Милостиво ниспосылая и свои блага, Ты доставляешь пользую­щимся ими всякую отраду; когда же Ты отворачиваешься, все они объем­лются смятением и страхом. «Возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратят ся " . Когда Ты хочешь, душа и тело разлучаются, вместе с тем тело предается тлению и разрешается в прах, из которого оно произошло. Духом же назвал здесь душу. «Пошлешь Духа Твоего, и будут созданы, и обновишь лице земли» ( Пс.103:30 ). Здесь ясно про­поведал нам воскресение и восстановление жизни чрез всесвятого Духа. Так великий Илия воскресил сына вдовицы, трижды до­хнув на отрока, возвратив того к жизни силой обитавшей в нем духовной благодати (3Цар.17и след.). Так и Елисей воскре­сил сына соманитянки, посредством духовного дуновения, силой жи­вотворящего Духа дал ему жизнь. Указав, таким образом, и это действие божественной силы, псалмопевец обращает свой язык к торжественной песни. «Да будет слава Господу во веки! Воз веселится Господь о делах Своих» ( Пс.103:31 ). Справед­ливо, говорит, чтобы Он был всегда всеми воспеваем. «Воз веселится Господь о делах Своих». Этим предрек будущее познание Бога людьми. Когда люди освободятся от прежнего обольщения и по­лучат познание Бога, Бог будет радоваться, не на их поклонение, но при виде их спасения. «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись, прикоснется... горам, и они за дымятся " ( Пс.103:32 ). Справедливо прибавил это, показывая, что божественная природа ни в чем не нуждается. Не как нуждающийся Он радуется, принимая поклонение, но как желающий спасти указывает истину, и будучи в состоянии наказать не налагает наказания, хотя одним явлением Своим потрясает землю и исполняет горы огня и дыма. Так было на горе Синайской: явившись там, Он всю гору облек дымом. " Воспою Господу в... жизни моей , пою Богу моему, пока существую» ( Пс.103:33 ). И это сказано справедливо, потому что «никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в... аду... кто исповедает Тебя?» ( Пс.6:6 ). Так заключилась дверь брачного чертога пред неразумными девами, покупавшими елей в то время, когда нужно было нести светильники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Должно быть, именно взгляд на graduate как печальную песнь вытеснил его с указанного периода, не посмев коснуться Пасхи. Прокимны воскресные Из 8 воскресно-литургийных прокимнов только два молитвенного содержания: 1 гл. «Буди Господи милость Твоя» (Пс. 32, 22) и 6 гл. «Спаси, Господи, люди Твоя» (Пс. 27, 9), один — уповательного характера — 5 гл. (параллельный и в музыкальном отношении и по содержанию к 1 гл.: «якоже уповахом»): «Ты Господи сохраниши…» (Пс. 11, 8), а остальные хвалебного характера, более идущего к тону воскресной службы; наиболее хвалебный 4 гл.: «Яко (=о, как, ς) возвеличишася дела Твоя…» (Пс. 103, 24); затем параллельные по содержанию 3 гл. «Пойте Богу нашему…» (Пс. 46, 7) и 8 гл. «Помолитеся (в евр.: «делайте обеты») и воздадите…» (Пс. 75, 12); наконец, тоже параллельные — 2 гл. «Крепость моя и пение…» (Пс. 117, 14) и 7 гл. «Господь крепость людем Своим даст…» (Пс. 28, 11). Стихами к прокимнам по обычаю служат начальные стихи псалмов, из коих взяты прокимны, исключая 2 гл., где стих Пс. 117, 18. История Из воскресных литургийных прокимнов дается «Иерусалимским последованием» Страстной и Пасхальной седмиц IX b. прокимен 7 гл. на вечерне Светлого четверга; уставом Великой Константинопольской церкви IX b. — прокимен 6 гл. во вторник Пятидесятницы. Все прокимны в нынешнем употреблении даются Евергетидским уставом (XI–XII b.), с той только особенностью, что прокимен 6 гл. служит и для гл. 4 [ 925 ]. Аллилуиарий Считаясь священнее Апостола, Евангелие должно иметь пред собою и превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно иметь пред собою что-нибудь более исключительное. Таким и является положенная пред литургийным Евангелием песнь аллилуиа. По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности [ 926 ]. Кроме «аминь», это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его и в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом; от него веет поэтому духом глоссолалической (Вступ. гл., 41; ср. 34 и д.) таинственности, вызывающей применение его, например, при таинстве крещения (подобно Кирие елеисон при священстве). Служа припевом самых радостных (у евреев — пасхальных) псалмов в Библии, аллилуиа выступает в качестве почти неизменного припева