Павский Г. П., прот. Псалтирь, или книга хвалений на российском языке. СПб., 1822. Мандельштам Л. И. Псалмы. Буквальный перевод в пользу русских евреев. Берлин, 1864, 2 1865, 3 872. Псалмы Давида (для евреев). Еврейский текст с русским переводом и новым комментарием на еврейском языке/Перевел и объяснил поневежский раввин А.-И. Л. Пумпянский. 1 СПб., 1871; 2 Варшава, 1872. 255 с. Об этом переводе см.: Чистович. История перевода Библии. С. 344–347. Никольский М. В. Псалмы в русском переводе с объяснениями//ПО. 1875. Т. 1. 2. С. 374–307 [ Пс. 1–8 ]; Т. 2. 5. С. 21–39 [ Пс. 9–16 ]; 6. С. 216–230 [ Пс. 17–19 ]; Т. 3. 10. С. 237–244 [ Пс. 20–22 ]; 1876. Т. 2. 8. С. 607–627 [ Пс. 23–29 ]; 1879. Т. 2. 5–6. С. 8–45 [ Пс. 30–34 ]. Аверинцев С. С. [Псалмы 1, 3, 22, 23/24, 37/38, 56/57, 62/63, 76/77, 83/84, 87/88, 90/91, 91/92, 102/103, 113/114, 116/117, 117/118, 120/121, 121/122, 142/143, 148, 150]: Арфа царя Давида: у истоков древнейшей лирической традиции (вступление и пер. с древнеевр.)//Иностранная литература. 1988. 6. С. 189–194; «Арфа царя Давида»: Избр. псалмы/Пер. и коммент. С. С. Аверинцева //Мир Библии. 1994. 1 (2). С. 74–81; Избранные псалмы [пер. и коммент.]//Православная община. 1994. 3. С. 92–96; Псалом 90/91/Пер. С. С. Аверинцев ; Поэтич. перелож. А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 5–10; Из книги Псалмов Давидовых (Псалмы 22. 116 (117). 117 (118). 120–121. 148. 150)//Новый мир. 1998. 1. С. 90–93; Крепка над нами милость Его: Избр. псалмы 91/92, 116/117, 117/118, 120/121, 150/Пер. и предисл. С. Аверинцева //Православная община. М., 1999. 1. C. 115–120. Звукозапись: Из библейской поэзии: Книга Иова. Псалмы/Пер. с древнеевр. С. Аверинцева . Читают: И. Смоктуновский, С. Аверинцев. [Музыкальный диск.] Фирма: Мелодия. С. 40. 29 541 006. Графов А. Шестопсалмие//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 3–10; Из книги Псалмов//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 299–309 [ Пс. 8, 10 (11), 13 (14), 15 (16), 17 (18).] Стихотворные переложения с еврейского (также с подстрочников или с синод, пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Из представленного нами изложения содержания книги Плач нетрудно видеть, что предметом ее служит разрушение Иерусалима и храма халдеями при последнем Иудейском царе Седекии. Состояние города и государства до – и после описываемой в книге Плач катастрофы и самая катастрофа изображаются в книге такими чертами, что в них нельзя не узнать картины последних дней Иерусалима. Народ безусловно полагается на политику царя и князей (Ил.2:6, 9; 4:7, 8, 20. Ср. Иер.37:2, 15; 38:5 , и мн. др.). Последние поддерживаются в своей политике искусными убеждениями ложных пророков (Пл.2:14; 4:13. Ср. Иер.6:13, 14; 8:11; 14:13; 23:14–19 ). Результатом политики придворной партии является осада (Пл.4:18 и др. Ср. Иер.39:1 и д. 52:3 и д. 4Цар.25:1 и д.). В осажденном городе возникает ужасный голод (Пл.1:19; 2:19; 4:4, 5, 9, 10. Ср. Иер. 37:21; 38:9; 52:6 ; 4Цар.25:3 ; Вар.2:3 ), сопровождающийся большой смертностью (Пл.1:19; 2,19; 4:9. Ср. Иер.38:2 ). Союзники изменяют Иерусалиму и переходят на сторону врагов (Пл.1:2, 19; 4:17. Ср. Авд. 11 и д. Иез.25:12 и д. Пс.136:7 ). После долгой осады город наконец взят, враги с шумом врываются во святилище и оскверняют его кровью убитых (Пл.1:2, 10; 2:1, 6, 7, 20. Ср. Пар.36:17). Городские стогны разрушены, укрепления срыты, храм сожжен и все драгоценности его вывезены в страну победителей (Пл.1:4, 10; 2:2, 5, 7, 8, 9; 4:1, 14. Ср. 4Цар.25:9, 10, 13 и д. 2Пар.36:19 ; Иер.52:13, 14, 17 и д.). Вся недвижимая собственность перешла в руки врагов. Оставшиеся в стране влачат печальное существование. Они подавлены нищетой и обременены непосильным трудом. (Пл.1:14, 19; 5:2, 5 и др. Ср. 4Цар.25:12 ; Иер.39:10; 52:16 ). Иерусалим и вся страна в запустении (Пл.1:4; 2:15 и д. Ср. 2Пар.36:31 ). Народ Иеговы погружен в глубокую печаль. Напротив, в соседних народах бедствия Израиля вызывают лишь насмешки и чувство злорадования. (Пл.1:21; 2:16. Ср. Авд.11 и д. Иез.25:12 и д.; Пс.136:7 ). Все эти черты с очевидностью указывают на окончательное разрушение Иерусалима при Седекии. При всяком ином историческом понимании пришлось бы стать в противоречие с ясным смыслом текста книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Птицы как символы освобождения и безопасности . Умение птиц уходить от опасности нашло выражение во многих образах полета, а также в религиозной символике. Нечистота дома «прокаженного» очищалась смертью птицы и удалялась (символическим или магическим путем) с помощью второй птицы, которую отпускали на свободу ( Лев.14:52–53 ; ср. Лев. 16:22 ). Псалмопевец пишет, что ему невозможно скрыться от Бога, даже если он возьмет «крылья зари» ( Пс.138:9 ). Ему хочется иметь «крылья, как у голубя», и тогда он «улетел бы и успокоился бы» ( Пс.54:7 ). Поэт задается также вопросом, может ли его душа улететь, «как птица» ( Пс.10:1 ). Распространенный в литературе и искусстве древности метафорический образ души или духа в виде птицы наивысшее выражение нашел в образе Святого Духа, спустившегося с неба, как голубь ( Мф.3:16 ; Мк.1:10 ; Лк.3:22 ; Ин.1:32 ). Завидная способность птиц летать и добывать пропитание без необходимости «ни сеять, ни жать» порождали в воображении образ идиллического и беззаботного существования ( Лк.12:24 ). Не будучи связанными современным механистическим взглядом на природу, библейские авторы неоднократно ссылаются на веру птиц в получение хлеба насущного от Провидения как на пример смирения ( Пс.146:9 ; Иов.38:41 ). Бог, постоянно дающий птицам пищу, может даже использовать птиц для снабжения пропитанием человека ( 3Цар.17:4 ). Сходство между птичьими гнездами и человеческими домами породило и другие аналогии, связанные с Божьим обеспечением. Воробьи и ласточки с достойной подражания мудростью вьют гнезда в доме Господа и ищут защиты у Его алтаря ( Пс.83:4 ). Другие птицы, такие как аисты, строят безопасное жилище на вершинах высоких елей ( Пс.103:17 ). Божья награда за это упование на Него и простую веру выражается в факте, что гнезда есть у всех птиц, но не у всех людей есть дома ( Лк.9:58 ). Вполне заметные, но недоступные гнезда служат символом установленного свыше порядка ( Песн.2:14 ; Иер.48:28 ). Народы доверяются своим твердыням в горах, как орлы своим гнездам, но эти неприступные скалы не преграда для Господа ( Иер.49:16 ; Авд.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

для оценки языковых особенностей библейского текста. Считая разделение Пятикнижия на источники методологически неоправданным, К. вместе с тем признавал существование длительной устной традиции, предшествовавшей священному тексту и явившейся его основой. К. стремился создать компромиссный вариант теории происхождения Пятикнижия. Ученый исходил из тезиса о том, что авторы библейских книг сознательно использовали космогонические модели окружавших Израиль народов и перерабатывали их в соответствии с монотеистическим мировоззрением. Это обращение было вызвано не стремлением построить собственную космогонию на основании уже существовавших систем - сознательная рецепция языческой мифологии была невозможна для строгого монотеизма пророков,- а использованием поэтических моделей описания мира, образов и лит. клише, уже существовавших в евр. народной поэзии как проявление общего культурного континуума народов Сирии и Палестины. К. привел примеры космогонических текстов в Свящ. Писании, к-рые в определенной степени могут считаться «альтернативой» рассказу о творении мира, изложенному в Быт 1. В Иов 38. 