Благо великое скрыто не только в нашем знании, но и в нашем неведении Если вы следите за логикой развития сюжета, то уже поняли, что неделя мне, скорее всего, покажется слишком длинной, и торг пойдет на дни. А когда останется последний день, начнется паника и внимание переключится на часы. Затем на минуты. И вот когда метроном начнет отсчитывать секунды, закричит душа, растоптавшая без всякой пользы отпущенное время: «Благословен Бог, скрывший от человека год и месяц, день и час смерти его! Праведен Ты, Господи. И лукав я – человек». Благо великое скрыто не только в нашем знании, но и в нашем неведении. Благо великое скрыто не только в силе и успехах наших, но и в слабости, и в поражениях. И не надо знать ничего тайного, потому что знать и не сделать, знать и дурно распорядиться – намного хуже, чем согрешить по неведению. Не буду спрашивать кукушку: «Сколько мне осталось?» Буду разве читать псалом Давида: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой» (Пс. 38: 5). Буду читать, хотя и в случае отсутствия явного ответа постараюсь ни чуточку не расстроиться. Рейтинг: 9 Голосов: 203 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игорь 5 октября 2018, 13:32 А я не согласен с Батюшкой. Знать день своей смерти это дар Божий, который не каждый выдержит. Написано о слабо верующем, подойдет и для неверующего, а глубоко верующий христианин будет более внимателен к себе - глубже веровать, больше каяться и т.п. Но, это мое мнение. Я ревную об этом Даре и знаю, что не недостоен его. Сергей 31 января 2016, 13:24 Открывается это знание многим людям: например, тяжело заболевшим. Наталия 6 мая 2015, 18:44 Христос Воскресе! Хочется написать русскую мужицкую мудрость Умирать собираешся, а пшеничку то сей. Давайте сеять. Наталия Мария 6 мая 2015, 11:26 Спасибо автору за живую откровенность, за обнажение человеческой немощи и противоречивости. Нельзя не согласится с автором, так то оно так, но чувство от прочтения рассуждений автора остается пессимистичным и безысходным. Даже если и дано будет знать время ухода - ничего не изменится в жизни человека, и НИКОГДА не изменится. И даже будет хуже в случае, если желание знать час смерти будет удовлетворено «потому что знать и не сделать, знать и дурно распорядиться – намного хуже, чем согрешить по неведению». Мне кажется, все эти метания и желания проявление гордыни. Я думаю, что человек знает главное – он умрет, воцерковленный человек знает, как к этому подготовится. Дело человека благодарить Бога за знание или незнание и делать, что от него зависит. Очень понравилось «Благо великое скрыто не только в нашем знании, но и в нашем неведении. Благо великое скрыто не только в силе и успехах наших, но и в слабости, и в поражениях.» Благо великое нам немножечко открылось…

http://pravoslavie.ru/79078.html

ИСПОВЕДАЮСЬ ТЕБЕ, О, СПАСИТЕЛЬ: СОГРЕШИЛ Я, СОГРЕ­ШИЛ ПРЕД ТОБОЮ; НО РАЗРЕШИ И ПРОСТИ МЕНЯ, КАК МИЛОСЕРДНЫЙ. СЛАВА: О, ТРОИЦА ЕД И НИЦА! БОЖЕ, СПАСИ НАС ОТ ОБОЛЬЩЕ­НИЯ, ОТ ИСКУШЕНИЙ И ОПАСНОСТЕЙ, И НЫНЕ: РАДУЙСЯ, БОГА ВМЕСТИВШЕЕ ЧРЕВО; РАДУЙСЯ, ПРЕСТОЛ ГОСПОДЕНЬ; РАДУЙСЯ МАТЕРЬ ЖИЗНИ НАШЕЙ. Песнь 4-я ДЕЛ ТВОИХ НЕ ПРЕЗРИ, СОЗДАНИЯ ТВОЕГО НЕ ОСТАВЬ, СУДИЕ ПРАВЕДНЫЙ, ИБО ЕСЛИ Я ОДИН СОГРЕШИЛ, КАК ЧЕЛОВЕК, БОЛЕЕ ВСЯКАГО ЧЕЛОВЕКА, НО ТЫ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБЧЕ, КАК ГОСПОДЬ ВСЕХ, ИМЕЕШЬ ВЛАСТЬ ОТПУСКАТЬ ГРЕХИ. Марк. 2, 10. ПРИБЛИЖАЕТСЯ КОНЕЦ, ДУША, ПРИБЛИЖАЕТСЯ, И НЕ ЗАБО­ТИШЬСЯ, НЕ ГОТОВИШЬСЯ, ВРЕМЯ СОКРАЩАЕТСЯ, ВОСТАНЬ, БЛИЗ, ПРИ ДВЕРЯХ СУДИЯ, КАК СНОВИДЕНИЕ, КАК ЦВЕТОК ВРЕМЯ ЖИЗНИ ТЕЧЕТ; ЧТО МЫ СУЕТИМСЯ НАПРАСНО? Мф. 24,33. Пс. 38,7. ПРОБУДИСЬ, О ДУШЕ МОЯ, ПОМЫШЛЯЙ О ДЕЛАХ ТВОИХ, КОТО­РЫЕ СДЕЛАЛА ТЫ, ПРЕДСТАВЬ ИХ ПРЕД ЛИЦЕМ ТВОИМ И ПРОЛЕЙ КАПЛИ СЛЕЗ ТВОИХ, ПОВЕДАЙ С ДЕРЗНОВЕНИЕМ ДЕЛА И ПОМЫШЛЕ­НИЯ ХРИСТУ И ОПРАВДАЙСЯ. В ЖИЗНИ НЕТ НИ ГРЕХА, НИ ДЕЯНИЯ, НИ ЗЛОБЫ, КОТОРЫМИ НЕ ПОГРЕШИЛ Я, О, СПАСИТЕЛЬ, УМОМ И СЛОВОМ, И ЖЕЛАНИЕМ СОГРЕШИВ, И НАМЕРЕНИЕМ, И МЫСЛИЮ, И ДЕЛОМ, КАК НИКТО ДРУ­ГОЙ НИКОГДА. ПОТОМУ И ОСУЖДЕН Я, ПОТОМУ И ПОБЕЖДЕН Я СОБСТВЕННОЮ СОВЕСТИЮ, ОКАЯННЫЙ, КОТОРОЙ СТРОЖЕ В МИРЕ НЕТ НИЧЕГО; СУДИЯ И ИЗБАВИТЕЛЬ МОЙ И ВСЕВЕДУЩИЙ, ПОЩАДИ, ИЗБАВЬ И СПА­СИ МЕНЯ, РАБА ТВОЕГО. ЛЕСТНИЦА, КОТОРУЮ В ДРЕВНОСТИ ВИДЕЛ ВЕЛИКИЙ В ПАТРИ­АРХАХ, ИЗОБРАЖАЕТ ВОСХОЖДЕНИЕ ДЕЛАМИ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВОЗВЫ­ШЕНИЕ РАЗУМОМ; ДУША МОЯ, ХОЧЕШЬ ЛИ ЖИТЬ ДЕЯНИЕМ, РАЗУМЕНИ­ЕМ И СОЗЕРЦАНИЕМ, ОБНОВИСЯ. Быт. 23,12. ЗНОЙ ДНЕВНОЙ ПРЕТЕРПЕЛ ПО НУЖДЕ ПАТРИАРХ, ПЕРЕНЕС И ХОЛОД НОЧНОЙ, ЕЖЕДНЕВНО УКРЫВАЯСЬ, ПАСУЩИЙ СТАДО, ТРУЖДАЯСЬ И РАБОТАЯ, ДА ДВЕ ЖЕНЫ СОЧЕТАЕТ. Быт. 31,7. 40. ЖЕНЫ МНЕ ДВЕ РАЗУМЕЙ ДЕЯНИЕ И РАЗУМЕНИЕ В СОЗЕРЦАНИИ: ЛИЮ – ДЕЯНИЕ, КАК МНОГОЧАДНУЮ; РАХИЛЬ ЖЕ — РАЗУМЕНИЕ, КАК МНОГОТРУДНУЮ, ИБО БЕЗ ТРУДОВ НИ ДЕЯНИЕ, НИ СОЗЕРЦАНИЕ, ДУША, НЕ СОВЕРШАЮТСЯ. СЛАВА: НЕРАЗДЕЛЬНЫМ ПО СУЩЕСТВУ, НЕСЛИТНЫМ ПО ЛИЦАМ БОГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ, ТРОИЧЕСКОЕ ЕДИНОЕ БОЖЕСТВО, СОЦАРСТВЕНОЕ И СОПРЕСТОЛЬНОЕ, ВОЗГЛАШАЮ ТЕБЕ ПЕСНЬ ВЕЛИКУЮ В ВЫШНИХ ТРОЕКРАТНО ПЕСНОСЛОВИМУЮ.

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

Но Он не сказал ничего подобного, а подтвердил и доказал совершенно противное, как словами Своими, так и сотворенным чудом. Но, так как собственный отзыв Его о Себе мог казаться неприятным для слушателей, то Он через других показывает, кто Он, и, что удивительно, не только через друзей, но и через врагов, в чем открывается Его высочайшая мудрость. Через друзей Господь показал это, когда сказал прокаженному: «хочу, очистись», и сотнику: «В Израиле не нашел Я такой веры» ( Мф. 8:3, 10 ); а через врагов – при настоящем случае. Так как книжники говорили, что никто не может оставлять грехов, кроме одного только Бога, то Спаситель, желая показать им, «что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» ( Мф. 9:6 ). И не только здесь, но и в другом случае, когда иудеи говорили: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» ( Ин. 10:33 ), – Спаситель не опроверг такого их мнения о Нем, но опять подтвердил его, сказав: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим» ( Ин. 10:37–38 ). 2. Впрочем, при исцелении расслабленного Иисус Христос представляет и другое немаловажное доказательство Своей божественности и равночестия с Богом Отцом. Книжники говорили, что власть отпускать грехи принадлежит одному Богу, а Он не только отпускает грехи, но еще прежде обнаруживает в Себе другое свойство, приличное единому Богу, именно – открывает тайны сердечные. Книжники не обнаружили перед всеми своих мыслей: «При сем, – говорит евангелист, – некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших» ( Мф. 9:3–4 )? А что ведение тайн сердечных принадлежит единому Богу, об этом, – послушай, – что говорит Соломон: «Ты один знаешь сердце» ( 2Пар. 6:30 ), равно как Давид: «испытуешь сердца и утробы» ( Пс. 7:10 ), и Иеремия: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его» ( Иер. 17:9 )? И сам Бог говорит: «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» ( 1Цар. 16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

