О Вознесении Господа на небо ( Лк. 24:50–52 ) Свт. Филарет, митр. Московский. Из Беседы в день Вознесения Господня и обретения мощей свт. Алексея 1) Почему Господь пред Своим Вознесением явился в Иерусалиме, а не на месте, Им избранном для Вознесения Извед их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, и благослови их ( Лк. 24:50 ). Воскресший Господь являлся ученикам Своим не только в Иерусалиме, но и на пути в Эммаус, и в Галилее на горе, и на берегу озера Тивериадского: почему же, наконец, Он явился им не прямо на месте, которое избрал для Своего вознесения, но в Иерусалиме и вывел из него вон? Нет сомнения, что как всякое действие Божественной мудрости Его, так и сие исполнено глубокого знаменования. Это значит, что благодать отступает от ветхого Иерусалима, который обетованного ему Христа, во Своя пришедшаго, не принял ( Ин. 1:11 ), излиянную для спасения мира кровь Его сам на себя принял к своему осуждению, своим неверием и христоубийством сам себе приготовил оставление и разрушение. И как Пришедший не погубит души человеков, но спасти из среды погибающих начал уже избирать Себе спасаемых, взял из ветхого града лучшие камни и художеством небесного архитекторства – словом истины и спасения – очистил и приготовил их для нового здания; то дабы показать, что Он не ветхому, отжившему служит, не к ветхой ризе новый плат приставляет, не в ветхие мехи вино новое вливает, а устрояет новую ризу спасения, новые сосуды благодати, новый живой град Небесного Царствия на земле; Он несет избранные Им живые камни из ветхого града на свободное, чистое, высокое место, дабы здесь благословить новосозидаемую Церковь Свою, подобно как некогда благословил Свое новое райское творение. 2) О благословении, преподанном Господом апостолам, а чрез них всем верующим в Него, при вознесении на небо Извед их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, и благослови их. Воздвиг руце на небо и простер их на благословляемых в знамение, что преподает благословение небесное и пренебесное, и так обширное, как далеко досязают Его руце, в которых вси концы земли ( Пс. 94:4 ). Какими словами благословил? Сего не написал святой Лука; но веруем, что то был поток Божественной благодати, жизни и силы, который не только исполнил предстоявшие сосуды, но и простерся и простирается и на всю Церковь Христову до последнего истинного христианина пред вторым пришествием Христовым. Более нежели вероятно, что к сему благословению принадлежат преданные святым Матфеем слова Христовы: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Дидим Александрийский Жизнь Дидим Александрийский уже при жизни стал легендарной личностью. Древние историки единогласно отзываются о нем как о «великом и мудром учителе» (Сократ. Церк. ист. 4, 23), «обогатившем себя мудростью всякого рода» (Созомен. Церк. ист. 3, 15). Он родился в Александрии около 313 г. и в возрасте четырех лет, едва начав осваивать грамоту, лишился зрения (Палладий. Лавсаик, 4). В юности он так «возжаждал наук и образования», что изучал формы букв, касаясь пальцами дощечки, на которой они были вырезаны, и посещал лекции знаменитых христианских учителей в Александрийском училище. Он в совершенстве изучил Священное Писание , а также поэзию, риторику, арифметику, геометрию, астрономию и философию (Созомен. Церк. ист. 3, 15). Палладий Еленопольский , лично знавший Дидима, свидетельствует о его святости и прозорливости. Однажды Дидиму было видение о кончине императора Юлиана Отступника, о чем он сообщил святому Афанасию; дата и час видения полностью совпали с временем гибели Юлиана. Палладий так говорит о Дидиме: «Он украсился такой благодатью духовного ведения, что на нем действительно исполнилось сказанное: «Господь умудряет слепцы» ( Пс.145:8 ). Книги Ветхого и Нового Заветов знал он все дословно, а догматы изучил так тщательно и учение, в них содержащееся, излагал так тонко и основательно, что ведением превзошел всех древних» (Палладий. Лавсаик, 4). Святой Афанасий Великий назначил Дидима начальником Александрийского огласительного училища. Феноменальная эрудиция и глубокое благочестие слепого учителя привлекали к нему многих современников. В числе его учеников были блаженные Иероним и Руфин, первый из которых восхваляет его ученость и свидетельствует о его влиянии на Востоке и на Западе (Посл. 50, 1; 84, 3), а второй называет его «пророком» и «мужем апостольским» (Апология 2, 25). Преподобный Антоний, посетивший Дидима в Александрии, сказал ему: «Не смущайся, Дидим, что лишился чувственного зрения, ибо у тебя не стало глаз, которыми смотрят комары и мошки; лучше радуйся, что имеешь глаза, которыми смотрят ангелы, которыми созерцается Бог и воспринимается свет Его» (Сократ. Церк. ист. 4, 25). Дидим умер в возрасте 85 лет в 398 г., пережив святого Афанасия и великих каппадокийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Через сорок дней после Пасхи в Церкви вспоминают Вознесение Господне. Праздник этот всегда приходится на четверг, и потому проходит почти незаметно. А жаль, он очень поучительный. Особенно хороша икона Вознесения. Я помню ее с детства! Христос в сиянии славы восседает на небесном своде, как на троне. Всё пронизано дивным, благодатным светом. На ликах ангелов, Божией Матери и апостолов изумление и торжество. Нет ощущения расставания. Он простирает к ним десницу, а они поднимают к Нему руки. Впечатление такое, словно безымянный иконописец так хотел показать их единство. Потом, много позже, я узнал, что многие отцы Церкви в этом и видели главную идею Вознесения. Например, Лев Великий , Папа Римский (+461): «Вознесение Христа возвышает и нас, ибо, куда взошел Глава, туда в надежде призвано и тело» 1 О последних часах пребывания Сына Божия на земле кратко рассказывает евангелист Лука. По его словам, в сороковой день после Воскресения Иисус явился ученикам в Иерусалиме, затем вывел их из города к селению Вифания, оттуда взошел с ними на Елеонскую гору, и благословляя их, вознесся на небо ( Лк.24:50–51 ), ( Деян.1:9 ). «И воссел одесную Отца», – многозначительно добавляет Евангелист Марк ( Мк.16:19 ) 2 . Но как это могло быть ? Богословы говорят: Его преображённое тело, свободное от законов тяготения, стало постепенно удаляться от учеников и сделалось невидимым 3 . Кстати, слово небо в Священном Писании имеет несколько значений. Вся полнота творения разделяется на небо и землю ( Быт. 1, 1 ). Есть небо воздушное и небо звездное. Они – части видимого мира, которые изменятся и пройдут ( Пс. 101, 26–28 ; Ис. 51:6 ; 2Петр. 3, 10–13 ; Апок. 6, 13; 21, 1 ). Но есть еще и высшее небо, где Бог особым образом открывает Свое присутствие, славу и величие. Апостол Павел называет его третьим небом ( 2Кор. 12, 2–4 ), а пророк Исаия – высотой небес ( Ис. 57, 15 ). Оттуда приходил Господь на землю, туда и вознесся, и оттуда снова придет судить живых и мертвых. Это – невидимое, духовное небо, где нет смерти и разрушения, печали и скорби, но вечная жизнь, святость и блаженство ( Евр. 12, 22–24 ; Апок. 7, 15; 21, 2–3; 22, 3–4 ) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

О ТРЕТЬЕМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли 1. Изъяснение третьего прошения молитвы Господней Необходимо для христианина отречься от собственной воли. Собственная воля человека, который в беззаконии зачинается и во грехе рождается ( Пс.50:7 ), до такой степени повреждена, что «всякий помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни» ( Быт.6:5 ). Да и другие способности человека по природе своей до такой степени бывают слабы относительно всего благого, что он сам неспособен «от себе помыслити что, яко от себе» ( 2Кор.3:5 ). При таком повреждении и немощах природы своей человек, оставленный самому себе, в деятельности своей по большей части руководствуется внушениями самолюбия, а посему и имеет в виду при ней не столько славу Божию и пользу ближнего, сколько славу ( Дан.4:27 ) и пользу собственную ( Исх.15:9 ). Оттого-то и налагается на последователя Христова долг, чтобы он отрекся своей воли ( Мк.8:34 ), этого столь опасного руководителя; но руководствовался бы во всех своих желаниях, намерениях и деяниях единственно всеблагою волею Отца Небесного, открытою в Божественных Его заповедях. Необходимо покоряться воле Божией и просить в том благодатной помощи. В самом деле, если желания воли нашей часто бывают погрешительны, то Бог всегда желает нам истинного блага ( Еф.3:20 ), «хощет всем нам спастися и в разум истины приити» ( 1Тим.2:4 ); и если Сам Иисус Христос, находясь между нами и преподав Собою образец для нас ( Ин.13:15 ), говорил: «Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть; яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца» ( Ин.5:30 ); то для кого из нас не может быть понятно, что словами: «да будет воля Твоя», Иисус Христос научает нас умолять Отца Небесного, чтобы Он не попускал нам располагать своей жизнью по нашей собственной воле, но чтобы Сам управлял нами, как Ему угодно, и чтобы Он даровал нам немощным ради заслуг Христовых душевное расположение, не только безропотно, но и с благодарностью покоряться Ему во всем, чтобы в жизни ни происходило с нами по Его святой воле? А дабы это прошение мы могли возносить с полным чувством, должны веровать, что Бог все, что кажется нам несчастьем или счастьем, устрояет к нашей пользе, и что Он более промышляет и печется о нашем спасении и благе, нежели мы сами о себе ( Лк.21:15, 18 ). – (См. Кассиана Римл. «Собеседование о молитве», гл. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Апрель Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 1: гл. 4–5 (Ин.1:2–3)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 1. 4. С. 49–64 (1-я пагин.). (Продолжение) —49— тому только, что так говорит Отец к Сыну, отнюдь еще нельзя думать, что существует в Нем природное (внутреннее) Ему Слово, а Сына надо представлять другим неким отличным от Того (внутреннего Слова). Но прежде обратим свое внимание на то, что пророк, говоривший тайны духом, представляет нам лице Сына и вводить Его слышащим от Отца: Сын Мой еси Ты ( Пс.2:7 ) и следующее за сим. Построенное человекообразно, изречение это отнюдь не вынуждает нас представлять два Слова, но, объясняя неизбежность такого образа речи применением к нам, мы со всею справедливостью должны обвинять за это немощность своей собственной природы, не имеющей ни слов, ни умосозерцаний, кои могли бы точно выражать превышающие нас тайны, или были бы в состоянии с полным совершенством разъяснять (непостижимые) свойства Божества. Мы должны признать, что божественная природа превышает наш ум и наше слово, так что речь о ней (божественной природе) необходимо понимать не так конечно, как говорится, но как подобает ей и как требует она. А если некие из нечестивых еретиков думают, что мы не справедливо злоупотребляем такими словами, и не дозволяют возвышаться над человекообразностью таких изречений, то справедливо должны выслушать (следующее): пусть мыслится подобно нам и Рождающий Отец, да не отрицаются у Него чрево и страдания 793 при рождении, ибо говорит Сыну: из чрева родих Тя. Но быть может совсем наоборот, – скажут, что по подобию с нами здесь обозначается подлинное рождение Сына Отцом. Так пусть благо- —50— честиво разумеется и то изречение 794 , хотя и говорится человекообразно, – и таким образом разрешается терпкое их и нечестивое возражение. Достаточно, как думаю, и сего. Но так как мы предположили измышленные вследствие их закоснелости возражения, как бы некую толпу неприятелей, отогнать правотой благочестивых догматов, то и противопоставим им опровержения, предлагая их (догматы) в соответствующем каждому возражению (еретиков) порядке и сильнейшими доказательствами вооружим на них всегда побеждающую истину. При сем опять возражение со стороны тех (еретиков) будет поставлено прежде опровергающих его доказательств, как побуждающее подвергать предмета точнейшему исследованию, – и на подобие стремительно текущего потока увлекающее читателей с полною охотою узнавать опровержение (возражения).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ковчег завета I. НАЗВАНИЕ 1) евр. слово арон обозначает «ящик» или «ларец». Это же слово в Быт.50 употребляется в значении «саркофаг»; 2) «Ковчег завета» Господня [евр. арон берит яхве; Числ. 10:33 ; Втор. 31:26 ; ср. Евр. 9 и т.д.] был назван так потому, что в нем находились две каменные скрижали с Десятью Заповедями, свидетельством Божьего завета с народом Израиля; 3) название «ковчег откровения» ( Исх. 25:16.22 ) также указывает на Божий Закон как на свидетельство Божьей воли; 4) выражения «ковчег Божий» ( 1Цар. 3:3 ; 1Цар. 4:11 ) и «ковчег могущества Твоего» ( 2Пар. 6:41 ; Пс. 131:8 ) говорят о К.З. как о знаке Божьего присутствия. II. УСТРОЙСТВО И МАТЕРИАЛ Ковчег завета, изготовленный по повелению Бога и находившийся в Святом Святых ⇒ скинии , имел длину 2,5 локтя, ширину – 1,5 локтя и высоту – 1,5 локтя. Один локоть «по прежней мере» ( 2Пар. 3:3 ) равнялся 52,5 см. К.З., сделанный из дерева «ситтим» (акация), был «обложен» снаружи и изнутри «чистым золотом» и вверху украшен золотым венцом ( Исх. 25:10–16 ). К.З. стоял на четырех «нижних углах». Внизу, по продольным сторонам ковчега, к стенкам его было прикреплено по два золотых кольца, в которые продевались шесты, также сделанные из дерева «ситтим» и обитые золотом. Длинные шесты (20 локтей) позволяли избежать прикосновения носильщиков к К.