8:17), сподобиться нам участия в вечных благах со Христом в бесконечные веки! Аминь.   Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров Скажите нам вы, которые говорите от своего ума, а не от уст Господа: ужели не поверите, если представим вам сказанное Псалмопевцем? Он говорит: призираяй на землю и творяй ю трястися (Пс. 103:32); стрясл еси землю и смутил еси ю: изцели сокрушение ея, яко подвижеся (Пс. 59:4). Подобное сему сказано и в книге праведного Иова. Так говорит слово Божие: трясый поднебесную из оснований, столпи же ея колеблются: глаголяй солнцу, и не восходит, звезды же печатствует: прострый един небо, и ходяй по морю, яко по земли; творяй плиады и еспера, и арктура и сокровища южная: творяй велия и неизследованная, славная же и изрядная, имже несть числа (Иов. 9:6–10). И ещё говорит: Простираяй север ни на чемже, повешаяй землю ни на чемже, связуяй воду на облацех Своих, и не расторжеся облак под нею (Иов. 26:7–8). Слыша сие, не верите вы, потому что надмили ум свой эллинским упоением, и безрассудно говорите, что землетрясения бывают от подземных ветров, а не от Господня посещения. Итак, скажите, как это бывает: почему, когда сделается землетрясение, и одна полоса земли колеблется, при колебании одной и неколебании другой, колеблющаяся полоса не отделяется от неколеблющейся, но, как идет морская волна и после волнения вода опять возвращается в прежнее положение, так и колебания земли проходят в виде волн, и после землетрясения земля принимает прежнее положение? Объясните нам ещё и это: отчего при бывшем землетрясении горы в Армении, одна от другой отдаленные, столкнулись между собой, так что возгорелся огонь и поднялся весьма густой дым, который виден был на значительное расстояние? И ещё: отчего горы, одна от другой отдаленные, стоят каждая в своем порядке и на своем месте? Кто объяснит нам и следующее: отчего ещё во время землетрясения мореплаватели приходят в ужас? и поелику в корабль много раз ударяют волны с той или другой стороны, то землетрясение делается и для них ощутительным? Поелику люльки, или постели, а также все снасти на корабле необыкновенным образом между собою сталкивается и колеблются, то мореплаватели при наступлении землетрясения приходят в ужас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

С именем ревнителя перешел пророк Илия и в историю. Самая речь пророка ст. 10, повторенная после ст. 14, есть вопрос к Богу: какие меры или средства могут быть применены к вероломному Израилю? Не предрешая этого вопроса, пророк, однако, мог желать быстрой и решительной кары. Ответом Божьим на слова и думы пророка служит, во-первых, особый характер богоявления, ст. 11–12, а затем повеление Божие о поставлении двух царей и пророка для совершения суда Божия над Израилем. Богоявление пророка Илии на Хориве, ст. 11–12, близко напоминает некогда имевшее здесь же Богоявление Моисею ( Исх.33:18–19,22,34:6 ) – тоже по поводу нарушения завета Израилем при Синае ( Исх.32:1 ). Что касается самого характера богоявления, то из того, что Иегова явился не в вихре и буре (ср. Ис.17:13,40:24 ), не в землетрясении (ср. Ис.24:18 ), не во всепоедающем огне (ср. Ис.66:15 ) – обычных грозных стихийных силах карающей, гневающейся силы Божией (ср. Пс.17:8–18 ; Ис.29:5–6 ), а в веянии тихого ветра (ср. Иов.4:16 ; Пс.103:3 ), – пророк научался, что Иегова «за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением, хотя нетрудно Ему послать на нечестивых и молнии и громы, восколебать землю, мгновенно ископать для них ров и всех вконец истребить стремительными ветрами» (блаженный Феодорит, вопр. 59). Слову и там Господь в славянском и русском переводах стиха 12 нет ни в еврейском тексте, ни в принятом тексте LXX, однако во многих греческих кодексах они читаются ( κκε: Κριος в коддексах 19, 44, 52, 64, 74, 92, 106, 119, 120, 123, 158, 236, 213, 246, у Гольмеса; και εκει Κυριος – в