и они не убоялись Бога. «Смирит их» – также: «ответит им». Первая часть стиха связана с третьей: смирит их, ответит им – которым нет изменения. «Им нет изменения» 297 – термин означает «перемену» (одежд; Быт.45:22 ) и «смену» (на службе; Иов.14:14 ). Оба значения имеют отношение к символике иной жизни. Иов говорит: «если умрет человек, будет ли жить? Все дни воинской (службы) моей буду ждать, пока придет моя смена» ( Иов.14:14 ) 298 . Под днями воинской службы имеется в виду назначенный срок пребывания в Шеоле, который завершится: так выражена мысль об обновлении жизни – «изменении» бытия души в воскресении. Иов продолжает: «Ты позовешь, и я отвечу Тебе; о создании рук Твоих Ты возжаждешь» ( Иов.14:15 ). В ком нет изменения? Это неизменяемый Бог – «Он пребывает вечно». И это умные духи – «им нет изменения». И это демонически убежденные – «они не убоялись Бога». Давид вновь повторяет:        в духах и в человечестве есть крайняя степень ожесточения, которая не подлежит никакому воздействию. Следующие стихи (21,22) – о самом предателе и о тех, кто одного духа с ним. Пс.54:21             Он простер руку свою на [тех, кто] в мире с ним,                         осквернил Завет Его. «На тех, кто в мире с ним» – так понимают множественное число от шалом (Раши, BDB); возможно понимание: «на мирные [трапезы] Его» (ср.: Пс.69 /68:23). «Осквернил Завет Его» – сказано о Тайной вечере. Иисус объяснил, что Он есть пасхальный Агнец; так в одном действии вкушения от хлеба и вина (плоти и крови) объединялся Ветхий Завет с Новым. Иуда причастился от трапезы ( Мф.26:23 ), и «после сего куска вошел в него сатана» ( Ин.13:26 ) – в иуде произошло осквернение Таинства и Завета. Больше ни о ком из людей не говорится в Писании: «осквернил Завет» 299 . Иуда пошел к тем, кому он предал Учителя. Тогда открылось для него – чей дух в словах их и кто ими водительствует:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010