Ис.40:6 . Голос говорит: воз­вещай! И сказал: что мне воз­вещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет по­левой. Ис.40:7 . Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дунове­ние Го­с­по­да: так и народ – трава. Ис.40:8 . Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пре­будет вечно. Вставочное рассуждение, принадлежащее или самому пророку (Спб. профес., Властов), или какому-то таинственному небесному голосу (Еп. Петр, The Pulpit Commentary, Dillmann, Speak. Commentary etc.). «Кто бы ни разумелся под этим лицом, оно говорит по повелению Господню и напоминает человеку, что земная жизнь его скоропреходяща, что она подобна полевой траве ( Пс.89:6 ), «которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь» ( Мф.6:30 ). Но такова же жизнь и целых народов ( Ис.24:1 ; Ис.25:2–3 ); и они живут и цветут, пока Господь сохраняет их, но и им настает конец». (Властов) Под «плотию» – евр. basar, греч. σαρξ – на языке Священного Писания разумеется, естественное, преимущественно, даже материальное и греховное состояние человечества ( Ис.66:23 ; Зах.2:13 ; Рим.3:20 ; Рим.8:8 ; Гал.2:16 ; Быт.6:3 ; Ис.66:23 ; Зах.2:13 ; Рим.3:20 ; Рим.8:8 ; Гал.2:16 ). Под «красотой» же этой плоти следует понимать ее естественные, необлагодатствованные достоинства – здоровье, славу, красоту, умственное развитие или ту «мудрость», которую и Апостол Павел называет «плотской» ( 1Кор.1:29 ). Впрочем, Апостол Петр, который склонен относить все пророчество, главным образом, к иудеям, под «плотию» разумеет весь «плотяной» народ иудейский и под «красотой» – его внешний обрядовый закон и различные видимые преимущества, на которые так сильно, хотя и совершенно напрасно, рассчитывали иудеи (происхождение от Авраама, обрезание, омовение и пр., что на языке Священного Писания также называется «плотию» – Рим.4:1 ; Рим.3:20 ; 2Кор.5:16 ; Гал.3:3 ; Евр.7:16 ). Таково было неустойчивое в своих способностях и силах, глубоко беспомощное и безнадежное состояние избранного народа и всего мира перед явлением славы Господней, т. е. перед пришествием в мир Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Напротив – 3) Божественная святость, – правда и благость открылись при сем в многоразличных действиях. Бог, как святой и праведный, за тяжкое преступление подверг виновных тяжким наказаниям ( Быт.3:14–19 ); а как святой и благой, не отверг навсегда кающегося грешника, но вместе с гневом явил ему и милосердие – как в самых наказаниях, которыми хотел отвратить человека от зла, так и в великом обетовании, которым привлекал его к Себе и к соблюдению Своих заповедей (3:15). 4) После падения Бог таким же образом показывал правду и милость над согрешившим человеком, в продолжение всего Ветхозаветного состояния. а) Праведный Бог являл строгость правосудия к грешникам непокорным и нераскаянным. Так Он поразил первый мир потопом ( Быт.7:7 . и слд.); истребил беззаконные города ( Быт.19:24–29 ); погрузил в Чермном море воинство Египетское ( Исх.14:23–28 ); осудил на истребление вероломных Амаликитян ( Исх.17:8. 14 ); страшно карал не один раз упорство и жестоковыйность Евреев во время их странствования в землю обетованную ( Исх.32:28 . Лев.10:1 . Чис.11:33 . (слч. Пс.77:30–31 ) 14:23–24. 16:31–33. 20:4 и слд. слч. 1Кор.10:9 ); за преступление Закона многократно поражал их и в последующее время различными казнями: – то несчастными войнами, угнетением от врагов, рабством, и под. (Суд. гл. 20. 1Цар. гл. 4. гл. 13:13–14. глл. 15. 21. 24. Слч. 1Пар. гл. 21. 4Цар.20:13 . слч. Ис. гл. 32), то разделением царства (3Цар. гл. 12.), то разграблением ( 3Цар.14:25 ) и истреблениями ( 3Цар.19:15 . и слд. 4Цар.14:11 . и слд.), то отведением в плен и рассеянием по разным странам ( 4Цар.15:29. 