Чистота сердца делает человека способным видеть Бога (Мф. 5, 8). Она предпосылка святости и уподобления человека Богу. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50,12), - молимся мы каждый день. Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять изречений афонских подвижников о смысле и значении чистоты сердца. 1. Должно очиститься сердце. Надо стяжать душевную чистоту – то есть искренность, честность, несвоекорыстие, смирение, доброту, незлобивость, жертвенность. Таким образом человек вступает в родство с Богом и в нем почивает Божественная Благодать. Если у человека есть телесная чистота, но нет чистоты душевной, Бог не почивает в нем, потому что в таком человеке живут лукавство, гордость, злоба и подобные страсти. Его жизнь – один сплошной обман. Начинайте свой подвиг именно с этого – со старания стяжать душевную чистоту. Преподобный Паисий Святогорец 2. Чтобы ум и сердце очистились, человек должен не принимать тех лукавых помыслов, которые приносит ему тангалашка, а также сам не должен мыслить лукаво. Нужно всегда стараться включать в работу добрый помысл, не соблазняться с легкостью [чужими недостатками], но смотреть на проступки других со снисхождением и любовью. Когда умножаются добрые помыслы, душа человека очищается, он ведет себя с благоговением и умиротворяется. Жизнь такого человека становится Раем. В противном же случае человек на все смотрит с подозрительностью и его жизнь превращается в адскую муку. Он сам делает свою жизнь адом. … наше сердце чисто тогда, когда мы не позволяем злому помыслу о других проходить через наш ум. Преподобный Паисий Святогорец 3. «Как возможно хранить ум свой чистым?» - спросил монах. «Святые Отцы нам оставили учение об умно-сердечной молитве: ею хранится ум; и я не вижу другого пути, который дал бы лучшую возможность вообще сохранить заповеди Божии». Преподобный Силуан Афонский 4. Смиренный «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1Петр. 5, 5; Мф. 23, 12). Благодать есть Его, Бога, жизнь, и Он дает Свою жизнь стремящимся к подобию Ему. «Кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 12). В силу этого принципом нашей аскетики является движение к самоумалению, к «бесконечно» малому, и никак не гордая потуга к самовозвеличению. Наш путь есть путь апофатического подвига чрез наше «истощание» в следовании Христу, истощившему Себя даже до крестной смерти (ср.: Фил. 2:5–9). Чем глубже идем мы «вниз», тем радикальнее очищаемся от последствий гордого падения нашего Праотца Адама. И когда сердце наше становится чистым (Мф. 5, 8), тогда вселяются в нас и Отец, и Сын, и Дух Святой, и мы вводимся в непоколебимую реальность Божьего Царства, где неисповедимое величие слито воедино с соответствующим ему смирением и кротостью.