З. Так как кольца располагались внизу, во время переноски ковчег возвышался над головами несущих. Согл. Евр. 9:4 , наряду с упомянутыми скрижалями завета в К.З. находились также золотой сосуд с манной и жезл Аарона ( Исх 16 и след.; Числ. 17:10 ; но ср. 3Цар. 8:9 ). К.З. был накрыт ⇒ крышкой . III. ИСТОРИЯ Значение К.З. раскрывается в его истории. Во время странствования израильтян по пустыне священники несли впереди К.З. как знак присутствия Бога, указывающий направление пути и места остановок ( Числ. 10:33 ). Прежде чем носильщики трогались в путь или останавливались, Моисей взывал к Господу; возможно, эти молитв. обращения стали начальными строчками некоторых псалмов (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

8. Крещение детей Все люди в греховности: Кто родился чистым от нечистого? ни один ( Иов.14:4 ). «Я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ) «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Для спасения устроена Церковь с Главой Христом и Благодателем Духом Святым. Вход в Церковь чрез крещение – прощение грехов. Без крещения нет спасения: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Крещение для всех: «да крестится каждый из вас» ( Деян.2:38 ). " Все мы во Христа Иисуса крестившиеся в смерть Его крестились» ( Рим.6:3 ). Крестить должно всех приходящих: " приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ), и взрослых: «кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ), и детей: Иисус сказал: «пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мк.10:14 ). Детей необходимо приводить ко Христу крещением, иначе не войдут в Царствие Божие: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Христос звал детей: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним: ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал; пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Лк.18:15–16 ). Крещение заменило обрезание: «В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым», т.е. в крещении ( Кол.2:11–14 ). Обрезывали восьмидневных: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола» ( Быт.17:12 ). Младенцы способны воспринимать благодать Божию: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих» ( Мк.10:13 ). Праведная Елизавета говорила Божией Матери: «когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» ( Лк.1:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

     Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:50 мин. Размер 8.5 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Человек мира, задумываясь о своей жизни, о ее цели и смысле, часто ищет ответ в самой жизни, но только в жизни внешней, в самом факте своего биологического бытия в этом мире. Ищет – и не находит ответа. И горько такому человеку, потому что «смерть пасет его» (ср.: Пс. 48: 15) на тучных полях суетливых забот. Но еще трагичнее, когда мы, христиане, ученики Христа и носящие имя Его, бываем тоже беспомощны пред этим вопросом и, как бы застигнутые врасплох его неожиданностью, ни примером личной жизни не можем никого убедить, ни слов достойных найти для ответа, потому что глухая стена личного греха и холодности сердечной скрывают от нас и смысл, и цель, и истину, и жизнь, и сам путь к жизни вечной – к Христу Спасителю. Но в благодатные дни поста, дни ожидания – и иногда томительного ожидания – Воскресения Христова нам дается возможность воочию видеть ответ на этот вопрос. Ибо на кресте мы видим спасительный плод совершенного смирения и святой любви – Господа нашего Иисуса Христа. Мы стоим у подножия древа крестного, ставшего для христиан древом смерти греха и древом жизни вечной. «Благо ходить в дом плача, нежели в дом пира» (ср.: Еккл. 7: 4), – говорит древняя мудрость. Ныне и храмы наши, но более сердца должны обратиться в дома плача, плача о своих грехах, о своем одиночестве без Бога, Которого мы, называя Господином своей жизни словом, не почитаем делом исполнения Его закона, ведущего к жизни, что обещана Им – жизни полной, вечной, жизни с избытком – Царства Небесного. Стоя у креста и вспоминая крестную цену нашего воскресения от греха, должны мы сами себя осудить, и каковы грехи наши, таким должно стать и покаяние. Если же нет ни сил, ни решимости, а, может быть, уже времени для покаяния, то остается нам еще одно средство – со смирением принимать посылаемые страдания и благодарить за них Отца нашего Небесного. Мы боимся страданий, понимая их по-житейски, видим в них только одну боль, от которой часто ищем забвения в царстве греха.