4-7 речь идет об «основаниях земли», об «измерительной черте», о «линии», о «краеугольном камне». В Ис 40. 12, 21-22 говорится об измерении небес и вод («исчерпал воды горстью… измерил пядью небеса…»); небеса уподобляются тонкой ткани, которую распростер Бог. По мнению К., эти поэтические образы не были придуманы авторами Книг Иова и Исаии. Ученый не только возводит эти образы к некой космогонической традиции, общей для народов Сиро-Палестинского региона, но и высказывает предположение об общности поэтических источников 2 названных фрагментов. В Иов 38. 4 и Ис 40. 22 используется один и тот же глагол   - «распростирать». Выражение «простирать основания земли» не является типичным для Свящ. Писания - в значении «основывать (землю)» традиционно используется глагол   (Пс 23. 2; 77. 69; 88. 12; 101. 26; 103. 5). К. считал, что фразы «положить (букв.- распростирать) основания земли» и «распростирать небеса» оказываются соотнесенными. Выражение       засвидетельствовано также в Пс 103. 2, причем в одном контексте с     (Пс 103. 5), поэтому, для того чтобы делать вывод об общем источнике Иов 38. 4 и Ис 40. 22, опираясь на параллелизм выражений     и     нет достаточных оснований. К. привел перечень других космогонических терминов, характерных для еврейской поэтической традиции и не употребляемых в Пятикнижии. Небо описывается как шатер, распростертый над землей, или как «горние чертоги» (  ); создание земли обозначается глаголом   соотнесенным с выражением   или   («не подвижится»); в значении «был создан, появился» употребляется слово   форма в породе Polal от корня   («изгибаться», «танцевать», «корчиться (от боли)», «испытывать родовые муки»). Все эти языковые особенности могли быть присущи древнееврейскому эпосу, существовавшему до записи Торы.

http://pravenc.ru/text/1681295.html

Творение как откровение . Но та же точка зрения, которая лишает природу божественности, делает ее Божьим откровением и наполняет ее реалиями, указывающими на Бога. Факт, что все сущее исходит из творческой работы Бога, означает, что все в мире так или иначе свидетельствует о сотворении и раскрывает Творца. По Библии, каждый камень, каждое дерево и каждое живое существо свидетельствуют о Боге, проповедуют Его славу и вещают о делах рук Его ( Пс.8:2; 18:2; 103; 148 ). О творении мы вполне можем говорить как о небесном послании (ср. Пс.103:3–4 ). В Притчах эта тема получила яркое развитие в образе персонифицированной премудрости, рассказывающей о том, как она находилась рядом с Господом, когда создавалась земля и мудро закладывались ее основания ( Притч.8:22–31 ). Суть в том, что в сотворенном Богом мире отразилась Его мудрость, и ее может различить всякий, кто искренне стремится увидеть ее ( Притч.8:1–21 ). Но поскольку источник этой мудрости – Сам Бог, мудрость должна начинаться с признания Господа и Его почитания ( Притч.1:7 ). Эта божественная мудрость запечатлена в творении настолько явно, что, по словам Павла, у отказывающихся признать это свидетельство бытия и силы Бога нет никаких оправданий перед лицом грядущего суда ( Рим.1:18–21 ). Итак, творение в Библии связывается с образами знания и мудрости. Голос из бури в конце Книги Иова показывает образы порядка и мудрости в качестве доказательства высшего знания Бога ( Иов.38:1–2 ) и величия Его силы (только Он способен управлять всеми перечисленными творениями). В псалмах читаем, что Бог «поставил горы силою Своею» ( Пс.64:7 ), «все соделал... премудро» ( Пс.103:24 ), «сотворил небеса премудро» ( Пс.135:5 ). Не удивительно, что само творение «открывает знание» ( Пс.18:3 ). Искупление как творение . Последний мотив – отношение библейских авторов к искуплению (избавлению) как к вершине Божьих творческих дел. В этом нет ничего удивительного, поскольку многие важные составляющие творения пострадали или разрушились в результате грехопадения. Поэтому, как и можно было предположить, темы искупления и творения в Библии тесно переплетаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1-я пол. 7-го ст. букв. с евр. читается «ненавижу хранящих» или «почитающих суеты лжи» (=пер. Амфилохия; ср. слав.