http://pravoslavie.ru/109678.html

Беседа LIV. О восьмом члене символа веры. О необходимости благодати Св. Духа для нашего спасения И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки. В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о благодати Святого Духа, освящающей нас и подаваемой нам туне, ради заслуг Искупителя нашего Господа Иисуса Христа. Побеседуем ныне о необходимости ее для нашего спасения и о средствах к приобретению ее. Беседуя о третьем члене символа веры , мы говорили с вами, братие, о тех последствиях, какие произошли в Адаме и Еве вследствие их грехопадения. Говорили мы также о том, что эти последствия, известные под именем греха первородного, перешли и переходят от них на все их потомство. Все люди, по свидетельству слова Божия, зачинаются в беззаконии и в гресех рождаются ( Пс.50:7 ). Посему еще в самом раннем детском возрасте обнаруживаются в нас худые наклонности к зависти, злобе и т. п., как и слово Божие учит, что прилежное помышление человеку прилежно на злая от юности его ( Быт.8:21 ). С возрастом же наклонность ко греху увеличивается еще более, так что каждый необходимо должен сознать, что природа его, духовная и телесная, расстроена. Расстройство душевное коснулось и ума и воли человека. Разум омрачился и сделался малоспособным к пониманию предметов духовных. «Душевный (греховный, падший) человек, говорит апостол Павел, не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает сие безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Все народы, по грехопадении людей, кроме народа еврейского, хранившего истинную веру по милости Божией, «поступали, как говорит апостол Павел, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» ( Еф.4:17–18 ). Когда между этими народами раздалась проповедь о Христе распятом, многим эта проповедь казалась соблазном или безумием ( 1Кор.1:23 ), несмотря на то, что они принадлежали к образованнейшим людям своего времени. Так было потому, что понимание проповеди об Иисусе Христе требовало и смирения от человека, сознания слабости его сил, и просветления от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Похожие вопросы 5 Ответов Обратите внимание, в приведённых словах Спасителя говорится не “их”, а “таковых”. Имеются в виду положительные качества детей. В Житиях Святых есть такой эпизод : один ребенок привык богохульствовать. И вот однажды он увидел явившихся за ним бесов, стал опять богохульствовать и с этим словами умер. И аналогичный случай был и с другим ребенком. Их обоих взяли бесы. Писание и Церковь утверждают однозначно — Царство Небесное предназначено только для крещенных. Кто не крещен, тот не будет в Царствии Бога Ин. 3:5 Да, нам вполне жалко людей без вины личного греха подлежаших отлучению от Бога. И для нас лучше, чтоб все спаслись. Но правда Божия не может быть противоречива — абсолютно все дети Адама смертны Быт. 2:16–17 В другом месте Господь нам говорит: “Разве Я не властен в своем делать, что хочу?” Мф. 20:15 И если Бог определил в этом решении круг правды, не указав исключений для некрещенных (как наблюдаем в возможности безвиновного рассторжения брака по причине блуда Мф. 5:32 ), то так и следует понимать. В том числе, помятуя об этом страшном обстоятельстве, Церковь призывает крестить младенцев, чтоб наши дети имели уверенность в завтрашнем дне. Все люди несут последствия первородного греха, поэтому всякий человек нечист перед Богом, хотя бы и новорожденный. В Писании говорится: Кто родится чистым от нечистого? Ни один. ( Иов.14:4 ) Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. ( Пс.50:7 ) Поэтому все мы нуждаемся в крещении: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. ( Ин.3:5 ) Итак, в Царство Небесное сразу войдут лишь крещеные, умершие в младенчестве или раннем отрочестве. Крещеные старшие дети уже будут давать ответ за свои дела. Некрещеные дети не будут наказаны, но и в рай не войдут. Они будут в аду, навсегда отлученными от Бога и потому в состоянии безнадежности, но особых мучений переживать не будут.

http://azbyka.ru/vopros/vse-li-deti-popa...

Книга православного писателя Тита Коллиандера (1904–1989) " Узкий путь " , вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, посвящена важнейшей теме духовной жизни христианина – ежедневному аскетическому подвигу борьбы со страстями и очищения сердца ради обретения Царствия Божия.      Молитва не прекращается на том, что утренние молитвы прочтены. Молитву следует творить в продолжение всего дня. Епископ Феофан советует новоначальным выбирать из Псалтири подходящий коротенький молитвенный стих , как, например: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися» (Пс. 69: 2), «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс. 50: 12), «Буди имя Господне благословено отныне и до века» (Пс. 112: 2), или другие. В Псалтири большой выбор таких молитвенных призывов. В течение всего дня следует держать молитву в памяти и повторять ее как можно чаще, мысленно или шепотом, или лучше вслух, если ты один и никто не слышит. В трамвае, [в лифте], на работе и во время принятия пищи, постоянно, когда только есть возможность, твори молитву, сосредоточивая внимание на содержании ее слов. Так весь день будет проведен в молитве, вплоть до вечерних молитв, читаемых в тишине по молитвеннику перед сном. Так творить молитву можно и тем, кто не имеет возможности уединяться для правильного совершения утренних и вечерних молитв, потому что так молиться можно где угодно и когда угодно. Внутреннее уединение заменяет недостающее уединение внешнее. Частое повторение молитвы важно: частыми взмахами крыльев птица взлетает выше облаков; пловец должен взмахивать руками много раз, прежде чем он достигнет желанного берега. Но если птица перестанет летать, то она неизбежно останется на земле среди туманов, а пловцу угрожают темные глубины вод. Молись просто, без пафоса, без мечтаний и всяких вопросов Пребывай в молитве час за часом, день за днем, не ослабевай. Но молись просто, без пафоса, без мечтаний и всяких вопросов; не заботься о завтрашнем дне (ср.: Мф. 6: 34). Когда наступит время, придет желанный ответ. Авраам пошел, не любопытствуя о том, как выглядит та страна, которую Господь хотел показать ему, что ждет его там. Он просто пошел… как сказал ему Господь (Быт. 12: 4). Поступай так же. Авраам взял все свое имущество с собой; и в этом ты должен подражать ему. Возьми все, что ты имеешь, не оставь ничего, что может удержать твою любовь в стране многобожия, которую ты оставил.