17:6 . и слд. гл. 25.), то наконец страшным разорением Иерусалима, гибелью множества Иудеев и рассеянием оставшихся по всему миру ( Лк.21:23–24 .). б) С другой стороны, святой и благой Бог всегда и многоразлично показывал Свою величайшую благость и милость к роду человеческому. Так в первом мире допотопном Он благословляет достойное служение благочестивых, как Авеля ( Быт.4:4 ); чудесно возносит на небо праведного Еноха ( Быт.5:24 ); долготерпит нераскаянных, отлагая до времени исполнение праведных угроз Своих ( Быт.6:3 ); спасает от всеобщей погибели праведного Ноя с семейством ( Быт.7:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда рех: во главизне книжней писано есть о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже ( Пс.39:8–9 ; Евр.10:7 ). Ясно и твердо говорит Он в начале Своего служения людям о Своем долге в ответ на недоумение Крестителя: Подобает бо нам исполнити всяку правду. Властно и решительно Он отгоняет в пустыне искусителя-сатану, который звал Его пойти в мир на дело служения, вопреки долгу, не путем унижения и страдании, а путем славы и властительства (см.: Мф.4:1–11 ; Лк.4:1–13 ). Открыто Он заявляет ученикам Своим, что Он пришел творить волю не Свою, а волю Пославшего Его Отца (см.: Ин. 6, 38 ). В ужасающих нравственных муках в Гефсимании Он остается верным той чаше, которую дал Ему пить Отец. Его волю исповедует, пред нею склоняется, во имя ее восходит на Крест и Божественным: Совершишася! ( Ин.19:30 ) заключает Свой величайший и единственный в истории мира подвиг долга (см.: Мф.26:36–42 ; Лк.22:39–44 ). Что Он обещает и заповедует ученикам и последователям? Указует Он и заповедует долг, долг прежде всего, превыше всего: Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк.17:10 ). Христианство как религия жизни и свободы не воспрещает ни приятного, ни полезного, но именно ради истинной жизни и истинной свободы христианина оно повелевает ему ни пред чем не склоняться, ничему не служить до рабства, до забвения и нарушения долга. «Все мне позволительно, – говорит апостол, – но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает; все мне позволительно, но пусть мною ничто не обладает» (см.: 1Кор.6:12; 10, 23 ). Высшая же степень нравственного совершенства в том состоит, чтобы в долге и в его исполнении для христианина заключалось все и высочайше приятное, и высочайше полезное: «Благ мне закон Твой, – восклицает он словами псалма, – благ мне закон Твой, вожделеннее тысяч злата и сребра, слаще меда и сота; раб Твой возлюбил его» (см.: Пс.118:72,103,140 ). Творим ныне молитвенную память и чествуем благоговейною любовью тех многих убитых, растерзанных, погубленных, которые пострадали даже до крови и смерти во имя долга, вспоминаем с молитвою о тех верных рабах, которые закон, Господом данный, и долг, Им возложенный, возлюбили паче сребра и злата, паче меда и сота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

100)  См. Тертуллиан. О крещении. 5; Ориген. Против Цельса. 6.23–24. 101)  Эпиктет. Арриановы беседы. 3.23.30. 102)  Плутарх Херонейский. Моралия. 355d. Ср. Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 2. 103)  Иустин. Диалог с Трифоном иудеем. 8.1. 104)  Иустин. Вторая апология. 12.1. 105)  Иустин. Диалог с Трифоном иудеем. 8.1. Последнему обстоятельству, на мой взгляд, придается в исторической литературе значение клеопатриного носа. Укажем на то, что и Тертуллиан носил свой философский плащ ( pallium ) вместо более приличествовавшей ему тоги, что однако не мешало ему презирать философию. См. О плаще. 6. 106)  До Иустина эта теория была развита Артапаном (III–II век до н. э.), Аристобулом (II век до н. э.) и Филоном Александрийским (15 до н. э. — 50 н. э.). 107)  Иустин. Вторая апология. 13. 108)  См. Ориген. Против Цельса. 7.64–65; ср. Пс.96:5; 1Кор.10:21. 