И таким образом сказать по-моему почитает послушание Тот, Кто по естеству Владыка, и навыкает ему в страдании, не только, чтобы спасти Своими [действиями] все естество, очистив от худшего, но и чтобы наше послушание испытать, изучив опытом нашего наше (хотя по естеству и содержит в Себе все знание): сколько с нас требовать и сколько прощать, [приводя] к совершенной покорности, которой свойственно Ему приводить спасаемых ко Отцу, являя их подобными Себе силою благодати. Ибо действительно велико и страшно таинство нашего спасения. От нас требуется столько, насколько Он [стал] естеством как мы; нам прощается столько, насколько Он ради нас единством [Своей ипостаси соединил Себе] то, что свойственно нам. Εсли только привычка грехолюбивой воли (οο ) не делает немощь естества веществом злобы Такой мысли явно придерживается и великий сей учитель, подтверждая это нам нижеследующим. Ибо он говорит: " Ибо если и свет, светящий во тьме жизни сей, гоним был по причине покрова иною тьмой (разумею лукавого и искусителя); то кольми паче тьма, как более немощная? И что удивительного, если при том, что Он избежал совершенно, мы бываем несколько настигаемы? Ибо по правому о сем рассуждению, для Него быть гонимым больше, нежели для нас настигаемыми " Примечания: 44. Фил.2:7. 45. Ср. Евр.5:8. 46. Слово 30,6 (р.п., стр.432). 47. Рим.7:23. 48. Слово 30,3 (р.п., стр. 430). 49. Ср. 2Пет.1:3-4. 50. Пс.73:12. 51. Ср. 1Кор.15:45. 52. В дальнейшем мы безразлично переводим греческое " εε " русским " энергия " или " действие " . 53. Когда, например, спасался от гнева Ирода бегством в Египет (Мф.2:14-15) или когда, чтобы не быть побитым камнями, скрыся и изыде из церкви (Ио.8:59). В греческом тексте для " сохраняющий " и " спасаемый " употреблены однокоренные слова: " υ υου εο " . 54. Ср. Евр.5:8. 55. Т.е. если не считать, что влечение ко греху стало частью человеческой природы. 56. Ио.1:5. 57. Григорий Богослов, Слово 30,6. (ср. р.п., т.2, стр.432). Смысл данного места в том, что если диавол, по причине покрова плоти, не увидел света Христова Божества и потому гнал Его, как если бы Он был простым человеком, то тем более он преследует простого человека, который, будучи лишен славы божественного света по причине грехопадения, является тьмою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/948/...

93 Кол.3:23 . 94 Гал.3:28 . 95 Лк.12:42 . 96 Иак.5:4 . 97 2Фес.3:10 . 98 1Кор.9:7 . 99 1Кор.9:14 . 100 Лк.3:14 . 101 Мф.10:9-10 . 102 Лк.10:7 . 103 Мф.20:1–16 104 В переводе, выполненном под редакцией епископа Кассиана (Безобразова) : «Идите и вы в виноградник мой, и что будет справедливо, дам вам» ( Мф.20:4 ) 105 Мф.20:15 . В переводе под редакцией епископа Кассиана: «Разве нельзя мне, как хочу, поступить с моим имуществом?» 106 Из всей многочисленной литературы по календарному вопросу хотелось бы выделить брошюру А.Н. Зелинского Конструктивные принципы древнерусского календаря.- М. 1996., в которой показаны преимущества и совершенство церковного Юлианского календаря. 107 Дан.4:16 . 108 Ин.11:9 . 109 Деян.3:1 . 110 Быт.2:3 . По словам св. Иоанна Златоуста «Почил, значит перестал творить и производить из небытия в бытие», не оставляя промыслительной деятельности о мире и человеке 111 Исх.20:8-11 . 112 Мк.2:23, 3:2 . 113 Лк.14:5 . 114 Подробно об этом см. Болотов В.В. День и год мученической кончины св. евангелиста Марка. Христианское чтение. 1893. Вып. IV (июль – август) С. 156–167. 115 Подробнее о смысле использования метоновского цикла см. указ. соч. А.Н. Зелинского. 116 Никитина С.К. История российского предпринимательства. — М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2001 117 В Законах царя Хаммурапи, например, запрещалось взымать более 20% по денежной и 33% по натуральной ссуде. 118 Исх.22:25 . 119 Вт.23:9–20. 120 Лев.25:35–37 . 121 Ис.24:2 . 122 Под лихвой, по-видимому, разумеется превышение количество возвращенного должником, над количеством взятого в долг им, особенно при ссуде в натуральной форме. 123 Иез.18:8,17 . 124 Пс.14:1–2, 5 . 125 Иез.18:8,13,17; 22:12 . 126 Неем.5:1-6 . 127 Неем.5:7–11 . 128 Флавий Иосиф. Иудейские древности: В 2т. Т. 2. Приложение. — Мн.: Беларусь, 1994. — С. 605. 129 Иез.45:11–12 . 130 Иез.45:9 . 131 Мф.25:14–30 . 132 Лк.19:12–27 . 133 Лк.6:34–35 . 134 Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ). Избранное. Образ общества.: Пер.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