коддексах 59, 108, 121, 134, 245, 247, ibid) и смысл текста они вполне выражают. Vulg. их, впрочем, также не имеет. В целом, данное богоявление имеет весьма важное значение для целого богословия Ветхого Завета, свидетельствуя, что, по учению Ветхого Завета, Бог есть не стихийная сила, а духовное нравственное начало, для которого стихийные явления суть лишь средства проявления, но действия которого всегда запечатлены высшим нравственным характером, и основным законом действования Божия в мире вообще и особенно к людям являются любовь и милосердие (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Смотри (говорит святой Иоанн Златоуст ), как он проходит молчанием времена бедствий и нигде не поставляет на вид преступлений, но (изображает) человеколюбие Божие, представляя им помыслить о том самим». «Заботливость Божия (о Евреях) особенно выразилась в питании их чудесною манною, хлебом с неба ( Ин.6:30–32 ), и в истреблении семи народов: Хеттеев, Гергесеев, Амореев, Хананеев, Евеев, Иевусеев и Ферезеев, срвн. ( Втор.7:1 ), чтобы эти народы своими языческими навыками не склоняли к тому же и Евреев. Все это и последующее представляется делом милости Божией к избранному народу, руководившей и воспитавшей его для высокого дела – пришествия к нему обетованного Мессии» (см. у преосвящ. Михаила, стр.337). «Чтобы привести Иудеев к вере во Христа Иисуса, Апостол заставляет их исследовать Писания ( Ин.5:39 ), которые свидетельствовали о Христе и спасении. Он напоминает им в главных моментах историю народа Израильского о том особенном промыслительном отношении Божием, конечною целью которого было возвестить Израилю, в силу благодатного обетования, данного еще праотцу Аврааму ( Быт.18:18; 22:18 ); сравн.( Деян.3:26 ), – Спасителя Иисуса. Для хранения этого обетования Бог народа сего выделил его из среды всех других народов в Свою собственность, усыновил ( Рим.9:4 ), возвысил его, т. е. умножил, так что он делается действительным народом ( Деян.7:17 ); ( Быт.48:19 ). Изведя его из Египта во всемогуществе чудес, силою Своею великой ( Втор.4:37 ), Иегова делает Свой народ славным в глазах всех окрестных народов. Все это было проявлением отеческой ревности к возлюбленному Своему «первенцу» ( Исх.4:22 ). И потом Иегова около 40 лет ухаживал за ними, лелеял их, нося на Своих крыльях ( Втор.32:11 ); ( Исх.19:4 ) и исполняя пищей сердца их ( Деян.14:17 ) и радостью по Боге, возводил их сознание к тому вечному Источнику, от Которого всякая тварь исполняется благости ( Пс.103:28 ). Через все это Он воспитывал их духовно. Ибо Израиль должен быть не только народом именитым и хвальным, но и народом святым. Иегова доставляет ему внешнее обособление от других народов, истребляя многих из них» (см. у Артоболевского, стр. 285 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Когда ты воюешь с человеком, ты можешь победить или быть побежденным, а Церковь победить никакая сила не может. Церковь – Божия, а Бог всего сильнее. Или раздражаем Господа, еда крепчайши его есмы? ( 1Кор.10:22 ) Господь основал, а ты пытаешься ниспровергнуть? Или хочешь испытать могущество Божие? Он призирает на землю и творит ю трястися ( Пс.103:32 ), повелевает, и трус прекращается. Разве ты не видел, сколько раз Он утверждал твой потрясенный город? Тем более может Он оградить от потрясений Свою Церковь . Церковь выше земли, она превосходит даже небо. Небо и земля мимо идут, словеса же Моя не мимо идут ( Мф.24:35 ). Какие слова? Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ). Если не веришь слову, то делам должен поверить. Сколькими тиранами воздвигались гонения на Церковь Божию?! Сколько употреблялось ими мучений, крестов, сколько костров, печей, диких зверей, изощренных мечей?! И они ничего не достигли. Где теперь те, которые делали это, и где те, которые мужественно перенесли все это. Теперь те подвергаются вечным мучениям, а эти ублажаются вечным веселием. Церковь превзошла своим блеском блеск солнца, а ее гонители объяты вечным мраком. Разве ты не знаешь, что [некогда] было только одиннадцать и они не были побеждены? Теперь, когда Вселенная наполнена множеством верующих, как они могут быть побеждены? Небо и земля мимо идут, словеса же Моя не мимо идут. И несомненно так, потому что для Бога Церковь дороже неба. Не Церковь – для неба, а небо – для Церкви. Итак, прошу, пусть ничто не смущает вас из того, чему вы были свидетелями. Будем иметь пред глазами пример Петра: он ходил по водам, но усомнился и тогда едва не погиб, не от сильных волн, но по слабости веры. Разве по человеческой воле мы пришли сюда или человеком можем быть удалены отсюда? Это я говорю не из надменности или самохвальства, но чтобы укрепить сердца ваши, объятые смущением. Вспомните, как подвижеся и трепетна бысть земля ( Пс.17:8 ), но город не был разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ср. Авд. ст. 17; Пс.47:3 и др.) и к истинному своему отечеству – небесному Иерусалиму, где естественно присутствуют пред Богом целые мириады ангелов в торжественном собрании (πανηγρει). Они причислены к церкви первородных, которые уже получили на небе права граждан (ср. Исх.32:32 ; Ис.43 ), т. е. к обществу верующих, как тех, которые еще живут на земле, но уже считаются справедливо гражданами неба ( Флп.3:20 ), так и тех, которые уже почили, именно, блаженных мужей В. Завета и первых христиан. Они приступили к такому Судье, который есть Бог всех людей и их Владыка, и, следовательно, может всегда покарать непокорных и отступников. Они приступили к сонму душ, совершивших свой земной подвиг, хотя еще и не облеченных в прославленное тело 102 . Наконец, мы стали близки к самому Ходатаю нового или недавно установленного (νας) Завета и пользуемся кровью кропления, которая говорит о лучшем, чем кровь Авеля (Авелева вопияла об отмщении, Христова – о прощении ст. 18–24). Затем ап. снова обращается к увещанию, убеждает читателей не огорчать Того, Кто говорил израильтянам на земле, т. е. на Синае, и основал т. о. только преходящее царство, а теперь говорит нам с неба, т. е. основал и утверждает через Христа царство вечное небесного характера. И, если Израиль, отказавшись сам принимать закон, возглашавшийся громогласно, не мог избегнуть подчинения Тому, Кто возвещал волю Свою на земле, то тем более мы не избежим подчинения Тому, Кто говорит Сам с неба, хотя бы мы и стали отказываться слушать Его (т. е. Христа, ст. 25). Сказав, наконец, о том, что наше христианское царство есть царство непоколебимое, вечное, ап. убеждает читателей сохранять в себе благодарность (χριν ср. Лк.17:9 ), которою мы и должны служить Богу (ст. 26–29) 103 . Глава 13-я. Увещание к воспитанию в себе христианских добродетелей, к утверждению сердца в благодати и к отречению от иудейства. Известие о себе и благословение Разъясняя в чем именно должна выражаться наша благодарность к Богу ( Евр.12:27–28 ), ап. перечисляет различные добродетели христианские, о которых мало ревновали его читатели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Мы знаем, что исполнение Божиих заповедей доставляет и знание, и истинное знание, — ведь только таким путем приходит здравие, а откуда разумность у разумной души, если ее познавательная способность больна? Итак, нам известно, что Божии заповеди доставляют и знание, но не только знание, а и обожение; и мы получаем его, в полноте приобретя и видя Духом в самих себе славу Божию всякий раз когда Бог благоволит ввести нас в Свои духовные таинства согласно вышеназванному святому  . 