псалмов в нашем богослужении, но это почти единственное место (другое — на великопостной и заупокойной утрене), где оно выступает в качестве самостоятельной песни, имеющей, наоборот, при себе припевы, называемые аллилуиариями (λληλουιριον); это псалмические стихи, имеющие отношение к воспоминанию дня, которых обычно положено два для троекратного пения аллилуиа (каждый раз по трижды) (три стиха только в Страстную субботу). Стихи, как и в прокимне, берутся из одного псалма, часто соседние. Чин пения аллилуиа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В следующем 32 стихе показывает, что состояние мира зависит от онаго удовольствия или неудовольствия Божия: ибо ежели не будет взирать на землю отеческим веселым оком, то она вся потрясется, и горы ея огнем воздымятся. Пс.103:33 . Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь: Пс.103:34 . да усладится ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Пророк примером своим хощет предшествовать другим, возвещая, что он чрез все течение жизни своея неусыпно будет проповедывать Божие имя. Но признавая себя недостойным приносить Богу жертву хвалы, смиренно просит, да усладится Ему беседа его, то есть, да благоугодны будут те хвалы, которыя воспевает он Богу, аще и от нечистых уст. Ибо хотя нет ничего благоприятнее Богу, как пение похвал Его, но понеже нечистота наша оскверняет всякую святыню, сего ради праведно прибегает к милосердию Бога, дабы не возгнушался песньми его. Впрочем, хотя все без изъятия наслаждаются Божиими благодеяниями, но поскольку едва один из тысящи благодарит благодетеля, сего ради прилично присовокупляет: аз же возвеселюся о Господе. Аки бы сказал: пусть иные чем хотят увеселяются, но мое увеселение будет состоять в едином Бозе, означая чрез сие редкую добродетель: ибо нет ничего труднее, как человеку, сущу посреде суетных веселостей мира, возводить мысль свою к Богу, и в Боге свое находить. Пс.103:35 . Да изчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа. Сии слова имеют связь с предыдущим изречением: да возвеселится Господь о делах Своих. Ибо как беззаконники мерзкими делами своими оскверняют мир, то сие бывает причиною, что они и сами делаются мерзки пред Богом: понеже нельзя, чтоб не раздражали Бога те мерзости, которыя разлившись по всем частям мира, оскверняют толь благородное дело Его. Понеже убо нечестивые превратным употреблением Божиих даров делают то, что мир некоторым образом бывает непохож сам на себя, уклоняяся от перваго начала, сего ради Пророк праведно желает им, дабы исчезли от земли, и ктому не являлися на ней, якоже не быти им. За сим обратяся паки к душе своей, и повторяя в начале псалма реченныя слова, напоследок восклицает: благослови, душе моя, Господа! Читать далее Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Следующая по времени весьма многочисленная группа псалмов говорит уже о противоположности между праведниками и беззаконниками. К этой группе псалмов мы относим те псалмы, в которых ещё нет указаний на острое положение дела, т. е. такие псалмы, в которых праведники ещё выражают уверенность в спасительном действии праведности и не сомневаются в погибели нечестивых: если беззаконник и счастлив, то его счастье непрочно и мимолетно. Другими словами, эти псалмы ещё не ставят той проблемы, которая так остро поставлена в книге Иова: не бесполезна ли праведность, когда праведного постигают беспричинные несчастья, и существует ли Бог, раз Он лжив и не исполняет Своих обетований? Программным псалмом для всей этой серии может служить первый псалом, который мы уже приводили в четвертой главе; кроме этого псалма, к этой группе ещё относятся 19 псалмов: 9, 10, 15, 16, 23, 32, 34, 37, 62, 75, 92, 101, 103, 111–112 (один псалом, случайно разделённый на два), 128 (из собрания «песен пилигримов»), 139 и 145. Из всей этой группы наиболее типичными надо признать следующее псалмы: пс. 1-й, похожие на него пс. 15, 16 и псалмы 32, 37 и 128. «Бесчисленны болезни нечестивого; но кто доверяется Ягве, того Он окружит Своею милостью», говорит автор пс. 32. Пс. 37 рисует эти «бесчисленные болезни» нечестивца, а пс. 128 – счастье праведника. Оба псалма настолько типичны, что их стоит привести в подробном изложении. «Не возмущайся и не восставай против злодеев и делающих дурное, советует автор 37 пс.: ибо они увянут и зачахнут так же быстро, как зеленая трава. Доверяй Ягве и делай добро, тогда исполнятся желания твоего сердца, и твое право будет сиять, как полдень. Нечестивые будут истреблены; погоди немного – и не останется ни одного нечестивого; посмотришь на то место, где стоял нечестивый – и уж нет его. Нечестивый замышляет злое на праведника, но Бог смеется над его намерениями. Нечестивые обижают меч и натягивают лук, чтобы поразить праведных, притеснить слабых и бедных, но их меч пронзит их собственное сердце, их лук сломается без выстрела.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