3:5–6 Мнению лжеучителей, отрицавших, что Бог вмешивается в историю, Петр противопоставляет творение мира и потоп, как примеры вмешательства Божия в мировой процесс. 3 словом Божиим. Бог действовал с самого начала истории; небо и земля возникли только по Его повелению ( Быт. 1,3–30 ; Пс. 32,6 ; Евр. 11,3 ). составлены из воды и водою. Вода не основной элемент, из которого было создано все остальное, а, так сказать, орудие создания, поскольку Бог сотворил землю, отделив и собрав воды ( Быт. 1,6–10 ). 3 тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. Потоп также произошел по приговору Бога (2,5; Быт. 6,5 8,19). 3 содержимые тем же Словом. Одно и то же Божественное Слово сотворило мир (ст. 5) и осудило его на потоп (ст. 6). Здесь подчеркнута роль всесильного Божия Слова при творении, потопе и последнем Суде, проявляется ли оно водой или огнем. сберегаются огню на день суда. Содом и Гоморра служат Петру прототипом, примером последнего огненного Суда (2,6). Хотя этот эсхатологический образ встречается только у Петра, само понятие Божественного Суда посредством огня обычно для ВЗ (напр., Втор. 32,22 ; Ис. 66,15.16 ; Мал. 4,1 ); оно встречается и в НЗ (напр., Мф. 3,11.12 ; 1Кор. 3,13 ; 2Фес. 1,7.8 ). 3 у Господа один день, как тысяча лет. Это место и Пс. 89,5 , откуда оно происходит, необоснованно приводят иногда в поддержку теории, будто «день» в библейских пророчествах всегда означает именно тысячу лет. Петр лишь указывает, что Бог властен над временем, и отмечает, что Божие видение времени коренным образом отличается от человеческого. 3 как некоторые почитают то медлением. См. ст. 4. чтобы все пришли к покаянию. Христиане, читая послание, должны понять, что кажущееся промедление Суда Божия есть признак Божия долготерпения и милости к ним, особенно к тем из их среды, кого смутили и ввели в заблуждение лжеучители. Следует отметить, что охват слова «все» ограничен местоимением «нас». Покаяние, ради которого Бог отлагает Суд, ожидается, в первую очередь, от народа Божия, а не о мира в целом. Воля Божия в том, чтобы не погиб никто из избранных ( Ин. 10,28.29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Он указывает, что «общее понятие» «открывает нам только бытие Божие, а не что такое Бог» (там же). Учение Откровения об этом он сводит к словам Давида, «которому Бог явил «безвестная и тайная премудрости Своея» ( Пс. 50:8 )», а он «не ясно ли исповедует неприступность ведения, когда говорит: «удивися разум Твой от мене; утвердися, не возмогу к нему» ( Пс. 138:6 )? А Исайя, созерцавший славу Божию, …в пророчестве своем о Христе свидетельствует, говоря: «род же Его кто исповесть?» ( Ис. 53:8 ). А «сосуд избран» ( Деян. 9:15 ) – Павел, имевший глаголавшего в себе Христа ( 2Кор. 13:3 ), восхищенный до третьего неба и слышавший «неизреченны глаголы, их же не леть есть человеку глаголати» ( 2Кор. 12:4 ), какое оставил нам учение о Сущности Божией? Когда прозрел он частные законы домостроительства, как бы придя в гружение от неисходности умозрения, возгласил такое слово: «О глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко не испытани судове Его и неизследовани путие Его» ( Рим. 11:33 ). Но если сие недоступно и достигшим в меру ведения Павлова, то какое кичение в хвалящихся, что знают Сущность