18. Поскольку святой упомянул говорящих то же самое отцов, мы тоже, минуя всех живших после него, посмотрим, что до него говорили святые о славе Божией, которую таинственно и неизреченно видят только посвященные, и прежде всего очевидцы и апостолы единого Бога и Отца нашего Иисуса Христа  , через Которого «именуется всякое отечество» в полноте Святой Церкви (Еф. 3, 15), а впереди апостолов — опять же их глава Петр, который говорит: «Не хитросплетенным басням следуя мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но быв очевидцами Его величия» (2 Пет. 1, 16). А какой славы Господа Иисуса Христа он был свидетелем, пусть покажет нам другой апостол: «Пробудившись», говорит он, «Петр и иже с ним видели славу Христа» (Лк. 9, 32). Что же была за слава? Пусть предстанет еще один евангелист, сосвидетельствуя: «Воссиял лик его как солнце, и одежды Его стали белыми как свет» (Мф. 17, 2). Господь показал им, что Он есть Бог, «облекающийся в свет как в одежды», по псалмопевцу (Пс. 103, 2); поэтому после слов о том, что он видел «на святой горе» славу Христову — свет озаряющий, чудно сказать, даже слух, ведь они видели там светящееся облако, звучащее словами, — после видения, стало быть, этой славы Христовой говорит: «Мы имеем вернейшее пророческое слово». Какое вернейшее пророческое слово вы приняли после созерцания света, боговидцы? Какое же, если не то, что Бог «облекается в свет как в одежды»! —«И вы хорошо делаете», говорит апостол, «держась этого пророческого слова как светильника, светящего в темном месте, пока не воссияет дневной свет» — какой дневной свет? Конечно же воссиявший на Фаворе! — «…и взойдет утренняя звезда» — какая утренняя звезда? Конечно же осиявшая там Петра с Иаковом и Иоанном. «…Пока не взойдет эта утренняя звезда» — где? «В сердцах наших» (2 Пет. 1, 18–19). Не ясно ли, что этот свет светит теперь в сердцах верных и совершенных? Не ясно ли, что он безмерно превосходит свет знания? И не только от знания, добываемого эллинской наукой, потому что такое недостойно даже назваться знанием, будучи все ложным или смешанным с ложью и более близким мраку, чем свету, — не только, говорю, от этого знания, но и от знания божественных Писаний свет этого видения отличается настолько, что свет знания сравним со светильником, светящим в темном месте, а свет таинственного видения — с сияющей днем утренней звездой, то есть с солнцем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

57. Чем завершилась земная жизнь Христа? Она завершилась Его победой над смертью. Сила Божия, заключенная в Нем (Деян. 3.15), и сила человека, свободного от греха (Деян. 2.2) восторжествовали над распадом и смертью. Смерть, согласно Библии, есть результат сил, действующих в мире вопреки воле Творца. Побеждая смерть, Христос свидетельствует: — о конечном торжестве Бога; — о будущем уничтожении смерти; — о непобедимости света и правды (Ин. 12.31; 1 Кор. 15.3–28; 11–17). 58. Почему говорится, что Христос воскрес «по Писаниям»? Пророки говорили, что с наступлением мессианского Царства зло и смерть будут сокрушены (Ис. 11.1–9; 27.1). Воскресение Христа положило начало этой победе. 59. Что означает «вознесение и пребывание одесную Отца»? Во дни земной жизни Христос был связан границами пространства и времени. Победив смерть, Он как Богочеловек получил «всякую власть на небе и на земле» (Мф. 28.18). Отныне Он пребывает и действует во всем мире и в человечестве (Мф. 28.20). Поэтому можно говорить, что Он «там», где Отец, т. е. имеет вездесущность Бога. 60. Что такое Последний Суд? Согласно Библии, всякое столкновение человеческой неправды с правдой Божией есть «суд» над миром (Ин. 12.31).. Но Последний Суд, очистив мир от зла, станет рубежом между старым миром и новым этапом бытия, который есть Царство Божие. Мир готовится к Последнему Суду постепенно (см. притчу Мк. 4.25–29). Но поскольку Суд Божий настигает каждого в решающий момент его жизни, все должны быть готовы к «встрече Господа» (притчи Мф. 24.42–51). Примечание: Понятие ,,муки вечной» (Мф. 25.46) нельзя связывать с бесконечностью во времени. Это состояние последнего и крайнего богопротивления в Откр. 20.14 названо «смертью второй», т. е. окончательной. По мнению многих богословов, это означает отказ от жизни, от бытия, которое дарует Бог, и уход в небытие, в ничто. Тема 10 ДУХ БОЖИЙ. ЦЕРКОВЬ. 