" От века престол Твой у готован: Ты от века существуешь» ( Пс.92:2 ). Пророк называет че­ловеческую природу Христа не только благолепием и силой, но и пре­столом, как говорит о ней и другой пророк: «и утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию» ( Ис.16:5 ). И псалмопевец, пророчествуя о Христе, говорит: «и престол его, как солнце, предо Мною» ( Пс.88:37 ). Итак, таинство воплощения Господа уготовано было «у готован от века», т.е. от на­чала создания видимого мира. Творя тогда человека, Господь создал его по собственному образу, облек его царским подобием, так как знал, что должен воспринять его. Потому-то пророк и говорит: «существуешь», как бы говоря как: воплотившийся ныне «Ты от века существуешь», создавши от века человека, как Тебе было благоугодно. »Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои» ( Пс.92:3 ). Под реками разумей действия Духа Св., потому что Христос говорит: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ), а Евангелист, изъясняя эти слова, сказал: «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:39 ). Эти-то дары Духа воз­двигли, т.е. возвысили свои голоса, потому что они проявились по всей земле как ниспосланные с небесных высот. Они воздвигли голос свой чрез уста пророков, пророчествовавших в прежние времена. «Поднимут высоко реки волны свои, от шумного движения вод многих: дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь» ( Пс.92:4 ). Посредством каких орудий? Несомненно, чрез апостолов, так как пророк, упомянул здесь о будущем времени, когда дары Духа возвысились чрез апо­столов и особенно возвысили свои «волны». Под «волнами» можешь разуметь или глубины, как перевел Симмах, или уничижение, как переведено в пятом и шестом издании, и разу­мей или глубины мысленных рек, т.е. сокровенные таинства да­ров Духа, или уничижение, в каком остается у многих слава Св. Духа, которая, оставаясь для многих неизвестною, возвышается и про­является чрез апостолов. От гласов вод… Недостает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пс.1:2 . Но в законе Господни воля Его, и в законе Его поучится день и нощь Он говорит: блажен не только тот, кто не участвовал ни в чем вышесказанном, но и соглашал свою волю с законом Господним, желая (только) того, и размышляя постоянно о том, что внушает закон; и согласно с этим располагал свою жизнь. Ибо таким образом и Бог узаконил чрез Моисея, говоря: «и пусть будут слова закона этого всегда во устех твоих и будешь размышлять о нем, сидя и вставая, и ложась спать, и навяжешь на руке твоей и будет непоколебимым пред глазами твоими» ( Втор.6:6 не буквально). Потом показывает рождающийся отсюда плод: Пс.1:3 . И будет яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся елика творит, успеет Потому что так ведущий себя, как насажденный при потоке божественных слов и напояемый учением их, зеленеет и возрастает и, подобно древу насажденному при источнике вод, приносит плод – добродетели в надлежащее время и не сбрасывает листьев, то есть (не оставляет) смиренномудрия, которое прикрывает и сохраняет добродетели. Или под плодом должно разуметь от трудов собираемое духовное богатство, а под листьями согревающую надежду спасения, которой никогда не теряют и которая облегчает чувство скорбей. Справедливо же божественные глаголы сравнивают с водами, потому что они напояют и оплодотворяют души, как воды растения. Так и Христос собственное учение назвал, сказавши: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет; и: веруяй в Мя, реки от чрева его истекут воды живы» ( Иоан.7:37–38 ); и «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» ( Иоан.4:14 ). Такому человеку и Бог содействует во всем. «Ибо от Господа, сказано, стопы человеку исправляются, и пути Его восхощет зело» ( Пс.36:23 ). И апостол опять говорит: «любящим Бога вся поспешестуют во благое» ( Римл. 8:28 ). Выражение: «вся» прибавлено с основательностию, ибо успевший в этом и не желает сделать что-нибудь худое, поэтому он и получает успех во всем от Бога. Таким образом побудивши к добродетели (обещанием) благ, он укрепляет борцов указанием несчастий , когда говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

7) Роза прежде бывает сжата, и как бы скрыта, а потом расширяется: благочестивый человек заключает себя в границах смирения и терпения. Таков был Давид, кой сам о себе говорит; аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих ( Пс.37:14 ), или: онемех и смирихся, и умолчах ( Пс.38:3 ). 8) Роза услаждает обоняние запахом, зрение цветом, осязание лёгкостью и нежностью: в добродетельном человеке находятся все сии совершенства. Добрые дела его испускают благоухание по оному: славен бывает во вратех муж ея ( Притч.31:23 ), все добрые, увидев его, радуются. В обращениях кроток и смирен и всем сладок, каковым учит быть Апостол: кротость ваша разумна да будет всем человеком ( Флп.4:5 ). Не так поступил Навал с Давидом ( 1Цар.25 ). Он ему в нужде не восхотел подать помощи, по сему и от Давида хотел быть наказан, а от Бога наказан совершенно. § II Роза – подобие премудрости Христовой. Роза есть царица цветов: a премудрость – царица добродетелей. Роза есть благовонная; премудрости благовоние разливается проповеданием слова. Роза благовонием своим умерщвляет некоторых насекомых: Небесная премудрость духом устен убивает нечестиваго ( Ис.11:4 ); ибо она не всем приятна бывает по Павловым словам: овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот ( 2Кор.2:16 ). Константин Кесарь, в книге о землепашестве, дабы описать удивительную сладость розы, говорит, что она рождается из Божественного нектара прелиянного с небес. Сие мы можем сказать о Небесной премудрости и познании, то есть, что они рождены от Божественного нектара проповедания Иисуса Христа. Ибо Сей нам возвестил о том, о чём мы не знали: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда ( Ин.1:18 ). Из сего Божественного источника проистекло познание Бога спасительное, оная премудрость, юже никтоже от князей века сего разуме ( 1Кор.2:8 ). § III Розе подобно покаяние. Ибо: α) как терние защищает розу, так покаяние другие добродетели питает, и сохраняет благочестие; почему кающийся взирая на терние, коим Христос увенчан был, распинает плоть свою со страстьми и похотьми. β) Розою в древности увенчивались мученики. Сие означает то, что они искуплены Кровию Христовою, и что сами не ужасались пролить кровь свою за имя Господа Иисуса; но готовы на раны с радостью идяху: и тии победиша его (диавола) кровию Агнчею и словом свидетелства своего, и не возлюбиша душ своих даже до смерти ( Откр.12:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