109)  Мелитон. Фраг. 2. Ср. Татиан. Апология. 31–41; Климент Александрийский. Строматы. 2.2; 5.8,9,14; 6.16. 110)  См. De differentiis pulsuum. 2.4. Отрывки из Галена собраны и переведены на англ. у R. Walzer (Galen on Jews and Christians. C. 15). 111)  Тертуллиан. Прещение против еретиков. 7; Апология. 46; Против Маркиона. 2.16.2–3; Иероним. Письма. 70.4. Таков же общий пафос “Опровержения всех ересей” Ипполита. 112)  Мученичество св. Иустина. 2. 113)  Воспоминания сохранены Евсевием Кесарийским. Церковная история. 5.20.5–7. 114)  У Евсевия. Церковная история. 3.39.4. 115)  Дидахе. 4.2; Послание Варнавы. 19.10. 116)  Послание к Диогнету. 6.9, 7.8; Тертуллиан. Апология. 50.13. 117)  Учение апостолов. 19.5. 118)  Апостольское предание. 19.2; Киприан. Письма. 73 (Oxford edition).22; Ориген. Увещание к мученичеству. 30, 39; Каноны Ипполита. 19, 101; Апостольские постановления. 5.6; Геннадий Марсельский. О церковных догматах. 74 (PL 58.997). 119)  Th. Ruinart. Acta Primorum Martyrum Sincera. С. 323. Ср. Тертуллиан. О венке воина. 2. 120)  Иустин. Первая апология. 61. 121)  Иустин. Первая апология. 61; ср. Дидахе. 7.4; Апостольское предание. 25.1; Псевдо-Климент. Воспоминания. 3.67. Дидахе (1.3) цитирует следующую устную традицию слов Иисуса: ‘‘Поститесь за гонящих вас”. Ср. Мф.5:44.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

7 Эдом, обращаясь к которому пророк семь раз употребляет местоимение ты в разных падежах, будет предан даже союзниками и живущими с ним в мире. Еще одна группа бывших друзей названа по–древнееврейски просто «твой хлеб», что следует, по–видимому, понимать как ядущие хлеб твой (см. Пс. 40:10 , где эта идиома аналогична выражению «человек мирный»). Поскольку в Израиле было принято устраивать совместную трапезу после заключения договора (см.: Быт. 31:54 ; Исх. 24:11 ; ср.: 1Кор. 11:23–26 ), очевидно, это были партнеры по договору, которые изменили своему слову. Удар, нанесенный прежними друзьями, будет для Эдома полнейшей неожиданностью. Нет в нем смысла – видимо, пророк хочет сказать, что гордившийся своей мудростью Эдом не понял лицемерия своих союзников. 8–9 Надвигающаяся гибель. Эдом потеряет оплат нации – мудрых и благоразумных, которые были хорошо известны за его пределами (Елифаз, советчик Иова, был родом из Фемана, Иов 2:11 ; Иер. 49:7 ; ср.: 3Цар. 4:30 ), а также свою армию. Как можно предположить, его отважные воины поражены будут страхом и истреблены. Это кульминация в цепи утрат: сначала материальные ценности (5–6), затем мудрость и благоразумие (7–8) и, наконец, военный потенциал (9). Все структуры общества будут разрушены. 10–15 Преступления Эдома 10–11 Неожиданное соседство слов притеснение и брат подчеркивает ужасающее предательство Эдома по отношению к Израилю, названному здесь Иаковом (ср.: Чис. 20:14 ; Втор. 23:7 ; Ам. 1:11 ). Это напоминание о старой вражде Исава с родным братом ( Быт. 25:19–34; 27:1–28:9; 33 ) – вражде, унаследованной их потомками. Подробности этого постыдного притеснения описаны в следующих стихах. Первой стадией было пассивное отношение к бесчинствам врагов. Хотя эдомитяне и могли сказать: «это сделали не мы, а ваши враги», то есть чужие… и иноплеменники, но поступили они как один из них, так как не помогали иудеям. 12–14 Противодействие Израилю стало принимать все более оскорбительные формы. От безразличия эдомитяне перешли к злорадству, входили в самые ворота (ср.: Пл. Иер. 4:12–13 ), чтобы лучше видеть, а затем захватывать брошенное имущество. В конце концов они дошли до того, что стали нападать на бежавших из Иуды ( 4Цар. 25:4–5 ) и выдавать захватчикам уцелевших. За то, что они убивали беспомощных, их постигнет та же участь (9–10), и никто не останется в живых (18).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