http://pravoslavie.ru/109233.html

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Священное Писание и подвижники о покаянии В преддверии Великого поста публикуем отрывки из Священного Писания и высказывания святых и подвижников благочестия о покаянии: они помогут настроиться на покаянный лад, укрепят в решимости к духовному исправлению. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ПОКАЯНИИ «Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33: 19). «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс. 50: 3). «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез. 18: 21–22). «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез. 18: 30). «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8) . «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого… и царь Ниневитян встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего от насилия рук своих» (Иона 3: 5–8). «Енох угодил Господу и был взят на небо – образ покаяния для всех родов» (Сир. 44: 15). «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13). «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7). «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли... помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» (Лк. 23. 41-42).

http://pravoslavie.ru/91375.html

Разделы портала «Азбука веры» Богопочитание — совокупность внешних и внутренних форм выражения доверительного и благоговейного отношения к Богу . Гюстав Доре. Три ангела посещают Авраама. 1852 Когда именно возникла традиция почитать Бога? Традиция почитать Бога возникла на самом раннем этапе истории существования человека. Первоначально она выражалась в надлежащем общении с Богом, в добросовестном исполнении Его произволений. После изгнания прародителей из Рая в качестве одной из важнейших форм богопочитания утвердились жертвоприношения . Так, о Каине сообщается, что он принёс дар Господу от плодов земли ( Быт.4:3 ), а об Авеле, что он принес от первородных стада своего и от от тука их ( Быт.4:4 ). Впоследствии жертвы Единому и Истинному Богу приносили Ной, Авраам и другие ветхозаветные праведники. Кроме того одной из старейших и вместе простейших форм выражения почтения к Богу являлись молитвы, в том числе благодарственные и хвалебные, и поклоны. Так Авраам поклонился трём странникам, в образе явления которых Церковь видит явление Единотроичного Бога ( Быт.18:2 ). Во времена Моисея был установлен целый ряд религиозно-правовых и обрядовых норм, посредством исполнения которых ветхозаветный Израиль чтил Господа и участвовал в общении с Ним. Одним из важнейших элементов в этом деле стало строительство скинии , а затем — Храма. Между тем все внешние проявления богопочитания должны были иметь основой внутреннее, и им сопровождаться. Прежде всего Господь ожидал от человека почитания в разуме и сердце: «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс.50:19 ). Церкви Христовой также известны формы внешнего и внутреннего богопочитания. Причем, для христианина внешнее немыслимо без внутреннего. Это и участие в храмовом богослужении, и миссионерская деятельность, и участие в прочих богоугодных делах во славу Отца и Сына и Святого Духа. Для чего необходимо внешнее и внутреннее богопочитание? Бог безмерно обладает всеми возможными благами и совершенствами, ни в чём не имеет недостатка и нужды. Стало быть, в богопочитании нуждается не Бог, а человек.