общепринятым представлениям: нищие духом, страждущие и плачущие, кроткие, которые неспособны самостоятельно отстоять свои права, когда их притесняют и подавляют; вслед за ними названы алчущие и жаждущие правды, которые, однако, могут быть и уважаемыми членами общества ( Мф. 5:3–6 ; Лк. 6:20 ). При этом Лука больше сосредоточен на внешних обстоятельствах жизни этих людей, а Матфей – на их внутреннем состоянии и их тоске по помощи Божьей. Они полностью уповают на Него, с искренней верой надеясь только на Господа и на Его вмешательство; б) затем Иисус перечисляет другие категории людей, в которых проявляются Божья сила и любовь: это милостивые, подобно тому, как милостив и Сам Бог ( Втор. 4:31 ; Неем. 9:17.31 ), чистые сердцем (ср. Пс. 50:12 ), миротворцы, поступающие так же, как поступает Бог ( Лев. 26:6 ; Иов. 25:2 ; Кол. 1:19.20 ; ср. Рим. 15:33 ; Рим. 16:20 ), а также гонимые, которых преследуют за то, что они встали на сторону Божьей правды ( Мф. 5:7–10 ). И эти люди, в которых проявляется образ Божий и чье поведение есть подражание деяниям Бога – те, «кто от истины» ( Ин. 18:37 ) и кто слышит голос Бога – ждут явления Господа и приближения Его Царства (см. Лк. 2:38 ); 3) ожидание и надежда блаженных, их полное обращение к Богу создают между ними нерушимую внутреннюю связь, сплачивая их в единое целое. Речь идет не об отдельных, взаимно не связанных группах людей, а об общих жизненных принципах, которые проявляются в разных обстоятельствах и положениях. За эти основополагающие жизненные принципы, которые составляют сущность внутреннего мира Его учеников, Иисус восхваляет их, называя их блаженными уже сейчас и здесь. Они тоскуют по откровению Бога, по Его вмешательству в их жизнь, а Божье откровение приносится на землю Иисусом. В Нем исполняется срок явления Мессии, и Он уполномочен дать им те обетования, которыми сопровождаются «заповеди блаженства». Хотя прямо Бог здесь и не упоминается как Действующий, слушателям Иисуса ясна такая иносказательность речи, и они понимают, что в заповедях говорится о Его деяниях: Бог утешит и насытит их, будет милостив к ним; Он дарует им Свое Царство и землю; Он назовет их Своими чадами и позволит им узреть Себя в славе ( 1Кор. 13:12 ; 1Ин. 3:2 ; Откр. 22:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Наступают, – говорит апостол, – времена тяжкие ( 2Тим. 3:1 ) и короткие, ибо проходит образ мира сего ( 1Кор. 7:29–31 ), потому со страхом следует проводить время странствия своего ( 1Пет. 1:17 ) и делать добро всем, пока ещё есть время ( Гал. 6:10 ). Делая же добро – добровольно и охотно не ослабляя увещаний и не унывая, в своё время получим плоды от дел своих. Мы очень легко, братия и сестры, судим, обсуждаем друг друга, судим поверхностно и прежде времени и намерения того, кого осуждаем, не зная конечной судьбы его. Подлинным Судьёй, знающим настоящее и будущее всякого человека, является Сам Бог, – Вы же, – говорит