61. Что такое Дух Божий? 1) В Ветхом Завете Бог явлен как .Сокровенный и Неисповедимый Отец: в Новом Завете — как Сын–Слово, творящее и открывающееся людям и явленное в лице Христа (эта ипостась или Лик Божий именуется еще премудростью), а так же как Дух, Дух в библейской фразеологии означает силу, могущество, животворящую мощь. Он действует в природе (уже созданной: Пс. 32.6; 103.30) и в человечестве (через покров: Иез. 11.24). Мы преклоняемся перед Ним и славим Его как Господа (Бога), ибо дух не просто свойство Бога, а — Он Сам. Дух Божий именуют «третьей ипостасью Божества». Отсюда понятие о Триедином Божестве, или Святой Троице. Все три ипостаси принадлежат одной Божественной природе (сущности).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

17 Замечательно, что раздвоености человека в его религиозно-нравственной жизни некое соответствие дано в физиологической организации высших животных, именно в парности органов: мозговые полушария, глава, уши, ноздри, челюсти, руки, грудь, легкие, ребра, почки, ноги. Как будго эти организации представляют соединение двух организ­мов, и задача биологического процесса их состоис в постепенном и более тесном сращении их и объединении их деятельности, как бы в большей цельности ее, причем однакож бывают отступления от нормы в раздвоения в отправлении их функций, так что лечение таких раздвоений должно состоять в восстановлении целостности этих отправлений. 20 Эти места имеются во всех доселе взвестных текстах, – им пол­ную параллель представляет Ин.20:21–23 , – обычное в евангелиях выступление ап. Петра впереди других учеников в обращениях ко Христу, особенно часто и усиленно указуемое в евангелии Евреев, – и в настоящем случае ап. Петр является представителем всех апо­столов и Христос говорит ему именво как такому представителю и безлично – поэтому πτρα, – скала, твердыня, – а не περος, – камень в этой скале-твердыне, – наконец, ясные идеи Церкви и власти в ней апо­столов и предстоятелей – епископов – в Деяниях, Апокалипсисе и Посланиях Апостольских, написанных ранее евангелий. 21 Подобное же находим и в некоторых других словах. Напри­мер Логос – как название Сына Божия, этот термин не встречается в евангельских изречениях Господа, вполне покрываясь в евангель­ском веросозерцании словом Сын и внутренно и вполне вмещаясь в этом последнем. Главным предметом евангельского благовестия служит «спасение» людей, как преимущественно дело божественной любви: Бог открывается здесь как Любовь или как Отец, рождаю­щий Сына и посылающий Его в мир, по любви к нему, для спасения его ( Ин.3:16–17 ). Напротив, в миротворении и миропромышлении от­крывается преимущественно Премудрость Божия, – Бог как Разум, открывающийся в Логосе и нарекающий Бога – Слово ( Пс.32:6 , – 103:24, – Притч.8:22 сл. Ин.1:1–18 , – Рим.11:33 и др.). Но как разум немыслим без любви и любовь без разума, так и в слове Сын заключастся и Логос и в Логосе Сын. Подобное же представляют например, слова: «Христианство – χριστιανισμς, Богочеловек – ϑεοςνϑρωπος, Богородица – εοτκος» и др. Как понятия, они внутренно содержатся в Новом Завете, – но как слова или термины, они исторически появились после на церковно-богословском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