И таким образом – сказать по-моему – почитает послушание Тот, Кто по естеству Владыка, и навыкает ему в страдании, не только, чтобы спасти Своими [действиями] все естество, очистив от худшего, но и чтобы наше послушание испытать, изучив опытом нашего наше (хотя по естеству и содержит в Себе все знание): сколько с нас требовать и сколько прощать, [приводя] к совершенной покорности, которой свойственно Ему приводить спасаемых ко Отцу, являя их подобными Себе силою благодати. Ибо действительно велико и страшно таинство нашего спасения. От нас требуется столько, насколько Он [стал] естеством как мы; нам прощается столько, насколько Он ради нас единством [Своей ипостаси соединил Себе] то, что свойственно нам. Εсли только привычка грехолюбивой воли (φιλαμαρτμονος γνμης) не делает немощь естества веществом злобы Такой мысли явно придерживается и великий сей учитель, подтверждая это нам нижеследующим. Ибо он говорит: " Ибо если и свет, светящий во тьме жизни сей, гоним был по причине покрова иною тьмой (разумею лукавого и искусителя); то кольми паче тьма, как более немощная? И что удивительного, если при том, что Он избежал совершенно, мы бываем несколько настигаемы? Ибо по правому о сем рассуждению, для Него быть гонимым – больше, нежели для нас – настигаемыми " Примечания: 44. Фил.2:7. 45. Ср. Евр.5:8. 46. Слово 30,6 (р.п., стр.432). 47. Рим.7:23. 48. Слово 30,3 (р.п., стр. 430). 49. Ср. 2Пет.1:3-4. 50. Пс.73:12. 51. Ср. 1Кор.15:45. 52. В дальнейшем мы безразлично переводим греческое " ενργεια " русским " энергия " или " действие " . 53. Когда, например, спасался от гнева Ирода бегством в Египет (Мф.2:14-15) или когда, чтобы не быть побитым камнями, скрыся и изыде из церкви (Ио.8:59). В греческом тексте для " сохраняющий " и " спасаемый " употреблены однокоренные слова: " σζων αυτς αληθως ασυγχτους σωζμενος " . 54. Ср. Евр.5:8. 55. Т.е. если не считать, что влечение ко греху стало частью человеческой природы. 56. Ио.1:5. 57. Григорий Богослов, Слово 30,6. (ср. р.п., т.2, стр.432).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Отступники «здравого учения принимать не будут» ( 2Тим.4:3 ср. 2Кор.4:3, 4 ; Пс.49:16, 17 ) и не станут почитать за святыню «Кровь Завета» ( Евр.10:29 ). Напротив, отступники сами «пожелают быть законоучителями» ( 1Тим.1:7 . ср. Рим.12:3 ), хотя они и «невежды», ничего «не разумевшие» ( 2Пет.3:16 ; 1Тим.1:7 ; 2Тим.3:7, 8 . ср. 1Кор.8:2, 10:2 . Сир.38:25 ). Принявшись учить себя и других, они «превращают Писания», «превращают благовествование Христово», «повреждают слово Божие» ( 2Пет.3:16 ; Гал.1:7 ; 2Кор.2:17 ), вообще «говорят превратно» и «пустословят» ( Деян.20:30 ; 1Тим.1:6 ; Тит.1:10 ср. Рим.10:3 ; Дан.7:25 ). Действуя «льстивыми словами», «обольщая ласкательством» и «хитрым искусством» ( 2Пет.2:3 ; Рим.16:18 . Еф.4:14 ; 2Тим.4:3 . ср. Быт.3:1–5 ), отступники производят «разделение и соблазны» ( Рим.16:17 ср. Гал.5:20 ; 2Фес.3:11 ). Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями» и «лютыми волками» ( 2Пет.2:10 ; Иуд.1:19 ; Деян.20:29 ср. 2Тим.3:1–5 ), отступники ходят в «овечьей одежде», принимают «вид апостолов Христовых», «вид благочестия» ( Мф.7:15 ; 2Кор.11:13–15 ; 2Тим.3:1–5 ср. Прит.16:25 ). Настоящее имя таким людям – «еретики» ( Тит.3:10 ; 2Пет.2:1 ); они «не много успеют», и конец их по делам – «недремлющая погибель» ( 2Тим.3:9 ; 2Пет.2:3 ; 2Кор.11:15 ср. Прит.16:25 ). Присматриваясь к жизни, мы видим, что в последнее время у нас некоторые из людей простых и целые дома отделяют себя от единства веры и переходят к иному благовествованию; здравого учения православного они не принимают и не считают святыней Кровь Завета во св. причастии. Будучи ничего не разумеющими невеждами, они с книгою Нового Завета ходят, чтобы быть законоучителями, но они только извращают Св. Писание. Своими ласкательными словами они производят в народе и в семьях смуту, соблазн и разделение. На самом деле они суть люди своевольные, злословят высших, особенно священников и епископов, ругаются над священными предметами, каковы св. крест и иконы; а между тем принимают смиренный вид настоящих верующих христиан и апостолов, вид людей благочестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