апостол, – не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения каждого ( 1Кор 4:4–5 ). Все мы, братия и сестры, работаем в вертограде (винограднике) Господнем и должны отдавать плоды во время своё ( Мф. 21:41 ), должны давать отчёт о том, как использовали данные нам от Господа таланты ( Мф. 25:14–38 ). И горе нам, если мы и доселе продолжаем жить безотчётно, не заботясь о своём спасании, если не следим за ходом времени, не различаем знамений времени ( Мф. 16:3 ) и не думаем о времени посещения Божия ( Иер. 19:8 ; Лк. 19:44 ). Горе нам, ибо мы призваны всегда жить в Боге и с Богом, и во всякое время благословлять, прославлять Его ( Ис. 33:2 ) и всегда надеяться на Него ( Пс. 61:9 ). Таково учение Слова Божия о времени – о том, как следует относиться к каждому дню и часу нашей жизни. Братия и сестры, кажется, что никогда наша любовь и молитва к Богу не должна быть такой горячей и пламенной, такой усердной и глубокой, как в канун новолетия, когда мы лицом к лицу стоим перед годом наступающим и прощаемся с годом уходящим. Сейчас в молебном пении мы услышим призывание святой Церкви помолиться о даровании нам всех тех благ, без которых невозможна жизнь на земле. В ектенийных прошениях мы, прежде всего, «со страхом и трепетом» возблагодарим Господа за благодеяния, «излитые изобильно» на нас в истекающем году. И вопросим «простить нам все согрешения, зле нами содеянныя» и «отвратить от нас гнев Божий, праведно на ны движимый грех ради наших». Будем просить Господа «обновить дух наш» и «отгнати от нас вся душетленные страсти и растленные обычаи и всадити в нас страх Божий к исполнению заповедей Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

В соборном богослужении К-поля IX-XII вв., согласно Типикону Великой ц. , В. с. н. имела праздничный статус: в субботу на вечерне читались паремии (Ис 43. 9-14a, Прем 3. 1-9; 5. 15-6. 3b ) , после вечерни совершалась паннихис; на вечерне; на Пс 50 утрени и на входе литургии Типикон указывает тропарь всем святым 4-го гласа Τν ν λ τ κσμ μαρτρων σου (            ). Чтения на литургии: прокимен из Пс 15, Евр 11. 33-12. 2a, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Мф 10. 32-33, 37-38, 19. 27-30, причастен Пс 32. 1. Для В. с. н. Типикон Великой ц. указывает сопровождающие памяти: в субботу накануне - память Пресв. Богородицы и Ее родителей Иоакима и Анны, в среду после В. с. н.- Собор Пресв. Богородицы ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 142-146). В послеиконоборческих визант. монастырских уставах - Студийском и Иерусалимском - служба В. с. н. имеет те же чтения, что и в Типиконе Великой ц., дополняясь целым рядом песнопений. В разных редакциях этих уставов вплоть до совр. печатных изданий иерусалимского Типикона служба В. с. н. излагается в целом одинаково. В этот день соединяются 2 последования: воскресное и всех святых (последование рядового святого поется на повечерии либо в иной день). Устав службы такой же, как и при совпадении памяти великого святого с воскресным днем, но без пения полиелея (и избранного псалма с величанием) на утрене. В. с. н. имеет особое значение в годовом круге богослужения: с этого дня заканчивается период пения Триоди и начинается период пения Октоиха; В. с. н. открывает собой цикл чтения 11 воскресных утренних Евангелий; с понедельника