112. Схема Литургии Преждеосвященных Даров 1. Возглас диакона и священника: «Благословенно царство»… 2. Чтение псалма 103: «Благослови, душе моя, Господа», (Часосл.). 3. Великая ектения. 4. Кафизмы. 5. Малая ектения, или три малых ектении (после каждой из трех кафизм), во время которых совершается перенесение Св. Агнца с Престола на жертвенник. 6. «Господи воззвах». 7. Стихиры «на Господи воззвах». 8. Вечерний вход с кадилом или с Евангелием (в том случае, если на Литургии бывает чтение Еванг.). 9. «Свете тихий»… 10. Чтение первой паремии. 11. Возглас священника: «Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех». 12. Чтение второй паремии. 13. Пение: «Да исправится молитва моя» (тремя певцами). 14. Молитва Св. Ефрема Сирина . 15. Чтение Евангелия (если положено по Уставу). 16. Сугубая ектения. 17. Молитва за Государя. 18. Ектения об оглашенных. 19. Ектения о просвещенных. Возглас: «Яко Ты еси просвещение наше» (С 4 недели В. поста). 20. Малая ектения о верных. Возглас «Яко подобает»… 21. Вторая малая ектения о верных. 22. «Ныне силы небесныя». 23. Великий вход с Преждеосвященными Дарами. 24. Вторая часть молитвы: «Верою и любовию приступим». 25. Молитва Св. Ефрема Сирина . 26. Просительная ектения, о предложенных и Преждеосвящ. Честн. «Дарех»… 27. Молитва Господня. 28. Возглас: «Преждеосвященная Святая Святым». 29. Предпоследнее явление Св. Даров («Благословлю Господа»). 30. Последнее явление Св. Даров. 31. Благодарение за Причащение. 32. Заамвонная молитва («Владыко Вседержителю»). 33. «Буди имя Господне благословенно» (трижды) и пс. 33. 34. Последнее благословение священника. 35. Отпуст. 113. Отличие вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров от Литургии Вечерня, соединяясь с Литургией Преждеосвященных Даров, имеет следующие отличия: Она начинается литургийным возгласом, п. ч. непосредственно соединяется с Литургией; Начинательный псалом не поется, а читается (и не в сокращенном виде, а целиком); После входа с кадилом читаются две паремии. После первой паремии возглас священника: «Свет Христов просвещает всех» и после второй паремии пение перед Царскими вратами одним или тремя певцами четырех стихов «Да исправится молитва моя»…

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, кто уподобится Тебе? Солнце, как источник света? Но каждый день я вижу его погасающим: его удел чередоваться с ночью. Луна ли — по своему благолепию? Но в течение каждого года она (несколько раз) умирает и вновь каким–то образом рождается. Звезды ли, потому что они светят? Но при сиянии дня они утрачивают весь свой блеск. Море ли — по своей неизмеримой обширности? Но оно рассекается малым древом и подчиняется ударам весел, потому что Тобою указано ему служить нуждам людей. Земля ли — по своей неподвижности и устойчивости? Но когда Ты захочешь, она потрясается от одного Твоего взора (Пс. 17:8; 103:32), — и она дала Тебе перст при создании человека, когда Ты обжег глину дыханием жизни. Небо ли, далее, уподобится Тебе? Каким это образом? Ведь оно, по Твоему повелению, доставило Тебе облако, послужившее Твоему восхождению на небо, как некогда (явило) волхвам звезду, возвестившую Твое божественное рождение в Вифлееме. Ангел или архангел уподобится Тебе? Как или каким образом, раз они являются служебными духами, со страхом исполняющими Твои повеления. Но упомянув об ангелах, я останавливаюсь мысленно на том ангеле, который восседал на камне Твоего живоносного гроба. Я знаю, что он не будет негодовать на меня за это, будучи слугою Того, Кто убедил Фому осязать благочестиво, испытывать тщательно и почтить богоприлично великое таинство (воскресения). Итак, скажи мне, ангел, — потому что хотя Божественные Евангелия изображают Тебя то в одиночке, то вместе с сослужителем, но одна благодать, одно служение составляют дело, — скажи мне: ради чего, оставив небо, ты сидишь при гробе, и, принадлежа к лику горних сил, являешься здесь на земле собеседником женщин? Ты оставил херувимов и сидишь при гробе? Ты прекратил свое страшное служение на небе и наполняешь радостью Марию здесь, на земле? Землетрясением ты умертвил стоявших на страже у гроба воинов и словами убеждения подвигнул женщин к апостольскому служению? Пришел Петр, но как бестелесный ты остался для него невидимым; подоспел Иоанн, но и он не усмотрел твоего присутствия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010