Пс.103:27. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Пс.103:28. Давшу Тебе им соберут: отверзшу Тебе руку всяческая исполнятся благости. Пс.103:29. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Пс.103:30. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли.    Доколе Бог промышляет о мире, доколе Дух Божий оживотворяет его — дотоле в нем жизнь, красота, порядок. Но как скоро Господь отнимет Духа Своего, то и вся жизнь, и красота его исчезнет... Так постоянно и с любовью Господь промышляет о мире. Здесь также Пророк проповедует воскресение и восстановление жизни благодатию Святаго Духа (Василий В., Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский). Пс.103:31. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих.    Этим предсказывает будущее богопознание людей (Феодорит). Пс.103:32. Призираяй на землю, и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся.    По причине человеческих грехов Господь с гневом смотрит на землю, которая «трясется» и трепещет по какому-то сверхъестественному сочувствию, не перенося божественного взора. Бог, как безтелесен, не может быть видим чувственными очами, то Господь и хочет ознаменовать для нас Свое присутствие особенными явлениями: «прикасаяйся горам и дымятся». Все это делает Бог для того, чтобы сделать нас более внимательными: чтобы все эти явления привели нас в чувство к видению Бога (Афанасий, Златоуст). Пс.103:33. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.    Прославление Бога — есть стяжание жизни. Ради этого только должно и жить. Да услышат это те, которые всякий день проводят в суетных заботах и никогда не обращаются на молитву, сколь виновны они пред Богом! (Златоуст). Пс.103:34. Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе.    Великое благо — молитва! Если кто, разговаривая с добродетельным человеком, получает от него немалую пользу, то каких благ не удостоится беседовавший с Богом? А «беседа» с Богом — есть не что иное, как молитва. Из этого заключай, что псалмопение есть само в себе воздаяние: ибо что может сравниться с собеседованием с Богом? И как может Бог «усладиться» нашею «беседою»? — Если жизнь будет чиста, если душа будет стремиться к мудрости. Ибо когда проведешь весь день в молитве, но не содействует ей поведение, то не можешь быть легко услышан. Поэтому с пением псалмов соединяй и старание о жизни (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.103:30 .  Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Доколе Бог промышляет о мире, доколе Дух Божий оживотворяет его – дотоле в нем жизнь, красота, порядок. Но как скоро Господь отнимет Духа Своего, то и вся жизнь, и красота его исчезнет... Так постоянно и с любовью Господь промышляет о мире. Здесь также Пророк проповедует воскресение и восстановление жизни благодатию Святаго Духа (Василий В., Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский ). Пс.103:31 .  Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих. Этим предсказывает будущее богопознание людей (Феодорит). Пс.103:32 .  Призираяй на землю, и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся. По причине человеческих грехов Господь с гневом смотрит на землю, которая «трясется» и трепещет по какому-то сверхъестественному сочувствию, не перенося божественного взора. Бог, как безтелесен, не может быть видим чувственными очами, то Господь и хочет ознаменовать для нас Свое присутствие особенными явлениями: «прикасаяйся горам и дымятся». Все это делает Бог для того, чтобы сделать нас более внимательными: чтобы все эти явления привели нас в чувство к видению Бога (Афанасий, Златоуст). Пс.103:33 .  Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь. Прославление Бога – есть стяжание жизни. Ради этого только должно и жить. Да услышат это те, которые всякий день проводят в суетных заботах и никогда не обращаются на молитву, сколь виновны они пред Богом! (Златоуст). Пс.103:34 .  Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Великое благо – молитва! Если кто, разговаривая с добродетельным человеком, получает от него немалую пользу, то каких благ не удостоится беседовавший с Богом? А «беседа» с Богом – есть не что иное, как молитва . Из этого заключай, что псалмопение есть само в себе воздаяние: ибо что может сравниться с собеседованием с Богом? И как может Бог «усладиться» нашею «беседою»? – Если жизнь будет чиста, если душа будет стремиться к мудрости. Ибо когда проведешь весь день в молитве, но не содействует ей поведение, то не можешь быть легко услышан. Поэтому с пением псалмов соединяй и старание о жизни (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Писания, которое упоминаете не только о добрых ангелах ( Евр.1:2–7, 13:12 . Пс.90:11 .), о их явлениях ( Быт.18:2 . Евр. 3:2 .) и различных действий ( Лк.2:9, 13 . Быт.32:1, 2 .), из которых видно, что они существа разумные, но удостоверяет в бытие злых ангелов, которым приписываются и различныя действия ( Ефес.6:12 . Ин.8:44 ). Сим свидетельсгвам не противоречить и разум естественный, напротив доставляет большее подтверждение истине. Разделение. Разделение между двумя видами Ангелов есть нравственное, и произошло от свободного отношения их к Богу; потому они разделяются на добрых и злых. Происхождение. Ангелы произошли от Бога, который сотворил их, что видно из их ограниченности и из свидетельств св. Писания ( Пс.103:4 . Евр.7 ). Сотворение их принадлежит всем Лицам Св. Троицы ( Пс.32:6 . Колосс.1:16.). Время сотворения. О времени сотворения Ангелов св. Писание нигде не говорит определенно. Относительно сего существуют два мнения: одни относят сотворение их ко второму дню на основании слов Быт.1:6–8 . снес. Пс.32:6 . Неем.9:6 . Пс.103:2–4 . При сем указывают на то, что Моисей, повествуя о делах второго дня, не упомянул о том, что Бог одобрил творения того дня, причину чего думают находить в сотворении ангела, в последствии падшего. Другие относят сотворение Ангелов к первому дню, в который сотворено все простое (Omnia simplica), тогда как сложныя тела сотворены в последующие дни. При сем ссылаются на Иов.37:7 . Существо их. Сущность Ангелов состоит в том, что они суть существа простыя, разумныя, одаренные .способностью представлять раздельно; по этому они не только не имеют тела, не подлежат делению и не привязаны к известному месту, но и одарены разумом и свободною волею, в чем уверяет нас св. Писание. Свойства. Свойства Ангелов или общи добрым и злым, или в частности принадлежат тем или другим. – Ангедам добрым во первых принадлежит знание, и знание обширное как самих себя, так и предметов, к которым они имеют отношение( Евр.1:6 . Ефес.3:10 ): во вторых святость, по которой они всегда стремятся к добру и отвращаются зла ( Мф.25:31 ); в третьих могущество, ее которым могу те действовать на предметы вне их находящееся ( Быт.19:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом – всюду жизнь и движение. Пс.103:19 .  Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Пс.103:20 .  Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; Пс.103:21 .  львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Пс.103:22 .  Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; Пс.103:23 .  выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Пс.103:24 .  Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Солнце и луна исполняют данное Богом назначение, служить указателями времени, и солнце знает свой срок ( «знает запад» – знает свой закат, когда перестает светить). Когда солнце прекращает светить, настает ночь, вместе с тем начинается и особенная жизнь; тогда хищные звери (львы) и все, селящиеся в дубравах (лесах и рощах) выходят искать себе соответственной их инстинктам и физическому строению пищи. С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи! Пс.103:25 .  Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; Пс.103:26 .  там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Не безжизненно и море: там невозможно пересчитать всех гадов и разнообразных животных от малых до великих; там плавают корабли по поверхности воды, как громадные чудовища, свидетельствующие о великой силе творческого ума человека, а под водою играет левиафан (крокодил), (см. Иов. 40:20–27, 41:1–26 )), для которого не страшны ни другие обитатели вод, ни самая бездна морей. Пс.103:27 .  Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010