после этой недели на литургии читается Евангелие от Матфея. Гимнографическое последование, приводимое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 4-го гласа Τν ν λ τ κσμ μαρτρων σου (            ), кондак плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Ως παρχς τς φσεως, τ φυτουργ τς κτσεως (          ), канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом Τν γων πντων πολυνυμα τγματα μλπων (Воспеваю многоименные чины всех святых), ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Τν σν Αγων νυμν τ τγματα (        ); 6 самогласнов и 2 цикла подобнов. В студийских Типиконах и Триодях приводится также еще один цикл подобнов, отсутствующий в совр. книгах, но количество самогласнов, как правило, меньше. В песнопениях В. с. н. сначала прославляются апостолы и мученики, как составившие основу Церкви Христовой; нек-рые песнопения посвящены святителям и преподобным (напр., 1-й тропарь 3-й песни канона, 3-й тропарь 4-й песни канона). Кроме гимнографических произведений для В. с. н. создавались проповеди и поучения (кроме упомянутого слова свт. Иоанна Златоуста, известность получили, напр., слова Иоанна VIII Ксифилина, патриарха К-польского († 1075), и свт. Григория Паламы († 1359) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 249, 258).

http://pravenc.ru/text/155560.html

3:5 ). Вода, покрывающая собою земную поверхность и находящаяся во всех живых организмах, вода – лед, дождь и пар – на библейском языке означает основу видимого мира. «Славьте Господа, – восклицает псалмопевец, – Который сотворил небеса премудро…утвердил землю на водах» ( Пс. 135:5-6 ). Вода – знак милости Божией во время засухи и жажды ( Ис. 43:20 ), вода – символ переменчивости, непостоянства ( Пс. 57:8 ), вода (слезы) – признак раскаяния ( Пс. 68:2 ), вода (потоп) – губитель греха ( 2Петр. 3:6 ), вода – знак очищения и благословения ( Чис. 19:20 ). Особенно важен для нас образ «воды живой», который употребил в Своей проповеди Господь на празднике Кущей, когда совершалось символическое возлияние воды из источника Силоамского в Иерусалиме: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:37-38 ). Евангелист тут же делает пояснение: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7:39 ). Такой же образ употребил Христос и в беседе с самарянкой у колодца Иаковля ( Ин. 4:10-14 ). В церковном действии великого освящения воды нашли свое выражение многие из этих библейских образов, особенно евангельский образ «воды живой» – знак благодати Духа Святого. С молитвою в воду погружается крест, и вода, омывшая изображение распятого Христа, становится святою. С веществом воды преподается теперь незримая благодать Божия. Ей окропляются в знак очищения дома, и она принимается с благоговением натощак в течение всего года. Как необходима для тела человека вода, так же необходима для его души и благодать Божия. Насколько уместно звучат во время богослужения слова пророка Исаии: «Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш…Он придет и спасет вас…и превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод» ( Ис. 35:3-7 ), «и в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис. 12:3 ). www.hramvsr.by Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pocherpnite-vodu-s-vese...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010