Божию!» (7:30–31). В опровержение мнения о полной познаваемости Бога св. Григорий Богослов также приводит свидетельство апостола Павла: «…все дольнее знание, как простирающееся не далее малых подобий истины, ставит он не выше зерцал и гаданий ( 1Кор. 13:12 )» (12:35). «Слово о Боге, – говорит св. Григорий далее, – чем совершеннее, тем непостижимее, ведет к большему числу возражений и самых трудных решений. …Так, Соломон, который до преизбытка был умудрен паче всех, и до него живших, и ему современных, получил в дар от Бога «широту сердца» и полноту созерцания обильнее песка ( 3Цар. 4:29 ), чем более погружается в глубины, тем более чувствует кружения, и почти концом мудрости поставляет найти – сколько она удалилась от него ( Еккл. 7:24 )» (12:37). «И Илии не ветер крепкий, не огнь, не трус, как знаем из истории ( 3Цар. 19, 12 ), но небольшая прохлада была знамением Божия присутствия, и только присутствия, а не естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

                        1) Закон о субботе впервые дан Евреям в пустыне: Исх. 16:23–26 . – для напоминания об их избавлении от рабства Египетского: Вт. 5:12–15. 2) Но св. пророки предсказали отмену всего ветхого завета и субботы: Иер. 31:31–32 ; Евр. 8:8–13 и установление нового праздничного дня, – дня воскресного, дня радости для христиан: Зах. 3:8–10, 9:16, 13:1  и 1Петр. 3:21 ; Пс. 109:2–3; 117:21–24 и Мф. 28:8–9; Иоан. 16:20–26 ; Лк. 24:41 . 3) Сам Христос и учением, и примером отменил субботу: Мф. 12:10–13; Иоан. 5:5–16; 9:1–16 ; См. Исх. 20:10–31, 14–15 ; Числ. 15:32–36 ; Иер. 17:21–22 , почему иудеи и искали убить Его: Иоан. 16–18 . 4) Нарушали субботу и св. Апостолы: Мр. 2:23–28 ; См. Исх. 20:10 ; Числ. 15:32–36 и Лк. 23:56 ; они отменили ее: Деян. 15:24–29 ; Кол. 2:16–17 ; См. Евр. 10:1  и 9 ст. 8:4–5 и 13 ст. 5) Празднующие субботу должны исполнять и остальной ветхозаветный обрядовый закон: Вт. 4:13–14; Неем. 10:29 ; Иез. 20:11–13 ; должны праздновать еврейские праздники, есть мацу и проч.: Исх. 12:1–24, 16:4  и 28, 28:1–43; 29:9; должны праздновать каждый седьмой год: Лев. 25:3–5 и 49 и 50 годы: Лев. 27:30–31 , должны давать десятую часть всего дохода своего: Числ. 18:21 ; Евр. 7:5 , – иначе они будут прокляты: Вт. 27:26; Иер. 11:3–4 ; Гал. 3:10 . 6) Основания для празднования воскресного дня: «теперь все новое»: 2 Нор. 5:17; Мф. 9:16–17; Христос освятил воскресением и Своими явлениями день воскресный: Мр. 16:9 ; Мф. 28:1, 9; Лк. 24:1,13–32 ; Иоан. 20:19–23, 24–29 ; в день воскресный Христос дал ученикам обещанное (Мф. 16:19, 18:18) право прощать грехи: Иоан. 20:21–23 и ниспослал им Духа Святого: Деян. 2:1–4 ; в день воскресный св. Апостолы собирались для преломления: Мр. 16:14 ; Деян. 20:7–8 и посвящали его делам милосердия: 1Кор. 16:1 . В этот день св. Иоанн получил от Бога Откровение о будущей судьбе мира: От. 1:10. 7) Об отмене субботы и праздновании воскресного дня учили св. отцы Церкви, поместные и вселенские соборы: Мф. 18:17.                         О клятве именем Божьим и присяге «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись» (Вт.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Мариам, сестра Моисея, на семь дней поражена была проказой за ропот (см.: Числ.12 ). Стены Иерихона пали после седмикратного обхождения их семью священниками Бога Израилева, седмикратно вострубившими напоследок в семь труб (см.: Нав.6 ). В течение семи дней совершилось освящение Аарона и сыновей его (см.: Лев.8:33–35 ). Седмикратно на дню прославлял Бога царь и пророк Давид (см.: Пс.118:164 ). После седмикратного омовения в Иордане очистился от проказы военачальник сирийцев Нееман (см.: 4Цар.5:14 ). Писание говорит о семи дарах Духа Святого, каковы: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие, страх (см.: Ис.11:2–3 ). На семи столпах создала себе дом, то есть Церковь , Премудрость Божия ( Притч.9:1 ). И в Новом Завете Спаситель заповедует нам прощать до семижды семидесяти раз (см.: Мф.18:22 ; Лк.17:3–4 ). В основании Церкви Христовой также усматриваем число семь, ибо в ней различаются: 1) апостолы, 2) пророки, 3) учители, 4) чудотворцы, 5) имеющие дар исцелений, 6) имеющие дар языков, 7) имеющие дар толкования Священных Писаний (см.: 1Кор.12:28–30 ). Семь духов предстоят Богу и престолу Его (см.: Откр.1:4 ). Семь золотых светильников стоят пред Спасителем, и семь звезд в деснице Его (см.: Откр.2:1 ). Семи Церквам пишет, по Божию повелению, св.