-гр.-лат. хранщы вотщ; Ин.2:9 : xpahщiu и ложна), т.е. не люблю и отвращаюсь «приверженцев обманчивых сует» (Пумпянский), или тех людей, которые, вместо Бога, легкомысленно возлагают надежды свои на предметы ничтожные по своей сущности и силе, только напрасно увлекающие воображение, но не могущие сами по себе оказать никакой пользы и помощи. – К таким предметам принадлежат идолы и все вообще предметы ложных верований язычников ( Втор.32:21 ; Иер.2:5; 10:3, 8, 15; 16:19; 18:15 ; Пс.113:12–16 и др.), все суеверные человеческие средства ( Лев. 19:31; 20:2, 6, 27 ; 1Пар.10:13 ; Деян.8:9–11 ; Апок. 18:23 ; ср. Абен Езра у Rosenmülle. и толк. Иринея Архиеп. Пск.) и различные предметы земных привязанностей и надежд, как-то: богатство, слава, власть, сила и мудрость человеческая и т. п. ( Еккл.1:2 и дал.; Пс.38:6–7; 145:3–4 ; ср. св. Афанасия, бл. Август. Епагг. II; Златоуста на Пс.4:3 ). Сл.-гр.-лат. (=халд.) пер. разумели все это вообще, держав буквально евр. текста, только слово (шав) принимала в значении наречия – вотще (как Мал.3:14 и Иер.4:30 ), а глагол вм. 1-го л. (санэти) в отношении к псалмопевцу, читали во 2 л. (санэта)= возненавидлъ еси, в отношении к Богу, как продолжение 2-й пол. предшеств. стиха. Русск. пер.: ненавижу початателей суетных идолов – в последних своих словах есть объяснительный перевод и основывается на том, что выражение «суеты лжи» в таком именно смысле употребляется в кн. Ионы 2:9 и передается в сирском (numina falsa у Dathe) и у Кимхи (см. Сотт. Gejeri.) – Конец 8 ст. с евр. чит.: «узнал нужды (горесть) души моей»; гр.-лат.-слав. перевод: спслъ нждъ дш мою основан на том же чтении, но ведение Господом нужд души псалмопевца понимает практически, – в смысле божественного промышления и избавления (ср. Пс.1:6; 36:18–19; 137:6–7 ). – Начало 9 ст. в сл.-гр.-лат. нси мен затворилъ т. е. не заключил, не оставил в безвыходном положении, въ ркахъ – букв. соотв. еврейскому и точнее и картиннее изображает положение псалмопевца, чем в русск. пер. (=халд. и сирск.): не предал меня в руки врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1 далеко от меня утешитель. Ср. 1,7 теми же чувствами пронизаны слова, сказанные от лица Сиона. 1 Сион. Снова упоминаются несчастья, выпавшие на долю Сиона, так что в конечном итоге это становится стержнем всего произведения (см. ком. к ст. 9 и 13). О Иакове. Одно из наименований Израиля, образованное от имени одного из патриархов. Иерусалим сделался мерзостью среди них. Присутствие Иудеи как чего-то нечистого среди других народов разрушает ее образ свидетеля святости Божией (ср. Исх. 19,5.6 ). 1 Праведен Господь. Признав свои грехи, Сион оправдывает наказание Божие, вновь возвращаясь к мысли о плене. 1 друзей моих. Друзья как ложный объект доверия (ср. Ис. 7,1–19 ). 1 враги мои. Сион взывает к Господу по поводу злорадства врагов, в высшей степени оскорбительного для избранного народа, а значит, и для самого Бога. дню. День Господень становится днем гнева для врагов. Наказание сначала осуществляется руками врагов, а затем обращается на них же самих (ср. Иер. 25,15–38 ). 1 Да предстанет... за все грехи мои. Жалоба Сиона переходит в уверенность, что враги точно так же заслуживают наказания. стоны мои. Просьба о наказании врагов не утешает Сион в его скорби. Глава 2 2:1–22 В начале второго плача по разрушенному Сиону пророк говорит о гневе Господнем. 