Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 50. О субстанции ангелов как таковой Что касается субстанции ангелов как таковой, здесь будет исследовано пять пунктов: 1) существует ли полностью духовная, совершенно бестелесная тварь; 2) допустив, что ангелы именно таковы, спросим, состоят ли они из материи и формы; 3) спросим об их количестве; 4) об их отличии друг от друга; 5) об их бессмертии или нетленности. Раздел 1. Является ли ангел совершенно бестелесным? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что ангел не полностью бестелесен. В самом деле, все, что является бестелесным только относительно нас, но не относительно Бога, не абсолютно бестелесно. Но Дамаскин сказал, что «об ангеле говорят как о бестелесном и нематериальном с точки зрения сопоставления с нами; однако по сравнению с Богом он телесен и материален. Поэтому его бестелесность не абсолютна» 92 . Возражение 2. Далее, согласно Философу, ничто не движется [по отношению места] помимо тел 93 . Но Дамаскин говорит, что «ангел – это всегда подвижная разумная субстанция» 94 . Следовательно, ангел – это телесная субстанция. Возражение 3. Далее, Амвросий сказал, что «всякая тварь ограничена собственною природой» 95 , ограниченность же есть свойство тел. Поэтому всякая тварь телесна. Но ангелы сотворены Богом, что очевидно из слов 148-го псалма: «Хвалите Его. все ангелы Его», и далее: «Ибо Он сказал – и они сделались, повелел – и сотворились» ( Пс. 148, 2, 5 ). Следовательно, ангелы телесны. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Ты творишь ангелами Твоими духов» ( Пс. 103,4 ). Отвечаю: существование бестелесных тварей необходимо. В самом деле, главное, что определяет Бог [всему] сотворенному, есть благо, а оно заключается не в чем ином, как в уподоблении Богу· Наиболее же совершенное уподобление следствия причине достигается тогда, когда следствие подражает причине в том, посредством чего причина производит следствие; это подобно тому, как теплое нагревает. Но Бог производит тварь посредством Своего ума и воли (14, 8; 19, 4). Следовательно, ради совершенства вселенной необходимо, чтобы существовали умные твари. Далее, интеллигенция не может быть ни действием тела, ни какой-либо из телесных способностей, ибо всякое тело ограничено «здесь» и «теперь». Следовательно, ради совершенства вселенной необходимо, чтобы существовали бестелесные твари.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Разделы портала «Азбука веры» Первородный грех тяготеет на всех людях без исключения, следовательно и на младенцах “И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время” ( Быт.6:5 ). “… и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его…” ( Быт.8:21 ). “Проклят будет плод чрева твоего” ( Втор.28:18 ). “Кто родится чистым от нечистого? Ни один” ( Иов.14:4 ). “И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?” ( Иов.25:4 ). “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя” ( Пс.50:7 ). “Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного” ( Пс.13:3 ). Мы видим, что грехом первого человека — грех вошел в род человеческий, а также и смерть, смерть перешла от Адама ко всему роду человеческому: “…как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” ( Рим.5:12 ). “мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие” ( Еф.2:3 ). “И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших” ( Мф.27:25 ). Зачатие детей сопровождается похотливым, страстным движением крови: “Которые (родились) ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа…” ( Ин.1:13 ). “… похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть” ( Иак.1:15 ). Чтобы очиститься от первородного греха, младенцы должны родиться от воды и Духа, т.е. креститься: ( Ин.3:5 ). Младенцы должны быть крещены по прообразам: “Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой” ( Быт.17:12-14 ) (Сам младенец конечно не мог обрезать себя его обрезывали родители. Но наказание постигало младенца, он нарушал завет.)

http://azbyka.ru/o-kreshhenii-mladencev-...