Иоанн Богосдов (см.: Откр.1:11 ). Семь язв наносится миру в последние времена (см.: Откр.15:6–8; 16:1–21 ). Семь печатей имеет на себе книга, которую видел св.Иоанн в руке Божией (см.: Откр.5:1–4 ). Семь духов Божиих посылает Бог во всю землю (см.: Откр.5:6 ) и Церквам (см.: Откр.1:4 ). Смертных грехов также семь: 1) гордость, 2) сребролюбие, 3) блуд, 4) зависть, 5) алчность, 6) гнев, 7) леность (нерадение о душе). Но и Агнец закланный достоин принять: 1) силу, 2) богатство, 3) премудрость, 4) крепость, 5) честь, 6) славу, 7) благословение (см.: Откр.5:12 ). Перечислив лишь некоторые из множества свидетельств об особом значении числа семь в Священном Писании, обратимся к семи таинствам Церкви Христовой. Само слово «таинство» подразумевает научение сокровенному, о чем не подобает знать внешним, по заповеди Спасителя: Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они... обратившись, не растерзали вас ( Мф.7:6 ). Таинства, понимаемые в этом смысле, нередко именуются в Писании Нового Завета тайнами. Так, на вопрос учеников, почему Он говорит в притчах, Господь отвечает: вам дано знать тайны Царствия Небесного ( Мф.13:11 ; ср.: Лк.8:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

13 Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1947. С. 196. 14 Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. С. 32. 15 Хюртен Х. Церковная политика Третьего Рейха//Вопросы философии. 2001. 5. С. 52. 16 Ср.: 2Мак.8:17 . 17 Из Библейского компьютерного справочника. 18 Мк.9:40 . 19 Мф.12:30 . 20 Святое Евангелие от Марка с толкованием блаженного Феофилакта. М., 1997. С. 139–140. (Выделено нами. — Изд.) 21 Достоевский Ф. Бесы//Собрание сочинений: В 15 т. М., 1990. Т. 7. С. 392. 22 Максим Козлов, протоиерей. 400 вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 204–205. 23 Подчеркнуто мною. – И.С. 24 О советских экспериментах по скрещиванию человека с обезьяной//Независимая народная газета: Приложение к газете «Вечерняя Москва». 1994. 25 августа. (Выделено мною. – И.С.) 25 Впоследствии стал знаменит как епископ Лука, ныне прославлен в лике святых. 26 См.: 3Езд. 11:32 . 27 См.: Мирский М. Медицина в России XIV-XIX веков. М., 1996. С. 45. 28 См.: Глущенков В. Святитель Лука: взгляд в будущее. М., 2001. С. 186. 29 Цит. по: История философии. Запад-Россия-Восток. М., 1996. Кн. 1. С. 279. 30 Цит. по: История философии. С. 280. 31 Ильин И. Основы христианской культуры//Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 315. (Выделено курсивом нами. – Изд.) 32 Тертуллиан К.С.Ф. О прескрипции и [против] еретиков//Избранные сочинения. М., 1994. С. 109. (Выделено нами. – Изд.) 33 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 315–316. (Выделено курсивом нами. — Изд.) 34 Осипов А. Путь разума в поисках истины. М., 1997. С. 146. 35 Ильин И. Кризис безбожия. С. 351. 36 Ср.: 1Кор. 7:20 . 37 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 291. 38 Прем. 7, 16-20 . 39 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 314. 40 Пс. 103:23 . 41 Притч. 3:19 . 42 Еккл. 3:11 . 43 Ср.: Пс:48, 4. 44 Аксенов В. Новые материалы для науки и техники//Наука, философия, религия: Материалы VIII международной конференции. Дубна, 1997. С. 35. 45 Гайденко П. Бытие и разум//Вопросы философии. 1997. 7. С. 114.