На это возражение «Камень веры» отвечает, что мы совершаем добрые дела не ради одной награды небесной, но прежде всего и главным образом для славы Божией; мздовоздаяние за дела, это – цель вторичная и отдаленная. Притом же нужно иметь в виду высокое достоинство небесной награды и ее благодетельное влияние на нашу земную жизнь: мздовоздаяние небесное состоит в лицезрении Бога и своим блаженством и радостию возбуждает нас к трудам и заботам о нравственном самоусовершенствовании (1020 а –1021 б ). (Гл. VIII). 3) Чтобы добрые дела наши имели характер добродетелей и оправдывающее значение пред Богом, они должны обладать следующими свойствами. 1) Необходимо происхождение добрых дел из свободной воли человеческой ( Сир.31:11–12 ; Пс.53:8 ; 1Кор.9:17 ; 2Кор.9:7 ). Все, что совершается нами по нужде и насилию, без участия нашей свободы, не заслуживает ни награды, и наказания (1021 б –1022 б ). В опровержение высказанной мысли противники указывают на примеры – Вифлеемских младенцев, не по своей воле пострадавших от Ирода и, однако получивших венец мученический, и – Иисуса Христа, «по нужде», из послушания воле Отца ( Ин.10:18 ; Флп.2:8 ) пострадавшего за нас и приобревшего нам бесценные блага Своими страданиями. В ответ на указанные доводы «Камень веры» говорит: а) Вифлеемские младенцы получили мученический венец не по своей заслуге, а «по Божию благоволению»; притом же это была награда необычная... б) Христос пострадал не по нужде, а добровольно ( Ин.10:17 ) и в) заповедь Отца не действовала на Иисуса Христа принудительно и не отнимала у Него собственной свободы (1022 б –1023 б ). 2) Совершающий добрые дела должен быть «благоприятен Богу, праведен и сын Божий по благодати, а не грешник нераскаянный». Слово Божие учит, что дела нераскаянных грешников, хотя и добрые, неприятны Богу ( Быт.4:4–5 ; Сир.15:9 ; Ис.1:15 ), а угодны Ему дела праведных, совершаемые при помощи благодати Божией ( Ин.15:4–5 ). И царствие небесное в Новозаветном св. Писании представляется достоянием свободных, сынов Божиих по благодати, ( Ин.8:34–36 ; Рим.8:15–17, 21 ; Гал.4:30 ), а не рабов, каковы все грешники (1023 б –1025 а ). Лишенные благодати Божией, они как сами ненавистны пред Богом, так и добрые дела их не имеют равенства и соответствия с наградою жизни вечной. Поэтому грешник, не возрожденный благодатию Божиею, своими естественными делами не может заслужить царствия небесного (1025 а –1027 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Послание 1 Освященному рабу Божию, отцу духовному и учителю Фоме, смиренный Максим и грешный, недостойный раб и ученик Непрелестного созерцания неизменный навык 1 приняв от прекрасного поучения в божественных [вещах], ты стал, о, Богом весьма возлюбленный 2 , не просто «премудрости», но «красоты ея» благоразумнейшим «любителем» ( Прем.7:30, 8:2 ). Премудрости же прекрасное есть ведение деятельное ( γνωσις εμπρακτος) или деяние с мудростью, которых отличительною чертою является посредством обоих совосполняемый логос божественного промысла и суда 3 . Согласно которому, соединив ум с чувством посредством Духа, ты показал воистину, как Богу свойственно «творить человека по образу Божию» ( Быт.1:27, 5:1 ), богатство благости делая знаемым 4 , добрым смешением противоположного 5 обильно в себе самом показуешь Бога овеществляемым добродетелями, Его же высоте соразмерив