О грехе, страстях и борьбе с ними Отец Серафим (Розенберг) Спроси себя: есть ли вся жизнь твоя — предстояние Богу? Будь правдив к себе. Бездна грехов совершается тобой в неведении, волею злой, в слепоте. Слеп, кто в страсти, во грехе. Вся твоя внутренняя жизнь открыта и ясна Богу — Создателю Твоему. Любой грех не скрыт, но явен Богу и Ангелам и Святым. Постыдись в помыслах Бога и Святых, коим все видно как на ладони. Но ты не стыдишься, услаждаясь в мыслях блудом, злобою, тщеславием, осуждением, сластьми. Помни: грех не насытим . Молись Богу: «Господи, научи! Дай зреть и познать грехи моя мне — гору их, постоянно растущую; они целы, реальны — эти преступления воли Божией. Хочу видеть их, но не вижу, обманываюсь собою — самомнением, и посему не терпелив, осуждаю других, смущаюсь. Самолюбие меня слепит. Даруй мне, Господи, всегда по­мнить о них, о грехах моих и каяться в них всегда, яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Пс 50, 5). Господи и Владыко, избавь меня от бесчестных страстей — гордости, лени, осуждения, блуда, уныния, раздражительности, смущения сердца (смущение — это мост бесовский), нетрезвенности ума, лжи, маловерия, чревоугодия, любостяжания, скупости и прочих грехов». Знай: грехи против Духа Святаго таковы: 1) отчаяние, в котором не надеешься на милосердие Божие; 2) излишнее упование на это милосердие; 3) сопротивление познанной Истине Священного Писания и догматов веры, Апостолами и Святыми Отцами утвержденной; 4) зависть к духовным благам, которые твой ближний приемлет от Бога; 5) пребывание во грехах и состарение в злобе; 6) нерадение о душевном Спасении до конца своей жизни. Блажен не видевший Ангелов, а кто всегда видит грехи свои. Знай лишь свои грехи. Оплачь их, моли Господа избавить от них и омыть тебя. Скажи: «Грешен я; не могу воззрети на небеса». Даже если бы ты постоянно зрел Ангелов, жил во гробе Христовом и прочее — все равно не спасешься, если заповеди Божии не соблюдешь и себя не очистишь от страстей. Также и если живешь в нищете, да желаешь покоя и наслаждения — не спасешься; лучше, все имея, быть сердцем ни к чему не привязанным, быть нищим духом. Помни: Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс 33, 19). Видящий свои грехи не осудит никого, не вознесется, не нерадит о Спасении.

http://pravoslavie.ru/35856.html

Скачать epub pdf РОСА СИЛЫ, МУЧАЮЩЕЙ НЕВИДИМЫХ МУЧИТЕЛЕЙ Радуйся, невидимых врагов мучение! (Акафист, икос 4). Чудо 9 Из полесских краев пришел к Ильинскому монастырю некий человек, по имени Михаил. Он страдал от нечистого духа, но вскоре здесь, силою благодати Богородичной, от образа Ее истекающей, избавлен был от той болезни, за что благодаря свою благодетельницу, Пресвятую Богородицу, трудился в монастырском послушании немалое время. Беседа Много было мучителей, изобретавших для человека различные муки. Кто мечи, кто огни, кто разожженные волы и сковороды, кто кипящую смолу и елей, кто в водах потопление. Как говорили святые мученики: «Прошли мы сквозь огонь и воду» ( Пс. 65, 12 ). Но ни один мучитель так не лют, как дьявол , ни одна лютейшая мука не лютее муки от духа лукавого, который многократно ввергает человека в огонь и в воду, чтобы погубить его. Немалые и в аду обещаны мучительства: «огонь неугасимый, скрежет зубов, червь неусыпающий» и прочие ( Мф. 8:12, 13:50 , Лк. 13:28 ; Мк. 9, 45–46 ). Но и они несравнимы с демонами, ибо говорится, что только вид их страшнее всякой муки. Этих страшных и прелютых мучителей кто может замучить и кто может избавить от их мук? Может Пресвятая Дева Мария. Ярился Авимелех на братьев – и убил их, на Сихем – и запалил его, на Фивис – и осадил его. И кто его яростного прещения не испугался? Все убежали и скрылись, все взошли на столпы и защищались ( Суд. 9 ). Однако не испугалась некая женщина, не испугалась – и прещение его укротила, и ярость прекратила, бросив обломок жернова на голову Авимелеху и проломив ему череп (см. Суд. 9, 53 ). То был прообраз Благословенной в женах, Которая камнем, Христом, поразила голову адского Авимелеха, убивающего нас, ибо он «человекоубийца от начала» ( Ин. 8, 44 ), – и запаляющего нас огнем страстей: «От юности моея враг мя искушает и страстьми палит мя» (Антифон 1-й 8-го гласа); осаждающего нас своим ловлением; сеть расставляющего под ногами нашими: «На пути поставили мне западни» ( Пс.139,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» Ольга Соколова Песня, перешедшая в молитву: Жизненный путь иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова) В Избранное ( 29  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Приобрести бумажную книгу можно в издательстве «Духовное преображение». Спрашивайте также в храмах Вашего города, в интернет-магазинах (издательство сотрудничает с Епархиями, другими магазинами и храмами). Оптовая торговля, скидки до 50% — пишите на email obmen-ukino@yandex.ru . Отзывы, новая информация по книге — dp-izd@mail.ru . От издателя Хочу спастись, но дело это очень непростое: надо принести огромную жертву Богу, и эта жертва обозначена в псалмах Давида, где сказано, что жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ). Иеросхимонах Симон (Гаджикасимов) Возлюбленный о Господе читатель! В 2010 году ГТРК «Россия» выпустил в эфир фильм «Храм для Онегина. После славы» об Онегине Гаджикасимове — знаменитом советском поэте-песеннике, а впоследствии — иеросхимонахе Симоне, принявшем постриг в Оптиной пустыни. В фильме звезды советской эстрады Ю. Антонов, Д. Тухманов, П. Бюльбюль-оглы и прихожане подмосковных храмов рассказали о своих встречах с поэтом Онегиным и иеросхимонахом Симоном. После показа фильма в Интернете появилось множество отзывов телезрителей, желавших узнать более подробно о жизни этого удивительного человека. Кроме очерка о жизни, мы публикуем также духовные беседы с прихожанами одного из подмосковных храмов, которые вел отец Симон (Гаджикасимов) — наш современник, оставивший широкий путь звездной славы и избравший тернистую тропинку, ведущую к Богу… От автора Пусть высоко и недоступно небо здешнее, И очень труден длинный путь к горам заснеженным, Но сквозь все трудности и недоступности Ты будешь к ним идти заветною тропой… «Дорожная песня» Онегин Гаджикасимов Перед вами книга об интереснейшем человеке — иеросхимонахе Симоне (Гаджикасимове). Его жизнь была настолько бурной, что по насыщенности могла бы вместить несколько жизней обычного человека. Он преодолел огромный путь: от устремления к славе и богатству мира он перешел к желанию познать законы его Создателя; а придя к их познанию, возжелал стяжать благодать Святого Духа, каждый день жизни подвигая ко спасению себя и вверивших ему души духовных чад.

http://azbyka.ru/fiction/pesnya-pereshed...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  4.4 из  5) Спасение (греч. σωτηρα, лат. Salus), в религиозном мировоззрении — предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла — как морального («порабощенности греху», — Рим.7:14 ), так и физического (страдания и самой смерти). Спасение является конечной целью религиозных усилий человека и высшим даром со стороны Бога. Богословская наука, изучающая историю и конкретные условия человеческого спасения, именуется «Сотериологией». Реальным содержанием идея спасения наполнена в тех религиях, где она активно противопоставлена грехопадению, являясь в идеале его полным преодолением. Спасение определяет внутренний строй христианства, иудаизма и, в гораздо меньшей степени, ислама, а также восточных вероучений — зороастризма, манихейства, буддизма, называемых поэтому «религиями спасения», в отличие от язычества, где идея спасения присутствует в зачаточном виде. Идея спасения в ветхозаветном иудаизме сначала вещественна: освобождение от египетского рабства (XIII  в. до н. э.), возвращение из Вавилонского плена (538 до н. э.), долголетие, многодетность и удача. Одновременно нарастают нравственные условия спасения: это «мир» и «справедливость» ( Ис.2:9 и сл.). Поскольку спасение целостно и обнимает всё бытие человека, оно не может ограничиться лишь сферой земной жизни, но требует для себя веры в загробную жизнь и воскресение, веры в «будущий мир», где оно завершится. Эту веру выражают библейские авторы II  в. до н. э. ( Дан.12:2–3 ; 2 Мак.7:9 сл.; 14:16). Такое целостное спасение — свободный дар Бога, Который (в Своей единственности) является не просто Богом, могущим иногда, по Своему произволению, сообщить кому-либо спасение, но Он Сам по Своей сущности — «Спаситель» для верующих в Него ( Пс.26:1–2; 50:16; 78:9 ; Сир.51:1 ). Всеобъемлющее спасение не могло быть достигнуто в истории древнего («ветхого») союза-завета, заключенного Богом с одним народом и имевшего характер временный и подготовительный: при наступлении «полноты времен» ( Гал.4:4 ) он сменяется новым союзом со всем человечеством и на все вре­мена. Ранее Бог подготавливал и через пророков возвещал, теперь же совершил спасительное для всех воплощение Своего Сына («Она родит Сына, и ты назовешь Его Иисусом, потому что Он спасет Свой народ от грехов», — Мф.1:21 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/spasenie/