http://azbyka.ru/bogopochitanie

Архив Пн Слово архимандрита Петра (Дмитриева) при наречении во епископа Луховицкого, викария Московской епархии 25 октября 2016 г. 16:15 25 октября 2016 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Петра (Дмитриева) во епископа Луховицкого, викария Московской епархии. При наречении архимандрит Петр обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Преосвященные архипастыри! Из Ваших уст я услышал призвание быть епископом Церкви Христовой. Предстоя пред Вами, исповедую свои сокровенные мысли и чувства, которые переживаю в этот священный момент моей жизни. Давно минули те времена, когда Господь сказал Своим ученикам и апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мк. 16:15). Ныне звучит голос Спасителя и в моей душе, и я внимаю ему с трепетом, ибо служение епископское служение апостольское. Внимаю божественным глаголам: «не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин. 3:27) и ужасаюсь: как приму «совершенный дар… от Отца светов» (Иак. 1:17)?! В благоговейном горении сердца воспринимаю обращенные ныне ко мне слова Владыки Христа: «примите Духа Святаго…» и «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21-22). Велика ответственность быть соработником у Бога (1 Кор. 3:9), и недосягаемо высок идеал святительства, начертанный во Святом Евангелии! Ощущаю свое недостоинство и греховность, молю Господа: «многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» (Пс. 50:4). Словно «дикая маслина» привился я к святому корню (Рим. 11:17). С детства я не был воспитан в вере, но Бог послал мне людей, благодаря которым к окончанию школы в моей душе созрело желание посвятить Богу всю свою жизнь. Я с радостью постигал учение Христово в Псковском духовном училище и Московской духовной семинарии и академии. Там всей душой полюбил я преподобного Сергия и, когда был призван трудиться в Московской епархии, стал перед непростым выбором. Тогда наставление отца схиархимандрита Авеля (Македонова) удержало меня от опрометчивого шага: «ты должен считать себя счастливым, писал он мне в своем письме, что попал к митрополиту Ювеналию такому Святителю духовно и житейски мудрому. Слушайся его беспрекословно». Мое сердце преисполнено благодарности Владыке митрополиту за то, что он подъял на себя труды моего воспитания и по-отечески терпеливо, с любовью помогал мне возрастать духовно и приобретать опыт церковного служения.

http://patriarchia.ru/db/text/4648315.ht...

В Москве завершился I Рождественский фестиваль духовной музыки 24 января 2011 г. 11:50 23 января 2011 года завершился  I Рождественский фестиваль духовной музыки , проходивший по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Завершающий концерт форума прошел в Светлановском зале Московского международного дома музыки. Художественные руководители фестиваля — президент Московского дома музыки В.Т. Спиваков и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . В исполнении хора Академии хорового искусства имени В.С. Попова и Национального филармонического оркестра России под управлением народного артиста СССР В.Т. Спивакова прозвучали «Симфония псалмов» И.Ф. Стравинского, «Песнь восхождения» (симфония на слова псалмов) и несколько номеров из «Рождественской оратории» митрополита Волоколамского Илариона, а также «Чичестерские псалмы» Л. Бернстайна. Перед началом концерта митрополит Иларион приветствовал всех собравшихся от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и передал самые теплые слова признательности В.Т. Спивакову. Обращаясь к зрителям, архипастырь, в частности, отметил: «Псалтирь — это универсальная книга молитв, по которой люди молятся на протяжении уже почти трех тысяч лет, и каждый человек в этой книге находит для себя источник вдохновения. Многие композиторы обращались к текстам псалмов для того, чтобы передать посредством звуков те чувства, которые испытывает человек, когда обращается в молитве к Богу. Особенность сегодняшнего концерта заключается в том, что помимо большого хорового коллектива в нем участвует симфонический оркестр. Мы слышим в заключительных псалмах такие слова: Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе (Пс. 150:3-4). Сейчас мы услышим звучание и труб, и тимпанов, и органа и многих других музыкальных инструментов, которые вместе с хоровыми голосами будут восхвалять Бога. Наш концерт будет еще одним свидетельством того, что человек своим искусством может славить Бога, что он может славить Господа всей своей жизнью».