http://azbyka.ru/istina-i-idoly-lozh-sov...

Но это было понятным знаком некоторой ещё тьмы „косозрения” 107 в естественных усилиях философии познать высшую духовную сущность и, как таковое, в христианстве отпадало, заменяясь разумной личностью христианского Бога. За всем этим, христианское Божество очень легко разъяснялось по схеме неоплатонизма. Путём логического анализа данных Откровения получалось, что и христианский Бог также един, непостижим, необъясним, бестелесен. Он прост и не допускает в себе никакой сложности, не имеет в себе ничего большего или меньшего и есть единство и единичность ( 1Тим. 6:16 , ср. Ин. 17:3 ; Рим. 3:29–30 ; 1Кор. 8:4–6 и т. д.). По своему бытию, он есть Сущий, ни от кого не происшедший, никому не обязанный своим бытием. Он всегда имел то, что Он есть, и потому вечен и неизменяем ( Исх. 3:14 . Пс. 51:26–28 ; Откр. 1:8, 17 ; Пс. 39:2 ; Исх. 3:10 ). Он есть начало всего, свет и благо, источник всякого блага (Ср. Откр. 1:8 ; Еф. 1:4–7 ; Мф. 25:34 ; Ин. 26:23 ). Затем не менее прекрасную аналогию в метафизике неоплатонизма можно было находить и для раскрытия и уяснения тайны Божественной жизни или триединства христианского Бога. Космическая, неизменная и вечная триада первого – единое, ум и душа, постулировавшая в то же время к единству всех этих трёх начал, самобытность первого и внутренняя зависимость от Единого последних могли служить важным (вспомогательным) гносеологическим средством к возможному рационально-логическому постижению Диодором тайны христианской Троицы. Абстрактный, лишённый воли и сознания характер ума и души, вытекающее из него логическое и формальное мотивирование всех их свойств 108 , должны были, конечно, отпасть, как отпало неодобряемое указаниями Божественного Слова и в характеристике Единого, но вечный, свободный акт рождения ума от Единого, мыслимый при полноте и совершенстве самого Единого, которое даже в неоплатонизме Ямвлиха названо отцом, раскрытие сущности рождаемого вечно ума, как образа Единого и второго Бога 109 , как не только внутреннее самооткрытие Сокровенного Бога Отца, но и первое начало самооткровения Его в мире, такое же вечное происхождение от ума третьего начала, души – всё это должно остаться, как удобная форма мышления, философского обоснования догмата Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Дальше я делал разбор хлыстовского учения о церковном браке, который они считают препятствием делу спасения человека. По этому вопросу я старался раскрыть мысль о благословении Божием брачной жизни еще в раю ( Быт.1:27–28, 2:18, 21, 23 ). Что Бог и после того благословлял брачную жизнь, об этом свидетельствует жизнь праведников Авраама, Моисея, Давида и др., живших в браке, имевших детей и сподоблявшихся особых милостей от Бога. Своё благословение к праведникам Бог выражал в умножении их потомства ( Пс.127:3 ). Ветхозаветные люди безчадие считали признаком многогрешности и просили Бога снять с них это поношение, как, например, родители судии Самсона ( Суд. 13 гл.), пророка Самуила ( 1Цар. 1 гл.) и Иоанна Предтечи ( Лк. 1 гл.). Христос Спаситель Своё благословение к брачной жизни выразил Своим посещением брачного торжества в Кане Галилейской, где совершил первое чудо ( Ин.2:1–11 ), то же благоволение Христа к брачной жизни можно усматривать и из притчи Христа о званных на брачную вечерю ( Мф.22:4–5 ). Христос назвал брак сочетанием от Бога ( Мф.19:6 ). Апостол Павел говорит, что Господь запретил жене разводиться с мужем ( 1Кор.7:10 ), говорит, что жена спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием ( 