Беседы о каинитах и сифитах Каин и Авель Продолжаем наши беседы на Книгу Бытия. Тема следующей беседы: «Каин и Авель». Прочитаем первый стих 4-й главы: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» ( Быт.4:1 ). Первым человеком, зачатым и рожденным от прародителей, был Каин – первый человекоубийца на земле. Но здесь надо заметить, что он, Каин, рожденный после грехопадения, родился в этот мир уже как следствие и мутация греха. В этом смысле первый человекоубийца не он, а дьявол . Сказано о сатане: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Все эти качества мы можем обнаружить в Каине. Чей образ в падшем человечестве? Если первый человек Адам был сотворен «по образу Божию» ( Быт.1:27 ), то его потомки рождались по его (Адама) падшему подобию и образу. Сказано: «и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему» ( Быт.5:3 ). Как и в Послании сказано: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Мутации греха через кровь наших прародителей вошли в каждого из нас от начала нашего индивидуального бытия. Что и позволило Давиду сказать: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Каин и Авель родились в этот мир, наделенные ужасной греховной мутацией сознания. Имя «Каин» происходит от древнееврейского глагола «канна» («приобретать») и переводится дословно – «приобрела я». Ева , родив Каина, восклицает именно эти слова: «приобрела я…» Далее она говорит: «…человека от Господа». Что означают эти слова? Иными словами, она как бы говорит: «Создавая меня и моего мужа, Бог делал это один, а теперь и мы имеем отношение к тому, что Он чрез нас совершает». Прежде всего в ее словах звучит глубокое упование и надежда на пророчество о «семени жены» ( Быт.3:15 ). Она хочет, чтобы Тот, Который сокрушит главу змея и семя его, пришел как можно быстрее. Как эти надежды созвучны с богослужебным прошением – «от бесовския крови очисти мя». Стремление к лучшему заложено в каждом из нас, но – увы! – не каждый может его реализовать в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 61. О привнесении ангелов в порядок естественных сущностей После того как мы разобрались [с трудностями, связанными] с природой ангелов, их познанием и волей, нам остается исследовать их сотворение, или, в более широком смысле слова, их происхождение. Исследование будет трояким: во-первых, мы должны рассмотреть, каким образом они были привнесены в естественное бытие; во-вторых, как они были созданы совершенными в благодати, или славе; в-третьих, как некоторые из них стали злыми. В связи с первым будет исследовано четыре пункта: 1) имеет ли ангел причину своего существования; 2) существовал ли он от вечности; 3) был ли он сотворен прежде телесных тварей; 4) были ли ангелы сотворены в горнем небе. Раздел 1. Имеют ли ангелы причину своего существования? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что у ангелов нет никакой причины их существования. В самом деле, в первой главе книги Бытия речь идет о вещах, сотворенных Богом, и среди таковых ангелы не упомянуты. Следовательно, ангелы не были сотворены Богом. Возражение 2. Далее, Философ сказал, что если какая-либо субстанция является формой без материи, «она непосредственно есть сама по себе единое и сущее, и нет никакой другой причины того, что она есть нечто единое и нечто сущее» 248 . Но ангелы, как было показано выше (50, 2), суть нематериальные формы. Следовательно, у них нет причины их бытия. Возражение 3. Далее, все, что произведено каким-либо действователем, в процессе своего создания получает форму. Но так как ангелы сами по себе суть формы, они не получают свои формы от какого-либо действователя. Следовательно, у ангелов нет никакой действующей причины. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Хвалите Его, все ангелы Его... ибо Он сказал – и они сделались» ( Пс. 148,2,5 ). Отвечаю: должно утверждать, что ангелы, равно как и все сущее помимо Бога, были сотворены Богом. Ведь один только Бог есть то же, что и Его собственное бытие, тогда как у всех остальных сущность отличается от существования, о чем уже говорилось ранее (3,4). Из этого ясно, что один только Бог существует в Своей собственной сущности, в то время как все остальное имеет свое бытие по причастности. Но все, что существует по причастности, обусловливается тем, что имеет сущностное бытие, подобно тому, как всякое горение обусловливается огнем. Следовательно, необходимо, чтобы ангелы были соделаны Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Глава 1. 1 . Истинный пастырь есть тот, кто может погибших словесных овец взыскать и исправить своим незлобием, тщанием и молитвою. 2 . Кормчий духовный тот, кто получил от Бога и чрез собственные подвиги такую духовную крепость, что не только от треволнения, но и от самой бездны может избавить корабль душевный. 