2 Как помрачил. Ср. 1,1 и ком. с небес поверг на землю красу Израиля. Крушение ассоциируется с падением звезды (ср. Ис. 14,12 ). не вспомнил. Ср. Пс. 88 , особенно ст. 38–51. Пророк Исаия уверял, что Бог будет оберегать Сион (см., напр., Ис. 37,32 ). Иудея же запомнила только эти обещания, забыв о своем долге соблюдать завет с Богом. подножии ног Своих. Выражение, под которым обычно подразумевается ковчег завета ( 1Пар. 28,2 ; Пс. 131,7 ) или земля ( Ис. 66,1 ), а в данном случае Сион (ср. Пс. 98,5 ). 2 укрепления. Городские укрепления Иудеи символизировали Божие покровительство в ответ на соблюдение верности завету (ср. 2Пар. 10,4–12 ). 2 роги Израилевы. Рог служит метафорой силы и благоденствия. 2 как неприятель. Бог сначала помогает врагу, затем Сам опускает карающую десницу (см. 1,15 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сей есть Денница, прежде денницы устроившая бестелесные Силы небесных воинств и чинов. Сей есть Тот, Который един простер небо ( Пс. 103:2 ; Иов. 9:8 ) и по морю ходит, как по суше. Сей есть Тот, Который повил бездну мглою, как пеленами ( Иов. 38:9 ). Сей есть Тот, Который утвердил землю на водах ( Пс. 135:6 ). Сей есть Тот, Который оградил море песком ( Иер. 5. 22, 11 ), как стеною. Сей есть Тот, Который отделил свет от тьмы ( Быт. 1:4 ). Сей есть Тот, Который устроил звездный круг. Сей есть Тот, Который премудро создал весь мир, видимый и разумеваемый. Сей есть Тот, Который нерукотворенными руками из персти составил и образовал человека. Сей есть Тот, Который создал нас по образу Божию, ныне Сам соделался человеком по образу нашему, и есть человек, но вместе и Бог: есть человек, по внешнему виду, совершенно такой же, как и я, со всеми моими свойствами, дабы, очистив, спасти меня; есть и Бог совершенный по внутреннему существу, имеющий сущность совершенного Отца. Будучи образом Господа Бога, Он ныне принял мой образ раба, не умалив достоинства Божества, но освятив смешение моего естества: один и тот же по всему и на небе и на земле познаваемый; на небе рожденный безвременно, на земле – бессеменно, на небе Творец, как Бог, – на земле тварь, как человек. Услышите сия, вси языцы ( Пс. 48:1 ). Слушай, Израиль: Тот, Которого я, твой священник Симеон, в объятиях ношу и великим гласом в храме народу проповедую и свидетельствую, есть Господь Бог твой. Итак, внемлите, людие мои, слову моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих ( Пс. 77:1 ). Се – то Отроча, о Котором предрек Исаия, говоря: Отроча родися нам, сын и дадеся нам: и нарицается имя Его: велика совета Отчего Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущаго века ( Ис. 9:6 ). Если же сие Отроча – Бог Крепкий, то ясно, что о Нем сказал Давид: явится Бог богов в Сионе ( Пс. 83:8 ). О сем-то Отроке взывает и Иеремия: Бог на земли явися, и с человеки поживе ( Варух. 3:38 ). Сей-то Отрок древле рассек море Израилю и потопил Фараона ( Исх. 14:21 ), – дал закон Израильтянам, одождил манну, руководил в пустыне огненным столпом народ Еврейский, рассек камень ( Числ. 20:8 ) и сохранил купину (куст) нестираемою от огнеросного пламени ( Исх. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

С драконом, который, возможно, отождествляется с морским богом Йамму, связаны и другие помогающие ему божества (KTU 1.83). Они должны быть побеждены силой солнца (KTU 1.6 vi 50–52). Иов пишет о поборниках Раава ( Иов.9:13 и о враждебности Левиафана силе солнца ( Иов.3:8 ). Конфликт со светом в угаритском мифе происходит к концу цикла, соответствующему началу нового года, то есть в период непосредственно перед сотворением. Жалуясь на свое рождение, Иов мечтает о тьме, царившей до сотворения. Эти мистические образы в Библии служат одновременно яркой картиной власти Бога над творением и полемикой с ложными концепциями окружающих религий. Но в рассказе о сотворении мира