1Тим.2:15 ), называет брак честным ложем, нескверным ( Евр.13:4 ). Брак не препятствует известным достойным по вере и жизни лицам быть совершителями таинств. Примером тому служат апостолы, избранные Самим Христом для своего высокого служения ( Мф.8:14 ; Деян.21:8–9 ). Церковный историк Евсевий передает свидетельство Климента Александрийского о том, что апостолы Петр и Филипп рождали детей. Филипп выдал замуж дочерей. Апостол Павел имел жену, которую не водил за собою для удобства в исполнении своего апостольского служения (Церк. ист., кн. 4, гл. 30). Хлыстовский духовный брак есть дело богопротивное. Уподобление хлыстовских духовных жен Пресвятой Богородице есть тяжкий грех кощунства и богохульства ( Мф.1:18, 25 ). Духовницы, или духовные жены хлыстовские, суть блудницы, осужденные пророком Моисеем ( Исх.20:14 ), Христом Спасителем ( Мф.5:28 ) и апостолом Павлом ( 1Кор.6:9–10, 5:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

. Ср. Мф 20:16; 22:14 и нар. . Иер 12:9; Иез 39:17-20. . Дан 7:11. . Ср. Иер 34:20. . Четыре цвета на голове «зверя» напоминают «четырех зверей» Книги пророка Даниила, хотя все же прямой связи здесь, по-видимому, нет. . Ср. символику «жены, облеченной в солнце» Отк 12:1 ел. Слова «выходящая из брачного чертога» напоминают притчу Иисуса о десяти девах (Мф 25:1-13). . В различных греческих списках это имя пишется по-разному. В одном стоит: Aypiov («дикий, животное»), что может быть аллюзией на слова Пс 79/80:14; по переводу Септуагинты: fiovioi; aypiOQ («полевой зверь»); в другом: ©eypi (лат. Tegri), что может быть составленным из («изощрять, возбуждать») и oVypiov («животное»). . Ср. Пс 54/55:23. . Мф 26:24; Мк 14:21. . То есть среди людей этого мира. . Лк 12:35; Шет 1:13; Еф 6:14. . Мф 24:42. . Варн 4; 2Кл 17. . Новом Завете слова φυορς;, τ διαφθορν употребляются обычно в смысле «порча, тление, уничтожение» (Деян 2:27; Рим 8:21; 1Кор 15:42; 1Пет 1:4). . Ср. Мф 7:15. . Варианты: «мировой обольститель», «обольститель мира» «мировой обманщик»; по переводу Л. Н. Толстого: «искуситель мира». См.: Толстой, 1903. С. 21. Ср. 2Ин 1:7: «ибо многие обольстители вошли в мир…» (док-т 11 б). Слово коороийагос; по строению и смыслу близко к слову коорократорос; («мироправитель») апостола Павла («наша брань… против мироправителей тьмы века сего» – Еф 6:12). Ср. также коорократшр ВозИс 4:2 (док-т 16). . Предложено такое толкование этого места: пребывшие в вере будут прокляты Антихристом, н это самое проклятие спасет их. По переводу Л. Н. Толстого иначе: «спасутся от проклятия его (=обманщика)». Впрочем, предлагается читать: итт " аитоС той катаЭсра («в устроении своем»). . Ср. Мф 24:30. . 1Фес 4:16; Евр 12:19. . Эти слова показывают, что автор Дидахе принадлежал к хилиастам («тысячелетникам»). По учению хилиастов, опиравшихся на Отк 20:1-6, вечному Царству Божьему будет предшествовать тысячелетнее правление на земле Христа и его святых – воскресших из мёртвых христианских мучеников. «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет, – говорится в Откровении. – Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (20:4-5). О тысячелетнем мессианском царстве учил ещё первый христианский еретик Керинф (Евсевий Кесарийский. Церковная история, III 28, VII 25), этого же учения придерживались Папий Гиерапольский, Иустин Философ, Ириней Лионский, Ипполит Римский, Лактанций и другие раннехристианские авторитеты. Позднее хилиазм был осужден церковью как ересь. Ныне его исповедуют Свидетели Иеговы и некоторые протестантские группы.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010