3 . Врач духовный есть тот, кто стяжал и тело и душу свободные от всякого недуга, и уже не требует никакого врачевства от других. 4 . Истинный учитель тот, кто непосредственно принял от Бога книгу духовного разума, начертанную в уме перстом Божиим, т. е. действием осияния, и не требует прочих книг. 5 . Учителям неприлично преподавать наставления, выписанные из сочинений других, так как и живописцам, когда они делают только списки с чужих рисунков. 6 . Наставляя низших, сам учись сначала свыше; и от чувственного научайся духовному, и не забывай того, который сказал: ни от человек, ни человеком проповедую учение. Ибо земное не может исцелить земных. 7 . Добрый кормчий спасает корабль; и добрый пастырь оживотворит и исцелит недужных овец. 8 . Насколько овцы сии, преуспевая безостановочно, последуют своему пастырю, настолько и он должен отдать за них ответ Домовладыке. 9 . Да мещет пастырь, как камнем, грозным словом на тех овец, которые по лености или по чревоугодию отстают от стада; ибо и это признак доброго пастыря. 10 . Когда овцы сии, от зноя, т. е. от телесного распаления, станут дремать душою, тогда пастырь, взирая на небо, должен еще усерднее бодрствовать над ними; ибо многие из них во время такого зноя делаются добычею волков. Впрочем, если и сии духовные овцы, по примеру бессловесных овец, во время зноя низко к земле преклоняют главу души своей, то имеем ободряющее нас свидетельство: «сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ). 11 . Когда тьма и ночь страстей постигла паству, тогда определяй пса твоего, т. е. ум, на неотступную стражу к Богу; ибо ничего тут не будет несообразного считать ум губителем мысленных зверей. Глава 2. 1 . Благой Господь наш даровал естеству нашему и то свойство, что больной, видя врача, веселится, хотя, может быть, и никакой пользы от него не получит. Свяжи и ты, о досточудный муж, пластыри, порошки, глазные примочки, пития, губки, и при сем небрезгливость, орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки. Если мы не имеем сих припасов, то как покажем врачебное искусство? Никак не можем; а между тем мзда врачам дается не за слово, а за дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Глава 7 Ос.7:1 . И открыется неправда Ефремова и злоба самарийска, яко возлюбили лжу. Постигшее их наказание сделает для всех явным и их беззаконие. И тать к нему внидет, совлачаяй разбойник на пути его. Поскольку, вознерадев об истинном Боговедении, возлюбили идольскую прелесть; то подобно татям и разбойникам нападут на них враги, иное сожгут, иное разграбят, и лишат их всех благ. Ос.7:2 . Яко да воспоют вкупе, аки поющие сердцем своим. Когда же будет это, говорит Пророк, станут плакать и сетовать, не смея в слух провозглашать плачевных песней, но мысленно повторяя свои сетования. Вся злобы их помянух: ныне обыдоша их совети их, противу лицу Ми Быша. Весьма долго терпел я и, по видимому, как бы не смотрел на преступления их; теперь ясно их вижу, определив подвергнуть их наказанию. Посему-то блаженный Давид взывает: «отврати лице Твое от грех моих» ( Пс.50:11 ). А слово: «совети» Акила и Симмах перевели тоже значащим словом: «начинания»; потому что седмьдесят употребили слово, означающее первое стремление души, помыслы, и те – слово, означающее порожденные сими помыслами начинания и дела. Ос.7:3 . Злобами своими возвеселиша царя, и лжами своими князей. Беззаконием своим доведя себя до готовности погибнуть, стали они причиною веселия для врагов своих. Ос.7:4 . Вси любодеющии: яко печь жегома на печение. Все, распаляясь непотребством, уподобились разженной печи, готовой принять в себя вскиснувшее тесто для печения хлебов. Сожжет их от пламене, т.е. огонь непотребства привлечет на них вражеский пламень. От примешения тука: Дóндеже вскиснет то все, Ос.7:5 . Во дни царей ваших. Как закваска замешенную муку претворяет в нечто однокачественное с нею; так квас нечестия, привнесенный первым царем вашим Иеровоамом, всем вам, и в продолжение времени царствовавшим у вас, сообщил свое зловоние. После сего Пророк обвиняет князей в том, что любят пьянство, а от сего воспламеняются гневом, берут взятки, и проводят время с людьми нечестивыми и виновниками бедствий. Их-то называет губителями, как виновников вреда и пагубы. Как зараза, если коснется к кому, то чрез него заражает и приближающихся: так живущие порочно портят и знакомых с ними; потому что «тлят обычаи благи беседы злы» ( 1Кор.15:33 ). Извещает же Пророк, что и ночью не перестают составлять козни, и днем, как огонь, истребляют обижаемых ими. Ибо сказано:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010