в Быт.1 мистический язык полностью отсутствует. Попытки связать этот рассказ с «Энума элиш» следует считать несостоятельными. Даже еврейское слово t " hom, переведенное как «бездна», нельзя выводить из аккадского Tiamat. Хотя эти два слова происходят от общего семитского корня, они отличаются как по орфографии, так и по роду, что указывает на их разные значения. Аналогии разделения вод и установления космического распорядка, возможно, свидетельствуют о полемике со старыми мифами, но они выглядят несущественными в сравнении с различиями; в Быт.1 упор делается на растительности, морских и других животных, о которых в «Энума элиш» не упоминается. При сотворении животных tannin, как морские животные, становятся полностью подчиненными Богу, подобно всем остальным существам над и под водой ( Быт.1:26 ; ср. Пс.103:25–26 ). Использование этого слова может быть отголоском известного образа битвы с водами, но сам этот образ остался в прошлом. Управление Яхве космическими водами – просто вопрос техники; на космический конфликт нет никакого намека. Власть над морским чудовищем. В Книге Иова ответ Бога ( Иов.38:1–41:26 ) содержит описание творения, которое непостижимо для человека, но обладает красотой, доступной всем. За демонстрацией чудес неодушевленного мира ( Иов.38:2–38 ) следует описание льва ( Иов.38:39–40 ), дикой козы ( Иов.39:1–4 ), дикого осла ( Иов.39:5–8 ), единорога ( Иов.39:9–12 ), павлина ( Иов.39:13–18 ), коня ( Иов.39:19–25 ), ястреба и орла ( Иов.39:26–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Среди такой страны символизма, которая, по обстоятельствам первобытного времени, была все же рассадницей и учительницей тогдашней цивилизации, “мудрости”, как выражается 3 книга Царств (4:30), по воле Иеговы (Быт 46:4) должен был обитать ветхозаветный Израиль. Вполне естественно, что указанный духовный опыт египтянина и его интеллектуальное богатство должно было сказаться на самом ветхозаветном пришельце (Исх 12:19). Он невольно должен был если не научиться, подобно Моисею, систематически всей мудрости египетской (Деян 7:22), то непременно расширить горизонт своих мыслей и языка. Конечно, как народ личного духовного Бога (Исх 3:10; 7:4 и мн. др.), ветхозаветный Израиль и в Египте должен был помнить свое историческое религиозное призвание — возвышаясь над чувственною природою (Исх 20:2–5,23 и пар.), быть святым, подобным верховному Законодателю жизни Иегове (Лев 11:44; 19:2; 20:7 и др.), и путем дел и страданий (ср. Быт 41:52; Исх 3:7) выполнять это призвание. Но возноситься духом над природою — вовсе не то, что презирать ее. Ветхозаветному Израилю запрещено было видимо изображать существо Бога (Исх 20:2–5 и пар.), довольствуясь самостоятельным развитием Его в самом себе и ощущением своего единства с Ним (Быт 1:26–27; Лев 9; Иез 20:41), что тем не менее не парализовало могущественного действия на сердце Израиля впечатлений внешнего мира, для того, чтобы во всем этом сознавать дело рук Божиих (Втор 11:3; 32:4). Небеса, по слову Псалмопевца, должны были проповедывать ему славу Божию и твердь вещать о делах рук Его (Пс 18:2). Голос Иеговы для израильтянина мог раздаваться в громах бури и сверкании огнем молнии, Иегова заставлял трепетать как лист пустыню, ломать кедры, как хворост, и скакать горы, что молодые буйволы (Иов 38:4; Пс 76:19; Иов 38:1; Ис 30:30; 2 Цар 22:15 и т. д.) Фантазия еврея имела право прилепляться к вещам видимого мира не потому, что их действительность, в объективной общей своей связи, сама по себе содержательна и интересна, но потому, что мир для нее дорог по тем внутренним чувствам, какие он будит в душе, возносящейся к великому Иегове и Его Помазаннику — славному Мессии.

http://pravmir.ru/proishozhdenie-drevle-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010