http://pravoslavie.ru/111202.html

Беседа о воплощении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Павла, епископа Эмесского Мария Дева родила нам Еммануила, по Божеству единосущного Отцу, по человечеству единосущного нам. Иначе, каким образом Он мог бы быть назван жезлом от корене Иессеева ( Пс. 11:1 ), семенем Авраамовым ( Евр. 2:16 ), сыном Давида ( Матф. 1:1 )? Какой смысл был бы этого выражения: от них же Христос по плоти, сый над всеми Бог ( Римл. 4:5 )? или как следовало бы понимать следующие слова блаженного Павла: о Сыне Своем, бывшем от семене Давидова по плоти, нареченнем Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа Господа нашего ( Римл. 1:3–4 )? Таким образом, Пресвятая Мария родила Еммануила, по Божеству единосущного Отцу, по человечеству единосущного нам, – бесстрастного по Божеству, подверженного страданиям по человечеству. Ибо хотя Бог Слово усвоил Себе страдания Своей плоти и признавал их Своими, однако Сам Он оставался в пределах бесстрастия. И хотя ты слышишь, что Он Сам говорит: плещы Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний (Ис. 50:6), при всем том не думай, чтобы Он потерпел что-либо собственным естеством, а лучше позаботься усвоить себе страдания Его плоти, ибо Бог Слово остался бесстрастным. Но противящиеся Божественным писаниям возразят нам: «если Бог Слово бесстрастен, неизменяем и непреложен, каким образом Слово стало плотью»? Выслушай, возлюбленный. Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 ) не пременением в плоть, ибо ни Божество Сына не преложилось в плоть, ни плоть воспринятая не изменилась в естество принявшего ее. Что же значит: Слово плоть бысть? – то только, что Слово восприняло плоть, и не одну плоть, но с разумною и мыслящею душою, т. е. восприняло всю нашу природу. Таким-то образом Слово стало плотью. Дабы видеть силу сказанного, хотелось бы, чтобы вы поняли мысль громогласного Иоанна. Иоанн Богослов, сын громов ( Марк. 3:17 ), удостоившийся возлежать на персях у Господа ( Ин. 13:25 ) и потом изложивший для нас высочайшие и божественные догматы , хочет изобразить чрезмерное человеколюбие Божие к нам и прежде всего говорит о Божественных свойствах: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Вместо предисловия Уста праведного поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Пс. 36:30–31 Такими чертами псалмопевец описывает праведного, т. е. благочестивого человека, верного и строгого исполнителя Закона Божия, и в этих чертах ясно отражается нравственный облик в Бозе почившего 11 февраля сего 1898 года архипастыря нашей Церкви высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского, который, в юности восприяв в сердце своё и усвоив себе закон Божий, до конца дней многолетней жизни своей остался верным исполнителем его, и ни разу не поколебались стопы его в этом исполнении. За то и Господь хранил и умудрял его, так что уста его изрекали премудрость и язык его произносил суд и правду. К голосу его прислушивались не только простые и лишь искавшие премудрости, назидания и суда, но и достигшие в той или другой мере обладания ею, правом назидания и суда люди, стоящие у кормила власти. При жизни своей почивший архипастырь не любил, чтобы о нём говорили, чтобы его восхваляли и т. п. «Обо мне же, – писал он в одном частном письме от 17 февраля 1894 года, – чем меньше упоминается, тем для меня приятнее» 1 . Как известно, он был враг юбилейных торжеств и чествований отдельных лиц и, ввиду приготовлений других к чествованию его собственного 50-летия общего служения Церкви и отечеству, имевшего исполниться именно в означенном 1894 году летом, решительно и во всеуслышание заявил, что «поздравлений принимать или на присланные отвечать не будет» 2 . Ещё в 1888 году в одной из проповедей с церковной кафедры, именно в слове на день Успения Пресвятыя Богородицы, сказанном на текст темже прежде времене ничтоже судите ( 1Кор. 4:5 ), в Бозе почивший архипастырь коснулся вопроса о «восхвалении живых» и, опираясь как на слова приведённого сейчас текста, так и на слова одной богослужебной книги, относящиеся к празднику Успения Богоматери понеже никтоже прежде смерти достойне блажим бывает 3 , сильно восставал против юбилейных чествований живых людей и находил, что «прославление живого преждевременно» 4 . В отношении к себе лично он и с этой стороны остался вполне верен. Ни одного юбилея в своей жизни он не допустил праздновать. Портретов с себя он также не дозволял снимать 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010