подражанием смирение, не несподобил снизойти ко мне, спрашивая о том, что сам познал на опыте. Суть же главы у Дионисия и Григория, этих святых и прехвальных, и блаженных мужей, поистине избранных свыше, «по предложению веков» ( Еф.3:11 , ср. Рим.8:28 ) Богу предложенных, приявших в себя все воистину возможное для святых излитие премудрости 6 , и отложением жизни по естеству существо души окачествовавших ( πεποιημνων), и сего ради живущим в себе единого Христа приобретших, и – скажу даже больше – душою души их для них ставшего, и посредством всех их деяний, слов и разумений всем являющегося, посему это как бы и не их уже предстоит нам послушать, а Христа, Себя по благодати ими представившего. Но как «реку Господа Иисуса» ( 1Кор.12:3 ), не приняв Духа святости? Как «возглаголю силы Господни» 7 я, «гугнивый» ( Ис.35:6 , Мк.7:32 ) и ум пригвоздивший к обладанию [вещами] тленными? Как «слышаны сотворю» хотя некие «хвалы Его» ( Пс.105:2 ), я, «глухой» ( Ис.35:5 , Мк.7:32 ), и слух души имея посредством дружбы со страстями совершенно отвратившимся от слов того блаженного гласа? Как сделается явным мне, побежденному миром, привыкшее «побеждать мир» ( Ин.16:33 ), а «не являться миру» ( Ин.14:22 ) Слово, если оно по естеству непознаваемо для привязанных к матерьяльному? Как не дерзость [будет] приступать со своим мнением ко святым скверному 8 и к чистым нечистому? Посему я отказался бы от повеленного предприятия, опасаясь упрека в дерзости, если бы не более боялся опасности непослушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

7 Вот что говорит по этому вопросу упомянутый автор; но премудрый Моисей и в этом вопросе идет впереди и учит, что еще прежде явленных солнца и звезд, прежде видимого неба, которое он называет твердью, прежде нашей суши, и того, что мы называем днем и ночью, уже иной нежели солнечный свет, иные день и ночь, и все остальное были сотворены верховным правителем и Причиной, Богом мира. 8 Но и после Моисея дети Евреев определяют, что есть какое-то бестелесное солнце, которое не всем видимо и не открыто смертным очам, как пророк говорит от лица Бога: “Для боящихся же Меня взойдет солнце праведности.” ( Мал.4:2 ) 9 А что это праведность не человеческая, но ее идея, узнал другой пророк Евреев, который сказал о Боге: “Кто воздвиг от востока праведность, призвал ее пред лице свое, и она пойдет? Он даст ее перед народами.” ( Ис.41:2 .) 10 Наше общее “слово” недавно, на предыдущих страницах, представило Божественное Слово, бестелесное и субстанциальное (οσιδη) на основании свидетельств еврейского писания, в котором у тех же авторов говорится о Слове вот что: “Который 134 сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением.” ( 1Кор.1:30 .) 11 Он называется еще и жизнью, называется и мудростью, и истиной. И учение Евреев – если конечно апостолы и ученики нашего Спасителя суть Евреи – говорит, что все сущее и лежащее в основании, и мириады других бестелесных сил, и то, что находится по ту сторону неба и всего материального и текучего существования, все это, как утверждает это учение, запечатлело свои образы в чувственных вещах, по отношению к которым оно и приняло имя “образа”. 12 По крайней мере, они (Евреи (А. Я.)) говорят, что человек есть образ умопостигаемого образца и вся жизнь людей проходит в образе. Так, Моисей говорит: “И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его ( Быт.1:27 .)”; и еще другой Еврей, размышляя над отеческой традицией: “Подлинно, – говорит – человек ходит в образе.” ( Пс.38:7 ) Вот послушай, как истолкователи священных законов разъясняют мысль, содержащуюся в писаниях Моисея; так, Филон Еврей, толкуя отеческие предания, говорит дословно: Глава 24. Филон: об идеях согласно Моисею

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010