http://patriarchia.ru/db/text/1392492.ht...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Начало нашего спасения. Опубликовано: 21 сентября 2022 Рождество Пресвятой Девы – начало домостроительства нашего спасения. Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца. Почему же так радостно Рождество Богоматери? Не говорил ли Предтеча Господень еще до явления Христа миру, что Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму (Мф. 3: 9)? Не мог ли Он уготовить и Матерь Себе единым манием Своего всемогущества? Когда впоследствии одна из жен, в восторге от слов благодати, исходивших из уст Иисусовых, воскликнула: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», то не сказал ли Господь: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» (Лк. 11: 27–28)! И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущей силой Своей создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозой, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полной жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества. Восприятие Богом естества человеческого от самого человечества падшего – это дело более дивное, чем создание нового человека силой всемогущества Божия. Это чудо из чудес. Чтобы соединить с Собой падшее естество человеческое, нужно было его для того предочистить. Еще ветхозаветные люди вопрошали с недоумением: Кто родится чистым от нечистого? Ни один (Иов. 14: 4), ибо они сознавали вместе с Давидом: в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50: 7). Если земля должна по грехопадении произращать человеку, трудившемуся над нею в поте лица, тернии и волчцы, то это было знамением того, что и в душах людей, после того как посеяно семя греха и заглушено семя добра, при всех усилиях человека будут произрастать тернии греха и страстей, семя же добра будет возрастать редко и не будет иметь надлежащей силы.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/756-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неприятный диагноз. Первый шаг к святости 4 мин., 29.07.2009 Что нужно человеку для того, чтобы стать святым, и почему Церковь никогда не признавала и не сможет признать кого-либо «святым при жизни»? Эти вопросы являются краеугольными во всей христианской духовной жизни. Ответить на них согласился известный ученый-богослов, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов . Как мы знаем из Евангелия, первым вошедшим в рай оказался разбойник, у которого, образно говоря, руки по локоть были в крови. Это удивительный факт, не имеющий аналогов ни в одной религии мира. По какой же причине он оказался спасенным? Евангельский контекст говорит об этом вполне определенно: за осознание мерзости своей жизни, за глубокое ощущение, что он не достоин спасения, за искреннее покаянное обращение к Спасителю. Разбойник всем своим существом понимал и ни на йоту не сомневался, что он не может быть там, где будет висящий на Кресте рядом с ним Праведник. Отсюда его слова к Христу, исполненные удивительного для человека, находящегося в таких жутких страданиях, смирения: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк 23 :42). Не просьбы об избавлении от мук, не мольбы о жалости и снисхождении, а — помяни меня там, в Твоем Царстве, где я, конечно, никогда не буду. Вот что оказалось достаточным для спасения! Действительно, как говорится в Ветхозаветном псалме, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50 :19). Святая жизнь начинается с внимания к своей нравственной жизни, к своему внутреннему состоянию — стремлениям и чувствам своей души и их сопоставлением с заповедями Евангелия, с образом и поведением Самого Христа. Это сопоставление открывает человеку внутри его сердца целый мир — странный, ранее ему неведомый и часто не очень-то симпатичный. С одной стороны, в нас присутствует глубокое чувство в том, что мы — добрые, умные, справедливые, честные… Одним словом — хорошие, праведные. Поэтому нам и в голову не приходит, что мы можем оказаться вне Царствия Божия. Пускай где-нибудь с краешку, в самом дальнем уголочке, но, конечно же, мы будем там! Пусть не великими святыми, но все же — в Царствии Божием. Ну как же, я ведь — верующий, православный, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь… Я никого не убил, не обворовал, не изменял жене, не нарушал законов — а что же еще нужно-то? Право слово — святой, да и только! Осталось лишь живьем канонизировать!

http://foma.ru/nepriyatnyij-diagnoz-perv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010